Научная статья на тему 'Сетевая модель рыночной инфраструктуры в обеспечении самоорганизации промышленных предприятий'

Сетевая модель рыночной инфраструктуры в обеспечении самоорганизации промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СЕТИЗАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МОДЕЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network model of market Infrastructure in ensuring selforganization of industrial enterprises

In the paper the problem of ensuring vitality of market structures of big and small businesses based on selforganization of interorganizational relationships is considered. The cooperation is considered as interorganizational process, providing achievement of market stability from the position of networking strategy. Market model of network enterprise is proposed.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель рыночной инфраструктуры в обеспечении самоорганизации промышленных предприятий»

НК^ с целью выполнения вузами кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива. Они дают возможность обоснованно определять оптимальную величину "отсева" переменного состава для каждого курса обучения мот1 с целью организации эффективного управления ходом выполнения кадрового заказа до уровня НКт|п и более; позволяют разрабатывать рекомендации и принимать решения по дальнейшему повышению внутренней эффективности вузов.

Литература

1. Приказ МО РФ 1999 г. N 10.

2. Ковалев А.И., Закотнов В.В., Липкина Е.Д. и др. Система высшего образования: информационная среда, экономика, менеджмент. - Омск.: ОмГПУ. -1989. -182 с.

3. Приказ МО РФ 2000 г. N 277.

4. Крутов В.И. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа. -1989. - 399 с.

БОКАРЕВ Александр Иванович, начальник научно-исследовательского отдела ОТИИ, полковник, доцент, к.т.н. КОВАЛЕВ Александр Иванович, зав. кафедрой экономики ОмГПУ, профессор, к.э.н.

КУРИНСКИЙ Михаил Владимирович, ст. помощник начальника НИО ОТИИ, подполковник.

Я. В. КРУКОВСКИИ С. М. ИЛЬЧЕНКО

Омский институт МГУ К УДК 658.512

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

САМООРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В РАБОТЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ. В РАМКАХ СТРАТЕГИИ СЕТИЗАЦИИ КООПЕРАЦИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. ПРЕДЛОЖЕНА РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Введение. Современный период российской экономики, очевидно, обуславливает необходимость рационализации управления субъектами рынка в условиях нелинейной динамики множества социальных, экономических и политических факторов рыночного окружения. В настоящее время в экономической теории достаточно широко представлены концепции структурно-функционального управления большими экономическими системами, оперирующие, с точки зрения кибернетики, взаимосвязанной совокупностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Однако оптимальное управление, основанное на принципе достижения гомеостатического равновесия как основы экономического роста недостаточно эффективно в условиях реальной экономики, характеризуемой наличием множества внутренних и внешних взаимодействий и возмущений, присущих функционированию и развитию сложных экономических систем (СЭС). Современные системные исследования показывают [1; 7], что если в рамках гомеостатического подхода равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования СЭС, то условием определяющим рациональное поведение СЭС в неравновесных состояниях, представляющих собой фазы перехода СЭС на более высокий уровень организации, является их самоорганизация и функциональная устойчивость. При этом очевидно, что эффективное развитие предприятий предполагает высокую степень специализации и кооперации субъектов формируемой ими рыночной инфраструктуры [3], - чем выше ее диверсификация, тем большее значение приобретает кооперация, как процесс

межорганизационного (МО) взаимодействия, способствующий возникновению самоорганизации и достижению более высокоорганизованной формы рыночных отношений. Поэтому следует обратить внимание на необходимость не непосредственного регулирования поведения объекта управления, а на формирование внутренних механизмов его самоорганизации [7], позволяющих координировать кооперативное взаимодействие в соответствии со стратегическими целями и задачи всей рыночной инфраструктуры. По мнению Й. Рюэгг-Штюрма, традиционные иерархические "...формы организации и управления во многих случаях не отвечают возросшим требованиям к современным предприятиям относительно их способности к быстрым изменениям, обучению и модернизации*, в виду чего особое внимание уделяется развитию сетевых структур [10]. Стратегия сетизации1 предполагает развитие управленческой логики МО кооперации новых организационных форм, путем объединения преимуществ иерархического контроля и рыночного самоорганизационного подхода.

