Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ К МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ К МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордвинцев Александр Иванович

Место и роль аудита эффективности в системе управления по результатам связаны с необходимостью своевременной корректировки содержания инструментов стратегического планирования и управления развитием территории. Именно возможность получить независимую, объективную информацию о проблемный «точках» в реализуемых стратегиях и программах, проектах при налаженном партнерском взаимодействии контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации или муниципального образования, с одной стороны, и органами исполнительной власти, эти стратегии, программы и проекты реализующими, с другой стороны, делают государственное и муниципальное управление эффективным, так как в ходе такой взаимосвязи обеспечивается своевременное выивление и устранение недочетов, пробелов, препятствующих достижению целей и задач управления в заданные сроки и с заданными затратами. Полученные результаты исследования носят прикладной характер и соответствуют тенденциям по решению проблемы переселения граждан их аварийного жилья, которая становится более масштабной и важной в соцально-экономической плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мордвинцев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING PERFORMANCE AUDIT METHODS TO MUNICIPAL EMERGENCY HOUSING MANAGEMENT PROGRAMS

The place and role of performance audit in the results-based management system is associated with the need to timely adjust the content of strategic planning and territory development management tools. It is the opportunity to obtain independent, objective information about problem “points” in the implemented strategies and programs, projects with an established partnership between the control and accounting bodies of a constituent entity of the Russian Federation or a municipal formation, on the one hand, and the executive authorities, these strategies, programs and projects are implemented, on the other the parties make state and municipal management effective, since in the course of such a relationship, timely identification and elimination of shortcomings and gaps that impede the achievement of goals and objectives of management in a given time frame and at a given cost are ensured. The obtained results of the study are of an applied nature and correspond to the trends in solving the problem of resettlement of citizens of their emergency housing, which is becoming more widespread and crisis-ridden in the face of growing national economic and social problems.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ К МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ»

АУДИТ КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

шМ

А. И. Мордвинцев

УДК: 332.02, 332.8 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-116-127

Применение методов аудита эффективности

к муниципальным программам по управлению аварийным жилищным фондом

Место и роль аудита эффективности в системе управления по результатам связаны с необходимостью своевременной корректировки содержания инструментов стратегического планирования и управления развитием территории. Именно возможность получить независимую, объективную информацию о проблемных «точках» в реализуемых стратегиях и программах, проектах при налаженном партнерском взаимодействии контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации или муниципального образования, с одной стороны, и органами исполнительной власти, эти стратегии, программы и проекты реализующими, с другой стороны, делают государственное и муниципальное управление эффективным, так как в ходе такой взаимосвязи обеспечивается своевременное выявление и устранение недочетов, пробелов, препятствующих достижению целей и задач управления в заданные сроки и с заданными затратами. Полученные результаты исследования носят прикладной характер и соответствуют тенденциям по решению проблемы переселения граждан их аварийного жилья, которая становится более масштабной и важной в соцально-экономической плане.

Ключевые слова: аварийное жилье, муниципальная программа, национальный проект, аудит эффективности.

Улучшение качества жизни населения — это общенациональная задача, ее актуальность определяется в том числе включением вопросов о жилищных условиях в стратегические цели государства и отдельных территорий. Каждая страна реализует эволюционную программу в собственных национальных формах и в своем историческом темпе [1, с. 7].

Государство за счет переселения людей из ветхого, аварийного жилья реализует главную цель управления — обеспечение безопасности и высокого качества жизни населения. Ветхий фонд негативно влияет на имидж и туристический потенциал территории. Кроме того, «процессы в сфере переселения граждан из ветхого, аварийного жилья могут стать локомотивом для развития строительной отрасли и обеспечить мультипликативный эффект социально-экономического развития региона и страны» [3, с70]. Необходимо больше внимания уделять вопросам реконструкции и модернизации аварийного и ветхого жилья, то есть «комплексам строительных работ и ор-

© А. И. Мордвинцев, 2021

ганизационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей и параметров» [6, с.612], но в данном случае уже затрагиваются вопросы государственной инвестиционной и инновационной политики на региональном уровне, связанные с разработкой и доступностью инновационных строительных технологий, строительных материалов, кадровых ресурсов и другие.

Государственная политика России, непосредственно связанная с улучшением условий проживания граждан, базируется на следующих нормативно-правовых документах.

1. Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым определены полномочия органов власти по управлению проблемой аварийного жилья, в том числе на муниципальном уровне, а также порядок признания жилья аварийным.

2. Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым предусматривается предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее — Положение № 47).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 1082).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года № 278 «О порядке предоставления в 2019—2021 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию — Фонд

содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года № 446-р, где определено, что в целях обеспечения реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» утверждены прилагаемые целевые показатели реализации в период 2019—2021 годов региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года. Из материалов данного распоряжение по регионам Южного Федерального округа представим свод целевых показателей (таблица 1). Наиболее крупные и социально-экономически развитые регионы — Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, имеют самые высокие показатели аварийного жилья и численности граждан, подлежащих расселению.

Таблица 1

Целевые показатели реализации в регионах ЮФО региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с распоряжением Правительства № 446-р

ЮФО 2019-2021 годы

общая площадь, подлежащая расселению (тыс. кв. м.) численность граждан, подлежащих переселению (тыс. чел.)

[ород Севастополь 0,37 0,02

Республика Адыгея 1,35 0,07

Республика Калмыкия 1,75 0,09

Республика Крым 2,61 0,15

Астраханская область 7,5 0,41

Ростовская область 35,82 1,96

Волгоградская область 39,5 2,17

Краснодарский край 70,35 3,87

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:

— к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится определение оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 11 статьи 12);

— к полномочиям органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов — аварийными и подлежащими сносу или реконструкции за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской

Федерации или ее субъекта (пункт 8 части 1 статьи 14);

— жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15);

— признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32). В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В Федеральном законе от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» дано определение понятию «аварийный жилищный фонд» — это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 Федерального закона № 185-ФЗ после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В этом же законе предусматривается предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

— в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ, условиями предоставления данной финансовой поддержки являются наличие обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 года и наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с нормами Положения № 47 признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется в порядке, проиллюстрированном на рисунке 1.

Если оценивать масштабы проблемы аварийного жилья и той нагрузки, которая ложится на местные бюджеты, то уточним, что по данным Росстата и Минстроя России удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда страны за период 2000-2018 годов вырос с 0,3% до 0,7%.

Рассмотрим проблему на примере Волгоградской области. В соответствии с реестром многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими

сносу после 1 января 2012 года по состоянию на 1 января 2020 года из 490 объектов с процентом физического износа 43-100% на г. Волгоград приходилось 417 объектов (85,1%) с годами постройки от 1911 года и до 2008 года.

Орган местного самоуправления -1- Создание Межведомственной комиссии для оценки- жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации —» Проведение оценки и обследования жилого помещения, многоквартирного дома на предмет их соответствия установленным в Положении № 47 требованиям Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении № 47 с указанием соответствующих оснований принятия решения:

1 1 1 ,

Основания для оценки: - заявление собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя); - заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции; жилого помещения, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 - о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; - о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции / сносу; - об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Рисунок 1. Этапы признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» реализуется федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого в субъекте Федерации реализуются региональные проекты. В Волгоградской области с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года реализуется региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», связанный с государственной программой Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области». Его цель — обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда с расселением к концу 2024 года не менее 176,1 тысячи кв. метров общей площади аварийного жилищного фонда, переселением не менее 9,8 тысячи человек.

На территории Волгограда в 2019 году переселение граждан из аварийного жилья осуществлялось в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах» (далее — Региональная программа) и муниципальной программы «Жилище» (далее — Программа), утвержденной постановлением администрации Волгограда в декабря 2018 года. В состав данной программы входит подпрограмма «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного

жилья», направленная на реализацию мероприятий по обеспечению безопасного проживания горожан.

Внесенные изменения затронули не только объемы финансирования, но и значения показателей достижения цели, выполнения задач и результативности мероприятий, а также перечень исполнителей и сроки реализации мероприятий.

