УДК / UDC 336.5 Государственные расходы
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
TOPICAL ISSUES OF APPLICATION OF A NATIONAL TREATMENT IN THE SPHERE OF GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENTS
Маковлева Е.Е., аспирант Makovleva E.E., Post-graduate student Московский финансово-экономический институт, Москва, Россия
Moscow Financial and Economic Institute, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В России возрастает значимость применения национального режима в организации государственных и муниципальных закупок. Это связано, во-первых, со значительной долей импорта в ряде отраслей, во-вторых, с необходимостью загрузки отечественных мощностей в производстве товаров и услуг и, в-третьих, с развитием конкуренции. Целью настоящего исследования является анализ механизмов применения преференций, запретов и ограничений на допуск иностранных товаров и лиц к государственным и муниципальным закупкам. В работе осуществлено детальное изучение ограничительных мер, применяемых при осуществлении закупок иностранных товаров, работ, услуг; количественных и качественных характеристик закупок с предоставлением преференций российским, белорусским и казахстанским товарам. Дается сравнение достигнутой экономии по аукционам с преференциями, запретами и ограничениями допуска иностранных товаров и общих показателей по всем аукционам на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ». В результате исследования предложены основные направления оптимизации и оздоровления ситуации на внутреннем товарном рынке, сформулированы возможные риски при реализации запретов и ограничений доступа к госзакупкам иностранных товаров и лиц. В заключение статьи изложены краткие выводы и предложения по совершенствованию механизма реализации условий национального режима для поддержки отечественных поставщиков для государственных и муниципальных нужд.
ABSTRACT
In Russia the importance of national treatment application in public and municipal procurement Organization is constantly growing. The process is connected, firstly, with a significant share of imports in some sectors, and secondly, with the need to charge the domestic capacity in the production of goods and services and, thirdly, with the development of competition. The aim of the research is to analyze preferences, prohibitions and restrictions application mechanisms on the admission of foreign goods and individuals to state and municipal procurement. The research presents a detailed study of the restrictive measures applied in foreign goods, works and services procurement,; quantitative and qualitative characteristics of the procurement with the preferences of Russian, Belarusian and Kazakhstani goods. The work provides a comparison of the savings achieved on the auctions with preferences, restrictions and limitations of access for foreign goods and common metrics on all of the auctions on an electronic platform "Sberbank-AST". The basic directions of optimization and improvement in the domestic market situation are defined in the work and possible risks connected with prohibitions and restrictions of access to foreign procurement of goods and people are outlined. In conclusion the article provides brief findings and suggestions to improve the mechanism of national treatment implementation to support domestic suppliers for government and municipal needs.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Госзакупки, преференции, запреты и ограничения допуска к закупкам, контрактная система, электронная площадка.
KEY WORDS
Procurement, preferences, restrictions and limitations of access to procurement, contract system, the electronic platform.
Государственные закупки - один из важнейших инструментов в реализации государственной политики при решении социальных и экономических задач, направленных, в том числе, на поддержку отечественных производителей и стимулирование внутреннего рынка. Информационно-открытые конкурентные закупки привлекают значительное количество компаний, особенно возрастает роль государственных закупок в условиях кризиса. Получение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд позволяет предпринимателям сохранить рабочие места, гарантировать бесперебойный цикл работы производства, смягчить последствия кризисных явлений.
Конкурентный механизм размещения государственного заказа делает доступным участие в закупках не только российских, но и зарубежных компаний. Объем импорта в государственных закупках по оценкам экспертов в некоторых отраслях доходит до 7085%. В этой связи актуальными становятся вопросы защиты отечественных производителей, а также целевого использования государственных средств, выводимых за рубеж при заключении контрактов с иностранными поставщиками.
