Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПАНДЕМИИ COVID-19'

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caucasian Science Bridge
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ЭКОСТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Ярослава Геннадиевна, Хаустова Анна Константиновна

Введение. Авторами предпринята попытка проанализировать контексты мнений, осмыслить тенденции и дать прогноз относительно возможностей организации эффективного дополнительного обучения детей в условиях дистанционного формата. Представлены возможности социологического мониторинга, заключающего в себе результаты исследования мнений школьников, а также родительского и педагогического сообществ региональных Экостанций, созданных в 2020 году и являющимися авторской разработкой. Методы. Эмпирическая база представлена данными опроса руководителей и педагогов организаций дополнительного образования. Было опрошено 1000 респондентов из 45 регионов России. В выборке были представлены все федеральные округа. В качестве респондентов выступили: 40 руководителей, а также 144 педагога организаций дополнительного образования, 494 родителя и 550 детей. Также были использованы эмпирические данные интернет-опроса, проведённого в мае 2020 года нашими коллегами из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского ВШЭ (Павлов, Гошин, Косарецкий, Иванов, Ершова, 2021). Результаты. Выделены организационные, программно-методические, профессиональные (кадровые) и технологические дефициты деятельности Экостанций. Сделаны выводы относительно выявленных новых рисков и системных проблем, а также проектирования управленческих решений для эффективного развития внешкольного образования в условиях цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинченко Ярослава Геннадиевна, Хаустова Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NEW FORMATS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION AND THE COVID-19 PANDEMIC

Introduction. The article attempts to analyze the contexts of opinions, comprehend trends and make a forecast regarding the possibilities of organizing effective additional education for children in a distance format. The article presents the possibilities of sociological monitoring, which includes the results of researching the opinions of schoolchildren, as well as the parental and pedagogical communities of regional Ecostations, created in 2020 and being the author's development. Methods. The empirical base is represented by the data from the survey of heads and teachers of supplementary education organizations. 1,000 respondents from 45 regions of Russia were interviewed. All federal districts were represented in the sample. The respondents were: 40 heads, as well as 144 teachers of supplementary education organizations, 494 parents and 550 children. We also used empirical data from an Internet survey conducted in May 2020 by our colleagues from the Center for General and Additional Education named after A. A. Pinsk. A.A. Pinsky HSE (Pavlov, Goshin, Kosaretsky, Ivanov, Ershova, 2021). Results. Organizational, software-methodical, professional (personnel) and technological deficiencies of Ecostation activity are highlighted. Conclusions are made regarding the identified systemic problems and the design of management solutions for the effective development of out-of-school education in a digital environment.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПАНДЕМИИ COVID-19»

Caucasian Science Bridge, 2021, Т. 4, №4 (14) СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ doi: 10.18522/2658-5820.2021.4.6

Научная статья УДК 316.43

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.6

Внедрение новых форматов дополнительного образования детей в условиях цифровой трансформации и пандемии Covid-19

Ярослава Г. Зинченко1,

1 Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ,

Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия e-mail: yazinchenko@uriu.ranepa.ru

Анна К. Хаустова2,

2 Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ,

Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия e-mail: bazhenova@ecobiocentre.ru

Аннотация

Введение. Авторами предпринята попытка проанализировать контексты мнений, осмыслить тенденции и дать прогноз относительно возможностей организации эффективного дополнительного обучения детей в условиях дистанционного формата. Представлены возможности социологического мониторинга, заключающего в себе результаты исследования мнений школьников, а также родительского и педагогического сообществ региональных Экостанций, созданных в 2020 году и являющимися авторской разработкой.

Методы. Эмпирическая база представлена данными опроса руководителей и педагогов организаций дополнительного образования. Было опрошено 1000 респондентов из 45 регионов России. В выборке были представлены все федеральные округа. В качестве респондентов выступили: 40 руководителей, а также 144 педагога организаций дополнительного образования, 494 родителя и 550 детей. Также были использованы эмпирические данные интернет-опроса, проведённого в мае 2020 года нашими коллегами из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского ВШЭ (Павлов, Гошин, Косарецкий, Иванов, Ершова, 2021).

