Научная статья на тему 'Проектирование модели творческой деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта'

Проектирование модели творческой деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ВООБРАЖЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА / МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭВРИСТИЧЕСКИХ ИГР / CREATIVE WORK / IMAGINATION / TECHNOLOGIES OF MODULE-AIMED APPROACH / MODEL OF RESEARCH AND EURISTIC GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Елена Владимировна

В статье рассмотрена модель учебной деятельности цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяющая активизировать и развивать процессы творческого мышления и воображения будущего специалиста в области физической культуры и спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECTION OF CREATIVE ACTIVITY MODEL IN THE COURSE OF TPAINING THE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

In the article a model of academic activity within a cycle of general professional and special disciplines has been considered. It allows to activate and develop the processes of creative thinking and imagination of future specialist in the field of Physical Education and Sport.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели творческой деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта»

УКД 796.077.5

© Е.В. Воробьева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассмотрена модель учебной деятельности цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, позволяющая активизировать и развивать процессы творческого мышления и воображения будущего специалиста в области физической культуры и спорта

Ключевые слова: творчество, воображение, технологии модульно-целевого подхода, модель исследовательско-эвристических игр.

E.V. Vorobyeva

THE PROJECTION OF CREATIVE ACTIVITY MODEL IN THE COURSE OF TPAINING THE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

In the article a model of academic activity within a cycle of general professional and special disciplines has been considered. It allows to activate and develop the processes of creative thinking and imagination of future specialist in the field of Physical Education and Sport.

Keywords: creative work, imagination, technologies of module-aimed approach, model of research and euristic games.

Введение. На современном этапе развития общества в условиях структурной перестройки системы высшего образования возникает необходимость активного поиска новых резервов качественной подготовки специалистов.

Основное направление в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта - повышение творческого потенциала. Овладение творчеством и воображением как видами и компонентами современной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного и учебно-тренировочного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при проектировании различных моделей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; адекватно формулировать цели, задачи, средства, методы тренировочного процесса с учетом этапов многолетней подготовки спортсмена; реализовывать личностноориентированный подход в обучении и планировании тренировочных и соревновательных нагрузок.

Вместе с тем прослеживаются существенные противоречия:

- между существующей системой подготовки специалистов в области физической культуры и спорта и современными социальными и личностными потребностями, обусловленными изменениями во всех сферах общественной жизни;

- между объективной потребностью общества в качественном специалисте с аналитическим творческим мышлением и зачастую консервативным процессом подготовки кадров в высших учебных заведениях, обучающихся по сложившимся традиционным системам;

- между требованиями, предъявляемыми личностью и обществом к результатам образования.

Методы и организация исследования. С целью оптимизации педагогического процесса по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин нами была разработана и внедрена модель учебной деятельности, позволяющая активизировать процессы творческого мышления и воображения будущего специалиста в области физической культуры и спорта, определить ее компоненты и наполнить их содержанием. Основной ее составляющей является: технология модульно-целевого подхода (модульно-компьютерное, модульно-проблемное, модульно-блочное, модульно-проективное обучение). При реализации данной технологии студент работает с учебной программой, составленной из модулей, каждый из которых представляет собой гибкую дидактическую систему, состоящую из следующих элементов: учебной цели; собственно-учебного материала; форм организации учебного процесса; методического руководства к действию; технологии контроля знаний, умений и навыков; временного алгоритма и последовательности прохождения учебного материала; аппаратурного обеспечения. По содержанию и своей направленности дидактический

модуль отражает программу целевой деятельности преподавателя и студентов на основе личностно-ориентированного образования, в основе которого лежит гуманно-личностный подход, равноправное сотрудничество, «Я-концепция личности».

Модульно-компьютерное обучение. Студенты работают по обучающей программе, представляющей собой последовательно сменяющиеся небольшие информационные блоки с контрольными заданиями.

Освоив теоретическую информацию, студент должен ответить на пять вопросов. На каждый вопрос дается 4 ответа, один из них - правильный. В случае 3-х положительных ответов и выше он получает новую информацию и последовательно продвигается вперед к намеченной учебной цели. В случае 2-х положительных ответов ему предлагается вернуться и повторить пройденный материал. Все вопросы направлены на реализацию ряда дидактических функций. Они служат проверке того, насколько хорошо студент овладел материалом в данном разделе программы; обеспечивают возможность закрепления важнейших знаний путем выполнения соответствующих упражнений; заставляют его активно работать с текстом и тем самым исключать механическое запоминание; формируют у студентов ценностное отношение к учебе, развивая интерес к изучаемому предмету и приучая к контролю и оценке собственных результатов.

