Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТНК / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США И ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Картошкина Анна Андреевна

Объект работы - правовое регулирование защиты прав человека в сфере бизнеса на универсальном и национальном уровне. Цель работы - выявление пробелов правового регулирования в области ответственности ТНК за нарушения прав человека. Основные задачи работы: рассмотреть правовое регулирование ТНК в международном праве, проанализировать положения национального законодательства ЮАР и США и судебную практику в области ответственности ТНК за нарушения прав человека; выявить необходимость, перспективы введения и применения международно-правовой ответственности ТНК за нарушения прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ

ПРАВО

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА* Картошкина А.А.

Картошкина Анна Андреевна - магистр права,

кафедра права, направление: международное право и право ЕС, Европейский Гуманитарный Университет, г. Вильнюс, Литовская Республика

Аннотация: объект работы - правовое регулирование защиты прав человека в сфере бизнеса на универсальном и национальном уровне. Цель работы - выявление пробелов правового регулирования в области ответственности ТНК за нарушения прав человека. Основные задачи работы: рассмотреть правовое регулирование ТНК в международном праве, проанализировать положения национального законодательства ЮАР и США и судебную практику в области ответственности ТНК за нарушения прав человека; выявить необходимость, перспективы введения и применения международно-правовой ответственности ТНК за нарушения прав человека.

Ключевые слова: ТНК, права человека, правовая и социальная ответственность, международное право, законодательство США и Южно-Африканской Республики.

ЕЮ1: 10.24411/2412-8228-2021 -10202

Введение

Масштабы экономической составляющей транснациональных корпорации (далее ТНК) легко представить обычному человеку. Однако, достаточно сложно поверить в то, что, сегодня, ТНК превышают экономику некоторых государств. Так, к примеру, экономика Испании была оценена в 474 Ьш, в то время как ТНК Walmart - 482 Ьш.1

Несмотря на экономические масштабы, ТНК к настоящему моменту не имеют международно-правовой ответственности за нарушения прав человека. Хотя количество и разнообразие нарушенных прав человека со стороны ТНК превосходит допустимые для 21 века границы: «...некоторые ТНК виновны в нарушении трудового законодательства; некоторые ТНК загрязняют окружающую среду такими способами, которые имеют драматические и серьезные последствия.; некоторые ТНК дискриминируют коренные народы .; другие вовлечены в сговор с правительствами, совершая грубые нарушения прав человека, такие как ... апартеид в Южной Африке и во многих других авторитарных и репрессивных государствах...».2

Отсутствие международно-правовой ответственности обусловлено тем, что государства, являясь субъектами международного права, призваны защищать права человека и контролировать деятельность ТНК. Однако, уровень такого контроля и защиты разниться от государства к государству.

1 GREEN, Duncan. The world's top 100 economies: 31 countries; 69 corporations. Article, 2016. [Онлайн]. In: web of the World Bank. [Просмотрено 21.02.2018; 13:00 Мск]. Доступ через интернет: https://blogs.worldbank.org/publicsphere/world-s-top-100-economies-31-countries-69-corporations >.

2 BAUMANN, Dorothée, NOLAN, Justine. Business and Human Rights: From Principles to Practice. 1ed. Published by Routledge. New York, 2016. P. 3. ISBN: 978-1-315-73542-9.

45

I. Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций

Прежде чем перейти к анализу международно-правового регулирования деятельности ТНК, следует упомянуть о том, что основными документами в данной сфере являются международно-правовые документы мягкого права. Данное уточнение, на мой взгляд, служит поводом для постановки проблемы отсутствия ограничений деятельности транснациональных корпораций, которые не предусматривают прямых правовых обязательств для ТНК по международному праву.

Трехсторонняя декларация МОТ

Ввиду напряженной дискуссии о необходимости регулирования деятельности ТНК и выявления ряда нарушений прав человека со стороны ТНК, в период с 1960х - 1970х годов было принято решение о разработке международного акта, который бы регламентировал поведение корпораций. Таким документом стала Трехсторонняя декларация МОТ, касающаяся транснациональных корпораций и социальной политики.1 Трехсторонняя декларация МОТ была принята в 1977 году и «..содержит руководящие принципы, покрывающие все ключевые права трудящихся, и обращена к транснациональным корпорациям, ведущим деятельность на территориях государств-членов МОТ».2 Декларация содержит пять разделов, которые включают в себя: призыв ТНК уважать национальный суверенитет, право и политику принимающих государств и призыв к принимающим правительства одинаково относиться к ТНК и местным компаниям; призыв осуществлять регулярные консультации; обращение внимания на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; уделяет внимание ставкам заработной платы, льготам, условиям труда, в том числе профессиональной безопасности и помощи.3

При этом стоит обратить особое внимание на п. 8 Декларации, в котором указано, что:

*«Все стороны, к которым имеет отношение настоящая Декларация, должны уважать суверенные права государств, подчиняться национальным законодательству, должным образом учитывать местную практику и соблюдать соответствующие международные нормы Они должны содействовать реализации положений Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации, принято в 1998 году ».4

Однако, принимая во внимание выше сказанное, сложно не согласится с профессором Карпом в том, что «Декларация МОТ прежде всего относится к улучшению методов труда в отношении сотрудников компании, а не к полному спектру потенциальных последствий для прав человека.. .».5

1 Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. Административный совет Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.) с поправками, принятыми на его 279-й (ноябрь 2000 г.) и 295-й (март 2006 г.) сессиях. [Онлайн]. In: Official Web. [Просмотрено 28.02.2018; 9:02 Мск]. Доступ через интернет: <http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_emp/—emp_ent/—

multi/documents/publication/wcms_166483.pdf >.

2НАТАПОВ, Станислав Леонидович. ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека. Научная статья в Экономико-юридический журнале «Бизнес в законе», 2010. [Онлайн]. В: Cyberleninka Web. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. Доступ через интернет: <https://cyberleninka.ru/article/n/tnk-i-primenimye-k-nim-mezhdunarodnye-akty-rekomendatelnogo-haraktera-v-oblasti-prav-cheloveka>.

3OLUFEMI, Amao. Corporate Social Responsibility, Human Rights and the Law: Multinational corporations in developing countries. Published by Routledge in 2011, USA. ISBN 978 0-415-597852. P. 30-32.

4 Там же, п. 8.

5 KARP, David Jason. Responsibility for Human Rights: Transnational Corporations in Imperfect States. P. 30. Cambridge University Press, 2014. ISBN 978-1-107-03 788-5.

46

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий

Руководящие принципы Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее ОЭСР) для многонациональных предприятий были приняты в 1976 году, в рамках Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях. Данные принципы были многократно пересмотрены в 1979, 1982, 1984, 1991, 2000 и 2011 годах. Данное руководство представляет собой добровольно-исполнимые принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в различных областях, включая занятость и права человека, окружающую среду, раскрытие информации, конкуренции, налогообложения, науки и техники».1 Пересмотр и усовершенствование принципов в 2000 году привел к некоторым важным изменениям, в частности к рекомендациям в сфере прав человека. Согласно части 2 пункту «а» принципов:

*«Предприятия должны: ... Уважать международно-признанные права человека в отношении тех людей, которые пострадали от их деятельности».2 Данные принципы направлены в первую очередь на «...побуждение ТНК вести свою деятельность в соответствии с национальными законами принимающих государств».ъ

Следует отметить, что пересмотренные принципы от 2000 года ссылаются на некоторые международные документы такие, как Всеобщую Декларацию Прав Человека и Декларацию МОТ. При этом, «...ТНК настоятельно рекомендуется использовать эти инструменты в соответствии с международными обязательствами и обязательствами принимающих стран».4

Измененные принципы от 2011 года предусматривали включение новой главы по правам человека, основывающейся на рамочной программе ООН для бизнеса и прав человека по: «защите, уважению и устранению нарушений»; усовершенствованию комплексного подхода к должной осмотрительности и ответственному управлению цепочками поставок; изменению и усовершенствованию некоторых специализированных глав, к примеру, о занятости и производственных отношениях, о борьбе с взяточничеством, о подкупе и вымогательстве о взятке, об окружающей среде, об интересах потребителей, а также о раскрытии информации и налогообложении.5

Профессор Олуфими говорит о том, что «.данные принципы являются первым наиболее полным документом о корпоративной социальной ответственности.одна из первоначальных особенностей норм, изложенных в руководящих принципах ОЭСР, заключается в том, что они применяются как к государствам-членам, отвечающим за их реализацию, так и к ТНК, деятельность которых поддерживается этими руководящими принципами...».6

1 The OECD Guidelines for Multinational Enterprises. OECD. Policy Brief, June 2001. [Онлайн]. In: Official Web. [Просмотрено 1.03.2018; 7:02 Мск]. Доступ через интернет:< http://www.oecd.org/investment/mne/1903291 .pdf?TSPD_101_R0= 11c5c3b4151c41 cefabbb73dfc 19f c59m1300000000000000006b6d6618ffff00000000000000000000000000005a98901b0060f28720 >.

