Научная статья на тему 'Применение метода проектов как средства формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у детей дошкольного возраста'

Применение метода проектов как средства формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНТЕРЕС / INTEREST / МОТИВ / MOTIVE / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЖИССУРА / TEACHING DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громов Артем Глебович, Казаева Евгения Анатольевна

Статья посвящена проблеме поиска и усовершенствования педагогических приемов и методов, способствующих формированию устойчивой мотивации к изучению английского языка у дошкольников. В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности понятий «мотив», «мотивация», «интерес», анализируются особенности мотивационной сферы детей дошкольного возраста и существующие методики раннего обучения английскому языку. В качестве эффективной технологии предлагается использование метода проектов, усовершенствованного приемами педагогической режиссуры и применением моделей, вызывающих устойчивый интерес аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Project Method as a Means of Development Sustainable Motivation for Learning English for Preschool-age Children

The article is devoted to the problem of search and development of pedagogical techniques and methods assisting to the formation of stable motivation of learning English among preschoolers. Various approaches to definition of essence of concepts «motive», «motivation», «interest» are discussed in this article. The peculiarities of motivational sphere of preschool children and current methods of early English learning analyzed. As an efficient technology provided using of project method, improved with advanced techniques of pedagogical direction and application of models, causing stable and lasting interest of the audience is suggested.

Текст научной работы на тему «Применение метода проектов как средства формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у детей дошкольного возраста»

Key words: higher education, foreign languages, lexicology, education of philology students, forms of work.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антрушина Г. Б. Лексикология английского языка: учебное пособие для студентов / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. - М.: Дрофа, 1999. - 288 с.

2. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2012. - 376 с.

3. Бочкарева Т. С. Основы теории изучаемого языка. Теоретическая грамматика английского языка. Лексикология: методические указания к практическим занятиям / Т. С. Боч-карева, В. В. Мороз. [Электронный ресурс]. -URL: window.edu.ru/resource/060/19060 (дата обращения: 08.02.2017).

4. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Просвещение, 1977. - С. 162-189.

5. Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/a7ssga.ru/ssga4school/ru s/rus-teor/glava-2 (дата обращения: 02.02.2017).

6. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. А. П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - 987 с.

7. Пирожкова A. О. Углубленный практический курс английского языка: учебно-методическое пособие. - Ялта: РИО ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», 2015. - 120 с.

8. Расширяем словарный запас: 100 английских синонимов (+аудио) [Электронный ресурс]. - URL: http://english-bird.ru/100-english-synonyms/ (дата обращения: 02.02.2017).

9. Рахманова Л. И. Современный русский язык: лексика, фразеология, морфология [Электронный ресурс] / Л. И. Рахманова, В. Н. Суз-дальцева. - М.: Издательство МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. - URL: http://www.bMio tekar.ru/russkiy-yazik-2/index.htm (дата обращения 20.02.2017).

10. Толковый переводоведческий словарь. -М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.

11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения: 45.03.01. Филология [Электронный ресурс] - URL: http:// www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения: 16.09.2016).

12. Царевская И. В. Явления вариантности и дублетности в английском и русском языках [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 6. - URL: https://www.science-education.ru /ru/article/view?id=7693 (дата обращения: 12.02.2017).

А. Г. Громов, Е. А. Казаева

УДК 372.881.111.1

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в связи с глобализацией мировых экономических, социальных и культурных процессов, развитием информационных технологий, свободным доступом к сети Интернет изучение английского языка становится социальной потребностью.

Тенденция к росту значения английского языка в мире обусловлена необходимостью налаживания контактов между предпринима-

2а////-

телями, студентами, сотрудниками международных компаний и т. д. Все больше российских граждан выезжают на отдых за пределы страны, обучаются в иностранных учебных заведениях, общаются в социальных сетях со сверстниками, коллегами из других стран, поэтому знание английского языка необходимо в качестве одного из основных средств обмена информацией. Кроме того, в связи с интеграцией России в мировое сообщество, практически во всех отраслях хозяйства или науки прочно прижились аббревиатуры или слова преимущественно английского происхождения, которые легче воспринимать, владея английским языком.

