Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ "УРОК ПО ОДНОЙ ТЕМЕ" И "УРОК НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ" В СИСТЕМЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ "УРОК ПО ОДНОЙ ТЕМЕ" И "УРОК НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ" В СИСТЕМЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБУЧЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ / МЕТОД "УРОК ПО ОДНОЙ ТЕМЕ" (SPL) / МЕТОД "УРОК НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ" (OPL) / ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колзина Анастасия Геннадьевна, Шихова Ольга Федоровна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность темы продиктована потребностью внутрифирменных преподавателей в оперативных и эффективных подходах к изучению, структурированию и обобщению информации, преобразованию ее в учебный материал и применению в практике преподавания, а также в повседневной производственной деятельности. Выявлено, что одним из оптимальных способов реализации такого подхода является использование методов «Урок на одном листе» и «Урок по одной теме», которые, в отличие от применяемых в системе внутрифирменного повышения квалификации педагогических методов, не требуют значительных ресурсов ни от преподавателей - на разработку, оформление, размещение учебного материала, ни от обучающихся - на его изучение, распечатку и конспектирование. Предложены дополнения в шаблон методов, учитывающие корпоративную принадлежность учебных материалов, соответствующую им область знаний, ссылки на дополнительные источники информации и возможность получения ответа на возникший у обучающегося вопрос. Цель исследования. Представление опыта использования методов бережливого производства «Урок на одной странице» и «Урок по одной теме» в системе внутрифирменного повышения квалификации работников предприятий. Методология (материалы и методы). В качестве ведущих использовались методы анализа научно-педагогической литературы, анкетирования и обобщения педагогического опыта. Результаты. Теоретически обоснована ценность и востребованность методов «Урок на одной странице» и «Урок по одной теме» в системе внутрифирменного повышения квалификации в условиях реализации промышленными предприятиями стратегии бережливого производства. Предложены дополнительные требования к использованию методов, учитывающие особенности контингента обучающихся и корпоративную специфику производства. Заключение. Внедрение методов «Урок на одной странице» и «Урок по одной теме» в систему внутрифирменного повышения квалификации позволит оптимизировать затраты на обучение персонала, внесет существенный вклад в расширение корпоративной базы знаний и, тем самым, будет способствовать повышению качества и производительности труда на промышленном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колзина Анастасия Геннадьевна, Шихова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АPPLICATION OF THE “SINGLE POINT LESSON” AND “ONE PAGE LESSON” METHODS IN ACTIVITY OF IN-FIRM TEACHERS

The relevance of the topic is dictated by the need of in-company teachers for effective approaches to the study, structuring and generalization of information, its transformation into educational material and application in teaching practice, as well as in everyday production activities. It is revealed that one of the best ways to implement this approach is to use the methods of “Single point lesson” (SPL) or “One page lesson” (OPL) in teaching activities. The pedagogical methods used in the system of intra-company professional development, do not require significant resources either from teachers - for the development, design, placement of educational material, or from students - for its study, printing and taking notes. Additions to the template of methods are proposed, taking into account the corporate affiliation of educational materials, the corresponding field of knowledge, links to additional sources of information and the possibility of obtaining an answer to a question that has arisen in the student. The goal of the research. The article describes the methods of lean production SPL and OPL in teaching, in implementing in company. Methodology. The theoretical analysis and description of teaching practice. Discussion. The conclusion is about the practical value of this technique in the educational and production processes, in the formation of corporate knowledge bases of the company. Results. It is proved that the SPL and OPL will allow in-firm teachers to quickly and effectively prepare and conduct classes, make the necessary adjustments to the content of classes, to use as a synopsis for memorization and a reference guide for practical application in work, to supplement the corporate knowledge base and to achieve safety, quality and productivity.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ "УРОК ПО ОДНОЙ ТЕМЕ" И "УРОК НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ" В СИСТЕМЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 377.3

Применение методов «Урок по одной теме» и «Урок на одной странице» в системе внутрифирменного повышения квалификации

А. Г. Колзина

https://orcid.org/0000-0002-0326-2060 asia.kolzina@ya.ru

О. Ф. Шихова

https://orcid.org/0000-0001-6852-7149 olgashihova 18@mail. ru

Application of the "Single point lesson" and "One page lesson" methods in activity of in-firm teachers

