Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА: РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА: РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / музыка / влияние музыки / мышление / слушание музыки / art education / music / influence of music / thinking / listening to music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С.Е. Игнатьев, А.А. Кузнецова

В статье представлены результаты анализа работ российских и зарубежных ученых в области такого жанра искусства, как музыка, посвященных ее воздействию на человека. Важно, что в данных исследованиях принимали участие не только специалисты, имеющие определенный опыт в области образования, но и обучающиеся. Изучение данного вопроса осуществляется как психологами, педагогами, так и представителями иных наук. Психологические исследования подтверждают, что музыка способна вызывать у человека различные эмоциональные реакции, оказывать успокаивающее или стимулирующее воздействие на нервную систему. Она может снижать уровень тревоги и стресса, улучшать настроение. Исследования педагогов доказывают, что музыка способствует развитию мышления и улучшает когнитивные способности детей, содействует формированию личности, развивает положительные эмоции. Данные исследования подтверждают значимую роль музыки в развитии детей и открывают широкие возможности для ее использования в образовательных и воспитательных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF MUSIC ON A PERSON: RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHES

The article presents results of an analysis of works of Russian and foreign scientists in the field of such art genre as music, devoted to its impact on humans. It is important that these studies involved not only specialists with some experience in the field of education, but also students. The study of this issue is carried out by psychologists, teachers, and representatives of other sciences. Psychological studies confirm that music can cause various emotional reactions in a person, have a calming or stimulating effect on the nervous system. It can reduce anxiety and stress levels and improve mood. Research by teachers proves that music promotes the development of thinking and improves children’s cognitive abilities, promotes personality formation, and develops positive emotions. This research confirms the significant role of music in children’s development and opens up a wide range of possibilities for its use for educational and upbringing purposes.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА: РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

5. Karaulov Yu.N. Lingvisticheskoe konstruirovanie i tezaurus literaturnogo yazyka. Moskva: Nauka, 1981.

6. Pischal'nikova V. A. Istoriya i teoriya psiholingvistiki. Moskva: R. Valent, 2021.

7. Glagoleva K.S. L.S. Vygotskij o roli igry v psihicheskom razvitii rebenka. Molodojuchenyj. 2017; № 4 (138): 324-326.

8. 'E'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 1999.

9. Shnejder E.M., Sil'chenko N.A., Ovchinnikova S.V. Rolevaya igra kak tehnologiya i progressivnyj metod obucheniya v vuze. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022; № 12-1: 176-179.

10. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8: 52-54.

11. Ahmetshina I.A., Balakireva N.A., Bajhanov I.B. i dr. Pedagogika: obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii (sem'ya - shkola - vuz - obschestvo). - Moskva: Nauka inform, 2023; Kn. 56.

Статья поступила в редакцию 04.07.24

УДК 78

Ignatiev S.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Fine Arts, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: se.ignatev@mpgu.su

Kuznetsova A.A., postgraduate, Department of Methods of Teaching Fine Arts (Moscow, Russia), E-mail: aa.kuznetcova1@mpgu.su

ON THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF MUSIC ON A PERSON: RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCHES. The article presents results of an analysis of works of Russian and foreign scientists in the field of such art genre as music, devoted to its impact on humans. It is important that these studies involved not only specialists with some experience in the field of education, but also students. The study of this issue is carried out by psychologists, teachers, and representatives of other sciences. Psychological studies confirm that music can cause various emotional reactions in a person, have a calming or stimulating effect on the nervous system. It can reduce anxiety and stress levels and improve mood. Research by teachers proves that music promotes the development of thinking and improves children's cognitive abilities, promotes personality formation, and develops positive emotions. This research confirms the significant role of music in children's development and opens up a wide range of possibilities for its use for educational and upbringing purposes.

Key words: art education, music, influence of music, thinking, listening to music

С.Е. Игнатьев, д-р пед. наук, проф., Институт изящных искусств МПГУ, Е-mail: se.ignatev@mpgu.su

А.А. Кузнецова, аспирант, Институт изящных искусств Московского педагогического государственного университета, г. Москва,

Е-mail: aa.kuznetcova1@mpgu.su

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА: РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлены результаты анализа работ российских и зарубежных ученых в области такого жанра искусства, как музыка, посвященных ее воздействию на человека. Важно, что в данных исследованиях принимали участие не только специалисты, имеющие определенный опыт в области образования, но и обучающиеся. Изучение данного вопроса осуществляется как психологами, педагогами, так и представителями иных наук. Психологические исследования подтверждают, что музыка способна вызывать у человека различные эмоциональные реакции, оказывать успокаивающее или стимулирующее воздействие на нервную систему. Она может снижать уровень тревоги и стресса, улучшать настроение. Исследования педагогов доказывают, что музыка способствует развитию мышления и улучшает когнитивные способности детей, содействует формированию личности, развивает положительные эмоции. Данные исследования подтверждают значимую роль музыки в развитии детей и открывают широкие возможности для ее использования в образовательных и воспитательных целях.

