Научная статья на тему 'Франчайзинг как альтернатива для развития малого бизнеса в Украине'

Франчайзинг как альтернатива для развития малого бизнеса в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1226
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНЧАЙЗЕР / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данылкив К.П.

В статье исследуются вопросы развития нового инструмента ведения бизнеса франчайзинга. Рассмотрены экономическая сущность, роль и особенности системы франчайзинга как одного из наиболее перспективных видов предпринимательской деятельности и его преимущества для развития малых субъектов хозяйствования. Проанализирована динамика франчайзинговой деятельности, выяснены причины замедления функционирования франчайзингового бизнеса в Украине и определены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как альтернатива для развития малого бизнеса в Украине»

44 (182) - 2013

Зарубежный опыт

УДК 339.187.44(045)

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УКРАИНЕ

К. П. ДАНЫЛКИВ,

аспирантка кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: Danulkov@mail. ru Львовский национальный университет им. Ивана Франко, Украина

В статье исследуются вопросы развития нового инструмента ведения бизнеса — франчайзинга. Рассмотрены экономическая сущность, роль и особенности системы франчайзинга как одного из наиболее перспективных видов предпринимательской деятельности и его преимущества для развития малых субъектов хозяйствования. Проанализирована динамика франчайзинговой деятельности, выяснены причины замедления функционирования франчайзингового бизнеса в Украине и определены пути их преодоления.

Ключевые слова: Украина, франчайзинг, фран-чайзи, франчайзер, малый бизнес.

В условиях рыночной экономики залогом успешного функционирования предприятий является формирование гибкой смешанной структуры экономики, которая соответствует общемировым тенденциям и содержит различные формы собственности, а также адекватные им модели ведения бизнеса. Поэтому в настоящее время в украинской экономике особую актуальность приобретают процессы развития малого бизнеса. В современных экономических условиях именно малое предприятие является наиболее динамичным и гибким сектором экономики, от которого зависят успех рыночных преобразований и постепенное развитие украинской экономики. Малые предприятия, которые не требуют больших стартовых инвестиций и обеспечивают достаточно высокую скорость обращения ресурсов, могут су-

щественно улучшить структуру национальной экономики, способствовать ослаблению монополизма и развитию конкуренции, обеспечить насыщение отечественного рынка потребительских товаров и услуг.

Однако, несмотря на значительные возможности малого бизнеса в процессе становления и функционирования рыночной экономической системы, современный процесс его развития и поддержки сдерживается различными финансово-кредитными барьерами, резким ограничением финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов, а также отсутствием действенной системы финансирования, кредитования и страхования. Малые предприятия по сравнению с крупными находятся в крайне невыгодном положении и в неодинаковых условиях относительно традиционных источников их финансирования. Им значительно сложнее получить государственный заказ, коммерческие банки небезосновательно оценивают степень риска кредитования малого предприятия значительно выше и не заинтересованы в сотрудничестве с ними. Транзакционные расходы на обслуживание микрокредитов более высокие, что значительно увеличивает цену заемных средств и делает их малодоступными. В этих конкурентных условиях ведения хозяйства каждое предприятие, чтобы не потерять свои позиции на рынке, вынуждено искать новые формы организации бизнеса и сис-

тему мероприятий по их финансово-кредитной поддержке.

Решение многих экономических проблем в Украине требует новых экономических механизмов. В последнее время достаточно важным методом и мощным импульсом в будущем становлении и развитии малого бизнеса можно считать франчай-зинговую систему, поскольку именно она является той формой организации бизнеса, выработанной мировой практикой, которая в комплексе с другими рыночными механизмами могла бы стимулировать дальнейшее развитие малого бизнеса в Украине.

Одной из основных и наиболее эффективных форм развития малых предпринимательских структур является франчайзинг как альтернатива развития малого бизнеса.