A. в. КоЫпа, O. Р. 8ЫкИоуа

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность темы продиктована потребностью внутрифирменных преподавателей в оперативных и эффективных подходах к изучению, структурированию и обобщению информации, преобразованию ее в учебный материал и применению в практике преподавания, а также в повседневной производственной деятельности. Выявлено, что одним из оптимальных способов реализации такого подхода является использование методов «Урок на одном листе» и «Урок по одной теме», которые, в отличие от применяемых в системе внутрифирменного повышения квалификации педагогических методов, не требуют значительных ресурсов ни от преподавателей - на разработку, оформление, размещение учебного материала, ни от обучающихся - на его изучение, распечатку и конспектирование. Предложены дополнения в шаблон методов, учитывающие корпоративную принадлежность учебных материалов, соответствующую им область знаний, ссылки на дополнительные источники информации и возможность получения ответа на возникший у обучающегося вопрос. Цель исследования. Представление опыта использова-

ния методов бережливого производства «Урок на одной странице» и «Урок по одной теме» в системе внутрифирменного повышения квалификации работников предприятий.

Методология (материалы и методы). В качестве ведущих использовались методы анализа научно-педагогической литературы, анкетирования и обобщения педагогического опыта. Результаты. Теоретически обоснована ценность и востребованность методов «Урок на одной странице» и «Урок по одной теме» в системе внутрифирменного повышения квалификации в условиях реализации промышленными предприятиями стратегии бережливого производства. Предложены дополнительные требования к использованию методов, учитывающие особенности контингента обучающихся и корпоративную специфику производства.

Заключение. Внедрение методов «Урок на одной странице» и «Урок по одной теме» в систему внутрифирменного повышения квалификации позволит оптимизировать затраты на обучение персонала, внесет существенный вклад в расширение корпоративной базы знаний и, тем самым, будет способствовать повышению качества и производительности труда на промышленном предприятии.

Abstract

The relevance of the topic is dictated by the need of in-company teachers for effective approaches to the study, structuring and generalization of information, its transformation into educational material and application in teaching practice, as well as in everyday production activities. It is revealed that one of the best ways to implement this approach is to use the methods of "Single point lesson" (SPL) or "One page lesson" (OPL) in teaching activities. The pedagogical methods used in the system of intra-company professional development, do not require significant resources either from teachers - for the development, design, placement of educational material, or from students - for its study, printing and taking notes. Additions to the template of methods are proposed, taking into account the corporate affiliation of educational materials, the corresponding field of knowledge, links to additional sources of information and the possibility of obtaining an answer to a question that has arisen in the student. The goal of the research. The article describes the methods of lean production SPL and OPL in teaching, in implementing in company. Methodology. The theoretical analysis and description of teaching practice. Discussion. The conclusion is about the practical value of this technique in the educational and production processes, in the formation of corporate knowledge bases of the company. Results. It is proved that the SPL and OPL will allow in-firm teachers to quickly and effectively prepare and conduct classes, make the necessary adjustments to the content of classes, to use as a synopsis for memorization and a reference guide for practical application in work, to supplement the corporate knowledge base and to achieve safety, quality and productivity.

Ключевые слова: обучение взрослых, обучение на предприятии, метод «Урок по одной теме» (spl), метод «Урок на одной странице» (opl), внутрифирменные преподаватели, бережливое производство.

Keywords: adult education, intra-firm training, "Single point lesson" (spl) and "One page lesson" (opl) methods, in-company teachers, lean production.

Введение

Каждый человек прочувствовал на своем школьном и студенческом опыте ценность

краткого конспекта по учебному материалу большого объема. Обычно в этот конспект входят основные понятия, определения, формулы, рисунки, схемы, ответы на возможные вопросы и т. п. Учитывая склонность современного молодого поколения к восприятию визуальной информации только весьма небольшого объема [1], а также то, что человек - «существо оптическое» и зрение дает ему «наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов...» [2, с. 227], можно утверждать, что методы «Урок по одной теме» и «Урок на одной странице» будут всегда востребованы и актуальны. На наш взгляд, данные методы могут удовлетворить и потребность предприятий в организации малозатратного, оперативного и эффективного обучения своих сотрудников в рамках повышения их квалификации.

Методы «Урок по одной теме» (single point lesson, SPL) и «Урок на одной странице» (one page lesson, OPL) начали применяться в середине ХХ века в компании Тойота с целью быстрого обучения персонала (прежде всего рабочих) знаниям, умениям и навыкам, необходимым для автономного обслуживания оборудования.

