а и кев оптимизация ''отсева м в. куринский переменного состава
а
УДК 378
как один из путей повышения внутренней эффективности вуза
Главной задачей вузов, в частности военных институтов, для решения которой они и созданы, является процесс обучения, а основной "продукцией" их деятельности - квалифицированный специалист [1]. В результате этого главным показателем, характеризующим их внутреннюю эффективность, следует считать выпуск квалифицированных специалистов [2].
Показатель "выпуск квалифицированных специалистов" (ПВКС^ является мерой того, насколько полно вузы выполнили заказ на подготовку квалифицированных специалистов по сравнению с контрольным нормативом (КК), установленным руководящим документом [3]. Так, руководящий документ устанавливает, что кадровый заказ вузами должен выполняться не менее чем на 70 % (т.е. НК . <ПВКС<НК „.,
х min те*1
где НКт1п-минимальный уровень контрольного норматива, равный 70 %; НКтвк - максимальный уровень контрольного норматива, равный 95-100 %.) от набора переменного состава (курсантов) на первый курс обучения.
Практика вузов в плане выполнения кадрового заказа на подготовку квалифицированных специалистов, как правило, показывает, что он выполняется ниже минимального уровня контрольного норматива, т.е. ПВКС<Нкт1п. В этом случае, по результатам инспекторской (итоговой) проверки деятельность вузов может быть в целом оценена "неудовлетворительно". Одна их основных причин такого состояния дел заключается в недостаточно обоснованном управлении процессом "отсева" переменного состава с целью выполнения кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива.
Следует отметить, что "отсев" переменного состава влияет не только на величину показателя "выпуск квалифицированных специалистов", но и на увеличение стоимости их подготовки в. связи с уменьшением штата учебных групп при условии постоянной величины профессорско-преподавательского состава в течение учебного года. Отсюда видно, что сведение величины "отсева" переменного состава к оптимальным пределам является не только педагогической, но и важной экономической задачей вузов.
Наличие указанной задачи обуславливает необходимость разработки методов оптимизации величины "отсева" переменного состава с целью организации научно-обоснованного управления процессом выполнения вузами кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива HKmin.
Выполненные в ОмТИИ исследования в течении 19962001 гг. свидетельствуют, что интенсивность "отсева" переменного состава в различные периоды обучения неодинакова. Наибольшая интенсивность "отсева" наблюдается на младших курсах обучения. На средних курсах она убывает и исключается на выпускном курсе. На основании выявленной закономерности сокращения штата переменного состава по мере увеличения сроков обучения
можно утверждать, что уменьшение штата переменного состава (от Ыко до ЫК1 и далее до Ык5 где Мко-штат набора переменного состава, чел.; МК1 - штат первого курса, чел.; ^ - штат пятого курса, чел.) по срокам обучения идет по показательному (экспоненциальному) закону [4]:
N = N 'е-*1 (1)
"к/ ,УК0 с Г
где Л/я - текущий штат курса, чел.; Л/^ - штат набора переменного состава на первый курс, чел. к - коэффициент, который определяет долю "отсева" переменного состава от штата курса, ед.; 0- исследуемый период обучения, год.
Кроме этого, согласно результатам выполненных предварительных исследований следует отметить, что "отсев" переменного состава с младших курсов наибольший (до 72 % от общего количества "отсева"), и он оказывает существенное влияние на величину выпуска кадрового заказа и, следовательно, в значительной степени определяет внутреннюю эффективность вузов.
Следует подчеркнуть, что определение оптимальной величины "отсева" переменного состава для каждого курса обучения выполняется не ради получения собственно количественных данных, а для организации эффективного управления процессом "отсева" переменного состава путем разработки рекомендаций и решений с целью выполнения кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива.
Несмотря на очевидную актуальность о необходимости оптимизации "отсева" переменного состава с целью выполнения вузами кадрового заказа, до настоящего времени недостаточно четко определены методы для определения оптимальной величины "отсева" при условии обязательного выполнения вузами кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива.
Из сказанного следует, что замысел таких методов должен заключаться в обеспечении эффективной организации управления процессом "отсева" переменного состава с целью выполнения вузом кадрового заказа в полном объеме. Такая возможность появляется, если осуществляется-увязка начального, промежуточных и конечного результатов подготовки кадрового заказа; определении на этой основе для каждого курса обучения оптимальной величины "отсева" переменного состава. Из замысла содержания методов оптимизации "отсева" переменного состава видно, что их следует применять в ходе учебно-воспитательного процесса, начиная с первого курса обучения.
Замысел одного из методов оптимизации "отсева" переменного состава заключается в использовании математической зависимости (1) для расчета оптимальной величины его "отсева".
Используя зависимость (1), расчетным путем определяется оптимальная величина "отсева" для каждого
курса обучения, и результаты расчета представляются графически. Для этого необходимо:
- логарифмированием зависимости (1) получить уравнение:
1д = 1д Ык0 + кЧ*1д е, (2)
- подстановкой в уравнение крайних значений ((„ Л/0) и Л/>5) решить систему уравнений (2) с целью определения величины значения коэффициента к:
\1дЫко = 1дМко+к\*1де \1дМк5 = 1дЫко+кЧ5Чде,
(3)
- полученные расчетным путем значения для каждого курса обучения свести в таблицу и представить графически в прямоугольной системе координат;
- расчетным путем определить оптимальную величину "отсева" (и ) для каждого курса обучения:
N = Ы„п - Л/
оп КО К!'