1. Метаболистические процессы в МО-связях субъектов рынка. Процессы возникновения и развития жизнеспособных рыночных образований связаны с появлением кооперативных эффектов, созданием координирование взаимодействующих коллективов людей, групп, предприятий, объединяющих свои ресурсы для достижения общих целей. Дальнейшее развитие обычно направлено на упрочение сложившихся связей, создание механизмов их самоорганизации и трансформации в устойчивые организационные формы. Переход к сетевым

о 0 о а

№ I

а)

о е о ю о Б

а>

>а *

к

X

3

О X

о £

<

б)

О в

и

2 а

я

Я

х

&

О

В)

Финансовые риски франчайзера Эффективность управления СФО Эффективность управления СФО Рис. 1. Зависимости между основными характеристиками СФО (1 - СЭС с обычной структурой, 2-е сетевой).

методам управления неразрывно связан с обеспечением самоорганизации систем управления сетевыми рыночными структурами, характерным примером которых является такая форма рыночных отношений, как франчайзинг - система непрерывного взаимодействия субъектов рынка (франчайзера и франчайзи), при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов. Другими словами, крупные производственные и торговые предприятия (франчайзеры) получают возможность формирования и расширения сбытовых сетей, используя региональные рынки сбыта, а представители малого бизнеса (франчайзи) получают новые возможности стабильного существования или развития. Подобное взаимодействие, особенно в пределах одного региона или определенного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг, а постоянство связей, обеспечиваемых головными предприятиями сети, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий - членов сети. Система франчайзинговых отношений (СФО) предполагает построение рыночного образования с сетевой структурой, позволяющего сокращать количество посредников в сети реализации, усиливающей контроль за товародвижением путём регулирования пропорций между оптовыми и розничными продажами. Виды и формы франчайзинга определяются структурой и спецификой МО-связей между субъектами рынка, характером и интенсивностью обменных потоков. Взаимодействие субъектов рынка образующее каналы метаболистического обмена [6], позволяет выявлять потребности клиентского сегмента, определять характер МО-взаимодействия участников процесса товародвижения, формировать и регулировать товарно-денежные потоки в СФО, при этом выделяют: а) потоки направленные к потребителям, несущие в себе необходимые знания, товары и услуги, - они определяются миссией СФО и обеспечивают функционирование системы сбыта через распространение информации о товарах и услугах, физическое перемещение товаров от головного предприятия к конечному потребителю, распределение прав собственности на различных уровнях в канале обмена; б) обратные потоки, направленные от потребителей к СФО, несущие в себе заказы на поставку, денежные средства, получаемые за реализованные товары и услуги, информацию о клиентском сегменте и изменениях, происходящих в сопредельных пространствах внешней среды СФО. Исследование взаимосвязи СЭС и внешней среды (ВС), воздействий ВС на систему позволяет решить проблему самоорганизации путем создания условий открытости системы, наличия устойчивых потоков обмена с ВС. Метаболистический характер взаимодействия субъектов рынка в СФО регулирует, приведенные выше потоки, таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения интересов всех участников СФО, обеспечивая тем самым кооперативный эффект СЭС. При

этом, координирующая роль, характеризуемая целевой функцией СФО, принадлежит головному предприятию, продвигающему на рынок товары и услуги, способному регулировать как клиентский сегмент рынка, так и взаимодействия между поставщиками, посредниками и конкурентами. В этом случае самоорганизация будет происходить до тех пор, пока поддерживаются обменные потоки, т.е. будет присутствовать воздействие ВС на систему как необходимое условие самоорганизации.