Необходимость оперативного обучения персонала привела к созданию кратких конспектов объемом в один лист (SPL, OPL), содержащих всю нужную для выполнения трудовых функций информацию.

Действенность подобных методов, предусматривающих использование различных ассоциативных символов, «мнемонических конспектов», доказана рядом исследований российских и зарубежных ученых [3], которые отмечают их эффективность для целей освоения обучающимися наиболее важной учебной информации, которая, как известно, легче усваивается в том случае, если она структурирована. Однако, несмотря на многоплановость, а также научную и практическую значимость выполненных ранее исследований, следует отметить, что в них не рассматривались проблемы, связанные с подготовкой в короткие сроки внутрифирменных преподавателей (часто не имеющих педагогического образования), учитывающей ограниченные ресурсы предприятий. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, представить некоторый опыт по

использованию методов 8РЬ и ОРЬ в системе внутрифирменного повышения квалификации работников на одном из предприятий города Ижевска, который показывает универсальность данных методов для всех категорий обучающихся, включая самих внутрифирменных преподавателей.

Обзор литературы

В настоящее время теме применения визуальных средств обучения посвящены многочисленные научные исследования, в том числе работы Б. М. Абдурахмонова, М. А. Рахимова, С. О. Алимкулова, А. Ш. Рустамова, Д. У. Ай-маматова [4], Н. А. Даниловой [5] и др., где отмечается факт усиления словесного обучения визуальными методами при наблюдении за объектами и процессами, анализе с помощью опорных схем, сворачивании мыслительного содержания в образ и его разворачивании из памяти.

Широкое распространение получила технология ментальных (интеллектуальных) карт Тони Бьюзена [6] использованию которых для структурирования, обобщения и закрепления большого объема информации и способа визуального ее представления в процессе преподавания посвящены работы:

- Е. Ю. Харитоновой и О. А. Горбачевой [7], которые описали многообразие способов применения ментальных карт под разные педагогические задачи и учебные ситуации;

- Е. Н. Дроновой [8], где представлен радиальный способ выстраивания логических, содержательных связей изучаемого материала и способы создания электронных ментальных карт в приложении MindMeister;

- Р. Р. Сайфуллиной, И. А. Пановой и А. С. Мельниковой [9]), раскрывающих значение ментальных карт для заучивания и воспроизведения информации на примере изучения иностранных языков;

- Е. С. Романичевой [10], обосновывающей технологию применения ментальных карт, направленную на понимание художественного, научного и учебного текста.

Стоит также отметить и работы Ю. Се [11], который описывает практику применения в обучении инфографики.

Ценность опорных конспектов для изучения и воспроизведения учебного материала описана методической школой В. Ф. Шатало-

ва, где учебный материал представлялся в опорных сигналах - вербально-графических формах, упрощающих процесс его изложения, восприятия и запоминания. Это достигалось через моделирование изучаемого абстрактного теоретического материала программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики, схемы и т. д.) в конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т. д. [12].

С. А. Глазунов обращает внимание на главные принципы при работе с опорными конспектами: читаемость, динамичность, многоуровне-вость, предлагает использовать так называемую «формулу темы», которую составляют обучающиеся во время занятий [13].

Идеи, изложенные в представленных работах, в той или иной степени нашли свое воплощение и в методах 8РЬ и ОРЬ, наш опыт использования которых показал, что конспект проще освоить и доработать, по нему можно преподать полноценный урок, с его помощью освоить практические приемы. В связи с этим многие современные предприятия внедряют инструкции для своих работников на одном листе (нормативные документы, методологические инструкции, бизнес-процессы, техпроцессы, стандарты продаж и т. п.) в виде одно-двухстраничных блок-схем, памяток, плакатов, заменяя многостраничное содержание нормативных документов.

Не случайно, методы 8РЬ и ОРЬ признаны идеологами бережливого производства и сторонниками научной организации труда, целью которых являются постоянные улучшения процессов, экономия времени, трудозатрат, материальных ресурсов.

