Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ EDUSCRUM ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ EDUSCRUM ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кросс-функциональное взаимодействие / методология Agile / eduScrum / подготовка студентов магистратуры / cross-functional interaction / Agile methodology / eduScrum / preparation of master's degree students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Екатерина Константиновна

В результате происходящих в современном обществе трансформаций, постоянно меняются требования к будущим специалистам, что приводит к необходимости формирования у студентов качественно новых компетенций, например, готовности к кросс-функциональному взаимодействию. Для решения данной задачи необходим поиск новых образовательных технологий. В статье рассматриваются теоретические и практические основы применения методики eduScrum в высшей школе. Обоснована целесообразность применения данной методики при формировании готовности к кросс-функциональному взаимодействию у обучающихся в магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербина Екатерина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As a result of the transformations taking place in modern society, the requirements for future specialists are constantly changing, which leads to the need for students to form qualitatively new competencies, for example, readiness for crossfunctional interaction. To solve this problem, it is necessary to search for new educational technologies. The article discusses the theoretical and practical foundations of the application of the eduScrum methodology in higher education. The expediency of using this technique in the formation of readiness for cross-functional interaction among students in the magistracy is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ EDUSCRUM ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

7. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2001. - 382 с.

8. Медведева, A.A. К вопросу о дидактогенном неврозе / A.A. Медведева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 23 (62). -№ 1. - С. 167-171

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf/ (дата обращения: 01.10.2023)

10. Профессия: учитель! // ВЦИОМ. 2022. 5 октября - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitelja-prestizhnost-dokhodnost-privlekatelnost (дата обращения: 01.10.2023)

Педагогика

УДК 378.14

аспирант Щербина Екатерина Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» (г. Луганск)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ EDUSCRUM ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В результате происходящих в современном обществе трансформаций, постоянно меняются требования к будущим специалистам, что приводит к необходимости формирования у студентов качественно новых компетенций, например, готовности к кросс-функциональному взаимодействию. Для решения данной задачи необходим поиск новых образовательных технологий. В статье рассматриваются теоретические и практические основы применения методики eduScrum в высшей школе. Обоснована целесообразность применения данной методики при формировании готовности к кросс-функциональному взаимодействию у обучающихся в магистратуре.

Ключевые слова: кросс-функциональное взаимодействие, методология Agile, eduScrum, подготовка студентов магистратуры.

Annotation. As a result of the transformations taking place in modern society, the requirements for future specialists are constantly changing, which leads to the need for students to form qualitatively new competencies, for example, readiness for cross-functional interaction. To solve this problem, it is necessary to search for new educational technologies. The article discusses the theoretical and practical foundations of the application of the eduScrum methodology in higher education. The expediency of using this technique in the formation of readiness for cross-functional interaction among students in the magistracy is substantiated.

Key words: cross-functional interaction, Agile methodology, eduScrum, preparation of master's degree students.

Введение. Высшая школа играет важную роль в развитии общества, поскольку подготовка молодых специалистов обеспечивает основу для экономического роста и социально-культурного прогресса страны. При этом образовательный процесс испытывает на себе влияние происходящих в обществе трансформаций, в результате которых постоянно меняются требования к будущим специалистам. Это приводит к необходимости формирования у студентов качественно новых компетенций, например, готовности к кросс-функциональному взаимодействию, в силу интегративности которой требуется применение новых образовательных технологий.

При поиске новых образовательных технологий, адекватных поставленным задачам, можно обратиться к гибкой методологии Agile, которая не только является основой эффективной разработки программного обеспечения, но и нашла активное применение как в сфере экономики и управления, так и в других областях деятельности.

Вопросу применения методологии Agile в образовании, посвящены публикации многих отечественных авторов. Н.В. Семичева, О.Ф. Природова [8], М.Н. Яшина [9] рассматривают механизмы внедрения методологии Agile в сферу профессионального образования и потенциальное влияние данного подхода на образовательный процесс. М.А. Манокин, А.Р. Ожегова, Е.А. Шенкман [4], Г.Г. Дроженко [3], А.Ф. Афзалова [1] описывают особенности применения самой распространенной методики, реализующей Agile, - eduScrum. Появляются публикации, аргументирующие пользу внедрения Agile в управление высшей школой и всей сферой образования (С.А. Гайворонская [2], Е.В. Пономаренко, Г.П. Садов [6]). Например, В.В. Дубицкий, А.Г. Кислов, B.C. Неумывакин, A.B. Феокистов [5] рассматривают применение Agile-подхода как способа гармонизации рынка труда и сферы профессионального образования, при реализации федерального образовательного проекта «Профессионалитет». Однако на наш взгляд малоизученным остается вопрос о том, в каких случаях могут использоваться методики, реализующих Agile, и формированию каких профессиональных качеств у студентов способствует их применение.