Проблемы развития и построения системы финансового обеспечения деятельности предприятий малого бизнеса, а также исследование основных тенденций франчайзинговой модели в Украине нашли свое отражение в работах многих как зарубежных, так и отечественных экономистов. В частности, весомых научных результатов в этом направлении достигли такие ведущие ученые, как З. С. Варналий, В. Е. Вербека, Н. Я. Кузнецова, И. Р. Михасюк, О. В. Пискунова, Т. С. Смовженко, которые исходят из необходимости использования новых потенциально доступных источников получения средств для финансовой поддержки предпринимательства на основе изменения приоритетов и структуры кредитования малого и среднего бизнеса за счет использования капитала не только коммерческих, но и некоммерческих организаций.

Полномасштабное освещение вопросов формирования и развития франчайзинговых отношений в Украине дают работы Г. О. Андрощука, М. Д. Бедринця, В. А. Денисюка, Д. Н. Землякова, О. П. Корольчука, О. Е. Кузьмина, Т. В. Мирончук, О. В. Суховатого, А. В. Сучкова, А. В. Черепа, которые достаточно широко анализируют современное состояние франчайзинговых отношений в Украине и предлагают рекомендации по построению фран-чайзинговых сетей, раскрывают основные проблемы и намечают перспективы их развития.

В Украине в последнее время в периодических изданиях появился ряд публикаций, которые популяризируют франчайзинг как эффективный способ решения проблем малого бизнеса. В этих работах франчайзинг выступает как высокоэффективный тандем малого и большого бизнеса [6], один из

самых эффективных способов развития бизнеса для фирм, которые уже достигли успеха и желают развиваться дальше, и лучшая возможность организовать надежное собственное дело для мелкого предпринимателя [4]. Франчайзинг является одной из наиболее эффективных форм интеграции малых хозяйственных структур и корпораций [1]. Авторы публикаций опираются на статистику, которая свидетельствует о почти десятикратном превышении уровня выживания в первые пять лет деятельности, а также о почти двукратном превышении эффективности деятельности франчайзинговых предприятий над аналогичными показателями для независимых малых и средних фирм.

Однако, несмотря на значительное внимание, которое в последнее время уделяется данной проблеме, не в полной мере раскрыты особенности теоретического, методологического и практического характера относительно оценки эффективности франчайзинговых систем и перспектив их применения. Украина в настоящее время находится на стадии формирования основ для стабильного и уверенного функционирования рыночных отношений, поэтому отдельные вопросы оценки эффективности франчайзинга как одного из наиболее современных методов развития деятельности предприятий требуют дальнейших исследований и разработки.

В целях установления, насколько обоснованными являются приведенные утверждения о франчайзинге как об эффективной форме хозяйствования и особенном механизме развития малого бизнеса, необходимо исследовать и проанализировать его специфические особенности и осветить основные тенденции относительно его преимуществ для субъектов хозяйствования в Украине.

Для начинающего бизнесмена самая ценная и полезная привилегия — это возможность использовать уже отработанные технологии и оборудование, которые оправдали себя, рекламные материалы, известную и популярную торговую марку, получать постоянно методическую, технологическую и информационную поддержку и возможность учиться и получать консультации в процессе бизнес-деятельности. Такие возможности предоставляют, как правило, большие корпорации, которые уже имеют опыт ведения бизнеса, знания, являются владельцами ноу-хау и получили признание в мире бизнеса и у потребителей. Франчайзинг как наиболее эффективная схема ведения бизнеса создает благоприятные и необходимые экономические предпосылки для

44 (182) - 2013

Зарубежный опыт

малых предпринимательских структур, позволяя воспользоваться всеми возможностями больших корпораций.

Налаживание сотрудничества с успешным франчайзером помогает малым предприятиям решить ряд свойственных им проблем. Появляется возможность стать самостоятельным предпринимателем с минимальными начальными капитальными вливаниями при всесторонней поддержке опытного франчайзера и низкой вероятностью банкротства по сравнению с другими мелкими предприятиями. Такая поддержка может приобретать форму открытого доступа к кредитным ресурсам, как товарным, так и денежным, возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проведенных франчайзером. Аналогичным образом может быть решена проблема недостатка оборотных средств, поскольку в связи с их нехваткой в первый год деятельности закрывается более половины малых предпринимательских структур. Франчайзер предлагает более выгодные условия вложения капитала, а также, как правило, оказывает помощь в начальный период деятельности. Очевидным является и то, что малые предприятия получают лучшие возможности ведения переговорного процесса, поскольку банки, лизинговые компании, другие финансово-кредитные организации более охотно сотрудничают с операторами франчайзинговой системы, чем с независимыми субъектами хозяйствования. Это связано с тем, что во многих случаях франчайзер может выступить в качестве финансового гаранта для франчайзи своей системы.