Методология (материалы и методы)

8РЬ - это метод, предусматривающий краткое описание определенной темы урока (инструмента/метода/процесса). Чаще всего описание вмещается на лист А4, который обычно заполняется от руки и включает в себя ограниченное количество самой важной информации в виде простой визуализации. С помощью данного метода появляется возможность давать информацию порционно, не перегружая работников и не отвлекая их на продолжительное время. 8РЬ используется прежде всего для обучения, разрабатывается до обучения и улучшается после него.

Таблица 1

Составные части 8РЬ, ОРЬ

№ ВИЗИТКА (тема)

1 Что такое (Сектор терминов и определений)

2 Почему (для чего) используется Примеры использования (Сектор применения)

3 Какие факторы критичны для успешного использования (Сектор ключевых указаний)

4 Как использовать (Сектор инструкции к применению)

Описание, которое можно рассматривать как листовку-памятку, остается на руках у обучающихся: рабочие носят ее в кармане своей спецодежды, а у руководителей и специалистов она располагается некоторое время на рабочем столе или стендах подразделений, чтобы была возможность обращаться к ней, опираться на нее в работе и повторять усвоенное на обучении. Стандартная структура SPL содержит визитку и так называемые Сектор терминов и определений, Сектор применения, Сектор ключевых указаний, Сектор инструкции к применению (табл. 1). Метод OPL больше подходит для ознакомления с простыми процессами, которые также можно отобразить на листе формата А4. В состав OPL обязательно входят сведения об оборудовании (оснащении), условиях безопасности, пошаговое описание процесса, контрольные точки процесса (обозначаются различными графическими маркерами), часто для визуализации используется фотографии оборудования, скриншоты экранов и т. д. Несмотря на простоту использования методов, они не должны оставаться самодостаточными средствами и заменить существующие системы обучения, однако могут выступить как дополнение и улучшение имеющихся подходов.

Результаты и их описание

Анкетирование обучающихся учебного центра одного из предприятий г. Ижевска по поводу конспектирования учебного материала выявило, что эта деятельность полезна как для восприятия и запоминания информации, так и для дальнейшего практического применения. Респонденты отмечали, что: «проще вернуться к краткой бумажной версии, нежели к томам книг и документов»; «так легче повторить материал перед подготовкой к контролю знаний»;

«таким способом лучше усваивается материал»; «лучше систематизируется материал по основным вопросам»; «бывает достаточно написать несколько слов, нарисовать схемы, таблицы и рисунки, выделить цветом - материал остается в памяти». С целью оптимизации системы внутрифирменного повышения квалификации на предприятии реализовывались задачи: ознакомления с методами SPL и OPL преподавателей и обучающихся; апробации преобразования объемной учебной информации в сжатую форму SPL, OPL не только накануне занятия, но также во время и после него; использования SPL, OPL на рабочих местах после обучения; применения SPL, OPL не только в целях информирования, но также проектирования, организации занятий и оценки знаний обучающихся. Путем анкетирования установлено, что методы SPL и OPL будут использовать в обучении 77,8% внутрифирменных преподавателей нашего предприятия. С помощью опроса определены аспекты использования SPL, OPL наряду с учебными модулями и презентациями:

- содержательный (характеризует наглядность, точность изложения, обеспечивает достоверность информации за счет ссылок на источники, отражает разные подходы, актуализирует, дополняет и хранит последние данные);

- учебно-методический (отражает соответствие плану, сценарию урока, обеспечивает быстрый поиск нужной для обучения информации, выстраивание коммуникации, замену очных уроков, охват большой аудитории);

- мотивационный (вызывает интерес к занятиям, к использованию информации в работе, сопровождает применение на практике, доступен для всех обучающихся без перемещений и ожиданий, возможен в формате самообучения,

реализует индивидуальный подход и обратную связь, дешевле);

- контрольно-оценочный (позволяет реализовать различные виды контроля — на входе и выходе, проверять домашние задания и самостоятельные работы). Однако стоит отметить, что большинство преподавателей воспринимают 8РЬ и ОРЬ как обучающие методы, а не оценочное средство.

Практика применения 8РЬ, ОРЬ на одном из промышленных предприятий города Ижевска привнесла дополнение в его шаблон: во-первых, добавился логотип организации для обозначения принадлежности материала к корпоративным знаниям; во-вторых, стала отмечаться принадлежность к одной из 15 категорий (областей знаний) для более четкой классификации; в-третьих, указываются источники, в которых можно найти более полную информацию; в-четвертых, для точности, скорости и прочности освоения, а также контроля знаний появилась рубрика «Вопрос-ответ».

