Научная статья на тему 'Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС'

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1204
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра / аутизм / дисфункция сенсорной интеграции / теория сенсорной интеграции / коррекционная работа / autism spectrum disorders / autism / sensory integration disfunction / sensory integration theory / correctional intervention

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сакаева А. Н., Боброва В. В., Сагадиева Т. К.

В данной статье рассматривается проблема дисфункции сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения теории сенсорной интеграции. На основе теории сенсорной интеграции предлагаются направления коррекционной работы, которые могут значительно улучшить сенсорную потребность детей с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Сакаева А. Н., Боброва В. В., Сагадиева Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using strategies of sensor intergration for correctional work with children with autism. АСБ бар балалармен түзету жұмыстарында сенсорлық интеграция әдістерін қолдану

The article aims to show the problem of sensory integration dysfunction in chil-dren with autism spectrum disorders from the point of view of sensory integration theory. Based on the theory of sensory integration, we propose areas of cor-rectional interventions that can significantly improve the sensory needs of children with ASD. Бұл мақалада сенсорлық интеграция теориясы тұрғысынан аутизм спектрі бұзылған балалардағы сенсорлық интеграцияның дисфункциясы мәселесі қарастырылады. Сенсорлық интеграция теориясына сүйене отырып, аутизм спектрі бұзылған балалардың сенсорлық қажеттілігін едәуір жақсарта алатын түзету жұмыстарының бағыттары ұсынылады.

Текст научной работы на тему «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 376 ГРНТИ 14.29.01

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС

Ацдатпа

Б^л макалада сенсорлык интеграция теориясы т^ргысынан аутизм cneKTpi б^зылган балалардагы сенсорлык инте-грацияныц дисфункциясы мэселеш ка-растырылады. Сенсорлык интеграция теориясына CYЙене отырып, аутизм спек-тpi б^зылган балалардыц сенсорлык ка-жеттiлiгiн едэуip жаксарта алатын тYзету ж^мыстарыныц багыттары ^сынылады.

Аннотация В данной статье рассматривается проблема дисфункции сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутисти-ческого спектра с точки зрения теории сенсорной интеграции. На основе теории сенсорной интеграции предлагаются направления коррекционной работы, которые могут значительно улучшить сенсорную потребность детей с РАС.

Annotation The article aims to show the problem of sensory integration dysfunction in chil-dren with autism spectrum disorders from the point of view of sensory integration theory. Based on the theory of sensory integration, we propose areas of cor-rectional interventions that can significantly improve the sensory needs of children with ASD.

Сакаева А.Н.,

к.п.н., старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПР по Карагандинской области»

Боброва В.В.,

к.п.н, старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПР по Карагандинской области», доцент кафедры специального и инклюзивного образования, к.п.к. НАО «Карагандинский университет им. Е.А. Букетова»,

Сагадиева Т. К,

магистрант 1 курса педагогического факультета, Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова

Нег1зг1 свздер: аутизм спектртщ бу-зылуы, аутизм, сенсорлъщ интеграцияныц дисфункциясы, сенсорлыц интеграция теориясы, тYзету жумыстары.

Ключевые слова: расстройства аутис-тического спектра, аутизм, дисфункция сенсорной интеграции, теория сенсорной интеграции, коррекционная работа.

Keywords:autism spectrum disorders, autism, sensory integration disfunction, sensory integration theory, correctional intervention.

5 ffi

<

m о

CO

£ w О

HH

о о

и ^

о

рц

с

и

нн

up X

и о

к ^

<

CQ О X

и к

В связи с тенденцией к увеличению количества детей с РАС возрастает актуальность такой проблематики как адаптация и сопровождение детей данной категории. Этот вопрос занимает сейчас лидирующие позиции в научном сообществе, так у общества сформирован запрос на тему специфики сопровождения, развития, адаптации и социализации детей с РАС.

Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции, при которой процесс ощущения и восприятия остаётся сохранным, но искажена или отсутствует интерпретация воспринятого сигнала: ребенок чувствует дискомфорт, но не понимает причину этого состояния, в связи с чем реакция ребенка направлена на дискомфорт. При отсутствии интерпретации ребенок может не познать нужной тревожности сигнала, что может привести даже к прекращению ее физического существования. Кроме того, эти дети характеризуются повышенной или пониженной реактивностью на сенсорную информацию или необычным интересом к сенсорным аспектам окружающей среды [1].

