Научная статья на тему 'Технология подготовки конспекта урока в современной образовательной среде (программа опытного обучения)'

Технология подготовки конспекта урока в современной образовательной среде (программа опытного обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / КОНСПЕКТ УРОКА / ШКОЛЬНЫЙ УРОК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёгина Олеся Станиславовна

В современной системе образования особое внимание уделяется технологическому подходу в профессиональной подготовке урока, который направлен на реализацию в практической деятельности различных научных идей и положений. Важно профессионально грамотно его спроектировать, чтобы гарантированно получить требуемые планируемые результаты. В настоящей статье представлена технология организации работы с формированием конспекта урока, который выступает как жанр, обладающим сценическим характером, на основе которого в конкретной учебно речевой ситуации будет развернут педагогический полилог, реализуемый в виде урога, рассматривается программа опытного обучения студентов педагогических вузов по его подготовке. Анализируются лингвистическая, психолого педагогическая, психолингвистическая основы технологии составления конспекта урока, указываются методическое обеспечение и дидактическая база. В программе содержатся задания, составленные с учетом базовых умений студентов и соответствующие их уровню лингвистических, методических, педагогических, психологических знаний. Рассматриваются различные группы коммуникативных заданий: аналитические, аналитико-конструктивные, творческие. Выделяются этапы проведения программы опытного обучения (риторический, методический, практический), дается их развернутая характеристика. В целостной системе предложена тематика всех аудиторных учебных занятий со студентами, в каждом из которых определены опорные и формируемые понятия и коммуникативные умения, методы и приемы обучения, средства обучения и оборудование. Акцентируется внимание на таких положениях, как развитие в современных образовательных программ педагогических Вузов необходимо включать данные о жанровых особенностях конспектов уроков, будущие педагоги должны обладать компетенцией по формированию комплекса заданий, основанных на построении, анализе и совершенствовании схем и других элементов дидактического обеспечения процесса школьного обучения. Предлагаемая технология позволяет сформировать такую компетенцию посредством усвоения алгоритма формирования конспекта урока, узнать о его риторическом обеспечении, исследовать возможности их наглядного (графического) оформления, что должно стать причиной эффективной речевой реализации конспекта урока в условиях современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология подготовки конспекта урока в современной образовательной среде (программа опытного обучения)»

Технология подготовки конспекта урока в современной образовательной среде (программа опытного обучения)

Серёгина Олеся Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», [email protected]

В современной системе образования особое внимание уделяется технологическому подходу в профессиональной подготовке урока, который направлен на реализацию в практической деятельности различных научных идей и положений. Важно профессионально грамотно его спроектировать, чтобы гарантированно получить требуемые планируемые результаты. В настоящей статье представлена технология организации работы с формированием конспекта урока, который выступает как жанр, обладающим сценическим характером, на основе которого в конкретной учебно - речевой ситуации будет развернут педагогический полилог, реализуемый в виде урога, рассматривается программа опытного обучения студентов педагогических вузов по его подготовке. Анализируются лингвистическая, психолого - педагогическая, психолингвистическая основы технологии составления конспекта урока, указываются методическое обеспечение и дидактическая база. В программе содержатся задания, составленные с учетом базовых умений студентов и соответствующие их уровню лингвистических, методических, педагогических, психологических знаний. Рассматриваются различные группы коммуникативных заданий: аналитические, аналитико-конструктивные, творческие. Выделяются этапы проведения программы опытного обучения (риторический, методический, практический), дается их развернутая характеристика. В целостной системе предложена тематика всех аудиторных учебных занятий со студентами, в каждом из которых определены опорные и формируемые понятия и коммуникативные умения, методы и приемы обучения, средства обучения и оборудование. Акцентируется внимание на таких положениях, как развитие в современных образовательных программ педагогических Вузов необходимо включать данные о жанровых особенностях конспектов уроков, будущие педагоги должны обладать компетенцией по формированию комплекса заданий, основанных на построении, анализе и совершенствовании схем и других элементов дидактического обеспечения процесса школьного обучения. Предлагаемая технология позволяет сформировать такую компетенцию посредством усвоения алгоритма формирования конспекта урока, узнать о его риторическом обеспечении, исследовать возможности их наглядного (графического) оформления, что должно стать причиной эффективной речевой реализации конспекта урока в условиях современной школы.

Ключевые слова: педагогические вузы, конспект урока, школьный урок, компетентность учителя, педагогические условия.