К использованию методов 8РЬ, ОРЬ предъявляются определенные требования:

- общедоступная копилка: должна быть предоставлена возможность любому работнику найти необходимый 8РЬ, ОРЬ со своего рабочего места;

- понятная классификация: все уроки должны быть классифицированы по категориям (например, в зависимости от категории и соот-

ветствующего ей идентифицирующего цвета заголовка 8РЬ, ОРЬ делятся на следующие классы - «Персонал», «Производство» и др.);

- стандартная структура: SPL, OPL содержит «визитку» (в верхней и нижней частях справочную информацию с данными о категории, теме, разработчике, дате разработки, источниках) и стандартное содержание;

- стандартное содержание SPL, OPL: 4 составных сектора в последовательности: сектор терминов и определений; сектор применения; сектор ключевых указаний; сектор инструкции к применению; сектор «Вопрос-ответ»;

- стандартное оформление: для текстов используется шрифт размером 10-14, лаконичность записей - предложения содержат до 10 слов; содержание должно быть изучено за 5-7 минут; устное воспроизведение не должно быть более 7 минут; в формулах, схемах, изображениях используются крупные символы, минимум текста, применяется до трех цветов (в том числе корпоративные цвета), в качестве изображений могут выступить пиктограммы (ассоциации в виде знаков, схематических изображений с важнейшими узнаваемыми чертами объекта, предмета или явления) и графические символы; смысловых единиц (блоков, частей), согласно закономерностям внимания, должно быть не менее 5 и не более 9; допустимо оформление от руки (нововведения выделены курсивом и знаком * в примере в таблице 2).

Таблица 2

Изменения в SPL, OPL

0* Логотип организации (обучающей организации) Разработчик (Ф. И. О., тел., почта, дата разработки) Раздел: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА Тема: Организация рабочего пространства по системе 5С

1 (Термины): 5С: пять шагов рациональной организации рабочего пространства

2 (Сектор применения): 5С обеспечивает безопасность 8 5С обеспечивает визуальность и прозрачность, защиту от ошибок 0 5С способствует росту производительности (увеличивается скорость) Б 5С сокращает потери (запасы, перемещения, затраты, ожидания) С 5С формирует культуру уважения к человеку М

3 (Ключевые указания): Требуется контроль/аудит Визуальность Объем внимания 5-9 единиц

Инструкция к применению:

Этапы 5С

1. СОРТИРОВКА

■ нужное/ненужное (1 год!); - ненужное удалить/переместить (красные ярлыки)

2. СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА

- предметы на местах; - учтена частота использования (день/неделя/месяц/квартал, год); - места обозначены

3. СОБЛЮДЕНИЕ ЧИСТОТЫ

- правила уборки (объекты, методы, частота)

4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Вопрос-ответ:

Где можно узнать больше про 5С - Корпоративная база http:...

Где взять шаблоны ярлыков? - Приложение В Положения о системе организации рабочих мест. Содержание чек-листа по аудиту 5С? Куда можно сдать макулатуру?

Источники:

ГОСТ Р 56407-2015 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты Положение о системе организации рабочих мест (локальный документ)

Контрольные вопросы:

Расшифруйте 5С.

Назовите этапы 5С по порядку.

По каким признакам можно понять, что внедрена система 5С? Какие используются измерения (метрики) в системе 5С? Расположение предметов в зависимости от частоты использования? В чем заключается «метод красных ярлыков»?

Заметки

4

*

Примеры использования SPL, OPL:

- Экспресс-урок или схема урока: SPL, OPL со своей строгой логической последовательностью призван решить ситуацию, когда требуется срочно провести урок, а компетентный преподаватель не знает, как его выстроить. Осведомленный преподаватель может легко интегрировать свой собственный опыт во все четыре последовательных блока, в которых организована информация в SPL, OPL. Эта же логика может стать канвой выступления любого докладчика на совещании.

- «Создай SPL, OPL» или обучение через краткую запись/конспект. Особо актуально при условии, когда SPL, OPL еще никто не разрабатывал. Например, преподаватель может выступить в качестве рассказчика, а обучающиеся вслед за ним заполняют пустой шаблон SPL, OPL (табл. 2) и затем обсуждают 3-4 варианта конспектов, наиболее приемлемые решения становятся SPL, OPL, которые можно сфотографировать, распечатать на листе А4

для учащихся и разместить в общей электронной базе.