^ К таким сенсорным критериям может К относиться визуальное увлечение светом § или вращающимися объектами; неблаго-<5 приятная реакция на определенные зву-§ ки или текстуры; чрезмерное обоняние 3 или прикосновение к объектам; кажу-^ щееся безразличие к боли, жаре или хо-о лоду [2]. Почти любой сенсорный канал

С может быть задействован либо в пони-

м

¡3 женной чувствительности к стимуляции,

д либо в чрезмерной чувствительности к

° тэ

К стимуляции. В течение жизни или даже <! в одно и то же время у одного и того же

2 человека может быть несколько типов

к

§ сенсорных отклонений. Дисфункция сенсорной интеграции, вероятно, связа-

на с нарушением модуляции, происходящей в центральной нервной системе, которая регулирует нейронные сообщения, касающиеся сенсорных стимулов.

Дисфункция сенсорной интеграции довольно распространена среди детей с РАС; сообщения в литературе варьируют от 42% до 88%. Дети с признаками дисфункции сенсорной интеграции часто испытывают трудности регулирования реакции на ощущения и специфические стимулы, такие дети могут использовать самостимуляцию, чтобы компенсировать ограниченный сенсорный ввод или чтобы избежать перевозбуждения. Такие атипичные сенсорные реакции предполагают плохую сенсорную интеграцию в центральной нервной системе и могут объяснить нарушения внимания и возбуждения [3].

Самостимулирующее поведение, определяемое как повторяющиеся движения, которые не служат никакой заметной цели в окружающей среде, могут иметь значительные социальные, личные и образовательные последствия и часто ограничивать способность участвовать в обычной жизни. К таким видам поведения относятся: стереотипные двигательные движения, бесцельный бег, агрессия, самоповреждающее поведение и т.д. Каждое из этих видов поведения мешает ребенку участвовать в терапевтической деятельности или учиться [4].

Например, ребенок с РАС может испытывать трудности с переносом яркого света, текстур одежды или пищи, специфических шумов, повседневных жизненных задач, прикосновений или более специфических стимулов, таких, как определенные цвета. Кроме того, некоторые дети с РАС могут проявлять увлечение визуальным осмотром объектов, поиском определенных текстур для трения/ прикосновения (например, одежды или

волос) или переживанием звука определенных объектов/действий [5]. Эти чувства и интересы могут существенно влиять на способность детей заботиться о себе, выходить из дома, учиться в школе и участвовать в социальных ситуациях.

Когда ребенок испытывает гиперреактивность к сенсорной информации, это может привести к тому, что он большую часть времени будет находиться в состоянии повышенной активности, что в свою очередь может привести к мелт-дауну. Когда нервная система находится в состоянии повышенной активности, внимание затруднено, и фрустрацион-ная толерантность ребенка, как правило, ниже. Напротив, если ребенок не получает сенсорной информации «ги-почувствительность», необходимой организму, он может искать ее через поведение, которое мешает лечению или обучению в классе [6]. В результате различий в сенсорной обработке дети могут обращать внимание на бессмысленные стимулы, а не на задачу. У детей с этими проблемами часто видим трудности с переключением внимания, избирательным вниманием, отвлекаемо-стью и совместным вниманием, а также способностью понимать себя и общаться с другими в окружающей среде. Эти трудности могут препятствовать развитию у детей символического поведения, в том числе способности использовать символы и реагировать на них, что является важным компонентом развития коммуникации [7].

Таким образом, теория СИ основана на понимании того, что вмешательство в неврологическую обработку и интеграцию сенсорной информации нарушает построение целенаправленного поведения, так как лечение предназна-

чено для обеспечения контролируемых сенсорных переживаний, чтобы вызвать адаптивную двигательную реакцию.

В результате проведенного нами теоретического анализа литературы послужила основой для разработки программного обеспечения: электронный учебник для ЭВМ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с расстройством аутисти-ческого расстройства» [8].

