ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 376 ГРНТИ 14.29.01
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС
Ацдатпа
Б^л макалада сенсорлык интеграция теориясы т^ргысынан аутизм cneKTpi б^зылган балалардагы сенсорлык инте-грацияныц дисфункциясы мэселеш ка-растырылады. Сенсорлык интеграция теориясына CYЙене отырып, аутизм спек-тpi б^зылган балалардыц сенсорлык ка-жеттiлiгiн едэуip жаксарта алатын тYзету ж^мыстарыныц багыттары ^сынылады.
Аннотация В данной статье рассматривается проблема дисфункции сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутисти-ческого спектра с точки зрения теории сенсорной интеграции. На основе теории сенсорной интеграции предлагаются направления коррекционной работы, которые могут значительно улучшить сенсорную потребность детей с РАС.
Annotation The article aims to show the problem of sensory integration dysfunction in chil-dren with autism spectrum disorders from the point of view of sensory integration theory. Based on the theory of sensory integration, we propose areas of cor-rectional interventions that can significantly improve the sensory needs of children with ASD.
Сакаева А.Н.,
к.п.н., старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПР по Карагандинской области»
Боброва В.В.,
к.п.н, старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПР по Карагандинской области», доцент кафедры специального и инклюзивного образования, к.п.к. НАО «Карагандинский университет им. Е.А. Букетова»,
Сагадиева Т. К,
магистрант 1 курса педагогического факультета, Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова
Нег1зг1 свздер: аутизм спектртщ бу-зылуы, аутизм, сенсорлъщ интеграцияныц дисфункциясы, сенсорлыц интеграция теориясы, тYзету жумыстары.
Ключевые слова: расстройства аутис-тического спектра, аутизм, дисфункция сенсорной интеграции, теория сенсорной интеграции, коррекционная работа.
Keywords:autism spectrum disorders, autism, sensory integration disfunction, sensory integration theory, correctional intervention.
5 ffi
<
m о
CO
£ w О
HH
hД
о о
и ^
о
рц
с
и
нн
up X
и о
к ^
<
CQ О X
и к
В связи с тенденцией к увеличению количества детей с РАС возрастает актуальность такой проблематики как адаптация и сопровождение детей данной категории. Этот вопрос занимает сейчас лидирующие позиции в научном сообществе, так у общества сформирован запрос на тему специфики сопровождения, развития, адаптации и социализации детей с РАС.
Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорной интеграции, при которой процесс ощущения и восприятия остаётся сохранным, но искажена или отсутствует интерпретация воспринятого сигнала: ребенок чувствует дискомфорт, но не понимает причину этого состояния, в связи с чем реакция ребенка направлена на дискомфорт. При отсутствии интерпретации ребенок может не познать нужной тревожности сигнала, что может привести даже к прекращению ее физического существования. Кроме того, эти дети характеризуются повышенной или пониженной реактивностью на сенсорную информацию или необычным интересом к сенсорным аспектам окружающей среды [1].
^ К таким сенсорным критериям может К относиться визуальное увлечение светом § или вращающимися объектами; неблаго-<5 приятная реакция на определенные зву-§ ки или текстуры; чрезмерное обоняние 3 или прикосновение к объектам; кажу-^ щееся безразличие к боли, жаре или хо-о лоду [2]. Почти любой сенсорный канал
С может быть задействован либо в пони-
м
¡3 женной чувствительности к стимуляции,
д либо в чрезмерной чувствительности к
° тэ
К стимуляции. В течение жизни или даже <! в одно и то же время у одного и того же
2 человека может быть несколько типов
к
§ сенсорных отклонений. Дисфункция сенсорной интеграции, вероятно, связа-
на с нарушением модуляции, происходящей в центральной нервной системе, которая регулирует нейронные сообщения, касающиеся сенсорных стимулов.
Дисфункция сенсорной интеграции довольно распространена среди детей с РАС; сообщения в литературе варьируют от 42% до 88%. Дети с признаками дисфункции сенсорной интеграции часто испытывают трудности регулирования реакции на ощущения и специфические стимулы, такие дети могут использовать самостимуляцию, чтобы компенсировать ограниченный сенсорный ввод или чтобы избежать перевозбуждения. Такие атипичные сенсорные реакции предполагают плохую сенсорную интеграцию в центральной нервной системе и могут объяснить нарушения внимания и возбуждения [3].
