Научная статья на тему 'О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ'

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
913
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СФЕРА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / HOUSING POLICY / REGIONAL PROGRAMS / CONSTRUCTION AND HOUSING / AFFORDABLE HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Опальский Александр Павлович, Трушкова Вероника Владимировна

В данной статье раскрываются особенности реализации региональных программ в сфере жилищного строительства и ЖКХ в таких субъектах Российской Федерации как город Москва с его колоссальным строительством и Мурманская область, жилищное строительство в которой практически не ведется и в то же время жилищные проблемы решаются. Обращается внимание на программу реновации жилья принятую и реализуемую в Москве, предполагающую снос или реконструкцию не подлежащих капитальному ремонту, но еще не признанных аварийными, объектов жилищного фонда, строительство на высвобождаемой территории нового жилья с одновременным обеспечением коммунальной, транспортной, социальной инфраструктурой, проведением мероприятий по благоустройству территории. Подчеркивается, что каждый регион выбирает для себя наиболее приемлемый вариант решения насущных проблем в жилищно-коммунальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Опальский Александр Павлович, Трушкова Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About regional programs in the field of housing and utilities

This article reveals the features of the implementation of regional programs in the field of housing and communal services in such subjects of the Russian Federation as the city of Moscow with its enormous construction and the Murmansk region, housing construction in which is practically not conducted and at the same time housing problems are solved. Attention is drawn to the program of renovation of housing adopted and implemented in Moscow, involving the demolition or reconstruction of not subject to major repairs, but not yet recognized as emergency, housing, construction on the released territory of new housing while providing municipal, transport, social infrastructure, carrying out activities for the improvement of the territory. It is emphasized that each region chooses the most appropriate solution to the pressing problems in the housing and communal services.

Текст научной работы на тему «О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10441

УДК 332.1

A. П. Опальский https://orcid.org/0000-0002-4232-6979

B. В. Трушкова

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

В данной статье раскрываются особенности реализации региональных программ в сфере жилищного строительства и ЖКХ в таких субъектах Российской Федерации как город Москва с его колоссальным строительством и Мурманская область, жилищное строительство в которой практически не ведется и в то же время жилищные проблемы решаются. Обращается внимание на программу реновации жилья принятую и реализуемую в Москве, предполагающую снос или реконструкцию не подлежащих капитальному ремонту, но еще не признанных аварийными, объектов жилищного фонда, строительство на высвобождаемой территории нового жилья с одновременным обеспечением коммунальной, транспортной, социальной инфраструктурой, проведением мероприятий по благоустройству территории. Подчеркивается, что каждый регион выбирает для себя наиболее приемлемый вариант решения насущных проблем в жилищно-коммунальной сфере.

Ключевые слова: жилищная политика, региональные программы, сфера строительства и ЖКХ, доступное жилье.

A. P. Opalskiy, V. V. Trushkova

About regional programs in the field of housing and utilities

This article reveals the features of the implementation of regional programs in the field of housing and communal services in such subjects of the Russian Federation as the city of Moscow with its enormous construction and the Murmansk region, housing construction in which is practically not conducted and at the same time housing problems are solved. Attention is drawn to the program of renovation of housing adopted and implemented in Moscow, involving the demolition or reconstruction of not subject to major repairs, but not yet recognized as emergency, housing, construction on the released territory of new housing while providing municipal, transport, social infrastructure, carrying out activities for the improvement of the territory. It is emphasized that each region chooses the most appropriate solution to the pressing problems in the housing and communal services.

Key words: housing policy, regional programs, construction and housing, affordable housing.

Низкий жизненный уровень значительной массы населения России стал

причиной обострения социальных проблем. Увеличение числа граждан, нуж-

© Опальский А. П., Трушкова В. В., 2019

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

61

дающихся в помощи, обращает на себя внимание политиков, социологов, СМИ. Среди факторов, от которых зависит семейное благополучие, на первом месте стоят доходы семьи и жилищные условия, затем уже идут: образовательные, медицинские услуги, физическое и нравственное здоровье и другие. Поэтому, семейная политика тесно переплетается с государственной политикой в сфере жилищного строительства и ЖКХ, формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий и профессиональных союзов, средств массовой информации, а также самих граждан.

Основными приоритетами государственной региональной политики в области обеспечения населения доступным, качественным жильем и жилищно-коммунальными услугами на ближайшую перспективу до 2025 г. являются:

— увеличение объема строительства жилья;

— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения либо строительства жилья с использованием ипотечного кредита;

— повышение комфортности городской среды;

— обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилфонда;

— надежное обеспечение регионов топливно-энергетическими ресурсами.

