Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА / СЕНСОРНАЯ ДИСФУНКЦИЯ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонова Т.С.

В статье рассматриваются вопросы развития сенсорных систем и их влияние на дальнейшую жизнь человека. Дается трактовка понятия сенсорная интеграция. Приведена характеристика метода сенсорной интеграции. Рассмотрена работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF SENSOR INTEGRATION IN THE WORK OF A DEFECTOR TEACHER WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH DISABILITIES

The article deals with the development of sensory systems and their impact on the future life of a person. The interpretation of the concept of sensory integration is given. The characteristics of the sensory integration method are given. The work of a teacher-defectologist with children with disabilities is considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.4

Антонова Т.С. студент магистратуры Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского России, г. Саратов

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития сенсорных систем и их влияние на дальнейшую жизнь человека. Дается трактовка понятия сенсорная интеграция. Приведена характеристика метода сенсорной интеграции. Рассмотрена работа учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: развитие ребенка, сенсорная система, сенсорная дисфункция, сенсорная интеграция, ограниченные возможности здоровья, внешние источники информации.

Antonova T.S. undergraduate student Saratov State University N. G. Chernyshevsky

Russia, Saratov

APPLICATION OF THE METHOD OF SENSOR INTEGRATION IN THE WORK OF A DEFECTOR TEACHER WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH DISABILITIES

Abstract: The article deals with the development of sensory systems and their impact on the future life of a person. The interpretation of the concept of sensory integration is given. The characteristics of the sensory integration method are given. The work of a teacher-defectologist with children with disabilities is considered.

Key words: child development, sensory system, sensory dysfunction, sensory integration, disabilities, external sources of information.

Окружающий мир содержит в себе невероятный объем информации, которая поступает в человеческий мозг и либо отрабатывается им и переводиться в соответствующие сигналы, либо отсеивается сформированными сенсорными системами.

Начиная с внутриутробного периода, примерно с 8 по 10 недели

беременности, у ребенка начинает закладывается фундамент всего сенсорного развития в виде тактильной, вестибулярной и пропреацептивной систем, отвечающие за восприятие своего тела в пространстве, чувствительность кожи и равновесие. В последующем, начиная с 11 по 25 неделю, формируется зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая системы плода и, как следствие, начинается постепенная обработка поступающей информации. Исходя из этого, можно сказать, что развитие плода до 25-26 недели наиболее важно, поскольку именно в этот период образуется единая сенсорная система, которая в бедующем будет отвечать за сенсорно-моторное и перцептивное развитие ребенка, его познавательные способности и обучаемость.

После рождения и до 3 лет головной мозг ребенка учиться интерпретировать и объединять различные сигналы или информацию о вкусах, запахах, звуках и тактильных ощущениях, поступающих из внешней среды, что позволяет малышу получать сенсорный опыт и, в последующем, гармонично развиваться как личности. Однако, если в процессе формирования сенсорных систем у ребенка были выявлены патологии, то у него наблюдаются сенсорные интегративные дисфункции и обусловленные ими вторичные нарушения в развитии, что обуславливает необходимость применения методик сенсорной интеграции в работе с дефектологом.

Сенсорная интеграция - процесс получения, обработки и интерпретации информации, поступившей из внешних источников, для ее последующего анализа и целенаправленного использования5.

Другими словами, это возникающая автоматически адаптационная реакция на полученную информацию, отвечающая за реализацию конкретных действий или чувств. Если процесс нарушается, то мозг не может обработать и верно истолковать полученные данные, поступившие от органов чувств, что вызывает сложности в осознании происходящего.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитель-дефектолог должен выявить как именно реагирует ребенок на сенсорные стимулы, что приносит ему ощущение дискомфорта и из-за чего ограждает себя от внешних стимулов, формируя при этом негативную избирательность. При работе с такими детьми наблюдается несколько сценариев реакции на раздражители.

