Научная статья на тему 'Применение методов психической саморегуляции в целях здоровьесбережения студентов на занятиях физической культуры'

Применение методов психической саморегуляции в целях здоровьесбережения студентов на занятиях физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SELF-REGULATION / HEALTH SAVING / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титова Л. А.

Разработка и внедрение в практику современных педагогических технологии и нетрадиционных методов обучения, с помощью которых происходит контроль не только за физическим состоянием студента, его физической подготовкой, но и его психическим здоровьем.The article considers development and implementation in practice of modern educational technologies and innovative teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методов психической саморегуляции в целях здоровьесбережения студентов на занятиях физической культуры»

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ЦЕЛЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Титова Л.А.

А н н о т а ц и я. Разработка и внедрение в практику современных педагогических технологии и нетрадиционных методов обучения, с помощью которых происходит контроль не только за физическим состоянием студента, его физической подготовкой, но и его психическим здоровьем.

Ключевые слова: психическая саморегуляция, здоровьесбережение, студенты, физическая культура

В настоящее время при организации учебного процесса перед к аждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком уровне, с применением современных методов организации учебного процесса, обеспечивающего с использованием полученных знаний и умений в будущей трудовой деятельности. Однако полноценное использование знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физкультуры. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Известно, что здоровьесбережение студента зависит не только от физической, но и от психической тренированности, умения сознательно управлять своим состоянием. Обычно повышенное внимание окружающих средовых факторов приводит к мобилизации внутренних резервов организма, однако запасы их не безграничны. В зависимости от индиви-

дуальных психофизических особенностей каждый может лучше или хуже переносить воздействия чрезвычайных максимальных нагрузок.

Методы психической саморегуляции в связи с их психопрофилактическими и психогигиеническими возможностями помогают сохранять и укреплять психическое здоровье студентов и способствуют предупреждению развития переутомления.

В современных условиях психопрофилактику называют «стрессменеджментом», т.е. умением управлять стрессом. Мы должны знать причины возникновения стресса и знать различные способы снятия психоэмоционального напряжения и уменьшения разрушительного воздействия стрессовых факторов. Физическое состояние и психическая деятельность тесно взаимосвязаны. Стресс может стать причиной развития болезней, как и физическая болезнь, он может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека также является необходимой мерой психопрофилактики и психогигиены. Так, в своих работах известный учёный И.Е. Шварц указывал, что научный прогресс порождает возрастание психических нагрузок на человека. Учёт этого фактора актуализирует

{

55

}

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

h

значимость развивающейся теории и практики психогигиены и давал ей своё определение: «психогигиена - это дисциплина, изучающая методы и условия сохранения и укрепления нервно-психического здоровья человека».

Здоровьесбережение человека понятие сложное и многогранное, оно включает в себя физическое и психическое здоровье. От эмоционального состояния человека зависит его физиологическое состояние и здоровье в целом, поэтому поддержание в норме физического и психического состояния, соблюдение норм и требований гигиены - залог здоровьесбережения человека. В работах И.Е. Шварца также указывается, что действенная, психогигиеническая служба должна изначально присутствовать в учебном заведении и возлагаться на преподавателей. Автор указывает, что «...психогигиена не является наукой, раскрывающей клинические методы воздействия на нервно-психическую сферу молодого человека, но она не может быть и прикладной ветвью знаний, адресованной только врачам». При выполнении психопрофилактических и психогигиенических мер специалистами используются все способы и варианты воздействия, на человека включая аутогенную тренировку. Под аутогенной тренировкой понимается овладение системой приемов, с помощью которых человек приучается в определенных пределах самостоятельно управлять психоэмоциональным состоянием и тем самым обеспечивать лучшее качество и большую эффективность своих действий в напряженных жизненных ситуациях. При помощи аутогенной тренировки человек может совершенствовать многие психические функции, например: волю, творческую фантазию, восприятие, память. Таким способом человек активно воздействует на самого себя, способствует лучшему

развитию своих психофизиологических возможностей.

Для установления состояния внутреннего комфорта или дискомфорта необходимо было изучить личность студента. В качестве показателя нами взята личностная и реактивная тревожность. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика: качество дающее представление о предрасположенности человека к тревожности, т.е. о его склонности или тенденции. С одной стороны воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих. С другой, реагировать на эти ситуации появлением состояний тревожности различного уровня.

Тревожность как состояние, характеризуется субъективно переживанием, эмоциональным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью, что негативно влияет на вегетативную нервную систему. Состояние тревожности, как эмоциональная реакция на возникшую стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и являться динамичным и изменяться во времени.

