Научная статья на тему 'Антимонопольное регулирование как средство реализации потенциала импортозамещения Волгоградской области'

Антимонопольное регулирование как средство реализации потенциала импортозамещения Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ОГРАНИЧЕНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION POTENTIAL / ANTIMONOPOLY REGULATION / CONTRACT SYSTEM / STATE AND MUNICIPAL PURCHASES / RESTRICTION ON EFFECTIVE USE OF UNIVERSAL IMPORT SUBSTITUTION STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоричева Анна Сергеевна

Импортозамещение в сфере антимонопольного регулирования выступает как законодательно обоснованное ограничение конкуренции иностранных товаров на внутреннем рынке. В существующей контрактной системе можно выделить ряд направлений по стимулированию импортозамещения: ограничение импорта определенного вида товаров или услуг; преференции при рассмотрении заявок на участие в закупке отечественным производителям; абсолютный запрет на импорт установленной продукции. Система государственных закупок может стать основным средством реализации потенциала импортозамещения в регионе, поскольку призвана сформировать первоначальный спрос и помочь отечественным производителям перейти в стадию выхода на конкурентные объемы производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antimonopoly regulation as a tool for fulfilling the potential of import substitution in the Volgograd Region

Import substitution in antimonopoly regulation acts as a legislatively justified restriction of competition of foreign goods in the domestic market. In the existing contractual system, there are a number of directions for stimulating import substitution, namely, restriction of import of a certain type of goods or services, preferences when considering applications for participation in the procurement of domestic producers and absolute ban on the import of the products. The system of state purchases can become the main tool for fulfilling the potential of import substitution in the region, as it serves to generate initial demand and help domestic producers to move to the phase of competitive volumes of production.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное регулирование как средство реализации потенциала импортозамещения Волгоградской области»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^ издательство

Креативная экономика

Антимонопольное регулирование как средство реализации потенциала импортозамещения волгоградской области

Федоричева А.С.1

1 Волгоградское управление Федеральной антимонопольной службы России, Волгоград, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Импортозамещение в сфере антимонопольного регулирования выступает как законодательно обоснованное ограничение конкуренции иностранных товаров на внутреннем рынке. В существующей контрактной системе можно выделить ряд направлений по стимулированию импортозамещения: ограничение импорта определенного вида товаров или услуг; преференции при рассмотрении заявок на участие в закупке отечественным производителям; абсолютный запрет на импорт установленной продукции. Система государственных закупок может стать основным средством реализации потенциала импортозамещения в регионе, поскольку призвана сформировать первоначальный спрос и помочь отечественным производителям перейти в стадию выхода на конкурентные объемы производства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 1612-34027.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: потенциал импортозамещения, антимонопольное регулирование, контрактная система, государственные и муниципальные закупки, ограничение на эффективное использование универсальных стандартов импортозамещения.

Antimonopoly regulation as a tool for fulfilling

the potential of import substitution in the volgograd Region

Fedoricheva A.S. 1

1 Volgograd Department of the Federal Antimonopoly Service of Russia, Russia

введение

Главная цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, ориентированного на повышение эффективности, создание и развитие конкурентных условий.

Фактором негативного влияния на состояние экономики продолжают оставаться государственно-монополистические тенденции, которые приводят к усилению роли монополий, усложняют конкурентную политику, усиливают монополизм в неконтролируемом государством экономическом пространстве.

Импортозамещение допустимо только в случае присутствия надлежащих вакантных производственных мощностей и конкурентоспо-

собных организаций, которые могут произвести по рыночным ценам качественную продукцию. В длительной перспективе уменьшение импортной зависимости вероятно за счет стимулирования инвестиций и инноваций в технических отраслях.

Целью данной статьи является анализ эффективности антимонопольного регулирования экономики региона с учетом потенциала импортозамещения Волгоградской области.

Тематике антимонопольного регулирования и развитию отечественного конкурентного рынка посвящены работы таких ученых, как Ю. Меркулова, А. Ахмедуев, Г. Макарова, Ю. Рудин, А. Барушева, А. Никифоров. Взгляды на решение административных проблем, возникающих при проведении антимонопольного регулирования и контроля в регионах, отражены в работах К. Тотьева, В. Еременко, Н. Клейн, Ю. Осипова. По основным теоретическим вопросам взаимосвязи конкуренции и импортозамещения в региональной экономике представляют интерес работы Л. Абалкина, А. Брызгалина, А. Лившица.

Импортозамещение в сфере антимонопольного регулирования выступает как обоснованное ограничение конкуренции: то есть круг поставщиков, участвующих в закупке, искусственно сужается, однако это обуславливается политико-экономическими соображениями и санкционируется соответствующим нормативным актом федерального органа исполнительной власти.