В настоящее время интерес к изучению английского языка в обществе возрастает, а возраст, с которого начинается формирование иноязычной коммуникации, снижается. Все больше родителей изъявляют желание, чтобы их дети изучали английский язык с дошкольного возраста.

Изучение английского языка - это длительный трудоемкий процесс, требующий особой выдержки и терпения. Большинство учащихся с большим энтузиазмом начинают изучать иностранные языки, а затем на более поздних этапах обучения их активность в этом направлении снижается. Успехи в освоении образовательной программы в целом и в изучении английского языка в частности зависят от мотивации ребенка, регулярности занятий и интереса к процессу обучения, который начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется высокой познавательной активностью и благоприятен для становления иноязычной коммуникации в силу быстрого запоминания лексического материала, способности к имитации, отсутствия боязни ошибиться и языкового барьера. Поэтому важной задачей педагога на начальных этапах обучения английскому языку является формирование устойчивой мотивации к его изучению в будущем.

Между тем в педагогической теории и образовательной практике возникло противоречие между возросшим статусом англий-

ского языка в обществе и недостаточной мотивацией учащихся к его изучению в процессе всего обучения.

Актуальность темы статьи обусловлена поиском и усовершенствованием методов и приемов раннего обучения английскому языку с целью формирования устойчивой мотивации к его изучению, т. к. именно на этом этапе существует потребность в ярких, необычных как по форме, так и по содержанию занятиях. Сформированность мотивов поведения, умений и навыков в дошкольном возрасте будет способствовать успешности обучения и складыванию благоприятных взаимоотношений в новом социальном окружении в начальной школе.

Необходимость решения этой проблемы обусловила цель написания данной статьи.

Для педагогической практики проблема мотивирования учащихся к обучению на всех возрастных этапах представляет несомненный интерес.

Мотивации и мотивам посвящено значительное количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Значение побуждения для личности рассматривали в своих трудах В. Г. Асеев, С. А. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и др. Исследованием роли потребности в формировании мотивации занимались Е. П. Ильин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др. Вопросы исследования сущности и структуры мотива и мотивации поднимались А. Г. Ковалёвым, А. Н. Леонтьевым, А. К. Марковой, Л. П. Кичаниновым, Н. А. Низовских, А. Б. Орловым, И. Макаровой, Л. И. Анцыферовой, Ю. Н. Кулюткиным и др. Американским психологом А. Маслоу предпринималась попытка объединения отдельных мотивов в группы.

По мнению Г. Селье, отсутствие мотивации является душевной трагедией. Если мотивация угасает, то необходимо привлечение других мотивов, которые бы усиливали, дополняли или полностью замещали действие мотива угасающего [12, с. 113].

В. Врум в своей «теории ожидания» в качестве одной из трех основных взаимосвязей, раскрывающих структуру мотивации, назы-

вает ожидание результатов от затраченного труда. Мотивация в его понимании зависит от реальности достижения целей, если между трудом и результатом «... существует прямая связь, то мотивация возрастает, и наоборот» [9, с. 45].

По мнению Н. А. Низовских, дополнительные мотивы человек ищет через обращение к значимым для него людям [12, с. 113]. Новые мотивы человек может извлекать из книг, кинофильмов, общения с духовными наставниками и т. д. [12, с. 113]. Одной из мотиваций, направляющей человека к целенаправленным действиям (особенно на начальных этапах саморазвития), авторы считают подражание. Речь идет о подражании растущего человека наиболее ярким, нравственным, сильным или наиболее удачливым, богатым, преуспевающим личностям.

Соотношением бессознательного и сознательного, врожденного и приобретенного в мотивации занимались С. Л. Рубинштейн, Л. И. Анцыферова и др. Авторы считают, что во многом мотивация «строится» личностью с помощью рефлексивных процессов.