Чрезвычайно высокая тревожность характеризует состояние готовности студента к конфликту, порой на справедливые требования он реагирует неадекватно и это создает у него же состояние дискомфорта, вызывающее тревогу, беспокойство - такие состояния педагог должен снимать. При очень низкой тревожности, что редко, наступает состояние депрессии, также вызывающее состояние дискомфорта, мешая нормальной жизнедеятельности и обучению. Преподаватель тоже обязан его ликвидировать.

Экспериментальная практика свидетельствует, что наиболее эффективным средством является аутогенная тренировка, она стимулирует психическую активность студентов, соз-

{

56

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

дает последующие жизненные установки, которые в свою очередь воздействуют на всю психическую деятельность студентов. Все это явилось предпосылкой для проведения экспериментов. В исследовании принимали участие студенты I и II курсов ПГИИК девушки в количестве 80 человек. Целью исследования являлся процесс ликвидации состояния дискомфорта с помощью аутогенной тренировки для создания психогигиенического комфорта на занятиях физической культурой.

Занятия проводились следующим образом: пред началом эксперимента шла беседа с целью теоретической подготовки студентов, которая являлась своеобразной педагогической подготовкой к предстоящим нетрадиционным занятиям. Затем велось изучение личности для выявления внутреннего состояния комфорта или дискомфорта. Показателем дискомфорта была взята чрезмерная тревожность.

Занятия по снятию тревожности с помощью аутотренинга проводились пять раз. По структуре каждое занятие имело следующую форму:

> целевая подготовка;

> ведение состояния аутогенного погружения с голоса педагога;

> целевые указания по проведению предстоящего занятия физической культуры, с включением воображения и представления.

> вывод из состояния аутогенного погружения. Тонизирующая гимнастика;

> занятие физической культурой.

Перед началом первого занятия был сделан срез на личностную тревожность, который служил ориентиром. Далее перед началом и после окончания делался срез на реактивную тревожность. Сравнение этих показателей давали основание судить о тревожности до занятия и после заня-

тия. Результаты исследования личностной тревожности показали, что из 80 человек — 71 оказались высоко тревожными. Но это состояние было разделено нам еще на три уровня: умеренную тревожность, умеренновысокую тревожность и очень высокую тревожность. Все 71 человек относились к умеренно - высокой тревожности.

Это дало основание полагать, что такое состояние у студентов обусловливается недавно пережитыми стрессовыми состояниями, которые испытали во время поступления в вуз. Не так гладко для многих студентов проходит процесс адаптации в новых коллективах, знакомство с новым требованиями обучения. Боязни не справиться с учебной нагрузкой и быть отчисленными. Особенно трудно адаптируются к новым условиям проживания и быта, иногородние студенты. Возможно и появившееся чувство влюбленности, что повышает эмоциональность и влияет на ее устойчивость. В юношеском возрасте молодые люди, как правило, импульсивны, мечтательны и романтичны. Таким образом, состояние умеренно-высокой тревожности является для студентов I и II курсов нормой.

По окончанию нашего эксперимента высоко тревожных студентов осталось 19 человек; остальные умеренно-тревожные студенты показали разные колебания уровня тревожности, но все, в конечном счете, стали спокойнее, увереннее, более раскрепощенными, не стеснялись неправильности выполнения заданий, продолжали работать над техникой выполнения упражнений, добивались правильности показа. Итак, во время занятий физической культурой снижался уровень тревожности. Это проявилось тем, что: все студенты были в равных условиях, чувствовали себя свободно, непринужденно, к занятиям

{

57

}

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

h

проявляли повышенный интерес, в трудных ситуациях помогали друг другу. Всё вместе стимулировало их к проявлению себя во время физической культуры, мобилизуя психическую активность.

Таким образом, аутогенная тренировка является эффективным средством психопрофилактического и психогигиенического воздействия на студентов, в целях обучения их управлять своим психическим состоянием, что способствует здоровьесбережению.

Анализ полученных данных показал, что управление психическим

состоянием с применением аутогенной тренировки на занятиях физической культурой создает состояние внутреннего комфорта, ликвидирует дискомфорт, побуждает стремление к самосовершенствованию и формированию мотивации к решению проблем психогигиенического и психопрофилактического характера, что укрепляет здоровье.

Литература:

1. Сукиасян С.Г. Методы психогигиены и профилактики. «Московский психологический журнал». №2. 2007.

2. Шварц, И.Е. Психогигиена школьника как педагогическая проблема. Пермь, 1979.

3. Шварц, И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1976.

{

58

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.