Научная статья на тему 'Использование образовательной технологии «Критическое мышление» при изучении творческого пути А. С. Пушкина'

Использование образовательной технологии «Критическое мышление» при изучении творческого пути А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
250
Поделиться
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА / ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА / А.С. ПУШКИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гармаш С.А.

В статье рассказывается о внедрении в педагогическую практику современных образовательных технологий, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию идей развивающего обучения. Автор статьи останавливается на анализе использования образовательной технологии «критическое мышление» при изучении творческого пути А.С. Пушкина. В статье представлен один из вариантов интерактивного урока литературы с использованием технологии критического мышления.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гармаш С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Использование образовательной технологии «Критическое мышление» при изучении творческого пути А. С. Пушкина»

С.А. Гармаш

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

«КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А.С. ПУШКИНА

Проблемы образования в XXI в. интересуют учёных и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, влияние информационного общества на изменение подходов к обучению чтению. Вызывает озабоченность и тот факт, что низкий уровень информационной культуры субъектов образования в целом и читательской культуры в частности тормозит продуктивность образовательного процесса.

Успехи в модернизации общеобразовательной школы во многом определяются внедрением инновационных технологий в учебный процесс.

В информационном образовательном пространстве востребованы самостоятельно мыслящие люди, способные критически оценивать поступающую по разным каналам информацию, что выдвигает на первый план необходимость развивать у школьников способность к аналитической переработке и использованию информации. Достигается это путем овладения учащимися разнообразными приемами критического мышления, что предъявляет, в свою очередь, новые требования к организации урока и к содержанию учебной литературы.

В настоящее время появилась острая потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни, поколения, способного успешно самоопределяться в условиях современного общества, поколения, умеющего критически мыслить.

Поэтому в нашей стране создаются предпосылки для внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию идей развивающего обучения.

Одной из них является образовательная технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» или «Критическое мышление». Данная технология основана на обобщении, как мирового опыта, так и нашей отечественной науки. Наиболее значимые философские идеи технологии критического мышления - это идея ценности каждой личности и признание множественности интерпретаций любой информации.

Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей, это активный и интерактивный процесс познания.

Структура технологии «Критическое мышление» стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму: последовательности трех стадий - вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии вызова ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащихся, но и пробудить уже имеющиеся знания, либо вызвать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Осмысление (реализация смысла) - проводится непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность учащихся, сделать чтение или слушание осмысленным.

Рефлексия (размышление) - информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации.

На каждой из этих стадий используются конкретные интерактивные методы и приемы, которые направлены на то, чтобы сначала заинтересовать учеников, пробудить в них исследовательскую, творческую активность, затем предоставить им условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания.

В современной школе имеют место три вида уроков: традиционные, активные и интерактивные. В формирующей парадигме образования чаще всего применялась традиционная форма

урока, а в развивающей парадигме, наряду с традиционными уроками, имеют место уроки активные и интерактивные.

Основные задачи интерактивного урока: обучить современных школьников интерактивному общению, то есть выработке тактики и стратегии взаимодействия, организации совместной деятельности обучаемых; активизировать работу всей группы; научить учащихся анализировать и принимать решения на основе анализа соответствующей информации; организовать совместную деятельность учителя и учащихся, сотрудничество и взаимопомощь.

Рамки нашей статьи не позволяют осветить все приемы и стратегии критического мышления. Поэтому мы остановимся только на некоторых из них и покажем, как они могут быть использованы на уроках литературы.

Рассмотрим один из вариантов интерактивного урока литературы с использованием технологии критического мышления.

Тема урока: «Краткая летопись жизни и творчества А.С. Пушкина».

Знакомство учащихся с писателем проводится при помощи следующих приемов критического мышления: «Составление кластера», «Инсерт», «Взаимообучение», «Маркировочная таблица», «Распаковка кластера», «Эссе».

Итак, наш урок включает в себя три стадии:

I стадия «Вызов» - проводится дотекстовая работа учащихся (прием критического мышления - «составление кластера»).

II стадия «Осмысление» - чтение текста «Краткая летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» (приемы критического мышления —«взаимообучение», «инсерт» и «маркировочная таблица»).

III стадия «Рефлексия» - послетекстовое закрепление знаний материала, (приемы критического мышления - «распаковка кластера» и «пятиминутное эссе»).