Значительной является роль франчайзинговых отношений и в решении свойственной украинским малым предприятиям проблемы жестокой конкуренции на рынке. Использование испытанных на практике и положительно зарекомендовавших технологий франчайзера дает возможность пред-приятию-франчайзи производить конкурентоспособную продукцию. При этом конкуренция внутри одной франчайзинговой системы, как правило, отсутствует, поскольку каждый из франчайзи обычно получает эксклюзивное право реализации своей продукции на четко обусловленной договором франчайзинга территории [3, с. 98—99]. Франчайзер, который имеет налаженную систему проведения маркетинговых исследований рынка для принятия эффективных управленческих решений,

может стать для франчайзи источником полной и достоверной информации о состоянии и тенденциях развития рынка.

Передача франчайзером специальных знаний посредством обучения и профессиональных консультаций по управлению предприятием открывает пути для создания торговых точек, успешно конкурирующих с другими предприятиями, которые функционируют на том же рынке. А приобретение за короткий срок необходимых специализированных знаний, обучаясь по проверенной временем эффективной программе франчайзера и получая навыки работы в соответствии со стандартами высокого качества, позволяет избежать трудностей с подбором надежных деловых партнеров.

Кроме того, используя торговую марку, символы, логотипы, коммерческое наименование, способы внешнего и внутреннего оформления производственных помещений и деловую репутацию франчайзера, франчайзи получают готовую рыночную нишу, завоевание которой требует от независимых малых предприятий значительных затрат времени, усилий и ресурсов. Таким образом, роль франчайзинговых отношений в повышении эффективности развития сектора малого бизнеса становится средством решения большинства обозначенных проблем.

В 2012 г. в Украине насчитывалось 411 компаний (см. рисунок), которые продвигают свое франчайзинговое предложение и привлекают как минимум одного партнера-франчайзи. Суммарно эти компании объединяют более 15 тыс. точек и сотрудничают более чем с 3 тыс. франчайзи. Во фран-чайзинговых сетях занято более 361 тыс. работников малого и среднего бизнеса, в расчете на один сетевой объект в среднем приходится почти 9 чел. [5].

В целом оборот франчайзинга в Украине, по данным экспертов рынка, оценивают примерно в 1,5 млрд долл., который составляет около 3 % товарооборота страны [2]. Если учесть, что в развитых странах мира во франчайзинге вращается от 40 до 60 % общего товарооборота, то можно понять, какой высокий потенциал имеется вУкраине.

Анализ развития франчайзеров в 2002—2012 гг. показывает, что в Украине он стремительно развивается. В 2002 г. было всего 70 франчайзеров, а уже в середине 2012 г. эта цифра значительно возросла и составляла 411 предприятий. Позитивная тенденция была нарушена только в 2009 г., когда глобальный финансовый кризис затронул все сферы эконо-

450400350300250200150 10050

303

268

196 226

140

100

70 I I

п

382

411

359

247

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

2012

Динамика роста количества франчайзеров на рынке Украины в 2002—2012 гг.

мики, в том числе и франчайзинговые субъекты, став своеобразной проверкой на выносливость и рентабельность.

Вместе с тем следует отметить, что с появлением все большего количества франчайзеров растет на рынке Украины и число франчайзи. Например, в 2002 г. подобных предприятий насчитывалось 400 ед., а по состоянию на 10.05.2012 их было уже 22 639 ед. Таким образом, франчайзинговый способ организации бизнеса становится все более привлекательным в Украине из года в год, причем как для франчайзеров, так и для потенциальных франчайзи.

Что же касается отраслевого разреза, то фран-чайзинговые отношения развиваются в сферах торговли (супермаркеты, торговля промышленными и продовольственными товарами), общественного питания (фаст-фуд, рестораны, суши), в предоставлении услуг индивидуальным потребителям (туристические, спортивные услуги, автосервис, обучение, услуги химчисток, салонов красоты и т. д.), субъектам предпринимательства (консалтинг) и производства (см. таблицу).