2. Модель самоорганизации сети МО-связей субъектов СФО. По мнению Р. Патюреля [9], сетевые рыночные структуры, наиболее полно реализующие связи между элементами внутренней и ВС предприятий начинают преобладать над традиционными формами рыночных отношений. Сетиэация рыночной инфраструктуры позволяет реализовать организационную модель, в соответствии с которой головное предприятие, собирая вокруг себя предприятия меньшего размера, поручает им выполнение определенного круга задач. В этом случае преимущества крупного головного предприятия позволяют ему осуществлять управление сетью через соответствующие рыночные механизмы, а постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми предприятиями сети, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий-членов сети. Создание сетевой организационной структуры вокруг крупного предприятия призвано обеспечить благоприятные условия для эффективного развития всей рыночной инфраструктуры. При этом, стратегия сетизации сравнима с методами сужения собственной производственной деятельности, когда предприятие передает отдельные виды своей деятельности (например региональный сбыт) внешним исполнителям. Необходимо также отметить место сетизации в системе мер стратегического управления. До последнего времени считалось [9], что предприятия, как правило, имеют ограниченное число возможных базовых стратегий развития, причем при невозможности их одновременного использования, но, как показывает практика, сетизации позволяет снять подобные ограничения, путем интеграции вертикальных и горизонтальных организационных структур. Сетиэация организационной структуры определяется отношением количества горизонтальных уровней иерархии к количеству вертикальных, для различных типов СФО оптимальное количество вертикальных уровней колеблется от 2 -"Франчайзер - франчайзи" до 4 -"Франчайзер - Гпавный франчайзи - Франчайзи - Суб-франчайзи" (рис. 2), число же горизонтальных уровней определяется применяемой системой сбыта, структурой сбытовой сети, спецификой конкретного рынка сбыта, дифференциацией потребителей и множеством других факторов. Зависимость между сетизацией и эффективностью управления СФО, приведена на рис. 1. Основываясь на достоинствах и недостатках вертикальных и горизонтальных организационных структур, приведенных в [4; 5; 9; 10], можно отметить

Потребительский рынок

Внутренний спой

бизнес-среды

СФО

Бизнес-ядро СФО • "Деловое редприятие"

- Субъект СФО

Метаболисшческии процесс

Рис. 2. Бизнес-модель СФО во взаимосвязи с ВС.

эффективность использования возможностей вертикальных структур в условиях стабильной стандартизированной ВС, например, на сырьевых рынках, а горизонтальных - на сложных, динамично меняющихся рынках продуктов конечного потребления, при этом, вертикальная система сбыта позволяет эффективно использовать хорошо разработанные сегменты рынка, а горизонтальная - позволяет обнаруживать и развивать новые. Следовательно, сбытовая инфраструктура СФО должна иметь интегрированную сетевую структуру, сочетающую достоинства вертикальных и горизонтальных организационных структур. Структурная целостность СФО должна обеспечиваться соблюдением баланса между властными полномочиями "ядра" и автономией "периферийных частей", т.е. между иерархией и гетерархией, поэтому основным системным аспектом предлагаемой далее бизнес-модели СФО, как объективно самоорганизующейся системы, должна быть гетерархия2, ".. .создающая по мере надобности временные иерархии" [12] для решения текущих задач оперативного управления в условиях динамично изменяющейся ВС.

Предлагаемая авторами бизнес-модель СФО, построенная на основе сетизации МО-связей участников СФО приведена на рис. 2. В центре экономического пространства функционирования рыночной инфраструктуры СФО располагается так называемое "деловое предприятие" или франчайзер, - "ядро" СФО, защищенное от ВС тремя слоями "оболочек" (горизонтальных уровней), в которых распределены остальные участники СФО. Субфранчайзеры, главные франчайзи или франчайзи, имеющие суб-франчайзи, находятся внутри первого слоя 1-г для которого характерны достаточно интенсивные мета-болистические процессы, необходимые для использования сетевой и иерархических форм управления (рис. 2). Второй слой /_2 представлен франчайзи, использующими сетевую и иерархическую формы управления и суб-франчайзи, которые могут установить с субъектами вышестоящих уровней иерархические и рыночные отношения. Субъекты находящиеся внутри или за пределами третьего слоя {потребители, конкуренты, поставщики и т.д.), могут взаимодействовать с франчайзером уже только на основе рыночной формы управления, так что расстояние + + является максимальным, при котором возможны мета-