СО ^

0

сч

01

Введение

Необходимость создания конспекта урока в современной образовательной среде является одним из ключевых аспектов деятельности учителя. Разработанная программа опытного обучения студентов по составлению конспекта урока как речевого произведения позволяет профессионально грамотно решать вопросы подготовки кадров в отечественных педагогических вузах.

Необходимость исследования проблем с разных точек зрения, связанных с методическим и инструментальным обеспечением подготовки конспекта школьного урока, стала возможной в результате обощения и систематизации современных научных исследований в самых различных предметных областях, а также практики анализа значительного количества конспектов уроков, размещенных в различных источниках, а также применяемых в практике педагогической деятельности школьных учителей.

Лингвистической основой предлагаемой автором технологии новаторского практикоориентиро-ванного обучения стали новые научные положения о такой педагогической категории как конспект урока можно определить как коммуникативный феномен, определяющих его профессионализм и компетентность. При этом фактически конспект урока по мнению автора является отдельным видом вторичного (репродуктивного) имплицитного текста. Следует отметить, что эти признаки текста позволяют эффективное использование только в тех условиях, когда на их основе в дальнейшем компилируется полилог, стилевое разнообразие которого определяется

Стилевое разнообразие конспекта урока основано на анализе:

- текста и классификации его к определенной категории;

- жанра конспекта урока, направленного на решение поставленной задачи; адресностью в трех иерархических уровнях, где в качестве адресатов конспекта урока выступают как непосредственно педагог, так и обучающиеся, администрация образовательного учреждения и органы образования).

Описанная иерархическая структура обладает точно определенными слоями системы, вертикальные связи между как отдельные жанры: определение методического обеспечения реализации подготовки к определенному уроку и самоанализ

методического обеспечения его реализации в образовательном процессе.

При этом сам конспект урока, согласно современной практике, формируется посредством ряда источников, которые соединяются в композиции урока на базе текстовой связи; которая может ре-ализовываться посредством графического текста, так и более сложного креолизированного текста, где основное содержание определяется посредством набора последовательности применяемых инструментов визуализации информации и данных в виде таблиц, рисунков, схем, различных видов иконографики.

Данный вид конспекта урока может быть выражен в виде особенного жанра профессиональной речи учителя, который состоит из основных разновидностей педагогических высказываний: а) объяснительный монолог; б) диалоги и полилоги. В данных диалогах и полилогах заключена определенная жанровая категория, определяемая на основании графической составляющей и реализуемых как конспект реализуемый как план, конспект, таблица, последовательность, схема.

Психолого-педагогической и психолингвистической основой инструментального обеспечения практического обучения определяются следующим: данные о конспекте урока как инструмента подготовительной деятельности, методики конспектирования.

Указанный вид деятельности формируется посредством набора знаний и умений, ключевым из которых является способность компилировать ключевую информацию, выявлять характеристики текстового материала посредством определенного набора инструментов и методов, ключевым из которых является сжатие информации представление ее в виде графического материала, характеризующегося посредством иконографики и характеризует процесс сокращения, адаптирования разработанных учителем учебно-научного материала к педагогическим условиям формируемого конспекта урока.

Методическое обеспечение реализуется обеспечения преподавания учебных дисциплин в разрезе профиля программы обучения, формирующейся в практике преподавания их в ВУЗе.

Характеристики предлагаемой автором программы новаторского обучения подготовки конспекта урока определяются следующим. В первую очередь в данной программе применяются известные в современной педагогической науке и практики принципы дидактики обучения, а также наглядности излагаемого материала. Также, предлагаемая программа основывается на необходимости получения навыков и знаний, связанных с коммуникативными умениями студентов педагогических вузов. Указанные ограничения определяются следующим: недостаточной формированно-стью навыков иметь возможности планирования речевых действий педагога и обучающихся; выявлять соответствующие языковые инструменты, позволяющие провести соответствующие задания в рамках конспекта урока; сформулировать алгоритм выполнения задания инструкцию реализации

задания; проводить сжатие дидактических единиц курса обучения. Таким образом, предлагаемая автором опытного обучения включает различные виды коммуникативных целей: а) анализ текста или его фрагмента; б) редактирование текста; в) формирование нового текста.

