Научная статья на тему 'Применение метода критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии'

Применение метода критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надирова А. Т., Сулейменова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

он выполняет благородные функции, воспитывая несколько поколений своих учеников. Он призван передавать им накопленный социальный опыт, прививать высшие образцы духовной культуры, учить быть высоконравственными, законопослушными гражданами. Социальная роль педагога в этом смысле неизмерима, и требования к его духовному миру особые.

В целом в психолого-педагогической науке накоплен багаж знаний по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, содержит ряд рекомендаций, которые должны стать достоянием каждого современного учителя, но, к сожалению, вузовские учебники по педагогике уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания культуры межэтнического общения. В связи с этим возникает необходимость разработки и внедрения учебных курсов, целью которых станет формирование культуры межэтнического общения, осознания необходимости толерантного отношения к другим культурам, религиям и их носителям. Соответственно данной потребности нами разработан элективный курс «Педагогическая этика межэтнического общения», целью которого является формирование интегративного качества личности -культуры межэтнического общения будущих педагогов как одного из требований к профессиограмме учителя в полиэтническом государстве.

Содержание курса представляет собой комплекс интегративных знаний социально-гуманитарных наук: философии, этнопсихологии, педагогики и этнопедагогики, языкознания, культурологии и других наук, а главное - этики в педагогической интерпретации к объекту изучения - межэтническому общению. Соединение проблем этики, педагогики и проблемы воспитания культуры межэтнического общения послужило основой содержания разработанного курса. Курс лекций для студентов педагогических специальностей и содержит три главы, посвященные теоретическим и историческим аспектам проблемы межэтнического общения. Цели и задачи элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» направлены на воспитание поликультурной личности [7]. Как показал опыт, высокая культура межэтнического общения и толерантности, в свою очередь, положительно вли-

яет и на процесс развития национального самосознания личности. Таким образом, реализация элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» в содержании образования будущих педагогов позволит адекватно требованиям времени решать задачи воспитания культуры межэтнического общения и толерантности молодого поколения.

Воспитание культуры межэтнического общения и толерантности детей и молодежи в условиях глобализации общества должно быть адекватно социальным реалиям, складывающимся в международной и внутригосударственных сферах. К таким реалиям относятся рост национального самосознания народов, обострение межнациональных конфликтов, проявление национализма и экстремизма в области межнациональных отношений. Это обусловливает необходимость изучения исторически сложившихся форм межэтнического общения людей и иного подхода к воспитательной работе, создания новой образовательно-воспитательной парадигмы, отвечающей глобальным процессам единения сообществ.

Список литературы:

1. Назарбаев Н.А.Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. 12 04.2017.//www. akorda.kz/ru

2. ЮНЕСКО. Всемирная конференция по высшему образованию в xxi веке: подходы и практические меры.- Париж,1999.

^.Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С.46-54.

4. Тишков В.А. Очерки истории и политики эт-ничности в России. - М.: Логос, 2005. - 450 с.

5.Гершунский Б.С. Философия образования для XX века (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций) - М.: Изд-во Ин-тер-Диалект+, 1997. - 456 с.

6. Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан - Астана, 2005.

7. Мухтарова Ш.М. Педагогическая этика межэтнического общения. Электронное учебное пособие. Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 1195 от 14 июня 2016 года. - Караганда, 2016.- 149 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА _УРОКАХ БИОЛОГИИ_

НадироваА.Т1, СулейменоваА.Е.2

1-магистрант 2-года обучения кафедры Общей биологии и геномики, ЕНУ

им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан 2-к.б.н., доцент кафедры Общей биологии и геномики, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

Активизация познавательной деятельности школьников - актуальнейшая проблема современной педагогики. Развитие познавательной активности (ПА) учеников остается одной из основных задач преподавателя. Определить уровень развития ПА очень сложно. Предлагаемая методика поможет педагогу или эксперту в оценке обучающихся -в

оценке работы педагога с учениками. Характеристика познавательной деятельности обучающихся в учебной деятельности проводится на основании работ Е.В. Коротаевой, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, которые выделяют внешние и внутренние показатели ее проявления. К внешним показателям относятся: активность, диалог с учителем, диалог с

учениками, выполнение домашнего задания, чтение дополнительной литературы, внеклассная работа, работоспособность, самостоятельные задания, успеваемость, ожидание конца урока. К внутренним показателям относятся: эмоциональное состояние, открытость, чувство уверенности, быстрота вхождения в учебную ситуацию, мотивация, внимание.