- «Найди отличия личного опыта с SPL, OPL». Не каждый внутрифирменный преподаватель способен понятно разъяснять суть терминов и концепций. SPL, OPL направлены на упрощение подачи и объяснения материала, на формирование общего понятийно-терминологического аппарата и информационного поля, которые обучающийся начнет сначала понимать, а затем и применять на практике. Опираясь на методику обучения взрослых [15], не рекомендуется предлагать SPL, OPL обучающимся сразу, с начала урока. Важен личный опыт и знания преподавателя, которые смогут заинтересовать ученика и положительно сказаться на его внимании к SPL, OPL. После изучения информации на SPL, OPL обучающиеся могут воссоздать представленную им ситуацию.

- «Найди ошибку» («прием запрограммированных ошибок» [16]), когда обучающимся

предлагается найти ошибочное суждение в словах преподавателя или конспекте и аргументированно объяснить свою позицию.

- Регулярное повторение группой SPL, OPL на рабочих местах (внутреннее обучение в подразделениях). SPL, OPL обеспечивают возможность повторения (обучения вновь) материала в течение нескольких минут. Необходимо дать задание сотрудникам повторить (изучить, ознакомиться) SPL, OPL, а затем посвятить десять-пятнадцать минут обсуждению темы на регулярных запланированных встречах. Дискуссии закрепят информацию и позволят ведущему совещания ответить на вопросы и уточнить то, что не было еще понято, и, возможно, улучшить SPL, OPL. Такие групповые обсуждения могут обогатить организационную культуру предприятия в целом.

- Семинары по улучшениям (кайдзен) и кружки качества. Участники таких групповых обсуждений могут использовать в качестве основы SPL, OPL, «примерять» проблемы, «узкие» места и вносить улучшения в описанные процессы.

- Обучение рабочих групп проектов и «команд внедрения». Прежде чем приступать к реализации изменения, начинать работы по проекту, стоит снабдить команду SPL, OPL по темам проекта в качестве справочного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Несмотря на простоту и перспективность методов «Урок по одной теме» и «Урок на одной странице», эффективность их дальнейшего использования во многом зависит от исследования ряда практических аспектов, связанных с обучением самих внутрифирменных преподавателей.

Разработка SPL и OPL - это творческий процесс, который требует от внутрифирменного преподавателя навыков отбора основной и существенной для целей предприятия информации. Причем преподаватель в своей обучающей деятельности должен учитывать не только уровень развития современного производства, но и его возможные перспективы, тенденции, то есть работать «на опережение».

Поэтому внедрение методов «Урок по одной теме» и «Урок на одной странице» в систему повышения квалификации промышленного предприятия должно предусматривать разработку механизма организационно-

методического сопровождения внутрифирменных преподавателей, которые существенно различаются не только по возрасту и стажу, но и по уровню и профилю полученного ими образования.

Требуют дальнейшего изучения и вопросы, связанные с содержательным наполнением, модернизацией и педагогической экспертизой вариантов SPL и OPL в условиях стремительного нарастания научной и технической информации.

Заключение

Одним из перспективных методологических направлений профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, является методология бережливого производства. Суть этого направления состоит в том, чтобы при минимальных затратах труда и ресурсов, в короткие сроки исполнить заказ на обучение сотрудников предприятия, обеспечив при этом его гарантированное высокое качество.

В концепцию бережливого производства вписываются и рассмотренные в статье методы «Урок по одной теме» ^РЦ) и «Урок на одной странице» (ОРЬ), в которых нашли свое развитие идеи и методические приемы В. Ф. Шаталова, а также других российских и зарубежных исследователей, использующих в обучении информацию, структурированную на основе интеллектуальных карт, опорных сигналов, опорных конспектов и т. п.

Методы 8РЬ и ОРЬ могут использоваться внутрифирменными преподавателями как обучающий инструмент, мнемотехническое и оценочное средство. И, как показал проведенный в рамках исследования опрос, большая часть преподавателей собирается использовать методы 8РЬ и ОРЬ как с целью оперативной подготовки к занятиям, так и для повышения их эффективности за счет наглядного и сжатого представления учебного материала.