Дидактическую основу предлагаемого подхода к обучению было сформировано посредством: а) эталонных образцов литературы; б) изложение посредством средств стенографирования, аудио- и видеофиксации эффективно проведенных уроков русского языка, литературы, риторики, сформированные в рамках системы общего образования; в) графические материалы, реализованные в рамках схемы и таблицы систематизирующего характера.

На практике предлагаемое автором новаторское обучение реализовывалось посредством следующего алгоритма. На первом этапе происходит преподавание как текста, относящегося к сценарному жанру, что заключалось в необходимости выбора языковых средств; анализе способов речевого общения; формирования плана высказывания учителя, реализации инструментов сжатия информации и данных. Предлагаемым автора план обучения должен включать в себя следующее 8 аудиторных часов работы в процессе которых формируются навыки и знания студентов.

Методический этап автором предлагаемой программы базируется на формировании компетенций, сформированных в курсе теории и методики обучения систематизируются методические составляющие конспекта урока как определенного профессионального высказывания, формируется ряд моделей конспекта урока; в то же время будущие педагоги выявляют жанровые характеристики конспектов уроков в области графического оформления. Предположительный срок обучения данному этапу составляет 6 аудиторных часов. На завершающем этапе в процессе предметной педагогической практики реализуются компетенции, освоенные на последующих этапах образовательного процесса.

Ключевая цель проведения занятий заключалась в необходимости научить будущих школьных учителей формировать на отдельные темы конспекты уроков как необходимый репродуктивный жанр имеющий сценарный характер, в базе которого в определенной образовательно-речевых условий будет сформирован и реализован урок в форме педагогического полилога. Для реализации предлагаемой автором новаторской программы реализации педагогического процесса применять такие инструменты и методы, реализуемые в следующих формах как: выступление преподавателя, проявляемое в различных формах.

Следовательно, предлагаемая автором программа станет элементом для формирования у будущих учителей заинтересованность в развитии навыком и компетенций в педагогической деятельности в области предварительной подготовки к уроку, сократить трудозатраты и увеличить скорость подготовки к уроку, обрести творческий подход к сложившимся традициям и инструментам, сформировать на достаточном уровне базовые

коммуникативные умения, а также создать развитую профессиональную методическую компетенцию у студентов педагогических вузов.

Программа новаторского формирования компетенции подготовки к самостоятельному созданию конспекта урока

Программа новаторского формирования компетенции подготовки к самостоятельному созданию будущими педагогами конспектов уроков как реализации коммуникаций в профессиональной образовательной деятельности учителя сформирована в определенной системе и заключает изложенную тематику реализуемых педагогом аудиторных учебных занятий с будущими педагогами, в каждом из которых выявлены базовые и самостоятельно формируемые понятия и коммуникативные умения, инструменты и методу образования, методически инструментальное обучения и применяемое оборудование.

Занятие 1

Тема: «Жанровое разнообразие конспекта урока».

Ключевые понятия: планирование учебной деятельности; профессиональная речь учителя и ее жанры.

Формируемые категории: конспект урока, вариация конспектов уроков.

Формируемые умения и навыки: умение определять ключевые характеристики и анализировать конспект урока.

Методы и приемы обучения. Вводное слово содержит значимость темы, обоснование значимости научного материала при подготовке к уроку. Беседа на основе анализа инструментов видео фиксации с целью оказания помощи студентам по осознании подготовки конспектов уроков. Анализ схем с целью определить место конспекта урока. Анализ образцов для выявления отличительных особенностей элементов конспекта урока. Комментирующее слово преподавателя о различных видах конспектов уроков. Анализ фактически реализованных в практики педагогической деятельности конспектов уроков с целью формирования жанровых признаков конспекта урока как профессионального речевого произведения. Беседа обобщающего характера с целью получения обратной связи.

Технические средства обучения (видео- и аудиоаппаратура).

Домашнее задание: письменно и вербально охарактеризовать один авторский конспект урока.

Занятие 2

Тема: «Совершенствование подготовки к уроку».

Определение понятия «конспект урока» в риторике. Коммуникативные действия учителя на пред-текстовом этапе проведения урока. Представле-— ние о структуре элемента конспекта урока. Педаго-ч- гические постановочные ремарки в конспекте.

Опорные понятия: сильные позиции текста: ^ тема, основная мысль, заголовок, опорные слова и 2 др.; жанры профессиональных высказываний; пе-

дагогические монологи и диалоги; установки на виды речевой деятельности.