2 KARP, David Jason. Responsibility for Human Rights: Transnational Corporations in Imperfect States. P. 30. Cambridge University Press, 2014. ISBN 978-1-107-03 788-5.

3НАТАПОВ, Станислав Леонидович. ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека. Научная статья в Экономико-юридический журнале «Бизнес в законе», 2010. [Онлайн]. В: Cyberleninka Web. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. Доступ через интернет: <https://cyberleninka.ru/article/n/tnk-i-primenimye-k-nim-mezhdunarodnye-akty-rekomendatelnogo-haraktera-v-oblasti-prav-cheloveka>.

4 Там же, с. 34-37.

5 KARP, David Jason. Responsibility for Human Rights: Transnational Corporations in Imperfect States. P. 26. Cambridge University Press, 2014. ISBN 978-1-107-03 788-5.

6НАТАПОВ, Станислав Леонидович. ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека. Научная статья в Экономико-

47

Проект норм ООН об ответственности ТНК и других предприятий бизнеса

Проект норм ООН об ответственности ТНК и других предприятий бизнеса был одобрен резолюцией № 16 Подкомиссии по поощрению и защите прав человека в 2003 году.1 «Проект норм является серьёзным шагом в привлечении предприятий к ответственности за нарушения прав человека и представляет собой краткий, но всеобъемлющий пересмотр международно-правовых принципов, применимых к ТНК в отношении прав человека, гуманитарного права, международного трудового права, экологического права, законодательства о потребителях, борьбы с коррупцией и иных».2

Проект норм ООН предусматривает обязанность ТНК по: 1) «..обеспечению равных возможностей и равного обращения, как это предусматривается соответствующими международными документами и национальным законодательством, а также международным правом в области прав человека в целях ликвидации дискриминации..»; 2) соблюдению мер безопасности, которые «.. осуществляются с соблюдением норм международного права в области прав человека, а также законов и норм, принятых в стране или странах, в которых они осуществляют свою деятельность.»; 3) соблюдению прав трудящихся; 4) «уважению применимых норм международного права и национального законодательства, а также административных процедур, принципа господства права, общественного интереса, цели развития, социальную и экономическую, и культурную политику; 5) защите интересов потребителей; 6) охране окружающей среды.3 Согласно общим замечаниям Проекта норм ООН:

*«Государства несут основную ответственность за поощрение, обеспечение соблюдения, уважения, и защиты прав человека, признанных как в международном, так и в национальном праве, включая обеспечение того, чтобы транснациональные корпорации и другие коммерческие предприятия уважали права человека ».4

Как отмечает профессор Жонже, новаторский подход в Проекте норм ООН представляет расширение обязательств перед негосударственными организациями и создает новые механизмы для обеспечения выполнения этих обязательств, а также формирование концепции сферы влияния ТНК, используемой для определения границ обязательств ТНК.5

Более того, как указано в пункте 15 Проекта норм ООН:

*«В качестве первоначального шага по реализации данных Норм каждая транснациональная корпорация или иное бизнес предприятие должны принимать, распространять и внедрять внутренние правила работы в соответствии с

юридический журнале «Бизнес в законе», 2010. [Онлайн]. В: Cyberleninka Web. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. Доступ через интернет: <https://cyberleninka.ru/article/n/tnk-i-primenimye-k-nim-mezhdunarodnye-akty-rekomendatelnogo-haraktera-v-oblasti-prav-cheloveka>.

1 UN Draft Norms on the Responsibilities of Transnational Corporations and Other Business Enterprises with Regard to Human Rights. U.N. Doc. E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2 (2003). [Онлайн]. In: University of Minnesota Human Rights Library web. [Просмотрено 1.03.2018; 16:40 Мск]. Доступ через интернет:< http://hrlibrary.umn.edu/links/norms-Aug2003.html >.

2 YUNUSOV, Khaydarali M; OK, Valeriya and HUSNIDDIN, Ochildiyev. The Roles and Responsibilities of transnational corporations with regards to Human Rights. C 196. Research. [Онлайн]. In: Dialnet unirioja web. [Просмотрено 1.03.2018; 11:40 Мск]. Доступ через интернет:<https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:SevVGEUsBDkJ:https://dialnet. unirioja.es/descarga/articulo/3685097.pdf+&cd= 1 &hl=ru&ct=clnk&gl=us&client=safari >.

3 UN Draft Norms on the Responsibilities of Transnational Corporations and Other Business Enterprises with Regard to Human Rights. U.N. Doc. E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2 (2003). [Онлайн]. In: University of Minnesota Human Rights Library web. [Просмотрено 1.03.2018; 16:40 Мск]. Доступ через интернет:< http://hrlibrary.umn.edu/links/norms-Aug2003.html >.

4 Там же.

5 DE JONGE, Alice. Transnational corporations and international law: accountability in the Global Business Environment. Published by Edward Elgar in 2011, UK. ISBN 978 1 84980 368 7. P. 34-35.

48

Нормами Каждая транснациональная корпорация или другое коммерческое предприятие должны применять и включать эти Нормы в свои контракты или другие соглашения и сделки с подрядчиками, субподрядчиками, поставщиками, лицензиатами, дистрибьюторами или физическими или иными юридическими лицами, которые заключают любое соглашение с транснациональной корпорацией или деловым предприятием в целях обеспечения соблюдения и осуществления Норм». 1

Проект норм ООН об ответственности ТНК и других предприятий бизнеса представил первую попытку, в рамках ООН, определить правовые нормы в области прав человека, которые будут применяться к корпорациям.2 Тем не менее, необходимо отметить, что Комиссия ООН по правам человека «.отказалась предоставить нормативно-правовой статус и поручила Подкомиссии по поощрению и защите прав человека воздерживаться от выполнения функций мониторинга в отношении данного проекта норм».3

Руководящие принципы ООН в области бизнеса и прав человека Руководящие принципы ООН в области бизнеса и прав человека были разработаны профессором Д. Д. Рагги, в течение его шестилетнего мандата в качестве Специального представителя Генерального секретаря ООН по делам бизнеса и правам человека, и впоследствии были одобрены резолюцией 17/6 Совета по правам человека 16 июня 2011 года.4 Следует сказать о том, что Руководящие принципы не создают каких либо новых правовых обязательств по международному праву для ТНК и иных предприятий бизнеса, они «.получают свою нормативную силу посредством признания социальных ожиданий со стороны государств и других участников.».5 Как указано в п. 14 принципов:

*«..Вклад руководящих принципов в нормотворчество заключается не в разработке новых международно-правовых обязательств, а в уяснении последствий действующих норм и существующих видов практики для государственных и коммерческих структур; в их интеграции в единую, логически последовательную и всеобъемлющую модель; а также в уяснении того, в каких случаях настоящий режим является несовершенным и каким образом следует повышать его эффективность».6 Непосредственно реализация данных принципов осуществляется через национальные планы действий. Так, согласно пункту 59 Замечания общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам № 24 от 2017 года:

1 YUNUSOV, Khaydarali M; OK, Valeriya and HUSNIDDIN, Ochildiyev. The Roles and Responsibilities of transnational corporations with regards to Human Rights. C 196. Research. [Онлайн]. In: Dialnet unirioja web. [Просмотрено 1.03.2018; 11:40 Мск]. Доступ через интернет:<https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:SevVGEUsBDkJ:https://dialnet. unirioja.es/descarga/articulo/3685097.pdf+&cd= 1 &hl=ru&ct=clnk&gl=us&client=safari >.

2 RODRIGUEZ-GARAVITO, Cesar. Business and Human Rights. Beyond the End of the Beginning. P. 18. Cambridge University Press, 2017. ISBN 998-1-107-17529-7.

3 MARES, Radu. The UN Guiding Principles on Business and Human Rights. Foundation and Implementation. P. 53. Published by Martinus Nijhoff, Netherlands 2012. ISBN 978-90-04-21051-6.

4 RUGGIE, John G. Regulating Multinationals: The UN Guiding Principles, Civil Society, and International Legalization. P.1-2. Regulatory Policy Program Working Paper RPP-2015-04. Cambridge, MA: Mossavar - Rahmani Center for Business and Government, Harvard Kennedy School, Harvard University.

5 Там же, с. 3.;

6 Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях, и других предприятиях. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций, касающихся "защиты, соблюдения и средств правовой защиты". Совет ООН по правам человека, A/HRC/17/31. [Онлайн]. In: official web. [Просмотрено 1.03.2018; 21:40 Мск]. Доступ через интернет:< http://media.rspp.ru/document/1/4/4/4407fda8aeb6d2d818fc34126f45924c.pdf >.

