Научная статья на тему 'Применение модульно-блочной технологии как условие оптимизации процесса подготовки специалистов профильных вузов к организации тренировочной и соревновательной деятельности'

Применение модульно-блочной технологии как условие оптимизации процесса подготовки специалистов профильных вузов к организации тренировочной и соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЙ МЕТОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Е. В.

В статье рассмотрена технология модульноблочного обучения, определены условия и принципы ее использования в подготовке специалистов к организации соревновательной и тренировочной деятельности. Дан сравнительный анализ данной технологии и традиционных методов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение модульно-блочной технологии как условие оптимизации процесса подготовки специалистов профильных вузов к организации тренировочной и соревновательной деятельности»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.В. ВОРОБЬЕВА, Российский государственный университет физической культурыг, спорта и туризма

Аннотация

В статье рассмотрена технология модульноблочного обучения, определены условия и принципы ее использования в подготовке специалистов к организации соревновательной и тренировочной деятельности. Дан сравнительный анализ данной технологии и традиционных методов обучения

Abstract

In article the technology of modular block training is considered, conditions and principles of i’ts use in preparation of experts for the organization of competitive and training activity are determined.

The comparative analysis of the given technology and traditional methods of training is given

Ключевые слова: модульно-блочный метод, образование, физическая культура

Проблема управления учебно-тренировочным процессом в спорте является одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Его основной задачей является оптимизация и повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности во всех их проявлениях, что способствует достижению более высоких спортивных результатов.

Технология управления процессом подготовки спортсмена предусматривает: постановку цели, прогнозирование спортивных достижений, моделирование уровня подготовленности спортсмена и реализации его в соревновательной деятельности, программирование системы соревнований, тренировки и факторов, повышающих их эффективность [4].

При этом необходимо отметить, что ряд авторов рассматривают внедрение в теорию и практику спорта системнопедагогического проектирования как одного их важнейших способов разработки тренировочно-соревновательных систем. Оно разворачивается на основе естественной эволюции

всех этих систем и при определенных условиях может стать перспективным методом разработки и внедрения в практику новых систем управления подготовкой спортсменов.

Технологический цикл проектирования системы подготовки спортсменов (на определенный этап или цикл) состоит из ряда логически последовательных операций, включая этап педагогической диагностики, а также этапы проектирования и проектной реализации.

Этап педагогической диагностики предусматривает: определение исходного состояния и уровня подготовленности объекта (спортсмена, команды); анализ предыдущей тренировочно-соревновательной деятельности (общих и парциальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок) и выявление ее основных недостатков и наиболее эффективных сторон; анализ тенденций развития вида спорта; анализ системы соревнований. К собственно проектировочному этапу относятся: целеполагание, разработка задач, создание проектных моделей и планов тренировочно-соревновательной деятельности. Проектно-

(ШИ

реализационную часть деятельности составляют: реализация, т.е. внедрение проекта в реальные условия подготовки; контроль, оценка и сличение получаемых данных с прогнозируемыми и модельными; оперативные, текущие коррекции фрагментов и этапные коррекции проекта [6].

По мнению Сахаровой М.В., проектирование систем подготовки спортсмена (команды) носит творческий, созидательный характер, предполагает осознанную поисковую деятельность, необходимость разработки проектной модели. Такая модель дает возможность проигрывать и апробировать не только целостный проект, но и его отдельные фрагменты и их вариации с выбором наиболее оптимального образца [3].

Чтобы сегодня быть профессионально компетентным при проектировании данной системы и управлении ею, в зависимости от спортивной квалификации спортсмена, его возраста и пола, от цикла подготовки, от важности цели (спортивного соревнования), необходимо обладать большими научными знаниями и иметь сформированный теоретико-проектировочный тип мышления. Но для этого важно совершенствовать профессиональную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, в частности, тренеров по видам спорта, через формирование творческого мышления.

Формирование творческого мышления, его превращение из эмпирического наглядно-образного, конкретного в абстрактное и обобщенное возможно лишь при специальной организации обучения, обеспечивающего профессиональную ориентацию самоопределения личности. При этом необходимо обратить внимание на конкретные качества

личности студентов наиболее значимые для их целенаправленного формирования, это - самооценка, на которую оказывают влияние уровень притязаний, удовлетворенность деятельностью, система значений и смысла деятельности, ответственность перед собой и обществом за результаты деятельности, способность к принятию позиций другого человека, коммуникативная деятельность. Эти факторы могут воздействовать на формирование личностных качеств непосредственно или опосредованно, через создание творческого, развивающего психолого-педагогического пространства, в котором происходит достижение высокого уровня активности, развитие творчества и понимание необходимости собственной реализации. В основу создания такого развивающего пространства должны быть заложены такие принципы, как сотрудничество и открытость.

Формирование творческого профессионального мышления связано с мыслительной деятельностью и в то же время со специальностью (профессией).

Для формирования творческого профессионального мышления необходимо:

• овладение системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии (специальности), базирующихся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности;

• умение анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать;

• развитие нестереотипности мышления;

• умение применять знания на практике.

Характеристика творческого профессионального мышления и его проявление в деятельности отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Характеристика творческого профессионального мышления и его проявление в деятельности

(по М.П. Сибирской, 1997)

Рисунок показывает, что педагогическая технология формирования творческого профессионального мышления базируется на профессиональных знаниях, умениях и навыках и должна включать в себя развитие:

• единства теоретического и практического компонентов знаний (взаимосвязи предметно-профессиональных и образных представлений);

• умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования применять знания на практике, обобщения.

Успешное решение проблемы подготовки творчески мыслящего тренера по избранному виду спорта, возможно при введении современных технологий обучения студентов, основанных на преимущественном использовании проблемных, поисковых методов обучения, усиливающих познавательную активность студентов на занятиях цикла специальных дисциплин и повышающих их квалификационный уровень [2].