Формируемые понятия: заголовок конспекта урока (тематический, смысловой); задачи (интенции) урока (педагогические, коммуникативные); структура и композиция конспекта урока; языковые особенности фрагмента конспекта урока.

Формируемые коммуникативные умения:

умение формулировать тематический и смысловой заголовки; педагогические и коммуникативные задачи элемента конспекта урока; умение выявлять результативные средства для формирования элемента конспекта урока как речевого произведения; умение трансформировать дидактические элементы и методические рекомендации в элемент конспекта урока.

Методы и приемы обучения. Вводное слово преподавателя с целью формирования знаний студентов об особенностях конспекта урока, сообщения им задач и этапов работы. Анализ формулировок конспекта урока с целью установить специфику конспекта урока как коммуникативного феномена. Репродуктивная беседа о представлениях будущих педагогов о конспекте урока. Педагогический эксперимент с целью понимания того, что учебно-методический материал в элементе конспекта урока выявляется в системе с применением определенных языковых конструкций. Выполнение системы заданий для формирования элемента конспекта урока для выявления его коммуникативной базы. Сообщающее слово учителя о значимости коммуникативных интенций. Сопоставительный анализ видеофрагментов и конспектов уроков русского языка, проведение ролевой игры с целью формированию навыков по определению коммуникативных задачь. Анализ схемы для разграничения педагогических и коммуникативных задач. Анализ образца с целью определения языковых конструкций.

Средства обучения и оборудование. Видеофрагменты и эталонные образцы конспектов уроков по предмету русский язык по темам: «Состав слова», «Предложения с обращениями», «Однокоренные слова и формы одного и того же слова». Схема «Коммуникативные задачи фрагмента конспекта урока».

Домашнее задание: составить элемент конспекта урока по определенному предмету на выбранную преподавателем тему.

Занятие 3

Тема: «Методики сжатия текста»

Условия наиболее целесообразного использования сжатого конспекта урока. Свертывание/развертывание коммуникативно-методической информации в элементе конспекта урока. Редактирование исходного фрагмента конспекта урока.

Опорные понятия: способы компрессии текстовой информации, план текста, редактирование текста, приемы редактирования.

Формируемые понятия: сжатый конспект урока, приемы редактирования сжатого конспекта урока.

Формируемые коммуникативные умения:

умение вычленять главное (существенное) в анализируемых источниках и редактировать фрагмент конспекта урока, а также проводить сжатие учебно-научной информации, в том числе на основании элементов видеозаписи.

Методы и приемы обучения. Вводное слово преподавателя: формулировка целей и задач практического занятия; ключевые показатели основных этапов занятия; выявление знаний и навыков студентов об инструментах и методов сжатия текстовой информации, а том числе по отношению к конспекту урока. Репродуктивная беседа об инструментах и методах сжатия текстового материала. Анализ фрагментов видеозаписи уроков для формирования сжатого элемента конспекта урока. Выполнение совокупности заданий для сокращения информации и данных в элементе конспекта урока. Сообщающее слово преподавателя о способах сжатия информации и данных. Анализ фрагмента видеозаписи урока и его сопоставление с фрагментом развернутого конспекта урока по одноименной теме. Проблемная беседа выявление смысловых различий между текстом до и после сжатия. Проведение редактирования элемента конспекта урока до сжатия для формирования и закрепления навыков сжатия текста.

Средства обучения и оборудование. Видеофрагмент урока русского языка. Таблица для сопоставления результатов сжатия информации. Набор цветных маркеров. Технические средства обучения камера и диктофон.

Домашнее задание: преобразовать фрагмент методических рекомендаций к уроку во фрагмент сжатого конспекта урока.

Занятие 4

Тема: «Подготовка к уроку посредством конспекта урока»

Контрольно-проверочное занятие.

Опорные понятия: речевой жанр, планирование учебной деятельности: тема, ключевая мысль, установки на виды речевой деятельности; способы компрессии текстовой информации; план текста; редактирование текста; приемы редактирования.

Формируемые понятия: конспект урока как профессиональное поликодовое высказывание.

Формируемые коммуникативные умения:

умение выделять (создавать) стиле профессиональных высказываний в элементе конспекта урока; навыки формировать элемент конспекта урока как возможного исполнителя, постановочные ремарки; подготовка «партитуры» произнесения; умение реализовать и анализировать созданный фрагмент конспекта урока как профессиональное высказывание в сопоставлении с предложенным фрагментом урока.