Каждый критерий уровня познавательной деятельности оценивается в интервале 1-12 :

• низкий (Н) от 0 до 3 (0x15; 3x15) // от 0 до 45;

• частично активный (ЧА) от 46 до 59 - промежуточный интервал;

• относительно активный (ОА) от 4 до 6 (4x15; 6x15) // от 60 до 90;

• рецепционно-активный (РА) от 91 до 104 -промежуточный интервал;

• исполнительно-активный (ИА) от 7 до 9 (7x15; 9x15) // от 105 до 135;

•рефлексивно-активный (РфА) от 136 до 149 -промежуточный интервал;

• творческий от 10 до 12 (10x15; 12x15) // от 150 до 180.

Характеристика уровней познавательной деятельности (ПД)

Низкий уровень - обучающийся пассивен, с трудом включается в учебную работу, ожидает давления, замечания; не проявляет заинтересованности, не приступает к выполнению задания без подсказки, самостоятельно не может решить предложенную задачу.

Частично активный уровень - обучающийся работают по схеме, предложенной преподавателем, не проявляет инициативы при решении учебных задач.

Относительно активный уровень - обучающийся характеризуется заинтересованностью

только в определенной учебной ситуации, активность зависит от эмоциональной привлекательности; предпочитает объяснение нового материала повторению, легко подключается к новым видам работы.

Рецепционно-активный уровень - обучающийся обладает определенной суммой знаний и умеет применять их в стандартной ситуации, при обучении может использовать индуктивные и дедуктивные методы решения учебных задач.

Исполнительно-активный уровень - обучающийся систематически выполняет домашнее задание; с готовностью включается в те формы работы, которые предлагает педагог; работает преимущественно самостоятельно.

Рефлексивно-активный уровень - обучающийся самостоятельно организует учебную деятельность (постановка цели, планирование), определяет оптимальное соотношение цели и средств ее достижения; оценивает свои учебные достижения, соотносит сферу своих интересов и возможностей. Творческий уровень - обучающийся готов включиться в нестандартную учебную ситуацию и поиск новых средств для ее решения.[1]

Нами в период от 2015- 2017 года в школе № 7 г. Астаны был проведен эксперимент по изучению влияния использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности (ПД)учащихся на уроках биологии. В эксперименте принимали участие 12 учеников 8-го класса А- как контрольная группа, и 13 учеников 8-го класса Б -как экспериментальная группа. Перед экспериментом проведено анкетирование по определению уровня познавательной деятельности, в эксперименте принимали участие классы примерно с одинаковым уровнем ПД. Нами получены следующие данные:

Уровень познавательной активности обучающихся на

начало 2015-2016 уч года

200 0

■ ■■ ■■■■■■■! ■ яШяяяяЛЛя

■ Ряд1 ■ Ряд2 ■ Ряд3 ■ Ряд4 ■ Ряд5 ■ Ряд6 ■ Ряд7

Рисунок 1. Показатели уровня познавательной деятельности учащихся

Результаты исследований преподаватель (эксперт) заносит в сводную таблицу. Условным знаком (х) отмечается уровень ПД каждого обучающегося . Такого рода замеры (исследования) можно делать в начале и в конце учебного года, только в начале или в конце изучения учебного курса. Они помогут преподавателю наблюдать за продвижением уровня познавательной активности обучающихся. [1]

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

И сразу возникает несколько вопросов: -Как учить детей без принуждения? -Как помочь им раскрыть свои возможности? -Как сделать предмет интересным для всех?

44

-Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.

Хотя способность критически мыслить была важна во всё времена, тем, кто будет жить в XXI в., без нее просто не обойтись.

Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.

Базовая модель «вызов — осмысление содержания — рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению повой темы, тематического блока или даже всего школьного курса.

При изучении нового материала важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у учеников знания. Тогда будут задействованы не только ресурсы памяти.

На стадии вызова (evocation stage) предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний слишком мало, помочь сформулировать вопросы и предположения.

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока. [2]

Особенности работы с различными видами текстов. Приёмы и стратегии. Кластеры

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с

Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызова, побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, предположения и идеи, у них возникает естественное желание узнать новое. Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмысление содержания (realization of meaning).

На стадии рефлексии (reflection) учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных ими же целей и даже самостоятельно сформулировали новые цели, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме.

Таким образом, стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии базовой модели образуют технологический цикл.

другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Методика определения познавательной деятельности учащихся: «Инсерт».

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная) N — noting (познавательная) S — system for (система).

E — effective (для эффективного) R — reading (чтения) T — thinking (и размышления).