Следующим компонентом работы предлагается проблемный блок, который требует от студентов интенсивной интеллектуальной работы -это решение задач, формулировки или проверки гипотезы, выявление ошибок при построении техники двигательного действия, составления методик развития физических способностей или обучения техническим элементам. Если студент затрудняется в выполнении заданий в связи с тем, что не усвоен теоретический материал, он может обратиться к теоретическому материалу в компьютерной программе или просмотру видеолекции. Данная работа предполагает выполнение различных умственных действий (обобщение, доказательство, объяснение, проверка), обогащающих объем их знаний.

В процессе изучения каждого модуля обязательно проводится текущий, рубежный и итоговый контроль знаний.

Модульно-проблемное обучение. Модульнопроблемное обучение направлено на развитие творческого мышления и формирование способ-

ности к самостоятельной познавательной деятельности. Студенты учатся анализировать, сравнивать, искать доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию, осуществлять поиск аналогий, выбирать способы деятельности, интерпретировать и выбирать результаты.

Данный модуль содержит восемь последовательных этапов обучения, каждый из которых решает свою задачу.

1 этап - решение проблемных ситуаций или задач в процессе усвоения нового материала. Данный этап характеризуется тем, что преподаватель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельный поиск студентов.

2 этап - самостоятельная работа с использованием модульного компьютерного обучения.

3 этап - контроль за освоением учебного материала.

4 этап - рассмотрение учебной информации с выделением противоречий. В процессе работы у студентов формируется способность самостоятельно формулировать и решать проблему, а педагог только указывает на нее, не определяя конечный результат.

5 этап - разработка структурно-логических схем с целью обобщения теоретического материала.

6 этап - индивидуальная творческая работа по разработке проблемных задач или ситуаций. В период работы студент должен самостоятельно увидеть проблему, сформулировать и использовать способы ее решения.

7 этап - обсуждение результатов творческой работы. Корректировка качества усвоения учебного материала.

8 этап - контроль за освоением учебного материала модуля.

Модульно-блочное обучение. Технология блочного обучения представляет собой синтез традиционного (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного), модульно-компьютерного и проблемного обучения. Его основное назначение - формирование знаний, умственных методических умений стандартной и операциональной деятельности.

Каждый обучающий модуль содержит в себе последовательные операциональные блоки. Например, при изучении цикла специальных дисциплин каждый блок имеет следующее назначение (рис. 1):

- информационный блок. Основное его на- и практических умений и навыков по циклу спе-

значение - формирование теоретических знаний циальных дисциплин;

1 Информационный блок

Осмысление и обобщение техники двигательного действия на основе теоретических знаний

Формирование ТДД по структуре и фазовому составу с движением ног, рук, механизм дыхания, согласованность движений

_______________\к_______________

2 Тестово-информационный блок

Оценка теоретических знаний, контроль за качеством выполнения ТДД

Рис. 1. Модульно-блочное обучение при организации учебного процесса по освоению техники спортивных способов плавания

В процессе обучения новым двигательным мы опираемся на основные психологические

действиям решающая роль отводится ориенти- компоненты деятельности, такие как целевые

ровочной основе действия, при ее формировании установки и мотивация, где фактор сознания иг-

45

3 Коррекционно-информационный блок

Детализированное уточнение ТДД по кинематическим характеристикам с учетом качества ее выполнения

Целостное выполнение двигательного действия на основе сознательного контроля за кинематическими характеристиками ТДД с учетом полученных знаний

Конкретизация знаний и представлений о ТДД до ясного отображения и точных понятий через подготовительные и имитационные упражнения (на суше)

рает первостепенную роль. Передача информации осуществляется с широким использованием средств ТСО;

- тестово-информационный блок направлен на получение срочной информации о качестве усвоения теоретических знаний, двигательных умений и навыков. Контроль осуществлялся через компьютерные контролирующие программы и практическое выполнение изучаемого двигательного действия;

- коррекционно-информационный. Данный блок направлен на формирование двигательного навыка на основе сознательного контроля за кинематическими характеристиками техники двигательного действия и дальнейшее углубление теоретических знаний через компьютерные обучающие программы, изучение дополнительной литературы, выполнение практических заданий, решение учебных задач информационнотеоретического и операционального содержания;

- проблемный блок. Его основное назначение

- развитие аналитических и творческих способностей студентов (разрешение ситуаций проблемного характера на лекциях, выполнение проблемных заданий, органично вкрапленных в обучающие программы; участие в дискуссиях, решение учебных задач конструктивного плана и т.п.);

- блок проверки и контроля. Он выполняет функцию проверки качества выполненной работы студентом в соответствии с заранее спроектированным результатом.

