Научная статья на тему 'Применение методов естественно‑научного исследования как главный образовательный результат летней профильной экологической смены'

Применение методов естественно‑научного исследования как главный образовательный результат летней профильной экологической смены Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / дополнительное образование / профильные смены / экология / природопользование / research activity / additional education / specialized session / ecology / nature management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Юлия Евгеньевна

Статья в кратком виде описывает опыт Экостанции Псковской области по организации летней профильной исследовательской смены в области экологии и рационального природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Methods of Natural Science Research as the Main Educational Result of Summer Specialized Ecological Session

The article describes the experience of the Pskov oblast EcoStation in the organization of a summer specialized research session in the field of ecology and rational nature management.

Текст научной работы на тему «Применение методов естественно‑научного исследования как главный образовательный результат летней профильной экологической смены»

Применение методов естественнонаучного исследования как главный образовательный результат летнеН профильной экологической смены

Смирнова Юлия Евгеньевна

Применение методов естественно-научного исследования как главный образовательный результат летней профильной экологической смены

Application of Methods of Natural Science Research as the Main Educational Result of Summer Specialized Ecological Session

Аннотация. Статья в кратком виде описывает опыт Экостанции Псковской области по организации летней профильной исследовательской смены в области экологии и рационального природопользования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, дополнительное образование, профильные смены, экология, природопользование

Abstract. The article describes the experience of the Pskov oblast EcoStation in the organization of a summer specialized research session in the field of ecology and rational nature management. Keywords: research activity, additional education, specialized session, ecology, nature management

Применение методов естественно-научного исследования является неотъемлемым компонентом естественно-научной грамотности, которая, в свою очередь, является составляющей частью функциональной грамотности обучающегося. Значимость формирования функциональной грамотности современного школьника отражена как в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения, так и в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [ФГОС, 2021; Концепции, 2022]. Однако в отличие от системы общего образования, ограниченной федеральными стандартами, система дополнительного образования обладает относительной свободой в выборе содержания, методов и форм обучения, а создание новых мест в рамках Федерального

Смирнова

Юлия Евгеньевна,

методист, педагог дополнительного образования Экостанции, ГБУДОПО «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества», г. Псков

e-mail: julia.s.22.98@ mail.ru

Yuliya

Smirnova,

Methodologist, Teacher of Additional Education in EcoStation, Pskov Regional Center for Development of Gifted Children and Youth, Pskov, Russia

Естественно-научное образование:

развитие естественно-научной и экологической грамотности

проекта «Успех каждого ребенка» позволяет ей еще и расширить базу современного исследовательского оборудования, включенного в образовательный процесс. Таким образом, дополнительное образование имеет расширенные возможности по вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность, что особенно проявляется в контексте организации исследовательских профильных смен естественно-научной направленности.

В 2022 году в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей Экостанцией Псковской области был запущен проект по проведению ежегодных летних профильных смен в области экологии и рационального природопользования. Пилотная смена проекта — «Практическая геоэкология» — была посвящена вопросам изучения взаимоотношений организмов и среды обитания с точки зрения географических факторов и геофизических условий географических оболочек. Целевой аудиторией программы были обучающиеся от 8 до 14 лет. Целью профильной смены являлось формирование исследовательских навыков в области геоэкологии на основе конвергентного подхода к полевому изучению природных и антропогенных систем. Программа профильной смены носила практико-ориентированный характер, что позволило обучающимся освоить ряд методов работы в полевых условиях и сформировать практические исследовательские навыки.

Содержание программы было разделено на четыре тематических блока:

• «Природные водные и околоводные системы»;

• «Природные наземные системы»;

• «Антропогенные частично измененные урбосистемы»;

• «Антропогенные сильно измененные урбосистемы».

В ходе реализации программы обучающиеся при помощи лабораторного оборудования изучали природные и антропогенные системы с точки зрения их географической приуроченности, метеорологических, почвенных и гидрохимических характеристик, особенностей биоты и степени антропогенного воздействия (Рисунок 1).

Для повышения эффективности формирования практических исследовательских навыков был выбран метод работы в малых группах. На период полевой работы обучающихся разделили на группы по 3-4 человека. Каждой группе было поручено проведение комплексного анализа исследуемой территории по одному из параметров (Рисунок 2).

На каждой исследуемой площадке школьники получали новый параметр для исследования таким образом, чтобы за период полевой работы каждая группа смогла приобрести навыки определения географической приуроченности, метеорологических, почвенных и гидрохимических характеристик, особенностей биоты и степени антропогенного воздействия.

Применение методов естественнонаучного исследования как главный образовательный результат летнеН профильной экологической) смены

Смирнова Юлия Евгеньевна

Полученные данные сводились в обобщающую таблицу и интерпретировались в виде соответствующих графических схем при камеральной обработке. С целью актуализации полученных знаний для обучающихся состоялись экскурсии в региональный центр гидрометеорологических исследований, где ребята познакомились с практической стороной геоэкологических исследований.

Итоговое занятие по программе прошло в форме геоэкологической квест-игры на территории Снетогорско-Муровицкого памятника природы.

Формирование практических исследовательских навыков у учащихся определялось методом включенного наблюдения и обрабатывалось при помощи статистического критерия Макнамары. По результатам анализа был сделан вывод, что посещение летней профильной смены «Практическая геоэкология» позволило сформировать навыки применения методов естественно-научного исследования в 95 случаях из 100.

Таким образом, летняя профильная исследовательская смена «Практическая геоэкология» позволила сформировать практические исследовательские навыки у обучающихся в области географии и экологии, а также умение применять эти знания для решения практико-ориентированных задач. В связи с этим можно сделать вывод, что возможности дополнительного образования детей естественно-научной направленности в контексте исследовательской деятельности гораздо шире, чем возможности образовательных организаций общего образования, а соответственно дополнительное образование может органично дополнить исследовательскую деятельность, реализуемую в школах. щ*

Литература:

ФГОС, 2021 — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287.

Концепции, 2022 — Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.