_ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ_
УДК 37.01(470.57)
Шарапова Эльвина Анасовна
Аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, [email protected], Уфа
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИя ВНЕШКОЛьНОГО
и дополнительного образования в дореволюционном
БАШКОРТОСТАНЕ*
Аннотация. В статье обосновывается положение о том, что внешкольное и дополнительное образование должно тесно взаимодействовать и сотрудничать со школьным образованием. Автором представлены теоретические основы становления и развития внешкольного и дополнительного образования в дореволюционном периоде, где наблюдался подъем гуманистической мысли, переоценивались нравственные ориентиры, осознавалось значимость личности. Рассмотрены особенности внешкольного образования в Башкортостане в конце XIX - начале XX вв., показаны объективные факторы его развития. Проанализированы и обобщены концепции педагогов-ученых по проблеме внешкольного образования, в частности, по вопросу библиотечного дела, народных чтений, школ для взрослых, музеев и мн. др.
Ключевые слова: внешкольное и дополнительное образование, дореволюционный период становления внешкольного и дополнительного образования.
Sharapova Elvina Anasovna
The postgraduate student of the M. Akmullah Bashkir state pedagogical university, [email protected], Ufa
THEORETICAL BASES OF FORMATION OF OUT-OF-SCHOOL AND ADDITIONAL EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY BASHKORTOSTAN*
Abstract. The article gives the substantiation attitude that out-of-school and additional education has to interact and cooperate with school education closely. The author presented theoretical bases of formation and development of out-of-school and additional education in the pre-revolutionary period where lifting of humanistic thought was observed, moral reference points were overestimated, the importance of the personality was realized. Features of out-of-school education in Bashkortostan at the end of XIX - the beginning of XX century are considered, objective factors of its development are shown. Concepts of teachers scientists on a problem of out-of-school education, in particular, concerning a library science, national readings, schools for adults, museums and another are analysed and generalized.
Keywords: out-of-school and additional education, pre-revolutionary period of formation of out-of-school and additional education.
Современная система дополнительного образования является таким же важным сектором образования, как и школьная. С 1992 года дополнительное образование включено Законом Российской Федерации «Об образовании» в государственную систему
образования. Сегодня дополнительное образование успешно функционирует и является сформированной системой. Задачей дополнительного образования является постоянное самосовершенствование людей, развитие их индивидуальных творческих
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие системы профессионального образования в регионах России в XX-XXI веках (на примере Республики Башкортостан), проект №№ 13-16-02006
** The work was accomplished due to the financial support provided by the grant of RSNF RB " Ural: History, Economy, Culture" in the framework of the research project « The Development of the System of Professional Education in Regions of Russia in XX-XXI centuries (on the example of the Republic of Bashkortostan, project № 13-16-02006.
способностей. В этой сфере уже накоплена большая теоретическая и практическая база, разработаны различные методики обучения и воспитания.
Существует большое количество учреждений дополнительного образования: музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов, центры профессиональной ориентации, учреждения повышения квалификации. При такой разноплановости и вариативности дополнительного образования, на наш взгляд, отсутствует взаимосвязь и сотрудничество со школьной системой. Это главная причина препятствующей реализации принципа непрерывности образования. Для решения данной проблемы необходимо обратиться к опыту, накопленному в течение многих десятилетий.
Истоки внешкольного и дополнительного образования уходят в далекое прошлое, эта сфера возникла по инициативе интеллигенции и общественных организаций, которые занимались обучением и просвещением широких слоев населения различных национальностей и возраста [8]. Для взрослых организовывали воскресные школы, народные чтения, лекции, чтения журналов и газет. Для детей устраивали детские площадки, детские сады, приюты, где занимались их обучением, воспитанием и физическим развитием. Работа общественных организаций имела большое значение, благодаря их деятельности сокращалось количество безграмотных людей. Также они предоставляли школам и училищам книги, учебники, наглядные пособия и оборудование. Именно с этой культурно-просветительской деятельности началось развитие системы внешкольного и дополнительного образования [6].
В развитии и формировании внешкольного и дополнительного образования можно выделить три периода: дореволюционный, советский, современный. Дореволюционный период - время становления и формирования внешкольного и дополнительного образования. Он был обусловлен социально-экономическими, политическими и культурными изменениями, произошедшими внутри страны. В этот период происходило развитие органов самоуправления, пришло осознание необходимости образования всех слоев на-
селения, наблюдался подъем гуманистической мысли, переоценивались нравственные ориентиры, осознавалось значимость личности. В культурно-просветительской деятельности среди населения, участвовали учителя, врачи, писатели, общественные и государственные деятели. Их практическая работа открыла ряд важных теоретических вопросов о применяемых формах, методах и содержании внешкольной работы. Труды известных педагогов В. П. Вахтерова, Б. Б. Веселовского, А. У Зеленко, Е. Н. Медынского, В. И. Чарнолуского, С. Т. Шацкого и других являются основными источниками для осмысления процесса развития научной теории в области внешкольного образования.