Проблема мотивации широко и разносторонне рассмотрена отечественными и зарубежными исследователями. Однако до сих пор не существует однозначной трактовки самих терминов «мотив», «мотивация», а также не выработан единый подход к пониманию движущих сил, определяющих поведение человека. Чаще всего исследователи считают, что мотив - это побуждение, цель, потребность, намерение, свойство личности либо ее состояние.

А. Б. Орлов отмечает: «Современная психология мотивации - это колоссальный, но весьма слабо упорядоченный массив теорий и экспериментов. За последние полвека только за рубежом было разработано более 50 мотивационных теорий, за каждой из которых - сотни, а иногда и тысячи эмпирических исследований» [13, с. 27].

В данной статье разделяется точка зрения Ю. Н. Кулюткина, который предлагает рассматривать мотивацию как «соотнесение целей обучения с потребностями и интере-

сами учащихся на разных этапах их возрастного развития» [8, с. 43].

В числе побудителей поведения человека, представляющих собой мотивационную сферу личности, авторы публикаций чаще всего называют влечения, установки, склонности, желания, идеалы, интересы и т. д.

В результате анализа подходов различных авторов к определению понятий «мотивация», ее свойствам и причинам возникновения были выделены следующие основные моменты:

- мотивация - это соотнесение целей обучения с потребностями и интересами учащихся на разных этапах их возрастного развития;

- мотивация имеет свойство угасать и для ее поддержания требуется привлечение новых мотивов;

- дополнительные мотивы человек ищет через обращение к значимым для него людям, новые мотивы можно почерпнуть из книг, кинофильмов и т. д. Значимым мотивом саморазвития (особенно на начальных его этапах) выступает подражание;

- существует зависимость мотивации от реальности достижения целей. Мотивация возрастает, когда виден результат;

- побудителями мотивации могут быть влечения, установки, склонности, желания, идеалы, интересы и т. д.

Очевидно, что желания, влечения, интересы на разных этапах возрастного развития различны. Следовательно, при поиске педагогических технологий, приемов и методов, способствующих формированию мотивации к изучению английского языка, необходимо учитывать возрастные особенности мотива-ционной сферы.

Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте в своих трудах рассматривали Л. И. Божович, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, Л. С. Выготский и др. Авторы отмечают интенсивность ее развития в этот период. В качестве новшеств в мотивационной сфере старших дошкольников отмечаются мотивы, связанные с интересом к взрослому миру, к содержанию и процессу новых, осваиваемых

2а////-

ими видов деятельности. В этот период у детей очень развито воображение, тяга к творчеству. Л. С. Выготский писал: «...все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека <.> является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [3]. Комфортное положение ребенка теперь уже определяется и уважением к нему сверстников, появляется потребность в признании, в связи с этим очень развит соревновательный мотив. Ребенок сравнивает свои результаты с результатами других детей, стремится быть первым, победить, выиграть, его интересы во многом обусловлены занимательностью.

Своевременное и правильное использование интересов, характерных для него на данном этапе развития, будет способствовать формированию устойчивой мотивации к изучению того или иного предмета. Важным звеном в этом направлении является то, как значимый для ребенка человек (воспитатель, учитель, родитель) сможет правильно использовать его возрастные особенности для эффективной организации учебной деятельности.