В данной программе для ЭВМ (электронный учебник) очень важно учитывать эти различия особенностей сенсорного развития детей с РАС и соответствующим образом применять различные пособия на занятиях. Возрастные ограничения данной программы для ЭВМ могут быть расширены, с учетом уровня сенсорного развития ребенка, что даёт возможность использовать коррекционно-развивающую программу по преодолению сенсорных нарушений у детей с РАС, а также представлен комплекс разнообразных игр и упражнений, которые могут быть использованы на занятиях для детей с РАС. Комплекс состоит из 3 направлений, в которых представлены игры и упражнения, которые будут эффективны при развитии сенсорной интеграции у детей с РАС. Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем.

Электронный учебник «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС» разработан нами с учетом комплексного подхода по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС.

Структура данной программы представлена на рисунке 1.

X

<с т о

го РЧ

О Л

о о м

я о

о. С

ш

Л X X

о к я <с т О X

X X

Рисунок 1. Структура программы для ЭВМ - электронный учебник «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

О программе

Пояснительная шпигка

Содержание

ХАК0ММ1М система

нем 1

С

ИГО» 2

Иго»3

г

иа»4

г

Иго»5

3

( Упоывиенис 1 ) Уполммсние 2 Упоаимсмие 3 Упмиисние 4

Улминеиме 5

[ Им' | [ ЙИМИИЮ« |

Иго» 7

Иго» в

ЭУ состоит из двух видов меню: верхнего и главного.

Верхнее меню включает в себя:

1.О программе.

2.Содержание.

З.Об авторах.

Электронный учебник начинается со стартовой страницы, которая включает в себя раздел «О программе». Фрагмент интерфейса ЭУ представлена на рисунке 2.

Иго» 9

Иго» 10

Игл» 11

Упмикснис 7

Упо»и»смие 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улмиисиме 9

У-ямятж 10

ИГО» 12

Иго» 13

ИГО» 14

ИГО» 15

Иго» 16

УЛКЮИЙМ?. 11

12

&№ЮДОв№ 13

«имвши*.

14

I »

Пйяоомяимпим»

с

Иго» 1

Иа»2

Иго» э

Иго» 4

ИГО» 5

Иго» 6

ИГО» 7

ИГО» 19

Ии»23

ИГО» 24

Иго» в ИГО» 9

Иго» 10 Иго» 11 Иго» 12 На» 13 Иго» 14 Иго» 15 Иго» 16 Иго» 17 Иго» 18

Игр»20

Иго» 21 ИГО» 22

С

с_

Иго» 26

ИГО» 25

Рисунок 2. Фрагмент интерфейса

программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

Вторая страница - это следующий раздел ЭУ «Содержание» и включает в себя: 1.Пояснительную записку.

2.Комплекс специальных игр и упражнений на улучшение сенсорной интеграции.

3.Список использованной литературы. I. Пояснительная записка. Этот раздел

включает в себя: цели, задачи и область применения данного электронного учебника. Фрагмент интерфейса ЭУ представлена на рисунке 3.

Ш

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС

О ПРОГРАММЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРАХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагоги и родители могут не подозревать, что ребенок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей Они объясняют его необычное поведение капризами недостатком воспитания или нарушениями интеллекта тогда как оно придает ребенку с аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребенка поскольку провоцирует усиление сенсорных защит и самостимуляций, их замену на более неадекватные действия Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме Решить эту задачу позволяют

- Во-первых, организация комфортной для ребенка с аутизмом среды жизнедеятельности.

- Во-вторых, индивидуально подобранная и последовательная сенсорная стимуляция

В процессе наблюдения за поведением ребенка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными а какие - недостаточными При организации комфортно для ребенка с аутизмом среды жизнедеятельности неприятные раздражители, по возможности устраняются Педагоги и родители не должны заставлять ребенка терпеть ощущения которых можно избежать Недостаток раздражителей в которых

Рисунок 3. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

II. Комплекс специальных игр и упражнений на улучшение сенсорной интеграции включает в себя: игры и упражнения. Представленные игры и упражнения скомпонованы в 3 блока, которые направлены на развитие: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной системы. Данный блок направлен на обучение ребенка взаимодействовать с окружающей средой и оценивать сигналы от разных рецепторов, то есть восстановить нарушенное восприятие окружающего мира. Фрагмент интерфейса ЭУ представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

Й/Сб)

А) Следующий подраздел «Тактильная система» включает в себя 16 игр. В данном разделе приведены тактильные игры, которые направленны на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 5.

