Научная статья на тему 'Применение метода мандалы в практике пенитенциарного психолога УИС'

Применение метода мандалы в практике пенитенциарного психолога УИС Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
922
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / МАНДАЛА / ДИАГНОСТИКА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ART THERAPY / MANDALA / DIAGNOSIS / PSYCHO CORRECTION / PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лаврентьева Инна Валериевна

в статье рассматривается один из методов арт-терапиимандала, дается краткое описание и основные направления его применения в практике пенитенциарного психолога при работе с сотрудниками и осужденными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATIONOFMANDALA METHOD IN THE PRACTICEOFA PENAL PSYCHOLOGIST

This article considers one of the methods of art therapy Mandala, the author gives a brief description and main directions of its use in practice by penal psychologist in the work with staff and prisoners.

Текст научной работы на тему «Применение метода мандалы в практике пенитенциарного психолога УИС»

УДК 343.8 I.V. LAVRENTYEVA

ББК 88.473

Л13 APPLICATION OF MANDALA METHOD IN THE PRACTICE OF A PENAL PSYCHOLOGIST

Аннотация: в статье рассматривается один из методов арт-терапии - мандала, дается краткое описание и основные направления его применения в практике пенитенциарного психолога при работе с сотрудникамии осужденными

Ключевые слова: арт-терапия, мандала, диагностика, психокоррекция психотерапия

ИННА

ВАЛЕРИЕВНА

ЛАВРЕНТЬЕВА*

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МАНДАЛЫ В ПРАКТИКЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГАУИС

Annotation'. This article considers one of the methods of art therapy - Mandala, the author gives a brief description and main directions of its use in practice by penal psychologist in the work with staff and prisoners.

Key words art therapy, Mandala, diagnosis, psycho correction, psychotherapy.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагается разработка и развитие психотерапевтическогонаправления работы психолога. В связи с этим в практику психологов уголовно-исполнительной системы активно внедряются различные психотерапевтические направления с целью оказания психологической помощи и поддержки сотрудникам и осужденным. Из многочисленных направлений психотерапии в практике пенитенциарных учреждений уже несколько лет используется арт-терапия, в рамках которой применяется множество методов. В данной статье будет рассмотрен один из них - метод мандалы.

Мандала (mandala) в переводе с санскрита -«круг» или «центр». Круг является наиболее естественной формой, которая используется в арт-терапии, так как это наиболее важный образ, проходящий через всю человеческую историю, например, многие природные формы растут и развиваются из центра' цветы, снежинки, морские раковины. Обычно рисунок мандалы представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы' квадраты, овалы, кривые линии, треугольники, спираль и др. В некоторых случаях рисунки содержат изображения реальных объектов (людей, животных, растений и т. д.). Большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции. Подобные рисунки дают возможность по

* Кандидат психологическихнаук,

доцент кафедры юридической психологии и педагогики (Академия ФСИН России).

E-mail: innalavr@mail.ru.

Психология

Психология

присутствующим в них символам определить глубинное состояние клиента, его экзистенциальную ситуацию, а также особенности психики. Например, два типа мандал, связанных с абстрактными и конкретными изображениями, в определенной мере отражают особенности мышления: в случае преобладания абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометрический характер; в случае преобладания конкретного мышления -более реалистический, фигуративный характер.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В автобиографии «Воспоминания, сны, размышления» Юнг рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу о том, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности, и считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющимся зримой проекцией психического мира и выражающих Самость человека. С юнгианской точки зрения символы отражают отношения между сознанием и бессознательным, а потому доступны для восприятия любого человека. Они включают в себя как положительные, так и отрицательные значения1.

Рисовать мандалы можно как индивидуально, так и в группе. Для работы необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет помешать процессу рисования. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами. Во время рисования допускается прослушивание музыки. Но, если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тишине, так как работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами.

Выбор участниками материала для творчества имеет большое значение. Он указывает на области конфликтов и степень готовности к эмоциональному самовыражению. Желательно предлагать широкий диапазон материалов: гуашь, темпера, пальчиковые и клейстерные краски, акварель, пастель, восковые мелки, фломастеры, цветные и простые карандаши. Предлагается бумага белого или черного цвета формата А4, но допускается и размер А3. Диаметр круга должен быть 20 или 27 см соответ-

ственно. Пустой круг можно подготовить заранее или предложить клиенту бумажную тарелку, которую он должен будет обвести.