Результаты. Выделены организационные, программно-методические, профессиональные (кадровые) и технологические дефициты деятельности Экостанций. Сделаны выводы относительно выявленных новых рисков и системных проблем, а также проектирования управленческих решений для эффективного развития внешкольного образования в условиях цифровой среды. Ключевые слова

цифровая трансформация; пандемия; дополнительное образование детей; Экостанция. Для цитирования

Зинченко Я.Г., Хаустова А.К. (2021). Внедрение новых форматов дополнительного образования детей в условиях цифровой трансформации и пандемии Covid-19. Caucasian Science Bridge. 4 (4), С. 52-59. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A6

Implementation of new formats of additional education for children in the context of digital transformation and the Covid-19 pandemic

Yaroslava G. Zinchenko1,

1 South Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Rostov region, Russia e-mail: yazinchenko@uriu.ranepa.ru ORCID 0000-0002-5765-8693 Web of Science ResearcherID Y-9224-2018 SPIN-код: 9751-8141

Anna K. Haustova2,

2 South Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Rostov region, Russia e-mail: bazhenova@ecobiocentre.ru ORCID: 0000-0003-1877-3354

Abstract

Introduction. The article attempts to analyze the contexts of opinions, comprehend trends and make a forecast regarding the possibilities of organizing effective additional education for children in a distance format. The article presents the possibilities of sociological monitoring, which includes the results of researching the opinions of schoolchildren, as well as the parental and pedagogical communities of regional Ecostations, created in 2020 and being the author's development.

Methods. The empirical base is represented by the data from the survey of heads and teachers of supplementary education organizations. 1,000 respondents from 45 regions of Russia were interviewed. All federal districts were represented in the sample. The respondents were: 40 heads, as well as 144 teachers of supplementary education organizations, 494 parents and 550 children. We also used empirical data from an Internet survey conducted in May 2020 by our colleagues from the Center for General and Additional Education named after A. A. Pinsk. A.A. Pinsky HSE (Pavlov, Goshin, Kosaretsky, Ivanov, Ershova, 2021).

Results. Organizational, software-methodical, professional (personnel) and technological deficiencies of Ecosta-tion activity are highlighted. Conclusions are made regarding the identified systemic problems and the design of management solutions for the effective development of out-of-school education in a digital environment. Keywords

digital transformation; pandemic; additional education for children; Ecostation. For citation

Zinchenko Ya.G., Haustova A.K. (2021). Implementation of new formats of additional education for children in the context of digital transformation and the Covid-19 pandemic. Caucasian Science Bridge. 4 (4), P. 52-59. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021A6

Введение

Пандемия принесла в образовательный мир свои цифровые «следы», претворяя в жизнь один из национальных приоритетов развития страны до 2030 года - цифровую трансформацию. Что придёт вслед за этим? Возможно ли воспитать гармонично развитую личность на онлайн-просторах Всемирной сети для полноценной социальной жизни в эпоху неопределённости? И что думают по этому поводу сами участники образовательного процесса?

Ограничительные меры вкупе с режимом дистанционного обучения охватили не только школы и университеты, но и дополнительное образование детей, став вызовом для детей, родителей, педагогов, руководителей организаций и органов управления образования. Миллионы российских школьников потеряли возможность привычных очных занятий, живой коммуникации и совместной деятельности с педагогами и сверстниками. Для части подростков изменения формата обучения и отмена олимпиад и соревнований создали существенные риски в самореализации и раскрытия их таланта, поступлении в учебные заведения.

Безусловно, практика реализации дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном формате существовала и до пандемии, а тема цифровизации дополнительного образования детей и ранее присутствовала в государственной повестке и экспертных дискуссиях, но заметно менее масштабно, и, скорее, применительно к высшему и общему образованию.

Именно сложный 2020 год стал годом внедрения в практику инновационного формата организации дополнительного образования детей - нашей разработки - Эко-станции.

Экостанция - это образовательная организация нового типа, представляющая собой современное, профессиональное и высокотехнологичное образовательное пространство в области естественных наук, ориентированное на формирование у детей

навыков и компетенций по приоритетным направлениям развития науки и технологий в области биологии, экологии, природопользования и охраны окружающей среды (Хаустова, Панин и др., 2020).

