Научная статья на тему 'Современные тенденции, проблемы и перспективы развития франчайзинга в России'

Современные тенденции, проблемы и перспективы развития франчайзинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITIES / РИСКИ / RISKS / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY / ФРАНЧАЙЗИНГ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / CONSUMER DEMAND / FRANCHIS ING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатова Светлана Анатольевна

В данной статье рассмотрены основные тенденции и потенциал развития рынка франчайзинговых предприятий в современных условиях. Выявлены базовые причины, тормозящие развитие франчайзинга. Даны рекомен дации по применению системы франчайзинга на предприятии с возмож ностью повышения экономической эффективности, оптимизации за трат и минимизации рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции, проблемы и перспективы развития франчайзинга в России»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

MODERN TENDENCIES, ISSUES AND PROSPECTS OF FRANCHISING DEVELOPMENT IN RUSSIA

УДК 339.187.44(470+571)

ФАТОВА Светлана Анатольевна

доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, fatova_sa@mail.ru

FATOVA Svetlana Anatolievna

Associate Professor of the State and Municipal Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, fatova_sa@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассмотрены основные тенденции и потенциал развития рынка франчайзинговых предприятий в современных условиях. Выявлены базовые причины, тормозящие развитие франчайзинга. Даны рекомендации по применению системы франчайзинга на предприятии с возможностью повышения экономической эффективности, оптимизации затрат и минимизации рисков.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, риски, стратегия развития предприятия, франчайзинг, потребительский спрос.

Abstract.

This article considers main trends and potential development of the market for franchised companies in modern conditions. It also identifies main causes hindering the franchising development. It gives recommendations on the franchising system application in the enterprise with the ability to increase economic efficiency, cost optimization and minimization of risks.

Key words: business activities, risks, the enterprise development strategy, franchising, consumer demand.

В условиях глобализации экономики, возросшей конкуренции и резкого сокращения числа инвестиционных предложений крупные корпорации и сумевшие утвердиться на рынке представители малого предпринима-

тельства вынуждены осуществлять поиск наиболее эффективных способов развития, которые предполагают использование разных видов объединений и форм совместной деятельности с возможностью сохранения и

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

109

приумножения капитала. Эта необходимость предопределяет возрастание всеобщего рыночного интереса к модели, объединяющей достоинства крупного и малого бизнеса, под названием франчайзинг.

Концепция создания и развития бизнеса в системе франчайзинга предполагает множество неоспоримых преимуществ для обеих сторон как для франчайзера (правообладателя), охватывающего более значительную долю рыночного пространства, так и для франчайзи (франшизополучателя), приобретающего право производить и продавать продукт, принятый рынком. При этом каждый из участников франчайзингового договора, имея свои планы и надежды, вправе определить собственные приоритеты и подчинить им логику делового общения [1, с. 62].

Наиболее важным преимуществом, которое приобретает франчайзер при вступлении во франчайзинговую сеть - возможность значительного расширения рынка сбыта. После того, как жизнеспособность и успешность предпринимательской идеи уже подтвердились на практике, компания-основатель стремится поддерживать и продвигать концепцию бизнеса. Однако дальнейшее устойчивое развитие деятельности компании потребует дополнительных, но вполне оправданных финансовых вложений. Эти деньги можно привлечь с помощью франчайзи, посредством единовременной продажи франшизы, а также последующей реализации консалтинговых и маркетинговых услуг [2, с. 59].

Во многих случаях франчайзер заинтересован в развитии сети не столько для достижения финансового успеха, сколько в интересах популяризации своей торговой марки и сохранения концепции, которую он подверг тиражированию. По мере развития многочисленных франчайзинговых предприятий и создания широкой сети франшиза становится узнаваемой на новых рынках.

В определенном экономическом выигрыше остается и франчайзи, для которого открывается возможность воспользоваться преимуществами разработанной проверенной бизнес-модели и одновременно с покупкой франшизы приобрести репутацию и статус.

Необходимо отметить, что ценность брэнда определяется не суммой, которую следует уплатить франчайзи за право вести деятельность под известным торговым знаком, а прежде всего, вполне ощутимыми экономическими выгодами, которые можно извлечь из его использования [1, с. 100].

Очень важно, что франчайзинг, являясь одним из самых эффективных в числе известных экономических инструментов, значительно повышает «выживаемость» малого бизнеса, открывает ему многие возможности крупного предприятия и сохраняет при этом независимость франчайзи как предпринимателя. Работа по франшизной схеме позволяет франчайзи действовать самостоятельно и достигать высоких результатов, даже при отсутствии должного опыта в соответствующей сфере бизнеса. Ему не нужно решать десятки проблем, с которыми сталкивается новичок. Профессиональная поддержка, предоставляемая франчайзером, помогает новому владельцу франшизы избежать тех дорогостоящих ошибок, которые обычно совершают начинающие предприниматели. Франчайзер на собственном примере предостерегает партнера от принятия неверных решений и разделяет с ним опыт, открывая дорогу туда, где финансовый успех гарантирован. По сути, покупка франшизы - это беспроигрышный план ведения предпринимательской деятельности по отлаженной и эффективной схеме, но вместе с тем простой и понятной [3, с. 131].