В соответствии с Перечнем аварийного жилья, общий аварийный жилищный фонд Волгограда по состоянию на 20 декабря 2019 года состоял из 408 многоквартирных жилых домов и 34 жилых помещений, нерасселенная общая площадь жилых помещений превышала 221 тысячу кв. м, период признания домов аварийными — с 14 ноября 2011 года по 12 декабря 2019 года. Общее количество граждан, зарегистрированных в аварийном жилищном фонде и подлежащих переселению в рамках Подпрограммы, составляет 13, 7 тысячи человек (5, 7 тысяч семей), что соответствует плановому значению показателя достижения цели Подпрограммы «Доля граждан, переселенных из аварийного жилья, состоящих в актуализированном списке граждан, проживающих в аварийном жилье, от общего количества граждан, состоящих в списке граждан, проживающих в аварийном жилье».

Для реализации мероприятий муниципальных контрольно-счетных органов, связанных с аудитом эффективности, используются стандарты. Так, в Контрольно-счетной палате (КСП) Волгограда действует Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Основные правила организации и проведения аудита эффективности использования бюджетных средств», утвержденный решением Коллегии КСП Волгограда (далее — Стандарт).

В соответствии со Стандартом аудит эффективности представляет собой вид мероприятия внешнего муниципального финансового контроля, который применяется для определения эффективности использования бюджетных средств, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей и решения поставленных задач социально-экономического развития [2].

Особое значение в решении вопросов аудита эффективности имеют критерии оценки эффективности использования бюджетных средств, которые представляют собой качественные и количественные характеристики деятельности объекта контроля и аудита эффективности по планированию и использованию бюджетных средств, а также результатов их использования [4]. Критерии являются своего рода «нормативной моделью» и показывают, какой результат является показателем эффективной деятельности по использованию бюджетных средств [5].

Их разработка базируется на следующих документах:

— Критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов, разработанные в 2014 году рабочей группой из представителей Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации;

— Положение о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград;

— Порядок разработки, реализации, мониторинга и контроля муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации Волгограда;

— Методические рекомендации по организации и проведению аудита в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, утвержденные решением Коллегии КСП Волгограда (18 июля 2018 года);

— Практика контрольно-счетных органов Российской Федерации по результатам мероприятий внешнего финансового контроля.

К актуальному методу, который применяется для оценки эффективности деятельности муниципальных органов исполнительной власти, использующих бюджетные средства для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации муниципальной программы «Жилье», аудиторами КСП Волгограда был отнесен следующий порядок расчета интегрального балла:

— базовые значения критериев определяются в баллах, вес каждого критерия зависит от его значимости и влияния на вопрос и задачу аудита эффективности;

— по результатам проверки с учетом полученных доказательств каждому критерию присваивается балл;

— по каждой задаче оценка эффективности деятельности по использованию бюджетных средств проводится путем подсчета суммы баллов, присвоенных по критериям, направленным на решение данной задачи;

— общая оценка эффективности деятельности по использованию бюджетных средств проводится путем подсчета общей суммы баллов, присвоенных по 20 критериям.

В таблице 2 представлен результат проведенной аудиторами КСП Волгограда оценки эффективности подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилье».

Таблица 2

Результат оценки эффективности использования бюджетных средств

на достижение целей и задач подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилье» в 2019 году

Вопросы Критерии Значение оценки, баллы

норма- факт

тив

Качество разработки подпрограммы

1. Качество планирова- 1. Соответствие мероприятий и целевых

ния мероприятий Подпрограммы ориентиров Подпрограммы другим документам стратегического планирования Волгограда 0,5 0

2. Согласованность показателей дости-

жения цели, выполнения задач и резуль- 1,0 0

тативности мероприятий Подпрограммы.

3. Обоснованность плановых значений

ожидаемых результатов и сроков реали- 1,5 0,5

зации мероприятий Подпрограммы.

4. Организация системы управления 1,0 0,5

и контроля за реализацией Подпрограммы.

2. Нормативно-правовая база по вопросу переселения граждан из аварийного жилья Наличие (достаточность) принятых муниципальных правовых актов (порядков, регламентов), регламентирующих организацию административных процедур и межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления Волгограда при переселении граждан из аварийного жилья в рамках реализации Подпрограммы 2,0 0

3. Качество планирования расходов на реализацию Подпрограммы 1. Соответствие планового объема финансирования Подпрограммы размеру бюджетных ассигнований, утвержденных на ее реализацию. 1,5 1,0

2. Обоснованность планируемых объемов затрат по мероприятиям Подпрограммы, указанных в Программе. 1,0 0

Итого баллов

8,5

2,0

Эффективность использования бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы

Фактически достигнутые значения показателей результативности мероприятий Подпрограммы в 2019 году

1. Достоверность данных отчета о ходе реализации Подпрограммы в 2019 году подтвержденная документально

2. Значение итоговой оценки эффективности реализации Подпрограммы в соответствии с Порядком № 921

2,0

3,0

0

2,0

Экономичность и (или) результативность расходования бюджетных средств

1. Достижение заданных результатов по итогам реализации Подпрограммы с наименьшим объемом бюджетных средств и (или) достижение наилучших результатов с использованием запланированного объема бюджетных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6,0

3,0

2. Определение степени достижения целевого показателя достижения цели Подпрограммы в 2019 году_

3,0

3,0

Продуктивность расходования бюджетных средств

Соотношение фактической стоимости одного квадратного метра приобретенных (изъятых) жилых помещений и расчетной предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам

3,0

3,0

Выборочная проверка целевого использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации Подпрограммы

Отсутствие при реализации Подпрограммы в 2019 году нарушений в части нецелевого использования бюджетных средств

3,0

3,0

Выборочная проверка соблюдения действующего законодательства

1. Отсутствие нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

3,0

0

при осуществлении закупок в рамках реализации Подпрограммы (отдельные элементы аудита закупок) работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при приобретении жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья. 3,0 3,0

2. Отсутствие избыточных расходов по итогам исполнения контрактов (договоров) на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.

Итого баллов 26,0 17,0

Эффективность организации процесса переселения граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы

Результаты проверок и предписаний контрольных, надзорных и иных органов Отсутствие нарушений, выявленных контрольными, надзорными и иными органами, а также своевременное устранение нарушений, указанных в предписаниях 1,0 0

Проверка соблюдения требований действующего законодательства и муниципальных правовых актов (порядков, регламентов), регламентирующих организацию административных процедур и межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления Волгограда при переселении граждан из аварийного жилья в рамках реализации Подпрограммы. Отсутствие нарушений действующего законодательства и муниципальных правовых актов (порядков, регламентов), регламентирующих организацию административных процедур и межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления Волгограда при переселении граждан из аварийного жилья в рамках реализации Подпрограммы 1,0 0

Факты возврата (необходимости возврата) средств вышестоящих бюджетов Отсутствие фактов возврата (необходимости возврата) средств вышестоящих бюджетов за нарушение условий соглашения 1,0 1,0

Исполнение органами местного самоуправления Волгограда установленного порядка взаимодействия и сроков предоставления отчетности в рамках соглашения о реализации на территории муниципального образования региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019— Отсутствие нарушений органами местного самоуправления Волгограда установленного порядка взаимодействия и сроков предоставления отчетности в рамках соглашения о реализации на территории муниципального образования Региональной программы 1,0 0

2025 годах» (далее — Региональная программа), утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 01.04.2019 № 141-п;

Проверка соблюдения установленного срока переселения и оформления документов по переселению граждан из аварийного жилья, произведенному в 2019 году Завершение в срок до 31.12.2019 оформления всех документов по переселению из аварийного жилья граждан, подлежащих переселению в 2019 году по условиям Подпрограммы 1,0 0

Итого баллов 5,0 1,0

Общая сумма баллов по критериям: 39,5 20,0

КСП Волгограда для оценки эффективности деятельности по использованию бюджетных средств применена следующая шкала баллов (таблица 3).

Таблица 3

Шкала оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти по реализации подпрограммы муниципальной программы «Жилье»

Шкала баллов Сумма баллов Оценка эффективности

> 90% от максимально возможной суммы баллов 35,5-39,5 баллов включительно Деятельность эффективна

50-90% от максимально возможной суммы баллов 19,7-35,5 баллов Деятельность умеренно эффективна

< 50% от максимально возможной суммы баллов 0-19,7 баллов включительно Деятельность неэффективна

По итоговой сумме баллов, полученных КСП Волгограда в результате применения метода аудита эффективности подпрограммы муниципальной программы «Жилье» (таблица 2), равной 20 баллам и приведенной в таблице 3 шкале оценки, можно видеть, что деятельность органов местного самоуправления Волгограда по использованию бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации Программы, признана умеренно эффективной, при этом от оценки «деятельность неэффективна» отличие составляет 0,3 балла. Эксперты одной из основных причин низкой эффективности в реализации данной подпрограммы считают «человеческий фактор», когда из-за несогласия граждан с предлагаемыми условиями переселения (предлагаемые

