щество: политика, экономика, право. 2017. № 3. С.41-42.
13. Шабельников А.Н., Гибнер Я.М. Управление разработкой инновационных проектов // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 1. С.27-30.
14. Шадрина Л.Ю. Пятиуровневая модель клиентской лояльности как индикатор уровня конкурентоспособности и клиентоориентирован-ности бизнеса // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 55-57.
15. Шапошников В.Л., Романов Д.А. Индекс географической широты как универсальный показатель востребованности результатов человеческой деятельности // Научные труды Кубанского гос. технолог. ун-та. 2016. № 11. С. 286-298.
16. Шапошникова Т.Л., Подольская О.Н.,
Пастухова И.П. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза // Научные труды Кубанского гос. технолог. ун-та. 2016. № 8. С. 385-398.
17. Abulkasim M.I.M., Mutalib M.A., Abdu-laziz A.M., Ibrahim M. The Impact of Human Resource Management (Hrm) Practices on Labour Productivity in Libyan National Oil Corporations: The Mediating Role of Social Skills // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 2. Р. 201-211.
18. Ahmed S., Ahmad F.B., Joarder M.H.R. HRM Practices-Engagement-Performance Relationships: A Conceptual Framework for RMG Sector in Developing Economy // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 4. Р. 87-95.
ШАПОШНИКОВ Валерий Леонидович - кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой информационных технологий и математики. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Краснодар. E-mail: ro-manovs-s@yandex. ru.
ШАПОШНИКОВА Татьяна Леонидовна - доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].
ХОРОШУН Кристина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и финансового менеджмента. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].
SHAPOSHNIKOV, Valery Leonidovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Head of the Department of Computer-aided Technologies and Mathematics. Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: romanovs-s@ yandex.ru.
SHAPOSHNIKOVA, Tatyana Leonidovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head of the Department of Physics. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: romanovs-s@yandex. ru.
HOROSHUN, Cristina Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Management. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 658.7:352
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Е.И. Антонова
Анализируется нормативная правовая база применения национального режима при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы. Автор приходит к выводу, что применение национального режима при осуществлении подобных закупок фактически по-прежнему регулируется несколькими подзаконными актами.
Ключевые слова: закупки товаров для государственных и муниципальных нужд; контрактная система; национальный режим.
E.I. Antonova. LEGAL FUNDAMENTALS FOR APPLICATION OF NATIONAL TREATMENT IN PROCUREMENT OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
The author analyzes the normative legal base of application of national treatment in procurement of goods for state and municipal needs in the contract system. The author comes to conclusion that the application of the national regime in the implementation of such purchases is in fact still regulated by several by-laws.
Keywords: procurement of goods for state and municipal needs; the contract system; national treatment.
Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Феде-
рации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя [1]. Следовательно, участниками закупки могут быть не только российские юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), но и иностранные, а заказчик вправе закупать как товары российского происхождения, так и происходящие из иностранных государств, поскольку общего запрета на закупку товаров иностранного происхождения Закон о контрактной системе не содержит [8].
В соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. Сущность национального режима заключается в предоставлении иностранным физическим и юридическим лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 г. № 1289 (далее - Постановление № 1289) установлены ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее -ЖНВЛП) [2].
Согласно п. 1 Постановления № 1289 предусмотренные им ограничения допуска применяются при закупке ЖНВЛП с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН), являющегося предметом одного контракта (одного лота). Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что действие Постановления № 1289 распространяется только на случаи закупок по одному МНН в рамках одного контракта и не распространяется на случаи закупки лекарственных препаратов с различными МНН [4].
При этом предусмотренные п. 1 Постановления № 1289 ограничения применяются при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок (окончательных предложений) (далее - заявки), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и(или) документации о закупке и одновременно содержат предложения о поставке ЖНВЛП, страной происхождения которых являются государства-члены Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС, ЖНВЛП евразийского происхождения); не содержат предложений о поставке ЖНВЛП одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок.
При соблюдении вышеприведенных условий заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке ЖНВЛП, происходящих из иностранных государств, за исключением государств-членов ЕАЭС (далее - «неевразийских» государств), в том числе о поставке двух и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство-член ЕАЭС. Отсюда видно, что заявки, наличие которых является основанием для применения указанного ограничения, должны содержать предложения о поставке только ЖНВЛП евразийского происхождения.
Кроме того, государственные органы неоднократно высказывали позицию, что заявками, содержащими предложения о поставке ЖНВЛП евразийского происхождения, следует считать только те, в которых содержатся документы, подтверждающие такое происхождение. В случае если заявка не содержит таких документов, даже и хотя бы в отношении одного из нескольких торговых наименований ЖНВЛП в рамках одного МНН, она не признается заявкой, содержащей предложение о поставке ЖНВЛП евразийского происхождения, и при наличии двух других заявок, соответствующих всем вышеприведенным требованиям, отклоняется [5-7].
Подтверждением страны происхождения ЖНВЛП, согласно п. 2 Постановления № 1289, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства-члена ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров
в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами [4].
