Научная статья на тему 'Обучаем элитарному общению'

Обучаем элитарному общению Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
886
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЭЛИТАРНАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / СВЕТСКИЙ ПРИЕМ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SECULAR DIALOGUE / ELITE SPEECH CULTURE / SECULAR RECEPTION / SPEECH GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукьянченко Ирина Васильевна

Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры, предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of senior pupils' training for bases of elite speech culture is grounded in the article. The program of an elective course 'We go out': communicative bases of secular dialogue, is offered here. The author offers the content of the course. The results of taking it are the schoolchildren's skills to organize elite dialogues and their participating in them, the ability to use key genres of secular reception (secular conversation, a compliment, etc.). The logic of teaching the basic topics of the elective course is considered in the article, the system of tasks is analysed, criteria for estimation of secular speech culture are formulated.

Текст научной работы на тему «Обучаем элитарному общению»

И. В. Лукьянченко ОБУЧАЕМ ЭЛИТАРНОМУ ОБЩЕНИЮ

Аргументируется необходимость обучения старшеклассников основам элитарной речевой культуры, предлагается программа элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Автор предлагает содержание курса, результатом изучения которого могут стать умения школьников организовывать элитарное общение и участвовать в нем, использовать ключевые жанры светского приема (светская беседа, комплимент и др.). Рассматривается логика изучения основных тем электива, анализируется система заданий, формулируются критерии для оценки светской речевой культуры. Ключевые слова: светское общение; элитарная речевая культура; светский прием; речевой жанр.

Для успешной адаптации в обществе выпускникам школы необходимо в совершенстве владеть основами коммуникативной культуры. Она является частью имиджа современного делового человека, открывает перспективы для профессиональной и социальной карьеры. Анализ наблюдений за публичным поведением политиков, деятелей культуры, представителей шоу-бизнеса и других лиц, которые в сознании общества относятся к социальной элите, позволяет сделать вывод, что новоявленному светскому человеку не хватает не только знаний из области элитарного этикета, в том числе речевого, но и специальных коммуникативножанровых умений. Это определяет потребность в целенаправленном обучении светскому общению, которое может быть организовано в условиях школьного речевого образования. Наиболее актуальны эти знания и умения для старшеклассников, т.к. главными для них становятся качества личности, создающие возможность добиваться успеха, демонстрировать коллегам профессиональную и коммуникативную компетентность.

Речевая культура, востребованная в элитарном обществе, может быть заложена, на наш взгляд, в процессе изучения элективного курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения». Обучение школьников позволит сформировать потребность в самообразовании, самовоспитании, приобщит к элитарной культуре, характерной для людей интеллигентных, целеустремленных, и продолжит традиции национальной культуры Х1Х-ХХ вв.

Главная цель электива - научить старшеклассников готовить светский прием (образцовое мероприятие для социальной элиты) и успешно участвовать в нем. Общие задачи курса - сформировать: а) теоретические представления о светском человеке как многогранной личности, светском приеме как церемонии и комплексном речевом жанре, их характерных особенностях; б) умение выявлять, анализировать и использовать жанры, входящие в светский прием. Ключевые методы и приемы: слово учителя (вводное, инструктирующее, обобщающее, репродуктивное, проблемное); дидактическая беседа (репродуктивная, эвристическая), коммуникативные игры, задачи, риторический анализ ситуаций светского приема; заполнение обобщающих таблиц, схем; создание и анализ памяток и т.д. Дидактическая база электива: видеообразцы из художественных фильмов (классических и современных) и реальной речевой практики, ярко и доступно отражающие основной предмет изучения; тексты-образцы, фрагменты из художественных, публицистических и других изданий классического и современного периодов; раздаточный материал с типичными

языковыми конструкциями, характерными для микрожанров светского приема; иллюстративный графический материал (таблицы, схемы, памятки) и др.

Содержание курса «Выходим в свет»: коммуникативные основы светского общения» (20 ч)1.

Раздел 1. «Нет иного хорошего общества, кроме хорошего» (А.С. Пушкин): ключевые понятия элективного курса: свет, светское общество, светское общение, светский человек. Цель: сформировать у школьников представление об особенностях коммуникативной культуры светского человека. Тема 1*2. Свет. Светское общество. Светское общение. Светские люди. Коммуникативная ситуация светского общения и ее компоненты. Имидж светского человека. Элитарная коммуникативная культура как составляющая имиджа светского человека. Вежливость и такт как основы элитарного общения. Мужчины и женщины в светском обществе: особенности речевого поведения. Тема 2. Светский прием как речевое событие (церемония) и комплексный речевой жанр (светский полилог). Традиции классического светского приема XIX в. в современной коммуникации. Жанровые формы современного приема (раут, презентация, церемонии награждения, бракосочетания, бал, банкет) и их специфика. Особенности структуры, композиции и жанровое наполнение приема.