49

*«После принятия Руководящих принципов предпринимательской деятельности в области прав человека многие государства и региональные организации приняли планы действий по вопросам предпринимательской деятельности ». 1

Профессор Рагги выделяет три главных аспекта, которые содержатся в Руководящих принципах:

*«1. Государственная обязанность по защите от нарушений прав человека третьими лицами, включая ТНК, посредством соответствующей политики, регулирования и судебных решений; 2. Независимая корпоративная ответственность за соблюдение прав человека, что означает, что ТНК должны проявлять должную осмотрительность во избежание нарушения прав других лиц и устранять неблагоприятные последствий, с которыми они связаны; 3. Более высокий доступ жертв к эффективным средствам правовой защиты, как судебным, так и внесудебным».2

Далее, автор настоящего исследования предлагает проанализировать значение «должной осмотрительности», которую ТНК и другие предприятия бизнеса необходимы проявлять во избежание нарушения прав человека. В Руководящих принципах ООН значение «должной осмотрительности» применяется в контексте того, что предприятиям, помимо соблюдения правовых обязательств, так же необходимо действовать в рамках «.. предотвращения и устранения причастности к неблагоприятным последствиям для прав человека...».3 Кроме того, важным замечанием может послужить и то, что должная осмотрительность, «. как стандарт поведения, не имеет отношения к корпоративной ответственности по соблюдению прав человека в соответствии с Руководящими принципами. Эта ответственность не основывается ни на законах государства, ни на аналогии. Она уходит корнями в транснациональную социальную норму, а не международно-правовую. Она ... применяется независимо от того, что государства делают или не делают.».4 Согласно пункту 17 Руководящих принципов:

*«В целях выявления, предотвращения, смягчения последствий и представления отчетности о том, как предприятия устраняют свое неблагоприятное воздействие на права человека, им следует проявлять должную заботу. Этот процесс должен включать в себя оценку фактического и потенциального воздействия на права человека, учет и принятие мер на их основе, отслеживание соответствующих изменений и распространение информации о том, каким образом устраняется воздействие. Проявление должной заботы о правах человека: а) должно касаться неблагоприятного воздействия на права человека, которое может оказываться ТНК или, которому оно может способствовать в рамках своей деятельности, или, которое может быть непосредственно связано с его деятельностью, продукцией или услугами через его деловые отношения; Ь) будет

1 Замечание общего порядка № 24 (2017) об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. E/C.12/GC/24. [Онлайн]. In: official web. [Просмотрено 2.03.2018; 7:20 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0ahUKEwiU2_SFk8 7ZAhWGmeAKHenCFwQFgg2MAM&url=http%3A%2F%2Fdocstore.ohchr.org%2FSelfServices%2 FFilesHandler.ashx%3Fenc%3D4slQ6QSmlBEDzFEovLCuW1a0Szab0oXTdImnsJZZVQcIM0uuG4 TpS9jwIhCJcXiuHMELpdtrddGOKxtDM3mqi4cAK9IzaY2LW8uT7zumikfsB4YXlrkuV9GBQyruD 4hp&usg=AOvVaw3dye9lzsny4VkEJAyyza_Q >.

2 MARES, Radu. The UN Guiding Principles on Business and Human Rights. Foundation and Implementation. P. 55. Published by Martinus Nijhoff, Netherlands 2012. ISBN 978-90-04-21051-6.;

3 RUGGIE, John G., and SHERMAN, John F. "The Concept of 'Due Diligence' in the UN Guiding Principles on Business and Human Rights: A Reply to Jonathan Bonnitcha and Robert McCorquodale." European Journal of International Law 28.3 (November 2017): 921-928.

4 Там же

иметь разную степень сложности в зависимости от размеров предприятия, риска серьезного воздействия на права человека, а также характера и условий его деятельности; с) должно иметь постоянный характер с учетом того, что со временем риски для прав человека могут меняться по мере изменения формы деятельности предприятия и условий ее проведения».1

II. Национальный уровень: проблемы правового регулирования Государства, являясь субъектами международного права, призваны принимать необходимые меры по защите прав человека, в том числе регулировать деятельность ТНК. Однако, как отмечает профессор Катарина Вайлер: «...ТНК могут в определенной степени «выбирать» между различными национальными законами, когда они решают вопрос об урегулировании новой дочерней компании. С помощью глобализации они стали совершенно независимыми от своих национальных государств.. ,».2

Таким образом считается целесообразным проанализировать национальное законодательство и судебную практику как развивающихся государств, так и развитых. Данный выбор прежде всего поможет в получении комплексной оценке защиты прав человека и применении ответственности к ТНК за их нарушение. Непосредственный выбор государств для настоящего правового анализа был осуществлён в пользу ЮжноАфриканской Республики и Соединенных Штатов Америки.

Южно-Африканская Республика к настоящему моменту является мировым лидером по горнодобывающей промышленности, что привлекает высокое внимание со стороны ТНК. Тем не менее, права человека в данном регионе подвергается многократным нарушениям. Так, в частности, Южно-Африканская Комиссия по правам человека в своем ежегодном докладе от 2008 года отметила, что «.в регионе Бушвельд, где расположено большинство платиновых месторождений в мире, были зафиксированы широкомасштабные нарушения прав человека горнодобывающими компаниями».3

Соединенные Штаты Америки были выбраны для правового анализа в связи с тем, что имеют уникальное, хотя и небезупречное, национально-правовое регулирование в отношении ответственности ТНК за нарушения прав человека. Кроме того, правовой анализ национального законодательства данного государства является необходимым в связи с тем, что США не ратифицировали региональную Конвенцию прав человека и, соответственно, не признали юрисдикцию Суда.4 Ввиду этого, США заявляет о том, что «.Суд не обладает

1 United Nations. Guiding principles on business and human rights: implementing the United Nations "Protect, Respect and Remedy" framework. 2011. In: official web. [Просмотрено 21.03.2018; 16:40 Мск]. Доступ через интернет:< http://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_EN.pdf>.;

2 WEILERT, Katarina. Taming the Untamable? Transnational Corporations in United Nations Law and Practice. P. 454. 2010. [Онлайн]. In: Max Planck Yearbook of United Nations Law, Volume 14, 2010, p. 445-506. [Просмотрено 25.02.2018; 11:10 Мск]. Доступ через интернет: < http://www.mpil.de/files/pdf3/mpunyb_11_weilert_14.pdf >.

3 KAMGA, Serges Djoyou, AJOKU, Ogechukwu. Reflection on How to Address the Violations of Human Rights by Extractive Industries in Africa: A Comparative Analysis of Nigeria and South Africa. 2014, vol.17, n.1, ISSN 1727-3781. P. 466. [Онлайн]. In: Potchefstroomse Elektroniese Regsblad. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< http://www.scielo.org.za/scielo.php?pid=S1727-37812014000100011&script=sci_abstract&tlng=pt >.

4 Inter-American Court on Human Rights. Interpretation of the American Declaration of the Rights and Duties of Man Within the Framework of Article 64 of the American Convention on Human Rights, Advisory Opinion OC-10/89, July 14, 1989, Inter-Am. Ct. H.R. (Ser. A) No. 10 (1989). Para. 12. [Онлайн]. In: University of Minnesota, Human Rights Library. [Просмотрено 11.04.2018, 19:50 Мск]. Доступ через интернет:< http://hrlibrary.umn.edu/iachr/b_11_4j.htm >.

51

юрисдикцией в соответствии со статьей 64, чтобы толковать ее или определять ее нормативный статус в рамках межамериканской системы прав человека».1

Южно-Африканская Республика

В ЮАР в отношении компаний применяются такие основные правовые акты, как Закон «О компаниях», Закон «О труде», Закон «Об охране окружающей среде», Закон «О воде», Закон «О минеральных и нефтяных ресурсах», и иные. Тем не менее, автор настоящего исследования предлагает уделить наибольшее внимания Конституции ЮАР и правовому анализу Закона ЮАР «О компаниях», так как данные акты являются ключевыми в привлечения ТНК к ответственности за нарушения прав человека.