Самостимулирующее поведение, определяемое как повторяющиеся движения, которые не служат никакой заметной цели в окружающей среде, могут иметь значительные социальные, личные и образовательные последствия и часто ограничивать способность участвовать в обычной жизни. К таким видам поведения относятся: стереотипные двигательные движения, бесцельный бег, агрессия, самоповреждающее поведение и т.д. Каждое из этих видов поведения мешает ребенку участвовать в терапевтической деятельности или учиться [4].
Например, ребенок с РАС может испытывать трудности с переносом яркого света, текстур одежды или пищи, специфических шумов, повседневных жизненных задач, прикосновений или более специфических стимулов, таких, как определенные цвета. Кроме того, некоторые дети с РАС могут проявлять увлечение визуальным осмотром объектов, поиском определенных текстур для трения/ прикосновения (например, одежды или
волос) или переживанием звука определенных объектов/действий [5]. Эти чувства и интересы могут существенно влиять на способность детей заботиться о себе, выходить из дома, учиться в школе и участвовать в социальных ситуациях.
Когда ребенок испытывает гиперреактивность к сенсорной информации, это может привести к тому, что он большую часть времени будет находиться в состоянии повышенной активности, что в свою очередь может привести к мелт-дауну. Когда нервная система находится в состоянии повышенной активности, внимание затруднено, и фрустрацион-ная толерантность ребенка, как правило, ниже. Напротив, если ребенок не получает сенсорной информации «ги-почувствительность», необходимой организму, он может искать ее через поведение, которое мешает лечению или обучению в классе [6]. В результате различий в сенсорной обработке дети могут обращать внимание на бессмысленные стимулы, а не на задачу. У детей с этими проблемами часто видим трудности с переключением внимания, избирательным вниманием, отвлекаемо-стью и совместным вниманием, а также способностью понимать себя и общаться с другими в окружающей среде. Эти трудности могут препятствовать развитию у детей символического поведения, в том числе способности использовать символы и реагировать на них, что является важным компонентом развития коммуникации [7].
Таким образом, теория СИ основана на понимании того, что вмешательство в неврологическую обработку и интеграцию сенсорной информации нарушает построение целенаправленного поведения, так как лечение предназна-
чено для обеспечения контролируемых сенсорных переживаний, чтобы вызвать адаптивную двигательную реакцию.
В результате проведенного нами теоретического анализа литературы послужила основой для разработки программного обеспечения: электронный учебник для ЭВМ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с расстройством аутисти-ческого расстройства» [8].
В данной программе для ЭВМ (электронный учебник) очень важно учитывать эти различия особенностей сенсорного развития детей с РАС и соответствующим образом применять различные пособия на занятиях. Возрастные ограничения данной программы для ЭВМ могут быть расширены, с учетом уровня сенсорного развития ребенка, что даёт возможность использовать коррекционно-развивающую программу по преодолению сенсорных нарушений у детей с РАС, а также представлен комплекс разнообразных игр и упражнений, которые могут быть использованы на занятиях для детей с РАС. Комплекс состоит из 3 направлений, в которых представлены игры и упражнения, которые будут эффективны при развитии сенсорной интеграции у детей с РАС. Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем.
Электронный учебник «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС» разработан нами с учетом комплексного подхода по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС.
Структура данной программы представлена на рисунке 1.
X
<с т о
го РЧ
О Л
о о м
я о
о. С
ш
Л X X
о к я <с т О X
X X
Рисунок 1. Структура программы для ЭВМ - электронный учебник «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
О программе
Пояснительная шпигка
Содержание
ХАК0ММ1М система
нем 1
С
ИГО» 2
Иго»3
г
иа»4
г
Иго»5
3
( Упоывиенис 1 ) Уполммсние 2 Упоаимсмие 3 Упмиисние 4
Улминеиме 5
[ Им' | [ ЙИМИИЮ« |
Иго» 7
Иго» в
ЭУ состоит из двух видов меню: верхнего и главного.
