10. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Учеб.пособие для вузов / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 566 с.
11. Шумскис, Ю.Г. Подходы к определению понятия интерактивных форм обучения в системе среднего профессионального образования / Ю.Г. Шумскис // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - Выпуск 1 (44). - С. 82-90.
Педагогика
УДК 373.67
кандидат педагогических наук, доцент Останина Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (г. Петрозаводск); специалист отдела высшего образования Сайнюк Есения Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (г. Петрозаводск), преподаватель
МОУ «Гимназия №30» имени Д.Н. Музалева (г. Петрозаводск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. Воспитание и образование подрастающего поколения является важной стратегической задачей развития Российского государства. Значительное место в этом процессе занимает формирование духовно-нравственных качеств человека. В связи с этим возрастает значение деятельности школ в сфере эстетического образования. Отличительной чертой духовно-нравственного развития личности представляется ее интерес к музыкальному искусству. В статье рассматривается формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе. Авторы показывают, что эмоционально-ценностное отношение тесно связано с формированием художественно-образного отношения ребенка к миру. При этом его восприятие является результатом осмысленных эстетических оценок происходящего вокруг, а также своего поведения, переживаний и чувств. В статье рассматривается сущность понятия «эмоционально-ценностное отношение». Представлены определения понятий «отношение», «эмоции», «ценность». Авторы определяют и раскрывают компоненты формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к музыке. Представлены теоретические и практические подходы формирования эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке. Показан процесс организации занятий на уроках музыки. Описаны формы и методы работы с детьми. Показана взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Полученные в исследовании результаты могут быть полезными для учителей, педагогов дополнительного образования и студентов-музыкантов.
Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение, эмоции, ценность, произведения музыкального искусства, общеобразовательная школа.
Annоtation. The upbringing and education of the younger generation is an important strategic task of the development of the Russian state. A significant place in this process is occupied by the formation of spiritual and moral qualities of a person. In this regard, the importance of the activities of schools in the field of aesthetic education is increasing. A distinctive feature of the spiritual and moral development of a person is her interest in the art of music. The article considers the formation of the emotional and value attitude of students to works of musical art at music lessons in a secondary school. The authors show that the emotional-value attitude is closely related to the formation of the child's artistic and imaginative attitude to the world. At the same time, his perception is the result of meaningful aesthetic assessments of what is happening around him, as well as his behavior, experiences and feelings. The article examines the essence of the concept of "emotional-value attitude". The understanding of the concepts of "attitude", "emotions", "value" is presented. The authors define and reveal the components of the formation of the emotional and value attitude of schoolchildren to music. Theoretical and practical approaches to the formation of emotional and value attitude of students to music are presented. The process of organizing classes in the lesson "Music" is shown. The forms and methods of working with children are described. The relationship between the scheduled and extracurricular activities is shown. The results of experimental work are presented. The results obtained in the study can be useful for teachers, teachers of additional education and music students.
Key words: emotional-value attitude, emotions, value, works of musical art, secondary school.
Введение. Проблема эмоционально-ценностного отношения человека к окружающей действительности является важной и актуальной в психологии и педагогике. Процесс эмоционального воспитания и формирования ценностных ориентиров начинается еще в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. С раннего возраста дети развиваются в различных направлениях: умственно, физически и эмоционально. Каждый ребенок по-своему отвечает на эмоцию, и эти происходящие реакции оказывают влияние на поведение детей, приспособление к внешнему миру, оценке происходящих ситуаций, формирование системы ценностей и общее качество жизни.
В своих трудах исследователи обращают внимание на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру в целом (К.В. Дерожинская, Е.Е. Сорокина), природе (В.В. Николина), семье (З.Н. Алибекова), учению (Н.А. Жукова), отдельным видам деятельности, например, изобразительной деятельности (Т.В. Юсупхаджиева), музыкальной деятельности (В.В. Бахтин, Р.Г. Тройная, И.М. Щурова) и др.
Эффективное формирование эмоционально-ценностного отношения подрастающего поколения происходит в рамках школьных дисциплин, в частности, дисциплины «Музыка», изучение которой направлено на получение знаний и умений в области музыкальной деятельности, развитие внимания и интереса обучающихся к произведениям музыкального искусства, приобретение опыта творческой деятельности. На уроках постепенно формируется индивидуальное отношение школьников к музыке, раскрывается целостная картина музыкального мира, воспитывается потребность в музыкальном самообразовании.