торов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

В) Следующий подраздел «Вестибулярная система» включает в себя 15 упраж-

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О Л

о о м

я о

о. С

ш

Л X X

о к я <с т О X

X X

Рисунок 5. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррек-ционной работе с детьми с РАС»

Данный раздел содержит такие игры: «Объятия - прикосновения», «Массажики - Почувствуй», «Поглаживания - Тактильные ладошки», и они не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.

С помощью игр дети учатся чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими. Повышают чувствительность кожных рецеп-

нений. В данном подразделе приведены вестибулярные упражнения, которые направленны на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, также на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

На этом подразделе содержатся такие упражнения: «Балансир», «Прыгаем на мяче - фитбол», «Прыжки на батуте», «Качели».

Упражнение «Балансир» помогает ребенку удержать баланс на движущейся поверхности. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

С) Следующий подраздел «Проприоцептивная система» включает в себя 26 игр на развитие проприоцепции, которые дают ребенку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений.

В данном подразделе приведены такие игры: «Червячок» и «Сенсорный чулок». Все эти игры используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприо-цептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

III. Следующий подраздел «Список использованной литературы» включает в себя: результаты исследований известных ученых и опыт практикующих специалистов, дающие специалисту, родителю полную и систематическую информацию о теории сенсорной интеграции, а также диагностике и терапии, основанных на сенсорно интегративном подходе. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 8.

зование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС» необходимы и актуальны, так как способствуют значительному повышению эффективности программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции с детьми с РАС, в котором дети будут учиться взаимодействовать с окружающей средой и оценивать сигналы от разных рецепторов.

цк

с детьми с РАС

ш

О ПРОГРАММЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРАХ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Анита Б Шелли Л , Элизабет М Сенсорная интеграция Теория и практика - М Теревинф 2019 - 766 с

2 Джин А Э Ребенок и сенсорная интеграция Понимание скрытых проблем развития - М Теревинф, 2017 -260 с

3 Кислинг У Сенсорная интеграция в диалоге - М Теревинф 2017 - 235 с

4 Кэрол С К Разбалансированный ребенок -Спб Редактор, 2012 -396 с.

5 Фиби К . Джейн X Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма -М Теревинф, 2019 —112 с

6 Косински Кара Эрготерапия для детей с аутизмом Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС - Екатеринбург Рама Паблишинг. 2017 - 192 с

7 Эллен Я Паула Аквилла Ширли С Строим мостики с помощью сенсорной интеграции - Белая Церковь ПАО «Белоцерковская книжная фабрика», 2016 - 240 с

*

К х

<С т о

го

£ РЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О О

м

я о

о. X

ш

X X

о X

я

<с т О X

X X

Рисунок 8. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»

В программе содержатся игры и упражнения, которые скомпонованы в 3 блока. На каждом блоке дети учатся использовать рецепторы кожи для восприятия окружающего мира, быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве, изменять положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений, регулировать мышечный тонус.

Таким образом, разработка и внедрение в педагогический процесс ЭУ «Исполь-

В результате чего повышается уровень сформированности сенсорной интеграции у детей с расстройством аутистического спектра.

Это служит причиной разработки программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС и внедрения его в педагогический процесс организаций образования с целью проверки его эффективности. Эффективность предлагаемого программного обеспечения была оценена при проведении эксперимента.

Эксперимент является методом педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педаго-

ш

гические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения.

Структуру эксперимента составили:

• констатирующий эксперимент;

• формирующий эксперимент.

На заключительном этапе нами было проведено определение эффективности внедрения в педагогический процесс программного обеспечения по использованию приемов сенсорной интеграции с детьми с РАС. Эксперимент состоял из трех этапов:

• выявление уровня сформированно-сти сенсорной интеграции у детей с РАС;

• введение в педагогический процесс компонентов программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС.;

• сравнение показателей состояния уровня сформированное™ сенсорной интеграции у детей с РАС контрольной и экспериментальной групп.

Констатирующий срез эксперимента в контрольной и экспериментальной группах определил низкий уровень сформированно-сти сенсорной интеграции с детьми с РАС по всем вышеперечисленным критериям, что подтвердило необходимость внедрения в педагогический процесс разработанного программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции

сенсорной интеграции у детей с РАС.

При внедрении данного программного обеспечения, нами была поставлена задача, направленная на использование приемов сенсорной интеграции в коррекцион-ной работе с детьми с РАС.