В настоящее время в педагогической практике существует множество подходов, технологий, методов, способов обучения, в том числе и на ранних этапах развития личности. Проблемами раннего обучения иностранному языку занимались Т. И. Зеленина, Н. А. Мал-кина, Е. А. Негневицкая, А. П. Пониматко, Н. М. Родина, Н. В. Рыбакова, Н. Трубанева, О. Денисенко, М. Биболетова, А. Н. Утехина, А. В. Белокурова, О. В. Коряковцева и др. В работах этих авторов рассматривались психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений [11]; обучение общению на сюжетно-ситуативной основе [17]; обучение дошкольников иностранному языку на основе игрового моделирования иноязычного общения [15]; предлагались различные упражнения [5]; приемы обучения с использованием лингвострановедческого компонента, компьютерных игр, песен, сказок и художественной литературы, а также разработанные авторами приемы и методы обу-

чения английскому языку и т. д. [10; 16; 18]. Существует также множество различных учебных пособий с явным уклоном в сторону использования различных игр, разучивания пословиц, песен и стихов на английском языке.

Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте помимо формирования устойчивого интереса к изучению английского языка необходимо также сформировать такие ключевые навыки, как навыки самостоятельной работы и работы в сотрудничестве, которые в процессе обучения в школе становятся очень важными, была рассмотрена проектная технология (или метод проектов). Метод проектов является комплексной технологией, в которой могут быть использованы практически все предложенные авторами приемы и методы обучения.

Профессор Е. С. Полат дает следующую характеристику данному методу: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий с обязательной презентацией этих результатов» [14, с. 43].

О преимуществах применения проектного метода в образовательном процессе писали М. А. Ступницкая, Н. Кочетурова, М. Ю. Бу-харкина, Е. С. Полат, Л. И. Палаева, О. А. Миронова, Е. В. Кашина, Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева и др.

Однако все перечисленные авторы рассматривали метод проектов применительно к обучению школьников среднего и старшего звена, а также студентов вузов. Вместе с тем он может и должен применяться при обучении детей старшего дошкольного возраста, поскольку позволяет наиболее эффективно решать задачи формирования и развития познавательных навыков, навыков самостоятельной работы и работы в команде, развивает исследовательские умения и системное мышление, которые станут необходимыми в процессе обучения в школе. В нем можно использовать все компоненты, способствую-

щие формированию устойчивой мотивации (интересы, увлечения, подражание, реальность достижения целей, видимый результат, соревновательный момент и т. д.).

Для успешной реализации метода проектов в процессе обучения необходимо учитывать, что ключ к успеху в любой области, включая преподавание, кино, литературу, компьютерные игры, театр, заключается в том, чтобы как можно лучше знать интересы своей аудитории.

При выборе темы и содержания проекта можно обратиться к опыту некоторых писателей, режиссеров, разработчиков компьютерных игр, продукты которых буквально «захватывают» аудиторию, и сегодня мы уже говорим о феноменах «Гарри Поттера», «Звездных войн» или о таких явлениях, как «пика-чумания» или «пакемономания».

Мы можем долго спорить о пользе или вреде их влияния на психику человека вообще и ребенка в частности, но, хотим мы этого или нет, нужно признать тот факт, что они существуют, они увлекают, вызывают интерес, «затягивают». Поэтому, проанализировав используемые в них приемы, можно попытаться их применять в образовательном процессе, тогда он не будет казаться навязанным «извне», а ребенок будет обучаться с удовольствием.

Успех «Звездных войн» Дж. Лукаса, вдохновленного теориями Кэмпбелла, основан на модели «путешествие героя», которая после выхода фильма стала широко применяться сценаристами и режиссерами. Путешествие героя, которое чаще всего заканчивается победой, а также тема «противостояния и соперничества» как некий соревновательный момент представляют интерес для людей практически всех возрастных категорий, в том числе и дошкольников.

Д. Ролинг в серии книг о Гарри Потере представила читателю волшебный мир со своими законами и правилами, неотъемлемой частью которого является борьба добра и зла. Несмотря на то, что эта идея стара, как мир, она пользуется популярностью и вызывает интерес не только у детской, но и у взрослой аудитории.

Р. Белк, профессор маркетинга Йоркского университета в Торонто, считает, что популярность игры «Рокетоп во» основана на мотивации таксономического коллекционирования, так как игроков не интересует внешний вид покемонов (далеко не всегда эстетический), а важен сам факт собрать всю коллекцию [19]. Интерес к коллекционированию испытывали и предыдущие поколения, которые были охвачены собиранием марок, значков, оберток от конфет или монет.