Высокий уровень износа жилищного фонда диктует тенденцию к снижению качества предоставляемых услуг, росту себестоимости и тарифов, увеличению аварийности на инженерных сетях и ресурсных потерь.

Для повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, улучшение условий проживания граждан в жилищном фонде Правительством страны была утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, основными целевыми показателями которой являются:

— увеличение общей площади многоквартирных домов, в отношении которых проведен капремонт в установленный срок;

— рост уровня собираемости платы за коммунальные услуги;

— снижение уровня технологических потерь при транспортировке по сетям;

— увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой;

— увеличение доли сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях;

— увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

62

А. П. Опальский, В. В. Трушкова

Немногим ранее в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», основными целями которой были определены ориентиры, более отличающиеся социальной направленностью:

— повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в сферу ЖКХ, улучшение качества услуг, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

— финансовое оздоровление организаций ЖКХ;

— снижение издержек, повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг;

— обеспечение поддержки модернизации сферы ЖКХ со стороны государства.

Практическая реализация государственной политики в сфере жилищного строительства и ЖКХ обеспечивается органами государственной власти субъектов РФ на основе социального и экономического потенциалов регионов, и включает развитие программно-целевого подхода к разработке и осуществлению политики в этой сфере с учетом общерегиональных интересов. Поскольку регионы России различаются своими экономическими, географическими, климатическими, этнографическими и другими характеристиками мы остановимся на двух, о которых поется в песне «от Москвы до самых до окраин, с

южных гор до северных морей...». В качестве окраины мы выбрали регион Крайнего Севера - Мурманскую область.

Особенности реализации программ в сфере жилищного строительства и ЖКХ в Мурманской области

На начало 2018 года в органах местного самоуправления Мурманской области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит более 11,4 тыс. семей. При этом 51 % очередников состоят на учете более 10 лет. Большая часть нуждающихся в улучшении жилищных условий проживает в городе Мурманске - 7 108, из них 70,9 % семей дожидаются получения жилья более 10 лет. В настоящее время в рамках специальных федеральных программ и отдельных мероприятий, реализуемых на условиях бюджетного финансирования, имеется ввиду софинансирование из бюджетов различных уровней или финансирование непосредственно за счет федерального бюджета. В Мурманской области осуществляется обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством имеются обязательства Российской Федерации.

Действенным инструментом содействия из средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Мурманской области молодым семьям в обеспечении жильем являются мероприятия по выделению субсидий для молодых семей. В Мурманской области с 2006 г. успешно реализовывалась программа «Обеспечение жильем молодых семей», а с 2007 г. финансирование программы осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Се-

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

63

годня Государственная программа Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» позволяет молодым, а в Мурманске и многодетным, семьям улучшить свои жилищные условия путем получения финансовой поддержки на приобретение или строительство жилья. За время действия программы «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» свои жилищные условия смогли улучшить 1 177 молодых и многодетных семей. Всего благодаря программам по поддержке молодых и многодетных только в городе в Мурманске улучшили свои жилищные условия 1 378 семей.

Недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, а также инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не позволяет эффективно решать жилищные проблемы этой категории граждан. Ежегодно лишь 4,5 % от общего количества очередников обеспечиваются жильем.

По состоянию на 1 сентября 2018 г. имелись обязательства перед 366 гражданами данной категории. Важной проблемой является предоставление жилья в социальный наем малоимущим гражданам, что обусловлено не только отсутствием финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем, но и нежеланием очередников переключаться на иные формы жилищного обеспечения, не дожидаясь подхода очереди на получение

муниципальной квартиры по договору социального найма. Вместе с тем на современном этапе государственной жилищной политики активно развиваются направления, ориентированные на повышение доступности жилья.

Основными формами поддержки отдельных категорий граждан являются оплата первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели и снижение уровня процентной ставки по ипотечным кредитам для различных категорий граждан. С 2012 г. осуществляются меры государственной поддержки по созданию специальных условий ипотечного кредитования молодых учителей. Отдельной категорией граждан, подлежащих жилищному обеспечению на льготных условиях, являются семьи с тремя и более детьми.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством Мурманской области, в свою очередь, был разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, направленный на создание благоприятных условий для строительства индивидуальных жилых домов.

Решению проблемы переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, признанном до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, и одновременно поддержке развитию малоэтажного жилищного строительства на территориях субъектов Федерации способствовало принятие

64

А. П. Опальский, В. В. Трушкова

Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ. Одновременно с расселением аварийного жилищного фонда в регионе для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), расположенных на территории области, Правительством Мурманской области была создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области».

