Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е ГГ. ХХ В.'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е ГГ. ХХ В. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХИМИЧЕСКИЕ КЛУБЫ / ПОЛИТПРОСВЕТОТДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полупаненко Елена Геннадиевна

В статье представлен анализ сложившейся отечественной практики внешкольного химического образования в первые годы правления советской власти и изменений, произошедших в дополнительном образовании в условиях новой образовательной среды под влиянием социально-политических факторов. Представлено описание основных модернизационных процессов в системе образования в целом, которые повлияли на развитие и совершенствование отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. Рассматриваются основные законодательные акты и постановления советского правительства в области внешкольного образования за 20-е гг. ХХ в., обусловившие обновление целей и содержания дополнительного химического образования в соответствии с государственными задачами политехнического обучения граждан. Указано, что на законодательном уровне советская власть передала управление внешкольным образованием Народному комиссариату по просвещению, что способствовало его развитию, многообразию направлений и форм. Установленные в 20-е гг. ХХ в. формы организации и управления системой внешкольного образования показали свою высокую результативность и действовали на протяжении многих десятилетий. В статье акцентируется внимание на необходимости тщательного изучения положительного исторического опыта организации внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. с целью выявления направлений его модернизации на современном этапе развития системы дополнительного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF SOVIET OUT-OF-SCHOOL CHEMISTRY EDUCATION IN THE 1920S

The article presents an analysis of the actual Soviet practice of out-of-school chemistry education in the early years of the Soviet power and the changes that took place in out-of-school education in the new educational environment under the influence of socio-political factors. A description of the main modernisation processes in the education system as a whole, which influenced the development and improvement of Soviet out-of-school chemistry education in the 1920s, is presented. The main legislative acts and decrees of the Soviet government in the field of out-of-school education in the 1920s, which led to the renewal of the goals and content of additional chemistry education in accordance with the tasks of global polytechnic national education of the people, are considered. At the legislative level, the Soviet power had returned the management of out-of-school education to the People’s Commissariat for Education, which contributed to its development and the variety of its directions and forms. The article focuses on the need to carefully study the positive historical experience of organising out-of-school chemistry education in the 1920s in order to identify the directions of its modernisation at the present stage of development of the system of additional education for schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е ГГ. ХХ В.»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 222-227. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 222-227. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 373.5.016:54

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-222-227

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е ГГ. ХХ В.

Полупаненко Елена Геннадиевна, кандидат педагогических наук, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Луганская Народная Республика, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4932-8093

Аннотация: В статье представлен анализ сложившейся отечественной практики внешкольного химического образования в первые годы правления советской власти и изменений, произошедших в дополнительном образовании в условиях новой образовательной среды под влиянием социально-политических факторов. Представлено описание основных модернизационных процессов в системе образования в целом, которые повлияли на развитие и совершенствование отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. Рассматриваются основные законодательные акты и постановления советского правительства в области внешкольного образования за 20-е гг. ХХ в., обусловившие обновление целей и содержания дополнительного химического образования в соответствии с государственными задачами политехнического обучения граждан. Указано, что на законодательном уровне советская власть передала управление внешкольным образованием Народному комиссариату по просвещению, что способствовало его развитию, многообразию направлений и форм. Установленные в 20-е гг. ХХ в. формы организации и управления системой внешкольного образования показали свою высокую результативность и действовали на протяжении многих десятилетий. В статье акцентируется внимание на необходимости тщательного изучения положительного исторического опыта организации внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. с целью выявления направлений его модернизации на современном этапе развития системы дополнительного образования школьников

Ключевые слова: советское образование, внешкольное образование, дополнительное образование, внешкольное химическое образование, химические клубы, политпросветотдел

Для цитирования: Полупаненко Е.Г. Влияние государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 222-227. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-222-227

Research Article

THE INFLUENCE OF STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF SOVIET OUT-OF-SCHOOL CHEMISTRY EDUCATION IN THE 1920

Elena G. Polupanenko, Candidate of Pedagogic Sciences, Lugansk Pedagogic University, Lugansk, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4932-8093

