Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ДВИЖЕНИЕ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаустова Анна Константиновна

В статье представлен анализ развития системы внешкольного образования в первые годы советской власти после Октябрьской революции и в настоящий период. Статья опирается на методологические принципы историзма, институционального и системного подходов, социального проектирования и моделирования, социальной инженерии. Новизна работы заключается в представлении авторской разработки - инновационной образовательной организации «Экостанция» в системе дополнительного образования. Делаются выводы о значении института внешкольного образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUT-OF-SCHOOL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE IN THE EARLY YEARS OF SOVIET GOVERNMENT AND CONTEMPORARY STAGE: TRANSFORMATION OF CONTENT IN THE CONTRADICTIONS AND TRENDS

The article examines the development of the out-of-school education system in the early years of Soviet government after the October Revolution and in the present. The article is based on the methodological principles of historicism, institutional and systems approaches, social design and modeling, social engineering. The novelty of the work foremost lies in the presentation of the innovative educational institute «The EcoStation» in the system of additional education. Author concludes about the importance of the institution of out-of-school education at the present stage.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 296-302 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(3):296-302

Слово молодым ученым

Научная статья УДК 316.332

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-3-296-302

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦ ИИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Анна Константиновна Хаустова1, 2

Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, Москва, Россия, bazhenova@ecobiocentre.ru

2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ развития системы внешкольного образования в первые годы советской власти после Октябрьской революции и в настоящий период. Статья опирается на методологические принципы историзма, институционального и системного подходов, социального проектирования и моделирования, социальной инженерии. Новизна работы заключается в представлении авторской разработки - инновационной образовательной организации «Экостанция» в системе дополнительного образования. Делаются выводы о значении института внешкольного образования на современном этапе.

Ключевые слова: внешкольное образование, дополнительное образование, социальное государство, движение юных натуралистов, естественнонаучная направленность, модель образовательной организации

Для цитирования: Хаустова А. К. Противоречия и тенденции эволюции внешкольного образования детей и молодежи в первые годы советской власти и на современном этапе: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 296-302. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-296-302.

Young scientists

Original article

OUT-OF-SCHOOL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE IN THE EARLY YEARS OF SOVIET GOVERNMENT AND CONTEMPORARY STAGE: TRANSFORMATION OF CONTENT IN THE CONTRADICTIONS AND TRENDS

Anna K. Khaustova1, 2

federal Center for Additional Education and Organization of Recreation and Rehabilitation of Children, Moscow, Russia, bazhenova@ecobiocentre.ru

2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The article examines the development of the out-of-school education system in the early years of Soviet government after the October Revolution and in the present. The article is based on the methodological principles of historicism, institutional and systems approaches, social design and modeling, social engineering. The novelty of the work foremost lies in the presentation of the innovative educational institute «The EcoStation» in the system of additional education. Author concludes about the importance of the institution of out-of-school education at the present stage.

Keywords: out-of-school education, additional education, welfare state, movement of young naturalists, natural science focus, model of educational institute, The EcoStation

For citation: Khaustova A. K. Out-of-school education of children and young people in the early years of soviet government and contemporary stage: transformation of content in the contradictions and trends. State and Municipal Management. Scholar Notes '2021;(3):296-302. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-3-296-302.

Для того чтобы провести социологический анализ развития системы внешкольного [дополнительного] образования в России, обратимся к истории ее становления.

Первыми, автономными в своей деятельности образовательными структурами дополнительного образования детей явились внешкольные образовательно-воспитательные общества и учреждения, появившиеся в начале XX в. Они создавались по инициативе педагогического сообщества и содержались на средства частных лиц. Этих благотворительные общества выполняли компенсаторную

© Хаустова А. К., 2021

функцию - восполнить пробелы школьного образования у детей городской бедноты. Форматы их существования были разнообразны - дневные клубы, внешкольные кружки по интересам игровые площадки, летние колонии. При этом какой-либо регламентации их появления и деятельности со стороны государственных образовательных структур в те времена не было.