Преодоление последствий недофинансирования жилищного фонда и проведение капремонта в Мурманской области осуществляется с применением мер государственной поддержки.

Таким образом, представленный анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах Мурманской области показывает, что: реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока могут воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами.

В настоящее время на федеральном уровне прорабатываются механизмы государственной жилищной политики для населения, доходы которого не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья.

Система регулирования градостроительства и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источни-

ком «административной ренты» и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов; коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса.

Жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников. Назрел вопрос о восстановлении фонда муниципального жилья.

О распространении столичного опыта реновации многоквартирных домов на другие регионы

Неудовлетворительное состояние жилищного фонда в Российской Федерации, изношенность основных конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, устаревшие технические характеристики, которые создают множество неудобств для граждан - все это указывает на необходимость принятия решений, направленных на обновление жилищного фонда, повышение его комфортности и безопасности для проживания граждан. Одним их механизмов решения этой задачи является реновация жилищного фонда. В нашей стране реализация программы реновации жилищного фонда осуществляется пока только в одном субъекте РФ - городе федерального значения Москве. Механизм реновации в г. Москве имеет уникальное законодательное регулирование и организационную специфику. Также следует отметить, что г. Москва - единственный субъект Российской Федера-

65

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

ции, на территории которого отсутствуют признанные аварийными многоквартирные дома.

Программа реновации жилья в Москве - программа Правительства Москвы, направленная на расселение и снос ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в конце 50-60-х годов прошлого века, и новое строительство на освободившейся территории. Программа рассчитана на 15 лет и вошло в нее более 5 тысяч МКД. Основной задачей строительства домов, построенных в период индустриального домостроения, было решение проблемы обеспечения каждой семьи отдельной квартирой за счет внедрения технологии массового панельного строительства на основе типовых серий. К концу 1990-х годов значительная часть жилищного фонда, построенного в период индустриального домостроения, достигла высокой степени морального и физического износа и требовала обновления. Были выявлены серьезные конструктивные недостатки, но модернизация инженерной инфраструктуры в таких домах практически не возможна.

Массовое расселение и снос пятиэтажных домов периода раннего панельного домостроения было начато еще в 1990-х годах и велось в рамках «Программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения».

Принятые в 2007 году поправки в Земельный кодекс затруднили работу подрядчиков, обязав их проходить конкурсные процедуры для получения участков, а из-за финансового кризиса 2008-2010 гг. многие строители не

смогли выполнить обязательства перед городом. В итоге московские власти приняли решение завершить программу силами городского бюджета. На начало 2017 года в рамках «Программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения» оставалось снести 71 дом.

В феврале 2017 г. была начата разработка новой программы, включающей расселение серии домов, ранее признанных «несносимыми». Предпосылкой быстрого начала программы реновации явилась попытка городской администрации избежать перераспределения доходов бюджета Москвы в пользу дотационных регионов. И это немудрено, ведь только за 2016 год доходы консолидированного бюджета Москвы увеличились на 188 млрд рублей, а масштабная программа реновации позволила бы Москве привлечь инвестиции в строительную и смежные отрасли.

1 июля 2017 г. закон был подписан Президентом России, а «реновация», связанная с процессом переселения миллионов москвичей, успешно пополнила наш лексикон.

В то же время депутаты Государственной Думы Российской Федерации, опасавшиеся, что принятый закон о реновации оставит владельцев совершенно незащищенными перед насильственным выселением и переселением в жилье меньшей комфортности, а также считавшие, что действующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда носят точечный характер и не охватывают весь объем жилых домов, требующих обновления, подготовили проект федерального закона «О ренова-

66

А. П. Опальский, В. В. Трушкова

ции жилищного фонда в Российской Федерации». Законопроект до настоящего времени проходит обсуждение в Правительстве РФ и Госдуме.

Следует отметить, что подготовленный депутатами законопроект не стыкуется с действующими законодательными актами, регулирующими те же самые или смежные общественные отношения. Кроме того, законопроект не в полной мере содержит механизм принятия решения о реновации, поэтому будет дорабатываться разработчиками.

К сожалению, законопроектом не урегулированы и вопросы обеспечения прав субъектов малого и среднего предпринимательства при прекращении права аренды находящихся в собственности субъекта Российской Федерации нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации и порядка вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации.

Реновация жилищного фонда предполагает снос или реконструкцию не подлежащих капитальному ремонту, но еще не признанных аварийными, объектов жилищного фонда, строительство на высвобождаемой территории нового жилья с одновременным обеспечением коммунальной, транспортной, социальной инфраструктурой, проведением мероприятий по благоустройству территории.