Анализ данных таблицы показывает, что лидирующие позиции по масштабам развития фран-

чайзинга уже много лет подряд занимает сфера торговли, которая охватывает 36 % отраслей. На втором месте находятся предприятия, которые предоставляют различные услуги населению и демонстрируют наибольший показатель увеличения количества брендов (на 47 %). Среди крупных франчайзеров в сфере услуг целесообразно отметить туристическую франчайзинговую сеть компании «Вояж-Киев» (торговая марка «Галопом по Европам»), «Софт Сервис Холдинг» (торговая марка «Декор Сервис») и сети агентств «Горящие путевки». Тройку лидеров замыкает достаточно популярная среди участников франчайзинговых отношений сфера питания. Эта отрасль лидирует по количеству функционирующих франчайзи, что объясняется конъюнктурой и тенденциями украинского рынка общественного питания быстрого обслуживания. Подавляющее количество франчайзинговых точек — это рынок ресторанного бизнеса, который занимает наибольшую часть (около 55 % всех брендов).

В настоящее время в Украине в сфере общественного питания работает около 40 франчай-зинговых сетей. Среди украинских компаний безусловным лидером является львовская компания «Система быстрого питания» (FFS), которая своей деятельностью доказала, что франчайзинг может быть действенным и эффективным видом предпринимательской деятельности не только тогда, когда в ней задействованы международные концерны. По версии журнала Forbes, компания «Наша ряба» уже третий год подряд лидирует в рейтинге самых дорогих украинских брендов, в системе которой работают тысячи торговых точек. Следовательно,

Развитие франчайзинга в Украине в 2011 - 2012 гг., ед.

Сфера деятельности Бренды Франчайзеры Точки франчайзи Франчайзинговые точки

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

Торговля 1 021 1 036 179 192 29 032 29 424 13 303 13 580

Услуги потребителям 313 321 75 97 5 880 6 602 2 263 2 650

Общественное питание 252 280 50 57 2 929 3 847 1 760 2 256

Информация 47 47 8 11 385 422 128 165

Услуги для бизнеса 84 84 21 25 2 535 2 543 2 116 2 124

Производство 37 36 12 14 558 734 389 581

Вендинг 17 18 11 11 6 200 6 200 1 195 1 195

Финансы 14 5 3 4 638 707 93 108

Всего 1 782 1 827 359 411 48 157 50 479 21 247 22 659

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 55

44 (182) - 2013

Зарубежный опыт

украинские компании в будущем могут стать конкурентами иностранным франшизам.

Наиболее динамичным с точки зрения инвестиций является рынок гостиничного бизнеса. Этому значительно способствовали проведение в Украине чемпионата по футболу Евро-2012 и желание владельцев недвижимости как можно быстрее заполнить собственные отели за счет входа во всемирно известные сети гостиниц.

В последние годы растет количество иностранных компаний, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с украинскими партнерами на основе франчайзинга. В то же время и отечественные предприниматели, желающие присоединиться к франчайзинговым отношениям, оценивают преимущества такого сотрудничества. На территории Украины представлены франчайзинговые сети из Польши, России, Нидерландов, Франции, США, Германии, Великобритании и других стран. Крупные иностранные франчайзеры, работающие на территории Украины, связаны с торговлей нефтепродуктами по системе джоббинг («ТНК-Украина», «Лукойл-Украина» и «Альянс-Украина»), а также классическими ресторанами и заведениями фаст-фуд (Pizza Chelentano, «Картофельный дом», «МакСмак», «Два гуся», сети ресторанов «Козырная карта», «Пан Пицца», «Ростик'с», Baskin-Robbins). Кроме того, по франчайзингу работают представители розничной торговли одежды (Sensus, Gregory Arber, VD One, Argo Trading, Sela) и обуви («Монарх», «Эконика»). Также данный механизм используют химчистки American Clearens International и Un Моме^о, сеть магазинов фотоуслуг Kodak, сеть станций технического обслуживания Bosch Auto Service, фитнес-клуб «Планета Фитнес», «1С: Франчайзинг», производство косметики и бытовой химии Henco, JandJ, Procter and Gamble и др.

