Научная статья на тему 'Использование мандал и нейрографики при СЭВ у педагогов'

Использование мандал и нейрографики при СЭВ у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПСИХОСОМАТИКА / МЕТОД МАНДАЛА / НЕЙРОГРАФИКА / СЭВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравцова К. Ю.

В данной статье рассмотрено использование методов: мандала и нейрографика при СЭВ у педагогов. Рассмотрены этапы построения рисунков и мандал. Сделаны выводы по эффективности использования данных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кравцова К. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мандал и нейрографики при СЭВ у педагогов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072

К.Ю. Кравцова

преподаватель, психолог, ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» г. Крымск, Краснодарский край, РФ E-mail: Xenia7719@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ И НЕЙРОГРАФИКИ ПРИ СЭВ У ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрено использование методов: мандала и нейрографика при СЭВ у педагогов. Рассмотрены этапы построения рисунков и мандал. Сделаны выводы по эффективности использования данных методов.

Ключевые слова:

Психология, арт-терапия, психосоматика, метод мандала, нейрографика, СЭВ

K. Yu. Kravtsova

a teacher, psychologist, SEI KK "Crimean technical College» Krymsk, Krasnodar region, Russia

THE USE OF MANDALAS AND NEURO CHARTS WHEN CMEA TEACHERS

Annotation

This article discusses the use of methods: mandala and neuro graphics in the SAV in teachers. The stages of drawing and mandalas are considered. Conclusions on the effectiveness of these methods are made.

Keyword:

Psychology, art therapy, psychosomatics, mandala method, neuro graphics, SAV

На сегодняшний день ситуация в сфере образования обостряется. С одной стороны, люди, работающие в сфере образования подвержены профессиональным стрессам, являющимися частью их работы, с другой стороны это связано с нестабильностью социального положения педагогов, снижением материального благополучия, быстро изменяющиеся условия и запросы рынка труда. Педагог, встречаясь с указанными факторами и теряющий внутреннюю мотивацию получает дистресс - отрицательный стресс, наносящий вред всему организму и как следствие возникает синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ, burnout) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов, приводящая к психосоматическим нарушениям, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Понятие синдром эмоционального выгорания введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974г. [3, с.159]. Он наблюдал у себя и своих коллег явления, проявляющиеся нарастающим эмоциональным истощением, потерей мотивации в работе и ответственности и назвал его выгоранием - «burnout».

По В.В. Бойко [1, с.35], «эмоциональное выгорание» - «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на производственные психотравмирующие воздействия».

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

В Международной классификации болезней (МКБ) синдром эмоционального выгорания отнесён к рубрике - «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (до 90% работающих), следует отметить педагогов. Проведя исследование в УО могу сказать, что почти 69% педагогов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания, причем у 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим нарушениям.

По мере своего развития педагог набирает компетенции, при этом высокая рабочая нагрузка, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, невозможность влиять на принятие решений, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие действительности, приводит к тому, что педагог вынужден минимизировать свои компетенции, чтобы удержаться на вершине и это в 38% случаев приводит к депрофессионализации.

Как же минимизировать СЭВ в сфере образования? Здесь на помощь психологу приходят диагностические и психотерапевтические методы: мандала и нейрографика.

Слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг» или схематическое изображение, вписанное в круг. В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала — циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность».

Нейрографика - новейший метод работы с подсознанием через рисунок. Методика предельно проста, но при этом очень эффективна. Вы «ловите» инсайты уже в момент рисования, а затем еще на протяжении некоторого времени они вас «догоняют». Нейрографика - метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить свое эмоциональное состояние: переживания, конфликты, острую проблему, цели, психосоматические изменения.

Почему я решила соединить метод мандалы и новое направление арт-терапии нейрографику? Ответ прост - в обоих случаях мы бессознательно выбираем цвета и элементы изображения, проживая событие здесь и сейчас и затем движемся дальше. Иногда педагогам сложно начать с мандалы, поэтому в некоторых случаях, мы, начитаем с нейрографики.

а. В работе с мандалой и нейрографикой существует три этапа (рождение-жизнь-смерть).

Первый этап настрой, медитация, погружение в себя.

Второй этап создание рисунка и мандалы. Рисунок и мандала создаются до тех пор, пока педагог не определяет, что он/она завершены. На данном этапе очень интересен феномен, при создании индивидуального рисунка или мандалы педагог ищет поддержку и одобрение у психолога или коуча, а в групповой работе, он следует вместе за потоком, тем самым рискну предположить, что в некоторых случаях групповой этап работы является более эффективным: рассматривание чужих рисунков и мандал, беседа о них в группе, дает возможность самопрезентации и самореализации, формирует навыки взаимодействия, расширяет представления о человеческих особенностях, позволяет получить и дать обратную связь.

Третий этап - это рассказ-беседа. Он наиболее сложный, потому что требует умения строить диалог, и предполагает, оказание психологической помощи педагогу в познании самого себя. Здесь мы не даем четких ответов, а лишь направляем в нужное русло.

Проработать через нейрографику и мандалу можно всё: начиная с личных и до отношений в коллективе, погружаться в свой внутренний мир на ту глубину, к которой ты готов «здесь и сейчас», безопасно исследовать свою личность, а также легче пережить СЭВ не допуская перехода в психосоматические нарушения. а значит, лучше себя чувствовать, осознавать и принимать.

Список использованной литературы:

1. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

2. Карл Густав Юнг «Психология и алхимия» М., АСТ. 2008.

3. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.

© Кравцова К.Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.