Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В НИГЕРИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В НИГЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / НИГЕРИЙСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ / КОНВЕНЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ / КОНСТИТУЦИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИИ / МОНИЗМ / ДУАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умох Сито-Обонг Миках

В статье рассматриваются международное законодательство в области прав человека в правовой системе Нигерии, юридическая проблема применения международного законодательства о правах человека, место международных договоров в иерархии законов Нигерии, а также законы Нигерии, в которых имплементированы нормы международного законодательства в области прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS LAW IN NIGERIA

The article examines areas of international legal acts such as the International human right treaty and the implementation of those laws in the national human rights institutions in Nigeria. A review of a broad range of options for monitoring the institutions and strategic ways of implementing the United Nations human rights laws in the national system in order to meet international standards, The article looks at international law restrictions that limit national law's ability to enforce treaty obligations.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В НИГЕРИИ»

УДК 34

Применение международного законодательства о правах человека в Нигерии

Умох Сито-обонг Миках

Аспирант кафедры конституционного и международного права Университета управления «ТИСБИ» (Казань)

В статье рассматриваются международное законодательство в области прав человека в правовой системе Нигерии, юридическая проблема применения международного законодательства о правах человека, место международных договоров в иерархии законов Нигерии, а также законы Нигерии, в которых имплементированы нормы международного законодательства в области прав человека.

Ключевые слова: международное право, права человека, международное право в области прав человека, нигерийские правозащитные учреждения, договорные органы, конвенции, Организация Объединённых Наций, Конституция Федеративной Республики Нигерии, монизм, дуализм

Права человека являются наиболее важной юридической категорией. Они представляют собой неотъемлемый атрибут цивилизованного общества, достояние всех людей без какого бы то ни было различия на основании политических убеждений, языка, религии, пола, расы, цвета кожи, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, а также взаимодействие международного и внутригосударственного права в этой области активно исследуются как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках.

На Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 г. государства признали, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, а также то, что права человека и основные свободы - это права, предоставленные каждому человеку с рождения; их защита и поощрение являются одной из главных обязанностей правительств. Кроме того, участники конференции согласились на создание международных институтов для осуществления контроля за соблюдением международного законодательства в области прав человека.

Согласно рекомендациям Организации Объединённых Наций и других международных организаций, большое внимание уделяется формированию национальных правозащитных учреждений - органов, независимых от правительства, обладающих широкими юридическими полномочиями по защите прав

человека на национальном уровне и признанных во всём мире как самостоятельные субъекты защиты и поощрения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека [1].

Впервые Организация Объединённых Наций подняла вопрос о национальных правозащитных учреждениях в 1946 г. на второй сессии Экономического и Социального Совета, когда государствам было предложено рассмотреть возможность создания местных комитетов по правам человека для сотрудничества с Комиссией ООН по правам человека [2].

Особое место в ряду документов по правам человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека, которая является основополагающим и универсальным международным правовым актом в этой области. На основе данного документа, принятого в 1948 г., было заключено большое количество международных договоров по правам человека, имеющих юридическую силу.

При ратификации международных договоров по правам человека правительства обязуются принимать внутри страны законы, совместимые с их международными договорными обязательствами. В результате этого международная защита прав человека обеспечивается внутригосударственной правовой системой [3].

В настоящей статье рассматривается вопрос о применении международного законодательства о правах человека в Нигерии.

1. Международное законодательство в области

прав человека в правовой системе Нигерии

Правовая система Нигерии основывается в том числе и на международных правовых актах: статьях, конвенциях и международных договорах, которые подписало государство и которые оно приняло в качестве закона [4].

Согласно разделу 12 (1) Конституции Федеративной Республики Нигерии 1999 г., ни один международный договор не является законом и не действует в стране до тех пор, пока он не утверждён в качестве закона Национальной ассамблеей Нигерии. Из-за наличия этого положения можно сделать вывод, что в Нигерии применяется дуалистический подход, который основан на существенном различии международного и внутригосударственного права и их неподчинённости одного другому. Однако в то же время в разделе 33 главы IV Конституции Нигерии представлены положения об основных правах граждан, и эти положения соответствуют международным правовым актам в области прав человека.

Государство Нигерия имеет как положительное, так и отрицательное отношение к определённым установленным нормам международного права. При рассмотрении позиции Нигерии следует провести различие между старыми, установившимися нормами международного права (которые требуют либо реформирования, либо равного применения ко всем государствам) и новыми нормами, в разработке которых должны участвовать все государства.