Однако, несмотря на все преимущества франчайзинга и перспективность его применения в экономике Украины, будет преувеличением утверждать, что созданы все условия, необходимые для развития франчайзинговых отношений. Существует ряд факторов, которые сдерживают его развитие, а иногда и делают невозможным его полномасштабное функционирование.

Основным препятствием на пути создания и развития эффективной франчайзинговой сети, по мнению автора, является отсутствие знаний и опыта, что не дает возможности подавляющему большинству украинских предпринимателей правильно

использовать этот мощный рыночный инструмент. На украинском книжном рынке еще недостаточно литературы, посвященной франчайзингу, в которой раскрывались бы все необходимые вопросы относительно того, как следует вести бизнес в этой области предпринимательства. В научных кругах идут споры, связанные с терминологией в сфере франчайзинга. Именно поэтому важно овладеть современным опытом развитых ведущих стран мира, переосмыслить его, найти точку пересечения с местными реалиями и проблемами, адаптировать теоретические и практические методики функционирования франчайзинга к требованиям отечественного рынка и предоставить этот инструментарий украинским предпринимателям.

Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Это вызвано слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах как франчайзи. Широкое образование в области франчайзинга можно построить на основе учебных центров, где будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе функционирования франчайзин-говых систем франчайзеры могут использовать эти центры для своих франчайзи и их сотрудников.

Другая проблема, которая препятствует развитию франчайзинга, связана с несовершенством нормативно-правовой базы. По степени развития правового поля франчайзинговые отношения в Украине относят к неподкрепленным законодательно, поскольку в настоящее время еще нет ни одного нормативно-правового акта, регулирующего такие отношения. Они регулируются отдельными разделами гражданского кодекса и хозяйственного кодекса Украины, которые содержат специальные нормы, посвященные франчайзингу, а также различными нормативными документами и франчайзинговым договором, который заключается между франчайзером и франчайзи. Поэтому нужна законодательная инициатива по разработке закона Украины «О франчайзинге» (который рекомендовали разработать еще в 1997 г.) и внесению соответствующих изменений в имеющиеся нормативные акты. Этот документ, по мнению автора, позволит создать прозрачные механизмы становления и развития франчайзинга, который в значительной мере будет

способствовать созданию национальных сетей и привлечению международного франчайзинга. От качества и эффективности такого закона во многом будут зависеть практическое развитие франчайзин-говых сетей и их роль в инновационном развитии экономики Украины.

В условиях интеграционных процессов и развития рыночных отношений франчайзинг выступает альтернативой для малого бизнеса и является одной из основных форм интеграции малых предприятий, что способствует повышению их жизнеспособности и эффективной деятельности. Несмотря на наличие указанных сдерживающих факторов, франчайзинг в Украине, как видно из статистических данных, развивается быстрыми темпами, привлекая к себе все больше иностранных предпринимателей и инвесторов, и способствует использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. В настоящее время для франчайзера — это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи — это возможность развивать собственный бизнес на базе проверенной

бизнес-модели, а для государства — эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, следовательно, и развития украинской экономики в целом.

Список литературы

1. ВарналШ З. С. Франчайзинг як ефективна форма штеграцшних зв'язюв суб'еклв малого бiзнесу та корпорацш // Актуальш проблеми еко-номки. 2002. № 3. С. 47—53.

2. Власний http://www. vlasbiz. net.

3. Кузьмт О. С. Франчайзинг у шдприемни-цькш дiяльностi: навч. пошб. / О. С. Кузьмш, У. Р. Сухорська, Т. В. Мирончук. Львiв: Вшьна Укра!на, 2007. 144 с.

4. Руднев Ю. Франчайзинг: преимущества и риски // ММ. Деньги и технологии. 2002. № 12. С. 52—56.

5. Франчайзинг в Украине. http://www. franchising. org. ua.

6. Шульг1на Л. М. Франчайзинг в украшськш i^^o^i! гостинносп: бути чи не бути? // Маркетинг в Укра!т. 2001. № 1. С. 15—18.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.