Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
влияние музыки на человека / искусство и творчество / личностно-ориентированное образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белюченко Ольга Павловна, Шаповалова Татьяна Анатольевна

музыка как феноменальное явление, пробуждающее в человеке определенное эмоциональное состояние и воздействующее на окружающий мир, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Формирование личности человека культуры и развитие общих специфических способностей, учащихся средствами изобразительного и музыкального искусства через изобразительную и музыкальную деятельность является целью художественной подготовки с позиции личностно-ориентированного образования. Сочетая изобразительную деятельность с музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально – волевую сферу детей, развивать творческое воображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Белюченко О.П.,1 Шаповалова Т.А.2

1Белюченко Ольга Павловна - заместитель директора, учитель изобразительного искусства; 2Шаповалова Татьяна Анатольевна - учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 10»,

г. Белгород

Аннотация: музыка как феноменальное явление, пробуждающее в человеке определенное эмоциональное состояние и воздействующее на окружающий мир, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности человека культуры и развитие общих специфических способностей, учащихся средствами изобразительного и музыкального искусства через изобразительную и музыкальную деятельность является целью художественной подготовки с позиции личностно-ориентированного образования.

Сочетая изобразительную деятельность с музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально - волевую сферу детей, развивать творческое воображение.

Ключевые слова: влияние музыки на человека, искусство и творчество, личностно-ориентированное образование.

Обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, а затем согласовывается с содержанием образования, И.С. Якиманская, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Оренбургского государственного медицинского университета, в своей статье «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения», называет личностно -ориентированным [5, с. 31].

Формирование личности человека культуры и развитие общих специфических способностей, учащихся средствами изобразительного и музыкального искусства через изобразительную и музыкальную деятельность является целью художественной подготовки с позиции личностно-ориентированного образования. Если применяются технологии личностно ориентированного обучения, на уроке будет господствовать эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок станет более интересным, привлекательным, результативным.

Для уроков изобразительного искусства эмоционально положительный настрой обучающихся, помимо использования литературного ряда, формирует музыкальное сопровождение творческого процесса. [2, с. 99]. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влияниями музыкальной мелодии, оживляет мысль. Ребенок стремится нарисовать то, что он чувствует. Музыка - воображение -фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения [1, с. 28]. Впечатления от услышанных музыкальных произведений усиливают развитие образного мышления, обогащает внутренний мир ребенка.

Несмотря на то, что каждое из искусств дается школьникам раздельно, между музыкой и изобразительным искусством существуют многосторонние связи. Необходимо отметить, что они в одинаковой мере повышают эмоциональную активность, подводят к пониманию того, что жизнь есть подлинный источник художественных произведений искусства. Мелодия, интонация, лад, ритм, гармония в музыке, равно как и внешняя форма, цветовая гармония, ритм пятен, линий, объемов, настроений в изобразительном искусстве, отражают окружающую нас действительность.

От того, насколько умело и грамотно мы сумеем связать музыку с изобразительным искусством, настолько проявится сила эмоционального воздействия на чувства ребят.

Например, Чайковский для ребят будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевающим свою Родину в лирических сочинениях. Бетховен - автор музыки сильной, мужественной, героической. Шопен воплощает в своей музыке красоту и изящество, в то же время и глубокие переживания, связанные с борьбой своего угнетенного народа за свободу и справедливость. Прокофьев будет воспринят ребятами как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства, композитор, развивающий патриотические традиции в музыке.

Необходимо знать, какую задачу призвано решать конкретное музыкальное произведение в данном уроке изобразительного искусства. Музыка может звучать как фон для создания определенной обстановки. Музыкальное произведение или его фрагменты могут прозвучать в начале урока или в

процессе работы учащихся. Необходимо предложить детям вслушаться в звучащую музыку, выяснить, что роднит ее с произведениями, над которыми работают дети самостоятельно сегодня и определить, созвучна ли эта она с произведениями, с которыми знакомятся ребята на уроке. Важно обратить внимание ребят на средства музыкальной выразительности: характер мелодии, темп, ритм, интонации. При этом необходимо сравнить, что общего есть в средствах художественной выразительности произведений в связи с темой урока. Учитель должен выстроить музыкальный ряд на уроках изобразительного искусства таким образом, чтобы звучание музыки способствовало более углубленному эмоциональному восприятию зрительных образов [3, с. 22].

Таким образом, личностно ориентированное обучение на уроках изобразительного искусства позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося. В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы уроки изобразительного искусства в комплексе с музыкой оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка: способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение творчества способствует успешному решению воспитательных задач урока.

Список литературы

1. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников // Проблемы науки, 2016. № 9 (10). С. 37-39.

2. Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Возможности мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС // Проблемы педагогики, 2021. №5 (56). С. 8-10.

3. Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Основы педагогической системы К.Д. Ушинского в современной школе // Вопросы науки и образования, 2019. №8 (54). С. 40-43.

4. Белюченко О.П., Винтер Л.И. Краеведение на уроках изобразительного искусства // Вопросы науки и образования, 2017. №6 (7). С. 139-140.

5. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1968. - 160 с.

6. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

7. Шевченко Г.П. Взаимодействие литературы, музыки и живописи в художественном образовании учащихся, - В кн.: Эстетическое воспитание школьников в преподавании литературы, Свердловск, 1973. - с. 68-74.

8. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей). - М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.