Сама инициатива автора по созданию Экостанций в субъектах Российской Федерации была поддержана Министерством просвещения Российской Федерации и внесена в распоряжение от 3 февраля 2020 г. № Р-9 «О внесении изменений в методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № Р-136» (Хаустова, Панин и др., 2020, 7). На 1 декабря созданы 55 региональных экостанций в 54 регионах с охватом более 12 тысяч обучающихся (Филиппова, 2021).

Чтобы оценить возможность долговременного существования и социальной эффективности этого проекта, нами был проведён мониторинг ситуации в дополнительном образовании в период завершения этого учебного года, на который пришлась вторая волна пандемии. Мы старались рассмотреть с разных сторон процесс адаптации организаций дополнительного образования к новым условиям. Нас интересовали специфика трансформации программ, отношение к новому опыту педагогов, детей и родителей, сложности, с которым пришлось столкнуться участникам образовательных отношений.

Мы поставили себе цель - сформулировать проблемы и рекомендации по их разрешению, которые могут быть извлечены из полученного опыта для будущего этой сферы образования детей. Какие достоинства и недостатки состояния системы дополнительного образования высветила ситуация пандемии? Какие новые технологии и практики целесообразно сохранить после пандемии? Какие изменения должны произойти в государственной политике в сфере дополнительного образования? Вот тот круг вопросов, но которые мы пытались найти ответы.

Эмпирическая часть исследования

Собирая данные для ответа на интересующие нас вопросы, мы провели опрос руководителей и педагогов организаций дополнительного образования. Было опрошено 1000 респондентов из 45 регионов России. В выборке были представлены все федеральные округа. В качестве респондентов выступили: 40 руководителей, а также 144 педагога организаций дополнительного образования, 494 родителя и 550 детей.

Также были использованы эмпирические данные интернет-опроса, проведённого в мае 2020 года нашими коллегами из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского ВШЭ (Павлов, Гошин, Косарецкий, Иванов, Ершова, 2021).

Результаты исследования

Прежде всего стоит отметить, что большинству опрошенных руководителей понятны миссия, цель и задачи Экостанции, а также указали, что в результате внедрения модели в организации запустились новые дополнительные программы на базе созданных новых мест, обновилась материально-техническая база.

Основные ожидания руководителей в связи с получением их организациями статуса Экостанций - это дополнительное финансирование, материально-техническое до-оснащение. Стоит отметить и ряд других ответов. Среди них - ввод дополнительных ставок, непрерывное бесплатное обучение педагогов, увеличение функциональных площадей организации, участие Экостанции в реализации инновационных региональных и федеральных проектах.

В некоторых ответах руководителей прослеживалось понимание того, что придание организации статуса экостанции уже сегодня формирует новый бренд естественнонаучной направленности в дополнительном образовании, что создает возможности и условия для того, чтобы организация становилась ведущей площадкой в регионе по экологическому образованию и просвещению.

Также среди ответов руководителей было предложение по включению в государственное задание Экостанции проведение областных конкурсных и массовых мероприятий с обучающимися, включая финансирование выездов на федеральные мероприятия.

Почти 82 % опрошенных руководителей отметили, что в их организациях были разработаны и запущены на новых местах новые программы, а старые программы были обновлены.

Стоит отметить широкий спектр программ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации (биотехнология, микробиология, генетика, иммунология, зеленая энергетика, нанотехнологии, агротехнологии, сити-фермерство, экомониторинг и т.д.).

Важно, что перечисленные программы обращены к обучающимся с разными потребностями.

21 % опрошенных ответили, что в их организациях имеются и реализуются в гибридном формате образовательные программы для детей с особыми потребностями. 15,8 % сообщили, что программы реализуются только в очном формате. 2,6 % реализуют программы в только в онлайн-формате. Еще 15,8 % опрошенных планируют разработку и запуск таких программ в новом учебном году.

60 % руководителей отметили, что в освоении программ принимают участие обучающиеся, находящиеся в ТЖС. 15,8 % отметили, что привлечение таких детей запланировано в новом учебном году.

