МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
УДК 378.147; 808.5
Н. Н. Портных
ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ЗАСТОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предлагается система формирования коммуникативно-жанровых компетенций, которые необходимы будущим учителям русского языка и литературы для успешного речевого поведения во время праздничного застольного общения и изучения застольной беседы с учениками. В материалы статьи включены сведения о дидактической базе (текстах-образцах из произведений художественной литературы, видеоматериалах, памятках, схемах, таблицах и др.), характеризуются формируемые понятия и умения, типы заданий (аналитические, аналитико-конструктивные и конструктивные) и приемы их выполнения (риторический анализ видеоситуаций, заполнение таблиц, анализ и дополнение схем, памяток, составление алгоритма, риторическая задача, сравнительный анализ видеофрагментов и др.).
Ключевые слова: коммуникативно-жанровые компетенции, праздничное застольное общение, праздничная застольная беседа, жанровые признаки праздничной застольной беседы.
Актуальность изучения жанра праздничной застольной беседы в рамках вузовского коммуникативного образования, по нашему мнению, не вызывает сомнения. Обоснуем свою точку зрения. Праздничное застольное общение - один из тех социальных феноменов, которые одинаково востребованы как в неофициальных, так и в официальных сферах взаимодействия людей. Застольная беседа - ведущий жанр праздничного общения, где собеседники обмениваются мнениями и впечатлениями, высказывают различные точки зрения на те или иные вопросы, приятно проводят время и получают удовольствие от общения. Анализ образцов из произведений художественной литературы, фрагментов из художественных фильмов и реальной коммуникативной практики показывает, что участники праздничной застольной беседы нередко допускают коммуникативные промахи в общении: обсуждают табуированные темы, перебивают, сплетничают и др. Отметим, что будущие учителя русского языка и литературы часто являются не только участниками праздничного общения в официальной и неофициальной обстановках общения, но и организаторами такого вида общения (чаепитие с учениками, родителями и др.). Го -товы ли современные студенты-филологи, которым предстоит формировать коммуникативную культуру школьников, к успешному речевому поведению в условиях застольной коммуникации? Как показывает анкетирование будущих учителей-сло-весников (66 студентов I и II курсов факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии), респонденты имеют элементарное представление о жанровой специфике праздничной беседы за столом. Студен-
там было предложено ответить на следующие вопросы: Любите ли вы праздники? Часто ли вы собираетесь за праздничным столом? Кто является вашими собеседниками за таким столом? Назовите цели застольного общения; Ведете ли вы беседу за праздничным столом? О чем вы в этой ситуации говорите? Какие недостатки допускают участники застольной беседы? В каком из фрагментов представлена беседа за праздничным столом? Уместна ли она? Как показал анализ анкетирования, около 90 % респондентов любят праздники; 44 % опрашиваемых часто собираются за праздничным столом; собеседниками за таким столом для 67 % анкетируемых являются родственники, а для 71 % - друзья; беседу за праздничным столом ведут 95 % анкетируемых. Однако значительная часть опрашиваемых (30 %) не может сформулировать цели такого общения, назвать трудности, с которыми сталкиваются собеседники во время праздничного диа- и полилога; не умеет отличить праздничную застольную беседу от семейной, деловой, оценить разговор за трапезой с точки зрения уместности / неуместности и др. Вместе с тем обучение диалогической (полилогической) речи в соответствии с задачами формирования общей и коммуникативной культуры школьников предполагает знакомство с ключевыми жанрами таких видов речи, например, при изучении диалога на уроках синтаксиса.
Несмотря на то, что в современной лингвистике рассматриваются проблемы организации диалогической и полилогической речи, описываются ее компоненты (реплики, диалогическое единство и пр.) и другое [1-5 и др.], в общем виде характеризуются смежные с застольной беседой речевые
жанры: светские, семейные формы общения и другое [6-8 и др.], анализ специфики праздничного застольного разговора отсутствует. Поэтому возникает, на наш взгляд, необходимость в организации специальной работы со студентами-филологами, целью которой будет сформировать профессионально значимые коммуникативно-жанровые компетенции будущих учителей русского языка и литературы о застольной беседе как ведущем полило-гическом жанре праздничного общения и возможном предмете изучения на школьных речевых уроках. Под коммуникативно-жанровой компетенцией мы понимаем овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения [9] с опорой на ситуацию общения, которая и определяет выбор, использование того или иного осознанного речевого поведения, средства, приема для убеждения, объяснения, внушения, активизации внимания, умолчания и тому подобное [10].