При осуществлении закупок контроль действий заказчиков осуществляется антимонопольным органом (в Волгоградской области это Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области) за счет включения сведений об орга-

ABSTRACT:_

Import substitution in antimonopoly regulation acts as a legislatively justified restriction of competition of foreign goods in the domestic market. In the existing contractual system, there are a number of directions for stimulating import substitution, namely restriction of import of a certain type of goods or services, preferences when considering applications for participation in the procurement of domestic producers and absolute ban on the import of the products. The system of state purchases can become the main tool for fulfilling the potential of import substitution in the region, as it serves to generate initial demand and help domestic producers to move to the phase of competitive volumes of production.

KEYWORDS: import substitution potential, antimonopoly regulation, contract system, state and municipal purchases, restriction on effective use of universal import substitution standards

JEL Classification: L44, L50, L52 Received: 08.12.2017 / Published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Fedoricheva A.S. (fanechka0list.ru)

CITATION:_

Fedoricheva A.S. (2017) Antimonopolnoe regulirovanie kak sredstvo realizatsii potentsiala importozamescheniya Volgogradskoy oblasti [Antimonopoly regulation as a tool for fulfilling the potential of import substitution in the Volgograd Region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4195-4202. doi: 10.18334/rp.18.24.38664

низациях в реестр недобросовестных поставщиков с целью отслеживания действий подрядчиков в части соблюдения условий контракта или при его заключении.

контрактная система как средство реализации потенциала импортозамещения волгоградской области

В контрактной системе можно выделить следующие направления по стимулированию импортозамещения: ограничение импорта определенной продукции; преференции при рассмотрении заявок на участие в закупке отечественным производителям; абсолютный запрет на импорт установленной продукции. В соответствии с этим при закупке следующих категорий товаров были выявлены виды стимулирования импортозамещения: товары машиностроения; медицинские изделия; товары и материалы необходимые для обороны государства; продукты питания и товары первой необходимости [3] (Ivanov, 2014).

Регулируемые закупки позиционируются в качестве одного из главных средств реализации потенциала импортозамещения, в этой сфере действуют основные законы, такие как: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Главными направлениями в которых действуют данные законы, являются в первую очередь эффективное использование и контроль бюджета государства и муниципальных образований, стимулирование участия в подобных торгах по закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) большего количества физических и юридических лиц, представителей малого и среднего бизнеса региона и как следствие развитие конкуренции на товарных рынках за счет обеспечения открытости информации о закупках и аукционах, предотвращение сговора на торгах и реализация потенциала импортозамещения в регионе и стране.

При проведении государственных и муниципальных закупок к иностранным товарам применяется национальный режим (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Для работ и услуг, которые оказывают нерезиденты РФ (иностранные граждане), установлены те же нормы и правила.

Все эти нормативные и правовые акты дают законодательно закрепленное право антимонопольным органам определять и устанавливать различные барьеры и огра-

ОБ АВТОРЕ:_

Федоричева Анна Сергеевна, ведущий специалист-эксперт отдела экономического анализа (fanechkaß Hst.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Федоричева А.С. Антимонопольное регулирование как средство реализации потенциала импортозамещения Волгоградской области // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. -№ 24. - С. 4195-4202. doi: 10.18334/rp.18.24.38664

ничивать доступ на рынок товаров, производимых иностранными фирмами, с целью удовлетворения муниципальных и государственных нужд при осуществлении закупок. Данная антимонопольная политика в сфере импортозамещения и регулирования контрактной системы направлена на обеспечение обороны страны и национальной и экономической безопасности государства, курирует все сферы государственного и муниципального заказа, позволяет стимулировать развитие национальной экономики и поддерживать отечественного производителя за счет контроля за закупками, где приоритет имеют товары и услуги российских производителей.

Отраслевая специализация и накладывает ограничение на эффективное использование универсальных стандартов импортозамещения в сфере действия Закона № 223-ФЗ. Как бы ни была обширна номенклатура госзаказа, спектр продукции для нужд коммерческих заказчиков все равно обширнее, а значение отраслевой специфики куда выше. В итоге закупки госкомпаний охватывают не только обслуживание деятельности профессиональных администраторов и оказание социально значимых услуг, но и оборудование сложных производств и инфраструктурных объектов.

Следует отметить что, политика импортозамещения не ограничивается механизмами контроля государственных и муниципальных закупок и регулирования контрактной системы в регионе. На эффективность же политики импортозамещения оказывают значительное влияние конкурентные механизмы в зависимости же от отраслевой специфики. Такое влияние происходит как со стороны стимулирования формирования внутреннего производства страны, так и со стороны ограничения импорта.