Коренным образом меняется система и задачи внешкольного образования после Великой Октябрьской революции 1917 г. В процессе нового государственного строительства властям была необходима поддержка населения, к получению которой ключом служила государственная пропаганда [1, с. 284-319]. Однако на практике ситуация была сложнее - население не обладало для этого достаточным уровнем грамотности и политической культуры. В сжатые сроки требовалось дать народным массам возможность воспринимать и понимать те сведения, которые поставляла им государственная пропаганда, а уже потом начинать борьбу за их сердце и умы [2, с. 12]. В связи с чем, на первый план вышла задача по просвещению народных масс. В системе просвещения большевики увидели возможность использовать ее важный элемент - институт внешкольного образования для продвижения идеологических воззрений и распространения пропаганды.

В этот период происходит становление государственной системы внешкольного образования.

В. И. Ленин считал, что народное образование и культурно-просветительная работа в социалистическом государстве невозможны без централизованного государственного руководства, в связи с чем были учреждены государственные структуры, ответственные за внешкольную работу: отдел внешкольного образования в Народном Комиссариате просвещения и научно-педагогический институт методов внешкольной работы. Владимир Ильич «...очень внимательно следил за работой органов народного образования, систематически руководил ими» [3, с. 716]. «Первостепенное значение Ленин придавал воспитанию молодёжи, привлечению её на сторону революции для построения социалистического общества» [4]. Ленин отмечал, что «пока рабочие, крестьяне остаются угнетенными помещиками и капиталистами, пока школы остаются в руках помещиков и капиталистов, поколение молодежи остается слепым и темным. А наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей» [4].

В историческом ракурсе значение понятия «внешкольное образование» претерпевало частые изменения. Известный апологет внешкольного образования - Е. Н. Медынский сформулировал в своей главной работе «Энциклопедия внешкольного образования» следующее определение: «Это средство всестороннего гармоничного развития личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях» [5, с. 25].

Принципиальные позиции содержания внешкольной работы определила Н.К. Крупская. Она считала, что внешкольная работа призвана охватывать всех детей и при этом не быть продолжением школьной учебы. Выстраивание педагогической работы должно иметь целью с одной стороны -развитие индивидуальности, а с другой - формирование коллективистского сознания. Этому должны способствовать добровольность участия в кружковой деятельности, работа с дифференциацией интересов детей, использование игровых форм занятий, профориентация.

На I Всероссийском съезде по внешкольному образованию, открытом 6 мая 1919 г., Н.К. Крупская представила и доказала значимость внешкольного образования как ключевого инструмента по влиянию на сознание и грамотность народных масс. Тогда же она определила две области, которые внешкольное образование должно охватывать - профессионально-техническую и политическую. Выбор первой диктовался новой моделью образования, делавшей в первую очередь упор на получение прикладных знаний и политехнического образования1. Вторая область диктовалась политической необходимостью проведения углубленной коммунистической пропаганды по отношению к населению.

Деятельность внешкольных учреждений зачиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, юных техников, детских спортивных школах, парках, домах культуры. В 1920 году Н. К. Крупская посетила первое в России государственное учреждение внешкольного образования (Станцию юных любителей природы], открывшееся в Москве в 1918 г. в парке Сокольники, главной и основной задачей развития которого было изучение и исследование природы для ее переустройства в интересах трудящихся и построения социалистического государства [6]. Попасть на станцию мечтали дети со всех уголков страны, но попасть было непросто -сперва нужно было пройти стажировку, во время которой надо было выбрать направление и представить дневник занятий. В основу обучения юннатов был положен творческий труд. Одной из главных особенностей школы было развитие самостоятельности учеников, которому способствовало

1 Положение об единой трудовой школе в Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Декреты Советской власти. Том III. 11 июля 1918 г. - 9 ноября 1918 г. М.: Госполитиздат, 1964. С. 374-381.

самоуправление, самообслуживание, высокая учебно-трудовая дисциплина, чувство ответственности, хозяйское отношение к оборудованию, натуралистическая работа в кружках.

Принципами организации юннатской станции стали труд, общественно-полезная деятельность. Примечательно, что у юннатов не было каникул как у обычных школьников, у них был «отпуск» как у взрослых и получали они его по очереди, чтобы не оставались без надзора животные и растения.