Теоретическую основу такой работы могут, на наш взгляд, составить следующие понятия: под застольной беседой мы понимаем продолжительный, эмоциональный, этикетно-ритуализированный, спонтанный, неподготовленный или частично подготовленный полилог (диалог), который происходит за столом в торжественной обстановке и отличается широким спектром обсуждаемых предметов речи (мода, искусство, путешествия, спорт, увлечения, домашние животные и др.), задачи которого могут включать установление и поддержание контакта, решение профессиональных проблем, получение удовольствия и др.; под диалогом - вид речи, для которого характерно наличие двух собеседников, активная коммуникативная роль говорящего и слушающего, мена коммуникативных ролей и др.; под полилогом - вид речи, в котором не менее трех участников, все собеседники активны в речевом отношении и др.
Немаловажным остается тот факт, что современное застольное общение - это разноаспектное явление. С одной стороны, оно является частью социальной жизни людей, в процессе которой собеседники решают различные проблемы: устанавливают контакты, улучшают взаимоотношения, принимают коллегиальные решения и пр. С другой стороны, такое взаимодействие, безусловно, является риторическим феноменом с конкретными интенциями, участниками, временем протекания, табу, возможными коммуникативными промахами и неудачами, которые могут привести к ослаблению или полному разрыву отношений. Как правило, застольное эпидейктическое общение является частью более крупного речевого события / ком-
плексного жанра: светского раута, официального приема, торжественной церемонии награждения и пр. Следовательно, в начале занятий со студентами необходимо актуализировать сведения о частотности общения за праздничной трапезой, его специфике в зависимости от конкретных речевых обстоятельств.
В систему педагогических монологов на таком занятии следует включить информацию об истории праздничных застольных бесед. Для этого, в частности, студентам предлагается проанализировать фрагменты художественных текстов из древнегреческой, средневековой, русской классической и современной литературы с целью проследить трансформацию данного жанра во времени. Преподаватель сообщает о том, что наибольшее распространение жанр праздничной застольной беседы приобрел в Древней Греции. Цель таких бесед - получение удовольствия от дружеского общения в непринужденной обстановке. Участники (философы и мыслители), хорошо знакомые друг с другом, рассуждали о самых разных вещах. Например, Плутарх в «Застольных беседах» [11] предлагает для обсуждения самые разнообразные темы: надо ли философствовать за вином; почему женщины меньше подвержены опьянению, а старики больше; стоит ли приглашать на обед много гостей и др. Проанализировав фрагменты работы Плутарха, студенты делают вывод, что такие сим-посии (приятное времяпрепровождение за вином, завершающееся, по мнению Плутарха, дружбой [11, с. 64]) служили прообразом современных застольных бесед, целью которых также является получение удовольствия от совместного времяпрепровождения, в том числе от обсуждаемых тем. Внимание обучающихся следует обратить на тот факт, что уже Плутарх описал речевое поведение хозяев и гостей, охарактеризовал рассаживание гостей, способствующее комфортному ведению застольной беседы, и воспроизвел содержание праздничных полилогов. Так, располагая участников трапезы, по его мнению, следует учитывать ситуацию общения, склонности и интересы гостей и другое [11, с. 56-60]. Плутарх советует коммуникантам не касаться вопросов о «бедственных событиях», однако, напротив, рекомендует вести разговор о «благоденствующих друзьях, об успехах детей и ученье...» [11, с. 82].