На I-й стадии «Вызов» учитель объявляет тему и просит учащихся записать в тетрадях все то, что они уже знают о А.С. Пушкине.

Затем, рекомендуется школьникам создать небольшие группы и обменяться внутри группы записанной в тетрадях информацией о писателе, после чего предлагается составить кластер.

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это письменный вид деятельности, который может служить мощным инструментом обучения письменной речи. В основном это та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям и представлениям об определенной теме. В составлении кластера принимает участие весь класс. Учитель записывает ключевое понятие на доске, а от него рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с предлагаемыми учащимися иными кластерами, от которых, в свою очередь, лучи расходятся дальше.

Пример первоначального кластера:

Кластер по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На II стадии «Осмысление» учащиеся вначале бегло знакомятся с текстом «Краткая летопись жизни и творчества А.С. Пушкина», а затем применяют прием критического мышления «Взаимообучение» (ролевая игра).

Сразу же отметим, что, обучая других, легче всего научиться самому.

Отсюда и возник прием взаимообучения, который был разработан для того, чтобы дать возможность каждому учащемуся побывать в роли учителя, направляющего работу остальных школьников.

Взаимообучение происходит в подгруппах из пяти-шести человек. Всем им раздаются экземпляры нескольких отрывков из вышеназванного текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя - роль, которая требует от них выполнения определенных действий. Когда все члены группы прочитали (про себя) отрывок из текста, учащийся, исполняющий роль учителя, проводит следующую работу: резюмирует содержание отрывка; формулирует вопрос по данному отрывку и просит учащихся его подгруппы на него ответить; затем объясняет то, что для других осталось неясным и дает задание на чтение следующего отрывка текста.

Заметим, что этот прием работает наилучшим образом тогда, когда учитель-профессионал вначале покажет каждой группе, как им следует действовать, оказавшись в роли учителя, а потом передаст бразды правления учащимся.

На следующем этапе работы с текстом «Краткая летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» используется прием критического мышления «Инсерт». Этот прием, применяемый для организации работы с различными текстами, помогает ученику отслеживать собственное понимание текста или восприятие любой иной информации. Чтобы поддержать интерес учащихся и активность во время данной работы, рекомендуется использовать специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в изучаемом тексте.

/V/ - этим знаком отмечается информация, уже известная ученику.

/+/ - знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация.

/-/ - знак «минус» ставится тогда, когда прочитанное противоречит имеющимся у школьника представлениям. (Он думал иначе).

/?/ - отмечается непонятная информация, нужны дополнительные сведения.

По окончании чтения и маркировки текста можно предложить учащимся заполнить маркировочную таблицу (прием критического мышления - «маркировочная таблица»).

Примерный образец заполнения маркировочной таблицы

V + - ?

На очередном этапе урока литературы учащиеся, используя новые сведения о писателе, делают «распаковку кластера», то есть проводят дальнейшую систематизацию материала, дополняют первоначальный кластер новыми связями и понятиями, которые были установлены после прочтения текста «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

Следует заметить, что кластер может быть использован на разных стадиях урока. Он применяется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как тема будет изучена окончательно (на переходе от стадии «вызова» к «осмыслению»). Также он может применяться на стадии рефлексии, когда тема уже изучена полностью, (в этом случае кластер является средством осмысления материала на основе полного и подробного его структурирования). Кластер хорошо работает на стадии рефлексии при подведении итогов. Также его можно давать в качестве индивидуального домашнего задания или задания для группы учащихся.

Приведем пример распаковки кластера на тему: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

Распаковка кластера

Няня Арина Родионовна

Гринев

Маша

Капитан Миронов

Пугачев

Святогорский Швабрин

монастырь \ V дочка J

На III стадии «Рефлексия» используется прием критического мышления «Пятиминутное эссе» - это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы. Это краткое изложение изученного материала, в котором школьники могут поделиться своими впечатлениями, дать оценку всему изученному на уроке, выразить своё отношение к личности писателя. Такое эссе необходимо предложить написать ученикам сразу же после распаковки кластера.

Итак, как видим, образовательная технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» направлена на реализацию идей развивающего обучения. Она способствует формированию критического мышления у школьников и дает возможность в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи, что полностью отвечает современным требованиям и соответствует парадигме развивающего обучения.