Научная статья на тему 'СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - МЕТОД ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ'

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - МЕТОД ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
559
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЯЖЕЛЫЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ДЖИН АЙРЕС / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОД ТЕРАПИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова Анастасия Сергеевна, Савельева Юлия Михайловна

В данной статье рассматривается проблема реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами предложен метод сенсорной интеграции, как универсальный инструмент для социальной адаптации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Такой взгляд будет интересен специалистам в области психологии и дефектологии.This article deals with the problem of rehabilitation of children with severe multiple developmental disorders. The authors propose a method of sensory integration as a universal tool for the social adaptation of children with severe multiple developmental disorders. Such a view will be of interest to specialists in the field of psychology and defectology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Денисова Анастасия Сергеевна, Савельева Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - МЕТОД ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

УДК 376

Педагогические науки

Денисова Анастасия Сергеевна, педагог-психолог, Государственное Бюджетное учреждение города Москвы «Комплексный Реабилитационно-образователъный центр», Россия, г. Москва Савельева Юлия Михайловна, учителъ-дефектолог, Государственное Бюджетное учреждение города Москвы «Комплексный Реабилитационно-образователъный центр», Россия, г. Москва

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - МЕТОД ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В

РАЗВИТИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами предложен метод сенсорной интеграции, как универсальный инструмент для социальной адаптации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Такой взгляд будет интересен специалистам в области психологии и дефектологии.

Ключевые слова: сенсорная интеграция; тяжелые множественные нарушения развития; Джин Айрес; реабилитация; сенсорное развитие; метод терапии.

Annotation: This article deals with the problem of rehabilitation of children with severe multiple developmental disorders. The authors propose a method of sensory integration as a universal tool for the social adaptation of children with severe multiple developmental disorders. Such a view will be of interest to specialists in the field of psychology and defectology.

Keywords: sensory integration; severe multiple developmental disorders; Jean Ayres; rehabilitation; sensory development; therapy method.

В условиях социального мира каждый ребёнок с тяжелыми множественными нарушениями в развитии может получить навыки общения и социального поведения. Для этого необходимо организовать целенаправленный процесс развития, общения, воспитания и образования. Важным элементом такого развития является сенсорное развитие и формирование целостной сенсорной интеграции.

Тяжелые множественные нарушения развития — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

Сам термин Ayres Sensory Integration - сенсорная интеграция, введён в 1963 году. Автор: Джин Айрес - эрготерапевт (Калифорния). Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде [1].

Способность к сенсорной интеграции позволяет объединить поток информации об окружающем мире, выработать понятия и ответную реакцию, адаптивный ответ. Но без специальной помощи дети с тяжелыми множественными нарушениями развития не могут справиться с этим. Мы можем помочь им, путём включения элементов сенсорной интеграции в единый процесс жизни ребёнка - занятия, проживания, досуга и общения.

Термин сенсорной интеграции имеет два основных понятия:

- процесс обработки информации мозгом - приём, обработка информации и ответная реакция [2];

- метод терапии (системы занятий).

История метода сенсорной интеграции началась в середине ХХ века в США.

Эрготерапевт Джин Айрес заметила детей с двигательными стереотипиями поведение детей с ранним детским аутизмом (ломают игрушки, грызут руки и ноги). Она изучала процесс и выяснила, что это связано с нарушением процесса обработки информации - она и предложила термин сенсорная интеграция. Её книга «Ребёнок и сенсорная интеграция» издана в России в 2009 году. Эту книгу можно считать основной для знакомства с методом сенсорной интеграции [4].

На основе книги Айрес Австрийский эрготерапевт Улла Кислинг разработала свою концепцию сенсорной интеграции «Сенсорная интеграция в диалоге». Книга содержит много практических рекомендаций для родителей и специалистов по развитию и формированию сенсорной интеграции для детей с нарушениями в развитии [3].

Самая новая книга от Аниты Банди с соавторами «Сенсорная интеграция» содержит самую последнюю информацию о теории и практике развития сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция как процесс - бессознательный процесс головного мозга. Мы, взрослые и сформированные люди, совершаем множество движений и действий, даже не осмысливая их.

Сенсорная интеграция организует полученную информацию с помощью всех анализаторов\органов чувств (движение, запах, прикосновение и т.д.) Наделяет смыслом полученную информацию и выделяет значимую (поэтому мы можем сидеть и работать, не отвлекаясь на посторонние звуки и т.д.)

Позволяет давать осмысленный ответ - адекватный\адаптированный ответ: реакция на холод - пойти одеться.

Формирует базу для теоретического обучения, социально приемлемого поведения, развития различных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

При норме развития сенсорной интеграции ребёнок вовремя учится ходить, говорить, общаться, учиться и т.д. Если процесс нарушается, получается дисфункция сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция

является фундаментом для развития познавательной и когнитивной сферы ребёнка.

Именно поэтому это универсальный метод для социальной адаптации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Задачи на занятиях по сенсорной интеграции:

- усиление, координация и развитие обработки сенсорных сигналов нервной системы;

-компенсация нарушений и расстройств обработки сенсорной информации;

-удовлетворение своих потребностей.

Сенсорная интеграция раскрывает такие понятия как:

- диагностическое наблюдение;

При тяжелых множественных нарушениях в развитии у детей, особенное место занимает психодиагностика и уровень актуального развития (способность к самостоятельному выполнению определённых задач). Возрастная периодизация имеет большую разницу между своими четырьмя аспектами возраста (хронологический возраст, биологический, социальный и психологический). В 90% случаев специалисты сталкиваются с невозможностью провести психодиагностику количественным анализом (стандартизированные методики тестов, анкет, опросников и т.д.). Используется качественный анализ, на основе диагностического наблюдения и анамнеза жизни.