В мире искусства уже не является новым сотрудничество режиссеров, сценаристов с психологами. Примерами могут послужить фильмы «Дикая Орхидея» и «Король-Лев», которые были созданы в сотрудничестве со специалистами по нейролингвистическому программированию. В педагогической же практике разработкой проекта занимается сам педагог, а успех проекта во многом зависит от педагогической режиссуры. Конечно же, образовательное учреждение не должно быть театром. Но и педагогическая режиссура - это «. не подмена обучения развлекающими играми, а организация полноценной деятельности учащихся и педагога в момент педагогического взаимодействия» [4, с. 46].

Педагогам с целью формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у детей старшего дошкольного возраста при разработке проекта можно использовать все приемы и модели, вызывающие интерес этой возрастной категории, поскольку мотивация человека тесно связана с его интересами.

Проблематика и содержание проектов должны быть такими, чтобы их выполнение не требовало каких-либо чрезмерных усилий, а естественным образом и в интересной форме способствовало изучению английского языка. В тематике проекта для дошкольников целесообразно использовать увлекательные приключенческие, фантастические мотивы, позволяющие моделировать совершенно новые ситуации, способствующие развитию воображения, воплощению фантазий дошкольника, сюжеты про животных (в которых животные, как люди, и можно сочетать привыч-

2а////-

ные понятия, реальные действия животных со сказочными) и т. д. Темами проекта могут быть такие, как «Остров сокровищ», «Загадочный мир», «Жизнь на другой планете» и др. В проекте могут быть использованы герои или сюжеты популярных у дошкольников мультфильмов, компьютерных игр, книг.

Выполнение проекта должно помочь ребенку раскрыться, найти единомышленников, почувствовать себя героем.

Результатом проекта могут стать подготовленные детьми альбомы, поделки, коллажи, презентации, праздники и т. д., которые можно продемонстрировать своим родителям и родственникам по окончании проекта.

Примерами проектов в процессе обучения иностранному языку дошкольников могут быть различные конкурсы, викторины, мероприятия, связанные с праздниками, событиями в жизни группы, города, дошкольного образовательного учреждения и т. д. Различные мини-проекты могут создаваться для изучения нового или закрепления изученного материала по отдельным темам. Длительный курс обучения английскому языку, используя проектную технологию, можно разбить на отдельные тематически связанные проекты, в которых реализуется принцип преемственности, а языковой материал постепенно усложняется.

Примером одного из мини-проектов для детей дошкольного возраста может стать проект «Star Crew» как одно из звеньев более длительного по времени и масштабного по дидактическим целям проекта «Стражи Вселенной». На данном этапе детям предлагается сформировать команду, выбрать планету, на которую они отправятся в путешествие, подобрать космический корабль, оснастить его всем необходимым, взять с собой роботов-помощников и различные волшебные предметы, которые могут понадобиться в путешествии. Практическим результатом проекта может стать раздел дневника путешественника, знакомящий с планетой, на которую предстоит путешествие, с кораблем, членами команды, роботами, животными и всеми волшебными предметами, имеющимися в рас-

поряжении путешественников. По окончании проекта можно предусмотреть презентацию команды родителям, воспитателям, ребятам из других команд (групп).

Дети сами делятся на команды, придумывают название своей команде, рисуют иллюстрации планеты, на которую они полетят, корабль, роботов и животных, волшебные предметы, которые они возьмут с собой. Педагог сопровождает каждый рисунок несколькими ключевыми фразами и лексикой на английском языке. Свои рисунки с надписями педагога дети могут взять домой, чтобы показать родителям и повторить фразы и лексический материал. Все рисунки подшиваются, и у детей получается своя маленькая книжечка.