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

Таблица 1. Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока Работа с информационным текстом Работа с художественным тестом Взаимообучение Урок-исследование

Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, гонкие и толстые вопросы и т.д. Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм

Осмысление Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия Возвращение к кластеру Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам Сводная таблица Предсказание

V — я это знаю; + — это новая информация для

меня;--я думал по-другому, это противоречит

тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то методика Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Визуальные методы организации материала

1.Приём «Выглядит, как... Звучит, как...»:

Например, на что похожи слова гидросфера?

Как они «звучат»? Варианты точно так же записываются, рисуются, выводятся в виде схемы, пропе-ваются, простукиваются, проигрываются, это уж на что фантазии хватит. Главное, направить поток ассоциаций в нужное русло, чтобы не отойти от темы урока. Развивает мышление, воображение, творчество. Расширяет представления об окружающем. Учит выражать свои мысли. Повышает способность к рефлексии.

2.Приём «Плюс — минус — интересно»:

Стратегия ПМИ очень нравится детям, потому

что похожа на игру-упражнение. Текст становится не просто набором предложений, а информационно площадкой для поиска плюсов, минусов и интересных фактов.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

3. Прием -Бортовые журналы:

Прием «Бортовой журнал» позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

4. Упражнение «Двойной дневник»:

Упражнение «Двойной дневник» дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов:

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии

45_

вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы Что такое бактерии? Когда впервые упоминаются бактерии? Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?

Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий? «Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?

Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?

Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?

Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания. [3]

6. Прием «Концептуальная таблица»: Прием «Концептуальная таблица» — это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод — один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.

Способ построения таков: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

Сначала я предложила ученикам заполнять таблицу ЗУХ, они все были в восторге, потому что при заполнении графы «Знаю» этой таблицы они воспроизводят тот багаж знаний, который был пройден на прошлом уроке, потом заполняют графу «Узнал», но уже после прохождения новой темы, и в конце урока пишут то, что «Хотят узнать». Этот прием помогает детям «отсеять» ненужную информацию и работать только с полезной информацией. Заполняя такую таблицу систематически ученики приобретают навыки осмысления, анализа и оценки информации. [4]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Групповая работа. Обучение сообща 1.Перекрестная дискуссия: Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мне-

46

ниями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

2.Стратегия «Зигзаг»:

Приемы обучения сообща под названием ЗИГЗАГ основаны на едином базовом принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему подвопросу, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели ее темой в полном объеме. Перед тем, как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым "поручены" одинаковые подвопросы. Изучив подвопрос, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

3.Прием «Шесть шляп мышления»

Приём ШЕСТЬ ШЛЯП позволяет сфокусироваться на одном из способов мышления. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Таким образом, согласно нашим исследованиям, с пользование технологии критического мышления позволило достичь следующих результатов:

Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы, т.е. они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности -они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру;

Повысить мыслительную деятельность учащихся школы.

Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

Список использованных источников

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

2. Халперн, Д. Психология критического мышления. /Д. Халперн. -СПб.: Питер, 2000.-503 с.

3. Загашев И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Перемена. — 2001. — № 4.

4. С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с.

УДК 159.99_

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЗАТРАТ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Петрова Е.В.

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Аннотация:В статье приводится описание проблемы возникающего психологического дискомфорта учащихся при приближении рубежного контроля. Кратко рассмотрены общие причины возникающей тревожности, и сопутствующие факторы. Приведены наиболее эффективные на сегодняшний день подходы к достижению учащимися поставленных целей при прохождении рубежного контроля с минимальными психоэмоциональными затратами.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, рубежный контроль, внутренний конфликт, тревожность, прокрастинация, уверенность.

Annotation: The article looks at anxiety students go through ahead of the exam period and lists most general reasons for it. It illustrates most efficient ways how to reduce anxiety and accomplish goals.

Keywords: progress check, anxiety, procrastination, self-confidence.

В организованных процессах изучения иностранных языков, как и в подавляющем большинстве иных видов педагогической деятельности, особое место запнимают периоды контроля качества подготовки обучающихся. Сложные эмоциональные состояния у обучающихся, связанные с наступление контрольных рубежей, могут носить как локальный острый характер, так и иметь хроническое проявления перманентного состояния тревожности. По сути говоря, хроническое состояние тревожности у обучающихся на самом деле вызвано не

грядущими контрольными рубежами, но внутренними конфликтами, связанными с самоидентификацией, уверенностью в себе и в исходном виде -любовью к себе. К таким реакциям склонны обучающиеся, относящиеся к процессу с высокой долей перфекционизма, самокритики и излишней требовательностью - что часто встречается, например, у круглых отличников. В основе обозначенных конфликтов лежат пережитые в прошлом сильные психологические травмы, вызванные недостатком любви со стороны родителей, психологическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.