Abstract. The article presents an analysis of the actual Soviet practice of out-of-school chemistry education in the early years of the Soviet power and the changes that took place in out-of-school education in the new educational environment under the influence of socio-political factors. A description of the main modernisation processes in the education system as a whole, which influenced the development and improvement of Soviet out-of-school chemistry education in the 1920s, is presented. The main legislative acts and decrees of the Soviet government in the field of out-of-school education in the 1920s, which led to the renewal of the goals and content of additional chemistry education in accordance with the tasks of global polytechnic national education of the people, are considered. At the legislative level, the Soviet power had returned the management of out-of-school education to the People's Commissariat for Education, which contributed to its development and the variety of its directions and forms. The article focuses on the need to carefully study the positive historical experience of organising out-of-school chemistry education in the 1920s in order to identify the directions of its modernisation at the present stage of development of the system of additional education for schoolchildren.

Keywords: Soviet education, out-of-school education, additional education, out-of-school chemistry education, chemical clubs, political enlightenment department

For citation: Polupanenko E.G. The influence of state policy on the development of Soviet out-of-school chemistry education in the 1920. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 222-227 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-222-227

Вестник КГУ -Л 2021

© Полупаненко Е.Г., 2021

Современное внешкольное (дополнительное) образование в России ориентировано на определение жизненных позиций, выбор профессии, приобретение ценностных ориентиров и предоставляет возможности для активной самореализации учащихся. Внешкольное химическое образование как подсистема общего внешкольного образования формируется, развивается и совершенствуется параллельно и зависит от его целей, задач, принципов, функций, а направление работы соответствует динамике развития внешкольной работы в целом. Однако в настоящее время наблюдается стагнация химического направления во внешкольном образовании, сокращение количества натуралистических, технических клубов и секций. Цели и задачи дополнительного образования школьников переориентированы на потребности семьи, имеют гуманитарный характер и не учитывают потребности современного научно-технического развития государства.

Причина доминирования спортивных и музыкально-эстетических внешкольных учреждений заключается в том, что на сегодняшний момент отсутствует четкая государственная политика по отношению к внешкольному химическому образованию, нет единой концепции по развитию естественно-научного направления во внешкольном образовании, также устаревает материальная база и сокращается кадровый потенциал. Поиск путей решения обозначенных проблем привел к изучению исторического опыта развития внешкольного химического образования в первые годы советской власти. Именно в эти годы начинает формироваться устойчивая система внешкольного химического образования, адаптируется уникальный опыт ее функционирования, определяются основные векторы развития.

Цель статьи - изучение влияния государственной образовательной политики на развитие системы внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в.

Выявление закономерного влияния государственной образовательной политики на развитие внешкольного химического образования в 20-е г. ХХ в. позволит предложить оптимальные пути совершенствования дополнительного химического образования школьников в настоящее время.

Исторической базой в исследовании генезиса внешкольного образования в советский период послужили материалы Государственного архива Российской Федерации о деятельности Временного правительства, о работе комиссии по реформам народного образования, постановления и протоколы заседаний Государственной комиссии по просвещению и резолюции об основных задачах внешкольного образования.

В исследованиях В.А. Березиной, М.Б. Коваль, С.В. Смальцевой, А.П. Фадеевой рассматриваются особенности становления внешкольного образования в России и выделяются хронологические периоды: дореволюционный, советский и современный.

В дореволюционный период наблюдается возникновение различных форм внешкольного образования. Появление самых первых проявлений внешкольной деятельности связывают с Шляхетским корпусом в Санкт-Петербурге, где в 30-е гг. XIX в. был организован литературный кружок будущем поэтом П. Сумароковым. Однако организационное развитие внешкольных форм работы можно отнести к началу XX века, когда во многих городах России педагогами-энтузиастами были организованы клубы для детей. Т.С. Шацкий, А.У Зелен-ко, К.А. Фортунатов, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель стояли у истоков становления внешкольной работы, которая перестала выполнять только культур-но-досуговую роль, а приобрела и образовательную функцию [История]. Первые внешкольные учреждения - детские лагеря, летние трудовые колонии, клубы во многом выполняли компенсирующую функцию, обеспечивая элементарное образование в отсутствии школьного [Машинистова: 39].