Изложение основного материала статьи. В контексте исследования мы проанализировали определения понятия «эмоционально-ценностное отношение», которое является основополагающим в нашей работе. Так, Н.А. Усольцева в своей статье «Проблема развития эмоционально-ценностного отношения школьников к природе» акцентирует понимание эмоционального-ценностного отношения как «системы ценностей, эмоций, идеалов, отношений, обеспечивающей формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся...» [8]. Н.А. Жукова предлагает рассматривать эмоционально-ценностное отношение «как компонент содержания образования, который формируется в процессе образовательной деятельности и базируется на инвариантной части содержания» [2].
Понятие «эмоционально-ценностное отношение» является комплексным и включает в себя следующие составляющие: отношение, эмоции и ценности. Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Вначале остановим свое внимание на термине «отношение». Данное понятие является предметом анализа различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики (таблица 1).
Таблица 1
Трактовка понятия «отношение»
Область наук Определение Результат
Философия Познание человеком окружающей среды Познание мира
Социология Эмоционально-волевая установка Выражение личностной позиции
Психология Система сознательных психологических связей, выраженных в действиях и общении Результат взаимодействия человека с окружающей средой
Педагогика Связь между субъектами образовательной деятельности Воспитание образованного человека
В педагогике и психологии исследователи понимают «отношение» как связь, возникающую между субъектом и объектом. Так, по мнению В.Н. Мясищева, отношения необходимо рассматривать как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности» [7, С. 7]. Психолог останавливается более подробно на следующих видах отношений, являющихся особенно важными: чувства, эмоции, потребности, убеждения, интересы. Данные понятия он предлагает рассматривать как отношение, поскольку в каждой категории содержится взаимосвязь индивида и окружающего мира.
В категории эмоционально-ценностное отношение основополагающим является синтез компонентов: эмоции и ценности. Обратимся к определениям этих двух понятий. Так, в Толковом словаре понятие «ценность» означает важность, значение чего-либо [9, С. 747]. Понятие «ценность» является междисциплинарным, рассматриваемым в рамках различных наук. В философии ценность рассматривается как «сложившаяся в условиях цивилизации непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее...» [3, С.767]. В философском понимании в понятие «ценность» вкладывается следующий смысл: «это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик» [5, С. 8].
В рамках нашего исследования, мы определяем ценность как идеалы, обладающие определенной значимостью для человека. В контексте работы в качестве ценностей мы рассматриваем произведения музыкального искусства. Сочинения, созданные композиторами в области музыкального искусства и культуры, являются значимыми для всего человечества, подобно творениям в других видах искусств: архитектуре, живописи, скульптуре и др. Для нас является важным научить обучающихся относиться к наследию музыкальной культуры с пониманием и уважением, поскольку в каждом сочинении заложена сама суть личности творца, его мысли и идеалы, впечатления и размышления о той эпохе, в которой он жил и творил.
Перейдем к рассмотрению второго компонента понятия «эмоционально-ценностное отношение - к эмоциям. Н.А. Кутковой и Т.Г. Стефаненко пишут о том, что в психологии интерес к изучению эмоций постоянно возрастает. Они полагают, что эмоции еще не достаточной изучены для понимания особенностей поведения человека. Авторы также определяют, что эмоции - это социальные явления, дискретные по происхождению, выражающие поведение в определенной системе значений [4].
Подчеркнем, что формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру является необходимым компонентом формирования и развития гармонично развитого человека. Во всех видах искусств невозможно обойтись без эмоционально-ценностного отношения субъекта к объекту, без эмоционального отклика, поскольку именно эмоция дает реакцию на происходящие вокруг индивида события [1]. Ценности предоставляют возможность воспитать человека, обладающего разным спектром эмоций, способного видеть прекрасное, понимать и объяснять увиденное. Этот процесс происходит посредством осознания произведений как ценности в музыкальном искусстве.