Как уже было отмечено ранее, Н. К. Крупская боролась за советскую трудовую школу, дающую общее и политехническое образование. Поэтому опытно-показательная станция юннатов представляла для неё особый интерес [6].

Заинтересованность властей во внешкольном образовании также подтверждает речь В.И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи, где он подчеркивал, что «молодежь должна воспитываться с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде», «отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание». «Когда все увидят, как мы прогнали из старой школы старую муштру, заменив ее сознательной дисциплиной, как всякий молодой человек идет участвовать в субботнике, как они используют каждое подгородное хозяйство, чтобы помогать населению, народ будет смотреть на труд не так, как на него смотрели прежде» [7].

В 1920 году выстраивается иерархия института внешкольного образования, в которую вошли: Всероссийский съезд по внешкольному образованию, Всероссийский совет по внешкольному образованию, Всероссийское совещание представителей внешкольных подотделов губернских отделов народного образования [2, с. 17]. В этом же году был подписан декрет о создании Главполит-просвета, который возглавила Н.К. Крупская. Главным предназначением его являлось объединение «всей политико-просветительской, агитационно-просветительской работы Республики и сосредоточения ее на обслуживании политического и экономического строительства»1.

Таким образом, можно констатировать, что в этот период состояние внешкольного образования изменилось безвозвратно (по сравнению с дореволюционным периодом] - из внеинституцио-нальных практик сформировалась государственная институция, которая стала служить нуждам текущей политической повестки.

Анализ же современной системы внешкольного (дополнительного] образования стоит начать с 90-х гг. XX столетия, когда социально-экономический кризис оказал глубокое влияние на смену ценностных ориентаций в обществе. Расходы на образование в государстве существенно уменьшились, а нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества (в том числе сокращение сети станций юных натуралистов, созданных в разных уголках России сразу после открытия первой станции юных любителей природы в Москве, о которой речь шла ранее].

С 1993 г. наступает период стабилизации (частичное восстановление] численности внешкольных учреждений. С принятием в 2012 г. нового закона «Об образовании» внешкольные учреждения приобрели статус образовательных организаций и стали называться учреждениями дополнительного образования детей. Были созданы правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной системы образования к системе вариативной, персонализированной, демократической.

В 2014 году была принята Концепция развития дополнительного образования детей, в которой был зафиксированы следующие приоритетные направления развития современного дополнительного образования:

доступность образования, отсутствие ограничений при приеме. Круглый год (и в каникулярное время] любой ребёнок («обычный» и одаренный, «проблемный» и «благополучный», больной и здоровый] имеет возможность заниматься, но при этом государством ведется поиск талантливых и одаренных детей и молодежи, для которых оно создает отдельные образовательные организации (центры поддержки талантливых и одаренных детей];

вариативность (многообразие видов образовательной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям детей];

личностно-ориентированный подход. Для каждого ребенка создается «ситуация успеха», способствующая удовлетворению индивидуальных потребностей обучающегося в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом развитии, построению индивидуальной образовательной траектории, основанной на его собственной мотивации и свободе выбора;

практико-ориентированный подход (дополнительное образование направлено на социализацию детей и их профессиональное самоопределение];

1 Декрет СНК о Главном политико-просветительском комитете Республики (Главполитпросвете) // Декреты Советской власти. Том XI. Октябрь - ноябрь 1920 г. М.: Госполитиздат, 1983. С. 197-201.

отсутствие государственных стандартов и регламентов к определению содержания дополнительного образования; интеграция внеурочного и дополнительного образования;

формирование новых форм развития дополнительного образования (как пример, на месте станций юных натуралистов и юных техников сегодня создаются Экостанции и Кванториумы как новые модели образовательных организаций дополнительного образования, формирующие современную мотивирующую среду для удовлетворения современных образовательных потребностей обучающихся и формирования кадрового резерва в соответствии со стратегией социально-экономического развития государства;

создание государством конкурентной среды в дополнительном образовании, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг через участие НКО и бизнеса наравне с государственными учреждениями в оказании услуг дополнительного образования, внедрения механизмов государственно-частного партнерства. Государством создаются условия для обеспечения конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию, в том числе через систему грантов социально-ориентированным некоммерческим организациям;

Важно также зафиксировать, что в соответствии с целевыми ориентирами федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»1 к 2024 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 80 %. Особый акцент в этом документе поставлен на повышении охвата обучающихся России дополнительными программами естественнонаучной и технической направленности, в связи с государственной необходимостью наращивания технического, технологического потенциала страны при условии обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Анализ практик внешкольного образования первых лет советской власти и в настоящий период позволило нам сделать ряд ключевых выводов.

