Научная статья на тему 'Аутогенная тренировка как средство психогигиены и психопрофилактики в процессе здоровьесбережения студентов на занятиях физической культурой в контексте учения И. Е. Шварца'

Аутогенная тренировка как средство психогигиены и психопрофилактики в процессе здоровьесбережения студентов на занятиях физической культурой в контексте учения И. Е. Шварца Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
821
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОГИГИЕНА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / PSYCHOPROPHYLAXIS / MENTAL HYGIENE / HEALTH PRESERVATION / AUTOGENOUS TRAINING / EXERCISE CLASSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титова Людмила Алексеевна

Ликвидация состояния дискомфорта обеспечивается с помощью аутогенной тренировки для создания психогигиенического комфорта на занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Титова Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOGENOUS TRAINING AS A MEANS MENTAL HYGIENE AND PSYCHOPROPHYLAXIS IN HEALTH SAVINGS FOR STUDENTS EMPLOYMENT IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION TEACHING OF I.E. SCHWARZ

The elimination of the state of discomfort is provided by autogenous training to create psycho-hygienic comfort for physical education.

Текст научной работы на тему «Аутогенная тренировка как средство психогигиены и психопрофилактики в процессе здоровьесбережения студентов на занятиях физической культурой в контексте учения И. Е. Шварца»

УДК 37.037.5

Л.А. Титова

Пермская государственная академия искусств и культуры, г. Пермь

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СРЕДСТВО ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ И.Е. ШВАРЦА

L.A. Titova

Perm State Academy of Art and Culture, Perm

AUTOGENOUS TRAINING AS A MEANS MENTAL HYGIENE AND PSYCHOPROPHYLAXIS IN HEALTH SAVINGS FOR STUDENTS

EMPLOYMENT IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION TEACHING OF I.E. SCHWARZ

Ликвидация состояния дискомфорта обеспечивается с помощью аутогенной тренировки для создания психогигиенического комфорта на занятиях физической культурой.

Ключевые слова: психопрофилактика, психогигиена, здоровьесбережение, аутогенная тренировка, занятия физической культурой.

The elimination of the state of discomfort is provided by autogenous training to create psycho-hygienic comfort for physical education.

Keywords: psychoprophylaxis, mental hygiene, health preservation,

autogenous training, exercise classes.

Известно, что здоровьесбережение студента зависит не только от физической, но и от психической тренированности, умения сознательно управлять состоянием своего организма, настроением, эмоциями.

Обычно повышенное внимание окружающих средовых факторов приводит к мобилизации внутренних резервов организма, однако запасы их не безграничны. В зависимости от индивидуальных психофизических особенностей каждый человек может лучше или хуже переносить воздействия чрезвычайных максимальных нагрузок.

Методы психической саморегуляции в связи с их психопрофилактическими и психогигиеническими возможностями помогают сохранять и укреплять психическое здоровье студентов и способствуют предупреждению развития нервно-эмоционального переутомления.

© Титова Л.А., 2013

||____ВЕСТНИК Ш ГПУ_________Серия № 1. Психологические и педагогические науки

В современных условиях психопрофилактику нередко называют «стресс-менеджмент», т.е. управление стрессом. Мы должны знать причины возникновения стресса и различные способы снятия психоэмоционального напряжения и уменьшения разрушительного воздействия стрессовых факторов [1]. Физическое состояние и психическая деятельность тесно взаимосвязаны. Стресс может стать причиной развития болезней, как и физическая болезнь, он может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека также является необходимой мерой психопрофилактики и психогигиены. Так, в своих работах И.Е. Шварц указывает, что научный прогресс порождает возрастание психических нагрузок на человека. Учёт этого фактора актуализирует значимость развивающейся теории и практики психогигиены и даёт ей своё определение: «психогигиена - это дисциплина, изучающая методы и условия сохранения и укрепления нервно-психического здоровья человека» [3].

Здоровьесбережение человека - понятие сложное и многогранное, оно включает в себя физическое и психическое здоровье. От эмоционального состояния человека зависит его физиологическое состояние и здоровье в целом, поэтому поддержание в норме физического и психического состояния, соблюдение норм и требований гигиены - залог здоровьесбережения человека. В контексте с этим высказыванием в работах И.Е. Шварца мы находим утверждение, что действенная психогигиеническая служба должна изначально присутствовать в учебном заведении и возлагаться на преподавательский состав. Автор указывает, что «...психогигиена не является наукой, раскрывающей клинические методы воздействия на нервно-психическую сферу молодого человека, но она не может быть и прикладной ветвью знаний, адресованной только врачам» [3]. При выполнении психопрофилактических и психогигиенических мер специалистами используются все способы и варианты воздействия на человека, включая аутогенную тренировку.

Под аутогенной тренировкой понимается овладение системой приемов, с помощью которых человек приучается в определенных пределах самостоятельно управлять психоэмоциональным состоянием и тем самым обеспечивать лучшее качество и большую эффективность своих действий в напряженных жизненных ситуациях [2].

При помощи аутогенной тренировки человек может совершенствовать многие психические функции, например: волю, творческую фантазию,

восприятие, память. Тем самым человек активно воздействует на самого себя, способствует лучшему развитию своих психофизиологических возможностей.