Непосредственно на уроках музыки в общеобразовательной школе воспитываются такие качества как нравственность, этичность, воспитанность, образованность. Эмоционально-ценностное отношение тесно связано с формированием художественно-образного отношения ребенка к миру, при котором его восприятие является результатом осмысленных эстетических оценок происходящего вокруг, а также своего поведения, переживаний и чувств. Сформированное эмоционально-ценностное отношение школьников к музыке в целом, помогает им понимать и оценивать красоту окружающей действительности, эмоциональное состояние людей, выражать свои собственные переживания и впечатления, полученные от прослушивания произведений музыкального искусства.
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям музыкального искусства формируется у школьников в условиях учебной и внеучебной деятельности в их неразрывном единстве и является результатом целенаправленного воздействия со стороны учителя. Учителю необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы у детей сформировалось эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, к людям и обществу в целом.
В процессе проведения исследования, направленного на формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства, мы использовали такие методы как: анкетирование, методика незаконченных предложений, ранжирование, тестирование, индивидуальные беседы с участниками эксперимента, анализ продуктов учебно-творческой деятельности школьников.
В исследовании принимали участие 103 школьника г. Петрозаводска (обучающиеся МОУ «Гимназия №30 имени Д.Н. Музалева», МОУ «Университетский лицей»). Исследование осуществлялось поэтапно. Задачами основного этапа исследования мы определили следующие:
1. Разработать содержание уроков музыки, творческих заданий, направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к музыке.
2. Изучить особенности учебно-творческой деятельности школьников, ее влияние на формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства.
В процессе эксперимента нами были определены приоритетные ценности детей среднего школьного возраста. Результаты анкетирования и индивидуальных бесед показали, что важными в жизни ученика подросткового возраста являются, в первую очередь, общение с друзьями, осознание себя как субъекта жизни, любовь, счастье, материальное благополучие. Как мы выявили на начальном этапе эксперимента, музыка не воспринималась большинством опрошенных
как определенная жизненная ценность. Таким образом, в рамках исследования, опираясь на имеющиеся у школьников ценности, мы определили для себя необходимым условием уделить значительное внимание формированию ценностного отношения к музыкальным произведениям. Для решения этой задачи мы проводили с детьми беседы о месте и роли музыки в нашей жизни, о важности музыкального наследия, о творческих замыслах композиторов, а также о влиянии музыки на духовное состояние людей [6].
Развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке невозможно без создания благоприятных условий, атмосферы содружества учителя и учеников. Реализуя эту задачу, мы, наряду с индивидуальными заданиями, уделяли большое внимание коллективной и групповой работе. Активное общение внутри коллектива позволяло активизировать творческий процесс в классах, способствовало проявлению индивидуальности каждого ученика.
Созданию доброжелательной атмосферы на уроках, безусловно, способствует доверительное отношение учителя и учеников, особенно учитывая подростковый возраст школьников. Важно наладить контакт с учениками, стать им не просто учителем-наставником, но и другом. Школьники должны научиться свободно высказывать свои мысли и впечатления, не опасаясь получить замечания. На уроках должна сложиться атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, где никто не боится ошибиться или показаться нелепым. Ошибки в построении дружественного эмоционального фона на уроках могут отрицательно повлиять не только на усвоение образовательного материала, но и взаимоотношение школьников друг с другом.
В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке мы тщательно отбирали музыкальный материал, опираясь на уже существующие списки учебных программ. Нами были выбраны музыкальные произведения разных жанров, стилей и направлений, входящих в сокровищницу мировой культуры. При составлении музыкальной программы мы опирались на творчество великих создателей музыкального искусства - И.С. Бах, В.А. Моцарт, Дж. Верди, Д.Д. Шостакович, Э.Л. Вебер и др. Также мы уделяли внимание и пласту народной музыки разных национальных традиций с целью воспитания уважительного отношения к духовным ценностям мировых культур. Так, на уроке «Живая сила традиций» нами было предложено изучение корейской народной музыки, а также акцентировалась взаимосвязь традиционной и современной музыки. Данная тема стала интересной школьникам, поскольку корейская культура в настоящее время приобрела необычайную популярность среди детей. На уроке была продемонстрирована народная музыка, при помощи мультимедийных средств показаны видеофрагменты традиционных танцев, фотографии костюмов, а также транспонирование традиционной музыки в современные музыкальные ритмы. Ученики самостоятельно пришли к выводу, что такой синтез существует и в родной культуре. Школьники высказали желание выполнить проект, посвященный выявлению взаимосвязи традиционной русской музыки и современных композиций. Таким образом, через темы, интересующие самих школьников, была осуществлена задача воспитания интереса к музыке своего народа.