Формирующий эксперимент позволил выявить уровни сформированности сенсорной интеграции с детьми с РАС. Он осуществлялся в контрольной группе по традиционной методике, а в экспериментальной - с использованием программного обеспечения по оценке и профилактике, и оценке и коррекции дисфункции сенсорной интеграции с детьми с РАС.

Экспериментальные данные сведены в таблице 1, представлены в соответствии с рисунком 9.

Уровень сформированное™ сенсорной интеграции Группа Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Гипо-чувстви-тель-ность Гипо-чувствн-тель-ность Гиперчувствительность Гипер-чувстви-тель-ность

% % % %

Тактильная чувствительность Экспериментальная группа 70 60 60 40

Контрольная группа 50 40 40 30

Вестибулярная чувствительность Экспериментальная группа 70 50 60 40

Контрольная группа 60 40 60 30

Проприоцеп-тнвная чувствительность Экспериментальная группа 80 50 70 60

Контрольная группа 70 60 60 50

Таблица 1. Сводная таблица результатов

экспериментальной работы по использованию приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС (в процентах).

X

<с т о

го РЧ

О

О О

м

я о

о. С

ш

X X

о к я <с т О X

X X

*

К х

<С т о

го

£ РЧ

О

л

о о м

я о

о. X

ш л

X X

о X

я

<с т О X

X X

На основании данных, приведенных в таблице 1, составлена диаграмма - рисунок 9.

Рисунок 9. Показатели уровня сформированности сенсорной интеграции

у детей с РАС (в процентах).

Исходя из вышесказанного можем сказать, что гиперчувствительность тактильной" системы в контрольной группе 10 % снизилась, так как они научились переносить прикосновения, прикасаться к незнакомым вещам и текстурам, кроме того, не отказываются носить одежду из определенной ткани, не испытывают дискомфорт при причесывании или стрижке, категорически отказываются ходить босиком.

Гипочувствительность тактильной системы нормализовалась на 15% у детей с

РАС, так как научились испытывать удовольствие от разрывания бумаги, переби-рания мелких предметов, круп, пересыпания песка.

Гиперчувствительность вестибулярной системы нормализовалось на 25% у детей с РАС, так как они хорошо научились четко сохранять зафиксированное положение тела, а также быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

Гипочувствительность вестибулярной системы нормализовалась на 20% у де-

тей с РАС, так как они научились удержать баланс на движущейся поверхности, а также у них появился интерес к раскачиваниям и вращениям на снарядах сенсорно-динамического зала.

Гиперчувствительность проприоцеп-тивной системы в контрольной группе на 10% улучшилась, так как они не испытывали трудности при удерживании позы, не избегали самых обычных физических действий.

Гипочувствительность проприоцеп-тивной системы в контрольной группе на 20% нормализовалась, так как они научились воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений и начали лучше контролировать свои тела, улучшили общую и мелкую моторику, а также координацию движений, которая способствует повышению концентрации внимания.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что, в среднем уровень сформированности сенсорной интеграции с детьми с РАС экспериментальной группы увеличился на 3,4% по сравнению с контрольной группой, так как у детей с ООП гиперчувствительность снизилась на 15%, а гипочувстви-тельность нормализовалось на 18, 4 %.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. - Москва: Теревинф, 2017. -235с.

2.Baranek G.T. Efficacy of sensory and motor interventions for children with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2002. - № 32. - P. 397-422.

З.Чулкова Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2 (4). - С. 164-166.

4.Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - Москва: Теревинф, 2013. - 272с.

5.Яроччи Г. Сенсорная интеграция и перцептивный опыт лиц с аутизмом // Аутизм Dev Disord. - 2006. - № 36. - C. 77-90.

6.Пфайффер Б.А., Кениг К., Киннили М. Эффективность сенсорной интеграционной коррекционной работы у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование // Журнал Трудотерапии. - 2011. - № 65. - C. 76-85.

7.Андриевская О.А. Особенности психокоррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2018. - C. 105-106.

8.Сагадиева Т.К., Боброва В.В. Электронная программа (для ЭВМ) «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС». - Свидетельство № 16480 от 09.04.2021.

*

х

<с m о

го

W О

О О

W ^

о

о. X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

X X

о X

<с m О X

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.