Советский период начинается в 20-е гг. ХХ века. Несмотря на то, что внешкольная работа сохраняет в этот период применявшиеся до революции формы и методы, она переходит на новый виток своего развития: внешкольное образование включается в общую систему народного просвещения, под государственный контроль переходит система внешкольных учреждений, внешкольная работа становится частью коммунистического воспитания. Так описывает советский период развития внешкольного образования Б.А. Дейч: «В это время активное включение государства в процесс организации внешкольной работы (внешкольного воспитания) приводит как к увеличению и разнообразию учреждений, так и к качественному развитию содержания, форм и методов внешкольной работы» [Дейч: 152]. Залогом бурного развития внешкольных учреждений становится то, что их деятельность полностью соответствует потребностям государства и заключается в расширении своего влияние на детей, в осуществлении их воспитания в русле формирующейся идеологии, в приобщении их к новым социальным и культурным ценностям. Учреждения внешкольной работы становятся эффективным звеном в системе общего воспитания, в них быстро накапливается уникальный опыт организационной работы и педагогического взаимодействия.

В рамках нашего исследования именно первые годы правления советской власти представляют особый интерес, так как в это время формировался уникальный опыт государственного управления внешкольной образовательной системой, а социальный заказ общества определял цели, задачи, основные функции, содержание и формы внешкольной работы по химии.

Государственная политика в сфере внешкольного образования в первые годы советской власти определялась «Положением об организации дела внешкольного образования в РСФСР Респу-

блике», опубликованного в «Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства» 27 июня 1918 года, согласно которому основной задачей деятельности учреждений внешкольного образования становится содействие развитию взрослых и подростков послешкольного возраста в интеллектуальном, эстетическом и физическом плане посредством создания очагов социалистической культуры в различных формах внешкольных учреждений.

«Рабоче-крестьянская государственная власть считает своей обязанностью перед гражданами Республики кроме школьного образования организовать за счет средств государственного казначейства сеть учреждений внешкольного образования, связанных в единую основную систему и направленных к осуществлению общности и полноты внешкольного образования», - провозглашалась в 23-й статье Положения1.

А.В. Луначарский подчеркивал разницу между обучением и образованием, где обучение - это передача знаний от учителя к ученику, а образование - это «образующий» личность процесс, длящийся всю жизнь, добровольный и самостоятельный. И целью государства становится помощь рабочим и крестьянам в самообразовании и саморазвитии, для этого организовывается сеть внешкольных учреждений: народные библиотеки, школы для взрослых, народные дома и клубы, где использовались самые разнообразные методы внешкольной работы для повышения профессионально-технической квалификации рабочих, ликвидации неграмотности и распространения политехнического просвещения населения [Абакумов: 8].

Создание такой сети общедоступных внешкольных учреждений с согласованной работой и четким контролем государства дает грандиозный виток в развитии внешкольного дела в России. Народный комиссариат по просвещению разрабатывает соответствующие законопроекты и методические указания местным органам по школьному образованию. Составляет, издаёт и распространяет необходимые для работы по внешкольному образованию примерные программы, руководства, пособия, фильмы, приборы и материалы. Рекомендует книги, руководства по организации внешкольного дела на местах, оказывает справочно-консультационную помощь, контролирует согласованность работы по внешкольному образованию в пределах губерний и уезда2.

Главнейшей задачей внешкольной деятельности провозглашается усиление агитационной и пропагандистской направленности. Таким образом, в первые послевоенные годы коренным образом меняется целевое значение внешкольного химического образования, внешкольная работа начинает выполнять помимо образовательной функции и политико-просветительскую функцию2, а отдел внешкольного образования Народного комиссариата просвещения переименовывается в политпросветотдел3.

Для согласованной и планомерной организации внеклассной работы на местах создается система подготовки компетентных педагогических работников. На заседании Государственной комиссии по просвещению Народного комиссариата по просвещению РСФСР 8 января 1918 г. было принято «Положение о курсах инструкторов по внешкольному образованию», согласно которому за шесть месяцев подготавливались лица для руководства культурно-просветительскими учреждениями и осуществления плана реализации внешкольного образования на местах. В программу курсов входило изучение: общих вопросов образования (цели, задачи, экспериментальные методики); основ педагогики отдельных предметов (обособленно был вынесен курс естествознания); основ организации внешкольной работы (методы и программы)4.

Анализ архивных документов1-4, которые регламентировали общие цели и задачи внешкольного дела в первые годы послереволюционной России и распространялись на всю сеть внешкольных учреждений, позволил сделать вывод, что образовательными и воспитательными целями внешкольного химического образования в эти годы становятся: повышение химической грамотности населения посредством химических знаний, формирование научно-материалистической картины мира, обоснование атеистических позиций коммунистического воспитания.

