Научная статья на тему 'Применение метаболистического подхода к саморегулированию системы франчайзинговых отношений субъектов потребительского рынка'

Применение метаболистического подхода к саморегулированию системы франчайзинговых отношений субъектов потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ФРАНЧАЙЗИНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метаболистического подхода к саморегулированию системы франчайзинговых отношений субъектов потребительского рынка»

ния получает в настоящее время все более динамичное развитие и постепенно выделяется в самостоятельный вид учета со своими правилами и принципами. Однако до сих пор само понятие "налоговый учет" законодательно не закреплено, а введено явочным порядком, что вынуждает предприятия дублировать учет хозяйственных операций. В нормативных актах по налогообложению регламентация отношений по налоговому учету, как правило, выделяется в конструкции "для целей налогообложения", тем самым подчеркивается, что то или иное положение применяется в строго ограниченных случаях, когда осуществляется расчет тех или иных налоговых показателей.

Среди наиболее острых вопросов отражения в учете информации, необходимой для исчисления налогов, можно выделить следующее:

- регламент отнесения затрат на издержки производства и реализации продукции для целей налогообложения;

- отраслевые особенности учетной политики;

- оценка и порядок списания затрат;

- ведение раздельного учета налогооблагаемых и необлагаемых налогом операций;

- корректировка балансовой прибыли на сумму невостребованных резервов, перерасходованных лимитов по рекламе, командировочных и других нормируемых затрат предприятия;

- нестыковки показателей деятельности финансового рынка и требований, предъявляемых к нему со стороны налогового законодательства;

- переоценка основных средств, валюты и других ценностей;

- налоговый регламент, предъявляемый в отношении цены реализации,

- расчет финансового результата от реализации основных фондов.

Анализ ответов на поставленные вопросы показывает, что бухгалтерская прибыль может быть не равна налогооблагаемой; величина затрат на производство (издержки обращения), отраженная на соответствующих счетах учета затрат, может быть не равна сумме затрат предприятия, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли; отраженный по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" оборот по реализации может не соответствовать базе обложения налогов, уплачиваемых с

С. М. ИЛЬЧЕНКО, Я. В. КРУКОВСКИЙ

Омский институт МГУК

УДК 658.114

Введение. Современные предприятия различных отраслей и форм собственности функционируют в условиях возрастающей неопределенности и динамичности социально-экономической среды, что нарушает сложившуюся организационную стабильность предприятий и нацеливает их на поиск и формирование организационных структур, позволяющих обеспечить необходимую конкурентоспособность и устойчивость предприятий на рынке. В этих условиях для предприятий, обладающих собственной сбытовой структурой, наиболее актуальной представляется проблема обеспечения "жизнеспособности", т.е. поддержания устойчивого функционирования сегодня и реализации возможностей развития в будущем. В статье рассматривается одна из наиболее жизнеспособных форм саморегулирующихся рыночных структур, обеспечивающая эффективное межорганизационное взаимодействие субъектов рынка

выручки от реализации; т.е. происходит существенное искажение таких понятий, как "выручка от реализации", "себестоимость", "прибыль".

На практике эти противоречия приводят к тому, что предприятия используют учетную информацию в основном для представления налоговым органам, требования которых по отношению к бухгалтерской отчетности стали для них главенствующими. Вследствие этого снижается заинтересованность самих предприятий в использовании учетной информации для целей оперативного руководства и управления.

Большинство бухгалтеров-практиков считают, что бухгалтерский учет служит только интересам налоговой политики государства и, исходя из этого, с их точки зрения, несколько видоизменяются цели и задачи бухгалтерского учета, поскольку подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения искажает реальное финансово-экономическое состояние предприятия, соотношения доходов и расходов, приводит к обложению налогом фиктивной прибыли.

Практикуемый в настоящее время подход к организации учета на предприятии крайне негативен, не отвечает истинным целям и задачам бухгалтерского учета, которые законодательно установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" за № 129-ФЗ и может привести к потере системой бухгалтерского учета своей теоретико-методологической, научной и профессиональной самостоятельности.

В этих условиях необходимы исследования и научно-обоснованные рекомендации по оптимизации взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения, которые могли бы лечь в основу практических мероприятий по совершенствованию каждой из рассматриваемых систем.

