А.Ф. Раджабова
г
Ц Метапредметный подход на уроках русского языка в современной российской школе (особенности понимания)
По мнению автора, задача учителя - способствовать формированию у учеников понимания всей структуры и системы предмета, его взаимосвязей с другими предметами. Необходимо добиться желания и «умения» учиться, отказавшись от примитивного заучивания материала. Важно, чтобы такая деятельность у детей была осознанной, т.е. чтобы они понимали, к чему стремиться и как использовать полученные универсальные навыки в обучении и в реальной жизни.
Ключевые слова: метапредметный подход, системно-деятельностный подход, метапредметный подход на уроках русского языка, метапредметные задания.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в системе образования. Процесс образования теперь рассматривается в большой степени как процесс развития и саморазвития личности. Главная цель педагога - выявление и реализация внутреннего потенциала ребенка, который теперь является одним из субъектов образования. Только всесторонне развитая, грамотная личность сможет осознанно строить судьбу своей страны, своей семьи, свою собственную, при этом осознавая ответственность за свои действия.
Нормативным правовым документом, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), согласно которому впервые целью обучения становятся не только предметные, но и метапредметные результаты, которые способствуют решению проблемы разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных дисциплин и предметов. В работе над такими результатами ФГОС обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению, основанного на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся их индивидуальным особенностям и возрасту. Известно, что в основной школе ведущей учебной деятельностью является коммуникативная деятельность, которая представляет собой актив-
. 109
ное целенаправленное взаимодеиствие человека с окружающим миром, щ = вызванное определенной потребностью, включая и других людеИ, и само- б й-го себя. Ученик самостоятельно ориентируется в деятельности учения и | выбирает собственные способы усвоения учебного материала, формирует § и отстаивает свою точку зрения. Условия для активной деятельности обучающихся создает педагог, его роль при таком подходе - коррекция зоны ближайшего развития ученика, характеризующей особенности его будущего, завтрашнего развития (в процессе взаимодействия с педагогом).
Такой подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию обучающихся, их активную коммуникативную и учебно-познавательную деятельность, а также организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учеников. Целью является воспитание не просто грамотного человека, но человека мыслящего, социально ответственного, представляющего цели своего обучения, готового к саморазвитию и осознанному применению полученных знаний во всех предметных областях и сферах своей жизни.
Особо следует обратить внимание на термин «осознанное применение». Как отмечал классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн, «сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания», а само «действие становится поступком по мере формирования самосознания» [4, с. 72].
Изменились и требования к ожидаемым результатам общего образования - установлены критерии для оценки метапредметных результатов. Содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные задачи. Метапредметные результаты связаны с освоением универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных. Они затрагивают все основные сферы личностного развития (когнитивную, эмоциональную, волевую) и связаны с формированием умения учиться. Конкретная работа по их развитию основана на программе формирования УУД, предполагающей применение упомянутого системно-деятельностного подхода.
Основой УУД является овладение всеми видами речевой деятельности; формирование умения ставить проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, систематизировать информацию (учебно-логические умения); формулировать цель, последовательность учебной деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, планирование своей деятельности (учебно-организационные умения), разли-
Л чать тексты различных стилей, создавать тексты различных типов: опи-
О
| сание, повествование, рассуждение (учебно-информационные умения), а также формирование умения выражать свое мнение, работать в позиции «взрослого», соотносить собственную деятельность с деятельностью других, вести диалог, кратко формулировать свои мысли (учебно-коммуникативные умения) [5, с. 47].
В качестве примера применения метапредметного подхода на уроках русского языка (способствующего, в частности формированию умения осуществлять стилистическую принадлежность текста) можно привести анализ двух отрывков различных по стилю текстов на предмет определения их стилистической принадлежности: Ведь совершенно ясно, что, если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание [10, с. 57]; Оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город [9, с. 26].
Для выполнения поставленной задачи от учеников потребуется обратить внимание на подбор слов и благозвучие речи (т.е. на фонетику текста), на наличие или отсутствие синонимов, антонимов, фразеологизмов (т.е. на лексику текста), на особенности синтаксических конструкций (т.е. на грамматику текста).
В ходе работы обучающиеся посредством наблюдения, анализа, сравнения и оценки употребления характерных языковых средств устанавливают, что первому из отрывков текста свойственна обобщенность, подчеркнутая логичность, точность изложения, специальная терминология, например, орфография, ценность, единство (научный стиль), в то время как во втором отрывке присутствуют образность, яркое выражение чувств автора, эмоционально-окрашенная лексика: громадное поле, ползущая гусеница (художественный стиль).