Методы и приемы обучения. Вводное слово преподавателя о повторительно-обобщающем характере сегодняшнего занятия. Сообщающее слово преподавателя с целью определения жанровой принадлежности профессиональных высказываний во фрагменте конспекта урока. Ролевая игра

для систематизации теоретических сведений конспекта урока. Репродуктивная беседа для определения языковых конструкций, позволяющих ввести жанры профессиональных высказываний в элемент конспекта урока. Обобщающее слово преподавателя о необходимости последовательной фиксации учебно - речевой информации во фрагменте конспекта урока. Просмотр видеосюжета, создание на его основе элементов конспекта урока. Анализ элемента конспекта урока с целью определения его специфики как профессионального высказывания.

Средства обучения и оборудование. Видеофрагмент урока русского языка Фрагменты конспектов уроков по темам: «Путешествие в страну Комплиментарию», «Правописание О - Ё после шипящих в корне слова», «Подготовка к сочинению-описанию по музыкальным впечатлениям»,. Технические средства обучения (видео- и аудиоаппаратура).

Итоговое задание I этапа опытного обучения: в рамках педагогической практики по сформировать элемент конспекта урока в составе проектной группы из 3-х студентов.

Занятие 5

Тема: «особенности подготовки конспекта урока»

Конспект урока как часть системы речевой и методической подготовки учителя - словесника. Последовательность работы по созданию конспекта урока. Формирование плана учебного текста и таких видов учебного конспекта как план, таблица и схема. Характеристика жанровых разновидностей конспектов уроков. Структура конспекта урока как речевого произведения.

Ключевые понятия: этапы речевой деятельности, учебно - методической деятельности, планирования профессиональной деятельности педагога, методы и приемы обучения, тип урока, этапы урока.

Формируемые понятия: речевые действия учителя при подготовке конспекта урока, методические действия учителя при подготовке конспекта урока.

Формируемые коммуникативные умения:

умение разграничивать риторические и педагогические действия, умение создавать конспект - таблицу урока.

Методы и приемы обучения. Вводное слово преподавателя о речевых и методических компонентах конспекта урока. Репродуктивная беседа повторительного характера о видах учебно-методического планирования деятельности педагога. Сопоставление этапов речевой деятельности и этапов учебно-методической деятельности с целью определения сходства и различия. Сообщающее слово преподавателя о необходимости эффективно организовать процесс подготовки и проведения учебных занятий. Анализ схемы с целью выявления методических и риторических составляющих. Комментирующее слово преподавателя с целью характеристики методических

со

1 0

сч

01

источников, которыми пользуется учитель при создании конспекта урока, их языкового оформления в данном речевом произведении. Анализ памятки для разграничения речевых и учебно - методических действий учителя при подготовке конспекта урока. Анализ плана учебного текста и конспекта - плана с целью выявления их общих и отличительных признаков. Анализ таблицы с целью знакомства с разновидностями конспектов уроков, различными по графическому оформлению. Анализ конспекта - плана и конспекта - таблицы с целью выявления и разграничения методических составляющих особенностей. Анализ конспекта урока с целью изучения его структуры.

Технические средства обучения - видеокамера и диктофон.

Домашнее задание: создать конспект урока в виде таблицы для любой темы школьного курса русского языка за 5-й класс.

Занятие 6

Тема: «Конспект - схема урока» (специфика создания конспекта - схемы урока).

Место конспекта - схемы урока в системе подготовки учителей. Особенности создания конспекта - схемы урока. Освоение системы инструментов создания конспекты - схемы урока. Значимость цветового оформления конспекта - схемы урока.

Опорные понятия: жанровые разновидности конспектов уроков по графической оформленно-сти, монокодовый (поликодовый) текст, компрессия коммуникативной-методической информации.

Формируемые понятия: опорный конспект как поликодовый текст, опорные сигналы в конспекте - схеме урока, графическая форма конспекта - схемы урока.

Формируемые коммуникативные умения:

умение пользоваться приемами трансформации учебно-методической информации, умение кодировать и располагать учебно - методический материал в конспекте - схеме урока.