КАЛ ЬНИЦКАЯ Ирина Владимировна - старший преподаватель кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Омского государственного института сервиса, аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

ЯКОВЛЕВА Тамара Александровна - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой "Бухгалтерский учет и аудит" Омского государственного института сервиса.

— франчайзинг. Предприятия, функционирующие в системе франчайзинговых отношений (СФО) более устойчивы к внешним воздействиям, чем другие, что подтверждается опытом как зарубежных, так и российских предприятий, применяющих данную форму развития бизнеса. В статье автором рассматривается концепция саморегулирования и самоорганизации СФО.

1. Основные понятия франчайзинга. Франчайзинг -это система непрерывного взаимодействия субъектов рынка (франчайзера и франчайзи), при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов1. Это означает, что крупные производственные и торговые предприятия (франчайзеры) получают возможность формирования и расширения сбыто-

1 по определению International Franchise Association [9]

применение метаболистичес-кого подхода к саморегулированию системы Франчайзинговых отношений субъектов потребительского рынка

вых сетей, используя региональные рынки сбыта, а представители малого бизнеса (франчайзи) получают новые возможности стабильного существования или развития (более подробно см. [2;4;9;10]). Подобное взаимодействие, позволяет повысить конкурентоспособность производимых товаров и услуг, а постоянство связей в СФО, обеспечиваемых головными предприятиями сети, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий —членов сети. Основной понятийный аппарат СФО — франчайзер, франчайзи и франчайзинг, его виды и формы (товарный, производственный, деловой), а также характеристика существующих франчайзинговых систем приведены в [2;4;9;10]. СФО представляет собой разновидность производственно-сбытовой сети (ПСС), формируемой юридически независимыми участниками рыночных отношений (субъектами СФО): предприятиями крупного бизнеса (франчайзерами) и множеством территориально распределенных и дифференцированных предприятий малого бизнеса (франчайзи, субфранчайзи), соответствующих своей отраслевой принадлежностью франчайзеру и объединенных в единую саморегулирующуюся систему товародвижения.

В мировой практике франчайзинг получил распространение в тех отраслях бизнеса, для успешного ведения которых необходимо добиться максимального охвата удаленных друг от друга рынков, где потребителю необходимы стандартизованные услуги и стабильный уровень качества продукции. Франчайзинг применяют такие фирмы, как «Макдональдс», «Кока-Кола», «Фольксваген», «Опель», «Форд», «Саламандр», «Рэнк Ксерокс», «Интел», «Самсунг Электронике" и др. В России франчайзинг впервые был применен НПФ «ДОКА» в 1990 году. Основу сбытовых сетей в СФО на российском потребительском рынке в настоящее время составляют предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле, предоставлении услуг или производстве продуктов питания, в Омске имеют своих франчайзи фирмы «Ростикс», «Баскин Робине», «1С» и ряд других [4].

2. Гомеостатическая природа СФО. В качестве отправной точки диагностирования на предмет саморегулирования СФО в сфере потребительского рынка используем представления о гомеостазе экономических систем [1 ;5;6]. В рамках классической теории систем [8], СФО представляется системой, состоящей из множества элементов, образующих заданную структуру и обеспечивающих определенное поведение в условиях внешней среды:

= (е,5Т,ВЕ,Х) ,где е - субъекты СФО, 5Т-структура сети СФО, ВЕ - поведение суъектов, X - внешняя среда. В соответствии с концепцией гомеостатической природы экономических систем (в частности, предприя-

Экскпюзивныи договор

-Получение товаров

Прямые услуги Франчайзеру

Концепция закупок

Концепция организационной структуры

Рис. 1. Концептуальная схема отношений субъектов СФО в инфраструктуре потребительского рынка