Так, книга В. П. Вахтерова, вышедшая в 1896 году «Внешкольное образование народа», стала первой теоретической разработкой этой сферы. Главной идеей мыслителя было развитие свободной личности, которая сама могла организовать себя и не подчиняться своим страстям и прихотям.
В. И. Чарнолуский, в работе «Основные вопросы организации внешкольного образования в России» проанализировал содержание нормативных документов, инструкций, правил, привел перечень разнообразных форм внешкольной работы и дал их подробное описание. Он утверждал, что распространение знаний должно быть общественной обязанностью, большую роль в процессе становления и развития внешкольного образования играют общественные организации, органы самоуправлениям и частная инициатива. Автор считал, что внешкольное образование оказывает не только большое влияние школьному образованию, а в некоторых случаях берет на себе ее задачи в обучении населения.
Е. Н. Медынский, соглашаясь с В. И. Чар-нолуским, говорил, что между школьным и внешкольным образованием существует прямая зависимость. Чем выше уровень образования в школе, тем выше потребность во внешкольном образовании, а чем богаче содержание и применение большого количества методов и форм работы во внешкольном учреждении, тем лучше должна быть организована школа. Е. Н. Медынский является признанным классиком внешкольного образования. Он в полной мере раскрыл суть этой сферы образования в дореволюци-
онной России, выделил принципы построения такого образования: общедоступность, систематичность, планомерность, принцип районной организации.
Исследователи В. П. Вахтеров, Е. Н. Медынский и В. И. Чарнолуский в своих работах охватили все аспекты внешкольного образования в России до революции. Они раскрыли значение, определили цели, задачи и виды внешкольного образования, описали основные методы и формы работы. Особое внимание уделялось таким компонентам внешкольного образования как народные библиотеки, школа для взрослых, народные чтения и др.
Следующие авторы, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, рассматривали не только теоретическую часть вопроса, но и занимались практической стороной внешкольного образования. А.У Зеленко совместно с С.Т. Шацким в 1906 г. основали общество «Сетлемент», а также летнюю детскую трудовую колонию в Московской области и первый в России клуб для детей. Идею создания подобных обществ А. У. Зеленко заимствовал у американского объединения сеттльмент, члены которого селились в бедных районах для образования местного населения. Видимо попытка создания такого объединения для России было непривычным и вскоре 1909 году, она была закрыта. К счастью это была первая, но не последняя попытка создания подобного общества, последующие десятилетие общества занимающиеся обучением и воспитанием детей были открыты по всей России. Они являлись сторонниками антропологического и гуманистического подхода и выступали против старых методов обучения и воспитания. Общественные деятели хотели создать благоприятные условия для развития у ребенка индивидуальных качеств, а также формировать у них чувство ответственности, самостоятельности, солидарности и коллективизма. Занятия, организованные в клубах, были разнообразны и ориентированы на объединение всех детей.
Существенный вклад в осмыслении истории дореволюционного образования внесли исследования Б. Б. Веселовского. Его работа «История земства» в 4-х томах представляет собой важный этап в изучении истории земского самоуправления. В первом томе автор анализирует проблемы народного образова-
ния (школьного и внешкольного), рассматривает огромное количество справочных материалов. В основном, в работе уделялось внимание центральной части России, данные по другим областям представлены значительно меньше и не раскрывают полной картины действительности по Уральскому региону.
Особую группу исследований образуют труды, затрагивающие внешкольное образование Уфимской губернии. Среди них работы И. А. Крапчатова, В. А. Невского, М. И. Обухова, Б. М. Эльцина. Труды носят характер инструкций и методических рекомендаций, статистических обзоров.
М. И. Обуховым на основе отчетов земств, приведено большое количество статистических сведений, необходимых для характеристики основных государственных учреждений внешкольного образования. Из значимых работ М. И. Обухова можно выделить статистические очерки «Занятия с подростками и взрослыми. Народные чтения 1914-1915 учебный год». В его трудах анализируется и оценивается деятельность Уфимского земства по организации народных чтений, школ для взрослых, библиотек и изб-читален.
Интерес представляют работы И. А. Крап-чатова и В. А. Невского, которые отражали педагогические аспекты внешкольного образования. Их исследования имели ценное значение для Уфимской губернии, потому что И. А. Крапчатов и В. А. Невский занимались разработкой технологии, которая могла бы осуществить оптимальное усвоение знаний при проведении народных чтений и лекций. Эти виды внешкольного образования применялись давно и были весьма распространенными, а программы, методических рекомендаций не существовали.
В. А. Невский главную роль отводил плану, программе проведения народных чтений и лекций. Им разработаны методические рекомендации, в которую вошли перечень рекомендуемых книг для лектора, слушателя, программы отдельных лекций, оформления помещения, где проходят чтения и многое другое.
