УДК 658.713
О. В. КРОПАЧЕВА
старший преподаватель кафедры тылового и финансового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы
Киров
OLGA V. KROPACHEVA
Senior Lecturer of the Department of Logistics and Financial Support of the Penitentiary System of the Federal Governmental Institution of Continuing Education of the Kirov Institute for Advanced Training of Employees of the FPS of Russia, Senior Lieutenant of Internal Service
Kirov
Особенности использования каталога товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд
Specifics of using the catalog of goods, work, services when procuring to meet state needs
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты применения каталога товаров, работ, услуг при осуществлении закупок в части описания объекта закупки, особенности формирования позиций каталога и перспективы его дальнейшего развития.
Ключевые слова: каталог товаров, работ, услуг, позиции каталога, описание объекта закупки, наименование товара, работы, услуги, правила использования каталога.
Abstract. The article discusses the main aspects of using the catalog of goods, works, services in procurement in terms of the description of the object of procurement, the features of the formation of catalog items and the prospects for its further development.
Key words: catalog of goods, work, services, catalog items, description of the procurement object, name of goods, works, services, rules for using the catalog.
С февраля 2017 года в силу вступили правила, в соответствии с которыми при осуществлении закупок в рамках законодательства о контрактной системе должны использоваться унифицированные наименования и описание товаров, работ, услуг.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2020
Для реализации данного требования был разработан специализированный каталог, которым следует руководствоваться заказчикам при составлении технических заданий.
По мнению законодателя, использование каталога приведет к устранению
25
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
излишних требований к закупаемым товарам, работам, услугам и упрощению работы в части подготовки технического задания.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога» [1] под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
Формирование и ведение каталога обеспечивает Министерство финансов Российской Федерации. Каталог ведется в электронном виде и доступен всем без ограничений на главной странице официального сайта единой информационной системы в сфере закупок - гакиркь gov.ru, и на сегодняшний день содержит 26 рубрик, среди которых: «Медицинские изделия», «Радиоэлектронная продукция и оптическое оборудование», «Бумага и канцелярские товары», «Продукты питания», «Хозяйственные товары» и другие.
Заказчики руководствуются каталогом при:
- подготовке описания объекта закупки в извещении;
- приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя, осуществляемом закрытым способом;
- подготовке документации о закупке, контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Обращаем внимание, что правилами использования каталога предусматривается, что он применяется для описания объекта закупки при его включении в план-график, но в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» [2], устанавливающим порядок формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения в них изменений, в плане-графике указывается только наименование объекта закупки.
В соответствии с правилами использования каталога на заказчика возложена обязанность - при осуществлении закупки использовать следующую информацию при условии, что она включена в соответствующую каталожную позицию: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги при наличии, описание товара, работы, услуги при наличии такого описания в позиции.
При этом наименование соответствующего товара, работы, услуги, указанное в каталоге, не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара.
26
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
Для каждой позиции каталога устанавливается дата обязательного применения позиции каталога, до наступления которой использование информации осуществляется по усмотрению заказчика.
В позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога;
б) наименование товара, работы, услуги;
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги;
д) справочная информация:
- коды, соответствующие товару, работе, услуге, согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
- информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости) [1].
Изучив каталог, можно сделать вывод, что он состоит из обычных и укрупненных позиций, которые объединяют в себе один предмет, но содержат в себе его разные характеристики. Как правило, при подготовке описания объекта закупки используются обычные позиции.
Так, например, при закупке моркови заказчик обязан с 01.04.2020 использовать следующее наименование - «морковь столовая», а единицей измерения количества будет являться килограмм, при этом перевод в тонны, граммы будет наруше-
нием требований каталога. В соответствии с каталогом позиция «морковь столовая» содержит только одну обязательную для применения характеристику - «товарный сорт», при этом заказчик вправе указать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) [3].
Обращаем внимание, что применение дополнительных характеристик необходимо обосновать, при этом постановление Правительства Российской Федрации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога» [1] не содержит каких-либо указаний или рекомендаций о порядке обоснования дополнительных характеристик.
Представляется, что необходимость использования такой дополнительной информации, как требования ГОСТов, технических регламентов, регламентов Таможенного союза, можно обосновать исполнением требования о соблюдении единых требований к качеству товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных нужд.
Кроме того, в качестве основания для использования дополнительных характеристик объекта закупки можно ссылаться на конкретные и обоснованные потребности заказчика.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2020
27
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Отметим, что в ряде случаев включение дополнительных требований к объекту закупки может не обосновываться, если особенности его описания установлены Правительством Российской Федерации.