Раздел 2. «Имеем честь покорнейше просить Вас пожаловать...»: содержание подготовки к элитарному общению во время светского приема. Цель: сформировать представление о приглашении на прием и ответе на него, научить создавать эти жанры. Тема 1*. Приглашение как коммуникативно значимый элемент светского приема и речевой жанр. Структурные компоненты, композиция и языковые особенности официального пригласительного текста (ключевые фразы). Риторические «секреты» ответа на приглашение.

Раздел 3. «Язык гостиных - нечто вроде птичьего щебетанья» (Ф.В. Булгарин): коммуникативная ситуация светского общения. Адресант - коммуникативный лидер (хозяин, гость). Адресат (собеседники, отличившиеся достижениями или талантом: государственные деятели, известные писатели, ученые, представители эстрады и др.). Интенции светского общения (соблюдение ритуала, принятого в обществе, демонстрация принадлежности общающихся к одной группе и др.). Характер отношений (регламентированный, непринужденный, комбинированный). Предмет речи на светском приеме. Основные требования к речевому поведению (изысканность манер, ортологическая культура, использование риторических свойств голоса и др.). Цель: сформировать умения анализировать рече-

вую ситуацию элитарного приема, организовывать и осуществлять элитарное общение в условиях приема -ролевой игры. Тема 1. Приветствие и представление гостей как компоненты начальной фазы светского приема, их коммуникативные функции (контактоустанавливающие и др.). Риторические советы хозяевам приема. Тема 2. Светская беседа - главное речевое событие приема. Традиции классической светской беседы в XXI в.: 1) цель общения - улучшение отношений с собеседником, установление новых контактов и др.; 2) нейтральные темы обсуждения (искусство, культура и др.); 3) соблюдение норм речевого этикета (уместность языковых средств, искусность их выбора и др.); 4) регламентированность времени общения с одним собеседником. Коммуникативный лидер светской беседы: организатор светского приема, ключевой гость, приглашенная знаменитость. Основные функции и жанровые признаки светского разговора. Этикетные основы жанра (максимы вежливости собеседников). Структура, композиция и тематика светской беседы. Языковые, пантомимические и ритмико-интонационные особенности ведения светского диалога (полилога). Тема 3. Поздравительная речь и речь к подарку как эпидейктические жанры светского приема, особенности их создания и произнесения. Регламентированность содержания и языкового оформления речей. Структура (изысканное обращение, формула поздравления, формула пожелания, комплимент), композиция (вступление, основная часть, заключение) и предметы речи светского поздравления (праздник, юбилей, бракосочетание, награждение, удачное начало или завершение дела и др.). Речь к подарку как разновидность светской сопроводительной речи: жанровые признаки (коммуниканты, интенции, фактор прошлого, фактор будущего и др.). Особенности произнесения элитарных речей к подарку (акустико-артикуляционная, темпо-ритми-ческая, интонационная выразительность, паузи-рование, пантомимическая адресация речи собеседнику и др.). Тема 4. Комплимент и застольное слово как элементы светской коммуникации. Типология застольных речей: 1) по тематике (предмету речи); 2) по подготовленности (подготовленные, частично подготовленные, неподготовленные); 3) по объему (развернутые, краткие, сверхкраткие); 4) по официальности (официальные, полуофициальные, неофициальные).

Структура и содержание развернутого тоста: вводная часть: обращение к виновнику торжества, формула благодарности и изъявление чувств; основная часть: развернутое поздравление, риторическое украшение (уместный анекдот, афоризм, комплимент, шутка, байка, рассказ, случай из жизни, притча, легенда, пословица, стихотворение, сказочный эпизод и др.), пожелание; заключение: предложение поднять бокал. Особенности публичного произнесения тостов (вербальные, паралингвистические). Структура, композиция и содержание светского комплимента и ответа на него.

Раздел 4. «Кончен бал, погасли свечи»: правила общения после светского приема. Цель: сформировать умения, необходимые для эффективного речевого общения на заключительном этапе приема. Тема 1. Прощальная и напутственная речи в светском общении: цели, структура и содержание (выражение благодарно-

сти за приятный вечер, комплимент хозяе-

вам/организаторам, приглашение на следующий прием, слова прощания), композиция, языковые средства. Особенности речевого поведения (пантомимического, ритмико-интонационного, языкового) расстающихся собеседников.