Педагогу важно организовать работу над упражнением так, чтобы спровоцировать развитие у обучающихся как учебно-организационных умений (определять учебную задачу), так и учебно-коммуникативных умений (вступать в учебный диалог, доказывать утверждение, тезис, формулировать вывод).
Продолжая тему практических заданий по формированию УУД, нельзя не сказать о значительной роли творческих упражнений. Например, можно предложить ознакомиться с высказываниями ученых на одну и ту же тему (заимствование иностранных слов в русском языке), произвести анализ и выбор предпочтительного варианта (с обоснованием причин такого
выбора): Нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, б живой и здоровый владелец [2, с. 21]; Заимствования иностранных слов | - один из способов развития современного языка. Заимствования стано- § вятся результатом контактов, взаимоотношений народов, государств. | Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в когнитивной базе языка-рецептора [1, с. 18].
При этом педагогу важно добиться, чтобы каждый обучающийся проявил активность в познавательной деятельности, смог обосновать свой выбор, соотнести свое понимание изучаемого материала с пониманием других, вступить в диалог. В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу о необходимости объективного анализа каждой позиции по данному вопросу с учетом всех возможных как негативных, так и позитивных последствий заимствования иностранных слов в русском языке.
Подобные метапредметные задания помогают научить самостоятельно ставить цель, искать пути их достижения, учиться координировать свои действия при решении возникающих задач и оценивать полученный результат. Они являются частью большой системы взаимосвязанных знаний (и не только по данному предмету). Таким образом, осознав необходимость глубокого усвоения учебного материала для достижения успехов при изучении других предметов, а также при участии в дебатах, спорах, выступлениях перед широкой аудиторией, для соблюдения стиля и норм речевого этикета, обучающийся не ограничится примитивным заучиванием урока.
Кроме того, важно научить обучающихся различать понятия «мнение» и «знание», для того, чтобы они понимали, чем обладают: поверхностным мнением или глубоким личностным знанием изучаемого вопроса. Добиться такого ответственного и осознанного подхода от детей крайне важно, т.к. именно школьный возраст, хотя и особо чувствительный, и эмоциональный в психологическом плане, является периодом активного усвоения знаний, установления первых принципов развития личности, самоопределения и влияет на общую способность мотивации в будущем.
Применение метапредметного подхода предполагает тесную работу педагогов с психологом, которому следует освещать психологические и поведенческие особенности детей разного школьного возраста для того, чтобы метапредметное обучение было сообразно с умственными возможностями детей и имело успех.
Современная задача учителя - создать условия для осознанного понимания школьниками структуры обучения, взаимосвязей между разде-
лами одного учебного предмета и между разными учебными предмета-
Л ми, а главное, понимания того, как пользоваться полученными знаниями
О
| в учебной и практической деятельности. Учитель должен выступать в роли организатора деятельности и консультанта обучающихся, задавая при этом направление на самостоятельность. Для современного педагога мало быть погруженным в «свой» предмет, следует знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы соприкосновения с другими типами знаний, т.е. любой «педагог-предметник» должен быть еще немного «надпредметником» или «метапредметником». И в этом вопросе без освоения такого подхода в образовании, который строится на сочетании разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись, ведь предполагается хорошее знание своего предмета и умение его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Именно в результате грамотного применения на базе школы мета-предметного подхода всеми педагогами-предметниками возможно достижение провозглашенных в содержании фундаментального ядра общего образования задач - формирование у школьников базовых национальных ценностей, а также гражданского сознания, позиции и умения самоопределяться в различных жизненных ситуациях [8, с. 3].
Библиографический список
1. Брейтер М.А. Англицизмы в русском языке: история и перспективы: Пособие для иностранных студентов-русистов. Владивосток, 1997.
2. Глаголев В.В. Гастарбайтеры языка // Итоги. 2000. № 27. С. 9-10.
3. Избасарова Р.Ш. Повышение результативности современного урока // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 3. С. 20-24.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие. СПб., 2002.
5. Стандарты второго поколения. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4 изд., дораб. М., 2011.
9. Чехов А.П. Крыжовник // Чехов А.П. Крыжовник. М., 2012. С. 26-41.
10. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Щерба Л.В. Избр. работы по рус. языку. М., 1957. С. 56-62.