Преподавателю необходимо изучить эти работы, чтобы поближе познакомиться с интересами детей и их фантазиями, создать свой альбом с иллюстрациями космических кораблей, роботов, сказочных существ, волшебных средств и т. д. Также нужно определить «стоимость» каждого предмета, т. е. подобрать лексический или грамматический материал, на знание которого будут обмениваться данные предметы. Дети могут «приобретать» их в обмен на правильно произнесенные (написанные) слова и фразы на английском языке или выполненные задания.

При использовании такого приема будет задействован соревновательный мотив (кто больше собрал роботов, сказочных животных, волшебных средств и т. д.), а также мотивация коллекционирования, в результате чего ребенок с удовольствием будет осваивать подобранный педагогом лексический и грамматический материал «в обмен» на различные волшебные предметы.

Затем дети могут оформить альбомы своих команд, проиллюстрировав их портретами путешественников, всех сказочных героев, роботов, пейзажами планеты, на которую предстоит путешествие, а также надписями на английском языке, сделанными с помощью воспитателей или родителей.

Работу над таким проектом можно проводить не только в помещении, но и на све-

жем воздухе, а физкультминутка - это теперь тренировка будущих путешественников, во время которой все команды произносятся на английском языке.

Завершающей и кульминационной частью проекта может стать встреча путешественников, на которой будут представлены подготовленные альбомы и выполнено множество различных заданий, в которых следует продемонстрировать знание изученного материала. На футболку каждого члена команды можно будет прикрепить иллюстрации с изображением «заработанных» им роботов, сказочных животных и волшебных предметов с указанием их количества, т. е. обозначить вклад каждого «путешественника» в общую копилку команды.

Данный проект не требует значительных материальных средств, а такой подход к организации проекта будет способствовать формированию мотивации к изучению английского языка, формированию навыков работы в сотрудничестве как со сверстниками, так и со взрослыми.

В заключении необходимо отметить, что при обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста можно и нужно использовать метод проектов. Его использование способствует формированию устойчивой мотивации к изучению английского языка, развитию воображения и критического мышления, развитию навыков сотрудничества. При выборе темы и содержания проекта необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также сформировавшиеся в этом возрасте интересы. Увлекательность проекта во многом зависит от педагогической режиссуры, в качестве приемов которой можно использовать модели, применяемые в литературе, кино, компьютерных играх, вызывающие устойчивый и длительный интерес аудитории.

Использование данного метода позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала дошкольников; развить воображение, фантазию; сформировать внутренний мотив к изучению английского языка и гово-

рению на нем; создать психологически комфортные условия для детей во время занятий.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме поиска и усовершенствования педагогических приемов и методов, способствующих формированию устойчивой мотивации к изучению английского языка у дошкольников.

В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности понятий «мотив», «мотивация», «интерес», анализируются особенности мотивационной сферы детей дошкольного возраста и существующие методики раннего обучения английскому языку. В качестве эффективной технологии предлагается использование метода проектов, усовершенствованного приемами педагогической режиссуры и применением моделей, вызывающих устойчивый интерес аудитории.

Ключевые слова: мотивация, интерес, мотив, метод проектов, дети дошкольного возраста, обучение, английский язык, педагогическая режиссура.

SUMMARY

The article is devoted to the problem of search and development of pedagogical techniques and methods assisting to the formation of stable motivation of learning English among preschoolers.

Various approaches to definition of essence of concepts «motive», «motivation», «interest» are discussed in this article. The peculiarities of motivational sphere of preschool children and current methods of early English learning analyzed. As an efficient technology provided using of project method, improved with advanced techniques of pedagogical direction and application of models, causing stable and lasting interest of the audience is suggested.

Key words: motivation, interest, motive, method of projects, preschool children, education, English, teaching direction.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozho vich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,0/ (дата обращения: 24.10.2016).

за//// -

2. Бухаркина М. Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 3. - С. 24-28.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. - URL: http://portal21.ru/news/we_recom mend.php? ELEMENT_ID=5278 (дата обращения: 28.10.2016).

