Научная статья на тему 'Методические особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий в музыкальном образовании школьников'

Методические особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий в музыкальном образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова О. А.

В статье раскрываются методические особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий на уроке музыки в школе, описываются принципы, формы и методы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий в музыкальном образовании школьников»

3. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. Человек на своем месте. Виды эстетической деятельности. Творческое развитие личности. - М., 1984.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2001.

5. Основы эстетических знаний / Отв. ред. проф. М.Н. Росенко. - СПб., 1998.

6. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. - М.: изд-во Прометей, 2001.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

© Овсянникова О.А.*

Институт психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета, г. Тюмень

В статье раскрываются методические особенности применения информационных и телекоммуникационных технологий на уроке музыки в школе, описываются принципы, формы и методы работы.

В современном обществе каждый день появляются новые информационные технологии, которые с течением времени внедряются в школьный образовательный процесс. Касается это не только предметов естественнонаучного и гуманитарного направлений, но и предметов искусства, в частности урока музыки. С одной стороны, это открывает для учителя новые возможности, позволяет заинтересовать учеников, активизировать восприятие детей наглядным материалом, а порой и сэкономить учебное время. С другой стороны, существует опасность превратить урок искусства в «обычный» информативный урок, не несущий особого эмоционального содержания. Кроме того, в некоторой степени активизируется развлекательная функция музыкального искусства. Конечно, в наш век высоких технологий необходимо также читать книги, посещать музеи, выставки, театры, потому что это стимулирует интеллектуальную деятельность, учит думать и критически размышлять, но все это можно осуществить и с помощью новейших информационных технологий, не выходя из дома. Напомним, что под информационными технологиями понимаются методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования

* Доцент кафедры Музыкального образования, кандидат педагогических наук, доцент

информации [1, с. 52]. Понятие «телекоммуникация» появилось как развитие понятия «коммуникация». По определению Джерри Веллингтона, «телекоммуникация» - передача информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.). Вследствие чрезвычайного роста популярности использования компьютеров и компьютерных сетей в литературе по дистанционному образованию встречается словосочетание «компьютерные телекоммуникации» как передача данных с одного компьютера на другой с использованием различных систем связи [3]. Наиболее целесообразным термином, охватывающим использование различных технологий, основанных на современных технических средствах (компьютеры и компьютерные сети), и включающих традиционные средства общения или взаимодействия (обычная почта, речь и так называемые средства массовой информации (массовой коммуникации) - телевидение, радио, печать, и т.д.), является словосочетание информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Под этим словосочетанием Г.М. Троян понимает систематизированную совокупность методов, средств и операций по работе с информацией. Именно на это определение мы опираемся в данной работе. Каким образом внедрять информационные и телекоммуникационные технологии в учебный процесс урока музыки, чтобы они носили развивающий характер? Первоначально обратимся к классификации информационных и телекоммуникационных технологий, применяемых в рамках урока музыки. Во-первых, это компьютерные программы, выполняющие функцию обучения игре на инструментах, обучение импровизации, аранжировке, сочинению (Note Worht Composer, KarMaker, Final). Но эти программы достаточно редко используются на уроке музыки, так как требуют знаний в области информационно-компьютерных технологий и соответственно определенного компьютерного оснащения кабинета. Компьютерные программы можно применять в прослушивании и анализе музыкальных произведений («Шедевры музыки»), в изучении нотной грамоты («Теория музыки», «Музыкальный класс»). Во-вторых, использование сети Интернет как обширного источника предоставления музыкально-познавательной информации. К сожалению, не все кабинеты музыки оснащены этой телекоммуникационной системой, поэтому в большей степени школьники имеют возможность воспользоваться этой системой в домашних условиях. Задача учителя музыки в этом случае - проинформировать учащихся о содержании определенных сайтов с музыкальной информацией и сообщить электронный адрес, поставив предварительно перед школьниками познавательную задачу. В-третьих, можно использовать на уроке музыки мультимедиа - комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.). Технология мультимедиа - это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением,

анимацией, текстом и звуковым рядом [3]. Широкое применение технология мультимедиа получила и в сфере музыкального образования. Созданы мультимедийные энциклопедии («Музыкальные инструменты», «Музыка и живопись для детей») и др. В рамках этой технологии учитель может создавать презентации, включая в их содержание краткое описание биографий композиторов и их портреты, иллюстрации картин, видео фрагменты опер, концертных выступлений, тексты песен и т. д. В-четвертых, использование CD, DVD, MP3, видео записей и др. Это далеко не весь список возможностей информационных и телекоммуникационных средств и технологий в рамках урока музыки. Но в данном случае важен не количественный, а качественный аспект применения указанных технологий в процессе учебной музыкальной деятельности. В соответствии с художественно-педагогической задачей учитель музыки может применять ИКТ в любом разделе урока, в любом виде музыкальной деятельности школьников, как на вступительных уроках, так и на обобщающих, при повторении и проверке тех или иных знаний. При этом, по нашему мнению, необходимо опираться на следующие дидактические принципы общей и художе -ственной дидактики: принцип меры использования данных технологий (сущность принципа заключается в том, что продуктивность применения данных технологий обусловлена соблюдением меры их использования в соответствии с художественными задачами урока музыки); принцип научности в обучении (сущность данного принципа заключается в знакомстве обучаемых через указанные технологии с музыкально-историческими и теоретическими знаниями, идеями на основе проблемных исследовательских методов и технологии активного обучения); принцип наглядности и ассоциативности (сущность которого заключается в нацеленности информационных технологий на развитие наблюдательности и ассоциативного мышления школьников); принцип единства художественного и технического [2] (в данном случае этот принцип приобретает конкретный смысл, основанный на равновесии в уроке музыки художественного («живого» исполнения) и технического (применения различных информационно-технических средств). Принцип эмоционального и сознательного, сущность которого в контексте применения информационных и телекоммуникационных технологий заключается в сознательном эстетическом выборе из огромного числа музыкальной информации самой высокохудожественной, развивающей музыкальное мышление, вкус учащихся, стимулирующей их интеллектуально-музыкальную деятельность. В подтверждении значимости данной мысли приведем высказывание ведущих ученых (В.Е. Черникова, Е.М. Молчанова) об одном из важнейших телекоммуникационных средств в нашей жизни - телевидении: «Выбрать из телевидения художественные, эстетические, политические и научно-технические знания. Самое худшее, что может быть для эстетического восприятия и вкуса, - по-