Оценивая возможности и преимущества системы, важно помнить, что франчайзинго-вая деятельность влечет за собой целый ряд рисков для обеих сторон. Прежде всего, определим, каким рискам подвержен франчайзер. Одна из его актуальных проблем - это невозможность расторгнуть отношения с фран-чайзи, не желающим действовать в фирменном формате и следовать правилам системы. Неэффективный франчайзи, работа которого не соответствует требуемым стандартам качества, наносит непоправимый ущерб репутации франчайзера, дискредитируя при этом марку компании. В подобном случае тень падает на всю сеть, поскольку в глазах потребителя любое франчайзинговое предприятие -

110

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

это звено одной цепи компаний, действующих под единым брендом.

В целях недопущения подобного воздействия и сохранения репутации всей фран-чайзинговой системы франчайзеру следует жестко контролировать соблюдение корпоративных стандартов и сформулированных регламентов работы. Если франчайзеру не удастся выработать действенный механизм управления всеми аспектами взаимоотношений с партнером-франчайзи, то франшизная сеть может значительно пострадать [2, с. 148].

Однако чрезмерная регламентация прав франчайзи ущемляет его экономические интересы. Со временем, когда партнер освоит необходимые технологии и адаптируется на рынке, возможно, он захочет открыть собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию для франчайзера.

Контролировать «свободолюбивого» фран-чайзи довольно сложно, учитывая минимальную зависимость партнера, но следует принимать во внимание, что чем больше пользы для франчайзи от сети в целом, тем выше его заинтересованность к развитию в рамках франшизы. Лучшие гарантии от риска «бегства» -это качественно разработанная франшизная программа и эффективно функционирующая сеть. Такое положение дел потребует концентрации ресурсов и усилий франчайзера не на количественном увеличении франчайзи, а на качественном развитии и дальнейшем совершенствовании всех аспектов функционирования франчайзинга.

Организация бизнеса по франчайзинговой системе несет в себе риски и для франчайзи. Каждый предприниматель, желающий стать франчайзи, имеет свои представления об «идеальной» франшизе. Что важно для одного - малозначительно для другого. Ключевым аспектом, на который стоит обратить особое внимание при выборе франшизы, является необходимость всесторонней оценки будущей деятельности, с точки зрения выгод, рисков и перспектив развития системы.

Выбор франчайзи определяет не только его компетентность, но и серьезность намерений франчайзера. По мнению некоторых специалистов, отслеживающих динамику рынка

франшиз, франчайзер далеко не всегда избирательно подходит к отбору партнеров, желающих приобрести франшизу. Зачастую для него важно просто продать лицензию, а уж как потом с ней будет обходиться франчайзи - это его проблемы [4]. Преодолеет трудности тот франчайзи, который сможет принять принципы работы в команде, оценить перспективы роста компании и добиться интеграции стратегии с партнером. Если все сложится удачно, франчайзи поднимет бизнес на нужный уровень.

Во многом успех франчайзи подкрепляется качественно проработанным бизнес-предложением. Хотя, стоит отметить, что степень проработанности франчайзингового пакета -понятие очень относительное. Пожалуй, критерием оценки качества франшизы является не столько полнота инструкции по ведению бизнеса, сколько эффективность функционирования системы. Если франшиза рентабельна, она априори привлекает новых игроков, уверенных в целесообразности подобного вложения инвестиций.

Краеугольным камнем франчайзинговой системы могут стать взаимоотношения сторон. В случае обоюдного недопонимания и разногласия между сторонами практика франчайзинга может превратиться в неэффективную и даже убыточную. И наоборот, если франчайзер и франчайзи выполняют свои обязательства на соответствующем уровне, это непременно будет способствовать укреплению системы. Ориентация франчайзинга на успех заключается в качестве самой системы, позволяющей широко развивать признанные рынком концепции и успешно осуществлять бизнес, избегая неустойчивости, сопутствующей многим начинаниям [3, с. 81].

Дееспособность франчайзинговой системы определяется возможностью объединения достоинств крупного и малого бизнеса. Партнерские отношения будут наиболее эффективными и взаимовыгодными при четком понимании каждой из сторон франчайзин-гового соглашения своей роли в совместных усилиях. Это предполагает, что успех бизнеса на перспективном рынке зависит, с одной стороны, от готовности франчайзера предло-

ПЕтЕрБургский Экономический журнал • № 1 • 2014

111

жить партнеру всесторонне проработанную, проверенную и адоптированную модель делопроизводства, а с другой стороны, от заинтересованности франчайзи к использованию данной модели и сохранению ее целостности в том виде, в котором она предлагается организатором сети.

Тенденции ускоренного распространения франчайзинга в России очевидны. Все больше предпринимательских кругов обращаются к применению этого эффективного экономического инструмента. Возрастание конкуренции, несомненно, заметно подтолкнет многих руководителей собственного дела задуматься о покупке франшизы как об одной из альтернатив ведения бизнеса, которая позволит воспользоваться преимуществами работы под брендом известной компании.