Содержание деятельности внешкольных учреждений на каждом этапе исторического развития определяется политическими и социально-культурными процессами, протекающими в обществе и государстве. В первые годы советской власти институт внешкольного образования (под лозунгом народного просвещения и ликвидации безграмотности] превращается в инструмент политической пропаганды для строительства социального государства. В. И. Ленину удалось создать новые образовательные и воспитательные учреждения, в основу деятельности которых были заложены идеологические «катализаторы» строительства коммунистического общества. Ленин выдвинул перед молодёжью главную задачу - учиться. Он говорил, что советская молодежь должна овладеть всей суммой знаний, накопленных человечеством, но так, чтобы они являлись не заученными формулами, а служили руководством в практической работе, чтобы молодые люди сами умели вырабатывать коммунистические взгляды и связывать каждый шаг своего учения, воспитания и образования с участием в общей борьбе всех трудящихся против эксплуататоров2.

В настоящий период развитие дополнительного образования также рассматривается государством как приоритетное направление образовательной политики. При этом важно отметить, что в содержании дополнительного образования отсутствуют элементы политико-просветительской и агитационной пропаганды, запрещенной главным законом страны.

Важно заметить, что в оба рассматриваемых периода развития института внешкольного образования молодежь рассматривается государством как главная движущая сила, организацией воспитания и образования которой нужно заниматься с малого возраста.

Формирование целей, задач и принципов функционирования системы дополнительного образования детей, как и реализация самого дополнительного образования, в годы советской власти находилась в руках государства. Все решения принимались через систему органов управления с привлечением самого общества.

В настоящий период в разработку стратегических документов, определяющих приоритетные векторы развития института, народные представители не вовлекаются, что позволяет сделать вывод об отражении взглядов и интересов ограниченного круга участников государственного аппарата в концепциях и программах развития системы.

Стоит отметить, что в настоящее время параллельно с государственными, развивается сеть негосударственных учреждений дополнительного образования детей, деятельность которых обретает

1 Паспорт национального проекта «Образование». Электронный ресурс: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf

2 Речь В.И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. Электронный доступ: https://www.politpros.com/library/13/252/

самостоятельный легальный характер, в связи с возможностью получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Внешкольное образование на разных этапах исторического развития (за исключением дореволюционного исторического этапа] не дублировало и не подменяло деятельности школ. Напротив, оно обогащало и продолжает сегодня обогащает базовое образование. Весьма ценными представляются взгляды В.И. Ленина, который отмечал, что «мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни1. Его слова подтверждают тот факт, что внешкольное образование призвано решать гораздо более широкий и важный круг задач, чем школьное.

Однако происходящие в настоящий момент процессы интеграции дополнительного образования в сферу школы, позволяют предполагать, что дополнительное образование продолжает компенсировать школьное образование (как это было в дореволюционный период], только уже не отсутствие самого базового образования, а его узкое содержание и жесткую формализацию.

В первые годы советской власти приоритетным направлением в области содержания внешкольного образования были две области - профессионально-техническая и политическая. Выбор первой диктовался новой моделью образования (политехническое обучение, как составную часть школьного образования, В.И. Ленин неразрывно связывал с производительным трудом учащихся [4], второй - диктовался политической необходимостью проведения политико-просветительской пропаганды по отношению к населению.