Далее студенты могут анализировать материалы диалога Платона «Пир», где сотрапезники рассуждают о любви, мудрости, вреде пьянства и других проблемах [12, с. 84]. Итогом анализа источников становится вывод, что уже в античности существовали правила этикетного речевого поведения за праздничным столом, выполнение которых обеспечивало получение удовольствия от прове-
денной беседы и определяло в целом речевую манеру беседующих и результат общения в целом. У студентов формируется представление о праздничном общении и застольной беседе как вневременных коммуникативных феноменах.
В дидактическую базу занятий мы вводим также сведения о том, что в раннем средневековье правила этикетного речевого поведения за праздничным столом начинают изменяться. Так, в памятнике древнескандинавской литературы «Эдда» описаны правила поведения за столом того времени. Анализируя фрагмент эпической поэмы «Старшая Эдда» (песня «Прорицание вельвы»), студенты обращают внимание на то, что в ней говорится о правилах ведения застольной беседы: «мудрым слывет, кто расспросит других и расскажет разумно»; даются рекомендации, касающиеся пантомимического поведения: «насмешливых взглядов не надо бросать на гостей приглашенных...», осуждаются такие качества человека, как болтливость: «. не распознать в человеке невежду, коль он не болтлив, но невежда всегда не видит того, что болтлив он безмерно» и другое [13, с. 43-44]. Данная информация может включаться в педагогический монолог или индивидуальные сообщения студентов.
В систему средств обучения мы включаем фрагменты произведений древнерусской литературы, где также сформулированы каноны поведения, которые могут использоваться, в том числе и за праздничным столом. Так, в частности, в «Повести о Горе-Злочастии» даются рекомендации, касающиеся посещения пиров: «не ходи, чадо, в пиры и в братчины»; расположения за столом: «не садися ты на место болшее»; употребления спиртных напитков: «не пей, чадо, двух чар за едину!»; сплетен: «а что слышишь или видишь, не сказывай»; лести: «не лсти ты межь други и недруги»; похвальбы: «а всегда гнило слово похвальное, похвала живет человеку пагуба!» и другое [14, с. 348-353].
Целесообразно, по нашему мнению, проанализировать в названном аспекте произведения русской художественной литературы («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Княгиня Лиговская»
М. Ю. Лермонтова и др.), где герои-сотрапезники ведут «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор.» [15, с. 224], «.разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне...» [15, с. 212]; говорят «о любви и об графском или о княжеском титуле» [16, с. 418]. Мы обращаем внимание студентов на замечание авторов, что «всех в гостиной занимает такой бессвязный пошлый вздор. они клевещут даже скучно.» [15, с. 311].
Таким образом, анализ образцов застольной беседы как издревле принадлежавшей к празд-
ничному общению, дополненный фрагментами из произведений художественной литературы и ее киноверсий / экранизаций (они позволят провести комплексный анализ вербального, ритмико-интонационного, пантомимического компонентов речевого поведения коммуникантов), заложит у студентов представление о ней как социокультурном явлении, поможет понять, что оно подчиняется установленным временем и обществом правилам. Эти правила могут лечь в основу коллективного составления памятки (например «Учимся вести праздничную застольную беседу»).
Как доказывает наш опыт, в систему практических занятий с будущими учителями-словесника-ми могут войти задания аналитического характера, которые расширят представления студентов о данном жанре. Примерами таких заданий могут стать следующие: Проанализируйте видеофрагмент застольной беседы. Оцените речевое поведение участников с точки зрения его уместности и др. Их дидактической основой могут стать фрагменты из произведений современной художественной литературы, спектаклей и кинофильмов, в частности таких, как «Белые росы» (реж. О. Бирюков; сцена празднования приезда Александра из командировки); «Райские яблочки. Жизнь продолжается» (реж. А. Лобанова; сцена празднования дня рождения Лидии Павловны), «Московская сага» (реж. Д. Барщевский; сцена назначения Никиты Борисовича главнокомандующим) и др. Такой разнообразный видеоматериал позволит понаблюдать за комплексной речевой моделью поведения (за содержанием, вербальным и невербальным оформлением застольного диалога / полилога), даст возможность выявить те коммуникативные промахи (сбои) в общении, которые могут привести к риторической неудаче собеседников. Также в рамках практических занятий могут быть использованы аналитикоконструктивные (Отредактируйте речевое поведение собеседников, исходя из правил речевого этикета) и конструктивные (Разыграйте ситуацию застольной беседы на тему «Мой день рождения») типы заданий.