Целью статьи является анализ возможности применения методологии Agile, в частности методики eduScrum, в процессе профессиональной подготовки студентов магистратуры для формирования у них готовности к кросс-функциональному взаимодействию.

Изложение основного материала статьи. Понятие кросс-функционального взаимодействия как совместной работы сотрудников различных отделов организации над разработкой общего проекта, традиционно связывают с распространением философии непрерывного совершенствования «кайдзен», которая применялась в японских компаниях (Toyota, Honda, Matsushita и др.) для ускорения темпов восстановления производства после Второй мировой войны, и со временем стала одной из ключевых концепций менеджмента.

В дальнейшем кросс-функциональный подход нашел широкое применение в сфере информационных технологий. С конца 2000-х годов философия «кайдзен» стала применяться при разработке программного обеспечения. В 2001 году независимыми практиками различных методик программирования был разработан Манифест гибкой разработки программного обеспечения (Agile Manifesto), который определяет содержание основных ценностей и принципов гибкой разработки. Данный подход во многом пересекается с философией непрерывного совершенствования, ставя во главе такие принципы как постоянное взаимодействие всех разработчиков проекта, готовность к внесению изменений на всех стадиях разработки, внимание к техническому совершенству и др. Например, создатель методики Scrum (одной из методик, реализующих ценности и принципы Agile) Джефф Сазерленд напрямую использовал в своем подходе практику «кайдзен» как способ непрерывного устранения помех силами кросс-функциональной команды [7, С. 120].

За прошедшее двадцатилетие подход Agile превратился в полноценную культуру, влияние которой все больше ощущается в самых различных сферах.

В статье М.А. Манокина, А.Р. Ожеговой, Е.А. Шенкмана [4] проведен анализ существующих адаптаций методологии Agile для образования (экстремальная педагогика (ХР), гибкая методология обучения (ATLM), манифест об образовании и др.), авторами отмечено, что все рассмотренные методики схожи и строятся на единой системе ценностей Agile.

Наибольшее распространение на практике получила методика eduScrum, которая была разработана в 2015 году педагогами из Нидерландов как адаптация одной из самых популярных методик управления проектами к школьной системе обучения, а затем и к высшей школе [8, С. 15].

Рассмотрим модель применения методики eduScrum в плоскости профессионального образования. Данная методика обеспечивает переход от фронтального обучения преподавателем-экспертом к самоорганизации обучения студентами, поскольку им предоставляется возможность участвовать в построении учебного процесса. В частности, студенты самостоятельно выделяют приоритетные задачи и способы их достижения в соответствии с целями, установленными преподавателем, структурируют и осваивают учебный материал, выстраивают взаимодействие с другими участниками команды и осуществляют индивидуальную и коллективную самооценку выполненной работы, что является важным при решении кросс-функциональных задач.

При реализации методики eduScrum весь учебный процесс разбивается на проекты, внутри которых студенты будут получать теоретико-практический пласт знаний через организацию совместной работы. Основными участниками процесса выступают проектные команды во главе со скрам-мастером (скрам-мастер может меняться на каждом занятии для формирования у всех участников лидерских качеств), и владелец продукта, роль которого берет на себя преподаватель. Владелец продукта управляет его созданием и отвечает за конечный результат, он выбирает наиболее важные для достижения задачи, контролирует, обрабатывает и оценивает работу обучающихся. Для этого преподавателю необходимо постоянно выстраивать эффективную совместную работу со всеми участниками команды.

Весь проект делится на серию спринтов одинаковой длительности и достижения в рамках каждой итерации собираются в единый конечный результат. В ходе спринта команды регулярно проводят совещания, для составления планов, оперативной синхронизации действий, анализа ретроспективы для внесения улучшений и подготовки к следующему спринту. При этом оттачивание практических навыков происходит путем создания отдельных продуктов в конце каждой учебно-проектной итерации. После каждой итерации преподаватель ориентирует участников команд в дальнейшей реализации проекта и помогает в решении возникших проблем или выявленных недостатков.