Гарантированные закупки - это мера, которая имеет ограниченный период действия вследствие того, что участники закупки оценивают сроки формирования узнаваемости продукта на рынке сбыта и устанавливают их в объективных рамках, что отражается в соответствующих контрактах.

Даже самые лояльные меры по импортозамещению в сфере закупки медоборудова-ния обернулись дискомфортом для конечных потребителей медицинских услуг.

Так, например, в Волгоградской области были обжалованы действия заказчиков, выразившиеся в установлении в техническом задании требований к закупаемому товару, повлекших за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит Закону о контрактной системе № 44-ФЗ. Заказчики в качестве характеристики поставляемого товара указали разрешение применения препарата с периода новоро-жденности. С учетом данной характеристики техническому заданию соответствовал товар только одного производителя. При этом, учитывая разнонаправленность лечебных учреждений, которыми проводился совместный аукцион, разрешение к применению с периода новорожденности требовалось только для части заказчиков.

Следовательно, в данном случае были установлены необоснованные требования к товару (в то время как такое требование могла устанавливать только часть заказчиков), что привело к ограничению конкуренции при проведении аукциона в электронной форме на поставку лекарственного препарата (МНН - Гидроксиэтилкрахмал).

Или другой пример: заказчиком публично объявлено о проведении аукциона в электронной форме на «поставку лекарственного препарата Трастузумаб». Согласно доводам жалобы Заявителя, в описание объекта закупки включены требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области установлено, что требование в техническом задании к лекарственной форме препарата «раствор для подкожного введения» сокращает число товаров, соответствующих требованиям Заказчика, до одного торгового наименования - установление характеристики, которая приводила к ограничению конкуренции, в настоящем случае не правомерно.

АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» при проведении закупки станка для реализации государственного оборонного заказа не представили информацию об отсутствии аналога у отечественного производителя, заключили договор с иностранным поставщиком. УФАС признал данную закупку недействительной, в настоящий момент предписание находится в стадии исполнения.

заключение

Дополнительным механизмом для заказчика, являющегося субъектом Закона № 223-ФЗ, могло бы стать разрешение самостоятельно устанавливать в положении о закупках и закупочной документации преференции для продукции, произведенной в ЕАЭС - ведь в сфере коммерческих закупок никто лучше заказчика не определит, в какой мере он может оказаться от импорта безболезненно и, главное, какие критерии эквивалентности установить при отсечении иностранных предложений в пользу российских аналогов [5](Korepanov, 2014). Если сегодня добровольный запрет на допуск к закупке зарубежного участника справедливо трактуется как нарушение ст. 17 Закона «О защите конкуренции», то после дополнения Закона № 223-Ф3 соответствующей новеллой этот запрет - в объеме и в порядке, прописанном положением о закупках -мог бы стать легальной мерой заказчика по поддержке отечественных производителей.

Государственные закупки могут стать основным средством реализации и поддержки импортозамещения в регионе. Они призваны сформировать первоначальный спрос и помочь отечественным производителям перейти в стадию выхода на конкурентные объемы производства. Контрактная система является новейшим этапом системы российского прокьюремента, которая в нераздельности с налоговой и бюджетной системой обязана стать ядром российской экономики. Контрактная система - это комплексное управление закупками с применением инструментария бюджетирования, аудита, анализа рисков.

Все это позволит снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты и разъяснить им обязательные требования антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы конкурентного права.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аронов И.З. Краткий обзор мер технического регулирования в рамках политики

импортозамещения // Стандарты и качество, 2015. - № 1(931). - с. 28-33.

2. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В., Ушалова А.А. Исследование Программ

развития импортозамещения в регионах Российской Федерации // Креативная экономика, 2015. - № 11. - с. 1397-1414. - doi: 10.18334/ce.9.11.2088.

3. Иванов А.Е. Проблемы развития приоритетных секторов промышленности в кон-

тексте «новой индустриализации» // Институциональная среда «новой индустриализации» экономики России, 2014. - с. 63-96.

4. Коновалов Ю.В. Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозаме-

щение и инновационную стратегию предприятий // Российское предпринимательство. - 2017. - № 6. - с. 957-970. - doi: 10.18334/rp.18.6.37653.

5. Корепанов Е.Н. // Институциональная среда «новой индустриализации» экономики

России, 2014. - с. 97-118. - url: http://inecon.org/docs/Lenchuk_book_2014.pdf.