В целом учебная программа работы над аспектными коммуникативно-жанровыми умениями будущих педагогов-словесников может проходить в два этапа.
Первый этап формирует представление о дружеской (непринужденной) застольной праздничной беседе и включает три занятия: 1. «Застолье -не столько наслаждение „соком виноградной лозы“, сколько услаждение словом»; 2. «.Разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»; 3. «Учимся непринужденно беседовать за праздничным столом».
Ключевые сведения занятий первого этапа: Застольная беседа как социокультурное вневременное и вненациональное явление неофициального праздничного общения людей. Особенности непринужденной праздничной беседы за столом.
Формируемые понятия: коммуникативная культура застольного общения; этикетное речевое поведение участников праздничной беседы; праздничное застольное общение как речевая ситуация; коммуникативные промахи и неудачи и способы их преодоления в ситуации праздничного застольного общения; жанрообразующие признаки праздничной застольной беседы.
Формируемые умения: анализировать речевое поведение участников праздничного застольного общения с точки зрения правил речевого этикета; выявлять коммуникативные промахи и неудачи участников этикетного застольного общения; анализировать коммуникативную обстановку, цель, содержание, формальную организацию и языковые особенности праздничной беседы за столом; участвовать в непринужденной праздничной застольной беседе.
Основные приемы обучения на первом этапе: Вводное слово преподавателя об актуальности проблемы. Анализ текстов-образцов в историографическом аспекте. Репродуктивно-эвристическая беседа. Выполнение заданий: 1) просмотр видеофрагмента из х/ф «Белые росы», реж. О. Бирюкова (сцена празднования приезда в гости сына и брата из другого города); 2) риторический анализ видеоситуации (Где происходит общение? Кто принимает в нем участие? Какие задачи решают собеседники? Насколько уместно их речевое поведение? и т. п.); 3) анализ и дополнение схем «Компоненты праздничного застольного общения», «Речевое поведение участников праздничного застольного общения (с точки зрения используемых средств общения)»; 4) обобщение наблюдений; определение лексического значения опорных понятий «праздничное застольное общение», «непринужденное застольное общение» и пр.; 5) групповой анализ эффективности речевого поведения участников праздничного застольного общения (на основе фрагмента из х/ф «Райские яблочки. Жизнь продолжается», реж. А. Лобановой; сцена празднования дня рождения Лидии Павловны); характеристика речевого поведения гостей (Льва и Вероники) как неуместного; 6) заполнение таблицы «Коммуникативные особенности речевого поведения участников праздничного застольного общения»; 7) анализ и дополнение схемы «Разновидности коммуникативных промахов и неудач в праздничном застольном общении» с точки зрения возникновения и использования средств общения; 8) анализ и дополнение памятки «Как выстраивать свое
речевое поведение в случае возникновения коммуникативных „сбоев“ во время праздничного застольного общения» (ПОМНИ! В случае возникновения коммуникативных «сбоев» в процессе праздничного застольного общения воспользуйся следующими приемами гармонизирующего речевого поведения: 1. Прием предупреждения коммуникативных промахов и неудач. Для реализации этой модели используй побудительные речевые жанры просьбы, замечания, вопроса, а также оценочные ситуации, потенциально угрожающие партнеру по коммуникации. Свое речевое поведение ты можешь выстроить по следующей схеме: собственно побуждение (просьба, замечание и т. п.) + причина побуждения + обоснование важности побуждения + этикетные формулы. Например, пожалуйста, сделай (не делай) это (этого), потому что... 2. Прием нейтрализации коммуникативных промахов и неудач. Для реализации этой модели используй стандартные, гармонизирующие тактики предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента. 3. Прием гармонизации речевого поведения собеседников: а) «Подыгрывание партнеру». Цель данной модели - не обострять отношения с партнером, не выносить имеющиеся разногласия или противоречия на открытое обсуждение, не выяснять отношения. Главные качества говорящего, необходимые для общения по данной модели, - уступчивость и сосредоточенность на себе и на собеседнике. Используй тактики согласия, уступки, одобрения, похвалы, обещания и т. п.; б) «Игнорирование проблемы». Задача говорящего, не удовлетворенного ходом развития общения, - «констатировать» ситуацию, более благоприятную для себя и своего партнера. Применяй тактики умолчания (молчаливого разрешения партнеру самостоятельно принять решение), ухода от темы или смены сценария; в) «Интересы дела прежде всего». Основная задача -выработка взаимоприемлемого решения, которая предусматривает понимание и компромисс. Выбирай кооперативные тактики переговоров, уступки, согласия, предположения, убеждения, просьбы [17]); 9) просмотр и анализ фрагмента из х/ф «Московская сага», реж. Д. Барщевского (сцена назначения Никиты Борисовича главнокомандующим); 10) решение риторической задачи: («Представьте себя на месте Цили и Кирилла. Как бы вы поступили в этой ситуации? Смоделируйте свое речевое поведение таким образом, чтобы оно не привело к коммуникативной неудаче»); 11) обобщающее слово (систематизация сведений о компонентах праздничного застольного общения, речевом поведении его участниках, коммуникативных промахах, неудачах и способах их преодоления).
Основной вывод первого этапа обучения: Застолье - мероприятие, которое предполагает искусное владение речью всех участников, так как именно здесь необходимо не только выразительно говорить, но и управлять вниманием аудитории, знать правила речевого этикета, регламентирующего поведение коммуникантов-сотрапезников.
На втором этапе программа обучения студен-тов-филологов ведению официальной праздничной застольной беседы может включать два занятия: 1. «Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино»; 2. «Проводим официальную праздничную застольную беседу».
Ключевые сведения занятий второго этапа: Официальное (деловое, корпоративное) общение, его особенности (принципы, типы отношений, свойства, основные жанровые формы коммуникации и пр.). Деловая застольная беседа, ее жанровые особенности. Праздничная застольная беседа во время официальных / корпоративных приемов как речевой жанр регламентированной эпидейкти-ческой диа- и полилогической речи.
Формируемые понятия: официальная праздничная застольная беседа; жанрообразующие и жанровоопределяющие признаки праздничной застольной беседы.
Формируемые умения: выявлять жанровоопределяющие признаки праздничной застольной беседы; различать жанрообразующие и жанровоопределяющие признаки беседы за праздничным столом; участвовать в официальной праздничной застольной беседе.
Основные приемы обучения на втором этапе: Реферативно-обобщающее слово преподавателя (или репродуктивная беседа) о застольном праздничном дружеском общении и непринужденной беседе за трапезой. Краткая характеристика делового общения как социокультурного явления и его жанрового репертуара. Выполнение практических заданий: 1) сравнительный анализ фрагментов двух х/ф (например «Школа для толстушек», реж. С. Назирова; сцена заседания ученого совета как деловая застольная беседа и «И все-таки я люблю», реж. С. Гинзбурга; сцена прихода в гости друга семьи как праздничная застольная беседа); 2) заполнение таблицы «Жанровые признаки застольной беседы» (основные графы: «Структурно-композиционные особенности», «Жанрообразующие признаки», «Жанровоопределяющие признаки»); 3) просмотр фрагмента х/ф «Две сестры» (реж. О. Массарыгин; сцена празднования прихода в бизнес нового человека); анализ жанровых особенностей официальной праздничной застольной беседы на основе видеоматериала и его стенограммы; 4) заполнение таблицы «Жанровые признаки праздничной застольной
беседы»; 5) анализ структурно-композиционных и языковых особенностей официальной праздничной застольной беседы (фрагмента текста, взятого из реальной коммуникативной практики, например сцена празднования дня рождения руководителя организации); 6) заполнение таблицы «Жанровые признаки деловой праздничной застольной беседы» новой информацией; 7) репродуктивно-эвристическая беседа (Контролируется ли речевое поведение коммуникативного лидера в официальной праздничной беседе за столом? Необходимо ли продумывать речевое поведение коммуникативного лидера застольной беседы до начала праздничной трапезы? О каких правилах должен помнить организатор праздничной застольной беседы? и др.); 8) составление алгоритма «Речевое поведение коммуникативного лидера в официальной праздничной застольной беседе»; 9) решение риторической задачи («Представьте, что вы являетесь участником официальной праздничной застольной беседы. У вашего начальника (директора школы и др.) - юбилей. Разыграйте ситуацию в группах с учетом жанровых признаков официальной праздничной застольной беседы»); анализ ее результатов (конструктивных, деструктивных); 10) обобщающая беседа (систематизация знаний о жанрообразующих и жанровоопределяющих признаках непринужденной и деловой праздничной застольной бесед.
