цифрой 2. Учащиеся могут показать результат с помощью палец. Ряды учащхся правильно и быстро ответившие на вопросы поощряются.
3. «Кто сообразительный». Цель игры: развитие умений самостоятельно мыслить. Ход игры: игра проводится в виде соревнования между рядами парт класса. Учитель скажет числа. Учащиеся отгадывают число, предшествующее или чисел, находящихся после него. Например, какое число в счете предшествует числу 10 (9), какое число после числа три (4), какое число предшествует числу 5 (4) или вопросы Насколько число 10 больше от 9», «число 9 насколько меньше числа 10»? И объясняется знаки больше, меньше, 10 > 9, 3 < 4[3].
4. Игра «Ошибки Незнайки. Цель игры: закрепление знаний учащихся о действиях сложении вычитания до десяти, развитие умений самостоятельно мыслить. Ход игры: на доску пишется числовые равенства. С каждого ряда один ученик выйдет к доске и исправляет ошибки в равенствах. 10-7=4 10-3=6 7-3=5, 3+2=6 4+3=6 4+1=6.[4]
Список литературы
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. М.: 2008. 220 с.
2. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. // Начальная школа. 2010. №3. С. 29-34.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 2010. 421 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 1 2 Белюченко О.П. , Шаповалова Т.А.
1Белюченко Ольга Павловна - учитель изобразительного искусства;
2Шаповалова Татьяна Анатольевна - учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10, г. Белгород
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры общества и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития [1].
Многовековой опыт и специальные исследования показали, что искусство влияет и на психику, и на физиологию человека, что оно может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому очень важно эстетическое воспитание всех детей без исключения, для развития общих психических свойств (мышление, воображение внимание, память, воля), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно - эстетических потребностей, идеалов, т.е. для формирования всесторонне развитой, гуманной личности [2, с. 104].
Одной из задач, которые решает учитель музыки и изобразительного искусства в общеобразовательной школе - это формирование эстетической культуры личности. Что же такое эстетическая культура? Целесообразно рассмотреть этот вопрос на примере музыки.
Музыкальная культура - это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально - эстетические критерии), в
музыкальных знаниях и умениях, в способности понимать, чувствовать, переживать и критически оценивать музыку.
Для решения этой задачи приходится использовать много различных форм деятельности на уроке и во внеурочное время. И, конечно же, результат этой работы будет, прежде всего, зависеть от того, насколько профессионален сам учитель. Здесь важно все - хорошее владение инструментом, чистое интонирование, знание теории музыки и музыкальной литературы, умение быстро подбирать по слуху; быть не только педагогом, но и психологом; быть в курсе всех событий в стране и за рубежом; быть выдержанной и правильно выражать свои мысли при беседах с детьми, т.к. дети замечают все нюансы.
На уроке каждый вид деятельности важен: если это слушание, то хочется убедить детей, что невозможно не любить такую музыку. Привожу не один пример из жизни людей, а иногда сравниваешь жизненные ситуации разницей во времени 1 -2 века, но очень похожие по содержанию. Важно заинтересовать детей (вот здесь пригодится и красноречие, и интонации голоса, и обаяние). Необходимо, чтобы учащиеся вслух выражали свои мысли, учились правильно составлять предложения, четко и внятно произносить слова, т.е. идет работа над культурой речи.
В беседах о композиторах надо быть обязательно конкретным, выбирая для информации самое важное и интересное, что могло бы ярко отпечататься в памяти детей. Очень хорошо, если есть возможность просмотра фильма (или отрывка из фильма) о композиторе.
Для многих детей слушание музыки - сложная работа. Они считают, что это в жизни им не пригодится, да и гораздо приятнее слушать музыку, которую они привыкли слушать. Их музыкальные вкусы формируются стихийно, вне школы, музыкально - художественные критерии смещены. Именно с такими детьми приходится чаще, чем с остальными беседовать, дискутировать, убеждать, но ни в коем случае не навязывать свое мнение. И, наконец, чувствуешь хоть маленькую, но победу, когда такие дети просят еще раз поставить конкретную классическую музыку. Чтобы учащиеся могли как можно больше запомнить названий музыкальных произведений и фамилий композиторов, результативно проводить почти на каждом уроке небольшие музыкальные викторины.
Пение песен - очень ответственная часть урока, потому что песня - это слияние музыки и стихов. Хорошо если детям песня сразу понравилась. С детьми 5 - 6 классов в этом направлении трудностей не испытываешь, они полностью доверяют учителю и впитывают все, что преподносит им учитель.
Сложнее с детьми 7 - 8 классов, т.к. приходится очень тщательно подбирать репертуар. Ученики требуют все больше песен о любви, исполнения популярных песен, не понимая того, что многие из этих песен не для их возраста, а песня не представляет никакой ценности. Нравственность, патриотизм, любовь к Родине, стремление к знаниям, школьная честная дружба для некоторых становится в последний ряд жизненных ценностей. И опять приводишь множество примеров из жизни героев, простых людей, наших земляков, молодых ребят, отслуживших в армии, девушек и парней, у которых есть цель в жизни, к которой они стремятся, которые дорожат честной дружбой и чистой любовью. Вот о чем или о ком поется в хороших песнях! Такая песня никогда не испортит душу ребенка, а только поможет воспитать в нем лучшие человеческие качества.
На уроке обязательно прослеживается тесная связь музыки с другими предметами, а особенно с литературой, историей, изобразительным искусством. Послушали музыку - можно свои впечатления выразить в рисунке, в стихах. Спели песню -поговорили об историческом событии, отраженном в ней.
Очень большое значение имеет техническое оснащение кабинета. Имея в наличии синтезатор, телевизор, DVD - плейер, музыкальный центр, микрофоны, аудио
кассеты, DVD и CD диски, удалось достичь более высокого качества урока и результата деятельности учащихся.
Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хороших результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Продолжением решения задач, которые выполняет учитель на уроке на уроке музыки, является внеклассная и кружковая деятельность. «Музыкальная сказка», «Музыкальная гостиная», вокальные группы мальчиков и девочек, сольное пение - вся эта работа направлена на пополнение запаса знаний о музыке, улучшение исполнительского мастерства, повышение интеллектуального уровня, приобретение навыков культурного общения в коллективе, желание своим выступлением на сцене доставить людям радость и удовольствие.
Список литературы
1. Духовно-нравственное воспитание. [Электронный ресурс]: научно-просветительский журнал. М.: Шк. Пресса, 2018. № 6. 80 с. ISSN 2074-5001. Текст: электронный. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ (дата обращения 5.01.2020).
2. Титаренко И. Н. Эстетика: учебное пособие / И.Н. Титаренко. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 206 с.
3. Белюченко О.П., Винтер Л.И., Шаповалова Т.А. Проектная деятельность как способ интеграции предметов эстетического цикла // Проблемы педагогики, 2018. № 7. С. 36-38.
4. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Роль и значение изобразительного искусства в развитии воображения // Вопросы науки и образования, 2018. № 11. С. 73-75.
5. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников // Проблемы науки, 2016. № 9. С. 37-39.
6. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Одаренность в массовой школе // Проблемы педагогики, 2016. № 6. С. 8-11.