болистические процессы, достаточные для функционирования сетевой и иерархической форм управления, хотя увеличение объемов и интенсивности обмена между наиболее удаленными субъектами способствует расширение границ экономического пространства функционирования инфраструктуры СФО. Таким образом, в близлежащих к франчайзеру слоях могут применяться все формы управления, а в удаленных-только рыночная, все вместе, они обеспечивают координацию деятельности субъектов СФО, распределенных по всему ее экономическому пространству: областям монопольного влияния, спорным или конкурентным группам [2] и т.д. Количество и параметры слоев в бизнес-модели СФО, характеристики МО-связей в них определяют закрытый или открытый характер конкретной экономической системы. Так, по мнению Е. Кадышева3, эффективное функционирование экономической системы с многослойной (многоуровневой) структурой реализуется путем применения методов вертикальной и горизонтальной интеграции (сетизации), позволяющей формировать гибкие организационные структуры, а также через использование организационного потенциала СФО, обеспечивающего самоорганизацию и адаптивное поведение под воздействием внешних и внутренних факторов, что позволяет противостоять энтропийным (дезорганизационным) тенденциям экономического пространства. Здесь интересно привести мнение С. Лазарева и Ю. Широбокова4, которые основываясь на результатах практических исследований, отмечают, что " ...большую долю действующих экономических субъектов в российской экономике стали составлять деловые предприятия, сумевшие создать вокруг себя своеобразный защитный буфер, главное предназначение которого - смягчить удары агрессивной внешней среды", положительной же чертой подобных структур, является то, что "...любые атаки против существующих защитных механизмов российских предприятий приводят, в конечном счете, только к модернизации применяемых защитных схем". Так, например, характерным для Западно-Сибирского потребительского рынка примером распределенной рыночной структуры, стратегически ориентированной на реализацию в своей хозяйственной деятельности защитных механизмов самоорганизации является группа компаний "Оша". Она достаточно полно отвечает базовым условиям и структурным особенностям бизнес-модели, приведенной на рис. 2: бизнес-ядро представлено управляющим АТПП "Оша", директором фирменной сети "Оша" и директором департамента маркетинга, осуществляющими управление финансовыми ресурсами и потоками субъектов бизнес-модели, формирующими маркетинговую, рекламную и информационную политику всей рыночной структура АТПП "Оша", в целом; субъекты бизнес-модели, - подразделения (филиальная сеть) и юридически независимые организации (торговые агенты, региональная сеть) осуществляющие свою деятельность в оптовом, мелкооптовом и розничном сегментах деятельности АТПП "Оша", а также в сфере производства продуктов питания (ЛВЗ "Оша"), складского и транспортного обслуживания.

По мнению авторов, существующая организационная и рыночная структура АТПП "Оша" представляется достаточно приспособленной к развитию и построению многоуровневых защитных механизмов самоорганизации МО-связей в условиях нестабильного внешнего окружения. Сетизация связей субъектов, образующих структуру АТПП "Оша", а также реализация принципов сетевого управления, позволила бы оптимизировать норму управляемости для различных уровней иерархии, с их одновременным сокращением до оптимального (согласно рис. 1 в), что способствовало бы повышению общей управляемости инфраструктуры компании, оперативности и эффективности МО-взаимодействий, снижению затрат,

связанных с управленческими расходами, и обеспечению функциональной целостности по основным направлениям хозяйственной деятельности: сбыт, маркетинг, производство, снабжение. Однако необходимо отметить, что наряду с очевидными преимуществами, сетевым предприятиям присущ определенный фактор экономического риска, напрямую определяемый продолжительностью кооперационных отношений, поскольку зависимость отдельных предприятий от ресурсов других со временем значительно возрастает (рис. 1а, 16). Данная проблема, по нашему мнению, может быть компенсирована развитием механизмов самоорганизации всей рыночной инфраструктуры в целом, созданием устойчивых связей между взаимодействующими субъектами рынка путем распределения полномочий в области принятия оперативных решений. Стратегия сетизации рыночной инфраструктуры является основой самоорганизации связей между субъектами СФО. В этой связи уместно привести определение Г. Николиса и И. Пригожина [8], отмечающих, что самоорганизация - это процесс образования таких структур, которые за счет притока энергии (денежных средств, знаний, информации) и материи (товаров) могут сохраняться в пространстве и во времени, т.е. система является самоорганизующейся [1], если она способна, оценивая воздействия ВС, путем последовательного изменения своих свойств приходить к некоторому устойчивому состоянию, сформировав оптимальное поведение, и определив перспективы своего развития. Механизмы самоорганизации СФО, состоят из совокупности процессов формирования связей и регулирования характеристик взаимодействующих субъектов, их пространственной ориентации, что отвечает ряду основных критериев создания и функционирования самоорганизующихся систем управления5, среди которых Г. Ферстер в [11], выделяет следующие: наличие системы или ее части, которые бы находились в тесном контакте с ВС, наличие процесса потребления энергии и порядка из ВС, которая должна обладать определенной структурой (градацией на области), система должна иметь некоторую область, в которой происходил бы процесс самоорганизации, самоорганизующая система должна увеличивать свой внутренний порядок посредством извлечения порядка из ВС.