В настоящее время серьезным вызовами, в условиях которого развивается наша страна, становится четвертый этап технологического развития глобальной экономики, характеризующийся наращиванием экономиками различных государств финансовых вложений в такие области, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии и другие. В связи с этим особое внимание государство уделяет увеличению охвата детей дополнительным программами технической и естественнонаучной направленностей. При этом, важно отметить сходство подходов государства в советский период и в настоящее время, которое исходит из социально-экономических, политических условий развития страны при формировании запросов к содержанию образования.

Анализируя традиции станции юных любителей природы (первого в России государственного внешкольного учреждения], стоить выделить сочетание обучения с исследовательской и производственно-трудовой деятельностью, о которой упоминал и сам В. И. Ленин, и Н. К. Крупская.

Важно отметить, что на современном этапе в системе внешкольного образования практически отсутствует трудовое воспитание, общественно-полезная деятельность, что позволяет сформулировать вывод об отсутствии сегодня связи обучения с трудом, который, в свою очередь занимал главенствующее положение в построении нового типа общества. Понятие «трудовое воспитание» не упоминается сегодня ни в Концепции развития дополнительного образования детей, ни в национальном проекте «Образование».

Ведущим образовательным трендом сегодня становится персонализация образовательного процесса, удовлетворение, в первую очередь, индивидуальных (а не коллективных, как это было в советский период] потребностей.

В советские годы учреждения внешкольного образования объединяли детей разных социальных категорий под одним «зонтиком» без разграничений на «посредственных» и «одаренных». Сегодня же мы наблюдаем активную политику государства по поиску, выявлению и продвижению талантливой и одаренной молодежи, стартовые жизненные возможности которой, по всей видимости, обеспечены материальными возможностями их семей. Параллельно с профильными и многопрофильными учреждениями дополнительного образования создаются образовательные центры, в которых ведется работа исключительно с талантливыми и одаренными детьми и молодежью, что противоречит принципу общедоступности дополнительного образования «для всех».

Как и в советский период, когда стране требовалось в короткие сроки обеспечить строительство нового государства, в условиях трансформации системы образования на современном этапе, перед учреждениями внешкольного образования встает задача перейти на новую перспективную ступень развития, чтобы обеспечить создание новых форм развития образования в интересах развития личности, общества и государства.

Сегодня мы становимся очевидцами процесса создания и распространения новых образовательных моделей в системе дополнительного образования (Экостанции, Кванториумы, Дома научной коллаборации, «Точки роста» и др.].

1 Речь В.И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. Электронный доступ: https://www.politpros.com/library/13/252/.

Данные модели позволяют комплексно подойти к решению задач в сфере дополнительного образования, выступают новыми типами организаций, предлагающими качественное образование для детей и молодежи, решая при этом задачи всестороннего развития личности, социализации и её профессионального самоопределения.

Так, например, при социальном проектировании модели «Экостанции» ее разработчиками учитывался опыт работы первой станции юных любителей природы, в основу деятельности которой, как уже отмечалось ранее, были положены принципы удовлетворения коллективных интересов обучающихся, трудовая дисциплина, самоорганизация, общественно-полезная деятельность1.

Сама инициатива автора по созданию Экостанций в субъектах Российской Федерации как новой модели организации экологического образования и просвещения детей и молодежи была поддержана Министерством просвещения Российской Федерации и внесена в распоряжение от 3 февраля 2020 г. № Р-9 «О внесении изменений в методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № Р-136».

Экостанция - это образовательная организация нового типа, представляющая собой современное, профессиональное и высокотехнологичное образовательное пространство в области естественных наук, ориентированное на формирование у детей навыков и компетенций по приоритетным направлениям развития науки и технологий в области биологии, экологии, природопользования и охраны окружающей среды [8].

Экостанция представляет собой современную модель структурного подразделения образовательной организации, реализующую дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по 6 профильным направлениям: «Агро», «Био», «Экомонито-ринг», «Лесное дело», «Проектирование», «Профи», соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации2.

Данная модель предполагает формирование уникальной образовательной инфраструктуры, включающей: создание научно-образовательного, эколого-просветительского рекреационного пространства, сети современных детских лабораторий, агрокластер, ландшафтные проекты, лектории, производственные кластеры, музейные пространства.

