Чулкова Р.Н. ©
Магистрант, кафедра специальная психология, Оренбургский государственный педагогический университет Научный руководитель: Фоминых Е.С. к.пхс.н., доцент кафедры специальной психологии
ДИСФУНКЦИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема дисфункции сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра. Показана связь между поведением, характерное для детей с аутизмом, и его сенсорным опытом.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, дисфункция, сенсорная интеграция. Keywords: аutism spectrum disorder, disfunction, sensory integration.
С самого рождения человек развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Ежесекундно мы получаем огромное количество информации от органов чувств которая поступает в наш мозг. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и убрать ненужные из многочисленных сенсорных сигналов. Этот процесс мы называем сенсорной интеграцией.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге и организующим информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивающим ощущения. [1]
Расстройства аутистического спектра (далее - РАС) — это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. [2]
Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции, при которой процесс ощущения и восприятия остается сохранным, но искажена или отсутствует интерпретация воспринятого сигнала: ребенок чувствует дискомфорт, но не понимает причину этого состояния, в связи с чем реакция ребенка направлена на дискомфорт (он может кричать, плакать, проявлять агрессию или самоагрессию). При отсутствии интерпретации, ребенок может не распознать нужной тревожности сигнала, что может привести даже к прекращению ее физического существования. [4;5]
Проблема сенсорной интеграции у детей с РАС актуализируется тем, что нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития таких детей. Неумения уловить ощущения из окружающей среды не позволяет им их интегрировать, чтобы создать чёткий «образ». Весь этот процесс занимают много времени, но даже если этот процесс идёт, «образ» всё равно может получится не точным. Все это сопровождается нарушением ориентировки в пространстве, искажением целостной картины реального предметного мира, а также изощренным вычленением отдельных ощущений собственного тела и звуков, красок или форм окружающих вещей.
Л. А. Хоекман выделяет две основные причины дисфункции сенсорной интеграции:
1. Переизбыток чувственной информации, в результате которого появляется повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д.
© Чулкова Р.Н., 2016 г.
2. Дефицит чувственной информации, активных положительных контактов с окружающей действительностью, обусловливающие снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.
Существует три вида «некачественной обработки обычных сенсорных сигналов, которые довольно часто встречаются у детей с аутичным спектром развития:
1. Сенсорный сигнал, «регистрация» которого мозгом нарушается, поэтому ребенок на что-то не обращает своего внимания, а на другой реагирует слишком бурно.
2. Выраженные нарушения модуляции сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных, что является причиной развития гравитационной неуверенности и над чувствительности.
3. Нарушения деятельности структур мозга, которые отвечают за побуждение к действиям: подавляется интерес к труду, который обычно считается конструктивным и очень полезным.
Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции (Таблица 1). [3]
Таблица 1
Проявления дисфункции сенсорной интеграции
Система Гипочувствительность Гиперчувствительность
Вестибулярная система (баланс) Потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности Проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте, проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
Проприоцептивная система (ощущение собственного тела) 1. Чрезмерная близость - человек постоянно встает слишком близко к другим людям 2.Плохо понимает концепцию личного телесного пространства, часто сталкивается с другими людьми. Проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то.
Обонятельная система (запах) 1.Некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь 2. Некоторые люди могут облизывать вещи. 1. Повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи. 2. Проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом. 3. Неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.
Зрительная система (зрение) 1.Могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом 1. Случаи искаженного зрительного восприятия,
деле, плохо распознают линии и очертания предметов 2.Проблемы с восприятием глубины - трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть. кажется, что предметы и яркий свет «скачет» «режут» глаза. 2. Фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом.
Аудио система (слух) 1. Только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит 2.Человек не распознает определенные звуки 3.Наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами. 1 .Громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные. 2.Неспособность «отключаться» от окружающего шума -трудности с концентрацией. 3.У некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии.
Тактильная система (прикосновение) 1. Сильно сжимает других людей. 2.Очень высокий порог боли -плохо чувствует температуру/боль. 3.Практикует самоповреждения (аутоагрессия). 4.Получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи. 1 .Прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми. 2.Не любит надевать что-либо на руки или стопы. 3.Проблемы с расчесыванием и мытьем головы. 4.Предпочитает строго определенные виды одежды или ткани.
Обобщая вышесказанное можно заключить, что поведение, характерное для детей с аутизмом, зачастую является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение у детей с РАС: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой «защиты» ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность.
Литература
1. Айрес Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, - 2009. - С. 268.
2. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. СПб.: ИСПиП, -1998 - С. 124.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
4. Крановиц, К.С. Разбалансированный ребенок / К.С. Крановиц - Санкт - Петербург: Редактор,- 2012. - С. 396.
5. Шпицберг, И. Л. Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма / И. Л. Шпицберг // Альманах ИКП РАО - М., 2005.