Мы считаем, что для формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к музыке важно не просто пассивное восприятие музыки, но и ее воплощение в активной музыкальной деятельности, включающей в себя ролевые игры, пение, театрально-игровые инсценировки. Так, школьники 5 класса были привлечены к организации концерта, посвященного Дню учителя. Они самостоятельно приняли решение о постановке музыкально-театральной композиции, придумали название, определили роли, выбрали костюмы. Несмотря на то, что мы контролировали организацию данного мероприятия, инициатива и воплощение исходили от обучающихся.
Важным в процессе работы стали уроки, посвященные развитию музыкального искусства, а также знания нравственно-эстетического характера. Уроки музыки в школе затронули и темы, посвященные истории музыки, например, «Жизнь и творчество В.А. Моцарта», «Музыка балета», «Музыка эпохи Романтизма», «Русские сезоны в Париже» и другие, на которых осуществлялось не просто пассивное восприятие материала, но и воплощение его в активной музыкальной деятельности, включающей в себя ролевые игры, пение, инсценировки и т.д.
В контексте нашего исследования, мы решили выявить музыкальные предпочтения школьников в аспекте сравнения современной популярной и классической музыки в современной обработке. Так, нами были предложены два музыкальных фрагмента - Токката и фуга d-moll И.С. Баха в эстрадной обработке и в оригинальном звучании. Мнения школьников разделились: одним категорически не понравилась переработка музыки, а другие, напротив, поддержали новую версию, утверждая, что в таком формате музыкальное произведение найдет популярность у других детей.
В ходе проведения исследования мы определили компоненты формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к музыке:
- когнитивный (знания выдающихся музыкальных произведений и восприятие музыки как ценности);
- эмоционально-ценностный (проявление интереса к музыке, понимание ее содержания, эмоциональный отклик);
- поведенческий (умение отобрать лучшие музыкальные произведения, систематические походы на культурные мероприятия).
Когнитивный компонент осуществлялся с целью осознания школьниками музыки как ценности. Мы ставили задачей получение обучающимися знаний о музыкальных произведениях. С этой целью устраивались музыкальные викторины, игровые соревнования, проводились творческие конкурсы, индивидуальные рассуждения и групповые беседы.
Регулярно на занятиях мы уделяли внимание важности музыки в жизни людей, понимание ее как ценности, наличию в музыкальных произведениях особых смыслов, заложенных их создателями, а также воспитанию понимания музыкальных шедевров и отличию их от остальной музыки. При этом мы не разделяли музыку на «хорошую» и «плохую», а пытались объяснить детям, что существуют избранные произведения, но и вся музыка в целом нужна и важна в жизни человека.
Эмоционально-ценностный компонент выявлялся в эмоциональном отклике школьников на прослушанную музыку. Так, на уроках было предложено творческое задание под названием «цветовой фон», заключающееся в выборе различных цветовых сочетаний, который возникли как отклик на прослушанную музыку. Нами были выбраны следующие музыкальные фрагменты: «Болеро» М. Равеля, «Похороны куклы» П.И. Чайковского, «Утро» Э. Грига, русская народная песня «Рождественская», «Winter Wonderland» Frank Sinatra. Результаты работы показали, что школьники способны адекватно испытывать различные чувства и эмоции от прослушивания музыки и выражать их в своих творческих работах.
Реализация поведенческого компонента состояла не только в соблюдении норм общения в условиях образовательного процесса между учителем и школьниками, но и нашла отражение в воспитании учеников как слушателей и ценителей музыки. С этой целью нами проводились постоянные беседы о важности систематического посещения культурных объектов, проводился обзор музыкальных событий города, а также предприняты походы вместе с классом в театр и филармонию, после посещения которых одним из заданий школьников стало написание мини-сочинения или отзыва о концерте или спектакле.
Способность отбирать музыкальные произведения развивалась на уроках музыки посредством выполнения отдельных домашних заданий. Так, например, мы просили детей выбрать 5-6 примеров музыкальных произведений, посвященных теме семьи. Школьники выполнили данное задание совершенно по-разному, в качестве ответа на вопрос они предложили произведения различных жанров: поп-музыка, рок-музыка и др. Некоторые дети подобрали примеры из шансона, однако
небольшая часть обучающихся продемонстрировали свои примеры музыкальных произведений из классической музыки. Такие ученики, по нашему опросу, занимаются в организациях дополнительного образования, таким образом подтверждая, что воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке исключительно на уроках в общеобразовательной школе не будет таким же эффективным, как если бы школьники обучались в музыкальных школах, студиях и других организациях культуры и искусства.
