Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДИСФУНКЦИЯ / СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вергунова Наталья Валерьевна

В данной статье рассматривается проблема дисфункции сенсорной интеграции у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Показана связь между поведением, характерным для детей с аутизмом, и нарушением его сенсорного опыта. Обозначены моменты, требующие внимания педагога, работающего с детьми с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вергунова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC AND CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS ON THE DEVELOPMENT OF SENSORY INTEGRATION

This article discusses the problem of sensory integration dysfunction in primary school children with autism spectrum disorders. The connection between the behavior characteristic of children with autism and the violation of his sensory experience is shown. The points requiring the attention of a teacher working with children with ASD are indicated.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

Диагностическая и коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического

спектра по развитию сенсорной интеграции

Diagnostic and correctional work with children with autism spectrum disorders on the

development of sensory integration

Вергунова Наталья Валерьевна

Магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования

"Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"

Россия, Абакан nat.chirckowa@yandex. ru

Vergunova Natalia Valeryevna

Мaster's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"N.F. Katanov Khakass State University" Russia, Abakan nat.chirckowa@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема дисфункции сенсорной интеграции у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Показана связь между поведением, характерным для детей с аутизмом, и нарушением его сенсорного опыта. Обозначены моменты, требующие внимания педагога, работающего с детьми с РАС.

Annotation.

This article discusses the problem of sensory integration dysfunction in primary school children with autism spectrum disorders. The connection between the behavior characteristic of children with autism and the violation of his sensory experience is shown. The points requiring the attention of a teacher working with children with ASD are indicated.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, дисфункция, сенсорная интеграция.

Key words: autism spectrum disorder, disfunction, sensory integration.

Сенсорная интеграция - это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и восприятие, формирует эмоции и мысли [1].

Процесс сенсорной интеграции - бессознательный процесс, происходящий в мозге. Мы не думаем об этом, точно так же, как не думаем о дыхании или терморегуляции. Нам очевидно, какое положение тела требуется принять в определенной ситуации, или неприятный вкус, запах отталкивает от употребления не свежей пищи, а поглаживания тела, объятия, приятные прикосновения действуют расслабляюще на нервную систему человека, снимают беспокойство, улучшают эмоциональный фон. Все эти процессы происходят бесконтрольно и становятся ключом к правильному сенсомоторному развитию ребенка.

Если мы рассматриваем возможность нарушения или искажения процесса сенсорной интеграции, то мы замечаем у детей сбои в интерпретации информации, поступающей из внешнего мира. Такое расстройство имеет форму синдрома (имеет много симптомов) и проявляется в отличающемся от нормы поведении, ощущениях тела и пространства и, как итог, изменениях в двигательном и когнитивном развитии. Постороннему человеку ребенок с сенсорными нарушениями кажется невоспитанным, истеричным, капризным.

По словам Лоера А. Хакмана, психолога [3], дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

1. ребенок получает слишком много сенсорной информации, и его мозг перегружен; это часто проявляется как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов или невербальных звуков, неприятие визуальных, тактильных контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д.

2. ребенок не получает достаточного количества сенсорной информации. В этом случае у ребенка возникает особая озабоченность или одержимость определенными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, прикосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. В этом случае можно наблюдать монотонные манипуляции с предметами, размахивание руками, застывание в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, вращение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.

Упорядочение ощущений - это и есть сенсорная интеграция.

Расстройства аутистического спектра (далее - РАС) представляют собой ряд психологических характеристик, описывающих широкий спектр аномального поведения и трудностей в социальном взаимодействии и общении, а также сильно ограниченные интересы и часто повторяющиеся поведенческие акты. [2]

Одной из основных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции. В то же время, важно отметить сохранение процессов восприятия как отличительной особенности. Искажается именно интерпретация воспринимаемого стимула: ребенок чувствует и демонстрирует дискомфорт, но не понимает причины этого состояния и поэтому реакция ребенка отличается от реакции норматипичных детей (он может кричать, плакать, проявлять агрессию или самоагрессию). При неправильной интерпретации ребенок может не распознать желаемый сигнал тревоги, что может быть опасным для жизни ребенка [4;5]

Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого

спектра: гиперфункция — в форме сенсорных защит, гипофункция — в форме сенсорной аутостимуляции (Таблица 1). [3]

__Таблица 1. Проявления дисфункции сенсорной интеграции

Система Гипочувствительность Гиперчувствительность

Вестибулярная система (баланс) У ребенка отмечается потребность раскачиваться, качаться,вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой цели и направленности Проблемы с деятельностью, которая связана с целенаправленным движением, с тем, чтобы, к примеру, остановиться быстро или во время движения

Проприоцептивная система (ощущениесобственного тела) Ребенокпостоянно встает слишкомблизко к другим людям, не понимая, что доставляет дискомфорт. Плохо понимает концепцию личного телесного пространства, часто сталкивается с другими людьми или предметами. Проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то.

Обонятельная система (запах) Некоторые дети вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильный неприятный запах. Так же сюда можно отнести облизывание вещей. Повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи. Проблемы с тем, чтобы воспользоваться бытовыми предметами или совершить обыденные действия, например, воспользоваться туалетом. Так же может выражаться в неприязни к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

Зрительная система (зрение) Могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом Случаи искаженного зрительного восприятия

Проведенное нами экспериментальное исследование проходило в период с октября 2020 по апрель 2021 года. Выборка представлена 15 детьми с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» в возрасте 7-10 лет.

Результаты были получены на основе результатов опроса родителей путем суммирования положительных ответов по каждой категории и определения категории с общим количеством более 3 положительных ответов.