Верхнее меню включает в себя:
1.О программе.
2.Содержание.
З.Об авторах.
Электронный учебник начинается со стартовой страницы, которая включает в себя раздел «О программе». Фрагмент интерфейса ЭУ представлена на рисунке 2.
Иго» 9
Иго» 10
Игл» 11
Упмикснис 7
Упо»и»смие 8
Улмиисиме 9
У-ямятж 10
ИГО» 12
Иго» 13
ИГО» 14
ИГО» 15
Иго» 16
УЛКЮИЙМ?. 11
12
&№ЮДОв№ 13
«имвши*.
14
I »
Пйяоомяимпим»
с
Иго» 1
Иа»2
Иго» э
Иго» 4
ИГО» 5
Иго» 6
ИГО» 7
ИГО» 19
Ии»23
ИГО» 24
Иго» в ИГО» 9
Иго» 10 Иго» 11 Иго» 12 На» 13 Иго» 14 Иго» 15 Иго» 16 Иго» 17 Иго» 18
Игр»20
Иго» 21 ИГО» 22
С
с_
Иго» 26
ИГО» 25
Рисунок 2. Фрагмент интерфейса
программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
Вторая страница - это следующий раздел ЭУ «Содержание» и включает в себя: 1.Пояснительную записку.
2.Комплекс специальных игр и упражнений на улучшение сенсорной интеграции.
3.Список использованной литературы. I. Пояснительная записка. Этот раздел
включает в себя: цели, задачи и область применения данного электронного учебника. Фрагмент интерфейса ЭУ представлена на рисунке 3.
Ш
Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС
О ПРОГРАММЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБ АВТОРАХ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагоги и родители могут не подозревать, что ребенок с аутизмом испытывает физический дискомфорт при действии привычных для остальных людей раздражителей Они объясняют его необычное поведение капризами недостатком воспитания или нарушениями интеллекта тогда как оно придает ребенку с аутизмом чувство самообладания, безопасности и позволяет получить ощущения, в которых он испытывает недостаток Запрет на необычное поведение лишь усугубляет проблемы ребенка поскольку провоцирует усиление сенсорных защит и самостимуляций, их замену на более неадекватные действия Ни поощрения, ни наказания не позволяют нормализовать чувствительность при аутизме Решить эту задачу позволяют
- Во-первых, организация комфортной для ребенка с аутизмом среды жизнедеятельности.
- Во-вторых, индивидуально подобранная и последовательная сенсорная стимуляция
В процессе наблюдения за поведением ребенка рекомендуется определить, какие раздражители являются неприятными а какие - недостаточными При организации комфортно для ребенка с аутизмом среды жизнедеятельности неприятные раздражители, по возможности устраняются Педагоги и родители не должны заставлять ребенка терпеть ощущения которых можно избежать Недостаток раздражителей в которых
Рисунок 3. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
II. Комплекс специальных игр и упражнений на улучшение сенсорной интеграции включает в себя: игры и упражнения. Представленные игры и упражнения скомпонованы в 3 блока, которые направлены на развитие: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной системы. Данный блок направлен на обучение ребенка взаимодействовать с окружающей средой и оценивать сигналы от разных рецепторов, то есть восстановить нарушенное восприятие окружающего мира. Фрагмент интерфейса ЭУ представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
Й/Сб)
А) Следующий подраздел «Тактильная система» включает в себя 16 игр. В данном разделе приведены тактильные игры, которые направленны на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 5.
торов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
В) Следующий подраздел «Вестибулярная система» включает в себя 15 упраж-
*
К х
<с т о
го
£ РЧ
О Л
о о м
я о
о. С
ш
Л X X
о к я <с т О X
X X
Рисунок 5. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррек-ционной работе с детьми с РАС»
Данный раздел содержит такие игры: «Объятия - прикосновения», «Массажики - Почувствуй», «Поглаживания - Тактильные ладошки», и они не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.
С помощью игр дети учатся чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими. Повышают чувствительность кожных рецеп-
нений. В данном подразделе приведены вестибулярные упражнения, которые направленны на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, также на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.
На этом подразделе содержатся такие упражнения: «Балансир», «Прыгаем на мяче - фитбол», «Прыжки на батуте», «Качели».