Инструктором по Народному Образованию в Уфимском уезде И. А. Крапчатовым, разрабатывались частные вопросы по библиотечному делу и народным чтениям. Он
считал, что в процессе образования и просвещения народа, главной целью является «борьба с невежеством и некультурностью народных масс» [7,с. 4], в этом, писал он, кроется большая опасность, так как невежественный народ не может управлять государством и нормально развиваться. В своей работе «Методы культурно-просветительной и агитационной работе в народе» автор дает рекомендации по проведению народных чтений и лекций, подробно описывает возможные методы работы. Он обращает внимание на преимущество тех или иных методов работы в зависимости от поставленной цели.
Вопросами устройства яслей-приютов и правильной организации их деятельности занимался Б. М. Эльцин. Он являлся санитарным врачом Санитарного Бюро Уфимского Губернского земства. Санитарные требования, предъявляемые к яслям-приютам, были минимальны, главная ориентация на простоту и экономичность. Эти требования, конечно, оправданы, так как здесь были в основном дети крестьян.
Исследователи Башкортостана также рассматривали отдельные вопросы внешкольного образования. Обобщающих работ, целенаправленно и системно рассматривающих историю развития внешкольного образования в дореволюционном периоде нет. К современным авторам, которые занимаются проблемой внешкольного образования этого периода, относятся Г. Б. Азаматова, Т. М. Аминов, Р. А. Гильмиянова и О. П. Ко-ролькова. В настоящее время исследователями более полно изучена история развития библиотек. Этой проблеме посвящена диссертация Р. А. Гильмияновой, в которой рассматривается вопрос об особенностях распространения книг на территории Башкортостана, становлении и развитии библиотек [5]. Исследование Р. А. Гильмияновой имеет большую историческую ценность, однако педагогическое значение библиотек, как основного центра внешкольного образования, не рассмотрено.
Заведующие библиотеками организовали народные чтения, лекции, выставки и другие культурно-просветительские мероприятия. «Библиотеки открывались в первую очередь в сельских районах, где они нередко являлись единственными очагами просвеще-
ния народных масс», отмечал Т.М. Аминов [2, с. 15]. В своей работе он определяет и раскрывает типы и этапы развития внешкольного образования дореволюционного периода.
Г. Б. Азаматова в рамках своей работы «Уфимское земство (1874-1917гг.) социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования» рассматривает основные виды внешкольного образования, но этот вопрос не является основным предметом ее изучения. Внешкольное образование она рассматривала в рамках всего народного образования, которое включает в себя так же школьное, профессиональное и другие виды образования.
О. П. Королькова рассматривала отдельные вопросы, отражающие деятельность общественных организаций, например, работа секции детского сада Уфимского Общества Народных Университетов. Изданы статьи, посвященные вопросу образования взрослых и народных чтений в Уфимской губернии.
Таким образом, можно сказать, идеи исследователей дореволюционного периода не утратили своего значения и в настоящее время. Учеными проделана большая работа в теоретическом обосновании вопроса внешкольного образования в дореволюционном периоде, и собран широкий спектр историко-педагогического знания, накоплен колоссальный опыт по организации внешкольных учреждений. Тем не менее, эти труды не дают исчерпывающих ответов на многие вопросы. Анализ научной литературы и архивных источников позволил констатировать, что необходимо охарактеризовать и систематизировать особенности организации, сформулировать и обосновать ведущие тенденции развития внешкольного и дополнительного образования в Башкортостане. Необходимо уделить внимание не только вопросу библиотечного дела, но и другим видам внешкольного образования, такие как школы для взрослых, народные чтения, музеи, театры, кинематограф и мн. др.
Библиографический список
1. Азаматова Г. Б. Уфимское земство (1874-1917 гг.) социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. -Уфа: Гилем, 2005. - 239 с.
2. Аминов Т. М. Место внешкольного образования в просвещении народов дореволюционного
Башкортостана / Материалы научно-практической конференции: «Просветительство в Башкортостане традиции, современность, перспективы». - Уфа: Общество «Знание» РБ, 2004. - 144 с.
3. Аминов Т. М. Новая концепция историко-пе-дагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11. - С. 445- 450.
4. Аминов Т. М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - №2 (9). - С. 42- 62.
5. Гильмиянова Р. А. История библиотек Башкортостана: XVIII век - 1917 год (По материалам Оренбургской и Уфимской губерний): авто-
реф. дис. канд. ист. наук. - Новосибирск: [б. и.], 2003. - 22 с.
6. Дейч Б. А. Внешкольная работа с детьми: переход от воспитательной к образовательно-воспитательной модели //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 229-223.
7. Крапчатов И. А. Методы культурно-просветительской и агитационной работы в народе. - Уфа: Издание Уфимского Губернского Агитационного Культурно-просветительского отдела при Ком. Член. Учред. Собр., 1918. - 70 с.
8. Ромм Т. А. Внешкольное образование в Сибири на рубеже XIX и XX вв. // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - №2. - С. 113-119.