зволять детям, а также разрешать и себе, взрослым, смотреть все подряд -от фильмов, литературно-художественных учебных программ до эстрады. Телевизионная культура требует четкости в определении программ и передач, которые мы хотим, которые нужно, какие и кому можно смотреть» [4]. Это высказывание в полной мере относится и к Интернету, и к различным компьютерным программам, CD, DVD, видеозаписям и т.д. Внедрять информационные и телекоммуникационные технологии можно в различные формы музыкальных занятий: собственно урок музыки, во внеклассную музыкальную деятельность, в домашние музыкальные занятия школьников. Кроме того, можно использовать интересные формы уроков: урок - виртуальная экскурсия (по залам известных музеев в сопровождении музыки), урок-концерт (виртуально дети оказываются в залах известных оперных театров и имеют возможность познакомиться с видеозаписями известных мастеров оперной сцены), урок-презентация (посвященный творчеству определенного композитора или изучению музыкальных инструментов и т.д.), урок-мастерская композитора (в рамках которого дети могут ощутить себя начинающими композиторами) и другие. С указанными формами занятий и уроков тесно связаны методы внедрения ИКТ в сферу музыкального образования школьников. Так, метод самостоятельной работы и проблемно-поисковый метод в большей степени проявляются в домашних музыкальных занятиях учащихся, связанные с поиском полезной музыкальной информации в Интернете, с созданием творческих проектов и презентаций. Для проверки знаний по восприятию музыки, по музыкально-историческим, теоретическим сведениям (о стилях, жанрах произведений) в рамках урока музыки целесообразно применять метод тестирования и метод викторины с использованием музыкально-компьютерных программ-тестов (викторин). Во внеклассной музыкальной деятельности, а также отчасти на уроке музыки можно применять метод сочинения, аранжировки музыкальных композиций с использованием компьютерных технологий и синтезатора. На уроке музыки может широко применяться наглядно-слуховой метод при показе учителем презентаций с использованием наглядного материала и звуковых фрагментов, также этот метод может использоваться при разучивании школьниками новой песни, в этом случае педагог проецирует на экран и текст, и мелодию песни, что зрительно и слухово облегчает ее исполнение. Определенные особенности проявляются в применении ИКТ на уроке музыки относительно школьного возраста детей. Так, в начальной школе, на наш взгляд, в большей степени целесообразно использовать «живое» исполнение музыкальных произведений учителем и учащимися (вокальное и инструментальное), чтобы дети накопили музыкальный опыт, у них сформировались музыкально-слуховые представления об основных музыкальных стилях. С другой стороны, в младшем школьном возрасте возможно и даже показано использовать

мультимедийные технологии, презентации, видео записи, так как учащиеся в этом возрасте хорошо воспринимают яркую зрительную информацию. Но следует помнить, что любая зрительная информация должна быть четко дозирована и отвечать задачам данного вида деятельности (например, при разучивании песни слова могут проецироваться на экран, что экономит время урока), так как на первом месте в ходе урока музыки должно находиться именно слуховое восприятие. В противном случае зрительная информация перекроет информацию звуковую и учащиеся не смогут наблюдать за процессом развития музыки, а значит, и размышлять о ней. Для учащихся средних и старших классов возможно применение различных средств и форм информационных и телекоммуникационных технологий, но уклон следует сделать в сторону самостоятельной исследовательской и творческой деятельности школьников. Учащиеся этого возраста в состоянии самостоятельно подготовить реферат по определенной теме, пользуясь Интернет-ресурсами; создать групповой или индивидуальный исследовательский проект, представить его презентацию в текстовом, звуковом и изобразительном вариантах. При наличии определенных музыкально-компьютерных программ в рамках внеклассной музыкальной деятельности школьники могут сочинить собственную композицию или аранжировать имеющийся музыкальный текст. Следует помнить, что использование информационных и телекоммуникационных технологий на уроке музыки является средством реализации художественно-педагогической задачи, поставленной педагогом. Методически верное обеспечение этих технологий будет способствовать музыкальному развитию учащихся, развитию их музыкальной культуры.

Список литературы:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

2. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 288 с.

3. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании: учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов [Электронный ресурс]. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - (Хрестоматийный материал). - Режим доступа: www.ido.rudn.ru.

4. Черникова В.Е. Масс-медиа и информационная культура / В.Е. Черникова, Е.Н Молчанова, Л.Е. Климова. - Ставрополь, 2007. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.