Упражнение «Балансир» помогает ребенку удержать баланс на движущейся поверхности. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 6.
Рисунок 6. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
С) Следующий подраздел «Проприоцептивная система» включает в себя 26 игр на развитие проприоцепции, которые дают ребенку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений.
В данном подразделе приведены такие игры: «Червячок» и «Сенсорный чулок». Все эти игры используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприо-цептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 7.
Рисунок 7. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
III. Следующий подраздел «Список использованной литературы» включает в себя: результаты исследований известных ученых и опыт практикующих специалистов, дающие специалисту, родителю полную и систематическую информацию о теории сенсорной интеграции, а также диагностике и терапии, основанных на сенсорно интегративном подходе. Фрагмент интерфейса ЭУ представлен на рисунке 8.
зование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС» необходимы и актуальны, так как способствуют значительному повышению эффективности программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции с детьми с РАС, в котором дети будут учиться взаимодействовать с окружающей средой и оценивать сигналы от разных рецепторов.
цк
с детьми с РАС
ш
О ПРОГРАММЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБ АВТОРАХ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Анита Б Шелли Л , Элизабет М Сенсорная интеграция Теория и практика - М Теревинф 2019 - 766 с
2 Джин А Э Ребенок и сенсорная интеграция Понимание скрытых проблем развития - М Теревинф, 2017 -260 с
3 Кислинг У Сенсорная интеграция в диалоге - М Теревинф 2017 - 235 с
4 Кэрол С К Разбалансированный ребенок -Спб Редактор, 2012 -396 с.
5 Фиби К . Джейн X Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма -М Теревинф, 2019 —112 с
6 Косински Кара Эрготерапия для детей с аутизмом Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС - Екатеринбург Рама Паблишинг. 2017 - 192 с
7 Эллен Я Паула Аквилла Ширли С Строим мостики с помощью сенсорной интеграции - Белая Церковь ПАО «Белоцерковская книжная фабрика», 2016 - 240 с
*
К х
<С т о
го
£ РЧ
О
О О
м
я о
о. X
ш
X X
о X
я
<с т О X
X X
Рисунок 8. Фрагмент интерфейса программы (для ЭВМ) - ЭУ «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС»
В программе содержатся игры и упражнения, которые скомпонованы в 3 блока. На каждом блоке дети учатся использовать рецепторы кожи для восприятия окружающего мира, быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве, изменять положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений, регулировать мышечный тонус.
Таким образом, разработка и внедрение в педагогический процесс ЭУ «Исполь-
В результате чего повышается уровень сформированности сенсорной интеграции у детей с расстройством аутистического спектра.
Это служит причиной разработки программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС и внедрения его в педагогический процесс организаций образования с целью проверки его эффективности. Эффективность предлагаемого программного обеспечения была оценена при проведении эксперимента.
Эксперимент является методом педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педаго-
ш
гические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения.
Структуру эксперимента составили:
• констатирующий эксперимент;
• формирующий эксперимент.
На заключительном этапе нами было проведено определение эффективности внедрения в педагогический процесс программного обеспечения по использованию приемов сенсорной интеграции с детьми с РАС. Эксперимент состоял из трех этапов:
• выявление уровня сформированно-сти сенсорной интеграции у детей с РАС;
• введение в педагогический процесс компонентов программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции сенсорной интеграции у детей с РАС.;
• сравнение показателей состояния уровня сформированное™ сенсорной интеграции у детей с РАС контрольной и экспериментальной групп.
Констатирующий срез эксперимента в контрольной и экспериментальной группах определил низкий уровень сформированно-сти сенсорной интеграции с детьми с РАС по всем вышеперечисленным критериям, что подтвердило необходимость внедрения в педагогический процесс разработанного программного обеспечения по оценке, профилактике и коррекции дисфункции
сенсорной интеграции у детей с РАС.
При внедрении данного программного обеспечения, нами была поставлена задача, направленная на использование приемов сенсорной интеграции в коррекцион-ной работе с детьми с РАС.