Государство использует инструменты торгового регулирования иностранных товаров, работ, услуг, осуществляемых иностранными компаниями, которые условно можно разделить на две группы: тарифные, основанные на применении таможенных тарифов, пошлин, таможенных правил и процедур, и нетарифные методы, которые делятся на количественные, скрытые, специфические ответные и финансовые меры [17]. Использование многих из этих мер ограничено или полностью запрещено Всемирной торговой организацией (далее - ВТО), членом которой Россия стала в 2012-м году. Но де-факто они применяются во многих странах, которые не отказываются от протекционистской политики в области закупок [2]. Область, которая не попадает под регулирование ВТО, - это скрытые инструменты. Один из значимых компонентов в этой группе мер - ограничения в области государственных закупок. Такими ограничениями являются, например, запреты и ограничения на поставку некоторых видов иностранной продукции.
До 2006 года в российском законодательстве о государственных закупках отсутствовал принцип приоритета национальных товаров. С принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» появились нормы, позволяющие ограничивать доступ к участию в государственных закупках иностранных товаров [10]. В 2014 году вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе), согласно которому установлены правила применения национального режима при осуществлении закупок [9].
Национальный режим определяет, что к иностранным товарам, а также работам и услугам, выполняемым и оказываемым иностранными лицами, применяются те же правовые условия, что и к товарам российского происхождения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. Вместе с тем, согласно закону о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, развития национальной экономики, Правительством Российской Федерации устанавливаются механизмы защиты внутреннего рынка страны, поддержки российских товаропроизводителей.
В настоящее время установлены следующие ограничительные меры:
1. Прямой запрет на отдельные виды иностранных товаров, работ, услуг [5,6,7];
2. Ограниченный допуск, при соблюдении определенных условий [8];
3. Предоставление преимуществ (преференций) товарам, работам и услугам, происходящим из стран Таможенного союза ЕАЭС: Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан [4].
4. Определение конкретных производителей товаров при осуществлении отдельных видов закупок на основании Распоряжений Правительства РФ [13].
Таким образом, преференции направлены на поддержку отдельных видов товаров, производимых в странах Таможенного союза ЕАЭС: Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Казахстан (в отдельных случаях - производимых в Республике Армения), а запреты и ограничения допуска отдельных видов товаров распространены на отрасли, наиболее перспективные с точки зрения импортозамещения: нужды обороны страны и безопасности государства, машиностроение, легкая промышленность, медицинские изделия. С января 2016 года вступают в силу ограничения закупок иностранного программного обеспечения и введение преференций российским разработчикам программного обеспечения [3].
Механизм применения преференций товарам, происходящим из России, Белоруссии, Казахстана, а также работам, услугам, исполняемым лицами указанных государств, заключается в следующем:
- в аукционе при заключении контракта с победителем, предложившим иностранный товар (за исключением белорусских, казахстанских товаров), цена контракта снижается на 15% от цены, предложенной победителем;
- в конкурсе и запросе предложений контракт заключается по цене победителя, но при оценке заявок к предложениям с товарами российского, белорусского, казахстанского происхождения применяется понижающий коэффициент в размере 15% по критерию цена контракта.
Механизм применения запретов и ограничений иностранных товаров и лиц, осуществляющих работы, услуги (за исключением Республики Белоруссия, Республики Казахстан, а по отдельным видам товаров машиностроения и медицинских изделий - и Республики Армения), сводится к установлению требований:
- производство товара исключительно на территории России, Белоруссии, Казахстана, за исключением случаев отсутствия их производства в указанных странах,
- локализация производственных операций на территории России, Белоруссии, Казахстана,
- производство товаров конкретными производителями, определенными Постановлением Правительства РФ,
- отклонение заявок с иностранными товарами при наличии двух заявок с отечественными (а также происходящими из Белоруссии, Казахстана, Армении) товарами разных производителей.
С целью анализа результатов и эффективности применения национального режима в закупочных процедурах для государственных и муниципальных нужд были выделены различные количественные и стоимостные показатели закупок, размещенных на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг [14]. Однако функциональные ограничения сайта не позволяют в полном объеме выгрузить и сопоставить данные о таких закупках. Поэтому были использованы отдельные выборки данных по сайтам Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития России, электронной площадки ЗАО «Сбербанк- АСТ».
Основными задачами аналитического исследования являются:
1. Определение доли заключенных контрактов в результате определения поставщиков с предоставлением преференций;
2. Распределение закупок с применением национального режима по способам определения поставщика;
3. Сравнение количественных и стоимостных характеристик «обычных» закупок и закупок с применением национального режима;
4. Расчет и сравнение показателя экономии, достигнутой в ходе торгов, анализ значений показателя экономии по отраслям.