- сенсорный профиль;

Это своего рода карта наблюдений специалиста плюс системный анализ специально разработанных анкет для вновь поступивших родителей детей с ТМНР. Разработка сенсорного профиля и анкет для родителей индивидуальна для каждого реабилитационного учреждения.

Сенсорный профиль может быть разработан на весь период пребывания ребёнка. В него можно вносить необходимые изменения и отслеживать динамику развития сенсорной интеграции. Сенсорный профиль можно

использовать как основу для составления Специальной индивидуальной программы развития ребёнка (СИПР).

- уровень сенсорной интеграции.

Джин Айрес предлагает удобную схему для определения уровня развития сенсорной интеграции (Рисунок 1).

Сенсорная интеграция последовательно развивается, уровень за уровнем и образует основу для:

1) социального поведения;

2) обучения;

3) развития ВПФ.

ощущения

слуховые (слух)

вестибулярные (сила тяжести и движение)

интеграция сенсорных сигналов

результаты

проприоцептивные (мышцы и суставы)

тактильные (прикосновение)

зрительные (зрение)

1 -и уровень

речь

способность

движения глаз концентрироваться

язык

поза перцептивный способность

образ тела к самоорганизации

равновесие

координация самооценка

мышечный тонус обеих сторон тела

координация самоконтроль

противодействие двигательное глаз-рука

силе тяжести _ планирование уверенность в себе

зрительная

сосание уровень активности перцепция способность

к школьному обучению

прием пищи концентрация целенаправленная

внимания деятельность способность

связь мать-ребенок к абстрактному мышлени

эмоциональная и обоснованию

тактильный комфорт стабильность

специализация

каждой из сторон тела

и полушарий мозга

2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень

Рисунок 1. Процесс сенсорной интеграции

Уровни сенсорной интеграции можно использовать формирования групп детей реабилитации и коррекции.

Сенсорная интеграция в работе дефектолога.

для

Специалисты нашего центра несколько лет используют некоторые элементы сенсорной интеграции в своей работе.

К примеру, занятие с пеной для бритья. Цель занятия познакомить с новым ощущением для кожи рук, почувствовать новый запах. Реакцию можно увидеть на лице ребёнка. К примеру, в начале это эмоция отвращения и брезгливости как к чему-то новому, неизвестному. Эта эмоция на самом деле является одной из базовых, в механизме инстинкта самосохранения. Когда «пена признана безопасной», то эмоции на лице меняются, становятся эмоционально положительными!

Сенсорная интеграция знакомит нас с новыми понятиями: сенсорного поиска, сенсорной диеты.

Специалисты часто наблюдают, как дети с ТМНР постоянно тянуться к предметам, выкручивают мебельные болты, облизывают столы и руки, жуют несъедобные предметы, стучат по столу и т.д., такое поведение в рамках сенсорной интеграции объясняется - сенсорным поиском. Поиском недостающих сенсорных стимулов, для получения необходимых ощущений. Такое поведение мы можем обозначать, к примеру, как активный сенсорный поиск.

Важно не стоит путать сенсорный поиск, с нарушением сенсорной интеграции (или как мы привычно говорим нарушениями поведения) в виде постоянной вокализации или аутоагрессивными формами поведения и т.д.

Проанализировав анкеты родителей и проведя диагностическое наблюдение, оценили степень сенсорного поиска. Специалисты могут определить сенсорное «меню» или сенсорную «диету» т.е. включать в работу те сенсорные стимулы, которые необходимы в системе поиска ребёнка (ощупывать приятные материалы, включать мелодичную музыку, рассматривать блестящие предметы), и исключать те, которые вызывают неадекватный (неадаптивный) ответ у ребёнка (например, прикосновение к коже, голове или громкие и резкие звуки и т.д.)

Для того, чтобы эффективно использовать метод сенсорной интеграции необходимо:

- более детальное изучение метода. Например, курсы повышения квалификации по работе с методом сенсорной интеграции. Профессионально сенсорной интеграцией занимаются эрготерапевты. Их обучают, например, в Санкт-Петербурге (СПБ МСИ).

- необходимо разрабатывать методические материалы. Анкеты для родителей при поступлении, разрабатывать сенсорный профиль, определять уровень развития сенсорной интеграции, генерировать СИПРы с элементами сенсорной интеграции, разрабатывать программы сопровождения детей с ТМНР с элементами сенсорной интеграции и т.д. Необходима методическая база.

- требуется оборудование. Переоборудование помещений.

В книге К.Кислинг подробно описаны специально оборудованные залы, предпочтительнее, что бы они были в едином цвете (синем или зеленом), преимущественно они направлены на развитие вестибулярных (сила тяжести и движение) сенсорных сигналов, проприоцептивные (мышцы и суставы) сенсорные сигналы.

Оборудование для сенсорного развития многообразно, но самый главный принцип его использования - это безопасность. Отсутствие критичности у детей с тяжелыми множественными нарушениями и определяет главный принцип окружающей среды для них.

Метод сенсорной интеграции абсолютно практичен и интуитивен. Является универсальным инструментом в коррекционно-реабилитационной работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Библиографический список:

1. Академия «Соединение» курсы «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии» 2021г.

2. А.Банди Ш.Лейн Э.Мюррей «Сенсорная интеграция: теория и практика», 2-е изд. - М.: Теревинф, 2021-768с.

3. У.Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге» под.ред. Е.В.Клочковой - 7-е изд.-М.: Теревинф, 2021. -240с.

4. Э.Джин Айрес «Сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» - 5-е изд.-М.:2-21. -272с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.