Основной вывод второго этапа обучения: официальный разговор с коллегами за праздничным столом, наряду с другими видами бесед (семейной, дружеской и др.), обладает специфическими жанровыми признаками (повод, сфера употребления, участники, цели, тематика, временной регламент, структурно-композиционная форма общения, вербальные и невербальные приемы установления и поддержания контакта, правила речевого поведения коммуникативного лидера и собеседников и др.).
Охарактеризованная в статье система занятий для студентов-педагогов может включаться в такие речеведческие / коммуникативные курсы филологических факультетов высших учебных заведений, как «Риторика», «Стилистика», «Филологический анализ текста», «Теория и методика обучения русскому языку и литературе».
Наш педагогический опыт доказывает, что, реализуя предложенную методическую систему, преподаватель педагогического вуза не только сумеет сформировать у будущих учителей русского языка и литературы соответствующие коммуникативножанровые умения, но и заложит основы для их интересной, содержательной работы на уроках развития речи в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М., 1986. 150 с.
2. Колокольцева Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. 260 с.
3. Круглова С. Л. Монолог в полилоге // Ярославский пед. вестн. 1997. № 1. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/1_8/index. html
4. Яковлева Э. Б. Полилог - третья форма речи? // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Филология. 2007. № 1. С. 82-90.
5. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17-58. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/yakubinsky-86.htm (дата обращения: 21.03. 2014).
6. Байкулова А. Н. Семейная беседа. // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. 2-е изд., испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С.151-163
7. Дементьев В. В. Беседа светская. // Антология речевых жанров: повседневная коомуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 149-162.
8. Рытникова Я. Т. Беседа семейная. // Антология речевых жанров: повседневная коомуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 162-173.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт. Русский язык. URL: http:// standart.edu.ru (дата обращения: 21.03. 2014).
10. Горобец Л. Н. Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя // URL: http://lib.herzen.spb.ru (дата обращения: 21.03. 2014).
11. Плутарх. Застольные беседы / пер. с др.-греч. Я. Боровского. М.: Мир книги: Литература, 2007. 464 с.
12. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; пер. с др.-греч. М.: Мысль, 1999. 528 с.
13. Старшая Эдда: Эпос / пер. с древнесл. А. Корсуна. СПб.: Литература: Азбука-классика, 2001. 464 с.
14. Повесть о Горе-Злочастии // Изборник: Повести Древней Руси / сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М.: Худож. лит., 1986.
С. 347-357.
15. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Сочинения: в 3 т. М.: Худож. лит., 1986. Т. 2. С. 186-354.
16. Лермонтов М. Ю. Княгиня Лиговская // Лермонтов М. Ю. Сочинения: в 2 т. / сост. и комм. И. С. Чистовой. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 380443.
17. Третьякова В. С. Конфликт как феномен языка и речи // Изв. Уральского гос. ун-та. 2006. № 27. URL: http://proceedings.usu.ru (дата обращения: 15.11.2013).
Портных Н. Н., аспирант.
Кузбасская государственная педагогическая академия.
Пр. Пионерский, 29, Новокузнецк, Россия, 654007.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.12.2013.