5. Выявление проблемных вопросов соблюдения институциональных барьеров для иностранных товаров, работ, услуг в сфере контрактных отношений.
В 2014 году с применением преференций с отечественными производителями было заключено более 915 тысяч контрактов на общую сумму 783 млрд. рублей [15]. На сайте Росстата к марту 2015 года размещена информация о результатах определения поставщиков главными распорядителями средств федерального бюджета за 9 месяцев 2014 г. [16]. На основе анализа указанных данных удалось составить количественные характеристики закупок, проведенных с предоставлением преференций российским, белорусским и казахстанским товарам (таблица 1).
Таблица 1 - Количественные и стоимостные характеристики закупок, проведенных с предоставлением преференций российским, белорусским, казахстанским товарам. Федеральный бюджет, январь-сентябрь 2014 г.
Характеристики закупок с преференциями: Всего В том числе на поставку товаров:
российских белорусских Итого
Количество объявленных закупок 5437 - - -
Количество заключенных контрактов 3848 2374 10 62%
Количество поданных заявок 13036 - - -
Количество выигравших заявок 3978 2587 10 65%
Суммарная начальная (максимальная) цена контрактов, млн. руб. 11025,7 - - -
Стоимость заключенных контрактов, млн. руб. 8365,3 6621,9 13,5 79%
Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
В количественном выражении по результатам закупочных процедур с преференциями 62% контрактов были заключены на поставку российских и белорусских товаров; среди выигравших заявок 65% заявок содержали предложения о поставке российских и белорусских товаров, в стоимостном выражении 79% стоимости всех контрактов с преференциями были заключены на поставку российских и белорусских товаров. Доля белорусских товаров незначительна по сравнению с российскими товарами, а сведения о казахстанских и армянских товарах практически отсутствуют.
Распределение закупок по способам определения поставщика в приведенной выборке показывает, что наибольшее количество конкурентных процедур с преференциями осуществляется в форме электронного аукциона (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение по способам определения поставщика показателей закупок, проведенных с предоставлением преференций российским, белорусским, казахстанским товарам. Федеральный бюджет, январь-сентябрь 2014 г.
Способы определения поставщика Наименование показателей закупок с преференциями
Количество извещений с предоставлением преференций Количество заключенны х контрактов Стоимость заключенных контрактов, тыс. руб.
Конкурсы: открытые 16 14 29584
открытые с ограниченным участием 35 26 22319
открытые двухэтапные 0 0 0
закрытые 23 23 3747000
закрытые с ограниченным участием и двухэтапные 0 0 0
Аукционы:электронные 5240 3665 4524973
закрытые 0 0 0
Запросы предложений 123 120 41393
Запросы котировок 0 0 0
Источник: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Анализ результатов наиболее активно применяемого заказчиками способа определения поставщика в форме электронного аукциона, проведенный на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» - наиболее крупного оператора в контрактной системе закупок, выявил следующие показатели.
За период январь 2014 г. - февраль 2015 г. на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» [16] было объявлено более 1 млн. аукционов, среди которых доля процедур с преференциями товарам российского, белорусского, казахстанского происхождения составила 9% (95,6 тысячи извещений на сумму 135,7 млрд. руб.), доля процедур с ограничениями и запретами на допуск товаров иностранного производства - 12% (118,2 тысячи извещений на сумму 319,3 млрд. руб.) (диаграмма 1).
| Аукционы без применения национального режима | Аукционы с преференциями
| Аукционы с ограничениями на товары иностранного производства
Количество извещений
с преференциями -95,6 тыс. с ограничениями и запретами -118,2 тыс остальные - 789,9 тыс.
Начальная (максимальная) цена извещений: --------
с преференциями - 135,7 млрд. руб."" с ограничениями и запретами -319,3 млрд. руб.
остальные -1106 млрд. руб.
Количество контрактов:
с преференциями - 71,7 тыс. с ограничениями и запретами -88,3 тыс.
