ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ ВО ВРЕМЯ РИСОВАНИЯ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Белюченко О.П.1, Шаповалова Т.А.2
1Белюченко Ольга Павловна - заместитель директора, учитель изобразительного искусства;
2Шаповалова Татьяна Анатольевна - учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 10»,
г. Белгород
Аннотация: музыка как феноменальное явление, пробуждающее в человеке определенное эмоциональное состояние и воздействующее на окружающий мир, отмечается не только в современных научных исследованиях, но и учениях всех древнейших земных цивилизаций. Музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, о чем очень важно знать. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям, поэтому у них часто появляется желание слушать музыку во время учебного процесса. Сочетая изобразительную деятельность с музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально - волевую сферу детей.
Ключевые слова: влияние музыки на человека, искусство и творчество, процесс развития личности.
THE INFLUENCE OF MUSIC DURING DRAWING ON THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY Belyuchenko O.P.1, Shapovalova T.A.2
1Belyuchenko Olga Pavlovna - deputy director, teacher of fine arts;
2Shapovalova Tatyana Anatolyevna - music teacher, MUNICIPAL BUDGETARY GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION "LYCEUMNO. 10",
BELGOROD
Abstract: music as a phenomenal phenomenon that awakens a certain emotional state in a person and influences the surrounding world is noted not only in modern scientific research, but also in the teachings of all ancient earthly civilizations. Music can have both a positive and a negative impact on the psycho-emotional state of a child, which is very important to know. Schoolchildren are exposed to various emotional influences throughout the day, so they often have a desire to listen to music during the educational process. Combining visual activities with musical accompaniment, teachers can stabilize and develop the emotional and volitional sphere of children. Keywords: the influence of music on a person, art and creativity, the process ofpersonality development.
УДК 37.02:78:159.9
В век информационных технологий и компьютерных игр обучающиеся часто задают вопрос о желании и возможности слушать музыку во время учебного процесса. Я бы хотела отразить значимость и востребованность музыкальных ресурсов на уроке изобразительного искусства, как образовательных структур, позволяющих сформировывать и воспитывать полноценную личность для нынешнего общества.
Музыка - феноменальное явление. Мелодичные звуки пробуждают в человеке определенное эмоциональное состояние, преобразуется душа, меняется настроение.
Все древнейшие ученья земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на окружающий нас мир.
Особого расцвета музыкальная стимуляция трудовых процессов и различных физических упражнений достигает в античной Греции. В понимании древних греков музыка была составной частью философии, поэтому интерес к ней проявляли почти все греческие философы. Музыка воспитывала, помогала и облегчала греку жизнь во многих житейских ситуациях.
Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и большое воздействие на формирование внутреннего мира и восприятие окружающей среды.
Сочетание музыкальной и изобразительной деятельности - одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия. туре данные свидетельствует о положительном влиянии воздействия взаимосвязи резных видов.
Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о взаимосвязи, воздействии и положительном влиянии искусства на личность (Ю.Б. Борев, А.Н. Буров, В.В. Ванолов, Н.А. Дмитриева, С.М. Каган,
Ю.А. Кремлев, Б.С. Мейлах). В возрастном аспекте оно рассматривается применительно к школьникам и детям дошкольного возраста как в нашей стране (Н.А. Бетлугнна, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, С.М. Чемортан), так и за рубежом (М. Пшиходзинська-Качичек, К. Левандовська, М. Климанова, А. Подгорна, А. Атанасовэ, Э. Башич).
Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Наблюдая за поведением детей на уроках, можно проанализировать воздействие выбранных ими музыкальных произведений на эмоциональное состояние и выполненные работы в итоге. Зачастую предшествующими уроками являются литература, математика, иностранные языки, русский язык, история после которых обучающиеся приходят возбужденными и активными на урок искусства, где царит спокойствие.
Темп, ритм, характер музыкальных произведений влияет не только на формирование личности ребенка, но и служит инструментом самовыражения его внутреннего «Я». Так, например, произведения подвижного характера способствуют формированию активности, собранности, быстрой реакции на воздействие окружающей среды, рисунки представляли собой сложное переплетение цветовых пятен, абстрактные элементы рисунка плавно переходили один в другой и т.д. В рисунках, созданных под классическую музыку, прослеживались отдельные линии, точки, образные элементы, конкретные цветовые пятна.
По результатам наблюдения можно сделать вывод, что все работы обучающихся имели эмоциональную направленность и в зависимости от музыкального произведения, которое они выбрали, смогли выразить их в своих рисунках.
Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, тревога, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьника.
Взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразительной деятельности школьников.
Сочетая изобразительную деятельность с музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально - волевую сферу детей.
Список литературы /References
1. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1968. - 160 с.
2. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
3. Шевченко Г.П. Взаимодействие литературы, музыки и живописи в художественном образовании учащихся, - В кн.: Эстетическое воспитание школьников в преподавании литературы, Свердловск, 1973. - с. 68-74.
4. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей). - М.: Просвещение, 1969. - 272 с.