ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 4
А.А. Устюжанин1,
аспирант кафедры экономики зарубежных стран и внешнеэкономических
связей экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова
ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ
В данной работе в первый раз франчайзинг рассматривается как инструмент, благодаря которому можно решить целый ряд экономических проблем.
Необходимо подчеркнуть, что в связи с новизной франчайзинга для российского рынка, а также с возрастающим интересом к нему со стороны субъектов рынка, растет потребность в подробном исследовании данного механизма хозяйствования. Поэтому очень актуальным на сегодняшний день является изучение его специфических черт, а также рисков, связанных с его применением, и перспектив развития данной формы бизнеса в России.
Цель работы — раскрыть содержание и систематизировать понятийный аппарат теории и практики франчайзинговой формы организации бизнеса в России.
В качестве основного инструмента решения поставленных задач выбран метод комплексного экономического анализа, а основным источником информации — опыт работы фирм, использующих как франчайзинг в полном объеме, так и его элементы. В процессе исследования установлены основные и наиболее перспективные сферы развития франчайзинга, приведены конкретные примеры, подробно описан опыт функционирования в России франчайзинговых компаний.
Автором рассмотрены проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга в РФ: экономические, организационно-правовые и социально-психологические. Кроме того, обозначены достаточно широкие возможности и перспективы развития этого механизма. Проведенный комплексный анализ присущих франчайзингу проблем позволил сформировать основные подходы к его развитию как в рамках отдельной фирмы, так и в стране в целом.
Ключевые слова: франчайзинг, метод комплексного экономического анализа, развитие франчайзинга в России, франчайзер, франчайзи.
This dissertation is the first time that franchising is examined at length as a financial instrument that can be used to solve a myriad of economic problems.
It is important to emphasize that due to the fact that franchising is new to the Russian market and due to increased interest in it from the market participants there is demand for an examination of this type of ownership. It is therefore important to study the specifics and the risks, associated with the prospective use of this form of business in Russia.
1 Устюжанин Александр Алексеевич, тел.: +7 (495) 903-41-05.
The purpose of this study is to delve into the contents of the business model and combine the theoretical concepts of franchising within systemized model as a beneficial way of organizing business in Russia.
For the purpose of achieving the goals stated above, complex economic analysis has been chosen as the primary instrument. Information for this study was drawn from work experience with business that currently utilize the franchising model, either wholly or in part. Throughout this study, the most basic and promising spheres of franchising development were determined by examining specific examples and subsequently detailing the functions of franchising in Russia.
The author will examine the problems that constrain further development of the franchising model in the Russian Federation: economic, organizational, legal and socio-psychological. Furthermore, prospects and possibilities are outlined for the future development of this business model. A complex analysis of the problems inherent to franchising in Russia has allowed a basic approach to be formulated in order to develop a viable franchising model, for an individual firm, or in the country in general.
Key words: franchising, complex economic analysis, franchising development in Russia, franchiser, franchise.
Современное состояние экономики России требует решения целого ряда проблем, которые могут существенно снижать экономическую эффективность предпринимательства.
Наиболее сложными являются: необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой, на широком, часто региональном, рынке; потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса. Одним из механизмов преодоления этих проблем является франчайзинг, который позволяет объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Франчайзинг — это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Привлекательность и соответственно широкое развитие франчайзинга объясняется комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами системных связей, что в свою очередь позволяет сформировать гомогенную и единообразную сеть с эффективным распределением капиталовложений, создать широкую систему сбыта товаров и услуг, усилить конкурентные преимущества участников сети по отношению к другим участникам аналогичного рынка, обеспечить
возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском новых участников системы. Кроме того, внутренняя координация системы на различных уровнях позволяет оптимизировать затраты, в том числе по выводу на рынок модифицированных и новых товаров и услуг, их продвижению и распределению, что естественным образом дает конкурентные преимущества как каждому конкретному участнику, так и франшизной сети в целом.
Таким образом, франчайзинг дает большие шансы на успех и тем самым становится все более популярной формой организации бизнеса во всем мире.
Впервые франчайзинг появился в Германии, когда компания «Зингер» применила его для сбыта швейных машин.
В настоящий момент франчайзинговая система стала очень популярной во всем мире. Бесспорным мировым лидером современного франчайзинга является США, где насчитывается более 1500 франчайзинговых систем в более чем 75 видах деятельности, а количество франчайзинговых предприятий достигает 350 000. Что касается Европы, то здесь функционирует 4500 франчайзинговых систем.
В России же, где франчайзинг появился лишь в начале 1990-х гг., этот вид экономической деятельности развивается намного медленнее.
На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику. Франчайзеры-иностранцы работают в России по двум схемам.
В первом случае головная компания находится за границей, а в нашей стране работает ее специальный представитель. По такому принципу продает свою франшизу американская компания «Subway Russia», штаб-квартира которой находится в Неваде. А интересы «Subway» в России представляет наш соотечественник Геннадий Кочетков, в статусе вице-президента компании по развитию координирующий работу одиннадцати ресторанов быстрого обслуживания «Subway» в Москве и Екатеринбурге. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти. Торговое оборудование российские франчайзи «Subway» также получают из Америки.
Во втором случае иностранная компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, часть — перечисляет за границу. Та-
кую схему выбрал, например, «Kоdak», поручив курировать свою сеть российскому ООО «Кодак».
По приблизительным оценкам экспертов, на сегодняшний день количество франчайзинговых систем в России достигло 180, а количество франчайзи — около 6000.
Точную цифру не знает никто. Дело в том, что в России правовое законодательство в отношении франчайзинговой системы несовершенно.