6. Леонтьев Б.Б. Импортозамещение: взгляд на проблему // ЭТАП: экономическая те-

ория, анализ, практика. - 2014. - № 6. - с. 85-96.

7. Овчинников М.А. Гособоронзаказ. Цены растут. Есть ли выход? // Контрактные от-

ношения, 2014. - № 3-4. - с. 6-13.

8. Павлова А.Н., Ахвердиева О.И. Особенности антимонопольной политики в России //

Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2016. - № 4(118). - с. 28-29.

9. Полуэктова М.М. Государственная антимонопольная политика в России: проблемы

и пути решения // Права человека как фундаментальная цель политики и управления: Научно-практическая конференция студентов, магистров, аспирантов, 2016. - с. 145-147.

10. Пузыревский С.А. Комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства // Конкуренция и право, 2014. - № 5. - с. 8.

11. Родионова Д.Н., Базаров А.Ц. Антимонопольная политика современной России // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2015. - № 1. - с. 36-43.

12. Сергеева И.А., Сергеев А.Ю. Импортозамещение - приоритетное направление продовольственной политики России // Продовольственная политика и безопасность, 2015. - № 2. - с. 87-96.

13. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Эко, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/eo.7.4.38431.

REFERENCES:

Aronov I.Z. (2015). Kratkiy obzor mer tekhnicheskogo regulirovaniya v ramkakh politiki importozamescheniya [Overview of technical regulation measures in the framework of the policy of import substitution]. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (1(931)). 28-33. (in Russian).

Borodkina V.V., Ryzhkova O.V., Ulas Yu.V., Ushalova A.A. (2015). Issledovanie Programm razvitiya importozamescheniya v regionakh Rossiyskoy Federatsii [Studying of the development of import substitution programs in the Russian Federation's regions]. Creative economy. 9 (11). 1397-1414. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.11.2088.

Ivanov A.E. (2014). Problemy razvitiya prioritetnyh sektorov promyshlennosti v kontekste «novoy industrializatsii» [Problems of development of priority sectors of industry in the context of "new industrialization"]. Institutsionalnaya sreda \"novoy industrializatsii\" ekonomiki rossii. 63-96. (in Russian).

Konovalov Yu.V. (2017). Mekhanizmy promyshlennoy politiki, vliyayuschie na importozameschenie i innovatsionnuyu strategiyu predpriyatiy [Mechanisms of industrial policy affecting the import substitution and innovative enterprise strategy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (6). 957-970. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.6.37653.

Korepanov E.N. (2014). Novaya industrializatsiya ili modernizatsiya? [New industrialization or modernization?]. Institutsionalnaya sreda «novoy industrializatsii» ekonomiki Rossii. 97-118. (in Russian).

Leontev B.B. (2014). Importozameschenie: vzglyad na problemu [Import Substitution: View of a Problem]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (6). 85-96. (in Russian).

Ovchinnikov M.A. (2014). Gosoboronzakaz. Tseny rastut. Est li vyhod? [State defense order. Prices rise. Is there any way out?]. Kontraktnye otnosheniya. (3-4). 6-13. (in Russian).

Pavlova A.N., Akhverdieva O.I. (2016). Osobennosti antimonopolnoy politiki v Rossii [Features of antimonopoly policy in Russia]. Zhurnal nauchnyh publikatsiy aspirantov i doktorantov. (4(118)). 28-29. (in Russian).

Poluektova M.M. (2016). Gosudarstvennaya antimonopolnaya politika v Rossii: problemy i puti resheniya [State Antimonopoly Policy in Russia: problems and solutions] Human rights as a fundamental goal of policy and management. 145-147. (in Russian).

Puzyrevskiy S.A. (2014). Komplaens kak sposob preduprezhdeniya narusheniy antimonopolnogo zakonodatelstva [Compliance as a way to prevent violations of antitrust laws]. Konkurentsiya i pravo. (5). 8. (in Russian).

Rodionova D.N., Bazarov A.Ts. (2015). Antimonopolnaya politika sovremennoy Rossii [Antitrust policy of modern Russia]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment. (1). 36-43. (in Russian).

Sergeeva I.A., Sergeev A.Yu. (2015). Importozameschenie - prioritetnoe napravlenie prodovolstvennoy politiki Rossii [Import substitution is a priority direction of the Russian food policy]. Food policy and security. 2 (2). 87—96. (in Russian).

Shirokova O.V., Nazarenko V.S. (2017). Gosudarstvennaya politika importozamescheniya: predvaritelnye itogi i tendentsii [State policy of import substitution: preliminary results and trends]. Eco. 7 (4). (in Russian). doi: 10.18334/ eo.7.4.38431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.