N. N. Portnykh
THE STUDY OF GENRE FEATURES OF FESTIVE TABLE TALK IN THE SYSTEM OF HIGHER PHILOLOGICAL-PEDAGOGICAL
EDUCATION
The paper suggests a system of formation of communicative genre competencies that are necessary for future teachers of the Russian language and literature for successful verbal behavior during the festive communication at table and study table talk with the students. The material of the paper includes information about the didactic base (texts-samples of works of fiction, videos, memos, charts, tables, etc.), characterizes the generated concepts and skills, types of tasks (analytical, analytical-constructive and constructive) and presents the methods of their execution (rhetorical analysis of the video situation, filling out the tables, analysing and supplementing of the schemes and memos, making up the algorithm, rhetorical task, comparative analysis of videofragments, etc.).
Key words: mmmunicative competence genre, festive table talk communication, festive table talk, genre features of festive table talk.
References
1. Izarenkov D. I. Teaching ot dialogue speech. Moscow, 1986. 150 p. (in Russian).
2. Kolokoltseva T. N. Specific communicative units of the dialogue speech. Volgograd, Izdatel'stvo Volgogradskogo gosuniversiteta Publ., 2001. 260 p. (in Russian).
3. Kruglova S. L. Monologue in polylogue. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1997, no. 1. URL: http://vestnik.yspu.org (Accessed: 21 March 2014) (in Russian).
4. Yakovleva E. B. Polylog - the third form of speech? News of higher educational institutions. Volga region. Humanities. Philology, 2007, no. 1, pp. 82-90 (in Russian).
5. Yakubinsky L. P. The dialogical speech. Selected works: Language and its functioning. Moscow, 1986. Pp. 17-58 URL: http://www.philology.ru/ linguistics17yakubinsky-86.htm (Accessed: 21 March 2014) (in Russian).
6. Baykulova A. N. Family conversation. Good speech. Ed. M. A. Kormilitsyn and O. B. Sirotinina. Moscow, Izdatel'stvo LKI Publ., 2007. Pp. 151163 (in Russian).
7. Dementyev V. V. Secular conversation. Anthology of speech genres: everyday communication. Moscow, Labirint Publ., 2007. Pp. 149-162 (in Russian).
8. Rytnikova Ya. T. Family conversation. Anthology of speech genres: everyday communication. Moscow, Labirint Publ., 2007. Pp. 162-173 (in Russian).
9. Federal state educational standard. The Russian language. URL: http:// standart.edu.ru (Accessed: 21 March 2014) (in Russian).
10. Gorobets L. N. Rhetorical skills as a basic component of rhetorical competence of the teacher. URL: http://lib.herzen.spb.ru (Accessed: 21 March 2014) (in Russian).
11. Plutarch. Table talk (Russ/ ed.: Plutarkh. Table talks. per. s greek Ya. Borovskiy. Moscow, Mir knigi: Literatura Publ., 2007. 464 p.)
12. Plato. Phaedo, Symposium, Phaedrus, Parmenides (Russ. ed.: Platon. Fedon, Pir, Fedr, Parmenid. pod red. A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi; per. s drevnegrech. Moscow, Mysl' Publ., 1999. 528 p.)
13. Poetic Edda: Epic (Russ. ed.: Starshaya Edda: Epos. per. s drevneslav. A. Korsun. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2001. 464 p.)
14. Tale of Woe-Misfortune. Miscellany: Tales of Ancient Russia. Sost. L. Dmitriev and N. Ponyrko. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1986. Pp. 347-357 (in Russian).
15. Pushkin A. S. Evgeniy Onegin. Works: in three volumes. Vol. 2. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1986. Pp. 186-354 (in Russian).
16. Lermontov M. Yu. Knyaginya Ligovskaya. Works: in two volumes. Vol. 2. Sost. S. Chistova. Moscow, Pravda Publ., 1990. Pp. 380-443 (in Russian).
17. Tretyakova V. S. Conflict as a phenomenon of language and speech. Izvestia of USU, 2003, no. 27. URL: http://proceedings.usu.ru (Accessed: 15 November 2013) (in Russian).
Kuzbass State Pedagogical Academy.
Pr. Pionerskiy, 29, Novokuznetsk, Russia, 654007.
E-mail: [email protected]