Основными факторами, определяющими отношение Нигерии к международному праву, являются культурные, религиозные, социальные и языковые особенности, колониальное прошлое и стремление к быстрому развитию государства.

Красноречивым свидетельством уважения Нигерией международного права являются положения, включённые в конституцию страны, которые отдают приоритет общим принципам международного права и провозглашают их основой и руководством как для внутреннего, так и для международного поведения. Однако это в большей степени является декларацией признания незаменимости международного права, чем конкретным обязательством практического применения или превосходства норм международного права на национальном уровне.

В отличие от Соединённых Штатов Америки и бывшего Советского Союза, нигерийское государство не стремилось создать исключительно национальное или региональное международное право. Усилия Нигерии всегда были направлены на координацию и внесение изменений в основные нормы международного права при поиске решений национальных, региональных и континентальных проблем.

В аспекте прав человека, который лежит в основе правовой культуры всего мира, научная концепция

прав человека, изначально закреплённая в конституциях западных демократических государств, распространилась и на другие страны. В настоящее время трудно найти государство, в котором концепция прав и свобод личности не нашла бы какого-либо отражения на национальном законодательном уровне.

Нигерия является участником большинства международных конвенций по правам человека, как региональных, так и универсальных. Прежде всего, страна является участником ООН. Приверженность ООН правам человека ясно выражена в преамбуле Устава. В этой преамбуле утверждается вера в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, что обязывает организацию содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех людей без исключения. Все члены ООН обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией Объединённых Наций для достижения целей, изложенных в ст. 55 Устава ООН [5].

2. Юридическая проблема применения международного законодательства о правах человека в Нигерии

Неисполнение договоров - типичное явление для стран общего права. Это связано с их верой в доктрину дуализма, в соответствии с которой договоры не будут являться частью внутреннего законодательства, если правительство официально не введёт их в действие. Как уже говорилось ранее, эта доктрина применяется в Нигерии под влиянием общего права. На протяжении многих лет Национальная ассамблея Нигерии не проявляла особого интереса к имплементации норм международного права в национальное законодательство, что в значительной степени повлияло на недостаточное выполнение Нигерией своих международных договорных обязательств. Национальная ассамблея полностью включила во внутреннее законодательство только 10 из примерно 400 договоров, участником которых является Нигерия. По-разному этот вопрос повлиял на реализацию международных прав человека.

Нигерия активно подписывает международные соглашения по правам человека, но сталкивается с трудностями в применении этих договоров на практике внутри страны. Кроме того, следует уточнить, что Конституция Нигерии защищает гражданские и политические права, а международные договоры, такие как Африканская хартия, распространяют защиту на культурные, экономические и коллективные права. Но так как Конституция Нигерии является высшим законом, Верховный Суд Нигерии часто разрешает разногласия в пользу конституции и ограничивает перспективное продвижение прав человека в правовой системе [6].

Для решения некоторых вопросов реализации и надзора за ситуацией с правами человека в Нигерии в апреле 2001 г. федеральное правительство Нигерии официально учредило руководящий и координационный комитеты Национального плана действий по поощрению и защите прав человека.

Также стоит упомянуть и другие организации по правам человека в Нигерии:

1) Национальная комиссия по правам человека.

В её полномочия входят:

- рассмотрение вопросов, связанных с защитой прав человека, гарантированных Конституцией Федеративной Республики Нигерии, Африканской хартией, Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека и другими международными договорами по правам человека, участником которых является Нигерия;

- проведение исследования вопросов, касающихся прав человека и помощи федеральному правительству в разработке соответствующей политики по обеспечению прав человека;

- регулярная публикация отчётов о состоянии защиты прав человека в Нигерии;

- поддержание связей и сотрудничества с местными и международными организациями в области прав человека в целях поощрения и защиты прав человека.

2) Комиссия по общественным жалобам.

Эта организация была создана в 1975 г. в соответствии с Законом «О Комиссии по общественным жалобам». В соответствии с этим законом, Комиссия по рассмотрению жалоб наделена широкими полномочиями по расследованию жалоб представителей общественности на административные действия любого государственного органа и компаний или их должностных лиц, а также по другим вопросам, связанным с защитой прав человека.

3) Комиссия по установлению истины и примирению.

Данное учреждение приводит к восстановительному или исправительному правосудию, которое направлено на отказ от традиционных карательных приговоров и на поиск истины и примирение.