Ключевые слова: художественное образование, музыка, влияние музыки, мышление, слушание музыки

В современное время мир заполняют интернет-технологии, вопросы гей-мификации в образовании. Человек с детства живет в мире высоких технологий, оставаясь наедине с собой, живя, порой в виртуальном мире. Вопросы «душевного», нравственного, эстетического воспитания уходят на второй план. В связи с этим актуальность темы представленной статьи не вызывает сомнения.

Цель статьи состоит в выявлении влияния музыки на когнитивные и эмоциональные сферы человека. Поставленная цель диктует необходимость решения ряда задач: 1) раскрыть роль музыки в жизни современного человека; 2) рассмотреть и проанализировать исследования как российских, так и зарубежных ученых, посвященные выдвинутой проблеме; 3) изучить данный вопрос как с психологической, так и педагогической точек зрения; исследовать влияние музыкального искусства на различные сферы жизнедеятельности человека.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит определенный вклад в дальнейшее развитие музыкальной педагогики, расширяя методологические аспекты музыкального образования.

Практическая ценность состоит в возможности применения представленных рекомендаций в процессе обучения музыке как в общеобразовательной школе, так и в специализированных учебных заведениях.

В ходе проведения данного исследования авторами применялись следующие методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, практическое наблюдение, теоретический анализ, синтез и обобщение информации.

Если обратиться к истории развития изобразительного искусства и музыки, то станет понятно, что они являются одними из первых жанров искусства в целом, которые появились в жизни человека.

Музыка обладает способностью воздействовать на эмоциональную сферу человека, а через неё опосредованно влиять и на различные процессы мышления.

Музыка привлекает и детей - для них она вполне естественный и инстинктивный язык. До рождения ребенок может воспринимать звук, но на этом этапе развития он не слышит его так, как взрослые. Ребенок ощущает звуки материнского организма и ослабленные звуки окружающей среды. На 7-м месяце внутриутробного развития ребенок начинает различать звуки материнского голоса (ряд экспериментов показал, что он не только слышит, но и запоминает эти звуки). Ребенок не понимает смысла слов, но способен воспринимать ритм, тембр, тональность голоса матери. Эти ощущения подготавливают нейроны к

анализу стимулов внешнего мира уже после рождения, и это способствует более эффективной работе мозга в будущем [1, с. 136-138].

Звуковая коммуникация между матерью и маленьким ребенком издавна создавала чувство безопасности, поэтому песня стала одним из важных «контактом на расстоянии» между матерью и ребенком. Колыбельная, которую исполняла мать, успокаивала ребёнка и помогала ему уснуть. Вероятно, это и способствует тому, что уровень стресса у детей снижается активнее, когда они слышат пение матери, а не её речь [2, с. 23-24].

Музыка сопровождает ребёнка во время детских игр, праздников, где она создает особую атмосферу, поддерживает настроение и способствует общению и социализации детей. Позже в познании мира музыки ребенку способствуют занятиям в дошкольных учреждениях, а затем и уроки в школе, где дети учатся не просто слушать музыку, но и слышать её.

На протяжении многих веков музыка служила инструментом сопровождения для различных видов деятельности человека. Развитие электронных систем записи и воспроизведения позволило музыке стать чрезвычайно распространенной в обществе. Существует также термин «фоновая музыка»: под ним подразумевают некую «музыку для настроения», или «легкого прослушивания», хотя практически любой тип музыки может служить фоном для какой-то деятельности. Сейчас на просторах Интернета уже существуют плейлисты музыки для концентрации внимания во время работы, имеется подборка музыки для спортивных тренировок, для расслабления перед сном или для бодрости утром.

Музыка - это уникальное явление, которое проникает в каждый аспект нашей жизни. Она оказывает влияние на наши эмоции, мысли и даже на физическое состояние. Исследования в различных областях, таких как психология, педагогика, социология и медицина, помогают нам понять и оценить это воздействие. Изучение влияния музыки на человека представляется одной из наиболее интересных научных тем. Множество исследований, особенно за рубежом, посвящены воздействию музыки на физическое и психическое состояние человека.