Так, согласно статье 8 пункту 2 и 3 Конституции ЮАР любое лицо, как физическое, так и юридическое должно уважать права человека и нести ответственность за их нарушения.2 А согласно статье 7(а) Закона ЮАР «О компаниях», одной из целью .является «содействие в соблюдении Билля о правах, как это предусмотрено в Конституции, в отношении применении корпоративного права».3 Данная норма, безусловно подчеркивает необходимость принятия во внимания уважения прав человека при разработке внутрикорпоративной политики.4 Тем не менее, автор настоящего исследования считает необходимым обратить внимание на статью 76 пункт 3 Закона, в которой основной интерес директоров компаний указан как интерес в отношении деятельности и не содержит отсылки к уважению прав человека. В данном случае интересным представляется решение по делу South African Fabrics v Millman, где Суд указал, что «интересы» компании в этом контексте относятся напрямую к ее экономической деятельности.5 Но, обращая внимание на статью 158 Закона и соглашаясь с мнением Гваньани «.позиция определения интересов компании должна разрабатываться судами таким образом, чтобы она соответствовала Биллу о правах и обеспечивала его реализацию, и осуществление.».6

Далее, безусловно, следует отметить возможность создание специального комитета по социальным вопросам и этике, закрепленную в статье 72 Закона, основная функция которого заключается в мониторинге деятельности компании. Тем не менее, соглашаясь с Гваньани, данная возможность имеет некоторые проблемы, прежде всего связанные с тем, что она допустима только для ограниченного круга компаний, в основном для государственных, а ее членами являются сами сотрудники компаний.7

1 Inter-American Court of Human Rights. Case of el s uez-Rodr guez v. Honduras. Judgment of July 21, 1989. Para. 17. [Онлайн]. In: University of Minnesota, Human Rights Library. [Просмотрено 10.04.2018, 4:50 Мск]. Доступ через интернет:< http://hrlibrary.umn.edu/iachr/b_11_12d.htm >.

2 The Constitution of the Republic of South Africa, 1996. Approved by the Constitutional Court (CC) on 4 December 1996 and took effect on 4 February 1997. Art. 8 [Онлайн]. In: official web of the South African Government. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.gov.za/documents/constitution-republic-south-africa-1996 >.

3 South African Companies Act, 2008 (Act No. 71 of 2008). [Онлайн]. In: official web of the WIPO. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=6618 >.

4 GWANYANYA, M. The South African Companies Act and the Realization of Corporate Human Rights Responsibilities. Article, January 2015. p. 3101 - 3131. [Онлайн]. In: Potchefstroom Electronic Law Journal, Volume 18, Issue 1. P. 3107. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://journals.co.za/content/journal/perblad >.

5 GWANYANYA, M. The South African Companies Act and the Realization of Corporate Human Rights Responsibilities. Article, January 2015. p. 3101 - 3131. [Онлайн]. In: Potchefstroom Electronic Law Journal, Volume 18, Issue 1. P. 3107. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://journals.co.za/content/journal/perblad >.

6 Там же.

7 Там же, с. 314.

Ввиду того, что значительная часть ТНК в ЮАР занимается горными добычами, необходимым представляется проанализировать законодательство в отношении охраны окружающей среды и защиты прав собственности. Согласно статье 25 Конституции ЮАР « Каждый имеет право на: окружающую среду, которая не наносит вреда их здоровью или благополучию; а также на защиту окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений посредством разумных законодательных и иных мер, которые направлены на предотвращение загрязнения и экологическую деградацию, на содействие сохранности и на безопасное, экологически устойчивое, развитие и использование природных ресурсов при содействии оправданному экономическому и социальному развитию». В части 24N пункта 8 Закона «Об окружающей среде» указано, что «.директора компаний несут солидарную ответственность за любое отрицательное воздействие на окружающую среду, будь то преднамеренное или непреднамеренно действие (бездействие) совершенное компанией.включая ущерб, деградацию или загрязнение».1 Тем не менее, по мнению автора настоящего исследования, отсутствие необходимости в консультациях с заинтересованными сторонами, к примеру с коренными народами, зафиксированное в статье 10 Закона «О минеральных и нефтяных ресурсах», является недостатком.

Обращаясь к вопросу охраны собственности, следует отметить статью 25 Конституции, где сказано о том, что «...никто не может быть лишен собственности, кроме как на законным основаниям.а) для общественных целей или в интересах общества; б) при условии компенсации.». При этом, согласно пункту 4 статьи 25 Конституции, под общественным интересом понимается «приверженность земельной реформе и реформе, направленной на обеспечение справедливого доступа ко всем природным ресурсам Южной Африки.». Тем не менее, автор настоящего исследования находит возможным, в согласии с мнением Камга и Айоку, применение данной нормы со стороны ТНК как обоснование нарушения прав собственности: «.эта часть законодательства часто обеспечивает платформу, на которой государство и горнодобывающие компании вступают в сговор с целью нарушить право собственности коммерческих фермеров и сельских общин.как это было отмечено в деле Alexkor Ltd and the South African Government v the Richtersveld Community».2

В заключение следует отметить, что в ЮАР используется прежде всего корпоративная социальная ответственность, которая основывается на «волонтерском» подходе и не уделяет должного и необходимого внимания в отношении прав человека. Как отмечает Ветштейн, с отсылкой на Кэмпбелла, «Фундаментальный характер обязательств в области прав человека является императивным и основополагающим, а не консультативным и временным».3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соединенные Штаты Америки

Согласно докладу Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека от 1 Февраля 2018 года приблизительно 206 ТНК, включая американские и израильские, «.участвовали в строительстве на оккупированных палестинских территориях, тем самым нарушая международное право прав, включая

1 South African National Environmental Management Act No. 107 of 1998. [Онлайн]. In: the web of the Center for Environmental Rights. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://cer.org.za/virtual-library/legislation/national/environmental-framework/national-environmental-management-act-1998 >.

2 GWANYANYA, M. The South African Companies Act and the Realization of Corporate Human Rights Responsibilities. Article, January 2015. p. 3101 - 3131. [Онлайн]. In: Potchefstroom Electronic Law Journal, Volume 18, Issue 1. P. 478. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://journals.co.za/content/journal/perblad >.

3 WETTSTEIN, Florian. CSR and the Debate on Business and Human Rights: Bridging the Great Divide. 2012, 22/4: 739 - 770. P. 16. [Онлайн]. In: Business Ethics Quarterly. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://www. alexandria.unisg. ch/217784/1/W ettstein%20-%20CSR%20and%20the%20debate%20on%20BHR.pdf >.

53

права человека».1 Как отмечалось в докладе: «нарушения прав человека, связанные с поселениями, имеют широчайшее распространение и разрушительные последствия для всех аспектов жизни палестинцев. В связи со строительством поселений и созданием соответствующей инфраструктуры, ограничиваются такие права палестинцев, как свобода религии, передвижения и образования, их права на землю и воду, на добывание средств к существованию и на достаточный жизненный уровень, права на семейную жизнь и многие другие основополагающие права человека».2

Далее, обратимся непосредственно к национальному законодательству США в отношении ответственности ТНК за нарушения прав человека. Основным правовым регулирование являются такие акты, как Кодекс США «О судоустройстве и судебной процедуре», Закон «О защите иностранцев», Закон «О защите жертв преступлений», Закон «О борьбе против иностранной коррупции», и Закон «О пресечении преступлений Апартеида». Далее, рассмотрим некоторые из приведённых правовых актов.

Закон США «О защите жертв преступлений» основывается на «.выполнении обязательства Соединенных Штатов в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и другими международными соглашениями, касающимися защиты прав человека, путем принятия гражданского иска о возмещении ущерба от лица, которые пострадали от пыток или причинения смерти».3 В отношении ответственности ТНК за нарушения по данному закону, Суд в деле Mohamad v. Palestinian Authority, постановил, что допустимы жалобы только против физических лиц.4

По мнению автора настоящего исследования является необходимым уделить особое внимание правовому анализу Закона «О защите иностранцев», принятого в 1789 году. Данный Закон основывается на параграфе 1950 титула 28 Кодекса США «О судоустройстве и судебной процедуре» и предоставляет юрисдикцию федеральным окружным судам "по всем причинам, когда иностранец предъявляет иск в отношении правонарушения закона нации или договора Соединенных Штатов".5 При этом, под иностранцем понимается «любое лицо, не являющееся гражданином Соединенных Штатов».6

Одним из первых дел в отношении защиты прав человека с применением данного Кодекса стало дело Filartiga v. Pena-Irala в 1980, касающегося пыток и убийства в

1 UN General Assembly. Human Rights Council. Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights and reports of the Office of the High Commissioner and the Secretary. Human rights situation in Palestine and other occupied Arab territories. A /HRC/37/39, February 2018. [Онлайн]. In: Official web of the UN. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:<https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G18/021/93/PDF/G1802193.pdf?0penElement >.

2 GWANYANYA, M. The South African Companies Act and the Realization of Corporate Human Rights Responsibilities. Article, January 2015. p. 3101 - 3131. [Онлайн]. In: Potchefstroom Electronic Law Journal, Volume 18, Issue 1. P. 9. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://journals.co.za/content/journal/perblad >.