Логичным является использование особого набора методов, используемых в самом процессе обучения: объединение студентов в группы, формирование условий для быстрой групповой динамики (раздаточный материал, список целей), помощь в нахождении различных инструментов для успешного сотрудничества, использование средств визуализации (например, доска Канбан) для отслеживания прогресса и т.д.

Таким образом, методика eduScrum имеет в своей основе кросс-функциональный подход, и может быть рассмотрена как часть технологии формирования готовности студентов к кросс-функциональному взаимодействию.

А.Н. Афзалова [1,С. 38] отмечает, что использование данной методики позволяет обучающимся достичь таких личностных и метапредметных результатов как способность самостоятельно находить информацию, вести диалог и достигать в нем взаимопонимания, проявлять лидерские качества и совершенствовать умение работы в команде, а также сформировать целостное мировоззрение. Кроме того обучающиеся во время выполнения работы могут осваивать новые технологии, использовать знания из различных областей науки, в результате чего активно устанавливаются межпредметные связи и развиваются гибкие навыки.

При использовании методологии Agile делается акцент на активном участии обучающихся в совместной деятельности, углубленном осмыслении и переосмыслении, адаптации и корректировке изучаемых идей, концепций, теорий. Данный подход дает слушателям больше ответственности, заряжает энергией, повышает мотивацию и вовлеченность в учебный процесс.

Н.В.Семичева и О.Ф.Природова [8, С. 15] подчеркивают, что максимальное применение методик, реализующих принципы Agile, можно найти именно в профессиональном образовании, достижение целей которого полностью коррелирует с пониманием дуальности технологического роста и включает развитие самостоятельности и целеустремленности у обучающихся. На наш взгляд применение таких методик наиболее целесообразно при освоении программ магистратуры или на старших курсах бакалавриата, когда студенты лучше ориентируются в профессиональной области и могут определять свои учебные задачи. Кроме того, при обучении магистров особое внимание должно быть уделено их подготовке к будущей практической деятельности, решению производственных задач, формированию у них таких носящих интегративный характер компетенций, как разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, что также может быть достигнуто за счет применения методики eduScrum.

М.А. Манокин, А.Р. Ожегова, Е.А. Шенкман [4, С. 87] пишут, что на данный момент применение методологии Agile ограничивается в основном учебными программами, связанными с профессиями, для которых Agile является естественным компонентом работы (IT-специалисты, менеджеры). Однако предпринятые попытки адаптации ценностей Agile к академической среде, позволяют применять их к более широкому кругу направлений подготовки, а различия в определении ценностей каждой из программ связаны с задачами конкретных дисциплин. При этом использование гибких методик обучения может быть результативным при преподавании тех дисциплин, в которых является эффективным применение активного и проектного обучения [1, С. 38].

Выводы. Подводя итог, можно сказать, что образовательная сфера является относительно новой областью применения методологии Agile, однако перспективы ее использования в российских вузах активно обсуждаются. Интерес к данной теме подтверждает и постепенное накапливание опыта внедрения данных методик в работу отдельных образовательных организаций [1; 9].

Наиболее подробно изученной и теоретически обоснованной адаптацией методологии Agile в сфере высшего образования является методика eduScrum. Она представляет собой каркас, смысловую рамку, основанную на таких ценностях как открытость, сопричастность, нацеленность на успех, внутри которой преподаватель может применять различные приемы и техники. Данная методика основана на принципах кросс-функционального взаимодействия и обеспечивает формирование таких профессиональных качеств, как способность работать в команде, критически мыслить, решать комплексные задачи и др.

Таким образом, применение методики eduScrum является целесообразным при формировании готовности к кросс-функциональному взаимодействию у студентов магистратуры в процессе изучения дисциплин, в рамках которых можно применять проектное обучение. Дальнейшие исследования конкретного опыта позволят выявить особенности и ограничения использования данной методики при подготовке обучающихся по различным специальностям.