Опираясь на работы М.К. Крупской [Крупская: 507], посвященные внешкольной работе, выделяем основные задачи внешкольного химического образования в 20-е гг. XX в.:

- планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне развитой личности за счёт внедрения внешкольной работы по химии;

- организация детской жизни вне школы, увлечение детей наукой и техникой, популяризация научных химических знаний, повышение научного и культурного уровня;

- широкомасштабное политехническое образование за счет формирования химической грамотности разных слоев населения.

Таким образом, воспитательные и образовательные цели внешкольного химического образования пересматриваются согласно социальным запросам общества и способствуют реализации политехнического воспитания подрастающего поколения.

Деятельность внешкольных учреждений на местах осуществлялась по трем направлениям: учебно-кружковая, массовая и методическая. В развитии внешкольного химического образования значительную роль сыграли химические кружки и клубы, работа в которых была направлена на привлечение школьников к чтению научно-популярных книг и химических журналов, проектирование химических производств, моделирование и проведение химических экспериментов, организация экскурсий на химические предприятия.

Организация и содержание внешкольной работы в химических клубах определялась политическими, экономическими, социальными и педагогическими факторами, однако имела и ряд специальных отличий на региональном уровне. Среди сельских учащихся широко применялось сельскохозяйственное направление внешкольной работы, предполагавшее усиленную практическую направленность в изучении биохимии, агрохимии, геохимии, пищевой и бытовой химии [Воронцова].

В больших промышленных городах внешкольная работа по химии была ориентирована на изучение химической технологии и на формирование основных трудовых умений рабочих специальностей, а ее содержание определялось спецификой близлежащих предприятий. Вот некоторые примеры жизненных и производственных комплексных тем, рассматриваемых на внеклассных занятиях в Ахтырском детском городке - сахароварение, мыловарение, производство удобрений и средств химической защиты растений, производство стекла, цемента [Помагайба].

Отдельно следует отметить значение опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР в развитии дополнительного химического образования в 1920-е гг. Эти педагогические лаборатории были центрами изыскания путей и способов реализации связи химического образования с жизнью и производственным трудом. Активно велась в них как внеклассная, так и внешкольная работа. В школах-станциях для расширения политехнического кругозора воспитанников регулярно организовывались экскурсии на производства, заводы, электростанции. Практические задания, чаще всего в виде определенного проекта, выполнялись либо в заводских лабораториях, либо в школьных химических кабинетах.

Таким образом, поставленные правительством задачи всеобщего политехнического образования существенно изменяли содержание внешкольной работы по химии в 20-е гг. ХХ в. Отбор содержания внешкольной работы по химии стал соответствовать основным принципам коммунистического воспитания и задачам политпросветработы, в значительной мере содействовать развитию производственных сил страны.

Основываясь на результатах исследований Ю.З. Гимаевой, мы выделили следующие характерные изменения в системе внешкольного химического образования:

1) увеличение списка задач внешкольной химии (образовательных, воспитательных и развивающих);

2) выделение новых функций внешкольного химического образования: социально-педагогической, компенсирующей (при отсутствии школьного образования), инструктивно-методической и организационно-массовой;

3) определение нового содержания и форм внешкольного химического образования [Гимаева].

Данные изменения являются закономерными последствиями влияния на развитие отечественного внешкольного химического образования направленной образовательной политики нового правительства.

Лесли В. Росс писал об организации советского образования, что политехнический упор в организации работы с молодежью повышает национальную производительность и дисциплинированность, ободряет ученика достоинством рабочих специальностей и помогает ему отточить собственные профессиональные возможности [Ross: 551]. Московские ученые В.Ю. Ферцер, Н.К. Кутякова делают вывод, что основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 1920-1930-е гг. -это интеграция с социальной средой, тесная связь школы с жизнью и сближение школьников с рабочим классом. Ученые рекомендуют обратить внимание современных педагогов на исторический опыт организации учебно-воспитательной деятельности в опытно-показательных учреждениях, где успешно реализовывались многие педагогические идеи, актуальные и в настоящее время [Ферцер, Кутякова].

