Научная статья на тему 'Применение метапредметного подхода на уроках русского языка как условие осознанного самоопределения личности ребенка в основной школе'

Применение метапредметного подхода на уроках русского языка как условие осознанного самоопределения личности ребенка в основной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
435
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN / TEXT INTERPRETATION DURING THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE / INTERPERSONAL COMMUNICATION AT THE LESSON / MENTAL ACTIVITY / "THE ZONE OF THE NEAREST DEVELOPMENT"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раджабова Аида Фетуллаховна

Осознать роль родного языка в жизни общества возможно с помощью системы специально подобранных учителем упражнений, направленных на управление умственной деятельностью ученика и коррекцию «зоны ближайшего развития». В статье представлены некоторых из таких упражнений, основанные на принципах исследования текста и комплексе всех видов речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Раджабова Аида Фетуллаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF META-SUBJECT APPROACH AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS A CONDITION OF PERCEIVED SELF-IDENTIFICATION OF A SCHOOL LEARNERS’ PERSONALITY

To realize the role of the native language in everyday social life a teacher can employ the system of specially selected exercises directed to the management of the children’s mental activity and the correction of «the zone of the nearestdevelopment». In the present article the author reviews some of the exercises based on the principles of text interpretation and the complex of all kinds of speech activities.

Текст научной работы на тему «Применение метапредметного подхода на уроках русского языка как условие осознанного самоопределения личности ребенка в основной школе»

-\

104

Методика

А.Ф. Раджабова

Применение метапредметного подхода на уроках русского языка как условие

осознанного самоопределения личности ребенка в основной школе

Осознать роль родного языка в жизни общества возможно с помощью системы специально подобранных учителем упражнений, направленных на управление умственной деятельностью ученика и коррекцию «зоны ближайшего развития». В статье представлены некоторых из таких упражнений, основанные на принципах исследования текста и комплексе всех видов речевой деятельности.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, исследование текста на уроке русского языка, межличностное общение на уроке русского языка, умственная деятельность, зона ближайшего развития.

В настоящее время в национальном образовании провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей, что, бесспорно, помогает формировать и развивать языковую личность. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни, - главная цель современного образования, отвечающая социальным запросам. Представление об ученике как субъекте учебно-познавательной

деятельности делает обоснованной необходимость переосмысления ш х целей, задач и содержания обучения. ¡5 ^

Русский язык, как известно, выполняет важную образовательную 1 функцию, являясь не только предметом изучения, но и средством обучения § другим школьным предметам. «Как средство познания действительности © русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками» [1, с. 5].

Нормативной основой нового подхода в обучении стали Федеральные государственные образовательные стандарты, принятые в 2010 г., согласно которым образование ориентируется на единство процессов обучения и воспитания на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, что обеспечивает личностное и познавательное развитие обучающихся, решение жизненных задач и возможность саморазвития личности [3].

Основным подходом в обучении русскому языку провозглашен системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создающий основу для самостоятельного успешного усвоения школьниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Содержание курса русского языка обусловлено общей направленностью образовательного процесса на достижение общих целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций [4].

В стандартах определены не только цели и содержание образования, но и предполагаемые предметные, метапредметные и личностные результаты как итог освоения учебных дисциплин.

Метапредметные результаты обучения - это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия. Результатом применения метапредметного подхода на уроках русского языка является формирование универсальных учебных действий, т.е. уровня развития базовых способностей обучающихся, для эффективного использования полученных на уроке знаний во всех сферах общественной деятельности ребенка.

Универсальные учебные действия нами рассматриваются как обобщенные | действия, позволяющие учащимся ориентироваться в различных | предметных областях познания, с одной стороны, и порождающие мотивацию к учебной деятельности - с другой. Различаются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий связано со способностью ученика управлять своей деятельностью (ставить и формулировать цели предстоящей учебной деятельности, планировать этапы деятельности, прогнозировать ее результаты), а также контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия сводятся к формированию умений школьников выполнять такие логические операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие; извлекать и перерабатывать информацию и др.; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.).

Особенно актуально на уроках русского языка формирование коммуникативных универсальных учебных действий, т.к. это связано с освоением различных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма), с формированием умений систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; способностью строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения ее содержания [2, с. 5-6].