район города, этаж дома, выкупная цена жилья) растет практика судебных разбирательств. На примере 2019 года сложилась следующая статистика судебных дел, связанных с переселением граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы:

1) гражданами подано 68 исков к администрации Волгограда, в том числе:

- 60 исков о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения (выкупа);

- 8 исков о внеочередном переселении из аварийного жилищного фонда;

2) администрацией Волгограда подано 17 исков к гражданам, в том числе:

- 12 исков о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения (выкупа);

- 5 исков о понуждении к заключению договоров мены.

В результате за период 2016-2019 годов в Волгограде не был полностью расселен ни один из аварийных многоквартирных жилых домов, соответственно, не осуществлялся их снос.

Актуальными предложениями считаем следующие:

- внести изменения в Положение о комитете жилищной и социальной политики администрации Волгограда, направленные на проведение максимально достоверной оценки рыночной стоимости изымаемых жилых помещений и выплату возмещения (выкупа) за изымаемые жилые помещения;

- обеспечить соответствие подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище», условиям и требованиям Порядка разработки, реализации, мониторинга и контроля муниципальных программ, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 13 июля 2018 года № 921 и региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах».

На муниципальном уровне целесообразно выделить в отдельную подпрограмму проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Важно, чтобы по итогам мероприятий, относящихся к аудиту эффективности, органы исполнительной власти оперативно и в полном объеме реагировали на предоставленные контрольно-счетными органами результаты проверок в целях снижения потерь ресурсов и соблюдения финансовой и исполнительской дисциплины.

Литература

1. Бессонова О. Э. Рынок и раздаток в российской матрице: от конфронтации к интеграции. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 151 с.

2. Демидов А. Ю, Иванов О. Б., Мовчан С. Н. России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 1. С. 20-32.

3. Ибрагимова З. Ф., Япарова-Абдулхаликова Г.И. О некоторых проблемах в сфере ветхого и аварийного жилья // Вестник УГУЭС. Наука, образо-

вание, экономика. Серия экономика. 2015. № 1(11). С. 69—73.

4. Иванов О. Б. Формирование системы внутреннего контроля, аудита и управления рисками в компании на основе внутрикорпоративных стандартов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 2. С. 4-23.

5. МордвинцевА. И., Булетова Н. Е., Атарщикова И. Г. Развитие методологии внешнего муниципального контроля в системе управления социально-экономическим развитием территории // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. № 11 (494). С. 2138-2157.

6. Першина Т. А., Калентьева Н. А. Особенности управления воспроизводством аварийного и ветхого жилищного фонда с позиции системного и процессного подходов в целях повышения комфортности проживания населения города // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-3. С. 611-615.

References

1. Bessonova O. E. Rynok i razdatok v rossiyskoy matrice: ot konfrontacii k integracii [Market and distribution in the Russian matrix: from confrontation to integration], Moscow: Politicheskayaenciklopediya [Political encyclopedia], 2015, 151 p. (in Russian).

2. Demidov A. Yu., Ivanov O. B., Movchan S. N. Russia needs a national system of internal audit standards. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015, no. 1 (in Russian).

3. Ibragimova Z. F., Yaparova-Abdulkhalikova G. I. On some problems in the field of dilapidated and emergency housing. Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya ekonomika [Bulletin of USUES. Science, education, economics. Economics series], 2015, no. 1(11), pр.69-73 (in Russian).

4. Ivanov O. B. Formation of the system of internal control, audit and risk management in the company on the basis of internal corporate standards. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2012, no. 2, pp. 4-23 (in Russian).

5. Mordvintsev A. I., Buletova N. E., Atarshchikova I. G. Development of the methodology of external municipal control in the management system of the socio-economic development of the territory. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, vol. 18, no. 11(494), pр. 2138-2157 (in Russian).

6. Pershina T. A., Kalentyeva N. A. Features of the management of the reproduction of emergency and dilapidated housing stock from the standpoint ofthe systemic and process approaches in order to improve the comfort of living of the population of the city. Fundamental nye issledovaniya [Fundamental research], 2016, no. 5-3, pр. 611-615 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.