Более пролонгированный положительный эффект (увеличение количества межполушарных связей, объема слуховой коры, объема памяти, развитие пространственных и кинетических функций и т. д.) наблюдается при таком виде деятельности, как обучение игре на музыкальном инструменте. Причем исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте в раннем возрасте оказывает более сильный и длительный эффект.

В одной из работ автором была выдвинута гипотеза о влиянии музыки на увеличение темпа когнитивного развития детей. В качестве диагностики когнитивных функций (методика Т.В. Ахутиной) была использована графическая проба. Детям необходимо было продолжить графический рисунок «забора», не отрывая карандаш от бумаги. Данная графическая проба способна показать, как развита у детей функция программирования и контроля. Результаты исследования выявили, что показатели у детей, занимавшихся музыкой, были выше (продолжение графического рисунка доведено до конца листа, изменения высоты рисунка минимальные) [3].

При таком виде деятельности, как слушание музыки, получаемый эффект оказывается не таким пролонгированным.

Как правило, в большей части исследований по данной проблематике представлены разные, порой диаметрально противоположные результаты: в одних работах отмечается положительное влияние восприятия музыки на те или иные сферы жизни и деятельности, в других данного эффекта не наблюдается либо он слабо выражен.

Например, все еще противоречиво такое явление, как «эффект Моцарта». Согласно этой теории [4], прослушивание определенных музыкальных композиций В.А. Моцарта способно улучшать пространственно-временные ориентации и увеличивать коэффициент интеллекта. Имеющиеся данные говорят о том, что мозговая реакция обусловлена совпадением цикличности функций центральной нервной системы, волн активности нейронных сетей и повторениями волн громкости в музыке (интервал в 20-30 секунд) [5].

В ряде исследований, посвященных «эффекту Моцарта», авторы также получили положительные результаты [6], в других же проведенный эксперимент не выявил улучшения показателей [7; 8].

Отмечено, что музыкальные композиции других музыкантов-классиков тоже, как и в случае с музыкой В.А. Моцарта, оказывают благотворное влияние на человека [5].

Элиас Грам-Нильсен и Йонна К. Вуоскоски (2023 г, кафедры музыковедения и психологии, университет Осло, Норвегия) в своей статье рассматривают ряд исследований о влиянии восприятия музыки на человека. Результаты этих исследований предполагают, что музыка может вызывать определенные эмоции потому, что ранее она уже переживалась в связи с другими стимулами или событиями, вызывающими их. Также музыка может влиять на понимание сюжета, намерений и мотивации персонажей. Отмечено усиление эмоционального отклика, если музыкальное восприятие сопровождается повествовательным описанием [9]. Это говорит о том, что комплексное воздействие, которое оказывается на человека, усиливает его эмоциональный эффект. В настоящее время такой подход активно используется при организации выставочных пространств, где музыка или литературный текст подбираются для усиления воздействия на зрителя.

В области образования не так много исследований о влиянии музыки на процесс обучения и его результаты. Многие люди предпочитают, не задумываясь, слушать музыку во время учебы или выполнения заданий. В связи с этим возникает вопрос о том, каким образом музыка влияет на наш процесс обучения и поведение. Рассмотрим некоторые имеющиеся исследования, проведенные в этой научной области.

Обнаружено влияние «фоновой музыки» на выполнение заданий учениками начальной школы с особыми образовательными потребностями. Результаты показали, что успокаивающая фоновая музыка способствовала улучшению результатов. Это может быть связано с тем, что музыка создает приятную атмосферу, которая помогает ученикам сосредоточиться на задании и снизить уровень стресса. Кроме того, некоторые исследования указывают на то, что фоновая музыка может повысить скорость выполнения математических задач. Музыка может стимулировать мозговую активность и улучшить когнитивное функционирование. Однако, стоит отметить, что эффект музыки может быть индивидуальным, и не все ученики могут быть одинаково восприимчивы к этому типу стимуляции. С другой стороны, исследования также демонстрируют, что массовая музыка, например, слишком громкая или музыка с текстовым сопровождением (песни), может отвлекать учеников и негативно сказываться на их способности сосредоточиться и выполнить задание [10].

С целью выявления влияние классической музыки на рисунки 6-летних детей было проведено исследование, в процессе которого дети рисовали на свободную тему. Рисунки, выполненные под музыкальное сопровождение, были аккуратнее, детальнее проработаны [11].