В нашей работе в процессе занятий физической культурой мы применяем такой метод в целях психогигиены и психопрофилактики для здоровьесбережения студентов. Для установления состояния внутреннего комфорта или дискомфорта необходимо было изучить в какой-то степени личность студента. В качестве показателя нами взята личностная и реактивная тревожность. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика: качество, дающее представление о предрасположенности человека к тревожности, т.е. о его склонности или

тенденции, с одной стороны, воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих, с другой - реагировать на эти ситуации появлением состояний тревожности различного уровня.

Тревожность как состояние характеризуется субъективно переживанием, эмоциональным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью, что негативно влияет на вегетативную нервную систему. Состояние тревожности как эмоциональная реакция на возникшую стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и являться динамичным и изменяться во времени.

Чрезвычайно высокая тревожность характеризует состояние готовности студента к конфликту, порой на справедливые требования он реагирует неадекватно и это создает у него же состояние дискомфорта, которое вызывает тревогу, беспокойство. Такие состояния педагог должен снимать. При очень низкой тревожности, что встречается редко, наступает состояние депрессии, которое также вызывает состояние дискомфорта, мешая нормальной жизнедеятельности и обучению. Преподаватель тоже обязан его ликвидировать.

Экспериментальная практика свидетельствует, что наиболее эффективным средством является аутогенная тренировка, она стимулирует психическую активность студентов, создает последующие жизненные установки, которые в свою очередь воздействуют на всю психическую деятельность студентов. Все это явилось предпосылкой для нашего исследования. В исследовании принимали участие студенты I и II курсов ПГИИК - девушки в количестве 80 человек. Целью исследования являлся процесс ликвидации состояния дискомфорта с помощью аутогенной тренировки для создания психогигиенического комфорта на занятиях физкультурой.

Занятия проводились следующим образом: перед началом эксперимента проводилась беседа с целью теоретической подготовки студентов, которая являлась своеобразной педагогической подготовкой к предстоящим нетрадиционным занятиям. Затем осуществлялось изучение личности для выявления внутреннего состояния комфорта или дискомфорта. В качестве показателя дискомфорта была взята чрезмерная тревожность.

Занятия по снятию тревожности с помощью аутотренинга проводились пять

раз.

По структуре занятие имело следующую форму:

- целевая подготовка;

- ведение состояния аутогенного погружения с голоса педагога;

- целевые указания по проведению предстоящего занятия физической культурой с включением воображения и представления. Психологический настрой на усиление внимания;

- вывод из состояния аутогенного погружения. Тонизирующая гимнастика;

- занятие физической культурой.

Перед началом первого занятия был сделан срез на личностную тревожность, который служил ориентиром. Далее перед началом и после окончания делался срез на реактивную тревожность. Сравнение этих показателей давало основание судить о тревожности до занятия и после занятия.

||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Результаты исследования личностной тревожности показали, что из 80 человек 71 оказался высоко тревожным, но это состояние было разделено нами еще на три уровня: умеренную тревожность, умеренно-высокую тревожность и очень высокую тревожность. Все 71 человек относились к умеренно-высокой тревожности.

Это дало основание полагать, что такое состояние у студентов обусловливается недавно пережитыми стрессовыми состояниями, которые испытали во время поступления в вуз. Для большинства студентов процесс адаптации в новом коллективе, знакомство с новым требованиями обучения протекает не просто. Существует боязнь не справиться с учебной нагрузкой и быть отчисленными. Особенно трудно адаптируются к новым условиям проживания и быта иногородние студенты. Возможно возникновение чувства влюбленности, что повышает эмоциональность и влияет на ее устойчивость. В юношеском возрасте молодые люди, как правило, импульсивны, мечтательны и романтичны. Таким образом, состояние умеренно-высокой тревожности является для студентов I и II курсов нормой.

По окончании нашего эксперимента студенты показали разные колебания уровня тревожности, но все в конечном счете стали спокойнее, увереннее, раскрепощеннее, не стеснялись неправильности выполнения заданий, продолжали работать над техникой выполнения упражнений, добивались правильности показа. Что в свою очередь повышало физический уровень и физические качества.

Во время занятий физической культурой снижался уровень тревожности. Это проявилось следующим образом: все студенты были в равных условиях, чувствовали себя свободно, непринужденно, к занятиям проявляли повышенный интерес, в трудных ситуациях помогали друг другу. Всё вместе стимулировало их к проявлению себя во время физической деятельности, мобилизовало психическую активность.

Таким образом, аутогенная тренировка является эффективным средством учебно-воспитательного воздействия на студентов, в целях обучения их управлять психическим состоянием, что способствует здоровьесбережению.

Анализ полученных данных показал, что управление психическим состоянием с применением аутогенной тренировки на занятиях физической культурой создает состояние внутреннего комфорта, ликвидирует дискомфорт, побуждает стремление к самосовершенствованию и формированию мотивации, помогает решению проблемы психогигиенического и психопрофилактического характера, что должно привести к здоровьесбережению человека.

Список литературы

1. Сукиасян С.Г. Методы психогигиены и профилактики // Московский психологический журнал. - 2007. - № 2.

2. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пермь, 1976.

3. Шварц И.Е. Психогигиена школьника как педагогическая проблема. -Пермь, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.