Анализ влияния государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. позволяет сделать следующие выводы.

Прогрессивные взгляды правительства на цели, содержание, формы и методы культурно-просветительской работы вывели внешкольные учреждения 1920-х гг. на приоритетные позиции в воспитании и организации культурно-массовой, образовательной и досуговой деятельности как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны.

Ключевыми векторами государственной образовательной политики в 20-е гг. ХХ в. становятся: трудовое воспитание, политехнизм, атеизм, искоренение беспризорности и безграмотности взрослых, связь школы с жизнью, для чего организовывается усиленная подготовка инструкторов по внешкольному образованию, включающая значительный объем знаний по естествознанию и, соответственно, химии.

Именно в 1920-е гг., благодаря учебно-воспитательному потенциалу химической науки и соответствию ее содержания социально-политическому заказу общества, внешкольное химическое образование занимает одно из ведущих мест в массовой культурно-просветительской работе с населением. Снабжаются соответствующей научно-популярной литературой народные библиотеки, экскурсионное бюро организовывают походы на химические предприятия и фабрики, в домах пионеров работают политехнические секции, отдельно открываются станции юных техников, а в летнее время организовываются лагеря-фабрики и политехнические лагеря.

В массовом плане политехнический курс государственной образовательной политики во внешкольном химическом образовании реализуется

через организацию, контроль и финансирование работы внешкольных или пришкольных клубов агрохимического, биохимического, экологического, медико-биологического, промышленного профилей.

Таким образом, модернизационные процессы в системе внешкольного образования, активный государственный контроль, финансирование культурно-просветительской работы и масштабная по-литехнологизация образовательного пространства повлияли на популяризацию дополнительного химического образования в 1920-е гг.

На основе вышесказанного обозначим, что эффективная модернизация внешкольного химического образования на современном этапе должна соответствовать социально-экономическим потребностям общества и осуществляется на государственном уровне, через образовательную политику, направленную на популяризацию дополнительного химического образования. Цели внешкольного химического образования должны соответствовать современному научно-техническому развитию государства, а ключевой задачей следует обозначить профориентационную работу внешкольных учреждений. Системный мониторинг и коррекция качества дополнительного химического образования обеспечат его эффективное функционирование.

Совершенствование дополнительного химического образования школьников в настоящее время также невозможно без активной материальной поддержки со стороны правительства, а именно: выделения помещений с хорошо оборудованными химическими лабораториями, оснащения учебно-методической литературой и реактивами; подготовки компетентных в области внешкольного химического образования педагогических кадров; обеспечения им достойной заработной платы.

Дальнейшие изучение исторического наследия педагогической теории и практики отечественного внешкольного химического образования в советский период поможет современными педагогам в поиске путей повышения качества дополнительного химического образования школьников сегодня.

Примечания

1 Приложение № 1 к протоколу заседания № 71 (п. IV) Коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР. Положение об организации дела внешкольного образования в РСФС Республике (1919) // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 181. Л. 46-53.

2 Приложение № 6 к протоколу заседания № 36 (п. 9) Коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР. О политике просветительной работы среди членов профсоюзов (1920) // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 318. Л. 168-171 об.

3 Протокол экстренного заседания Коллегии Народного комиссариата по просвещению РСФСР № 71/344. 24 июля 1920 г. // Государственный архив

Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 319. Л. 83-83 об.

4 Приложение № 3 к протоколу заседания Государственной комиссии по просвещению Народного комиссариата по просвещению РСФСР № 14 (п. 4). Положение о курсах инструкторов по внешкольному образованию. 8 января 1918 г. // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 19. Д. 3. Л. 64.

Список литературы

Воронцова Т.В. Гуманитарно-педагогические основы интеграции непрерывного общего, профессионального образования и воспитания сельских учащихся: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1998. 47 с.

Гимаева Ю.З. История развития дополнительного образования детей в России // Студенческий научный форум: материалы VIII Междунар. студенческой науч. конф. URL: http://scienceforum.ru/2016/ article/2016023335">https://scienceforum.ru/2016/ article/2016023335 (дата обращения: 09.11.2020).

Дейч Б.А. Анализ современных подходов к периодизации процесса становления и развития дополнительного образования (внешкольной работы) в России // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 147-153.