Подчеркнем, что российские ученые (педагоги, психологи) также достаточно активно изучают обсуждаемую проблему. В России проведены исследования, в которых рассмотрено влияние музыки на процессы мышления и понимания (выявлено изменение показателей мыслительных операций, соотносящихся с пониманием текста, под воздействием значимой для младших школьников музыки, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня восприятия обучающимися осваиваемого ими материала) [12]; влияние занятий музыкой на творческое мышление (уровень творческого мышления у детей и подростков, занимавшихся музыкой, в среднем выше, чем у тех групп детей, которые не занимались никаким видом искусства) [13].

Выявлена взаимосвязь музыкального темпа и скорости когнитивной обработки информации: влияние музыки зависит от музыкального темпа и характера задач, которые стоят перед человеком. Например, для более простых когнитивных задач, не требующих глубокого размышления, прослушивание быстрой музыки перед выполнением задач должно быть полезным, тогда как медленный темп может замедлить естественную скорость движений, в результате чего за ограниченный период времени будет выполнено меньше работы. Для более сложных задач прослушивание музыки с медленным темпом перед выполнением задач может снизить скорость их выполнения, но может быть полезно для точности их выполнения [14].

Взаимосвязь между музыкой и скоростью выполнения рисунка отражена японскими исследователями. Во время проведения экспериментов наблюдалась корреляция между изменением звукового воздействия и изменением скорости штриха, и было показано, что движение рисунка может синхронизироваться с развитием мелодии [15]. Это дает возможность сделать предположение о влиянии музыки и на двигательные функции.

Отмечен и терапевтический эффект музыки на человека. В России в области медицины проведен ряд исследований, посвященных влиянию музыки на умственную и физическую работоспособность [16], на созревание мозга ребёнка [17], в том числе осуществлено изучение влияния музыки на функциональное состояние зрительной сенсорной системы, которое свидетельствует об улучшении связей между слуховой и зрительной системами [18]. Выявлено, что активация слухового сенсорного притока приводит к улучшению функционального состояния зрительного анализатора, что дополнительно свидетельствует об усилении интегративных процессов в мозге; способствует улучшению восприятия; уменьшает время и увеличивает точность произвольных сенсомо-торных реакций [19]. Результаты последнего исследования для нас особенно интересны, так как в группе испытуемых были дети (4-6 лет), которые в процессе прослушивания специально отобранной музыки рисовали или были заняты лепкой. В результате у экспериментальной группы детей (которые на протяжении 6 месяцев слушали классическую музыку) замечено улучшение продуктивности умственной работы [19].

Имеющиеся научные изыскания в интересующей нас области свидетельствуют о возможности использования музыки как одного из инструментов воздействия на познавательные процессы, но в то же время дают нам понять, какая ответственность возлагается на учителя при отборе музыкального репертуара и организации процесса восприятия.

Музыка, безусловно, имеет большой потенциал воздействия на познавательные процессы. Ученые в своих трудах демонстрируют, как определенные музыкальные композиции могут стимулировать умственную активность, улучшать концентрацию и способствовать запоминанию информации. Некоторые мелодии и ритмы могут даже повысить креативность и воображение. Однако чтобы достичь положительных результатов, необходимо грамотно отбирать музыкальный репертуар и организовывать процесс восприятия.

Вместе с тем приходится констатировать, что все же проблема влияния музыки на человека относительно не новая. В педагогике данная тема тоже начала изучаться давно, как способ реализации межпредметных связей. Для нас особый интерес представляют разработки, связанные с использование музыки на уроках изобразительного искусства. Например, интегрированные программы по организации межпредметных связей (Н.М. Сокольникова, Б.П. Юсов); интеграционный подход в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах (С.Е. Игнатьев, ГА. Горбунова); возможности использования музыки на уроках изобразительного искусства для создания творческой атмосферы (Н.Н. Ростовцев) или как средства повышения эффективности учебно-воспитательной работы (В.С. Кузин).

Таким образом, можно говорить о том, что музыка является одним из инструментов, благотворно влияющих на физическое и эмоциональное состояние человека. По результатам исследований ученых (как российских, так и зарубежных) отмечено позитивное влияние музыки на человека, в частности на детей. Наряду с этим существует множество нюансов в отборе музыкальных произведений для прослушивания: в зависимости от задач, которые будут ставиться перед обучающимися перед прослушиванием музыки и решаться ими в процессе ее восприятия, вида деятельности, от темпа, жанра музыки, уровня подготовленности и т. д. Помимо требований к отбору музыкальных произведений необходима организация условий для прослушивания музыки, понимание того, в какой момент будет происходить восприятие музыки, как длительно, в какой конкретно аудитории слушателей и т. д. Подобные нюансы крайне важно учитывать педагогу, если он планирует использовать музыку на своих уроках.

