Научная статья на тему 'Методические основы обучения школьников народной росписи'

Методические основы обучения школьников народной росписи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы обучения школьников народной росписи»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НАРОДНОЙ РОСПИСИ Белюченко О.П.

Белюченко Ольга Павловна — учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 10, г. Белгород

В XV веке переселенцами северного города Великий Устюг близ города Хлынова (Вятка) была основана Дымковская слобода. Дымковская игрушка - всадник, конь, баран, уточка, корова, дама в шляпе, кавалер в цилиндре обычно были забавной свистулькой. Со временем фигурки усложнялись и появились многофигурные композиции, служившие украшением подоконников и горок с посудой. Малая декоративная скульптура постепенно обогащалась новыми темпами и сюжетами, почерпнутыми из окружающей жизни и овеянными народной фантазией. Так постепенно сложился неповторимый мир образов дымковской игрушки, самобытный художественный строй.

Дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство. Красную глину собирали весной, после половодья, на реке Вятка и смешивали с мелким речным песком, заливали водой, тщательно месили ногами и перелопачивали. Приготовленную глину раскатывали на шарики, затем сплющивали в блины и сворачивали основную форму игрушки, например, колокол юбки, к которой «прижмут» стан, головку, ручки и шляпку. Учителю следует ознакомить учеников с некоторыми приемами лепки народной игрушки. Исследователи творчества гончаров-игрушечников выделяют общие приемы лепки для самых распространенных форм игрушек:

• конструктивный способ - лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий.

• пластический способ - лепка из целого куска глины. Так лепят свои игрушки филимоновские мастера, вытягивая всю фигурку сразу.

• комбинированный способ - лепка с применением пластического и конструктивного способов.

Когда игрушка готова, ловкими движениями мастерица быстро сгладит все неровности и поставит на несколько дней сушить, затем игрушки ставят в русскую печь и обжигают 3-4 часа. На следующем этапе изделие погружают в раствор молотого мела, разведенного на яйце с квасом. Самодельными кистями из лучинок и тряпок наводили клетки, полоски, кружки, овалы, точки, листочки-ромбики. Стремясь сделать игрушки красочными, мастерицы использовали яркие краски. Тонкой хорьковой кистью рисовали лица игрушек. На заключительном этапе предстоит довольно хитрая работа - «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтобы лепесточки не улетели.

На протяжении всего учебного курса материал и задания постепенно усложняются. Если в первом классе дети только знакомятся с игрушкой, ее особенностями и расписывают бумажную форму лошадки или барыни, то в старших классах можно более подробно познакомить с техникой работы, а для практического задания выбрать сложную фигуру барыни (в дальнейшем можно создать коллективную композицию «Ярмарка»). Глину при работе (так как работа с ней в школьных условиях трудоемка) можно поменять на пластилин или соленое тесто.

Очень большую роль в данной теме играет наглядность, поэтому часть уроков можно проводить в сотрудничестве с народным музеем.

О собственном опыте преподавания этой темы хочется рассказать на примере урока «Дымковские узоры» в 1 классе.

Знакомство с народными промыслами в течение года построено в виде путешествия по слободкам. Урок проводится с помощью игрушки-Петрушки. Делая остановку на станции Дымковская, учащиеся слушают сказку «Баран Золотые Рога». Затем мы проводим краткий экскурс по истории дымковских игрушек. Затем Петрушка рассказывает, какие красивые лошадки прискакали из Дымково, да в дороге запылились и растеряли свои узоры. И просит детей восстановить орнамент. Далее идет работа над росписью бумажной формы лошадки. В итоге дети выставляют свои работы, а Петрушка всех хвалит.

Такая форма работы позволяет в игровой форме преподнести детям новый материал, поддержать атмосферу увлеченности, взаимопонимания, доброжелательности.

Об этом прекрасно написала И. Богуславская: «Отшлифованные многими поколениями художественные особенности глиняной игрушки - лаконизм и компактность лепной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и выразительность деталей, импровизация в росписи - не перестанут восхищать и служить образцом подлинного мастерства» [5, 85].

Список литературы

1. Белюченко О.П., Винтер Л.И. Краеведение на уроках изобразительного искусства // Вопросы науки и образования, 2017. № 6 (7). С. 139-140.

2. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Одаренность в массовой школе // Проблемы педагогики, 2016. № 6 (17). С. 8-11.

3. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников // Проблемы науки, 2016. № 9 (10). С. 37-39.

4. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Природопользование как один из объектов развития экологической грамотности учащихся // НОК, 2016. № 6 (9). С. 90-91.

5. Богуславская И.Я. О месте народного искусства в декоративно-прикладном искусстве // Стенограмма Всесоюзного семинара по вопросам экспозиции и анализа произведений декоративно-прикладного искусства в художественных музеях. М., 1968. С. 84-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.