остальные - 600,4 тыс.
.Стоимость контрактов:
с преференциями - 108,2 млрд.руб.
с ограничениями и запретами - 229,2 млрд. руб. остальные - 772,6 млрд. руб.
Количество отказов от заключения контрактов со стороны участников:
(в % от числа заключенных контрактов) с преференциями - 0,2 тыс. с ограничениями и запретами - 0,7 тыс. остальные - 7 тыс.
Источник: авторская разработка на основе данных электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Диаграмма 1 - Количественные и стоимостные показатели определения поставщика в форме электронного аукциона с применением национального режима за период январь 2014г -февраль 2015 г., электронная площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Доля заключенных контрактов по результатам процедур с преференциями составила 9% (71,7 тысяч контрактов на сумму 108,2 млн. руб.), доля заключенных контрактов по результатам процедур с ограничениями и запретами на допуск товаров иностранного производства - 12% (88,3 тысячи контрактов на сумму 229,2 млн. руб.). Количество несостоявшихся аукционов с преференциями, в которых участники, признанные победителями закупки, отказывались от заключения контрактов не превышает 0,3% от числа заключенных контрактов. В аукционах с ограничениями и запретами на допуск иностранных товаров этот показатель не превышает 0,8%, а в «обычных» аукционах без применения национального режима - 1,2%.
Для расчета показателя экономии, достигнутого в ходе определения поставщика, в целях настоящего исследования была применена формула:
Пэ= (1 - !ЦК / 1НМЦК) * 100%,
где ПЭ - показатель экономии, !цК - общая сумма заключенных контрактов, !НМцк -общая сумма начальных (максимальных) цен аукционов, по которым были заключены контракты.
Данная формула по сути определяет показатель снижения цены в ходе открытых электронных торгов. Отметим, что при комплексном подходе к анализу детерминантов экономии необходимо учитывать ее зависимость от многих факторов, таких как качество определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком, проработанность технической документации, региональные особенности закупок, обоснованность ценовых предложений участников торгов, влияние антидемпинговых механизмов [1]. Однако, для целей данного исследования достаточно «простого» показателя экономии.
Наибольший процент экономии наблюдался на аукционах с преференциями и составил 4,9%, в стоимостном выражении 5,58 млрд. рублей, а с учетом несостоявшихся аукционов, по которым были заключены контракты, наибольший процент экономии выявлен на торгах с ограничениями иностранных товаров - 9,51%, в стоимостном выражении 9,96 млрд. рублей (таблица 3).
Таблица 3- Анализ показателей экономии в процентах от начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона с применением национального режима (за период январь 2014 г. - февраль 2015 г. на площадке «Сбербанк-АСТ»)
п/п Аукционы с преференциями для российских, белорусских, казахстанских товаров Аукционы с ограничениями на товары иностранного происхождения
Достигнутая экономия 4,90% 5,58 млрд. рублей 4,16% 9,96 млрд. рублей
Достигнутая экономия без учета несостоявшихся аукционов 8,30% 5,52 млрд. рублей 9,51% 9,60 млрд. рублей
Источник: на основе данных электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Таблица наглядно демонстрирует, что экономия фактически отсутствует по результатам несостоявшихся процедур, при которых контракт заключается с единственным участником, признанным соответствующим документации о закупке. Без учета несостоявшихся аукционов процент достигнутой экономии возрастает в два раза при тех же стоимостных значениях.
Распределение аукционов в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКДП) позволяет выделить отрасли, в которых наблюдалась наибольшая экономия при применении преференций, запретов и ограничений допуска иностранных товаров, работ, услуг. Данная статистика не претендует на абсолютную точность в связи с тем, что в ходе исследования были выявлены несоответствия, связанные с ошибками заказчиков при выборе кодов ОКДП, несоответствующих объекту закупки; необоснованным указанием преференций и ограничений в извещениях об «обычных» закупках.
Тем не менее, на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что при установленных преференциях по отдельным видам продукции достигнутая экономия была значительно выше, чем общий показатель экономии в аукционах по данным видам продукции (диаграмма 2).