Несмотря на то, что исследования в этой области еще не столь обширны, они все же дают нам некоторые представления о том, как музыка может влиять на процесс обучения. Для нас же особый интерес представляет воздействие музыки в рамках урока изобразительного искусства непосредственно на изобразительную деятельность детей и впоследствии - на детский рисунок. Музыка и изобразительная деятельность обучающихся имеют глубокую взаимосвязь, которая может оказывать значительное влияние на развитие и реализации творческого потенциала юных художников. Именно в рамках этого направления нам видится перспектива изучения данной проблемы.

Библиографический список

1. Николаева Е.И. Психология детского творчества. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

2. Бреан А., Скейе ГУ. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. Москва: Альпина Паблишер, 2020.

3. Пермякова М.Е., Ткаченко Е.С. Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие детей младшего школьного возраста. Образование и наука. 2016; № 4 (133): 155-170.

4. Rauscher F.H., Shaw G.L., Ky K.N. Music and Spatial Task Performance: A Causal Relationship. 1994.

5. Кирносова Е.Н. «Эффект Моцарта»: proet contra. Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2017; № 2 (23): 29-34.

6. Jenkins J.S. The Mozart effect. J R Soc Med. 2001; № 94 (4): 170-172.

7. Steele K.M., Dalla Bella S., Peretz I., Dunlop T. and oth. Prelude or requiem for the 'Mozart effect'? Nature. 1999.

8. Newman J., Rosenbach J.H., Burns K.L., Latimer B.C., Matocha H.R., Vogt E.R. An experimental test of "the mozart effect": does listening to his music improve spatial ability? Percept and Mot Skills. 1995; № 81 (3 Pt2): 1379-1387.

9. Vuoskoski J.K., Gram-Nilsen E. The Influence of the Moving Image on Music-Induced Emotions. Psychological Topics. 2023; № 32 (1): 57-80.

10. Hallam S., Price J., Katsarou G. The Effects of Background Music on Primary School Pupils' Task Performance. Educational Studies. 2002; Vol. 28, № 2: 111-122.

11. Gur C. Is There any Positive Effect of Classical Music on Cognitive Content of Drawings of Six-Year-Old Children in Turkey? European Journal of Scientific Research. 2009; Vol. 36; № 2: 251-259.

12. Макарова К.В. Влияние музыки на процессы мышления и понимания. Мир психологии. 2020; № 1 (101): 107-117.

13. Гущина Д.А., Кашапов М.М. Влияние занятий музыкой на развитие творческого мышления. Психология в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2017: 214-216.

14. Lin H-M., Kuo S-H and Mai T.P. Slower tempo makes worse performance? The effect of musical tempo on cognitive processing speed. Frontiers in Psychology. 2023; Vol. 14: 1-12.

15. Mitt, Ж#ЙЙМ, §ШМ$.Кр-О^КШ5в8®1Н4®Ш1. THE 59th ANNUAL CONFERENCE OF JSSD. 2012. Available at: https://www.jstage.jst.go.jp/article/ jssd/59/0/59_59/_article#author-information-wrap

16. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе. Физиологический журнал. 1979; Т. 63 (2): 177-181.

17. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребёнка. Ленинград: Наука, 1978.

18. Маляренко Т.Н., Хватова М.В., Маляренко Ю.Е., Катаранова А.Ю. Усиление интеграционных процессов в мозге под влиянием акустического сенсорного притока. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 1997; Т. 2, № 2: 202-204.

19. Маляренко Т.Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга. Автореферат диссертации ... доктора медицинских наук. Москва, 2004.

References

1. Nikolaeva E.I. Psihologiya detskogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

2. Brean A., Skeje G.U. Muzyka i mozg: kakmuzyka vliyaet na 'emocii, zdorov'e iintellekt. Moskva: Al'pina Pablisher, 2020.

3. Permyakova M.E., Tkachenko E.S. Vliyanie zanyatij muzykoj na kognitivnoe razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Obrazovanie i nauka. 2016; № 4 (133): 155-170.