3 Torture Victim Protection Act of 1991. H. Rept 102-367 Part 1. [Онлайн]. In: official web of the Congress. [Просмотрено 16.04.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/house-bill/2092/text >.

4 Supreme Court of United States. Asid MOHAMAD, individually and for the Estate of Azzam Rahim, Deceased, et al., Petitioners v. PALESTINIAN AUTHORITY et al. 32 S.Ct. 1702 (2012). No. 11-88. [Онлайн]. In: official web of the Supreme Court. [Просмотрено 11.04.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.supremecourt.gov/opinions/11pdf/11-88.pdf >.

5 28 U.S.C. § 1350 - U.S. Code - Unannotated Title 28. Judiciary and Judicial Procedure § 1350. Alien's action for tort. [Онлайн]. In: Cornell Law School, Legal Information Institute. [Просмотрено 11.04.2018, 20:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/USC0DE-2009-title28/pdf/USC0DE-2009-title28-partIV-chap85-sec1350.pdf >.

6 8 U.S. C. § 110, a (3) - U.S. Code - Unannotated Title 28. Judiciary and Judicial Procedure § 1350. Alien's action for tort. [Онлайн]. In: Cornell Law School, Legal Information Institute. [Просмотрено 11.04.2018, 21:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.law.cornell.edu/uscode/text/8/1101 >.

54

Парагвае и привлечения к ответственности офицера полиции проживающего в Нью-Йорке, в котором Суд отметил, что: «.всякий раз, когда существуют пытки со стороны иностранцев в наших границах, параграф 1350 обеспечивает федеральную юрисдикцию».1 Тем не менее, первоначально дела рассмотренные судами с применением данного Кодекса не относились к привлечению ответственности ТНК за нарушения прав человека. Частично, к одному из первых таких дел можно отнести дело Tel-Oren v. Libyan Arab Republic от 1984 года, в котором «истцы, в основном израильские граждане, являлись представителями лиц убитых в результате вооруженного нападения на гражданский автобус в Израиле в марте 1978 года, подали иск на компенсационный ущерб в районный Суд, назвав в качестве обвиняемых Ливийскую Арабскую Республику, Организация освобождения Палестины, Информационное бюро Палестины, Национальная ассоциация арабских американцев и Палестинский Конгресс Северной Америки.2 Данное дело является важным в отношении применения Кодекса к негосударственным субъектам, в частности о применения параграфа 1350 Кодекса в отношении пыток.3 Необходимо так же отметить дело Trajano, о котором упоминает профессор Ларок, где Суд придерживался мнения о неспособности негосударственных субъектов нести международно-правовые обязательства.4 Тем не менее, в отличии от предыдущих решений, Суд в деле Kadic v. Karadzic от 1995 года установил, что «.негосударственные субъекты могут быть признаны ответственными по международному праву .».5

Далее, непосредственно дела в отношении ответственности ТНК за нарушения прав человека с применением Кодекса, начали рассматриваться с 2000-х годов. Так, в деле Sosa v. Alvarez - Machain от 2004 года, касающегося похищения и последующего убийства агента по борьбе с наркотиками США. В данном деле Суд поднял дискуссионный вопрос о том, может ли быть применен Кодекс в отношении ответственности ТНК:

* «Соответствующим соображением является вопрос о том, распространяется ли международное право на сферу ответственности за нарушение данной нормы

1 STEPHENS, Beth; CHOMSKY, Judith; GREEN, Jennifer; HOFFMAN, Paul and RATNER, Michael. International Human Rights Legislation in U.S. Courts. 2ed. Published by Martinus Nijhoff in 2008. Library of Congress, Cataloging in publication Data. ISBN 978-1-57105-353-4. P. 5; Inter-American Convention on Human Rights. Statistical data on the activities of the Inter-American Commission on Human Rights. [Онлайн]. In: official web of OAS. [Просмотрено 10.04.2018, 19:50 Мск]. Доступ через интернет:< http://www.oas.org/en/iachr/multimedia/statistics/statistics.html >.

2 United States Court of Appeals, District of Columbia Circuit, 1984. Hanoch Tel-Oreon, in his capacity as father, on behalf of the deceased, Imry Tel-Oren, et al., Appellants, v. LIBYAN ARAB REPUBLIC, et al. Hanoch TEL-OREN, et al., Appellants, v. LIBYAN ARAB REPUBLIC, et al. Nos. 81-1870, 81-1871. Para. 1-4. [Онлайн]. In: Open Jurist. [Просмотрено 11.04.2018, 21:50 Мск]. Доступ через интернет:< https://openjurist.org/726/f2d/774/tel-oren-v-libyan-arab-republic-tel-oren. >

3 SERGIO, Garc a Ram rez. Inter-American Court of Human Rights. Relationship between Inter-American Jurisdiction and States (National Systems): Some Pertinent Questions. [Онлайн]. In: Notre Dame Journal of International & Comparative Law. Vol. 5: Iss. 1, Article 5. P. 125. [Просмотрено 10.04.2018, 19:55 Мск]. Доступ через интернет:< https://scholarship.law.nd.edu/ndjicl/vol5/iss1/5/?utm_source=scholarship.law.nd.edu%2Fndjicl%2Fv ol5%2Fiss1%2F5&utm_medium=PDF&utm_campaign=PDFCoverPages >.

4 WEILERT, Katarina. Taming the Untamable? Transnational Corporations in United Nations Law and Practice. P. 64. 2010. [Онлайн]. In: Max Planck Yearbook of United Nations Law, Volume 14, 2010, p. 445-506. [Просмотрено 25.02.2018; 11:10 Мск]. Доступ через интернет: < http://www.mpil.de/files/pdf3/mpunyb_11_weilert_14.pdf >.

5 KUNSTLE, David P. Kadic v. Karadzic: Do Private Individuals Have Enforceable Rights and Obligations Under the Alien Tort Claims Act? 1996. P. 346. [Онлайн]. In: 6 Duke Journal of Comparative & International Law 319-346, 1996. [Просмотрено 14.04.2018, 12:28 Мск]. Доступ через интернет:< https://scholarship.law.duke.edu/djcil/vol6/iss2/4/ >.

55

виновному, если обвиняемый является частным лицом, таким как корпорация или физическое лицо».1

В 2013 году, в деле Kiobel v. Royal Dutch Petroleum Co. «истцы, группа нигерийских граждан, проживающих в Соединенных Штатах, подали иск в Федеральный Суд против некоторых голландских, английских и нигерийских корпораций,...утверждая, что корпорации помогали и подстрекали правительство Нигерии к совершению нарушений законодательства наций в Нигерии».2 В данном деле Суд установил возможность привлечения ТНК к ответственности по Кодексу при условиях нарушения прав человека на территории США и достаточной силой таких нарушений:

*«По этим фактам все соответствующие действия проводились за пределами Соединенных Штатов. И даже если претензии касаются и затрагивают территорию Соединенных Штатов, они должны соответствовать достаточной силе, чтобы исключить презумпцию в отношении экстерриториального применения может потребоваться закон, более конкретный, чем Кодекс».3

В данном случае, как и в деле Daimler AG v. Bauman от 2014 года, речь идет непосредственно о персональной юрисдикции, где Суд обращает внимание на возможность привлечения к ответственности иностранных компаний, если они зарегистрированы или имеют головной офис в США.4 Так же, следует отметить вывод Суда в деле Jesner v. Arab Bank от 2018 года в отношении отсутствия юрисдикции американских судов рассматривать споры о нарушениях прав человека за пределами США со стороны иностранных компаний, не имеющих юридических или фактических связей с США.5 Тем не менее, необходимо напомнить принцип № 2 закрепленный в Руководящих принципах ООН в области бизнеса и прав человека, рассмотренных в главе 1 настоящего исследования: «государства должны четко изложить, что все коммерческие предприятия, действующие на их территории и / или юрисдикции, уважают права человека на протяжении всей своей деятельности.. В настоящее время в соответствии с международным правом прав человека от государств обычно не требуют регулирования экстерриториальной деятельности предприятий, находящихся на их территориях и / или юрисдикциях.. ,».6

Практика Судов США в отношении ответственности ТНК, по мнению автора, является неоднозначной в вопросе привлечения к ответственности ТНК за нарушения прав человека. Так, к примеру, в деле Doe v. Nestle USA Inc. от 2014 года, касающегося использованием детского труда, Суд постановил, что ТНК как таковые не могут быть ответственными в соответствии с Кодексом, поскольку корпоративная

1 United States Supreme Court. SOSA v. ALVAREZ-MACHAIN et al., (2004). No. 03-339. Footnote 20. [Онлайн]. In: Justia. [Просмотрено 15.04.2018, 13:10 Мск]. Доступ через интернет:< https://supreme.justia.com/cases/federal/us/542/692/opinion.html >.