тия или группы предприятий, взаимодействующих с внешней средой), описанной С.Биром в [1], СФО можно рассматривать как систему наиболее предрасположенную к саморегулированию (см. рис. 1 и 2). Сбытовые сети способны развиваться на принципах единой, "открытой" саморегулирующейся системы. Это объясняется тем, что в отличие от жестко регламентированных систем корпоративного типа, основывающихся на линейном подчинении, типа "головная компания — филиал" или "головная компания — представительство"СФО в разрезе франчайзи является более восприимчивой кдинамике внешней среды и обладает более активным контуром обратной связи, тем самым более эффективно воздействуя на систему управления (франчайзера). Кроме того, в противоположность системам типа "предприятие-производитель — оптовый поставщик" или "предприятие — независимый дистрибьютор", вообще не располагающих развитыми контурами управления и обратной связи, СФО, благодаря факторам, определяющим специфику франчайзинговых отношений, изначально настроенных на оптимизацию ключевых параметров коммерческой деятельности участников СФО, позволяет реализовывать достаточно эффективно функционирующую экономическую структуру в рамках потребительского рынка. Данное определение обосновывается факторами гармонизированности параметров СФО, в основу построения которой заложена концепция самоорганизации и саморегулирования. Кроме того, в соответствии с теорией саморегулирования экономических систем, описанной С.Биром, СФО можно отнести к активным участникам рыночных отношений, которые своей деятельностью воздействуют на внешнюю среду (рынок, характеризуемый наличием многоуровневого управления, каналов обратной связи, потоков информации и т.д.), реализуя тем самым гомеостатическую концепцию жизнеобеспечения субъектов рынка.

В качестве системы управления в гомеостатической модели СФО (рис. 1,3) выступает франчайзер, а объекта управления—франчайзи. Управляющее воздействие представлено через эксклюзивный договор, договора франчайзинга, прямых услуг франчайзи (в т.ч. рекламы), обратная связь — осуществляется через договор франчайзинга и прямые услуги франчайзеру, в качестве регуляторов гомеостатической системы выступает множество франчайзи (субфранчайзи), коррелирующих концепцию управления франчайзера в соответствии с конъюнктурой рынка, через достижение оптимальной точки равновесия спроса и предложения. На основании данных утверждений рассмотрены взаимодействия между различными компонентами системы "СФО — Внешняя среда", например, взаимодействие "СФО — Поставщик", реализуемое через товары, услуги, информацию (рис. 3). Если СФО в состоянии эффективно влиять на параметры взаимодействия, то степень контроля взаимодействия со стороны СФО высока, в противном случае — низка, что позволяет определить эффективность управляющего воздействия СФО на внешнюю среду (рис. 2, 3) [5;7].

3. Метаболистический подход к саморегулированию СФО. Гомеостатическая природа СФО, отраженная в моделях на рис. 2 и рис. 3 проявляется в саморегуляции — поддержании основных показателей коммерческой деятельности СФО на заданном уровне собственными силами, без вмешательства извне (например инвестиций), и в самоорганизации — сохранении устойчивости структуры СФО, независимо от изменений внешней среды. В основе са-

Реклама системь*-

Лрямые услуги Франчайзи

—Поставки товаров регионам-1

Рынок сбыта

Концепция сбыта

морегуляции СФО и внешней среды (потребительского рынка) лежит метаболистический подход к представлению сложных социо-экономических систем, описанный в [7]. Для обеспечения гомеостаза "СФО — Внешняя среда" автором предлагается концепция гомеостатического управления сбытовой сетью промышленного предприятия, предложенная в [6]. Метаболистический подход1, реализуемый в саморегулирующейся системе "СФО — Внешняя среда" состоит в представлении отношений между рыночными субъектами в виде обменных процессов, аналогичных метаболизму в биологии у живых организмов. Так, например, обменный канал МТ метаболистического взаимодействия "Франчайзера" и "Потребителя" (рис. 2) содержит два основных потока обмена: Т - поток товаров и услуг (управляющее воздействие СФО на рынок), и М -поток денежных средств и информации о рыночной среде

(обратная связь между рынком и СФО). На потоки обмена влияет множество внешних возмущающих воздействий р1, ¡=1, П, которые являются для СФО неуправляемыми, например изменения потребительского спроса, сезонные колебания и т.д. Однако, организуя целенаправленные воздействия на потоки обмена в метаболистическом канале можно изменять, как внутреннюю среду СФО, так и показатели внешней среды2, добиваясь тем самым саморегуляции СФО. В этом случае в качестве гомеостата поддержи-| вающего целевые значения СФО на заданном уровне выс-| тупает "Франчайзи", являющийся одновременно регулятором, относительно рынка и датчиком относительно СФО. В предлагаемой автором гомеостатической концепции СФО | предполагается наличие множества гомеостатов (франчайзи), обеспечивающих синергетический эффект от управления СФО, как единой саморегулирующейся системой. Помимо управленческого синергизма, устойчивость СФО (самоорганизация) обеспечивает путём распределения ресурсов между компонентами СФО и выделением центров регулирования обменными потоками, в соответствии с принятыми функциями управления и заданной целевой функцией СФО. Кроме того, автономия участников СФО, повышает общую мобильность СФО, в части изменения миссии организации, переориентации на новые рынки сбыта и продукты, позволяя головному предприятию (франчайзеру) снизить возможный риск от дезорганизации всей системы, в случае катастрофических изменений внутренней или внешней среды.