Так, при описании лекарственных препаратов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо указывать эквивалентные лекарственные формы и дозировки, остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени [4].
Обращаем внимание, что за неприменение каталога или отсутствие обоснования дополнительных характеристик предусмотрена административная ответ-Ф ственность в соответствии со статьей 7.30
КоАП РФ «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5].
Правилами использования каталога не установлены запреты на объединение в один лот товаров, работ, услуг, включенных и не включенных в каталог товаров, работ, услуг. Необходимо отметить, что подобное объединение возможно только при условии соблюдения при этом основных принципов контрактной системы и обеспечения добросовестной конкуренции.
Так, при осуществлении закупки компьютеров в сборе заказчику необходимо обратиться к каталогу и использовать описание составных элементов (монитор, клавиатура, мышь) в соответствии с ним.
Отдельно необходимо остановиться на том, что в каталоге встречаются позиции, содержащие только лишь наименование и единицу измерения, например пшеница - код позиции 01.11.10.000-00000001. В подобных случаях заказчику следует руководствоваться общими правилами описания объекта закупки, установленными статьей 33 Закона № 44-ФЗ [3].
В заключение отметим, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федрации от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» в основе перехода к новой вехе развития контрактной системы лежит дальнейшее совершенствование каталога товаров, работ, Ф услуг, а также обеспечение при его применении формирования информации о референтных ценах закупок и выполнение правил нормирования при помощи каталога товаров, работ, услуг [6].
В целом, каталог товаров, работ, услуг представляет собой структурированный перечень объектов закупки, включающий в себя унифицированные характеристики и обязательный для использования заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. ф
1. Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога : пост. Правительства Рос. Федерации от 08.02.2017 № 145 // Офиц. интернет-портал правовой информации. 10.02.2017. № 000120170210000. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201702100009 (дата обращения: 07.08.2020).
2. Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой ин-
28 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
формационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 30.09.2019 № 1279 // Официальный интернет-портал правовой информации. 09.10.2019. № 0001201910090033. URI: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910090033 (дата обращения: 10.08.2020).
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 10.08.2020).
4. Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд : пост. Правительства Рос. Федерации от 15.11.2017 № 1380 // Официальный интернет-портал правовой информации. 17.11.2017. № 0001201711170016. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201711170016 (дата обращения: 10.08.2020).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 10.08.2020).
6. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах : распор. Правительства Рос. Федерации от 31.01.2019 № 117-р. // Официальный интернет-портал правовой информации. 04.02.2019. № 0001201902040007. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201902040007?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 10.08.2020).
1. On the approval of the Rules for the formation and maintenance, in a unified information system in the field of procurement, of a catalog of goods, work, services to meet state and municipal needs and the Rules for the use of the indicated catalog : Resolution of the Government of the Russian Federation of 08.02.2017 No. 145 // Official Internet portal of legal information. 10.02.2017. No. 000120170210000. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201702100009 [Accessed 07th August 2020].
2. On the establishment of the procedure for the formation, approval of procurement schedules, amendments to such schedules, placement of procurement schedules in the unified information system in the field of procurement, the specifics of including information in such schedules and requirements for the form of procurement schedules and recognition as invalid of certain decisions of the Government of the Russian Federation : Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.09.2019 No. 1279 // Official Internet portal of legal information. 09.10.2019. No. 0001201910090033. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910090033 [Accessed 10th August 2020].
3. On the contractual system in the sphere of procurement of goods, work and services to meet state and municipal needs: Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FZ. Access from Legal Reference System «Consultant Plus» [Accessed 10th August 2020].
4. On the features of the description of pharmacephticals for medical use, which are the object of procurement to meet state and municipal needs : Ordinance of the Government of the Russian Federation dated 15.11.2017 No. 1380 // Official Internet portal of legal information. 17.11.2017. No. 0001201711170016. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711170016 [Accessed 10th August 2020].
5. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 No. 195-FZ (as amended on 31.07.2020) (entered into force, as amended and supplemented, on 11.08.2020). Access from Legal Reference System «Consultant Plus» [Accessed 10th August 2020].
6. On the approval of the Concept for improving the efficiency of budget expenditures in 20192024: Ordinance of the Government of the Russian Federation dated 31.01.2019 No. 117-r. // Official Internet portal of legal information. 04.02.2019. No. 0001201902040007. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201902040007?index=0&rangeSize=1 [Accessed 10th August 2020].
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2020 29