2 Supreme Court of United States. Esther Kiobel, individually and on behalf of her late husband, Dr. Barinem Kiobel, et al., Petitioners v. Royal Dutch Petroleum Co. et al. 133 S.Ct. 1659 (2013), No. 101491. [Онлайн]. In: official web of the Supreme Court of the United States of America. [Просмотрено 15.04.2018, 13:10 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.supremecourt.gov/opinions/12pdf/10-1491_l6gn.pdf >.

3 Там же.

4 Supreme Court of the United States. The case of Daimler AG v. Bauman Et. Al., 1 January 2014. [Онлайн]. In: the official web of the Supreme Court of the US. [Просмотрено 15.05.2018, 16:30 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.supremecourt.gov/opinions/13pdf/11-965_1qm2.pdf >.

5 Supreme Court of the United States. The case of Jesner Et. Al. v. Arab Bank, Plc., 24 April 2018. [Онлайн]. In: the official web of the Supreme Court of the US. [Просмотрено 15.05.2018, 16:30 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.supremecourt.gov/opinions/17pdf/16-499_1a7d.pdf >.

6 RUGGIE, John G. Regulating Multinationals: The UN Guiding Principles, Civil Society, and International Legalization. P.1-2. Regulatory Policy Program Working Paper RPP-2015-04. Cambridge, MA: Mossavar - Rahmani Center for Business and Government, Harvard Kennedy School, Harvard University.

ответственность не является универсальной и недостаточно конкретизирована в международном праве:

*« ни какие соответствующие договоры, ни международная практика не предусматривают корпоративную ответственность. Вместо этого все доступные материалы международного права распространяются только на государства или физических лиц ».1

Заключение

Несмотря на сложность в интерпретации ТНК как субъектов международного права, к настоящему времени, существует множество аргументов в пользу «прямого» применения международно-правовых норм. Так, согласно мнению профессора Карпа, следует учесть такие факторы как: международный характер деятельности ТНК; способность ТНК влиять на основные права человека, выходящие за рамки возможностей многих других негосударственных субъектов; многие ТНК являются более сильными субъектами относительно некоторых принимающих государств, в которых они действуют; ТНК способны расширять возможности входа и выхода из под разных юрисдикций, используя различные правила, в соответствии со своими интересами, примером может послужить избежание уплаты больших налогов; и некоторые иные.2

Невзирая на то, что сейчас контроль ТНК осуществляется путем принятия национального законодательства ввиду обязательств государств по международным соглашениям, существует необходимость в понимании разного уровня защиты прав человека и контроле ТНК. Как утверждает Катарина Вайлер3, «...государства-участники, в которых создана дочерняя компания, обычно являются менее развитыми странами, которым необходимо улучшить собственную экономику».4 Таким образом, существует не только необходимость в совершенствовании национального законодательства, но и в контроле со стороны международного права. Я соглашусь с профессором Боеном в том, что применение принципов, содержащихся в документах мягкого права, может положительно повлиять на регулирование деятельности ТНК.5 Однако, такое положительное влияние обусловлено лишь тенденцией, но не контролем как таковым.

Некоторые могут спорить, принимая во внимание региональное регулирование, к примеру африканское и межамериканское. Однако, необходимо помнить, что государства африканского и межамериканского регионов лишь частично признали Конвенцию прав человека и юрисдикцию Суда. Кроме того, присутствует малая исполнимость в предоставлении ежегодных докладов Комиссии.

*Сокращенная версия магистерской работы (ЕГУ'18)

1 WILSON, Stephen V. CA District Judge. Order granting defendants Archer-Daniels Midland Co., Nestle USA, and Cagill Inc.'s Motion to dismiss plaintiffs' first amendment complaint pursuant to red. R. CIV. P. 12(b)(6) for failure to state a claim. Para. 8. [Онлайн]. In: Leagle. [Просмотрено 15.04.2018, 16:30 Мск]. Доступ через интернет:< https://www.leagle.com/decision/inadvfdco110610000442 >.

2 KARP, David Jason. Responsibility for Human Rights: Transnational Corporations in Imperfect States. P. 26. Cambridge University Press, 2014. ISBN 978-1-107-03 788-5.

3 WEILERT, Katarina. Taming the Untamable? Transnational Corporations in United Nations Law and Practice. P. 445. 2010. [Онлайн]. In: Max Planck Yearbook of United Nations Law, Volume 14, 2010, p. 445-506. [Просмотрено 25.02.2018; 11:10 Мск]. Доступ через интернет: < http://www.mpil.de/files/pdf3/mpunyb_11_weilert_14.pdf >.

4 Там же, с. 455-506.

5 BAUGHEN, Simon. Human Rights and Corporate Wrongs. Closing the Governance Gap. Published by Edward Elgar in 2015, UK. ISBN 978 0 85793 475 8. P. 248-249.

57

Список литературы

1. The Universal Declaration of Human Rights. United Nations General Assembly, Paris, 10 December 1948. [Онлайн]. In: official Web. [Просмотрено 24.02.2018; 19:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/universal-declaration-human-rights/index.html.

2. Rome Statute of the International Criminal Court (last amended 2010). Publisher, UN General Assembly. Author, UN General Assembly. Publication Date, 17 July 1998. [Онлайн]. In: official web. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf.

3. United Nations. General Assembly. Charter of Economic Rights and Duties of States. A/RES/29/3281. 12 December 1974. [Онлайн]. In: official web. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.undocuments.net/a29r3281.htm.

4. Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy. Adopted by the Governing Body of the International Labour Of ce at its 204th Session (Geneva, November 1977) and amended at its 279th (November 2000), 295th (March 2006) and 329th (March 2017) Sessions. [Онлайн]. In: Official Web. [Просмотрено 28.02.2018; 9:02 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_emp/emp_ent/multi/documents/publicatio n/wcms_094386.pdf.

5. UN Human Rights Council. 26/9 Elaboration of an international legally binding instrument on transnational corporations and other business enterprises with respect to human rights. A/HRC/RES/26/9. 14 July 2014. [Онлайн]. In: Institute for Human Rights and Business. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ihrb.org/pdf/G1408252.pdf.

6. Organization of African Unity. Charter of the Organization of African Unity, 25 May 1963. Article 3. [Онлайн]. In: Refworld. [Просмотрено 24.03.2018; 9:40 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.refworld.org/docid/3ae6b36024.html, and The Constitutive Act of the African Union (AU), OAU Doc. CAB/LEG/23.15 (2001). Article 4. [Онлайн]. In: African Union official web. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://au.int/en/constitutive-act.

7. Organization of the American States. OAS Charter. Article 36. [Онлайн]. In: Official web of the OAS. [Просмотрено 8.04.2018, 9:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oas.org/en/sla/dil/inter_american_treaties_A-41_charter_OAS.asp#Chapter_I.

8. The Constitution of the Republic of South Africa, 1996. Approved by the Constitutional Court (CC) on 4 December 1996 and took effect on 4 February 1997. Art. 8 [Онлайн]. In: official web of the South African Government. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. gov. za/documents/constitution-republic-south-africa-1996.

9. Torture Victim Protection Act of 1991. H. Rept 102-367 Part 1. [Онлайн]. In: official web of the Congress. [Просмотрено 16.04.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/house-bill/2092/text.

10. 8, 28 U.S. C. § 110, a (3) - U.S. Code - Unannotated Title 28. Judiciary and Judicial Procedure § 1350. Alien's action for tort. [Онлайн]. In: Cornell Law School, Legal Information Institute. [Просмотрено 11.04.2018, 21:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/8/1101.

11. South African National Environmental Management Act No. 107 of 1998. [Онлайн]. In: the web of the Center for Environmental Rights. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cer.org.za/virtual-library/legislation/national/environmental-framework/national-environmental-management-act-1998.

12. South African Companies Act, 2008 (Act No. 71 of 2008). [Онлайн]. In: official web of the WIPO. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.wipo. int/wipolex/en/details.j sp?id=6618.

13. Inter-American Court on Human Rights. Interpretation of the American Declaration of the Rights and Duties of Man Within the Framework of Article 64 of the American Convention on Human Rights, Advisory Opinion 0C-10/89, July 14, 1989, Inter-Am. Ct. H.R. (Ser. A). № 10 (1989). Para. 12. [Онлайн]. In: University of Minnesota, Human Rights Library. [Просмотрено 11.04.2018, 19:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/iachr/b_11_4j.htm.

14. UN Code of Conduct on Transnational Corporations. The General Assembly, 21 December 1990. [Онлайн]. In: The official web. [Просмотрено 22.02.2018; 13:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investmentpolicyhub.unctad.org/Download/TreatyFile/2891.