Что касается дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей, то 34,2 % опрошенных ответили, что в их организациях такие программы имеются и реализуются в гибридном формате; 15,8 % сообщили, что программы реализуются только в очном формате; 2,6 % реализуют программы в только в онлайн-формате, а 28,9 % опрошенных планируют разработку и запуск таких программ в новом учебном году.

В отличие от школ, информатизация которых прошла несколько этапов в последние десятилетия, организации дополнительного образования не входили в соответствующие профильные государственные программы и проекты. Развитие инфраструктуры осуществлялось зачастую по остаточному принципу, а иногда и случайным образом (например, школа передавала на баланс свою старую технику, получая новую).

Результаты опроса это подтвердили. Только 32 % организаций имеют в организации кабинет информатики и вычислительной техники. В 64 % организаций такие кабинеты вовсе отсутствуют, что позволяет нам сделать вывод о низкой динамике компьютеризации - процесса, необходимого для организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий на необходимом уровне.

Основные проблемы перехода на дистанционное обучение были связаны с техническим обеспечением — наличием необходимого количества и качества устройств, высокоскоростного Интернета, подписок на цифровые сервисы для работы и учебы. Большинство опрошенных педагогов отметили «недостаток и неприспособленность технологического оборудования для таких занятий в семьях».

Можно сделать вывод, что статистика показала недостаточный уровень оснащения организаций как лицензионным программным обеспечением, необходимым для реализации современных решений в области дистанционного обучения, так и низкий уровень компьютеризации образовательных организаций.

Наряду с проблемами развития инфраструктуры для внедрения цифровых технологий, отчетливо проявился дефицит готовности педагогических кадров к использованию цифровых инструментов.

18 % педагогов отметили очень низкий и низкий уровень цифровой грамотности до начала пандемии. 50 % педагогов оценила свой уровень цифровой грамотности как средний. Только четверть опрошенных педагогов оценили свой уровень развития цифровых компетенций до пандемии выше среднего.

После снятия ограничений ситуация раскрылась в более позитивном ключе. 81% ответивших отметили существенный рост цифровой грамотности, оценив её уже на высоком уровне.

Особенно остро перевод на дистанционные рельсы обучения восприняли организации дополнительного образования, где данная деятельность является основной, а именно: дома, центры, дворцы творчества, спортивные, музыкальные и художественные школы, провайдеры курсов для детей и взрослых. Введенные ограничения создали серьёзные препятствия для проведения характерных для сферы дополнительного образования регулярных соревнований, конкурсов и массовых мероприятий.

Среди трудностей, с которыми пришлось столкнуться при переходе на дистанционный формат реализации программ, педагоги выделили материально-техническое оснащение и ИТ-инфраструктуру, которая часто подводила (отсутствие компьютера с необходимым цифровыми сервисами (23%), доступа к высокоскоростному интернету (22%), технические неполадки (29 %>). Наибольшей же трудностью для педагогов стала трансформация учебного материала для преподавания в онлайн-формате (39%), в том числе нехватка методического сопровождения проведения занятий в дистанционном формате (18 %). Таким образом, дистанционное обучение требует серьёзной трансформации контента, адаптации процесса к условиям взаимодействия в онлайн-среде, качественного распределения синхронных и ассинхронных составляющих.

Переходя к теме трудностей детей, в первую очередь необходимо отметить, что подавляющее большинство опрошенных отметили, что им не хватает живого контакта с наставником и личного общения со сверстниками (70 %); 32 % указали на снижение мотивации к обучению.

Снижение заинтересованности детей во многом обусловлено сложностями, с которыми им пришлось столкнуться при переходе на удалённый формат дополнительных занятий. Результаты опроса показывают, что более трети детей (34%) стали чаще сталкиваться с проблемой непонимания изучаемого материала.

Трудности, возникающие в период дистанционного обучения, по мнению обучающихся, были связано с материально-техническим оснащением образовательного процесса (технические неполадки (48 %); доступ к Интернету (40 %); отсутствие достаточного кол-ва компьютерной техники (28 %); отсутствие необходимого оборудования дома для выполнения практических заданий (26 %).