В первом случае у ребенка может быть снижена чувствительность к сенсорным сигналам и, как следствие, он постоянно осуществляет однообразные манипуляции с какими-то конкретными предметами.

Во втором - чувствительность повышена, что вызывает перегрузку головного мозга, который не успевает обработать все внешние сигналы, и

5 Айрес, Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Д. Айрес, [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2017. - 22 с

как итог - ребенок негативно реагирует на тактильные контакты, звуковые сигналы или свет.

Любой из двух сценариев поведения ребенка с нарушенным восприятием в сенсорных системах сообщает дефектологу о необходимости применения методов сенсорной интеграции при выстраивании планов своей работы.

Основоположником данного метода является Энн Джин Айрес, которая в 1950-х годах разработала методику терапевтического вмешательства в работу различных органов чувств и их анализаторами в головном мозге ребенка. Применение метода сенсорной интеграции дает возможность усилить или сбалансировать процессы обработки внешних стимулов в центрально нервной системе6.

На сегодняшний день существует множество инструментов для работы дефектолога с детьми с выявленными сенсорными дисфункциями начиная от полностью организованной детской комнаты и заканчивая различными сенсорными мячиками, мешочками с песком, специальными ковриками и многим другим.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных вариантов нарушений в работе сенсорных систем.

Одним из ярких примеров проявления повышенной чувствительности вестибулярной дисфункции является то, что ребенка постоянно укачивает в транспорте независимо от длительности поездки или ему трудно участвовать в спортивных мероприятиях. В таком случае дефектологу необходимо сделать акцент на подвижные игры визуально очерчивая при этом зоны старта и финиша, но проводить их дозированно в комбинации с пассивными формами выполнения заданий.

Противоположна ситуация наблюдается у детей с пониженной чувствительность к вестибулярным функциям. Такой ребенок нуждается в круговых играх, связанных с раскачиванием или поворачиванием, в которых можно использовать мячи, бревна или лестницы7.

При работе с детьми с пониженной или повышенной тактильной чувствительностью дефектолог может наблюдать проявление негативных эмоций при тактильном контакте. В таком случае, при каждом прикосновении учитель-дефектолог обязан предупреждать ребенка о своих намерениях и сосредоточить работу на игровом методе с песком, водой, манной крупой, мыльными пузырями, красками и иными инструментами. После чего постепенно переходить на прикосновения к различным материалам и фактурам, а также к сенсорным коврикам, что поможет

6 Айрес, Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Д. Айрес, [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2017. - 67 с.

7 Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Красновиц - СПб.: Редактор, 2012. - 39 с.

ребенку перестать бояться прикосновений8.

Работа дефектолога с детьми, у которых наблюдается нарушение речи, имеет свою специфику, поскольку таким ребятам свойственно снижение скорости выполнения перцептивных операций, отклонение в различных формах восприятия и наличие трудностей в решении наглядно-практических задач и многое другое. Как правило, данные дисфункции говорят о наличии проблем в формировании либо артикуляционного аппарата, либо слуха, из чего следует, что основная работа с такими детьми должны быть основана в первую очередь на пальчиковой гимнастике и развитии мелкой моторики - игры с конструктором, пластилином, шнуровками и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день у достаточно большой категории детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения в сенсорном развитии. В условиях современного образования, учитывая особенности нарушений психофизического развития и специфику раннего возраста, учитель -дефектолог, рационально применяя метод сенсорной интеграции на коррекционно-развивающих занятиях, может добиться положительной динамики в развитии детей, что будет способствовать их более успешному обучению и социализации в будущем.

Использованные источники:

1. Айрес, Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Д. Айрес, [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2017. - 272 с.

2. Крановиц К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Красновиц - СПб.: Редактор, 2012. - 396 с.

3. Нищева, Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. - 128 с.

4. Седова Н.В., Царапкина О.Ю., Шувалова М.К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. 2016. - № 9 (113). - С. 408-410.

8 Нищева, Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - СПб. ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.