Целесообразность распространения механизма реновации в субъектах Российской Федерации должна быть обусловлена объективно сложившимися социально-экономическими условиями в каждом субъекте Российской Федерации.

По данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2019 г. на территории остальных субъектов Российской Федерации после 1 января 2012 г. признано аварийным 54 тыс. МКД в связи с физическим износом, 15,3 млн м2 жилья, в которых проживают около 1 млн человек.

В рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» с 2019 по 2024 гг. планируется расселить 9,6 млн м2 аварийного жилья, переселить 530,8 тыс. человек. Для этого потребуется 500 млрд руб., из которых 432 млрд руб. - средства федерального бюджета, 68 млрд руб. -средства консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Признавая важность реновации как превентивного механизма обновления жилья и улучшения городской среды, необходимо обеспечить переселение граждан из уже признанных аварийными домов, техническое состояние которых создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. В целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о переселении граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. Финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда предполагается осуществлять с участием средств федерального бюдже-

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

67

та на условиях долевого финансирования из бюджетов субъектов РФ.

С учетом того, что подготовленный депутатами Госдумы законопроект о реновации предусматривает создание в субъектах РФ специальных фондов реновации в форме унитарной некоммерческой организации, реализация соответствующих программ потребует выделения значительных бюджетных средств. Однако по нашему мнению, исходя из безусловного приоритета переселения граждан из аварийного жилищного фонда, направление субъектом Российской Федерации бюджетных средств на программу реновации при наличии на территории региона нерас-селенного аварийного жилья представляется нецелесообразным.

Вместе с тем реновация территорий возможна и целесообразна за счет средств частных инвесторов. В целях предоставления такой возможности законопроект о переселении содержит ряд положений, направленных на совершен-

ствование установленного Градостроительным кодексом РФ механизма развития застроенных территорий. Проекты развития застроенных территорий, по сути, аналогичны проектам реновации, поскольку предусматривают качественное улучшение городской среды путем строительства нового жилищного фонда и создания соответствующей инфраструктуры.

Таким образом, каждый регион выбирает для себя наиболее приемлемый вариант решения насущных проблем в жилищно-коммунальной сфере.

В субъектах Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда могут быть задействованы механизмы развития застроенных территорий, которые, по сути, аналогичны проектам реновации, так как предусматривают качественное улучшение городской среды путем строительства нового жилищного фонда и инфраструктуры на основании прошедшего публичные слушания проекта планировки территории.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47, ст. 5489.

2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210967/. - (Дата обращения: 11.01.2019).

3. Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 571-I II I «О государственной программе Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» [Электронный ресурс] // «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти

68

А. П. Опальский, В. В. Трушкова

Мурманской области». - URL: http://www.gov-murman.ru. - (Дата обращения: 17.01.2019).

4. Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. № 768-1II1/20 «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области». - URL: http://www.gov-murman.ru. - (Дата обращения: 30.12.2013).

5. Молодые мурманские семьи жалуются на финансирование программы по обеспечению жильём [Электронный ресурс]. - URL: https://region51.com/node/907908/. - (Дата обращения: 30.01.2019).

6. Федеральный закон от 01.07.2017 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: www.pravo.gov.ru. - (Дата обращения: 15.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Закон города Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru. - (Дата обращения: 15.01.2019).

8. Закон г. Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru. - (дата обращения: 15.01.2019).

9. Постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 года № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru. - (Дата обращения: 22.12.2018).

10. Постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 года № 708-ПП «Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 20172021 годов «стартовых» многоквартирных домов, обеспечивающих «волновое переселение» граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru. - (Дата обращения: 27.02.2019).

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

69

11. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. - URL: https ://www.reformagkh. ru/relocation/alarm-after-2012/?item=square&sort=value. -(дата обращения: 15.01.2019).

12. Опальский, А. П. Правовые вопросы обеспечения сохранности жилого фонда и расчетов за жилищно-коммунальные услуги [Текст] / А. П. Опальский, В. В. Трушкова // Ученые записки: научно-практический журнал. - 2016. - № 1 (17). - С. 79-85.

Bibliograficheskij spisok

1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (v red. ot 10.02.2017) «O Koncepcii dolgosroch-nogo social'no-jekonomicheskogo razvi-tija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.» (vmeste s «Koncepciej dol-gosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.») // Sobranie zakono-datel'stva RF. 24.11.2008. № 47, st. 5489.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 16.01.2017 № 13 «Ob utverzhdenii Os-nov gosudarstvennoj politiki regio-nal'nogo razvitija Rossijskoj Federa-cii na period do 2025 goda» [Jelek-tronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210967/. - (Data obra-shhenija: 11.01.2019).

3. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 30.09.2013 № 571-PP «O gosudarstvennoj pro-gramme Murmanskoj oblasti «Obespe-chenie komfortnoj sredy prozhivanija naselenija regiona» [Jelektronnyj re-surs] // «Sbornik normativnyh pravo-vyh aktov Gubernatora Murmanskoj oblasti, Pravitel'stva Murmanskoj oblasti, inyh ispolnitel'nyh orga-nov gosudarstvennoj vlasti Murman-skoj oblasti». - URL: http://www.gov-murman.ru. - (Data obrashhenija: 17.01.2019).

4. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 25 dekabrja 2013 g. № 768-PP/20 «O Strategii so-cial'no-jekonomicheskogo razvitija Murmanskoj oblasti do 2020 goda i na period do 2025 goda» [Jelektronnyj resurs] // «Sbornik normativnyh pra-vovyh aktov Gubernatora Murmanskoj oblasti, Pravitel'stva Murmanskoj oblasti, inyh ispolnitel'nyh orga-nov gosudarstvennoj vlasti Murman-skoj oblasti». - URL: http://www.gov-murman.ru. - (Data obrashhenija: 30.12.2013).

5. Molodye murmanskie sem'i zha-lujutsja na finansirovanie programmy po obespecheniju zhil'jom [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://region51.com/node/907908/. - (Data obrashhenija: 30.01.2019).

6. Federal'nyj zakon ot 01.07.2017 № 141-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «O statu-se stolicy Rossijskoj Federacii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-sijskoj Federacii v chasti ustanovle-nija osobennostej regulirovanija ot-del'nyh pravootnoshenij v celjah re-novacii zhilishhnogo fonda v subъekte Rossijskoj Federacii - gorode fede-ral'nogo znachenija Moskve» [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj in-ternet-portal pravovoj informacii. - URL: www.pravo.gov.ru. - (Data obrashhenija: 15.01.2019).

7. Zakon goroda Moskvy ot 31 maja 2006 g. № 21 «Ob obespechenii zhilishh-nyh prav grazhdan pri pereselenii i osvobozhdenii zhilyh pomeshhenij (zhilyh domov) v

70

А. П. Опальский, В. В. Трушкова

gorode Moskve» [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj in-ternet-portal pravovoj informacii. -URL: www.pravo.gov.ru. - (Data obra-shhenija: 15.01.2019).

8. Zakon g. Moskvy ot 17 maja 2017 goda № 14 «O dopolnitel'nyh garan-tijah zhilishhnyh i imushhestvennyh prav fizicheskih i juridicheskih lic pri osushhestvlenii renovacii zhilishhnogo fonda v gorode Moskve» [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: www.pravo.gov.ru. - (data obrashhenija: 15.01.2019).

9. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 1 avgusta 2017 goda № 497-PP «O Programme renovacii zhilishh-nogo fonda v gorode Moskve» [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj in-ternet-portal pravovoj informacii. - URL: www.pravo.gov.ru. - (Data obrashhenija: 22.12.2018).

10. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 26 sentjabrja 2017 goda № 708-PP «Ob utverzhdenii Adresnogo perechnja kvartalov (territorij), v granicah kotoryh raspolozhe-ny sushhe-stvujushhie ili podlezhashhie obrazova-niju zemel'nye uchastki, prednazna-chen-nye dlja proektirovanija i stroitel'-stva v techenie 2017-2021 godov «star-tovyh» mnogokvartirnyh domov, obes-pechivajushhih «volnovoe pereselenie» grazhdan v cel-jah realizacii Program-my renovacii zhilishhnogo fonda v go-rode Moskve» [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravo-voj informacii. - URL: www.pravo.gov.ru. - (Data obrashhenija: 27.02.2019).

11. Reforma ZhKH [Jelektronnyj resurs]/ - URL: https://www.reformagkh.ru/relocation/alarm-after-2012/?item=square&sort=value. -(data obrashhenija: 15.01.2019).

12. Opal'skij, A. P. Pravovye vo-prosy obespechenija sohrannosti zhilo-go fonda i raschetov za zhilishhno-kommunal'nye uslugi [Tekst] / A. P. Opal'skij, V V Trushkova // Uchenye zapiski: nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2016. - № 1 (17). - S. 79-85.

О региональных программах в сфере жилищного строительства и ЖКХ

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.