4. Задорина О. С. Сущность и принципы педагогической режиссуры [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2010. -№ 7. - С. 46-55. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-i-printsipy-pedagogicheskoy-rezhissury (дата обращения: 15.10.2016).

5. Зеленина Т. И. Развитие раннего языкового образования. Из опыта ИИЯЛ УдГУ / Т. И. Зеленина, А. Н. Утехина. - Ижевск, 2006. - С. 5-15.

6. Кормилина Н. В., Шугаева Н. Ю. Методология проектного обучения английскому языку на факультете иностранных языков [Электронный ресурс] // Вестник КарГУ. -2016. - URL: http://articlekz.com/article/13077 (дата обращения: 13.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.itlt.edu.ns tu.ru/ article4.php (дата обращения: 24.10.2016).

8. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. -С. 41-44.

9. Макарова И. Психология: конспект лекций [Электронный ресурс]. - URL: http://pro filib.com/chtenie/73277/i-makarova-psikholo giya-konspekt-lektsiy-45.php (дата обращения: 19.10.2016).

10. Малкина Н. А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке [Электронный ресурс]: автореферат диссертации. - URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/652/d#?pa ge =1 (дата обращения: 22.10.2016).

11. Негневицкая Е. И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке [Электронный ресурс]: автореферат диссертации. - URL: http://www.dslib.net/ psixologia-vozrasta/psihologicheskie-uslovija-formirovanija

-u-doshkolnikov-rechevyh-navykov-i-umenij-na. html (дата обращения: 20.10.2016).

12. Низовских Н. А. Мотивация само-равития человека [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - N° 1. - С. 113119. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/moti-vatsiya-samorazvitiya-cheloveka (дата обращения: 06.10.2016).

13. Орлов А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации [Электронный ресурс] // Вопр. пси-хол. - 1989. - № 5. - С. 27-34. - URL: http://www.voppsy.rU/issues/1989/895/895027.h tm (дата обращения: 08.10.2016).

14. Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения. - URL: http://wiki.iteach.ru/ images/4/4e/%D0%9F%D0%BE%D0%BB% D0%B0%D1%82_ %D0%95.%D0%A1._-_% D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B 4_%D0% BF%D 1%80%D0%BE%D0%B5%D 0%BA%D1%82%D0 %BE%D0%B2 .pdf (дата обращения: 19.08.2016).

15. Пониматко А. П. Обучение дошкольников иностранному языку на основе игрового моделирования [Электронный ресурс]: автореферат диссертации. - URL: http://nau ka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/disser taciya-obuchenie-doshkolnikov-inostrannomu-yazyku-na-osnove-igrovogo-modelirovaniya-ino yazychnogo-obscheniya (дата обращения: 23.10.2016).

16. Родина Н. М. Лингвострановедческий компонент методики обучения английскому языку дошкольников [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2013/11/18/lingvostranovedcheskiy-komponent-metodiki-obucheniya-angliyskomu (дата обращения: 18.10.2016).

17. Рыбакова Н. В. Обучение общению на сюжетно-ситуативной основе 1 класса средней школы: на материале английского языка [Электронный ресурс]: автореферат диссертации. - URL: http://www.dissercat. co m/content/ obuchenie-obshcheniyu-na-syuzhetno -situativnoi-osnove-1-klassa-srednei-shkoly-na-materiale-a#ixzz4NXvSidWx (дата обращения: 14.10.2016).

18. Трубанева Н. Enjoy English. Английский язык. Книга для учителя с поурочным планированием / Н. Трубанева, М. Биболето-ва, О. Денисенко. - М.: Титул, 2007. - 64 с.

19. Феномен покемономании [Электронный ресурс] // Научная энциклопедия: психология. - URL: http://book-science.ru/hu mani-ties/psychology/fenomen-pokemonomanii. html (дата обращения: 24.10.2016).

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.