Один из первых уроков в процессе проведения исследования был посвящен теме «Песня - верный спутник человека» с целью обобщить знания школьников о жанре песни, а также направлен на расширение знаний о вокальной музыке. Мы не стали ограничиваться только учебным материалом, а связали тему урока с эмоционально-ценностной стороной жизни человека. Так, например, школьникам был задан вопрос: «Для чего нужна песня человеку?». Ответы учеников были различными. Обучающиеся высказывали предположение, что песня нужна «для выражения мысли», «для возможности петь», «для помощи в различных делах», «для эмоционального настроя». Таким образом, учебный материал о вокальном жанре был связан с эмоциональной стороной личности.
На уроках музыки мы использовали разнообразные формы, методы работы и средства, позволяющие развить эмоционально-ценностное отношение школьников к музыкальным произведениям. Мы предлагали на занятиях различные задания, которые чередовались между собой: мини-сочинение, подбор музыкального материала, рисунки, кроссворды, проекты и т.д.
Важным является и осуществление внеурочной деятельности, в процессе которой создается особое пространство для развития творческого потенциала, социализации личности, освоения культурных ценностей.
Выводы. В процессе экспериментального исследования происходило знакомство детей с лучшими произведениями музыкального искусства, акцентировалось понимание содержания музыкальных произведений, вырабатывалось умение отбирать лучшие музыкальные произведения, а также проводилась работа по осознанию музыки как ценности. Постепенно школьники становились более восприимчивы к музыке, ярко проявляли свои эмоции, полученные в ходе прослушивания музыкальных произведений. От начального этапа к заключительному мы выявили изменение отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства, развитие эмоционально-ценностного отклика на музыку, что свидетельствует об эффективном формировании эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства в условиях общеобразовательной школы.
Литература:
1. Бахтин, В.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе: диссертация...канд. пед. наук: 13.00.01 / Бахтин Вячеслав Васильевич. - Пенза, 2011. - 185 с.
2. Жукова, Н.А. Организационно-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учению: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Жукова Наталия Айзиковна. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.
3. Кемеров, В.Е. Современный философский словарь / В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 823 с.
4. Кутковой, Н.А. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы. Психологические исследования / Н.А. Кутковой, Т.Г. Стефаненко // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 33. - С. 7. - EDN SFJGKV.
5. Лотце, Р.Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. / Р.Г. Лотце. -М.: Либроком, 2012. - 160 с.
6. Останина, С.А. Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов / С.А. Останина, Е.В. Птицына // Педагогика и психология образования: научный журнал №4. - М.: МШУ. - 2016. - С. 70-78
7. Стулов, И.Х. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу обучения хоровому пению: на материале работы со студентами музыкальных факультетов педагогических вузов: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Стулов Игорь Харьевич. - Москва, 2009. - 33 с.
8. Усольцева, Н.А. Проблема развития эмоционально-ценностного отношения к природе / Н.А. Усольцева // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвящ. 385-летию со дня основания города Красноярска. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. -Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section002.html, свободный. (дата обращения: 21.09.2022).
9. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014. - 800 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Остыловская Оксана Анатольевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Манушкина Маргарита Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); старший преподаватель Ерошина Анастасия Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Широкая практика использования электронного обучения показала, что его педагогический компонент зачастую существенно уступает качественной электронной оболочке. Часто обучающие материалы создаются без опоры на дидактику и эмпирические данные о практиках обучения. Эта проблема обуславливает потребность в педагогах и методистах цифровой образовательной среды. Такие специалисты должны обладать компетенциями двух областей -педагогической и информационной. С одной стороны, необходимо внедрять в электронное обучение лучшие практики педагогического проектирования, опираясь на законы дидактики. С другой стороны, поскольку обучающие материалы разрабатываются исключительно в электронной среде, такой специалист может принимать участие в создании технологического компонента электронного обучения. В статье раскрывается тезис о возможной проблеме «размывания»