Например, по коду 31.61.23.110 «Приборы освещения и световой сигнализации электрические для автотранспортных средств, мотоциклов и велосипедов» экономия в среднем достигала 14,3%, а с применением преференций составила 47,5%. В аукционах с установленными запретами и ограничениями допуска иностранных товаров наибольший процент экономии выявлен по товарам легкой промышленности -в среднем он составил 10,3%, по медицинским изделиям - в среднем 6%, по товарам машиностроения - в среднем не более 3%.
I Общий показатель экономии в аукционах, % ■Показатель экономии в аукционах с преференциями,%
■Экономия в аукционах с установленными запретами и ограничениями иностранных товаров
% 50 45 40 35 30 25 20 15 10
Аукционы с преференциями
Аукционы с запретами и ограничениями
авторская разработка на основе данных электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Диаграмма 2 - Сравнение показателей достигнутой экономии по аукционам с преференциями, запретами и ограничениями допуска иностранных товаров и общих показателей экономии по
всем аукционам (период сентябрь 2014 г. - февраль 2015 г., электронная площадка ЗАО
«Сбербанк-АСТ»)
Важно отметить, что со стороны участников закупок нередко возникают сложности, связанные с необходимостью предоставления в составе заявки на участие в закупке сертификатов и актов экспертизы о происхождении товара, а также заключений Минпромторга России и уполномоченных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан (в том случае, если участник намерен использовать товары, материалы, полуфабрикаты, произведенные в иных странах, ввиду отсутствия их производства на территории Российской Федерации, Республики Беларусь или Республики Казахстан).
Неточности и несовершенства отдельных нормативных актов, по оценкам экспертов, могут приводить к срывам отдельных видов закупок. В частности, серьезные проблемы связаны с обязанностью участника закупки (по отдельным видам товаров машиностроения) предоставить заказчику сертификат о происхождении товара для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по форме СТ-1, выдаваемый на платной основе торгово-промышленной палатой Российской Федерации [12]:
1. Для получения сертификата участнику закупки необходимо представить большой объем документов, в том числе относящихся к компетенции производителя товара;
2. Сертификат выдается только заинтересованному участнику закупки, производитель лишен возможности получить сертификат на производимый им товар и централизовано направить его копию своим дилерам - участникам контрактной системы;
3. Сертификат прекращает свое действие после завершения закупки, для которой он был предназначен, независимо от того, стал ли участник закупки ее победителем;
4. Выдача сертификата предусмотрена только в отношении товара, находящегося в торговом обороте между странами, остается открытым вопрос о документе, подтверждающем право на получение преимуществ поставщика российского товара, реализуемого исключительно внутри страны;
5. Согласно Приказу ТПП сертификаты не могут быть выданы в отношении товаров, происходящих из Республики Армения, что противоречит поправкам, принятым в правительственные нормативные акты;
6. Заявление на получение сертификата содержит избыточные требования к заявителю - участнику закупки: обязательство письменно уведомить уполномоченную ТПП об исполнении контракта в течение 15 рабочих дней с момента заключения; необходимость предоставить в уполномоченную ТПП гарантийное письмо о заключении контракта (прим. автора - договора) с производителем или иным лицом на поставку товара в необходимом количестве и номенклатуре, если участник будет определен в качестве поставщика товара для закупок.
Нормативная база нуждается в скорейшей корректировке, поскольку указанные проблемы приводят к несоблюдению установленных норм. Например, заказчики устанавливают требования, позволяющие вывести закупку товаров машиностроения из-под ограничительных мер: закупают товары с минимальным сроком эксплуатации или приобретают их в лизинг.
Конечной целью государственного регулирования импорта по отдельным группам товаров, работ, услуг является развитие национальной экономики и поддержка отечественных производителей. Вместе с тем преференции и ограничения должны носить сбалансированный характер и сопровождаться мерами по стимулированию внутреннего производства, информированием и обучением заказчиков и поставщиков - непосредственных исполнителей принимаемых Правительством решений. Необходимо учитывать следующие риски:
1. Монополизация некоторых сегментов отраслевых рынков, завышение цен на перечень продукции, запрещенной к поставке от зарубежных производителей;
2. Падение качества отечественной продукции ввиду отсутствия конкуренции с импортными товарами;
3. Нецелевое расходование денежных средств, выделяемых государством на реализацию инвестиционных проектов;
4. Дефицит товаров в отдельных отраслях, связанный с недостаточными объемами импортозамещения;
5. Нехватка финансовых ресурсов, квалифицированного персонала, технологическое отставание;
6. Отсутствие необходимого уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.