Радел 5. «Свет решил, что он умен и очень мил» (А. С. Пушкин): подготовка и проведение ролевой игры. Цель: сформировать у школьников: 1) представление о комплексном характере речевого поведения в ситуации элитарного (светского) общения; 2) умения объединять микрожанры светского приема в единую жанровую форму светского мероприятия с учетом его цели, повода, участников, экстралингвистических особенностей организации и проведения; 3) умение контролировать и корректировать все уровни общения: пантомимический, ритмико-интонационный, языковой. Тема 1. Речевая модель поведения светского человека (обобщение изученного). Критерии для оценки качества речевого поведения светского человека: 1) умелое и уместное использование экстралингвистических особенностей (отсутствие ярко выраженных мимических реакций; открытый, заинтересованный взгляд; отказ от эмоциональных жестов; прямая спина; негромкий голос, четкость артикуляции); 2) владение элитарными речевыми жанрами светского общения (приветствие, представление, светская беседа, застольное слово, поздравление, речь к подарку, комплимент, прощание); 3) учет речевых особенностей (правильность, искусность речи, высокая комплиментарность, избегание споров, некате-горичность высказывания); 4) речевой этикет (сдержанность, вежливость, тактичность). Тема 2. Коммуникативная программа действий человека в светском обществе: хозяин светского приема: 1) подготовка и рассылка приглашений гостям; 2) встреча гостей, приветствие, комплимент, представление гостей; 3) организация светской беседы; 4) приглашение в зал для проведения официальной церемонии; 5) приветственное слово; 6) предоставление слова почетным гостям;

7) благодарность приглашенным за посещение мероприятия (возможно поздравление и вручение подарков);

8) объявление о закрытии официальной части приема и

приглашение гостей к торжественной трапезе; 9) рассаживание гостей за столами; 10) организация и поддержание светской застольной беседы; 11) произнесение застольных слов; 12) прощание с гостями (благодарность за участие в приеме). Гость: 1) ответ на приглашение; 2) приветствие хозяина и гостей, комплименты, представление себя незнакомым людям; 3) участие в светской беседе; 4) выступление в качестве почетного гостя (возможно поздравление и вручение подарков); 5) участие в светской застольной беседе; 6) произнесение застольного слова; 7) прощание с гостями и хозяевами (благодарность за организацию приема). Тема 3. Ролевая игра «Мой первый выход в свет»: выбор темы, цели и вида приема, создание оргкомитета, определение места и времени проведения, составление списка приглашенных лиц, подготовка сценария приема, распределение обязанностей «хозяев» и «гостей». Ролевая игра. Тема 4. Анализ ролевой игры по критериям «светскости»: 1) эмоционально-эстети-

ческий (Что понравилось и почему? Что не удалось и

почему?); 2) формальный/структурно-композиционный (Насколько структура мероприятия соответствовала особенностям светского приема? Как проявились логичность, уместность включения микрожанров в текст?); 3) семантический/содержательный (О чем и как говорили коммуниканты? Какие ошибки и промахи они допустили? Удалось ли собеседникам реализовать коммуникативные задачи?). Определение победителя по речевым параметрам: качественное выполнение роли, использование необходимых жанров, соблюдение риторических норм и этикетных правил.

Краткая программа изучения ключевых тем.

Тема 1. «Всегда ли человек властен войти в хорошее общество? Человек способный, достойный и хорошо воспитанный всюду проложит себе дорогу» (Честерфилд).

1. Вводное слово учителя об актуальности темы. Вопросы для общения: Были ли вы участниками светского приема? Кого из героев художественных произведений и почему вы могли бы отнести к светским людям? Кого из наших современников считаете светскими людьми? Какие качества их отличают? Формулирование определений понятий «свет», «светское общество», «светский человек».

2. Просмотр и анализ фрагментов романа «Евгений Онегин» [1. С. 320-322] и х/ф (сцена встречи Онегина и Татьяны на балу, реж. Л. Тайлер)3. Вопросы для беседы: Являются ли герои, представленные на экране, светскими людьми? Что отличает их с точки зрения общей и речевой культуры? Какие требования предъявлялись к светскому общению в эпоху Пушкина? Заполнение таблицы «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы учащихся об элитарной коммуникативной культуре.

3. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Титаник» (сцена званого ужина на корабле, реж. Д. Камерон). Вопросы для анализа: Можно ли Джека считать светским человеком? Почему? Приняли ли его в светское общество? Удалось ли ему стать «своим» в кругу высшего общества? Можете ли вы назвать людей, достигших положения в обществе, не имея благородного происхождения? Дополнения к таблице «Особенности коммуникативной культуры светского человека». Выводы школьников о переоценке качеств светского человека в современном обществе.

4. Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю» (сцена знакомства главной героини Веры с родителями жениха, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Можно ли представленное общение отнести к элитарному? Каковы речь, жесты, выражение лица, осанка, манеры Веры? Какие коммуникативные ошибки она допустила? Как ей следовало поступить? Заполнение таблицы «Элитарная и массовая речевая культура». Вывод учащихся о потребности в самосовершенствовании для вхождения в светское общество.

5. Просмотр фрагмента х/ф «Москва слезам не верит» (сцена знакомства главной героини Кати с родителями Рудольфа, реж. В. Меньшов), самостоятельный анализ. Ролевая игра «Первое знакомство с родителями юноши/девушки». Риторический анализ представленных образцов. Обобщающее слово учителя о качествах современного светского человека.

Тема 2. «В обществе жить не есть не делать ничего...» (Ответ Екатерины II Д.И. Фонвизину).

1. Беседа об основных этапах светского приема и

его речевых жанрах. Просмотр фрагмента х/ф «Война и мир» (сцена светского раута в салоне А.П. Шерер, реж. С. Бондарчук), анализ текста-первоисточника [2. С. 5-30]: Что предшествовало началу раута у

А.П. Шерер? Как описывает Л. Толстой проведение вечера? Как он заканчивается? Обобщающее слово и заполнение таблицы 1 «Структура и речевые жанры светского раута». Вопросы для следующего этапа беседы: Где происходит светский раут? Кто присутствует на нем? Каково социальное и материальное положение собеседников? Какова цель посещения мероприятия? Как и о чем беседуют гости? Каковы особенности мимики, жестов участников светского общения? В чем заключается роль хозяйки? Обобщение наблюдений в таблице 2 «Жанровые формы светского приема»4 (графа «Раут»).

2. Анализ фрагмента романа Т. Устиновой «Одна тень на двоих» (сцена презентации книги Данилова) [3. С. 200-208] по вопросам предыдущего задания. Внесение сведений в таблицу 2 (графа «Презентация»). Выводы учащихся об особенностях организации классического и современного светских приемов.

3. Просмотр фрагмента видеозаписи «Церемония вручения Государственной премии РФ» и определение формы светского приема. Заполнение недостающих сведений в таблице 2. Вывод школьников о регламентированности светского приема.

4. Просмотр фрагмента х/ф «И все-таки я люблю...» (сцена церемонии бракосочетания Веры и Вадима, реж. С. Гинзбург). Вопросы для обсуждения: Любая ли свадьба является светским мероприятием? Что делает свадьбу светским приемом? Каковы цели посещения подобных мероприятий? На основе наблюдений сформулируйте вывод: Церемония бракосочетания - это....

5. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена банкета по случаю презентации клуба, реж. А. Павловский). Анализ фрагмента по вопросам: Может ли данная форма приема использоваться самостоятельно? В каких случаях? Что может быть поводом такого мероприятия? Заполнение недостающих сведений в таблице 2 (графа «Банкет»). Обобщающее слово учителя о структуре, участниках мероприятия, целях посещения, степени торжественности разных форм светского приема.

6. Самостоятельная работа учащихся: заполнение недостающих сведений в таблице 2. Сравнительный анализ таблицы для выявления общих и отличительных черт форм светского приема.

Тема 3. «Бывало, он еще в постели: к нему записочки несут...» (А.С. Пушкин)

1. Вводное слово об особенностях подготовительного этапа для проведения светского приема.

2. Анализ образцов приглашений на прием по вопросам: В чем сходство и отличие приглашений? Какие отношения связывают хозяев и будущих гостей? Какова цель приглашения? В чем проявляются языковые особенности официального приглашения? Заполнение таблицы «Жанровые особенности приглашения».

Формулировка определения понятия «приглашение» как речевого жанра.

3. Анализ образцов приглашений и ответы на вопросы: Из каких частей состоит приглашение? Каковы основные структурные элементы официального приглашения? Заполнение недостающих сведений в таблице «Структура приглашения и основные речевые средства».