Соответственно, предусмотренные п. 1 Постановления № 1289 ограничения применяются при условии наличия не менее двух заявок, которые содержат предложения о поставке ЖНВЛП: 1) только происходящих из государств-членов ЕАЭС; 2) разных производителей (в том числе не входящих в одну группу лиц); 3) происхождение которых подтверждается установленными документами.
В случае если подана только одна заявка, отвечающая таким критериям, в том числе если это единственная поданная заявка, вышеописанные ограничения не применяются.
В случае если заявка, содержащая предложение о поставке ЖНВЛП, происходящего из «неевразийских» государств, не отклоняется, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Минэкономразвития РФ (п. 4 Постановления № 1289). В настоящее время такие условия допуска установлены на основании ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155. По существу они заключаются в применении ценовых преференций для заявок, в которых предлагаются товары, произведенные на территории государств-членов ЕАЭС.
16 января 2017 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.01.2017 г. «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 9), которым утвержден новый перечень товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.
Запрет действует всегда, когда на территории РФ или стран-членов ЕАЭС производят необходимые товары. Причем исключение из запрета, когда на территории РФ не производят аналогичные иностранным товары, действует в течение двух лет. Новый запретный перечень расширен до 132 позиций товаров, среди которых изделия из текстиля, одежда и белье; стройматериалы; транспортные средства и строительная техника; электрооборудование; станки; отдельные инструменты.
Отличие нового документа от предыдущего (постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства») состоит в том, что запрет Постановления № 9 не распространяется на определенные позиции в следующих случаях: если есть несовместимость одних товаров с другими и заказчик вынужден использовать взаимодействующие; закупают запчасти к машинам и оборудованию, которые требует техническая документация; стоимость единицы закупаемого товара не выше 50 тыс. руб. или совокупная стоимость закупки не выше 1 млн руб. (для ряда позиций из перечня верхний порог закупки единицы товара ограничили 5 тыс. руб.); закупки проводятся силовыми структурами (ФСБ, ФСО, СВР, МВД России, Росгвардии), Управделами Президента России; закупают станки, которые произведены на территории ЕАЭС и соответствуют требованиям постановления № 719.
Если производство товаров из перечня на территории стран ЕАЭС отсутствует - это исключение из правил Постановления № 9. Подтверждать такое отсутствие необходимо будет заключением Минпромторга России. Выдавать его ведомство будет в соответствии с порядком, проект которого пока находится на общественном обсуждении. Согласно проекту, заключение будет выдаваться заказчику в течение 30 дней с момента подачи заявления, действовать оно будет один год. Производством на территории РФ будут считать производство в странах-членах ЕАЭС в соответствии с требованиями к промышленной продукции по приложению к постановлению Правительства от 17.07.2015 г. № 719. До конца первого полугодия 2017 г. Минпромторг провел консультации с коллегами из ЕАЭС, чтобы определить аналогичный механизм отнесения продукции к той, производство которой отсутствует на территории ЕАЭС. Под закупками, которые регулирует Постановление от 14.01.2017 г. № 9, следует понимать закупки в рамках госпрограмм, соответствующих федеральных целевых программ, мероприятий по гособоронзаказу и заказу для обороны и безопасности страны.
Таким образом, применение национального режима при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд по-прежнему регулируется несколькими подзаконными актами. В отношении
иностранных товаров сейчас действует запрет: на допуск товаров для обороны и безопасности страны (постановление от 14.01.2017 г. № 9); товаров машиностроения (постановление от
14.07.2014 г. № 656); товаров легкой промышленности, услуг по прокату таких товаров (постановление от 11.08.2014 г. № 791); программного обеспечения (постановление от 16.11.2015 г. № 1236). Кроме того, действуют ограничения допуска некоторых видов медицинских изделий (постановление от 05.02.2015 г. № 102); товаров радиоэлектроники (постановление от 26.09.2016 г. № 968); пищевых продуктов (постановление от 22.08.2016 г. № 832).
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от
30.11.2015 г. № 1289. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.04.2017).
3. Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства: постановление Правительства РФ от 14.01.2017 г. № 9. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.04.2017).
4. По вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федера-
ции от 30.11.2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: письмо Федеральной антимонопольной службы от 19.02.2016 г. № ИА/10439/16. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.04.2017).
5. О разъяснении постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. № 1289: письмо Министерства экономического развития РФ от 11.02.2016 г. № Д28и-264. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.04.2017).
6. О разъяснении постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. № 1289: письмо Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016 г. № Д28и-528. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.04.2017).
7. О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов): приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 21.12.2015 г. № 93. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.04.2017).
8. Андреев В.В., Антонова Е.И. Практические аспекты применения национального режима при осуществлении закупок в рамках контрактной системы // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2016 г.) / под общ. ред. НИ. Петренко. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. С. 6-11.
АНТОНОВА Елена Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ANTONOVA, Elena Ivanovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].