Отношение родителей к удаленному формату занятий отрицательное: только 7 % детей и 1 % родителей отметили его в качестве желаемого. Остальная часть опрошенных отдала предпочтение очному формату. 20 % детей предпочли бы смешанный формат обучения. Каждый второй опрошенный родитель (50,6 %) считает, что изменение формата обучения в период пандемии способствовало возникновению рисков, связанных с самореализацией и раскрытием таланта их детей.

Обсуждение результатов

Изменения в организации работы системы дополнительного образования в период пандемии привели к возникновению новых вызовов, заключающих в себе как точки роста, так и риски для системы и её участников.

1. Институциональная трансформация. Переход дополнительных занятий детей в цифровое пространство привел к изменениям ландшафта дополнительного образования - закрепление после пандемии некоторых образовательных событий в онлайн-среде на постоянной основе.

Длительный же запрет на проведение массовых мероприятий может привести к исчезновению отдельных видов и форматов очной и событийной педагогики, что становятся риском для роста девиантного и протестного настроения школьников и молодежи.

2. Доступность и равенство возможностей: курс на повышение и снижение. Отмечается повышение доступности дополнительного образования для получателей услуг с особыми образовательными потребностями; проживающих в сельской местности; с высокой удаленной занятостью родителей.

При этом снижается доступность качественных программ для детей из семей, находящихся в ТЖС. Ограничения локдауна выявили недостаточный уровень материально-технической оснащенности образовательного процесса как в семье, так и в организациях общего и дополнительного образования, что влияет негативным образом на социальное самочувствие семейных россиян.

3. Персонализация дополнительного образования. Пандемия стала катализатором усиления процессов персонализации дополнительного образования, расширив возможности выбора тематики, продолжительности, ритма занятий и количества экстерриториальных онлайн-курсов.

При этом, массовая персонализация образования сводит на нет коллективные формы обучения, что требует отдельного изучения в области возрастной психологии и влияния персонализированных подходов на становление социально-ответственной личности, ориентированной не только на личные, но и на общественные интересы местного сообщества, региона, государства в целом.

Ограничительные меры и отмена очных мероприятий стимулировали снижение уровня готовности заниматься определенными видами деятельности и демонстрировать достижения высокого уровня. Для определенных практик ((олимпиад, соревнований, экспедиций) перерывы и «потеря темпа» имеют критическое значение — они фактически лишают талантливых детей шансов на выстраивание восходящей траектории.

4. Активизация деятельности провайдеров услуг из частного сектора. Ограничительные правительственные меры увеличили число провайдеров (в том числе индивидуальных преподавателей/предпринимателей) услуг, предлагающих качественные бесплатные онлайн-курсы и программы.

В то же время очевидна неготовность государственной системы дополнительного образования к конкурированию с частным сектором вследствие отсутствия современного информационно-коммуникационного обеспечения и в целом, в связи с невысоким уровнем цифровой грамотности педагогов.

Ситуация работы дополнительного образования в дистанционном режиме наглядно продемонстрировала, что его привлекательность для детей и уникальность эффектов тесно связаны с очной практической деятельностью и общением, показала бессмысленность ведения образовательного процесса полностью в онлайн-формате для целого ряда направлений.

Однако есть основания считать, что опыт работы в новых условиях не пройдет бесследно для всех категорий участников образовательных отношений. Они освоили новые навыки, адаптировали или трансформировали профессиональные и учебные стратегии. Появились новые программы, были созданы оригинальные образовательные платформы и приложения.

Режим работы в новых условиях позволил увидеть особые возможности форматов и методов онлайн-образования и их сравнительные преимущества наряду с традиционными практиками. Форс-мажорные обстоятельства дали уникальный шанс для

проб. Организации дополнительного образования учатся создавать все более качественный онлайн-продукт, проводить занятия разных форматов, ищут варианты комбинации очного и дистанционного обучения. Важно и то, что работа в условиях карантина высветила широкий круг проблемных аспектов организации и управления в системе дополнительного образования.

Заключение

Подводя итоги отметим, что в период пандемии система дополнительного образования реализовывала, в первую очередь, запрос на позитивную занятость.