3. Международные договоры в иерархии законов Нигерии

В соответствии с позицией Верховного Суда Нигерии, международные договоры, принятые в качестве закона Национальной ассамблеей, являются частью внутреннего законодательства Нигерии. И в связи с тем, что договоры имеют международный характер, в правовой системе они стоят выше других внутренних законов. Однако в Конституции Нигерии 1999 г. не рассматривается вопрос о соотношении между договорами и другими источниками законов Нигерии [7]. Этот правовой пробел является причиной неразрешённых противоречий

вокруг места договоров в иерархии законов Нигерии.

Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров, государство не может ссылаться на положения национального права для оправдания своей неспособности выполнить международное обязательство [8]. Причина этого заключается в том, что внутреннее право является результатом собственной и односторонней воли государства и такая воля не может действительным образом отменить исполнение обязательств, вытекающих из коллективной воли различных государств. Если национальное законодательство не соответствует международным обязательствам государства, то государство несёт ответственность за любые нарушения своих международных обязательств.

В настоящее время существует две теории о соотношении национального права и международного права, более известные как монизм и дуализм.

Согласно теории монизма, международное и национальное право образуют единую правовую систему. Это означает, что национальные и международные договоры государства в равной мере обладают непосредственным действием и обязательны к применению национальными судами.

В соответствии с теорией дуализма, национальное и международное право являются обособленными правовыми системами. С этой точки зрения международный договор не обладает непосредственным действием внутри страны и применяется национальными судами, лишь когда оно инкорпорировано в национальное законодательство соответствующим национальным правовым актом. В Федеративной Республике Нигерии как раз и применяется дуалистический подход.

Международное право не запрещает государствам быть монистическими или дуалистическими. В действительности не существует норм международного права по этому вопросу, и государства могут поступать так, как они считают нужным в этом отношении.

4. Законы Нигерии, в которых имплементированы нормы международного

законодательства в области прав человека

В контексте ограничений нигерийского дуализма отмечается, что некоторые нормы международного права jus cogens имеют прямое действие в Нигерии, независимо от того, приняты ли указанные нормы в качестве закона Национальной ассамблеей. Эти нормы создают права и обязанности для граждан, резидентов и всех лиц в Нигерии. Например, нормы jus cogens, запрещающие рабство и военные преступления, такие как нападения на гражданское население во время вооружённого конфликта, применимы ко всем лицам в Нигерии, даже если нет национального закона, касающегося этих норм.

Перечислим некоторые положения международных законов о правах человека, которые были включены в законодательство Нигерии.

В разделе 33 (1) Конституции Федеративной Республики Нигерии 1999 г. определено, что каждый человек имеет право на жизнь и никто не может быть намеренно лишён жизни, кроме как во исполнение приговора суда в отношении уголовного преступления, в котором человек был признан виновным в Нигерии.

В Конституции Нигерии также закреплено право на достоинство человеческой личности, в соответствии с которым каждый человек имеет право на уважение достоинства, присущего человеку, и на признание его правового положения.

Кроме того, правительство Нигерии приняло ряд законодательных актов, направленных на поощрение и защиту права на достоинство всех людей в стране. В частности, это Закон «О правах ребёнка» 2003 г., разработанный на основе положений Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закон «О запрете дискриминации инвалидов» 2018 г., Закон «О борьбе с пытками» 2017 г., Закон «О запрете насилия над людьми» 2015 г. и Закон «Об отправлении уголовного правосудия» 2015 г.

На национальном уровне в разделе 39 (1) Конституции Нигерии закреплено право на свободу слова и печати, в соответствии с которым каждый человек имеет право на свободу выражения мнения, включая свободу придерживаться своих убеждений, получать и распространять информацию.

Право на справедливое судебное разбирательство закреплено в разделе 36(1) Конституции Федеративной Республики Нигерии. Предусматривается, что каждый человек имеет право на справедливое разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Положения о праве на свободу от дискриминации, представленные в главах II и IV Конституции Федеративной Республики Нигерии 1999 г., являются прямым воспроизведением положений Всеобщей декларации прав человека.

Право на частную и семейную жизнь закреплено в разделе 37 Конституции Федеративной Республики Нигерии, где указано, что каждый имеет право на тайну частной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В разделе 40 Конституции Федеративной Республики Нигерии 1999 г. закреплено право на мирные собрания и ассоциации, согласно которому каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В главе II Конституции Федеративной Республики Нигерии 1999 г. говорится, что право на здоровье 72

является одним из экономических, социальных и культурных прав, предусмотренных основополагающими целями и директивами государственной политики.

