Естественно-научное образование:
развитие естественно-научной и экологической грамотности
Васильев
Илья Вадимович,
заместитель директора, руководитель Экостан-ции, ГБУДОПО «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества», г. Псков
e-mail:
ecostatepsk@vk.com
Ilya
Vasiliev,
Head of EcoStation, Pskov Regional Development Center for Gifted Children, Pskov, Russia
Исследовательская деятельность обучающихся как способ международного взаимодействия в области экологии и рационального природопользования
Research Activity of Students as an International Interaction in the Ecological Field and Environmental Management
Аннотация. В рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные Экостанции. Среди задач, выполняемых ими, особое место занимает задача по формированию условий для исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и в условиях международного партнерства. В тексте статьи содержится информация об опыте участия Экостанции Псковской области в международном проекте «Развитие знаний об окружающей природной среде в российско-эстонском приграничье» / «Эко-мыш-ление» (ER101 GreenMind). Такое сотрудничество позволило не только повысить уровень исследовательской компетентности обучающихся, но и сформировать единое международное научно-исследовательское пространство для школьников, что в свою очередь способствует единству подходов по обеспечению экологической безопасности трансграничной территории. Ключевые слова: естественно-научная направленность, исследовательская деятельность, международное сотрудничество, экология, природопользование
Abstract. As part of the Federal project "The Success of Every Child", regional Eco Stations are created in all the subjects of the Russian Federation. One of the most special tasks of all is creating conditions for the research activity of students, including opportunities for international partnership. The article describes the experience of Pskov Oblast Eco Station participating in the international project "Development of Knowledge About the Natural Environment in
Исследовательская деятельность обучающихся как способ международного взаимодействия в области экологии и рационального природопользования»
Васильев Илья Вадимович
the Russian-Estonian Border Region" / "Eco-Thinking" (ER101 GreenMind). Such cooperation allowed not only to increase the level of students' research competences, but also to form a common international research space for schoolchildren, which in turn promotes the unity of approaches ensuring the environmental safety of the transboundary territory.
Keywords: natural science, research activity, international cooperation, ecology, environmental management
Ключевым направлением государственной политики Российской Федерации в дополнительном образовании является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. С этой целью реализуется Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в рамках которого практически во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные Экостанции [Косарецкий и др., 2019].
Под Экостанцией понимается современная организационно-методическая модель обновления дополнительного образования, реализующая дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной направленности, соответствующие приоритетным направлениям развития науки и технологий. Среди задач, выполняемых региональными Экостанциями, особое место занимает задача по формированию условий для исследовательской деятельности обучающихся [Баженова и др., 2020]. Безусловно, наибольший интерес представляет опыт реализации данной задачи в условиях международного партнерства и сотрудничества в области научного образования.
Экостанция Псковской области с 2020 по 2022 год принимала активное участие в международном проекте «Развитие знаний об окружающей природной среде в российско-эстонском приграничье» / «Эко-мышление» (ER101 GreenMind), реализуемом при финансовой поддержке Программы приграничного сотрудничества «Россия-Эстония». Данный проект включал в том числе и ряд мероприятий, направленных на развитие исследовательской деятельности обучающихся в российско-эстонском приграничье. Реализация проекта включала три смысловых блока:
• выявление обучающихся и педагогов, заинтересованных в исследовательской деятельности;
• развитие исследовательских способностей у школьников и навыков организации исследовательской деятельности у педагогов;
• трансляция приобретенного в рамках реализации проекта опыта для всех образовательных организаций региона.
Естественно-научное образование:
развитие естественно-научной и экологической грамотности
Проект реализовывался в зеркальном формате на территории России и Эстонии. Обмен опытом по реализации проекта проходил на регулярных двусторонних видеоконференциях между школьниками и педагогами обоих государств.
Этап выявления обучающихся и педагогов, заинтересованных в исследовательской деятельности, заключался в проведении конкурсного отбора. В рамках этого этапа на территории Псковской области был проведен областной экологический конкурс «Эко-инициатива». Конкурс проводился по двум номинациям «Эко-семья» и «Эко-школа». К участию в конкурсе приглашались обучающиеся и их семьи, а также педагоги общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования. Обучающимися на конкурс представлялись исследовательские работы по направлениям «Флора и фауна приграничных территорий», «Экологический мониторинг и рациональное природопользование», «Энергоэффективность и энергосбережение». От педагогов на конкурс принимались разработки краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по тем же тематическим направлениям. По результатам конкурса было отобрано 20 обучающихся и 3 педагога, которые в дальнейшем примут участие во втором этапе проекта.
Этап развития исследовательских способностей у школьников и навыков организации исследовательской деятельности у педагогов реализовывался за счет проведения выездной детской экологической смены «Эко-будущее». Смена была проведена на берегу Псковско-Чудского озера, расположенного на границе России и Эстонии и являющегося особо охраняемой природной территорией международного значения. В ходе смены педагоги смогли внедрить и апробировать собственные программы, разработанные в ходе конкурса, а обучающиеся выполнили исследовательские работы, затрагивающие проблемы сохранения биологического разнообразия Псковско-Чудского озера, вопросы экологического мониторинга его состояния и рационального природопользования. Смена завершилась двусторонней видеоконференцией с участием эстонской стороны. Обучающиеся обеих стран поделились результатами своих исследований и смогли в игровой форме обсудить актуальные экологические проблемы трансграничной особо охраняемой природной территории. По результатам смены был подготовлен и опубликован сборник исследовательских работ школьников.
Этап трансляции приобретенного в рамках реализации проекта опыта для всех образовательных организаций региона заключался в публикации сборника методических рекомендаций по экологическому образованию и просвещению и проведении методического семинара. Методические материалы по организации и проведению урочных, внеурочных, внеклассных и дополнительных занятий в области
Исследовательская деятельность обучающихся как способ международного взаимодействия в области экологии и рационального природопользования»
Васильев Илья Вадимович
экологии и рационального природопользования были подготовлены на основании материалов областного экологического конкурса «Эко-инициатива» и профильной экологической смены «Эко-будущее». Международный открытый семинар «Методический инструментарий для трансгранично-ориентированного экологического образования и просвещения» состоялся в конце 2021 года. В рамках семинара педагогов познакомили с цифровым, учебно-просветительским и методическим инструментариями, разработанными и апробированным в данном проекте. Сотрудники Экостанции Псковской области совместно с ПООО «Чудской проект» и Тартуским центром экологического образования провели мастер-классы для педагогов по использованию учебных и методических пособий, а также настольных игр в рамках исследовательской деятельности обучающихся.
Таким образом, Псковская область получила неоценимый опыт международного сотрудничества по вопросам формирования исследовательских навыков обучающихся за счет участия в проекте «Развитие знаний об окружающей природной среде в российско-эстонском приграничье» / «Эко-мышление» (ER101 GreenMmd), реализуемым при финансовой поддержке Программы приграничного сотрудничества «Россия-Эстония».
Такое сотрудничество позволяет не только повысить уровень исследовательской компетентности обучающихся, но и сформировать единое международное научно-исследовательское пространство для школьников, что в свою очередь способствует единству подходов по обеспечению экологической безопасности трансграничной территории. И"
Литература:
Баженова и др., 2020 — Баженова А. К., Мечников В. Е., Панин А. В. и др. Методические рекомендации по созданию Экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». — М.: ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», 2020. 124 с.
Косарецкий и др., 2019 — Косарецкий С. Г., Гошин М. Е, Беликов А. А. и др. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / Под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 280 с.