Модульно-проективное обучение. Данная технология позволяет проектировать и воспроизводить в условиях учебного процесса на основе будущей профессиональной деятельности ряда ее аналогичных форм, отличающихся по степени подобия и соответствия профессиональной деятельности в различных ее проявлениях (ква-зипрофессиональных, т.е. почти профессиональных). Последовательное проектирование и последующее освоение этих форм деятельности, расположенных по степени увеличения сложности и приближения к профессиональной деятельности и составляет процесс проективного обучения.

Базой модульно-проективного обучения является обучающий модуль. Он включает в себя:

- целевые программы (чего в конечном итоге должен достичь студент);

- банк информации (учебный материал различного дидактического назначения, зафиксированный на различных носителях информации);

- задания для самостоятельной и групповой учебной деятельности над материалом;

- тестовые программы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков.

Модель исследовательско-эвристических игр. Данная модель включает этапы организации и проведения игры, ее содержательную структуру, а также психолого-педагогические особенности.

Педагогический процесс игровой деятельности осуществлялся с учетом основных принципов:

- целостность имитации профессиональной деятельности, ее условий и ситуаций;

- предметность содержания профессиональной деятельности, которая определяет ее специфику, потребности, мотивы, задачи, действия и операции;

- рефлексия различных учебно-игровых воздействий;

- направленность игрового обучения на развитие личности профессиональных кадров, а также формирование у них новых способов профессиональной деятельности.

К психолого-педагогическим особенностям исследовательско-эвристических игр относятся: направленность на самоорганизацию новых способов профессиональной деятельности и мышления; целевая направленность на активизацию эвристических процессов, продуктивного воображения, профессиональной фантазии; обеспечение смены ведущего типа деятельности от академического обучения к формированию личности специалиста в процессе профессиональной деятельности; поисково-исследовательская направленность на объект игрового моделирования; развитие элементов и навыков коллективного мышления, взаимодействия и профессиональной коммуникации; осуществление мыслительного эксперимента с целью полноценной ориентации в профессиональной сфере, обучения, направленного на формирование творчества и воображения, разрушение монопредметных стереотипов и подходов в осмыслении и решении проблем; схематизация посредством симво-ло-знакового отображения вербальной коммуникации и другой игровой информации; направленная ротация игровой позиции, активизация знаний и получения новой информации; целенаправленное развитие когнитивного диссонанса и формирование умений его преодоления; формирование потребности и мотивации к познанию и изучению профессиональной действительности.

Модель формирования творческого мышления и воображения посредством учебных задач. Включает в себя компоненты творческой деятельности: когнитивно-мотивационный, содержательный, операциональный; этапы развития творческого мышления, воображения, реализуемые через структуру и содержание логически взаимосвязанных учебных задач (информационно-теоретические, операциональные, конструктивные моделирующие), а также педагогические условия их реализации.

Развитие творческих умений и навыков, а также воображения происходит по четырем этапам в соответствии с основными процессами творческой деятельности.

На первом этапе решаются информационнотеоретические задачи. Они характеризуются аналитическим подходом. Данные задачи создают ориентировочную основу мыслительной деятельности обучающихся, нацеливают на поиск способов решения и определяют условия, в которых должен происходить процесс решения.

Реализация этих задач связана с расширением мотивов учения, развития тех из них, которые заложены в самом процессе познавательной деятельности студентов. Учебные задачи позволяют «включить» студента в содержание излагаемого, психологически приобщить предмет обобщения к опыту студентов, предупредить автоматизм восприятия, пробудить воображение, вызвать необходимые ассоциации и на этой основе - соучастие и сопереживание.

На втором этапе развития творческого потенциала студента и воображения вводятся учебные задачи операционного содержания. Данные задачи направлены на понимание студентами структуры и психологических факторов педагогического процесса, взаимодействия учителя и учащихся, знание технологий обучения и обобщение эмпирического опыта собственной профессиональной деятельности.

При решении данных задач студент мысленно выполняет функции учителя и прослеживает учебные действия, осмысливает коммуникативные контакты между ними и определяет оптимальные способы взаимодействия учителя с учащимися.

На третьем этапе используются задачи конструктивного плана. Они дают возможность развивать у студентов профессиональное видение учебно-воспитательного и тренировочного процесса, углубляют понимание функций профессиональной деятельности и повышают эффективность их дидактической подготовки.

Процесс поиска решений этих задач, связанный с проектированием микроэлементов обучения, отдельных дидактических приемов обучения и развития учащихся, предполагает структурирование учебного материала. Творческий подход к решению обусловлен ориентационной основой -условиями задачи, направляется системой указаний и вопросов задачи, включает описание дидактических ситуаций в абстрагированной форме.