Литература:

ГАфзалова, А.Н. Использование гибких методологий Agil в современном образовании. Анализ зарубежной литературы / А.Н. Афзалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 36-39

2. Гайворонская, С.А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход / С.А. Гайворонская//Университетское управление: практика и анализ. -2019. -№4 (23). -С. 104-115

3. Дроженко, Г.Г. Особенности применения образовательной методики eduScrum / Г.Г. Дроженко // Педагогическая наука и практика. - 2020. - № 1 (27). - С. 65-68

4. Манокин, М.А. Методология Agile в образовательной среде / М.А. Манокин, А.Р. Ожегова, Е.А. Шенкман // Университетское управление: практика и анализ. -2018. - № 22 (4). - С. 83-96

5. На пути к agile-профессионалитету / В.В. Дубицкий, А.Г. Кислов, B.C. Неумывакин, A.B. Феоктистов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - № 2. - С. 6-29

6. Пономаренко, Е.В. Гибкие подходы в управлении образовательной средой / Е.В. Пономаренко, Г.П. Садов // Сборник научных работ серии «Государственное управление». - 2021. - № 22. - С. 75-91

7. Сазерленд, Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами / Дж. Сазерленд; пер. с англ. М. Гескиной. -Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 186 с.

8. Семичева, Н.В. Возможности трансформации профессионального образования под влиянием экспоненциального технологического роста / Н.В. Семичева, О.Ф. Природова // Методология и технология непрерывного профессионального образования. -2020. -№ 1,- С. 13-19

9. Яшина, М.Н. Формирование системы непрерывного образования на основе гибких технологий / М.Н. Яшина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 5 (74). - С. 127-130

Педагогика

УДК 378:7(045)

старший преподаватель Щербинкииа Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образования. Проведенное исследование позволило определить уровни формирования цифровой компетенции, как необходимого компонента профессиональной подготовки педагога-художника. Анализ показал, что изменение методологии образования, одним из предметов педагогики определяет цифровую коммуникацию и ИТ-компетентность. Профессиональная деятельность будущего учителя связана с универсальной способностью владеть цифровыми технологиями. Педагогическая целесообразность использования цифрового инструментария в организации учебной деятельности обусловлена открывающимися возможностями самореализации творческого потенциала обучающихся. Готовность будущего педагога-художника к работе в цифровом пространстве современной школы в широком понимании связана с общим (пользовательским) уровнем цифровой грамотности. В узком понимании уровень развития цифровых навыков определяется процессом интеграции технических возможностей цифрового инструментария в непосредственно художественно-творческую деятельность. Формирование готовности педагога-художника к педагогической деятельности предполагает преемственность традиционного обучения с учетом информатизации и индивидуализации образовательного процесса. Переход на цифровой уровень обеспечения профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства предполагает модернизацию инфраструктуры, встраивание интернет-технологий цифрового обучения, актуализацию цифрового методического обеспечения, переосмысление традиционных условий организации учебной деятельности процесса, использование интерактивных и инновационных педагогических технологий. Сформированность цифровой компетенции способствует переводу некоторых традиционных форм обучения в цифровое пространство, тем самым обеспечивает многоуровневый характер формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информационно-коммуникационные технологии, компетентность, учитель изобразительного искусства.

Annotation. The article is devoted to the definition of the foundations of the formation of the readiness of the future teacher of fine arts for professional activity in the conditions of digital transformation of education. The conducted research made it possible to determine the stages and levels of formation of digital competence as a necessary component of the professional training of an artist teacher. The analysis showed that the change in the methodology of education, one of the subjects of pedagogy determines digital communication and IT competence. The professional activity of the future teacher is connected with the universal ability to master digital technologies. The pedagogical expediency of using digital tools in the organization of educational activities is due to the opportunities for self-realization of the creative potential of students. The readiness of the future teacher of fine arts to work in the digital space of a modern school is broadly related to the general (user) level of digital literacy. In a narrow sense, the level of development of digital skills is determined by the process of integrating the technical capabilities of digital tools directly into artistic and creative activity (special skills). The formation of a teacher-artist's readiness for pedagogical activity presupposes the continuity of traditional education, taking into account the informatization and individualization of the educational process. The transition to the digital level of providing professional and pedagogical training for teachers of fine arts involves the modernization of infrastructure, the embedding of Internet technologies for digital learning, the updating of digital methodological support, rethinking traditional forms of organizing the educational process, the use of interactive and innovative pedagogical technologies. The formation of digital competence contributes to the transfer of some traditional forms of education into the digital space, thereby ensuring the multilevel nature of the formation of the future teacher's readiness for pedagogical activity.

Key words: digital transformation of education, information and communication technologies, competence, teacher of fine arts.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогическийуниверситет имени М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в школе

цифрового века»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.