4. Rauscher F.H., Shaw G.L., Ky K.N. Music and Spatial Task Performance: A Causal Relationship. 1994.

5. Kirnosova E.N. «'Effekt Mocarta»: proet contra. Nauka XXI veka: voprosy, gipotezy, otvety. 2017; № 2 (23): 29-34.

6. Jenkins J.S. The Mozart effect. J R Soc Med. 2001; № 94 (4): 170-172.

7. Steele K.M., Dalla Bella S., Peretz I., Dunlop T. and oth. Prelude or requiem for the 'Mozart effect'? Nature. 1999.

8. Newman J., Rosenbach J.H., Burns K.L., Latimer B.C., Matocha H.R., Vogt E.R. An experimental test of "the mozart effect": does listening to his music improve spatial ability? Percept and Mot Skills. 1995; № 81 (3 Pt2): 1379-1387.

9. Vuoskoski J.K., Gram-Nilsen E. The Influence of the Moving Image on Music-Induced Emotions. Psychological Topics. 2023; № 32 (1): 57-80.

10. Hallam S., Price J., Katsarou G. The Effects of Background Music on Primary School Pupils' Task Performance. Educational Studies. 2002; Vol. 28, № 2: 111-122.

11. Gur C. Is There any Positive Effect of Classical Music on Cognitive Content of Drawings of Six-Year-Old Children in Turkey? European Journal of Scientific Research. 2009; Vol. 36; № 2: 251-259.

12. Makarova K.V. Vliyanie muzyki na processy myshleniya i ponimaniya. Mirpsihologii. 2020; № 1 (101): 107-117.

13. Guschina D.A., Kashapov M.M. Vliyanie zanyatij muzykoj na razvitie tvorcheskogo myshleniya. Psihologiya v sovremennom mire: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya "Moskovskij gosudarstvennyj universitet dizajna i tehnologii", 2017: 214-216.

14. Lin H-M., Kuo S-H and Mai T.P. Slower tempo makes worse performance? The effect of musical tempo on cognitive processing speed. Frontiers in Psychology. 2023; Vol. 14: 1-12.

15. Ж#ЙЙМ, §шм$.кр-о^кш5в8®1н4®ш1. THE 59th ANNUAL CONFERENCE OF JSSD. 2012. Available at: https://www.jstage.jst.go.jp/article/ jssd/59/0/59_59/_article#author-information-wrap

16. Kalashnikov A.A. K voprosu o vliyanii funkcional'noj muzyki na fiziologicheskie pokazateli i rabotosposobnost' pri umstvennoj rabote. Fiziologicheskij zhurnal. 1979; T. 63 (2): 177-181.

17. Hrizman T.P. Razvitie funkcijmozgarebenka. Leningrad: Nauka, 1978.

18. Malyarenko T.N., Hvatova M.V., Malyarenko Yu.E., Kataranova A.Yu. Usilenie integracionnyh processov v mozge pod vliyaniem akusticheskogo sensornogo pritoka. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 1997; T. 2, № 2: 202-204.

19. Malyarenko T.N. Prolongirovannoe informacionnoe vozdejstvie kak nemedikamentoznaya tehnologiya optimizacii funkcij serdca i mozga. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.06.24

УДК 378

Bazaeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru

Emelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Theory and Methodology of Educatonal Activities, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: iemelianova@synergy.ru

DETERMINANTS OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL PICTURE OF THE WORLD AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The article discusses a problem of forming a professional image of the world of an individual in the conditions of the modern system of higher professional education. The professional image of the world is presented as a complex structured phenomenon that reflects the value-semantic attitude of a person to the chosen professional field and regulates his behavior and ways of interacting with the surrounding reality. Particular attention is paid to the analysis of the impact of vocational education on the formation of the professional image of the world of students. This process is considered in an inextricable connection with the age characteristics of personality development, in particular, with the social situation of development. In addition, the author focuses on a wide range of external and intrapersonal factors that affect the formation of the professional image of the world of students (professional self-determination, identity crisis, competence approach to learning, etc.). In the context of the indicated trends in the modernization of the system of higher professional education, the tasks facing modern vocational training in terms of providing the most favorable conditions for the personal and professional formation of students and the formation of an adequate, harmonious professional image of the world are revealed. The need for comprehensive scientific and methodological support of the educational process for the successful implementation of this task is emphasized.

Key words: professional activity, choice of profession, professional image of the world of students, social situation of development, higher education, professional "I-concept"

Ф.У. Базаееа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. кафедры теории и методики образовательной деятельности НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: iemelianova@synergy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.