Заключение и рекомендации

В соответствии с разделом 12 Конституции Нигерии, договоры, ратифицированные Нигерией, должны быть включены в национальное законодательство, чтобы они имели юридическую силу. Несколько договоров по правам человека уже были им-плементированы в национальное законодательство, но многие законы Национальной ассамблее Нигерии ещё предстоит принять.

Следует отметить, что дуалистическая позиция Конституции Нигерии не является совершенной. Это положение конституции представляется пережитком колониального прошлого Нигерии и нет ни одной причины, по которой договоры, ратифицированные Нигерией, не должны автоматически применяться внутри страны. По нашему мнению, такое автоматическое применение ратифицированных договоров по правам человека внутри страны, как это делается в некоторых других странах, в значительной степени способствовало бы улучшению ситуации с защитой прав человека. Однако необходимо учитывать, что внесение изменений в раздел 12 Конституции является трудоёмким и сложным процессом.

Кроме того, суды Нигерии должны более активно использовать в работе договоры, не включённые в национальное законодательство, либо в качестве инструмента толкования внутренних законов, либо в качестве норм обычного международного права.

Национальная комиссия по правам человека в Нигерии приложила усилия для защиты прав человека, но ей ещё предстоит многое сделать. Комиссия должна оказывать помощь жертвам нарушений прав человека и добиваться от их имени соответствующих средств правовой защиты, как того требует устав данного учреждения. В этой области не было достигнуто значительного прогресса. Для продвижения поощрения и защиты прав человека комиссия должна сотрудничать с местными и международными организациями. В этой области неправительственные организации были бы для комиссии очень полезны.

Для наиболее эффективного осуществления прав человека в Нигерии нормы международного права в области прав человека должны быть в полной мере закреплены в Конституции. Таким образом, важнейшей характеристикой прав человека является их гарантированность законом и Конституцией. Реальность прав и свобод проявляется через реальность их гарантий.

Литература: 6.

1. UN Paris Principles & Accreditation. - URL: https://ennhri.org/about-nhris/un-paris-principles-and-accreditation/.

2. National Human Rights Institutions. History, Principles, Roles and Responsibilities / Professional Training Series No. 4 (Rev. 1). - UNITED NATIONS, New York and Geneva, 2010. - URL: https://www.shareweb.ch/site/DDLGN/Documents/ PTS-4Rev1-NHRI_en.pdf

3. International Covenant on Civil and Political Rights. - URL: https://www.ohchr.org/EN/ ProfessionalInterest/Pages/CCPR.aspx.

4. Obilade A.O. The Nigerian Legal System, Sweet & Maxwell. - London, 2004. - URL: https://www. worldcat.org/title/nigerian-legal-system/oclc/73100 8261?referer=di&ht=edition.

5. U.N. CHARTER art. 56. - URL: https://treaties. un.org/doc/publication/ctc/uncharter.pdf.

Egede E. Bringing Human Rights Home: An Examination of the Domestication of Human Rights Treaties in Nigeria. - 2007. - № 51. - Р. 249-284. -URL: https://orca.cardiff.ac.Uk/14418/1/Egede%20 2007.pdf.

7. Asien J.O. Introduction to Nigerian Legal System 2nd ed. - Nigeria: Ababa Press Ltd., 2005. - 5 р.

8. Венская конвенция о праве международных договоров (принята 23 мая 1969 г.). - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ law_treaties.shtml

9. Мезяев А.Б. «Международные суды» и Африка // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 11 (580). - С. 14-18.

10. Malcolm N.S. International Law Fifth Edition The Pitt Building, Trumpington Street, Cambridge, United Kingdom, (2004).

11. Shaw M.N. International Law Fifth Edition. - URL: https://assets.cambridge.org/97805218/24736/ frontmatter/9780521824736_frontmatter.pdf.

Application of International Human Rights Law in Nigeria

Umah Sito-obong Mikah University of Management «TISBI» (Kazan)

The article examines areas of international legal acts such as the International human right treaty and the implementation of those laws in the national human rights institutions in Nigeria. A review of a broad range of options for monitoring the institutions and strategic ways of implementing the United Nations human rights laws in the national system in order to meet international standards, The article looks at international law restrictions that limit national law's ability to enforce treaty obligations.

Key words: International law, human rights, international human rights law, Nigerian human rights institutions, treaty bodies, conventions, United Nations, Constitution of the Federal Republic of Nigeria, monism, dualism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.