4. Беседа по вопросам: Какие жанры характерны для вводной части приглашения? Какая дополнительная информация может быть помещена? Какие речевые средства могут использоваться в заключительной части? Назовите графические формы приглашения. Заполнение таблицы «Графические формы приглашения». Выводы учащихся о соблюдении структурных компонентов и риторических норм в приглашении.

5. Коллективная работа с таблицей «Виды ответа на приглашение, структура и основные речевые средства»: Что общего в структуре согласия и отказа от приглашения? Какие речевые жанры они включают? Комментирующее слово учителя к памятке «Как составить официальное приглашение». Самостоятельная работа с образцами приглашений (включение отсутствующих элементов) и их анализ. Беседа обобщающего характера о приглашении как жанре светского приема.

Тема 4. «Без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка...» (А.С. Пушкин).

1. Вводное слово о светской беседе как главном речевом событии приема.

2. Просмотр и сопоставительный анализ фрагментов х/ф «Война и мир» (сцена приезда Болконских на раут к Ростовым, реж. Дорнхельм) и романа Т. Устиновой «Саквояж со светлым будущим» (сцена вечеринки на даче олигарха Т. Кольцова) [4. С. 173] по вопросам: Что служит началом светского приема? В чем заключается коммуникативное поведение собеседников во время встречи? Охарактеризуйте особенности мимики, жестов, интонации хозяев приема. Вывод старшеклассников об особенностях речевого поведения знакомых людей во время встречи.

3. Просмотр и сопоставительный анализ фрагмента х/ф «В ритме танго» (сцена знакомства главной героини Натальи и певца Максима на банкете, реж. А. Павловский) и фрагмента романа А. Ананьева «Годы без войны» (сцена знакомства Коростелева и Казанцева в гостиной Дорогомилиных) [5. С. 140]. Вопросы для обсуждения: Состоялась ли светская беседа между людьми, только что представленными друг другу? Почему? Какие ошибки совершили собеседники? Какие темы могли бы стать предметом обсуждения? Заполнение таблицы 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры»5 (графа «Светская беседа при встрече»). Вывод учащихся о речевом поведении незнакомых людей во время встречи.

4. Просмотр и анализ фрагмента х/ф «Служебный роман» (сцена беседы Новосельцева и Калугиной на вечере у Самохвалова) по вопросам: Где происходит беседа? Кто и о чем беседует? Можно ли назвать их поведение элитарным? Какие коммуникативные ошибки допущены героями? Каковы цели каждого из них? Охарактеризуйте их речевое поведение. Заполнение соответствующей графы таблицы 1. Выводы школьников о ритуализированном характере светской беседы.

5. Просмотр фрагментов х/ф «Евгений Онегин» (сцена ужина Онегина в доме Лариных, реж. Л. Тайлер), «Служебный роман» (сцены беседы Самохвалова с бывшей однокурсницей Ольгой Петровной во время танца, прощания директора Калугиной с хозяевами и гостями, реж. Э. Рязанов). Самостоятельный анализ и заполнение таблицы 1. Коллективное выявление особенностей светской беседы за столом, во время танца, при прощании.

6. Беседа по вопросам: Каковы основные структурные элементы светской беседы? Характерны ли они для всех разновидностей светской беседы? Какие речевые жанры используются на каждом этапе? Обобщение наблюдений и заполнение таблицы «Структура и речевые жанры светской беседы».

7. Комментарий памятки «Как вести светскую беседу». Ролевая игра «Мой юбилей» и ее риторический анализ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Предлагаемый курс (9 практических занятий и ролевая игра) допускает вариативность в зависимости от особенностей учащихся: наличия

мотивационной базы, уровня знаний, сформированности коммуникативных умений и т.п. Педагог может сокращать или увеличивать количество учебных занятий.

2 Знаком * отмечены темы, являющиеся ключевыми в формировании элитарной коммуникативной культуры, которые требуют обязательного

изучения.

3 Для риторического анализа на занятиях используются авторские варианты стенограмм фильмов.

4 Таблица 2 «Жанровые формы светского приема» заполняется на протяжении урока.

5 Таблица 1 «Жанровые разновидности светской беседы и особенности речевой культуры» заполняется на протяжении урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 2. 527 с.

2. Толстой Л.Н. Война и мир. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 1. 753 с.

3. Устинова Т.В. Одна тень на двоих. М.: Эксмо, 2006. 352 с.

4. Устинова Т.В. Саквояж со светлым будущим. М.: Эксмо, 2005. 352 с.

5. АнаньевА.А. Годы без войны. М.: Советский писатель, 1982. Кн. 1. 656 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.