По итогам, подавляющее большинство детей имеют нарушенипе более 1 типа сенсорного восприятия — 11 (73%). Детей с нарушением развития сенсорного восприятия 1—го типа - 4 (27%).

Также можно отметить, что 8 (53%) детей имеют тактильный и несенсорный типы сенсорного восприятия. Эти дети избегают прикасаться к другим людям, не любят мыть лицо, голову, не любят макать пальцы в песок, крайне негативно переносят загрязнение рук, отрицательно реагируют на одевание или определенные виды одежды (виды ткани), не любят ходить босиком и т.д. Большая проблема для таких детей -это еда Причиной является придирчивость к текстуре и температуре пищи. Также можно отметить сильное беспокойство ребенка, если к нему подходят сзади.

Нарушение рефлекторного типа восприятия проявляется в слишком сильной или слабой реакции на запахи. В случае сильной реакции поведение ребенка сопровождается гиперактивностью, криком, аутоагрессией и т.д.

4 (26%) ребенка имеют нарушения слуха. Ребенок не всегда отвечает на вопросы, хотя у него сильный слух и он понимает обращенную речь. Но при этом он неправильно понимает обращенные слова, затрудняется с повторением, не может указать направление, откуда доносится звук, не может смотреть и слушать одновременно, монотонно или в ритме навящево и громко разговаривает. Также наблюдается высокая чувствительность к общему шуму, ребенок выглядит обеспокоенным или демонстрирует агрессивное поведение, когда все вокруг одновременно разговаривают, шумят, смеются.

У 3 (20%) детей отмечается нарушения вестибулярного восприятия. Эти дети предпочитают играть в подвижные игры с бегом, раскачиванием или выполнением этих действий без смысловой нагрузки, но в то же время они неуклюжи в спортивных играх. Они не устают дольше, чем другие. В учебной деятельности отмечаются значительные трудности при переписывании текста с доски: ребенок путается в строках, плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резка бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков).

Нарушения зрительной интеграции были диагностированы у 2 детей (13%). Им трудно раскрашивать закрытые участки, не переходя через край, они с трудом собирают мозаику, им не нравятся незнакомые места, они боятся заблудиться. Существуют также трудности в обнаружении сходств или различий в шаблонах.

Кроме этого, в ходе проведения эмпирического исследования была использована Детская рейтинговая шкала аутизма (CARS) - стандартизированный инструментарий, который используется для клинико-динамической оценки детей с расстройствами аутистического спектра. Шкала основана на непосредственном наблюдении за поведением ребенка. В процессе исследования мы оценивали 15 признаков: взаимоотношения с людьми, подражание, эмоциональные реакции, моторную ловкость, использование предметов, адаптационные изменения, зрительную перцепцию, вкусовую, обонятельную, тактильную перцепцию, тревожные реакции, вербальную и невербальную коммуникацию, общий уровень активности ребенка и его познавательную деятельность. Оценка отдельных областей включает в себя 4 степени: от поведения (1), соответствующего возрасту, до поведения, сильно отклоняющего от обычного (4).

Анализируя результаты составления шкалы, можно отметить нарушение невербальной коммуникации в тяжелой степени у 10 (66%) детей. В общении эти дети используют только странные и не понятные жесты или не понимают проявления жестов и выражения лица у других людей. Так же 7(47%) детей имеют 4 степень нарушения вербальной коммуникации. Осмысленная речь у детей отсутствует. Ребенок издает

лишь странные звуки, визжание, неестественные слова и фразы. 11 (73%) детей используют зрение и обоняние без отклонений от нормы.

Таким образом, мы считаем чрезвычайно важным диагностировать нарушения сенсорной интеграции и на ее основе планировать последующую коррекционную работу по ее развитию, поскольку у детей с РАС происходит формирование психики и двигательных навыков на основе нарушенных предпосылок, которые были сформированы в более раннем возрасте. В целом, развитие психомоторной организации ребенка на всех его уровнях и в различных формах создает психологическую готовность (или ее отсутствие) к дальнейшему обучению в школе и функционирование в социальной среде. Так же считаем важным, что работа с ребенком с РАС должна быть направлена на коррекцию нарушений сенсорной интеграции путем разработки и реализации специальной программы.

Понимание проблемы сенсорной интеграции позволит педагогам по-новому взглянуть на те трудности, с которыми они сталкиваются при работе с детьми с РАС, на их обучение и поведение. Предполагаем, что в основе взаимодействия педагога и ребенка с РАС должно лежать знание о том, что многие дети с таким заболеванием нуждаются в помощи со стороны, чтобы вычленить сенсорную информацию, необходимую для контакта с миром. По итогам диагностики, педагог должен поощрять, мотивировать, направлять ребенка к выбору занятий, развивающих дефицитные стороны сенсорной интеграции. На основании проведенного исследования предполагаем, что центральной идеей коррекционной работы является стимуляция сенсорных систем и работа над сенсорными «каналами». Считаем, что это особенно важно в отношении тактильного нарушения сенсорного восприятия, как наиболее распространенного. Так же педагогу важно знакомить подопечного с новыми видами активности, доставляющими необходимые конкретному ребенку ощущения.

Список используемой литературы:

1.Айрес Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. пер. с англ. Юлии Даре. - М.: Теревинф, 2009.-261с.

2.Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием - М.: Теревинф, 2009. - 138с.

3.Ефремова Т.Е. Сафонова И.А. Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями.- Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2020. - 36с.

4.Ф. Колдуэлл Дж. Хорвуд Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция. - М.: Рама Паблишинг, 2013. - 186с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.