Вербальная инструкция по технике создания мандал, которая дается в большинстве случаев, заключается в кратком сообщении того, что нужно сначала начертить круг, а затем, начав с центра, заполнить изображением все его внутреннее пространство. Если клиент не имеет достаточной мотивации, даже такая простая инструкция будет им проигнорирована. В арт-терапии считается приемлемой любая созданная клиентами продукция.

Когда человек рисует мандалу, он изображает свой внутренний мир в настоящий момент, свое состояние. Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этому могут служить каракули, которые часто рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательноготревож-ного содержимого. Мандалами являются те абстрактные рисунки, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, например, за чашкой кофе, на собрании, совещании или конференции, во время разговора по телефону Эти рисунки так или иначе - попытка компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. С помощью рисования мандалы достигаются гомеостаз и гармонизация личности.

В психокоррекционнойи психотерапевтической работе психолога рисование мандал может применяться как с сотрудниками, так и с осужденными различного возраста в следующих случаях:

■ с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы;

■ в целях диагностики актуального настроения;

■ в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

■ при проблемах самооценки;

■ при ощущении внутреннего дисбаланса;

■ с целью активизации ресурсных состояний личности;

■ при страхе потерять контроль над собой, а также при наличии других страхов и тревог;

■ при пессимизме и депрессии;

■ при психокоррекциинакопившегося раздражения и агрессии;

■ в целях коррекции эмоциональной гиперчувствительности или, напротив, алекситимии;

■ при ощущении жизненного тупика;

■ с целью преодоления кризисов в развитии (возрастные, личностные);

■ при сопровождении адаптации;

■ в случае сложных семейных ситуаций;

■ при психосоматических проблемах;

■ в целях изучения и коррекции групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

■ для повышения концентрации и внутреннего равновесия;

■ с целью формирования уверенности в себе на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Существуют определенные правила, которые психолог должен соблюдать при работе с данным методом. Например, если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько - пусть клиент сам выберет по форме и орнаменту то, что ближе ему по настроению. Выбор мандалы, сюжета, материалов для работы и цветовой гаммы клиент осуществляет самостоятельно. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой (мандала считается завершенной, когда, посмотрев на нее, человек чувствуетудовлетворениеот созерцания). Психолог фиксирует состояния напряжения (расслабленности), связанные с процессом работы. Осуществляются принципы невмешательства и избегания оценочных комментариев по поводу работы. Клиент, при желании, дает название своей мандале, как раскрашенной, так и созданной. После работы важно дать ему возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношениях к результату (допускаются корректные наводящие вопросы).

Для интерпретации рисунков имеет значение не только цвет и форма, но и их располо-

жение. В связи с тем что состояние каждого из нас может быть изменчивым, используя мандалу как средство оценки процесса психического развития, следует быть готовым к тому, что характер изображения будет со временем меняться. Задача первичной оценки -определить, каково состояние человека в данный момент, допуская при этом, что через некоторое время оно может стать другим. Ман-дала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если рассматривать ее как часть непрерывного процесса развития и изменений. При интерпретации мандал рекомендуется использовать пособия М. Аргуэ-леса, Т.Ю. Колошиной, А.И. Копытина, М. Шевченко и др. При раскрашивании ман-дал можно воспользоваться альбомами с готовыми рисунками таких авторов, как Грин Шиа, А. Цайри.

Таким образом, мандала - это нечто большее, чем просто рисунок, выполненный на бумаге, это способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Она всегда уникальна и не может быть в точности повторена. Проблемы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое - все это находит свое отражение в мандале. Творческая работа с мандалой из-за ее концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам на большую ценность мандал как на активный арт-терапев-тический метод в психокоррекционной и психотерапевтической работе психолога с сотрудниками и осужденными.

1 См.: Диагностика в арт-терапии: метод «мандала» / под ред. А.И. Копытина. М., 2009. С. 89.

Психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.