Работа на занятиях строится по технологии модульноблочного обучения.

Технология модульно-блочного обучения представляет собой синтез традиционного (объяснительно-иллюстрированного, репродуктивного), поискового и проблемнопроективного обучения.

Его основное назначение - формирование знаний, умственных методических умений, стандартной и операциональной деятельности, практических умений и навыков, а также совершенствование творческой деятельности в формировании профессионального мастерства специалиста.

В технологии модульно-блочного обучения необходимо использовать следующие требования:

1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность студентов.

4. Структурирование содержательной части проектов и моделей.

5. Внедрение проектов и моделей в практическую деятельность.

Данная технология включает три обучающих модуля:

Информационно-подготовительный (репродуктивный) - он направлен на восприятие учебного материала, его осмысление, обобщение и выработку практических умений в освоении спортивных способов плавания, самоорганизацию и самоконтроль за процессами усвоения новых знаний, приобретением двигательных умений (рис. 2).

Детализирование техники двигательного состава по кинематическим характеристикам

Рис. 2. Информационно-познавательный модуль по формированию знаний двигательных умений и навыков

Репродуктивно-поисковый - данный модуль, способствует развитию познавательной самостоятельности студентов, формирование двигательного навыка на основе сознательного контроля за кинематическими характеристиками техники (рис. 3).

Поисково-проективный - представляет собой деятельность по созданию и выполнению проектов (рис. 4).

Деятельность преподавателя и студентов при данном подходе строится на равноправных субъектно-субъектных отношениях. Акцент делается на формирование творческой активности и развитие «Я-концепции личности».

Каждый модуль включает последовательные операционные блоки: информационный, тестово-информационный, коррекционно-информа-ционный, проблемный, блок проверки и контроля.

В течение 2004/2005 учебного года проводился эксперимент, в ходе которого была предпринята попытка сравнительного анализа эффективности разработанной нами технологии модульно-блочного обучения в формирований знаний, умений и навыков по циклу специальных дисциплин с широко применяемым в практической деятельности репродуктивным обучением студентов.

Рис. 3. Репродуктивно-поисковый модуль по формированию знаний двигательных умений и навыков

Рис. 4. Поисково-проектный модуль по формированию творческого потенциала специалиста

В педагогическом эксперименте приняли участие студенты Иркутского филиала РГУФК.

Эффективность экспериментальной методики оценивалась по следующим показателям: качественный показатель техники двигательного действия, качество проведения учебно-тренировочного занятия по реализации творческого проекта, а также уровень знаний, умственно-методических умений, навыков стандартной и творческой деятельности.

Эффективность освоения техники по видам спорта оценивалась по пятибалльной системе. Данные таблицы свидетельствуют, что всеми студентами освоена техника избранного вида, но качественный показатель достоверно выше в экспериментальной группе.

Умения стандартной Знания деятельности

15 ---- -------- -------------

14 ----

13 ---- -------

12 ----

11

10 ----

9 -----

8 -----

21

На рисунке 5 показаны объем и качество знаний, умений и навыков при модульно-блочном и традиционном обучении. Сравнительный анализ данных указывает на преимущество разработанной технологии обучения. Показатели в экспериментальной группе на всех уровнях достоверно выше, чем в контрольной (Р > 0,05).

Эти полученные данные подтверждают результаты разработки и проведения учебных занятий студентами по реализации творческих проектов (табл. 2), а также результаты защиты теоретических проектов построения учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта (табл. 3).

Умение обобщать, анализировать, делать выводы

Умения и навыки творческой деятельности

в

- контрольная группа;

- экспериментальная группа

Рис. 5. Сравнительный анализ традиционного и модульно-блочного обучения по модифицированной методике В.П. Бесполько

Таблица 1

Результаты экспериментальных оценок при освоении техники двигательного действия

Г руппа Количество студентов, освоивших технику ТДД Качество успеваемости, % Р

5 4 3 2

Экспериментальная 59,2 33,3 7,5 - 92,5 < 0,05

Контрольная 48,4 35,6 16 - 84

Таблица 2

Результаты качества проведения учебно-тренировочного занятия по реализации творческого проекта

Г руппа Качественный показатель Качество успеваемости, % Р

5 4 3 2

Экспериментальная 57,3 32,7 10 - 90 < 0,05

Контрольная 36,3 38,8 24,9 - 75,1

Таблица 3

Результаты оценки качества проектировочной деятельности студентов

Г руппа Качественный показатель Качество успеваемости % Р

5 4 3 2

Экспериментальная 41,6 40,9 15,4 - 82,5 < 0,05

Контрольная 38,1 41,1 14 - 79,2

Таким образом, проведенные нами теоретические и эк- тивных подходов в решении задач по формированию твор-

спериментальные исследования показали, что технология ческого потенциала специалиста.

модульно-блочного обучения является одним из эффек-

Литература

1. Воробьева Е.В., Григорьев A.A. Т ехнология проектов -инновационное направление в подготовке специалистов среднего звена // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 9. - С. 6-7.

2. Петров П.К. Преподаватель в условиях использования новых информационных технологий в учебном процессе // Современные проблемы и концепции в развитии физической культуры и спорта. - Челябинск, 1997. - С. 173-175.

3. Сахарова М.В. Проектирование систем подготовки спортсменов (команды) в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры, 2004. - N° 9. - С. 35-38.

4. Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. - СПб., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Суслов Ф.П., ХолодовЖ.К. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. - М., 1997.

6. Холодов Ж.К., Сахарова М.В. К теории и методологии проектирования систем подготовки спортсмена (команды): Мат. науч. конгресса. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.