Таким образом, различные форматы применения SPL и ОРЬ позволяют считать данные методы инструментом реализации задач системы повышения квалификации на промышленном предприятии, в том числе задачи

подготовки и организационно-методического сопровождения внутрифирменных преподавателей, развития их творческого потенциала, что в конечном счете скажется и на улучшении производственных процессов на предприятии в целом.

Библиографический список:

1. Виноградов, П. Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции / П. И. Виноградов. - Текст : электронный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2010. -С. 26-38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 vizualnaya-kultura-Hchnosti-genezis-struktura-i-funktsii (дата обращения: 16.12.2020).

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - 488 с. - Текст : непосредственный.

3. Тимкин, С. Л. Мониторинг и мотивация работы учащихся в системе ДО с помощью технологии «мнемонический конспект» / С. Л. Тимкин, В. И. Струнин, М. В. Филимонов. - Текст : электронный // Открытое и дистанционное образование. - 2002. - № 2. -С. 8-14. - URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_14794831_19870889.pdf (дата обращения: 14.12.2020).

4. Абдурахмонов, Б. М. Визуальные методы в обучении природоведению / Б. М. Абдурах-монов, М. А. Рахимова, С. О. Алимкулов, А. Ш. Рустамов, Д. У. Аймаматова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. -№ 23. - С. 921-923. - URL: https://mo luch.ru/archive/103/23760/ (дата обращения: 16.12.2020).

5. Данилова, Н. А. Повышение качества математической подготовки студентов посредством визуальных дидактических средств обучения / Н. А. Данилова. - Текст : электронный // Школа будущего. - 2017. - № 4. - С. 206-213 (дата обращения: 16.12.2020).

6. Бьюзен Тони. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен. - Москва, 2019. - 208 с. -Текст : непосредственный.

7. Харитонова, Е. Ю. Дидактический потенциал ментальных карт / Е. Ю. Харитонова, О. А. Горбачева. - Текст : электронный // Вестник БелИРО. - 2017. - № 1 (3). - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_289974 83_33033883.pdf (дата обращения: 18.12.2020).

8. Дронова, Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки / Е. Н. Дронова. - Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2017. -№ 2. - С. 118-124. - URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_29156412_59668862.pdf (дата обращения: 16.12.2020).

9. Сайфуллина, Р. Р. Мыслительные карты (mind maps) как визуальный метод преподавания / Р. Р. Сайфуллина, И. А. Панова, А. С. Мельникова. - Текст : электронный // Аллея науки. - 2019. - Том 1, № 11 (38). -С. 818-821. - URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_41878869_58870980.pdf (дата обращения: 18.12.2020).

10. Романичева, Е. С. Ментальные карты или интеллект-карты / Е. С. Романичева. - Текст : электронный // Литература в школе. - 2015. -№ 8. - С. 40-41. - URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_27656779_23404366.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

11. Се, Ю. Визуальная наглядность в учебниках по рки для китайских студентов / Ю. Се. -Текст : непосредственный // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - 2017. - № 2.- С. 17-20.

12. Калмыкова, З. И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В. Ф. Шаталова? / З. И. Калмыкова. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1987. -№ 8 (72). - С. 71-80.

13. Глазунов, С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования / С. А. Глазунов. - Текст : непосредственный // Научные исследования в образовании. - 2007. -№ 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/opornye-konspekty-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 30.03.2021).

14. Колзина, А. Г. Основания проектирования процесса подготовки внутрифирменных преподавателей / А. Г. Колзина. - Текст : непосредственный // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : сборник статей 25-й Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2020. - С. 71-73.

15. Колзина, А. Г. Применение педагогической системы обучения взрослых в подготовке преподавателей внутрифирменного обучения / А. Г. Колзина. - Текст : непосредственный //

Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. - С. 92-96.

16. Селицкая, О. В. Педагогические приемы для обучения студентов фармакологии / О. В. Селицкая. - Текст : непосредственный // Инновационные технологии в медицинском образовании : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика» / гл. редактор С. Ю. Никулина. - Красноярск : Тип. КрасМГУ, 2019. - С. 69-72.

References:

1. Vinogradov, P. N. Visual culture of the individual: genesis, structure and functions [Vi-zual'naya kul'tura lichnosti: genezis, struktura i funktsii] Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena, 2010, pp. 26-38. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-lich nosti-genezis-struktura-i-funktsii (accessed date: 12/16/2020).