15. The OECD Guidelines for Multinational Enterprises. OECD. Policy Brief, June 2001. [Онлайн]. In: Official Web. [Просмотрено 1.03.2018; 7:02 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/investment/mne/1903291.pdf?TSPD_101_R0=11c5c3b4151c41cef abbb73dfc19fc59m1300000000000000006b6d6618ffff000000000000000000000000000 05a98901b0060f28720.

16. OECD Guidelines for Multinational Enterprises. OECD, ISBN 978-92-64-05597-1, 2008. Para 3, part I. [Онлайн]. In: Official Web. [Просмотрено 24.02.2018; 13:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/corporate/mne/1922428.pdf?TSPD_101_R0=9bd90a71e62515f4d 32a7a04bee51ee8d8S00000000000000006b6d6618fff000000000000000000000000000 05a9590d90060f51e18.

17. UN Draft Norms on the Responsibilities of Transnational Corporations and Other Business Enterprises with Regard to Human Rights. U.N. Doc. E/CN.4/Sub.2/2003/12/Rev.2 (2003). [Онлайн]. In: University of Minnesota Human Rights Library web. [Просмотрено 1.03.2018; 16:40 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/links/norms-Aug2003.html.

18. Inter-American Court of Human Rights. Case of el s uez-Rodr guez v. Honduras. Judgment of July 21, 1989. Para. 174-175. [Онлайн]. In: University of Minnesota, Human Rights Library. [Просмотрено 10.04.2018, 4:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/iachr/b_11_12d.htm.

19. Inter-American Court of Human Rights. Case of el s uez-Rodr guez v. Honduras. Judgment of July 21, 1989. Para. 174-175. [Онлайн]. In: University of Minnesota, Human Rights Library. [Просмотрено 10.04.2018, 4:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/iachr/b_11_12d.htm.

20. Supreme Court of United States. Asid MOHAMAD, individually and for the Estate of Azzam Rahim, Deceased, et al., Petitioners v. PALESTINIAN AUTHORITY et al. 32 S.Ct. 1702 (2012). № 11-88. [Онлайн]. In: official web of the Supreme Court. [Просмотрено 11.04.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.supremecourt.gov/opinions/11pdf/11-88.pdf.

21. Supreme Court of United States. Esther Kiobel, individually and on behalf of her late husband, Dr. Barinem Kiobel, et al., Petitioners v. Royal Dutch Petroleum Co. et al. 133 S.Ct. 1659 (2013). № 10-1491. [Онлайн]. In: official web of the Supreme Court of the United States of America. [Просмотрено 15.04.2018, 13:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.supremecourt.gov/opinions/12pdf/10-1491_l6gn.pdf.

22. Supreme Court of the United States. The case of Daimler AG v. Bauman Et. Al., 1 January 2014. [Онлайн]. In: the official web of the Supreme Court of the US. [Просмотрено 15.05.2018, 16:30 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.supremecourt.gov/opinions/13pdf/11-965_1qm2.pdf.

23. Supreme Court of the United States. The case of Jesner Et. Al. v. Arab Bank, Plc., 24 April 2018. [Онлайн]. In: the official web of the Supreme Court of the US. [Просмотрено 15.05.2018, 16:30 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.supremecourt.gov/opinions/17pdf/16-499_1a7d.pdf.

24. United States Court of Appeals, District of Columbia Circuit, 1984. Hanoch Tel-Oreon, in his capacity as father, on behalf of the deceased, Imry Tel-Oren, et al., Appellants, v. LIBYAN ARAB REPUBLIC, et al. Hanoch TEL-OREN, et al., Appellants, v. LIBYAN ARAB REPUBLIC, et al. Nos. 81-1870, 81-1871. Para. 1-4. [Онлайн]. In: Open Jurist. [Просмотрено11.04.2018, 21:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openjurist.org/726/f2d/774/tel-oren-v-libyan-arab-republic-tel-oren.

25. Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях, и других предприятиях. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок Организации Объединенных Наций, касающихся "защиты, соблюдения и средств правовой защиты". Совет ООН по правам человека, A/HRC/17/31. [Онлайн]. In: official web. [Просмотрено 1.03.2018; 21:40 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/4/4/4407fda8aeb6d2d818fc34126f45924c.pdf.

26. Малиновская Ирина Григорьевна. Транснациональные Корпорации и Международно-правовое регулирование их деятельности. Научная статья. [Онлайн]. В: Электронном научно-практическом журнале «Современные научные исследования и инновации», УДК 341.23. [Просмотрено 22.02.2018; 23:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28609/ (дата обращения: 21.03.2021).

27. Маргиев В.И. Понятие международной правосубъектности. Научная статья. УДК 341.01, ББК 67.312. М 63. С. 1-4. [Онлайн]. In: Cyberleninka. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mezhdunarodnoy-pravosubektnosti.

28. Натапов Станислав Леонидович. ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека. Научная статья в Экономико-юридический журнале «Бизнес в законе», 2010. [Онлайн]. В: Сyberleninka Web. [Просмотрено 25.02.2018; 10:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tnk-i-primenimye-k-nim-mezhdunarodnye-akty-rekomendatelnogo-haraktera-v-oblasti-prav-cheloveka.

29. Судебное дело против Yahoo! (отн. Китая). Статья. [Онлайн]. В: Business and Human Rights Resource Centre. [Просмотрено 26.02.2018; 08:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://business-humanrights.org/ru/судебное-дело-против-yahoo-отн-китая.

30. African Commission on Human and Person's Rights. Impact of the African Charter on domestic human rights in Africa. [Онлайн]. In: Official web of the Commission. [Просмотрено 24.03.2018, 9:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.achpr.org/instruments/achpr/impact-on-domestic-human-rights/.

31. Baughen Simon. Human Rights and Corporate Wrongs. Closing the Governance Gap. Published by Edward Elgar in 2015, UK. ISBN 978 0 85793 475 8. P. 248-249.

32. Baumann Dorothée, Nolan, Justine. Business and Human Rights: Fromr Principles to Practice. led. Published by Routledge. New York, 2016. P. 3. ISBN: 978-1-315-73542-9.

33. Beisinghoff Neils. Corporations and Human Rights. An Analysis of ATCA Legislation against Corporations. P. 22. Ed. Peter Lang. [Он-лайн]. In: Google books. [Просмотрено 21.02.2018; 13:00 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.com/books?id=ht8tRtzrkDAC&printsec=frontcover&dq=Neils+Bei singhoff.+Corporations+and+Human+Rights.+An+Analysis+of+ATCA+Legislation+ag ainst&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj54dDz_M3ZAhVxUd8KHSqcCUkQ6AEIKDAA# v=onepage&q=Neils%20Beisinghoff.%20Corporations%20and%20Human%20Rights. %20An%20Analysis%20of%20ATCA%20Legislation%20against&f=false.

34. Butler E. Brian. Democracy and Law: Situating Law within John Dewey's Democratic Vision. Article. Published by Etica & Politica, XII, 2010. 1. P. 256-257.

35. Cernic Jernej Letnar. Human Rights Law and Business. Corporate responsibility for fundamental human rights. Published by Europa Law Publishing in 2010. ISBN 978-90-8952-0814.P. 72-74.

36. Commission On Human Rights. Sub-Commission on the Promotion and Protection of Human Rights. Responsibilities of Transnational Corporations and Other Business Enterprises. Fifty-Fourth Session, August 14, 2002. Para 19. [Онлайн]. In: Global Policy Forum. [Просмотрено 23.02.2018; 23:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://www. globalpolicy.org/component/content/article/225/32238. html.

37. De Jonge Alice. Transnational corporations and international law: accountability in the Global Business Environment. Published by Edward Elgar in 2011. UK. ISBN 978 1 84980 368 7. P. 34-35.

38. Dersso Solomon Ayele. Commissioner. The power of big business and the human rights protection vacuum. Speech delivered during the inaugural General Assembly of African Coalition for Corporate Responsibility, July 2016. [Онлайн]. In: official web of African Commission on Human Rights. [Просмотрено 21.02.2018; 13:00 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.achpr.org/news/2016/07/d226.

39. Fatouros A.A., Dunning John H. Transnational Corporations: the international legal framework. P. 173-175. 1994. United Nation Library on Transnational Corporations. V. 20. ISBN 0-415-08553-5.

40. Fleckner Andreas. Corporate Law Lessons from Ancient Rome. Article. [Он-лайн]. In: Harvard Law School Forum on Corporate Governance and Financing Regulation. [Просмотрено 20.02.2018; 18:00 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corpgov.law.harvard.edu/2011/06/19/corporate-law-lessons-from-ancient-rome/.

41. Green Duncan. The world's top 100 economies: 31 countries; 69 corporations. Article, 2016. [Онлайн]. In: web of the World Bank. [Просмотрено 21.02.2018; 13:00 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/publicsphere/world-s-top-100-economies-31-countries-69-corporations.

