развитие чувства собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребёнком своего «Я», как гражданина, патриота, Человека.
Пройдут годы - наши несовершеннолетние воспитанники станут взрослыми -полноправными членами нашего общества. Кем они станут? - зависит от нас, педагогов, которые заменили им на время родителей, подарили своё тепло и ласку, посеяли и взрастили в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами тех, кого зовут соотечественниками, рассказали о том, что такое Родина.
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. М.: РИПОЛ классик, 2006. Т. 3. 544 с.
2. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. 496 с.
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 10. 668 с.
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СХЕМЫ И ОБРАЗА ТЕЛА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Лигай Д. А.
Лигай Денис Александрович /Ligaj Denis Aleksandrovich - педагог-психолог, магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье обосновывается актуальность исследований в области схемы и образа тела у детей с расстройством аутистического спектра, описывается место схемы и образа тела в структуре самосознания, определяется ряд ключевых понятий и принципиальное различие между «схемой и образом тела», проводится теоретический обзор исследований по проблеме телесности, в том числе на примере детей с расстройством аутистического спектра, описываются результаты опроса родителей об уровне осведомленности в сфере развития телесности ребенка. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, схема тела, образ тела, самосознание, телесность.
В отечественной педагогике и психологии актуальной остается проблема поиска эффективных методов и, способов обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Не менее проблематичным является определение причин затруднений в обучении этой категории детей.
Представление о собственном теле является базовой составляющей единицей ^-концепции человека, на основе которой строится его представление о себе как о личности, его самосознание, а также способность к ориентировке в пространстве, что является столь необходимыми в обучении и развитии. Многие исследователи проблемы телесности пишут, что именно с формирования чувства собственного тела начинается развитие всего самосознания [7, с. 22; 16 с. 35; 12 с. 87].
В современной психиатрии и коррекционной педагогике и психологии понятие раннего детского аутизма неспроста заменило понятие расстройства аутистического спектра. Причина замены понятий достаточно ясна. Аутизм, это не детская болезнь и не всегда она обнаруживается в раннем детстве. Сложность этого заболевания состоит в том, что до сих пор не выработаны объективные критерии его диагностики. И не
всегда аутизм может быть высокофункциональным. Все это приводит нас к тому, что на «спектральной оси» аутизма могут находиться совершенно разные пациенты, но всех их будет объединять отсутствие коммуникации и недостаток социальных взаимодействий. А это значит, что к определенному числу детей с РАС мало подходят или не подходят вообще традиционные методики по формированию схемы собственного тела, в силу не способности таких детей понимать обращенную речь, откликаться на инструкции и просьбы.
Если страдает базовая основа, то это закономерно приводит к проблемам развития психики и личности в целом, что создает серьезные трудности ребенку и его социальному окружению. Осмысление и понимание ребенком с расстройством аутистического спектра устройства своего тела чрезвычайно важно для полноценного психического развития. В свою очередь «телоосознование» - фундамент самосознания, а осознание себя, своей личности, является важным аспектом социализации. В свою очередь ключом к социализации ребенка является его коммуникация.
Кроме практической актуальности изучения представления о схеме тела у детей при РАС, так же значим и теоретический аспект работы. В настоящее время в психологии развивается такое направление, как психология телесности [12, с. 103]. Представление о схеме тела в сознании является базовым компонентом телесности человека; искаженные представления о собственном теле достаточно часто становятся причиной нарушений психосоматического развития. Таким образом, исследование становления представлений о схеме собственного тела у детей с РАС может дать ценную информацию о закономерностях психического дизонтогенеза.
С нашей точки зрения под схемой тела понимается неосознаваемый внутренний образ, совокупность информации о структуре тела с точки зрения его организации, динамических характеристик, изменения положения в пространстве и времени. Это представление играет важную роль в процессах удержания и регулирования осанки, а также при организации движений и действий. Образом тела называют осознаваемое субъектом ментальное представление о собственном теле. Данное различие понятий имеет ключевое значение в нашей работе, целью которой является возможность перевода внутренних ощущений во внешние, формирование на основе схемы тела его образа.
Нам наиболее близки позиции М. З. Воробьева, Л. П. Киященко, Е. Т. Соколовой, которые рассматривают образ телесного «Я» как психическое образование, включающее в себя «явления сознания»: традиции, предрассудки, планы, желания, потребности и т. п. Отмечается взаимозависимость культуры тела и культуры мысли; в их единстве, «образующем целостность», доказывается доминанта психического по отношению к соматическому, которая опосредована культурой социума.
Исследования, посвященные изучению схемы тела у детей с РАС малочисленны и в основном затрагивают лишь теоретические воззрения на эту проблему. Особо активно развивала данную тему психоаналитическое направление.
По мнению Маргарет М. Малер причина не сформированности образа собственного тела аутистического ребенка в том, что он не может сепарироваться от матери.
Последователи школы М. Кляйн, настаивают на том, что «аутичный ребенок переживает себя как простую чувствительную поверхность в одномерном мире, полностью подчиненном аутосенсорности, не обладая настоящим внутренним миром, в котором могут возникать эмоции, образы, мыслительные процессы».