Для реализации поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования: 1) анализ и обобщение научных трудов по проблеме исследования; 2) психологодиагностические методы: адаптированный вариант набора креативных тестов Ф. Вильямса [5], батарея тестов, состоящих из 28 заданий на общие способности (модифицированная батарея тестов Г. Айзенка) [1] и 12 заданий на воображение (модификации южнокалифорнийских тестов), а также тесты Я.А. Пономарева, К.К. Платонова, Ф.С. Таратунского, Н.Ф. Таратунской, для диагностики самоактуализации личности нами использовался опросник САМОАЛ, разработанный А.В. Лазукиным и адаптированный

Н.Ф. Калининой [4]; 3) метод педагогического наблюдения для оценки смыслового содержания коммуникативных взаимодействий в сочетании со звукозаписью; 4) метод контент-анализа; 5) метод тестового контроля знаний, умений и навыков по методике В.П. Беспалько [2]; 6) методы математической статистики.

Результаты и их обсуждение. По итогам внедрения экспериментальной технологии обучения были изучены структурные факторы, определяющие креативное мышление студентов с использованием модифицированного и адаптированного варианта тестов Ф. Вильямса, П. Торренса, предложенного Е.Е. Туник [5].

Анализируя результаты контрольной и экспериментальной групп по данной методике, следует отметить, что все различия статистически значимы по критерию Манна-Уитни, (кроме беглости - р >

0,05). Показатели экспериментальной группы по факторам гибкость и оригинальность - не высокие в абсолютной величине. Самое высокое значение связано с разработанностью, то есть с ассиметрией

- сложностью рисунка и творческого использования языка. Сравнивая данные контрольной и экспериментальной групп по опроснику личностных характеристик, можно отметить, что по всем факторам - любознательность, воображение, сложность, склонность к риску - показатели экспериментальной группы значительно выше (различия

статистически значимы по критерию Манна-Уитни (при р < 0,01)).

Также данные подтверждаются оценкой творческих способностей и воображения. По окончании эксперимента в контрольной группе студенты дали 36% правильных ответов на оценку творческих способностей и 39% в тесте на воображение, в экспериментальной же группе результаты значительно лучше - 86% правильных ответов в тесте на творческие способности и 88% на воображение.

Параллельно нами проводилось психодиагностическое обследование студентов с помощью методики САМОАЛ (адаптированная Н.Ф. Ка-

лининым) с целью оценки у студентов стремления к самоактуализации, так как, по мнению А. Маслоу, творческий человек и самоактуализи-рующийся являются синонимами [4].

Результаты оценки самоактуализации студентов отражены на рисунке 2. Как видно, студенты экспериментальной группы, по сравнению со студентами контрольной группы, проявляют более высокий уровень в стремлении к познанию, творчеству, они автономны, более естественны, уверенны в своих силах, имеют навыки эффективного общения, способны к саморазвитию.

---—♦ Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рис. 2. Результаты диагностики самоактулизации личности

С целью определения уровня сформирован-ности творческого потенциала и воображения к неординарному решению профессиональных проблем у выпускников мы использовали исследовательско-эвристические игры [3].

Подводя итоги игровой деятельности студентов, необходимо отметить, что уровень проявления эмпирических признаков творческих способностей в экспериментальной группе достоверно выше, в отличие от аналогичных показателей контрольной группы (табл. 1).

Таблица 1

Итоговые результаты наблюдений эмпирических признаков творческих способностей в процессе исследовательско-эвристической игры

Признаки Контрольная группа Экспериментальная группа V Р

XI Х2

факт. % факт. %

Самоустановка 2,16 43 4,38 87,6 5 < 0,001

Коммуникация 2,48 49 4,60 92 7,5 < 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схематизация 1,48 29,6 4,48 89,6 1,5 < 0,001

Представление результатов 1,90 38 4,60 92 2,5 < 0,001

Объективизация 2,30 46 4,20 84 83,5 < 0,001

Распредмечивание 1,60 32 4,50 90 37,5 < 0,001

Проблематизация 1,78 35,6 4,28 85,6 30 < 0,001

Эвристический компонент 1,88 37,6 4,43 88,6 1,5 < 0,001

Синтез 1,20 24 4,35 87 1,5 < 0,001

Анализируя результаты (рис. 3) формирования знаний, умений и навыков различного уровня по методике, предложенной В.П. Беспалько [2], необходимо отметить, что различия средних значений между показателями экспериментальной и контрольной группы достоверны по критерию Манна-Уитни, а на третьем и четвертом уровнях различия достоверны с высоким уровнем значимости р < 0,001.