В государственном секторе произошла «вынужденная» пересборка содержания под цифровую нишу. Причем дистанционный формат стал возможен не для всех программ дополнительного образования.

С выходом основного и дополнительного образования детей в единое онлайн-пространство обострилась конкуренции между основным и дополнительным образованием за время ученика.

В условиях дистанционного образования возросли приоритеты охраны здоровья детей и обеспечения кибербезопасности

Основные тренды трансформации дополнительного образования - «оцифрованная дидактика» и педагогический дизайн. Простой перенос содержания и структуры очных занятий в онлайн-среду без потери качества невозможен, особенно в такой практи-коориентированной и коммуникативной сфере как дополнительное образование.

Технологии blended learning, «перевернутый класс» как формы синтеза аудиторных, самостоятельных и дистанционных занятий показывают свои конструктивные возможности. И одновременно актуализируется запрос на смену парадигмы проектирования образовательного процесса, а также использования методов современного педагогического дизайна.

Литература

Хаустова, А.К., Панин, А.В. и др. (2020). Методические рекомендации по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». М.: ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», 123.

Павлов, А.В., Гошин, М.Е., Косарецкий, С.Г., Иванов, И.Ю., Ершова, В.С. (2021). Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19. М.: НИУ ВШЭ. 88 с.

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 3 февраля 2020 г. N Р-9 «О внесении изменений в методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвива-ющих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденные распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. N Р-136». Режим доступа: https://base.garant.ru/73526940/

Филиппова, Е. (02.12.2021). В Минпросвещения предлагают открыть экостанции для школьников в каждом регионе. Парламентская газета. Выпуск. Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/v-minprosveshheniya-predlagayut-sozdat-ekostancii-dlya-shkolnikov-v-kazhdom-regione.html

References

Haustova, A.K., Panin A.V. et al (2020). Methodological Recommendations on Creating Eco-Stations within the Framework of Regional Projects, Ensuring the Achievement of the Goals, Indicators and Outcome of the Federal Project "Every Child's Success" of the National Project "Education". M: Federal Children's Environmental and Biological Center, 123.

Pavlov, A.V., Goshin, M.E., Kosaretsky, S.G., Ivanov, I.Y., Ershova V.S. (2021). Additional and non-formal education of schoolchildren under the pandemic COVID-19. M.: National Research University Higher School of Economics, 88.

Instruction of the Ministry of Education of the Russian Federation from February 3, 2020, №R-9 "On amendments to methodological recommendations for the acquisition of teaching and training aids to create new places in educational institutions of different types to implement additional educational programs of all kinds

within the framework of regional projects, ensuring the achievement of objectives, indicators and results of the federal project Success of Every Child national project "Education", approved by Order of the Ministry of Education of Russia. Available at: https://base.garant.ru/73526940/

Filippova, E. (02.12.2021). The Ministry of Education suggests opening eco-stations for schoolchildren in every region. Parliament newspaper. Issue of Available at: https://www.pnp.ru/social/v-minprosveshheniya-predlagayut-sozdat-ekostancii-dlya-shkolnikov-v-kazhdom-regione.html

Дата получения рукописи: 05.12.2021 Дата окончания рецензирования: 15.12.2021 Дата принятия к публикации: 20.12.2021

Информация об авторах Зинченко Ярослава Геннадиевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Южно-Российского института управления-филиала РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; e-mail: yazinchenko@uriu.ranepa.ru

Хаустова Анна Константиновна - аспирант кафедры социологии Южно-Российского института управления-филиала РАНХиГС, заместитель директора по организационно-методическому сопровождению естественнонаучной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: bazhenova@fedcdo.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors Zinchenko Yaroslava Gennadyevna - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology, South Russian Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russian Federation; e-mail: yazinchenko@uriu.ranepa.ru

Khaustova Anna Konstantinovna - Postgraduate Student, Department of Sociology, South Russian Institute of Management Branch, Russian Academy of National Economy, Deputy Director for organizational and methodological support of natural sciences at the Federal Center of Additional Education and Organization of Rest and Recreation for Children, Moscow, Russian Federation; e-mail: bazhenova@fedcdo.ru

The authors have no conflict of interests to declare

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.