Основными параметрами метаболистических процессов, протекающих в системе "СФО — Внешняя среда" являются потенциал, интенсивность [7] и синхронность обменных потоков (рис. 2, 3). Потенциал определяет возможность изменения интенсивности метаболистического процесса, для обеспечения гомеостаза в системе "СФО

' СФО рассматривается в виде "живого" организма, обменивающегося с внешней средой товарами, услугами и информацией, регулируя тем самым параметры обменных процессов, для поддержания и улучшения своего состояния.

2 например, потребительский спрос, конъюнктуру рынка, и т.д.

Внешняя среда". Для СФО потенциал выражается величиной нормы прибыли на единицу продукции в цепочке "Франчайзер — Франчайзи — Потребитель". Интенсивность метаболистических процессов, протекающих в системе "СФО — Внешняя среда" определяется объемами и темпами продаж, синхронностью товарных (Т) и финансовых (М) потоков. Чем выше их интенсивность и синхронность, тем больше степень взаимодействия "Франчайзера" и "Франчайзи", и как следствие выше общий синергетический эффект от совместного функционирования субъектов СФО, как единой саморегулирующейся системы.

Для обеспечения взаимодействия СФО и клиентского сегмента потребительского рынка взята продуктово-ры-ночная модель регулирования предложения и спроса (см. рис. 3 [5]). Она обеспечивает саморегуляцию СФО, через функции спроса и предложения, взаимодействующие на

границе пересечения внутренней и внешней сред посредством франчайзи ("Датчиков/Регуляторов СФО", см. рис. 3). Франчайзи воздействуют на клиентский сегмент потребительского рынка путём продвигаемых франчайзером по метаболистическому каналу товаров и услуг (функция предложения, реализуемая управляющим воздействием СФО на рынок), и они же, в свою очередь, сообщают франчайзеру ответную реакцию потребителей (функция спроса и рыночная конъюнктура, реализуемые каналом обратной связи СФО). Система управления СФО (франчайзер), осуществляют управляющее воздействие и на объект управления Р— франчайзи (сетевой сегмент СФО). Сама система франчайзинговых отношений, обозначенная как РЯБ, взаимодействует с внешней средой X через метаболистический канал "Миссия — Продукт — Рынок", путем управляющего воздействия 11' и системы обратных связей "Рынок — СФО", реализуя тем самым свою целевую функцию Я —> шах • Внешняя среда X состоит из множества пространств Х,,Х2,.., Хп, подразделяемых по степени взаимодействия с СФО на управляемые (например, Х5 — "Пространство потребителей"), управляющие (Х6— "Социологическое пространство") и смешанные (X— "Природное пространство и контактные аудитории"). Таким образом, все объекты внешней среды (поставщики, конкуренты, потребители и т.д.) по характеру и степени взаимодействия с СФО разделены на обозначенные выше, качественные пространства (см. рис. 3). Франчайзер может в определенных пределах менять параметры процесса взаимодействия с пространствами внешней среды: сменить поставщика, изменить торговую надбавку в канале обмена, увеличить/уменьшить темп закупки и т.д.