Оптимизация и оздоровление ситуации на внутреннем товарном рынке могут быть достигнуты с использованием не только ресурсов государства, но и бизнеса. Важнейшими элементами механизма применения национального режима в государственных закупках являются:
1. Стимулирование отечественных инновационных проектов и разработок;
2. Инвестиции, направленные на техническое переоснащение производства и рост производительности труда;
3. Государственная поддержка инфраструктурных проектов;
4. Дополнительные преференции товарам с определенным уровнем локализации производства на территории Российской Федерации;
5. Вытеснение импортных компонентов за счет преимуществ в цене на фоне ослабления национальной валюты;
6. Развитие национальных логистических цепочек;
7. Разработка механизма ограничений на вывод денежных средств, полученными иностранными компаниями в результате исполнения государственных
контрактов, и реинвестирования на российском рынке части полученных средств;
8. Совершенствование законодательных норм, регулирующих закупочные процедуры, в том числе закрепление электронной формы проведения всех конкурентных процедур определения поставщика для государственных и муниципальных нужд;
9. Внедрение информационных технологий, позволяющих получение объективной и достоверной аналитики по результатам закупок и исполнения контрактов;
10. Поддержание и повышение уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.
Совершенствование механизма применения национального режима в государственных и муниципальных закупках схематично представлено на рисунке 1.
Источник: авторская разработка.
Выводы:
1. Важным достижением для развития экономики Российской Федерации является применение национального режима при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
2. Импорт занимает значительную долю в отдельных отраслях экономики, в том числе в отраслях, базирующихся на госзакупках. Основной объем закупок с применением ограничений к товарам и лицам, происходящим из иностранных государств, проводится в форме электронного аукциона. Стоимость контрактов по результатам таких закупок составляет около 31% от общей стоимости контрактов по результатам электронных аукционов.
3. Как показывает анализ закупок на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ», экономия в аукционах, проводимых с применением национального режима, может превышать 40-47% по отдельным видам продукции.
4. Выделяются факторы риска возникновения негативных последствий при отсутствии сбалансированного механизма реализации программ импортозамещения, среди таких факторов отмечены возможная монополизация отдельных сегментов рынка, нецелевое расходование бюджетных средств.
5. В статье представлено авторское видение совершенствования системы применения преференций, запретов и ограничений на допуск иностранных товаров и лиц к государственным закупкам.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев Н.Ю., Маковлева Е.Е., Обаляева Ю.И., Совершенствование механизма применения антидемпинговых мер в сфере государственных и муниципальных закупок. // Горизонты экономики. 2015. № 1. С. 42-51.
2. Балацкий Е.В., Гусев А.Б., Екимова Н.А. Протекционистская политика на рынке государственных закупок в России и за рубежом // Языки славянской культуры, Москва. 2007. С. 112.
3. О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 29.06.2015 №188-ФЗ. Ст.2.
4. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Приказ Минэкономразвития России от
25.03.2014 г. №155 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 15.10.2014 № 655.
5. Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства: Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224.
6. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 в ред. Постановления Правительства РФ от
31.01.2015 № 84.
7. Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд: Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791.
8. Об установлении ограничения на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при закупках для государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ в ред. от 31 декабря 2014.
10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
11. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р.
12. Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Приложение 1 к Приказу ТПП РФ от 25.08.2014 № 64.
13. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 № 2785-р.
14. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru.
15. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru.
16. Сайт электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru.
17. Krugman Paul, Obstfeld, Melitz / Пол Кругман, Обстфельд, Мелитц - International Economics: Theory and Policy / Международная (мировая) экономика - учебник. // Addison Wesley (Pearson). 2012. С. 736.