Таким образом, анализ становления дополнительного образования детей в России позволил сформулировать основные выводы, характеризующие сходства и различия, а также тенденции и противоречия в развития внешкольного образования в России.

Обращение к истории развития дополнительного образования формирует убеждение о несомненной ценности опыта прошлого при создании нового. «Мы должны взять то хорошее, что было в старой школе» - отмечал В. И. Ленин [4].

Наработанный структурами публичного администрирования образования, школьными и внешкольными организациями дополнительного образования опыт можно считать не только педагогическим, но и управленческим, социальным капиталом, который не только можно, но и нужно использовать для разработки и внедрения новых моделей образовательных организаций в системе дополнительного образования детей.

Список источников

1. Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913). Статистические очерки. М.: Госстатиз-дат, 1956. 352 с.

2. Вячистый Д. Д. Институт внешкольного образования в процессах становления советской идеологии // Культурный ландшафт регионов. 2020. Том. 2. № 2. С. 7-24 Б01: 10.17748/2686-88142020-2-2-7-24

3. Крупская Н. К. Избр. пед. соч., 1955.

1 В декабре 2019 г. автором статьи на Всероссийском семинар-совещании руководителей региональных ресурсных центров по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности была проведена стратегическая сессия по созданию новой модели «Экостанция». Электронный доступ: Ьйр5://ук.сот/есоЬюсеп№е?ш=ша11-163430479_3109

2 Указ Президента РФ от 07 июля 2011 г. № 899 (ред. от 16 декабря 2015 г.) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116178/

4. В. И. Ленин. О воспитании и образовании. T. 6, с. 253. Электронный доступ: https://leninism.su/images/PDF/vospitanie1.pdf

5. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: в 3 т. Т. 1. М.: Гос. изд-во, 1923. 138 с.

6. Холостов В. Г. (сост.] У истоков юннатского движения. М.: Просвещение, 1972. - 224 с. Электронный ресурс: https://drive.google.eom/file/d/0BycL7lDdFIJFcVZ1SElYZWZQd2M/view

7. Ленин В.И. Избранные произведения в 3 т. М. Политиздат, 1973. Т. 3. С. 408-423

8. Методические рекомендации по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». А.К. Хаустова, А.В. Панин и др. М.: ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», 2020. 123 с.

References

1. Rashin A. G. The population of Russia for 100 years (1811-1913). Statistical essays. Moscow: State Statistics-Dates; 1956. 352 p. (In Russ.)

2. Vyachisty D. D. Institute of Extracurricular Education in the processes of the formation of Soviet ideology. Kul'turnyi landshaft regionov = Cultural landscape of the regions. 2020;2(2):7-24. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-8814-2020-2-2-7-24

3. Krupskaya N. K. Izbr. peds. compositions; 1955. (In Russ.)

4. V. I. Lenin about education and education. T. 6, p. 253. Available from: https://leninism.su/images/PDF/vospitanie1.pdf (In Russ.)

5. Medynsky E. N. Encyclopedia of extracurricular education: in 3 vol. T. 1. Moscow: Gos. Publishing House; 1923. 138 p. (In Russ.)

6. Kholostov V. G. (originator). At the origins of the Yunnat movement. Moscow: Enlightenment; 1972. 224 p. Available from: https://drive.google.com/file/d/0BycL7lDdFIJFcVZ1SElYZWZQd2M/view (In Russ.)

7. Lenin V. I. Selected works in 3 vol. Vol. 3. Moscow: Politizdat; 1973:408-423. (In Russ.)

8. Khaustova A. K., Panin A. V. et al. Methodological recommendations for the creation of Eco-stations within the framework of regional projects that ensure the achievement of the goals, indicators and results of the federal project "Success of every child" of the national project "Education". Moscow: Federal Children's Environmental and Biological Center; 2020. 123 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

А. К. Хаустова - заместитель директора по организационно-методической работе; аспирант кафедры социологии.

Information about the author

A. K. Khaustova - Deputy Director for Organizational and Methodological Work; Postgraduate student of the Department of Sociology.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 26.08.2021; принята к публикации 27.08.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 26.08.2021; accepted for publication 27.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.