Формирующий эксперимент позволил выявить уровни сформированности сенсорной интеграции с детьми с РАС. Он осуществлялся в контрольной группе по традиционной методике, а в экспериментальной - с использованием программного обеспечения по оценке и профилактике, и оценке и коррекции дисфункции сенсорной интеграции с детьми с РАС.
Экспериментальные данные сведены в таблице 1, представлены в соответствии с рисунком 9.
Уровень сформированное™ сенсорной интеграции Группа Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Гипо-чувстви-тель-ность Гипо-чувствн-тель-ность Гиперчувствительность Гипер-чувстви-тель-ность
% % % %
Тактильная чувствительность Экспериментальная группа 70 60 60 40
Контрольная группа 50 40 40 30
Вестибулярная чувствительность Экспериментальная группа 70 50 60 40
Контрольная группа 60 40 60 30
Проприоцеп-тнвная чувствительность Экспериментальная группа 80 50 70 60
Контрольная группа 70 60 60 50
Таблица 1. Сводная таблица результатов
экспериментальной работы по использованию приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС (в процентах).
X
<с т о
го РЧ
О
О О
м
я о
о. С
ш
X X
о к я <с т О X
X X
*
К х
<С т о
го
£ РЧ
О
л
о о м
я о
о. X
ш л
X X
о X
я
<с т О X
X X
На основании данных, приведенных в таблице 1, составлена диаграмма - рисунок 9.
Рисунок 9. Показатели уровня сформированности сенсорной интеграции
у детей с РАС (в процентах).
Исходя из вышесказанного можем сказать, что гиперчувствительность тактильной" системы в контрольной группе 10 % снизилась, так как они научились переносить прикосновения, прикасаться к незнакомым вещам и текстурам, кроме того, не отказываются носить одежду из определенной ткани, не испытывают дискомфорт при причесывании или стрижке, категорически отказываются ходить босиком.
Гипочувствительность тактильной системы нормализовалась на 15% у детей с
РАС, так как научились испытывать удовольствие от разрывания бумаги, переби-рания мелких предметов, круп, пересыпания песка.
Гиперчувствительность вестибулярной системы нормализовалось на 25% у детей с РАС, так как они хорошо научились четко сохранять зафиксированное положение тела, а также быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.
Гипочувствительность вестибулярной системы нормализовалась на 20% у де-
тей с РАС, так как они научились удержать баланс на движущейся поверхности, а также у них появился интерес к раскачиваниям и вращениям на снарядах сенсорно-динамического зала.
Гиперчувствительность проприоцеп-тивной системы в контрольной группе на 10% улучшилась, так как они не испытывали трудности при удерживании позы, не избегали самых обычных физических действий.
Гипочувствительность проприоцеп-тивной системы в контрольной группе на 20% нормализовалась, так как они научились воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений и начали лучше контролировать свои тела, улучшили общую и мелкую моторику, а также координацию движений, которая способствует повышению концентрации внимания.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что, в среднем уровень сформированности сенсорной интеграции с детьми с РАС экспериментальной группы увеличился на 3,4% по сравнению с контрольной группой, так как у детей с ООП гиперчувствительность снизилась на 15%, а гипочувстви-тельность нормализовалось на 18, 4 %.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. - Москва: Теревинф, 2017. -235с.
2.Baranek G.T. Efficacy of sensory and motor interventions for children with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2002. - № 32. - P. 397-422.
З.Чулкова Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2 (4). - С. 164-166.
4.Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - Москва: Теревинф, 2013. - 272с.
5.Яроччи Г. Сенсорная интеграция и перцептивный опыт лиц с аутизмом // Аутизм Dev Disord. - 2006. - № 36. - C. 77-90.
6.Пфайффер Б.А., Кениг К., Киннили М. Эффективность сенсорной интеграционной коррекционной работы у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование // Журнал Трудотерапии. - 2011. - № 65. - C. 76-85.
7.Андриевская О.А. Особенности психокоррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2018. - C. 105-106.
8.Сагадиева Т.К., Боброва В.В. Электронная программа (для ЭВМ) «Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС». - Свидетельство № 16480 от 09.04.2021.
*
х
<с m о
го
W О
О О
W ^
о
о. X
ш
X X
о X
<с m О X
X X