42. Greer Jed аnd Singh Kavaljit. A Brief History of Transnational Corporations. Article. [Онлайн]. In: The Global Policy Forum. [Просмотрено 10.02.2018; 21:00 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globalpolicy.org/empire/47068-a-brief-history-of-transnational-corporations.html.

43. Gwanyanya, M. The South African Companies Act and the Realization of Corporate Human Rights Responsibilities. Article, January 2015. Р. 3101-3131. [Онлайн]. In: Potchefstroom Electronic Law Journal, Volume 18, Issue 1. P. 3107. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://j ournals.co. za/content/j ournal/perblad.

44. Ikea Iway. Standard. Minimum Requirements for Environment and Social and Working Conditions when Purchasing Products, Materials and Services, 2012. Ed. 5.1. [Онлайн]. In: official web of IKEA Inc. [Просмотрено 10.03.2018, 12:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ikea.com/ms/en_AU/media/pdf/sustainability/7c _IWAY_Standard_5_1.pdf.

45. Kamga, Serges Djoyou, Ajoku, Ogechukwu. Reflection on How to Address the Violations of Human Rights by Extractive Industries in Africa: A Comparative Analysis of Nigeria and South Africa. 2014. o l. 17. № 1, ISSN 1727-3781. P. 466. [Онлайн]. In: Potchefstroomse Elektroniese Regsblad. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scielo.org.za/scielo.php?pid=S1727-

37812014000100011&script=sci_abstract&tlng=pt.

46. Karavias Markos. Corporate Obligations under International Law. Oxford Monographs in International law. 2013. Oxford University Press. P. 10. ISBN 978-0-19-967438-1.

47. Karp, David Jason. Responsibility for Human Rights: Transnational Corporations in Imperfect States. P. 26. Cambridge University Press, 2014. ISBN 978-1-107-03 788-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Künstle David P., Kadic V. Karadzic: Do Private Individuals Have Enforceable Rights and Obligations Under the Alien Tort Claims Act? 1996. P. 346. [Онлайн]. In: 6 Duke Journal of Comparative & International Law 319-346, 1996. [Просмотрено 14.04.2018, 12:28 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scholarship.law.duke.edu/djcil/vol6/iss2/4/.

49. Larocque Francois. Civil Actions for Uncivilized Acts. The Adjudicative Jurisdiction of Common Law Courts in Transnational Human Rights Proceeding. Published by Irwin Law Inc. in 2010. ISBN 978-1-55221-187-8. P. 68.

50. Mares, Radu. The UN Guiding Principles on Business and Human Rights. Foundation and Implementation. P. 53. Published by Martinus Nijhoff, Netherlands 2012. ISBN 978-90-04-21051-6.

51. National Commission for Human Rights. African Instruments on Human Rights. Kigali, June 2011. P. 42.

52. Osuntogun A. Jacob. Global Commerce and Human Rights: Towards an African Legal Framework for Corporate Human Rights Responsibility and Accountability. PhD thesis. School of Law, University of the Witwatersrand, Johannesburg. 2015. P. 81-84. [Онлайн]. In: WiredSpace. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wiredspace.wits.ac.za/bitstream/handle/10539/19411/Final%20thesis%20of%202 %20Osuntogun.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

53. Olufemi Amao. Corporate Social Responsibility, Human Rights and the Law: Multinational corporations in developing countries. Published by Routledge in 2011, USA. ISBN 978 0-415-59785-2. P. 7.

54. Rodriguez-Garavito Cesar. Business and Human Rights. Beyond the End of the Beginning. P. 18. Cambridge University Press, 2017. ISBN 998-1-107-17529-7.

55. Ruggie John G. and Sherman John F. "The Concept of 'Due Diligence' in the UN Guiding Principles on Business and Human Rights: A Reply to Jonathan Bonnitcha and Robert McCorquodale." European Journal of International Law 28.3 (November 2017): 921-928.

56. Ruggie John G. Regulating Multinationals: The UN Guiding Principles, Civil Society, and International Legalization. P.1-2. Regulatory Policy Program Working Paper RPP-2015-04. Cambridge, MA: Mossavar - Rahmani Center for Business and Government, Harvard Kennedy School, Harvard University.

57. er io, a r a am re . Inter-American Court of Human Rights. Relationship between Inter-American Jurisdiction and States (National Systems): Some Pertinent Questions. [Онлайн]. In: Notre Dame Journal of International & Comparative Law. Vol. 5: Iss. 1, Article 5. P. 125. [Просмотрено 10.04.2018, 19:55 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scholarship.law.nd.edu/ndjicl/vol5/iss1/5/?utm_source=scholarship.law.nd.edu%2 Fndjicl%2Fvol5%2Fiss1%2F5&utm_medium=PDF&utm_campaign=PDFCoverPages.

58. Stephens Beth, Chomsky Judith, Green Jennifer, Hoffman Paul аnd Ratner Michael. International Human Rights Legislation in U.S. Courts. 2ed. Published by Martinus Nijhoff in 2008. Library of Congress, Cataloging in publication Data. ISBN 978-157105-353-4. P. 5.

59. United Nations. Economic and Social Council. Committee on Economic, Social and Cultural Rights. General comment No. 24 (2017) on State obligations under the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights in the context of business activities. E/C.12/GC/24. [Онлайн]. In: official web. [Просмотрено 2.03.2018; 7:20 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=4slQ6QSmlBEDzFEovLC uW1a0Szab0oXTdImnsJZZVQcIM0uuG4TpS9jwIhCJcXiuZ 1yrkMD%2FSj 8YF%2B S Xo4mYx7Y%2F3L3zvM2zSUbw6ujlnCawQrJx3hlK8Odka6DUwG3Y.

60. UN General Assembly. Human Rights Council. Elaboration of an internationally binding instrument on transnational corporations and other business enterprises with respect to human rights. Twenty-six sessions, 14 July 2014. A/HRC/RES/26/9. [Онлайн]. In: Official Web. [Просмотрено 28.02.2018; 9:05 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://www. ihrb. org/pdf/G1408252.pdf.

61. UN General Assembly. Human Rights Council. Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights and reports of the Office of the High Commissioner and the Secretary. Human rights situation in Palestine and other occupied Arab territories. A /HRC/37/39, February 2018. [Онлайн]. In: Official web of the UN. [Просмотрено 16.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://documentsddsny.un.org/doc/UND0C/GEN/G18/021/93/PDF/G1802193.pdf70pe nElement.

62. United Nations. Guiding principles on business and human rights: implementing the United Nations "Protect, Respect and Remedy" framework. 2011. In: official web. [Просмотрено 21.03.2018; 16:40 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_EN.pdf.

63. Weilert Katarina. Taming the Untamable? Transnational Corporations in United Nations Law and Practice. P. 454. 2010. [Онлайн]. In: Max Planck Yearbook of United Nations Law, Volume 14, 2010, p. 445-506. [Просмотрено 25.02.2018; 11:10 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mpil.de/files/pdf3/mpunyb_11_weilert_14.pdf.

64. Wettstein Florian. CSR and the Debate on Business and Human Rights: Bridging the Great Divide. 2012, 22/4: 739-770. P. 16. [Онлайн]. In: Business Ethics Quarterly. [Просмотрено 11.05.2018, 20:50 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alexandria.unisg.ch/217784/1/Wettstein%20%20CSR%20and%20the%20d ebate%20on%20BHR.pdf.

65. Wijesighe Prasadi. Human Rights Violations by Multinational Corporations: Nestle as the Culprit. Article. March, 2018. P. 3. [Онлайн]. In: SSRN's eLibrary. [Просмотрено 21.02.2018; 13:00 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3136321.

66. Wilson Stephen V. CA District Judge. Order granting defendants Archer-Daniels Midland Co., Nestle USA, and Cagill Inc.'s Motion to dismiss plaintiffs' first amendment complaint pursuant to red. R. CIV. P. 12(b)(6) for failure to state a claim. Para. 8. [Онлайн]. In: Leagle. [Просмотрено 15.04.2018, 16:30 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.leagle.com/decision/inadvfdco 110610000442.

67. Yunusov Khaydarali M., Ok Valeriya and Ochildiyev Husniddin. The Roles and Responsibilities of transnational corporations with regards to Human Rights. C 196. Research. [Онлайн]. In: Dialnet unirioja web. [Просмотрено 1.03.2018; 11:40 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:SevVGEUsBDkJ:https://dialnet.uni rioja.es/descarga/articulo/3685097.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=us&client=safari/.

68. Online dictionary. In: Wordsense. [Онлайн], [просмотрено 8.02.2018; 21:11 Мск]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wordsense.eu/transnational/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.