Эффективность предложенной технологии обучения также подтверждается результатами итоговой государственной аттестации выпуск-

ников, включавшей защиту выпускной квалификационной работы и итоговый государственный междисциплинарный экзамен, позволяющий выявлять теоретическую и практическую подготовку выпускника к решению профессиональных задач, в том числе умение использовать знания, полученные в процессе изучения различных дисциплин (медико-биологических, пси-холого-педагогических, гуманитарных дисциплин), для решения конкретных практических задач в области физической культуры и спорта.

%

□ Контрольная группа

□ Экспериментальная группа

Знания

10

Умения стандартной деятельности

11

12

13

14

15

Умения анализировать, делать выводы

16

17

18

19

20

Умения и навыки творческой деятельности

Задания

Рис. 3. Объем и качество знаний, умений и навыков при использовании технологий, развивающих творчество и воображение студента

По результатам аттестации успешность освоения знаний и интеллектуальных умений методической деятельности различного порядка в экспериментальных группах выше, чем в контрольных. Так, по междисциплинарному экзамену средний балл составил 4,4-4,5, в контрольных группах - 3,6-3,9 балла (р < 0,001). Качество успеваемости - 90-96,8% в экспериментальных группах, а в контрольных группах - 49,9-67%.

В процессе защиты выпускных квалификационных работ, которые отражали взаимосвязь обучения и развития творческого компонента деятельности, выявлено, что в экспериментальных группах качество успеваемости значительно

выше, чем в контрольной - на 35-40% (при р < 0,001).

Выводы.

1. Полученные результаты исследования свидетельствуют, что разработанная нами модель педагогического процесса цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин способствует формированию процессов воображения и творческого мышления при осуществлении профессиональной деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

2. Разработанная модель учебной деятельности позволяет вывести деятельность студента на уровень активной, творческой личности

(субъекта деятельности), стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Процесс учения приобретает характер поисковой, исследовательской деятельности, превращается из «школы запоминания» в «школу познания».

Литература

1. Айзенк Г. Проверь свои способности. - М.: Наука, 1972. - 240 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемое педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 189 с.

3. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М.: Высшая школа, 1995. - 205 с.

4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. -М.: Академический проект, 2006. - 490 с.

5. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

Воробьева Елена Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, директор филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Иркутск, e-mail: [email protected]

Vorobyeva Elena Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Brunch of Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Irkutsk, e-mail: [email protected]

УДК 796.011.1

© Е.В. Воробьева, Н.Н. Гарипов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЛУЖБЕ В АРМИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассмотрена модель организации физического воспитания, направленного на формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии, выделены основные этапы посредством которых осуществляется реализация данной модели.

Разработанная модель позволяет повысить уровень физической, моральной и психологической готовности, которую мы рассматриваем как основной компонент готовности к службе в армии.

Ключевые слова: модель, физическое воспитание, готовность к службе в армии, физическая подготовка, физическая работоспособность, гражданская позиция, воинский долг.

E. V. Vorobyeva, N.N. Garipov

THE FORMATION OF THE OLDER AGE SCHOOLBOYS READINESS TO SERVICE IN THE ARMY IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION

In this article a model of organization of Physical Education has been considered. It is aimed at the formation of the older age schoolboys' readiness for service in the army, the general stages have been determined, by means of them the realization of this model has been performed.

The developed model allows to increase a level of physical, moral and psychological readiness, which we consider as main components of readiness to service in the army.

Keywords: model, physical education, readiness to service in the army, physical training, physical working abilities, civil position, military duty.

В настоящее время в Российской Федерации существует проблема недостаточной укомплектованности армейских частей, одним из основных факторов которой является слабый уровень готовности юношей допризывного возраста к службе в армии. На заседании президиума Государственного совета РФ от 22 апреля 2009 г. говорилось о необходимости разработки новой концепции федеральной системы подготовки к военной службе на период до 2020 г., включая подготовку по основам военной службы, военнопатриотическое воспитание, физическую и морально-психологическую подготовку призывников, совершенствование системы медицинского

наблюдения за их здоровьем. В современных условиях в связи с решением проблемы профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ с 2008 г. Указом Президента Российской Федерации «О внесении изменений в положение о порядке прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. №1237 срок службы в армии сокращен до одного года, что требует в свою очередь перестройки системы допризывной подготовки молодежи.

В связи с этим возникает необходимость в повышении эффективности допризывной подготовки учащихся старших классов в процессе физического воспитания в школе, что будет спо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.