2. Rubinshteyn, S. L. Fundamentals of General psychology [Osnovy obshchey psikhologii], Peda-gogika, 1989. 488 p.

3. Timkin, S. L., Strunin, V. I., Filimonov, M. V. Monitoring and motivation of students 'work in the pre-school system using the "mnemonic synopsis" technology" [Monitoring i motivatsiya raboty uchashchikhsya v sistem DO s pomoshch'yu tekhnologii "mnemonicheskiy konspekt"], Open and distance education, 2002, Vol. 2, pp. 8-14. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_14794831_19870889.pdf (accessed date: 12/14/2020).

4. Abdurakhmonov, B. M., Rakhimova, M. A., Alimkulov, S. O., Rustamov, A. Sh., Aymamato-va D. U. Visual methods in teaching natural science [Vizual'nyye metody v obuchenii prirod-ovedeniyu], young scientist, 2015, Vol. 23, pp. 921-923. Available at: https://moluch.ru/ archive/103/23760/ (accessed date: 12/16/2020).

5. Danilova, N. A. Improving the quality of mathematical training of students through visual didactic teaching tools [Povysheniye kachestva matematicheskoy podgotovki studentov posredstvom vizual'nykh didakticheskikh sredstv obucheniya], School of the future, 2017, Vol. 4, pp. 206-213 (accessed date: 12/16/2020).

6. Buzen, Tony. Intelligence-maps. A complete guide to a powerful thinking tool, 2019. 208 p.

7. Kharitonova, E. Yu., Gorbacheva, O. A. Didactic potential of mental maps [Didakticheskiy potentsial mental'nykh kart], Bulletin of BelIRO, 2017, No. 1 (3). Available at: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_28997483_33033883.pdf (accessed date: 12/18/2020).

8. Dronova, E. N. Mental maps in the learning process: role and basis of development [Mental'nyye karty v uchebnom protsesse: rol' i osnovy razrabotki], Problems of modern education, 2017, Vol. 2, pp. 118-124. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_291 56412_59668862.pdf (accessed date: 12/16/2020).

9. Sayfullina, R. R., Panova, I. A., Mel'ni-kova A. S. Mind maps as a visual teaching method [Myslitel'nyye karty (mind maps) kak vi-zual'nyy metod prepodavaniya], Alley of science, 2019, T. 1, No. 11 (38), pp. 818-821. Available at: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_41878869_58870980.pdf (accessed date: 12/18/2020).

10. Romanicheva, E. S. Mind maps [Mental'nyye karty ili intellekt-karty], Literature at school, 2015, Vol. 8, pp. 40-41. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_276567 79_23404366.pdf (accessed date: 12/17/2020).

11. Se, Yu. Visual visibility in RCT textbooks for Chinese students [Vizual'naya naglyadnost' v uchebnikakh po rki dlya kitayskikh studentov], International postgraduate bulletin, Russkiy yazyk za rubezhom, 2017, Vol. 2, pp. 17-20.

12. Kalmykova, Z. I. Does the training system of V. F. Shatalov develop productive thinking? [Razvivaet li produktivnoe myshlenie sistema obucheniya V.F. Shatalova?], Questions of psychology, 1987, Vol. 8 (72), pp. 71-80.

13. Glazunov, S. A. Reference notes as a means of improving the quality of education [Opornye konspekty kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovaniya], Scientific research in education, 2007, Vol. 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/opornye-konspekty-kak-sredstvo-povyshe niya-kachestva-obrazovaniya (accessed date: 30/03/2021).

14. Kolzina, A. G. Fundamentals of designing the process of training in-firm teachers [Osnovania proectirovaniya processa podgotovki vnutrifirmen-nih prepodavatelei], Innovations in professional and professional-pedagogical education, 2020, Ekaterinburg, pp. 71-73.

15. Kolzina, A. G. Application of the pedagogical system of adult education in the training of teachers in-firm training [Primeneniye pedagogicheskoy siste-my obucheniya vzroslykh v podgotovke prepodavate-ley vnutrifirmennogo obucheniya], Problems of modern teacher education, 2019, Vol. 62-4, pp. 92-96.

16. Selitskaya, O. V. Pedagogical techniques for teaching pharmacology students [Pedagog-icheskie priemy dlya obucheniya studentov farmakologii], Innovative technologies in medical education, University pedagogy, Krasnoyarsk, 2019, pp.69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.