История и теория дополнительного образования: учеб. пособие для академического бакалавриата / Б.А. Дейч [и др.]; под редакцией Б.А. Дейча. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 335 с. URL: https://urait.ru/ bcode/407949 (дата обращения: 02.12.2020).

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. Т. 5. 735 с.

Машинистова Н.В. История становления дополнительного образования детей в России // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 38-42. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/ (дата обращения: 09.01.2020).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов 1917-1973 годы / сост. А.А. Абакумов [и др.]. М.: Педагогика, 1974. 559 с.

Помагайба В. Дальтошвський план на практищ // Радянська освгта. 1924. № 1-2. С. 46-47.

Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К. Интеграция с социальной средой - основа педагогической деятельности образовательных учреждений в 1920-1930-е гг. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 1. С. 236-239.

Ross Leslie W. Some Aspects of Soviet Education The journal of teacher education, 1960, Dec. 1, vol. XI, № 4, pp. 539-552.

References

Vorontsova T.V. Gumanitarno-pedagogicheskie osnovy integratsii nepreryvnogo obshchego, profes-

sional'nogo obrazovaniia i vospitaniia sel'skikh ucha-shchikhsia: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [Humanitarian and pedagogical foundations of the integration of continuous general, vocational education and upbringing of rural students: DSc thesis, summary ]. Moscow, 1998, 47 p. (In Russ.)

Gimaeva Iu.Z. Istoriia razvitiia dopolnitel'nogo obrazovaniia detei v Rossii [History of the development of additional education for children in Russia]: Studencheskii nauchnyi forum: materialy VIII Mezh-dunar. studencheskoi nauch. konf. [Student Scientific Forum: materials of the VIII International Student Scientific Conference]. URL: http://scienceforum.ru/2016/ article/201602333 5 ">https://scienceforum.ru/2016/ar-ticle/2016023335 (access date: 09.11.2020). (In Russ.)

Deich B.A. Analiz sovremennykh podkhodov k perio-dizatsii protsessa stanovleniia i razvitiia dopolnitel'nogo obrazovaniia (vneshkol'noi raboty) v Rossii [Analysis of modern approaches to the periodization of the process of formation and development of additional education (out-of-school work) in Russia]. Sibirskii pedagogi-cheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, № 6, pp. 147-153. (In Russ.)

Istoriia i teoriia dopolnitel'nogo obrazovaniia: ucheb-noe posobie dlia akademicheskogo bakalavriata [History and theory of additional education: a textbook for academic bachelor's degree], B.A. Deich [i dr.]; ed by B.A. Dei-cha. Moscow, Iurait Publ., 2017, 335 p. URL: https://urait. ru/bcode/407949 (access date: 02.12.2020). (In Russ.)

Krupskaia N.K. Pedagogicheskie sochineniia [Pedagogical works]: in 10 vol. Moscow, Akad. ped. nauk Publ., 1959, vol. 5, 735 p. (In Russ.)

Mashinistova N.V. Istoriia stanovleniia dopolnitel'nogo obrazovaniia detei v Rossii [The history of the

formation of additional education for children in Russia]. Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia: materialy IIMezhdunar. nauch. konf. [Problems and prospects for the development of education: materials of the II Intern. scientific. conf.]. Perm', Merkurii Publ., 2012, pp. 38-42. URL https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/58/2347/ (access date: 09.01.2020). (In Russ.)

Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazo-vatel'naia shkola: sb. dokumentov 1917-1973 gody [Public education in the USSR. Comprehensive school: Sat. documents 1917-1973], comp. A.A. Abakumov [etc.]. Moscow, Pedagogika Publ., 1974, 559 p. (In Russ.)

Pomagaiba V. Dal'tonivs'kii plan na praktitsi [Dal-ton plan in practice]. Radians'ka osvita [Soviet education], 1924, № 1-2, pp. 46-47. (In Ukr.)

Fercer V.YU., Kutyakova N.K. Integraciya s social'noj sredoj - osnovapedagogicheskoj deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij v 1920-1930-e gg. [Integration with the social environment - the basis of the pedagogical activity of educational institutions in the 1920s - 1930]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvenno-go universiteta imeni N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics], 2016, vol. 22, № 1, рр. 236-239. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 21.11.2020; одобрена после рецензирования 12.01.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 21.11.2020; approved after reviewing 12.01.2021; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.