Говоря о необходимых условиях возникновения процессов самоорганизации связей субъектов рынка в описываемой бизнес-модели СФО следует отметить, что кооперация как МО процесс [4] в части совместного осуществления хозяйственной деятельности приводит к образованию между двумя или более предприятиями открытой организационной структуры, которая по мере развития совместных хозяйственных отношений (исполненные договора, число сделок, их объем) принимает все более четкие очертания (см. рис. 2,16). При этом, на структурном уровне формируется "сетевая организация", представляющая собой, по мнению Д. Подольны и К. Пэйдж [цит. по 6] "...группу взаимодействующих субъектов, имеющую повторяющиеся, длительные обменные связи..." и единые правила взаимодействия, т.е. реализующая сетевую форму управления, обеспечиваемую устойчивыми МО-связями участников совместной деятельности. Соответственно, на функциональном уровне бизнес-модели СФО, можно выделить [6] центральный орган самоорганизации - франчайзера и локальные органы - главных франчайзи, суб-франчайзеров, образующие самоорганизующуюся рыночную структуру. Таким образом, в результате устойчивого кооперативного взаимодействия возникает не только общая структура, но и общая стратегия - первый признак возникновения самоорганизации как явления структурообразования. Однако на данном этапе, по мнению П. Зибера [4], в результате кооперации при одновременной концентрации усилий на своих ключевых компетенциях возникает

проблема потери экономической самостоятельности локальными органами самоорганизации на периферии бизнес-модели, что может, по нашему мнению привести к затуханию процессов самоорганизации (рис. 16, 1в). Контроль за подобными явлениями должен быть осуществлен при помощи координационных механизмов в рамках стратегии сетизации, для чего П. Зибер, М. Райсс и др. выделяют следующие направления организации сетевого управления. Во-первых, формирование ролевых функций отдельных предприятий, определение их стратегических перспектив в рамках общей кооперации, т.е. локальные органы бизнес-модели СФО должны рассматривать "...кооперационную стратегию как дополнение к концентрации на собственных ключевых компетенциях" (4]. Во-вторых, трансформация корпоративной миссии и идеологии головного предприятия (ядра бизнес-модели СФО) в общесетевую стратегию развития, ориентирующую всех взаимодействующих субъектов рынка на стратегическую перспективу завоевания устойчивых рыночных позиций, когда локальными органами бизнес-модели СФО реализуется активный самоменеджмент, обеспечиваемый наличием, согласно П. Зибера и Р Патюреля, коллективного интереса, комплекса целей и системы мотивации для его реализации. Соответственно, бизнес-модель СФО, реализующая стратегии сетизации и самоорганизации, направлена на достижение жизнеспособности, когда в процессе своего кооперативного функционирования субъекты переходят от взаимодействия к вэаимосодействию, происходит упрочнение позиций локальных органов на периферии рыночной инфраструктуры (рис. 1 в). В связи с чем П. Зибер отмечает, что "..прямое и активное участие независимых предприятий в стратегическом процессе сети ведет к восприятию их персоналом совместной стратегии как собственной", т.е. происходит двунаправленный процесс структурной самоорганизации "снизу-вверх" ("Периферия - Ядро") и "сверху-вниз" {"Ядро - Периферия"), результатом которого должна стать успешная саморазвивающаяся и самоорганизующаяся жизнеспособная рыночная структура, отвечающая в стратегическом плане комплексу внутренних и внешних групп интересов.