В части управления клиентским сегментом потребительского рынка СФО воздействует на множество потребителей Сч ^ = 1, V), имеющих некоторые потребности

Сч = (сс!,...,ак ), где аь при Ь = 1, к - состояние -ой

потребности, характеризующее её насущность и актуальность. Для описания гомеостаза СФО и потребительского сегмента рынка вводится система целевых функций (1), определяющая максимизацию желаний и возможностей субъекта СФО по реализации товаров и услуг и стремление к наиболее полному удовлетворению своих потребностей потребителями, путём сведения последних к минимуму (в конкретный промежуток времени), т.е. наибольшее удовлетворение спроса. Достижение динамичного

Возмущающие воздействия внешней среды

:Р, Р

Гомеостат СФО

СФО

м V / 1 . \ . М

« ■ " /— Фран- -4-Л—'

Франчайзер " _ ,"(. ^ чай;т " 1 Потребитель

;_Рынок_

'р3 !Рп

Возмущающие воздействия внешней среды

Рис. 2. Структура метаболистического процесса саморегуляции СФО относительно внешней среды.

равновесия в каждый конкретный промежуток времени характеризуется равновесной ценой РЕ . Зависимость (1)

выражает существующую связь потребностей аь с состоянием среды Х5 и воздействием СФО и' на рынок (функцией предложения), объясняя тем самым получаемое рыночное равновесие (2) как основу гомеостаза "СФО — Потребительский рынок". В отличие от взаимодействия обычных экономических субъектов с внешней средой в СФО реализуется сетевое распределение ресурсов и функции управления между компонентами СФО, обеспечивающее соответствующую устойчивость СФО к неблагоприятным воздействиям внешней среды, а также более развитую внутреннюю и внешнюю мобильность СФО, относительно динамики внешней среды и формирующих её пространств.

IIGijSij -»max i=ij=i

1£ачЬ(Х3,иБ)-»1тшГ

q=lh=l '4eR

(1)

где Gj— количество изделий j-ro вида, Sj — прибыль на единицу изделия j-ro вида, m — объем ассортимента товаров, реализуемых через СФО, п — количество франчайзи в СФО, rq — ресурсы потребителя (денежные средства), R — совокупность денежной массы у потребителей, к — количество потребностей потребителя, v — количество потенциальных потребителей на рынке.

Достигаемое между СФО и клиентским сегментом потребительского рынка равновесие, в обобщенном виде, понимается как некоторая ситуация (состояние системы), при которой планы покупателей D(p) — функция спроса и продавцов1 S(p) — функция предложения на рынке полностью совпадают так, что при данной (равновесной) цене Ре величина предложения S равна величине спроса D [3]:

Е,=

Р(Ар)

S(Ap)

• 1,

(2)

где Е — состояние равновесия (оптимума функций спроса и предложения), определяемое через равновесную цену, I — момент времени, в который достигнуто равновесие Ег Зависимость (2) (гомеостат рынка) предполагает, что при достижении состояния текущего равновесия Е в момент времени 1, совокупный доход клиентского сегмента

Внутренняя Политическое среда СФО \ пространство

Технологическое пространство

Метаболистичес-кий процессМВР

Возмущающее воздействие, внешней среды

Система управления СФО

Возмущающее воздействиерп внешней среды

I Управляющее воздействиеи на объект

Клиенты, рыночный сегмент: воздействие на СФО

Пространство потребителей

\ точка равновесия, как показатель саморегуляции СФО

Рис. 3. Метаболистическая модель взаимодействия СФО с пространствами внешней среды.

1 имеется в виду управляющее воздействие СФО на внешнюю среду.

потребительского рынка равен совокупным ценам предлагаемых товаров и услуг за исключением сбережений удерживаемых потребителями от процесса обращения, т.е. уровень потребления непосредственно регулирует объемы производства и распределения (внутреннюю среду СФО). Дальнейшее развитие экономического субъекта (СФО), определяющего предложение на рынке, возможно только в случае полного завершения очередной итерации (1+1) метаболистического процесса МТ (рис. 3), в цепочке "Производство — Распределение Потребление"1. В СФО управляемые переменные поддерживаются на требуемых уровнях механизмом саморегулирования (см. рис.3), в основе которого лежит понятие обратной связи, предполагающее что в случае выхода контролируемых параметров за установленные пределы вызывает появление управляющего воздействия со стороны франчайзера. Учитывая сложность процессов, протекающих в СФО, а также многообразие характеризующих их показателей достижение равновесия в системе возможно при реализации как отрицательных, так и положительных обратных связей, действующих одновременно.