Методическое основы обучения. Предварительная речь о значимости навыков построения конспекта урока и определение целей создания конспекта урока (с привлечением сведений о монокодовых и поликодовых текстах). Анализ видеофрагментов для сопоставления уроков. Сообщающее слово о формировании и применении опорных конспектах. Анализ схемы с целью выявления последовательности выполнения действий учителя, составителя конспекта - схемы. Анализ конспектов - схем уроков, подготовленных учителями - практиками. Определение раскраски конспекта - схемы. Резюмирующая беседа и обратная связь.

Средства обучения и оборудование. Видеофрагменты уроков русского языка Листы бумаги, ножницы. Технические средства обучения видекамера.

Домашнее задание: составить конспект - схему урока на материале параграфа учебника русского языка (5 класс) под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. и соответствующих методических рекомендаций тех же авторов.

Занятие 7

Тема: «Создание конспекта урока»

Контрольно-проверочное занятие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опорные понятия: этапы речевой деятельности, этапы учебно-методической деятельности, виды учебно-методического планирования профессиональной деятельности педагога, конспект урока как профессиональное высказывание, методы и приемы обучения, тип урока, этапы урока, жанровые разновидности конспектов уроков по графической оформленности, монокодовый (поликодовый) текст, компрессия коммуникативно-методической информации.

Формируемые понятия: речевая реализация конспекта - схемы урока, учебно - методическая тетрадь педагога.

Формируемые коммуникативные умения:

умение самостоятельно создавать конспект - схему урока, умение декодировать опорные сигналы (создавать на их основе вербальный полилог -урок), умение анализировать созданный конспект -схему урока и его речевую реализацию, умение корректировать свое речевое поведение в зависимости от ситуации общения.

Методы и приемы обучения. Вводное слово преподавателя: формулировка задач занятия, актуализация знаний студентов об особенностях создания конспекта - схемы. Репродуктивная беседа с целью выявления трудностей в процессе самостоятельной подготовки конспекта - схемы. Сообщающее слово преподавателя об условиях проведения ролевой игры. Анализ составленных студентами самостоятельно конспектов - схем с опорным конспектом, предлагаемым в методическом пособии, с целью определения их общих и отличительных признаков. Анализ памятки с целью расширения перечня опорных сигналов, которыми можно воспользоваться при создании конспекта - схемы. Анализ памятки с целью упорядочить сведения, полученные на I и II этапах опытного обучения.

Применяемые в программе методы и инструменты обучения и оборудование. Опорные конспекты уроков русского языка, сформированные студентами, по любой из данных тем: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Памятки: «Система условных обозначений в конспекте урока», «Структура оформления учебно-методической тетради педагога с конспектами уроков». Маркеры для доски разных цветов. Технические средства обучения (аудиоаппататура).

Домашнее задание: необходимо составить конспект урока на любую перечисленных тем: «Имя существительное как часть речи», «Местоимение как часть речи», «Служебные части речи». Конспект необходимо представить письменно, а также вербализировать его.

Заключение

Дополнение методики построения образовательного процесса позволит расширить методологию планирования педагогической деятельности, и станет стимулом к повышению применения науч-

ных положений в профессиональной деятельности педагога.

Также обогащаются знания будущих педагогов об учебной роли в процессе конспектирования, а также сжатия информации. В рамках проведения работы данного профессионального высказывания у студентов педагогических ВУЗов создается культура формирования навыков учебно-методической тетради в рамках создания конспектов уроков.

Работа в рамках реализации компетенции по осуществлению навыков при создании конспекта урока расширила словарно-речевой запас студентов; стала причиной обеспечения запоминания инновационных, педагогически важных конструкций, методов, инструментов и жанров профессиональной педагогической речи.

Общие дидактические достижения программы предлагаемого обучения заключаются в постепенном увеличении важности интереса к подготовительной деятельности в работе учителя, компетенции использовать при подготовке образовательного процесса значительную вариацию жанровых форм конспектов уроков, позволяющие расширять возможности по формированию на уроке эффективного общения участников образовательного процесса.

Литература

1. Байбородова Л.В. Педагогические технологии. Проектирование и программирование. М.: Юрайт, 2018. - 219 с.

2. Вострикова Т.И. Конспект урока русского языка: коммуникативная составляющая // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методология, теория и практика». 2015. С. 106-109.

3. Десяева Н.Д. Коммуникативно-познавательная компетенция и научно-популярный текст как средство ее формирования в школе // Вестник государственного университета управления. 2015. №1. С. 295-299.

4. Калмыкова Н.В., Петряева С.Ф. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации // Молодой ученый. 2015. № 11.1. С. 53-58.