В законодательстве нашей страны термин «франчайзинг» встречается только один раз: в гл. 54 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается, что «коммерческая концессия» является синонимом «франчайзинга». Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать, что, во-первых, коммерческая концессия значительно уже понятия «франчайзинг»; во-вторых, франчайзинг в нашей стране базируется на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, т.е. на обходных правовых схемах.
Поэтому очень часто компании, использующие франчайзинго-вый механизм, предпочитают не афишировать это. Так, если купить что-нибудь в «М-видео», вы увидите, что на чеке — другое название, например ООО «ССС», а магазин с вывеской «М-видео» является самостоятельным юридическим лицом. Это и есть завуалированная форма франшизы.
Кроме этого, существует очень много других причин, сдерживающих развитие франчайзинга в России.
В первую очередь это экономические проблемы. Так как франчайзинг является экономическим инструментом, следовательно, для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России еще не совсем сформировались.
К данным проблемам можно отнести:
— нестабильность развития экономики России (франчайзинго-вые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики);
— отсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи — необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
— сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.
Экономические и организационно-правовые проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчай-зинговых систем в России, — это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей — потенциальных франчайзи — провала во франчайзинговой системе в целом.
2 ВМУ, экономика, № 4
17
Серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой, как торговая марка, технология производства, организация бизнес-процессов и ряда других.
Другим препятствием для франчайзинга является боязнь предпринимателей — потенциальных франчайзи — «потерять свое лицо». Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он вряд ли сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.
Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами фран-чайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга.
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, необходимо подчеркнуть, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности, для реализации которых необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесение соответствующих изменений в имеющиеся законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных организаций по франчайзингу, не только в Центре, но и по всей России.
Несмотря на имеющиеся отрицательные факторы, на отечественном рынке существует множество позитивных примеров развития бизнеса по средствам франчайзинга.
Основными наиболее перспективными сферами являются: общественное питание, одежда и обувь, компьютерные системы, транспорт.
Российский франчайзинг в сфере общественного питания начинался с уличного фастфуда. Сети мобильных киосков — «Стоп-Топ», «Крошка-картошка», «Теремок — Русские блины» — быстро
выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы.
Вслед за мобильным фастфудом обратились к франчайзингу и рестораны быстрого обслуживания. Лидером ресторанного франчайзинга в России являются компании «Ростик Групп» и «Патио Пицца».
Франчайзинговые схемы действуют в сетях кафе «Баскин Роб-бинс», ресторанов «Елки-Палки» (сетью трактиров владеет ЗАО «Ланч»), кофеен «Шоколадница» (владеющая сетью кофеен компания «Галерея Алекс» предлагает потенциальным партнерам приобрести франшизу).
Все чаще начинают развитие по франчайзингу региональные бренды. Новосибирская компания «Подорожник» предлагает партнерам отлаженную систему быстрого питания, включающую в себя розничную сеть и цех по производству полуфабрикатов. Здесь же местные предприниматели в 1996 г. открыли первый ресторан быстрого питания «Нью-Йорк Пицца», который имел большой успех у посетителей. Сегодня сеть «Нью-Йорк Пицца» насчитывает 11 ресторанов и является самой крупной за Уралом. Вклад франчайзинга в этот успех весом. Предлагает реализовать по франчайзингу собственную концепцию быстрого обслуживания и сеть ресторанов «Центральный двор» из Екатеринбурга.
В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, чем в других отраслях.
Лидером здесь является компания «1С», занимающаяся разработкой и реализацией программного обеспечения для обслуживания предприятий. Впечатляющих результатов добилась и компания «Кодак», которая уже много лет успешно развивает международную франчайзинговую программу «Кодак-экспресс».
Кроме того, в России действуют франчайзинговые турсети: «Натали Турс», «Kuda.ru», молодая компания «Велл», «Машина времени» и «Магазин горящих путевок».
Недавно о запуске франчайзинговой программы заявила языковая школа «English First» — самая крупная частная образовательная организация в мире.
По франчайзингу развивается сеть интернет-кафе «Cafemax». В области фитнес-услуг лидируют зарубежные бренды «World Class», «World's Gym» и «Gold's Gym», а также отечественная «Планета Фитнес», выходящая сегодня с программой франчайзинга в регионы.
Также сложилась благоприятная ситуация для развития фран-чайзинговых схем на рынке продовольственного ретейла.
Потребность в магазинах экономкласса есть во многих крупных городах. Однако этот процесс тормозит острая нехватка подходящих
торговых площадей. Франчайзинг в этом случае становится способом дальнейшего расширения торговых сетей. Для столичных ре-тейлеров это мостик в регионы, поскольку розничный рынок там занят местным бизнесом, а уступать ниши чужим никто добровольно не собирается.
Так, крупная сеть «Пятерочка» (200 магазинов по всей России) первая показала подобный пример расширения бизнеса, открыв в Воронеже франчайзинговые магазины.
Продвигаются в провинциальные города посредством франчайзинга и сетевые супермаркеты, например «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор», «Ашан».
Таким образом, анализируя все вышесказанное, необходимо отметить, что количество франчайзинговых компаний в РФ быстро растет, и франчайзинг проникает во все большее число сфер. Кроме того, эта система активно развивается за счет выхода различных торговых сетей в регионы.
Очевидно, что в ближайшее время франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
В целом у франчайзинга в России большие перспективы. Его развитие позволит повысить общую культуру предпринимательских отношений; усилить правовую защищенность малого предпринимательства; создать новые рабочие места; инициировать разработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе; повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство; построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ; привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику. Франчайзинг способствует и развитию предпринимательства в целом, созданию дополнительных рабочих мест, более быстрому профессиональному обучению, повышению качества ведения бизнеса, улучшению этического климата российского бизнеса, освоению новых технологий малого предпринимательства.