В целом сегодня на отечественном рынке сложилась ситуация, вполне благоприятствующая применению рассматриваемой формы предпринимательства, что подтверждается следующими факторами [4]:

• привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику;

• повышение культуры предпринимательских отношений;

• финансирование инновационных направлений ведения бизнеса;

• усиление правовой защищенности малого предпринимательства;

• положительное государственное влияние на развитие малого бизнеса;

• комплексная система практического обучения для предпринимателей.

Вместе с тем весьма актуальной и важной представляется необходимость адаптировать имеющийся опыт работы франчайзинговых компаний с учетом специфики отдельных российских регионов. Особенностью регионального франчайзинга является его неравномерное распределение по территории страны. В регионах рынок франшиз еще далек от насыщения. Однако появление на том или ином региональном рынке франчайзингов схем способствует вовлечению более широких слоев населения в современные экономические процессы, повышению деловой культуры и постепенному нивелированию степени экономиче-

ского развития между регионом и центром. Само присутствие крупного франчайзера в регионе изменяет потребительские стереотипы и, как следствие, заставляет остальных участников рынка внедрять инновационные бизнес-технологии и новые стандарты организации бизнеса [3, с. 201].

Перспективность регионального франчайзинга как ведущей стратегии социально-экономического развития того или иного российского региона, а следовательно, и эффективного развития экономики для государства в целом не оставляет никаких сомнений [5].

Франчайзинговая индустрия весьма активно развивается и показывает отличные результаты, особенно в секторе социальных услуг. Обратимся к самому понятию сервисного франчайзинга, прежде всего, это копирование уникального способа предоставления и подачи услуг. Его основная направленность - организация высокого уровня обслуживания потребителей. Торговая марка несет потребителю информацию о процессе оказания услуги, а точнее - о высоком стандарте этого процесса, его формате и качестве [2, с. 68].

Для многих предприятий сферы предоставления услуг - туристический и гостиничный бизнес, фитнес-центры, салоны красоты, рекламные и консалтинговые агентства, клининговые компании и т. д., - франчайзинг является наиболее дееспособной формой взаимодействия, позволяющей некоторым российским корпорациям выйти в лидеры и радикально продлить доминирующее положение на рынке. Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы социальных услуг, с одной лишь оговоркой - в одних секторах рынка это направление развивается более динамично, в других - менее.

Сервисный сектор экономики представляет собой комплекс отраслей с растущим уровнем конкуренции на рынке. Конкуренция как сильный стимул неразрывно связана с эффективностью работы - обеспечение выпуска необходимого количества обязательных услуг и улучшение качества таковых с максимальной ориентацией на потребителя, что в свою очередь и формирует конкурентоспособность

112

петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

компании. Франчайзинговые объединения сферы сервиса - один из способов выжить и уйти вперед в острой конкурентной борьбе: для действующей компании - это расширение рыночных возможностей и существенное снижение затрат за счет «эффекта масштаба»; для начинающего бизнеса - снижение степени предпринимательского риска за счет использования отработанных франшизных технологий.

Широкомасштабное внедрение франшиз в сфере услуг выявляется рядом взаимосвязанных факторов, одни из которых являются внешними, другие влияют на процесс изнутри и свойственны функционированию системы как таковой. Долгосрочные тенденции роста социальной сферы, позитивная динамика спроса, потребительская активность и рыночные преобразования многих секторов рынка услуг обязывают компании, действующие в сегменте, создавать возможности обмена опытом в соответствии с широким спектром требований к сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями, бороться за улучшение качества обслуживания и предоставляемого сервиса. В конечном счете количество потребителей определяет необходимые ресурсы для осуществления производства, а характеристики потребителей - необходимый ассортимент услуг и их качество.

Подводя черту всему сказанному, можно утверждать, что франчайзинг, с его способностью пластично приспосабливаться к условиям рынка и подкрепленный фирменным именем, достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных компаний - крупных международных корпораций и небольших национальных сетей [6].

Задачи, обусловленные необходимостью обеспечения эффективного функционирования фирм и снижения рисковой составляющей их деятельности, могут быть решены за счет реализации стабильной концепции франчайзинга. Основные предпосылки успеха - это значительный опыт работы, высокий уровень репутации и тщательно отлаженная технология бизнеса [2, с. 202]. Для франчайзера - это один из самых оперативных способов расширения рынка сбыта и создания новых независимых предприятий, объединенных в крупную сеть, для франчайзи - выгодная возможность организовать свое собственное преуспевающее дело на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития российской экономики.

Список литературы

1. Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / М. О. Макашев, Д. Н. Земляков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 142 с.

2. Ягудин С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. СПб.: Питер, 2011. 256 с.

3. Сосна С. А. Франчайзинг. Коммерческая концессия / С. А. Сосна, Е. Н. Васильева. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 375 с.

4. Официальный сайт Международной ассоциации франчайзинга. URL: http://www. franchise.org (дата обращения: 20.01.2014).

5. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). URL: http:// www.rarf.ru (дата обращения: 20.01.2014).

6. Официальный сайт департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. URL: http://www.dmpmos.ru (дата обращения: 05.02.2014).

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2014

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.