5. Кузнецова Н.В., Белоглазова Е.В. Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока. Монография. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2016. 252 с.

6. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. М.: Юрайт, 2018. 151 с.

7. Русских Г.А. Подготовка учителя - предметника к оценке достижения планируемых результатов // Сборник «Оценка достижения планируемых результатов». Киров, 2016. С. 4-21.

8. Русских Г.А. Подготовка учителя к моделированию современного урока // Педагогическое искусство. 2017. №2(2). С. 54-61.

9. Серёгина О.С. Особенности речевой реализации конспекта в виде урока // Приволжский научный вестник. 2014. №11-1(39). С. 99-103.

10. Серёгина О.С. Современный подход к разработке и реализации урока на компетентностной

основе // Педагогический журнал. 2018. Т8. №1А. С. 37-45.

11. Степанова М.И. Как организовать подготовку к урокам // Народное образование. 2010. №6. С. 221-225.

The technology of preparation of the lesson in a modern

educational environment (an experienced training program)

Seryogina O.S.

The Kemerovo state university

In the modern education system, special attention is paid to the technological approach in the vocational training of the lesson, which is aimed at the implementation in practice of various scientific ideas and statements. It is important to design it competently to ensure the required planned results. This article presents the technology for organizing the work with the lesson summary as a professionally significant reproductive genre of scenario character, based on which a pedagogical polylogue - a lesson will be developed in a specific educational and speech situation, a program of experienced teaching of students of pedagogical universities on its preparation is being considered. The linguistic, psychological - pedagogical, psycholinguistic foundations of technology for drawing up the lesson summary are analyzed, methodological support and didactic basis are indicated. The program contains the tasks created by taking into account the basic skills of students and relevant to their level of linguistic, methodological, pedagogical and psychological knowledge. Various groups of communicative tasks are considered: analytical, analytical and constructive, creative. Stand out stages of the experiential learning program (rhetorical, methodical, practical), given their detailed characteristics. In the holistic system, the theme of all classroom teaching sessions with students is proposed, each of which are defined and generated support concepts and communication skills, methods and techniques of teaching, learning tools and equipment. Focuses on the fact that the program of university teacher training should include information about the genre specificity of summary, students must perform system tasks related to the analysis, transformation and creation of charts, tables, memos, summaries of real lessons teachers - practitioners and other teaching materials. This technology allows you to learn the sequence of creating a lesson summary, get an idea of its rhetorical components, consider varieties of graphic design, which contributes to the successful implementation of the speech in the classroom.

Keywords: pedagogical universities, the summary of the lesson, the school lesson, the competence of the teacher, the pedagogical conditions.

References

1. Bayborodova L.V. Pedagogical technologies. Design and programming. M.: Юрайт, 2018. - 219 pages.

2. Vostrikova T.I. Abstract of a lesson of Russian: communicative

component//Collection of articles of the International scientific and practical conference "Psychology and pedagogics: methodology, theory and practice". 2015. Page 106-109.

3. Desyaeva N.D. Communicative and informative competence and

the popular scientific text as means of her formation at school//the Bulletin of the state university of management. 2015. No. 1. Page 295-299.

4. Kalmykova N.V., Petryaeva S. F. Basic abstract as one of ways

of submission of educational information//Young scientist. 2015. No. 11.1. Page 53-58.

5. Kuznetsova N.V., Beloglazova E.V. Training of future teacher for

design of a modern lesson. Monograph. Saransk: Mordovian state teacher training college of M.E. Evsevyev, 2016. 252 pages.

6. Plaksina I.V. Interactive educational technologies. M.: Юрайт,

2018. 151 pages.

7. Russian G. A. Training of the subject teacher for assessment of

achievement of the planned results//the Collection "Assessment of Achievement of the Planned Results". Kirov, 2016. Page 4-21.

8. Russian G. A. Training of the teacher for modeling of a modern

lesson//Pedagogical art. 2017. No. 2(2). Page 54-61.

9. Seryogina O.S. Features of speech implementation of the abstract in the form of a lesson//the Volga scientific bulletin. 2014. No. 11-1(39). Page 99-103.

10. Seryogina O.S. Modern approach to development and realization of a lesson on a competence-based basis//the Pedagogical magazine. 2018. T8. No. 1A. Page 37-45.

11. Stepanova M.I. How to organize preparation for lessons//National education. 2010. No. 6. Page 221-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.