В условиях развития у детей всех видов универсальных учебных действий учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Факт осознанности своей деятельности позволяет ребенку не ждать готовых истин извне, но стараться все полученные знания подвергать личной проверке, т.е. заглянуть внутрь себя, поставить цель, выбрать средства ее осуществления, все спланировать и действовать, проанализировав уже имеющиеся знания, а в итоге суметь дать объективную оценку своим действиям и стимулировать собственную дальнейшую деятельность. Задачей педагога при этом является управление умственной деятельностью ученика, коррекция «зоны ближайшего развития».

Программа формирования универсальныхучебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и призвана способствовать формированию функционально грамотной личности. Особый смысл при этом получает личностно

ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, ш х самообразование, самореализацию личности. и

Уже первые уроки, посвященные общим сведениям о языке (они 1 проводятся в каждом классе), являются, на наш взгляд, очень важными, § поскольку именно на них ученики получают сведения о происхождении, © становлении и роли русского языка как языка государственного, языка межнационального общения на территории Российской Федерации, языка художественной литературы.

Национальный язык всегда рассматривается как важнейшая культуроносная сила нации. В нем отражается душа народа, его нравственные принципы и идеалы. Национальный язык отражает этнические особенности, в нем воплощена многовековая история и культура русского народа и государства. «Слово не просто значит "речь", "язык", оно выступает как воплощение народного духа, национального самосознания русского народа», - утверждает профессор А.И. Горшков.

Овладение русским языком обостряет чувство родного слова. Родной язык является источником ментальности, национального самосознания, национального единства, духовности русского народа. Народ - творец и хранитель национального русского языка как средства межличностного общения и взаимопонимания.

Осознать роль родного языка в жизни общества помогают специально подобранные упражнения. В рамках статьи мы остановимся на одном из видов коммуникативных упражнений, связанных с анализом текста, который рассматривается и как процессуальное явление, порождаемое в речевой деятельности, и как ее результат, и как средство хранения и передачи культурной и эстетической информации. Таким образом, именно комплексная работа с текстом способствует формированию метапредметных умений.

На этом этапе предлагаем тексты, анализируя которые учащиеся проводят мини-исследование, выполняя комплекс заданий и отвечая на поставленные вопросы. Например:

Прочитайте высказывания о русском языке русских писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры.

1. «Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем

установилось крепостное рабство и деспотизм». (В.К. Кюхельбекер, I 1821 г.)

| 2. «Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа, как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические оковы». (А.С.Пушкин, 1828 г.)

3. «Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами» (В.Г. Белинский, 1834 г.).

Что общего можно обнаружить во всех этих отрывках? Что вы знаете об авторах этих текстов? Почему их мнению можно доверять?

В ходе анализа текстов, исследования их построения и языковых особенностей учащиеся приходят к следующим выводам.

Автор первого высказывания (В.К. Кюхельбекер) характеризует язык как свободный, сильный, богатый. Язык - это душа народа. Чтобы лучше понять это высказывание, обратимся к словарю и определим лексическое значение слова душа. Это слово многозначное. В данном случае оно употреблено в 1-м значении: внутренний, психический мир человека, его сознание. Следовательно, язык отражает сознание народа.

Основная мысль высказывания А.С. Пушкина - писатель должен знать законы своего языка и традиции его употребления.

Идея высказывания В.Г. Белинского заключается в том, что творцом языка является народ. Эта мысль является центральной для всех трех отрывков.

Заключительным этапом работы по формированию метапредметных умений является подготовка собственного высказывания на определенную тему. Так, результатом проведенного школьниками исследования предложенных текстов становится сочинение-рассуждение на одну из тем: «Что для меня значит родной язык?», «Я русский бы выучил только за то...», «Зачем надо знать родной язык?»

Принципы исследования текста, методы и приемы работы с ним в значительной мере позволяют расширить и углубить содержание уроков русского языка за счет включения комплекса понятий всех видов речевой деятельности - говорения, аудирования, чтения и письма, т.к. от степени сформированности связанных с ними умений зависит качество и результаты обучения по другим дисциплинам, а также развитие личности в целом.

f

L

Библиографический список | |

и ro

1. Воителева Т.М. Программа по русскому языку (10-11 кл.). М., 2010. ^ 1

2. Русский язык. Примерная программа. М., 2011. С. 5-6. о

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного g общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и © науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4 изд., дораб. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.