Ж. Ааг изучая особенности формирования у аутичного ребенка образа тела, говорит о том, что «первые идентификации этих детей - это «внутрителесные идентификации», когда ребенок первоначально переживает часть тела как идентифицируемую с материнским телом. Она же настаивала на том, что аутичные дети в ряде случаев не осознают некоторых частей своего тела, что приводит к их неиспользованию («аутистическая гемиплегия»)» [13, с. 43].
Недостаточная сформированность представления о схеме собственного тела ведет к задержке моторного развития у детей с РАС. Происходит затруднение в освоении
34
обычных, необходимых для жизни, действий с предметами. Вместо этого активно пополняется арсенал стереотипных движений, таких манипуляций с предметами, которые позволяют получать необходимые стимулирующие впечатления, связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок, суставов и т. д.
Таким образом, представления о схеме собственного тела у детей с аутизмом фрагментарны, искажены и дефицитарны. Все это дает нам основание говорить о необходимости создания комплекса коррекционных психолого-педагогических упражнений для коррекции представления о схеме собственного тела у детей с РАС, как базы формирования идентичности таких детей.
Перед началом коррекционно-развивающей работы нами был проведен опрос родителей, целью которого являлось определение уровня осведомленности родителей о сфере развития телесности ребенка. Анкета включает шесть вопросов, которые затрагивают представление родителя о схеме тела и его проблемах, коррекции и развитии.
В опросе учувствовало 12 родителей, дети которых имеют инвалидность по аутизму. Анализ анкет показал следующие результаты:
56% респондентов наблюдают у своих детей проблемы в ориентировке в схеме собственного тела; 44% не наблюдают у своих детей проблем в ориентировке в схеме собственного тела.
33% респондентов показывают высокий уровень осведомленности, о необходимости развития представлений о схеме собственного тела; 56% респондентов имеют общее понимание о необходимости развития представлений о схеме собственного тела; 11% не знают для чего необходимо развитие представлений о схеме собственного тела.
78% респондентов используют дома упражнения и игры направленные на развитие представлений о схеме собственного тела; 22 % не используют дома с ребенком игры и упражнения направленные на развитие представлений о схеме собственного тела.
67% респондентов отметили, что в образовательном учреждении, которое они посещают, занимаются развитием представлений о схеме собственного тела; 22% не знают, проводится ли, подобного типа работа в учреждении, которое они посещают; 11% респондентов ответили, что работа по развитию представлений о схеме собственного тела, в учреждении, которое они посещают - не проводится.
11% опрошенных посещают с детьми занятия нейропсихолога.
11% посещают занятия кенезиотерапии и сенсорной интеграции; 45% респондентов не посещают дополнительные занятия, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела; 33% респондентов посещают массажиста.
78% родителей указали, что их ребенок нуждается в занятиях направленных на развитие представлений о схеме собственного тела.
22% опрошенных родителей исключили необходимость подобного рода занятий из образовательно-воспитательного процесса своих детей.
Таким образом, мы можем сказать, что родители мало либо не осведомлены о том, что такое схема тела и для чего нужна ее корректировка, однако родитель понимает, что делать это нужно и необходимо. Этим объяснено посещение занятий нейропсихолога, сенсорной интеграции, массажа.
Дальнейшие наши исследования затрагивают не только проблему диагностики и коррекции схемы тела аутичного ребенка, но и просветительскую работу в родительской среде о содержании данной проблемы и ее влиянии на социальную жизнь особенного ребенка.
Литература
1. Айрис Энн Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Тервинф, 2016 Серия «Особый ребенок». 272 с.
2. Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. // Психология телесности между душой и телом / ред. сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Аст: Аст Москва, 2007. С. 222-235.
3. Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. // В Сб. Психология телесности между душой и телом / ред. сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Аст: Аст Москва, 2007. С. 222-235.
4. Воробьев М. З. Психосоматика в культуре личности и социума (теоретическое обоснование роли и места) // Ломоносов, 2000.
5. Дорожевец А. Н., Соколова Е. Т. Исследование образа физического я: некоторые результаты и размышления. // Телесность человека: Междисциплинарные исследования / под ред. В. В. Николаевой, П. Д. Тищенко. М., 1993.
6. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под. ред. Е. В. Клочковой; [пер . с нем . К. А. Шарр] . М.: Тервинф, 2010. 240 с.
7. Киященко Л. П. О границах телесности человека // Ломоносов. 2000.
8. Коновалов В. Ю. Психосоматический аспект детского развития, его закономерности и этапы. // Практическая психология и логопедия, 2005. № 5-6. С. 4-9.
9. Мотовилин О. Г.Жизненная ситуация ребенка с хроническим телесным заболеванием и ее роль в психическом развитии ребенка и динамике заболевания. // В Сб. Психология телесности между душой и телом. Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Аст: Аст Москва, 2007. С. 253-269.
10. Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. // Психологический журнал, 2003. Том 24. № 1. С. 119-126.
11. Поляков Ю. Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. № 2. С. 3-8.
12. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.
13. Феррари П. Детский аутизм / П. Феррари; пер. с фр. О. Власовой. М.: РОО «Образование и здоровье», 2006. 127 с.
14. Fisher S. Body experience in fantasy and behavior. N.Y., 1970.
15. Heiberg A. ^Alexitimithymic characteristics and somatic illness // Psychother. Psychosom., 1980. V. 34.
16.Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother's reaction to her toddler's drive for individuation. // Ed. Antony J. E., Benedek T. Parenthood: its psychology and psychopathology. Little Brown. N.Y., 1970.