Заключение. Как следует из рассмотренной автором концепции, фактором саморегуляции в СФО является соотношение спроса (обратная связь потребительского рыночного сегмента) и предложения (воздействие СФО) через регуляторы (франчайзи): достижение в каждый момент времени точки равновесия (в виде условной равновесной цены) со стороны спроса и предложения на рынке, т.е. экстремума целевых функций участников СФО, что представляет собой процесс гармонизации поведения и оптимизации управления СФО. Данная концепция рассматривает сложные субъекты рынка и их объединения как го-меостатические системы [1], обладающие развитыми механизмами управления с обратными связями, которые могут быть выявлены и измерены через метаболистический подход к описанию социо-экономических процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вир С. Кибернетика и управление производством, -М.: Физматгиэ, 1963.

2. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: Дока-пресс. -1994.

3. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель/Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В.Лукашевича, С.-Пб., 1992.

4. Ильченко С.М. Сущность франчайзинговых отношений с современном менеджменте // Менеджмент в социальных структурах: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Издательство ОмГПУ, 1998.-стр. 139-154.

5. Круковский Я.В. Развитие организационной теории управления предприятием как основа внедрения новых информационных технологий // Менеджмент в социальной сфере: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. - стр. 88-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Круковский Я.В. Ильченко С.М. Концепция саморегулирования системы франчайзинговых отношений в инфраструктуре потребительского рынка // там же -стр. 16-27.

7. Моисеева Н.К. Забелин П.В. Синтез маркетинговых моделей для управления продвижением и сбытом продукции на основе метаболистического подхода // Маркетинг №3, 1997.-стр. 54-62

8. Острейковский В. А. Теория систем: Учеб. для вузов. - М.: Высш. школа, 1997.

9. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом, Пер. с англ., М. Дело 1997.

10. Стэнворт Д. Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

ИЛЬЧЕНКО Светлана Михайловна - преподаватель кафедры «Математика и информатика».

КРУКОВСКИЙ Ярослав Валентинович - старший преподаватель кафедры «Математика и информатика».

1 В основе гомеостаза, образуемого СФО, лежит экономико-математическая модель рынка А.Тастина и Дж.Кейнса. Эта модель была развита С.Биром в части взаимодействия предприятия с внешней средой.

Л. 3. ШРАИБЕР

ОмГАУ

УДК 51:681.1

анализ математических ошибок в экономических учебниках

Обсуждение на занятиях математических ошибок способствует развитию критического подхода к изучаемому материалу, более глубокому проникновению в изучаемую отрасль науки и осознанию необходимости серьезного изучения математики. Студент вуза (и даже техникума) обнаруживает в приведенных преподавателем примерах некорректное использование математической терминологии, ошибочные суждения или абсурдные попытки математизации. Ниже приведены характерные ошибки в современных экономических учебниках.

1 ."В общем виде метод расчета размера накопленного инвентаря может быть записан в виде формулы

'»„^Л+Укп-Уи [•••]" [1].

Замечание: Формула может быть упрощена: "ук..

2."Фондоотдача и уровень рентабельности основных фондов характеризуют эффективность их использования с различных сторон и могут применяться в разных направлениях и неодинаковыми темпами. Для общей оценки целесообразно применять интегральный показатель использования основных фондов ^ ), рассчитываемый по формуле:

гдефондоотдача, р - прибыль на один рубль основных фондов.

Пример. Расчет интегрального показателя эффективности использования основных фондов: Показатели Прошлый год Отчетный год

Фондоотдача магазина, тыс. руб. 24,0 24,2

Рентабельность основных фондов 0,50 0,46

Интегральный показатель 3,46 3,33 [1].

Замечание: Почему степень равна именно 0,5? Нельзя произвольным образом вводить константы. Однако результат сравнения двух лет вообще не зависит от степени, если она положительна.

3."Для расчета экономического эффекта можно использовать следующую формулу:

(Тл*Н/100)-(ир+и„),

где Э- экономический эффект рекламирования, руб.; Тп-дополнительный товарооборот под воздействием рекламы; Нт- торговая надбавка на товар, % к цене реализации; 11р- расходы на рекламу, руб.; 11г- дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб."[2]

Замечание: Очевидно, величина Тл зависит от длительности воздействия рекламы, что не учтено в формуле; если торговая надбавка отсутствует (равна нулю), то эффект отрицательный? Следует вообще при проверке формул подставлять крайние значения (в данном случае Н=0).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.