Заключение. С общеэкономической точки зрения, стратегию сетизации, и соответственно сетевую модель рыночной инфраструктуры СФО, реализуемую интеграцией вертикальных и горизонтальных структур, иерархического, рыночного и сетевого управления, можно рассматривать, как основу синергетического эффекта и увеличения экономической отдачи от осуществляемой совместной хозяйственной деятельности участников СФО (рис. 16,1в). Сетевой экономической (синергетический) эффект, создаваемый всеми субъектами рыночной инфраструктуры, требует значительно меньших затрат и усилий от участников рыночных отношений, по сравнению с обычными формами МО-взаимодействия, так как, возникнув в одном из сегментов инфраструктуры, он при благоприятных условиях распространяется и на другие сегменты, усиливаясь через локальные центры регулирования сети организационным потенциалом франчайзера как главного центра регулирования СФО. Сетиэация структуры МО-связей определяется в выработке общей управленческой политики, с целью максимизации эффекта от целенаправленной кооперативной деятельности участников СФО, оставляя за каждым из них определенную степень правовой и организационной свободы действий как основу устойчивой самоорганизации. Функционирование предприятий в режиме сети дает новые конкурентные преимущества, - стратегическое управление сетями предприятий позволяет сократить совокупные издержки и повысить доходы, обеспечить быстроту реакции предприятия на изменение рыночной конъюнктуры.

Примечания

1 Сетизация - метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети межорганиэа-ционных связей для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров [10], также сетизация, основываясь на кооперативном взаимодействии предполагает наличие "сетевого управления" субъектами рыночной инфраструктуры.

2 Согласно В.Е. Хиценко-гетерархическиесети взаимодействий субъектов рынка.

3 По материалам всероссийской научно-практической конференции "Прогнозирование экономической конъюнктуры в системах маркетинга", Ульяновск, 1999 г: Кадышев E.H. Концепция многоуровневого развития фирмы.

4 Там же: Лазарев C.B., Широбоков Ю.П. Некоторые подходы к созданию модели современного российского делового предприятия и ее использование в маркетинг-исследовании.

5 По материалам конференции "Управление-98": Желтенков A.B. Проблемы создания самоорганизующейся системы управления промышленной организацией.

Литература

1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1968. -356 с.

2. Ващекин А Н. Кулиев Б.О. Моделирование коммерческой деятельности оптовых структур // Маркетинг. -1997, - №6. - С. 38-44

3. Виттих В.А., Скобелев П О. Мультиагентные системы для моделирования процессов самоорганизации и кооперации // Ргос. of XIII International Conferention on the Application of Artificial Intelligence in Engineering, Galway, Ireland, 1998 -C.91-96

4. Зибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№3.

5. Круковский Я.В., Ильченко С.М. Концепция саморегупирования системы франчайэинговых отношений в инфраструктуре потребительского рынка // Менеджмент в социальной сфере: Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. - С. 16-27.

6. Круковский Я.В., Ильченко С.М. Применение метаболистического подхода к саморегулированию системы франчайэинговых отношений субъектов потребительского рынка // Омский научный вестник. - Изд. ОмГТУ, 2000 - №10. - С. 112-116

7. Мальцев В.А. Синрегетика и проблемы управления макроэкономическими системами // Принцип неопределенности и прогноз развития социально-экономических систем: Материалы III Всерос. научн. семинара Самоорганизация устойчивых целости остей в природе и обществе. - Томск. -1999.

8. НикописГ., Пригожин И. Познание сложного. Введение. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1990 - 334 с.

9. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. -1997. - № 3. - С. 76-81

10. Рюэгг-Штюрм Й., Ахтвнхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость ? // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 6.

11. Ферстер Г. О самоорганизующихся системах и их окружении II Самоорганизаующиеся системы / Пер. с англ. Под ред. Т. Соколова.-М.: Мир, 1964.-С. 113-140.

12. Хиценко В.Е. Социальная самоорганизация и новая концепция управления // Самоорганизация и организация власти. Материалы IV Всерос. научн. семинара Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе. - Томск. - 2000.

КРУКОВСКИЙ Ярослав Валентинович, старший преподаватель кафедры "Математика и информатика", ИЛЬЧЕНКО Светлана Михайловна, преподаватель кафедры "Математика и информатика".

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строителъница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник

Михаил Васильевич Ломоносов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.