(4)
N =Л/ -/V
В заключение рассмотрения содержания разработанного метода следует отметить, что он, путем увязки величины набора переменного состава на первый курс (Ыко) и установленного конечного результата выполнения кадрового заказа (НКт1п дает возможность рассчитать оптимальную величину "отсева" для каждого курса обучения начиная с первого, т.е. увязывает величину оптимального "отсева" каждого курса обучения М01| с минимальным уровнем контрольного норматива НКт|п; обладает точностью прогнозирования, однако трудоемок и обладает наглядностью в случае представления расчетных данных графически в системе прямоугольных координат.
Более простым, достаточно точным и наглядным является графоаналитический метод оптимизации "отсева" переменного состава. Он отличается от первого тем, что для построения кривой линии используются не только первоначальный штат переменного состава (М1о) и минимальный уровень контрольного норматива (НКт1п) , но и результаты "отсева" переменного состава с первого курса обучения Мой.
Вкратце данный метод оптимизации "отсева" переменного состава можно изложить следующим образом (рис. 1):
ПИ.
\
ч>
_ _ «3
КНпах %
КМт1Я
юв 5
п-
Рис. 1. Обоснование оптимальной величины "отсева" переменного состава
- определяется набор переменного состава на первый курс обучения чел;
- подсчитывается текущий штат первого курса обучения с учетом величины "отсева" переменного состава ЫК1 чел;
- устанавливается уровень контрольного норматива выполнения кадрового заказа НК(Лп<НК1<НК (как правило, НК_), %;
- разрабатывается графическая диаграмма, на которую наносятся исходные данные N и НК ,;
1\и; В ГП1П
-точки, характеризующие величины исходных данных, соединяют между собой плавной кривой.
Если необходимо определить, например, оптимальную величину "отсева" переменного состава для 2-го курса, то задача решается однозначно. Так, для Х=2 будет иметь место единственное значение У=ЫК2- в этом случае, оптимальная величина "отсев" переменного состава для второго курса (М0Т2) и его прирост (М0Т2) в целом за пройденные курсы обучения, которые обеспечивают выполнение кадрового заказа до минимального уровня контрольного норматива, НК рассчитываются как:
N = N + N
072 К1 '"кг
N = N - N
оп 'К1 К2
(5)
(6)
Далее таким же способом определяется оптимальная величина "отсева" и прирост "отсева" в целом и для других курсов обучения. В итоге можно сказать, что данный метод, увязывая меиеду собой первоначальный МК1 и текущий штат первого курса обучения с минимальным уровнем контрольного норматива НКт|п, позволяет рассчитать оптимальную величину "отсева" для последующих курсов обучения, т.е. увязывает величину оптимального "отсева" каждого курса обучения Мот. с минимальным уровнем контрольного норматива НКт|л.
Определяемая таким образом оптимальная величина "отсева" Молдля каждого курса обучения является обоснованной и достоверной. Кроме этого, соединенные между собой плавной линией они создают границу между положительной (+) и отрицательной (-) областями внутренней эффективности вуза в плане выполнения кадрового заказа. Граница указывают, что ниже ее снижать "отсев" не целесообразно. Следовательно, рассчитанная для каждого курса обучения величина оптимального "отсева" является своеобразным "маяком" для обеспечения координации действий всех заинтересованных сторон вуза в плане выполнения кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива.
Следует отметить, что предварительные расчеты, выполненные по первому и второму методам, отличаются друг от друга не более чем на 5 %. Вследствие этого, исследователь может применять каждый из них в равной степени исходя из особенностей свой деятельности.
В случае использования разработанных методов оптимизации "отсева" переменного состава в ходе учебно-воспитательного процесса в вузах создаются благоприятные предпосылки для организации эффективного управления ходом выполнения кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива начиная с первого курса обучения; улучшается согласованность в действиях всех заинтересованных сторон вуза в выполнении кадрового заказа; формируются благоприятные условия для снижения затрат на подготовку кадрового заказа; обосновываются мероприятия по упучшению учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, разработанные методы оптимизации "отсева" переменного состава могут быть использованы для решения практических задач в плане выполнения вузами кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива НК^.
Методы увязывают между собой начальные величины (М0 и и минимальны уровень контрольного норматива
НК^ с целью выполнения вузами кадрового заказа не ниже минимального уровня контрольного норматива. Они дают возможность обоснованно определять оптимальную величину "отсева" переменного состава для каждого курса обучения мот1 с целью организации эффективного управления ходом выполнения кадрового заказа до уровня НКт|п и более; позволяют разрабатывать рекомендации и принимать решения по дальнейшему повышению внутренней эффективности вузов.
Литература
1. Приказ МО РФ 1999 г. N 10.
2. Ковалев А.И., Закотнов В.В., Липкина Е.Д. и др. Система высшего образования: информационная среда, экономика, менеджмент. - Омск.: ОмГПУ. -1989. -182 с.
3. Приказ МО РФ 2000 г. N 277.
4. Крутов В.И. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа. -1989. - 399 с.
БОКАРЕВ Александр Иванович, начальник научно-исследовательского отдела ОТИИ, полковник, доцент, к.т.н. КОВАЛЕВ Александр Иванович, зав. кафедрой экономики ОмГПУ, профессор, к.э.н.
КУРИНСКИЙ Михаил Владимирович, ст. помощник начальника НИО ОТИИ, подполковник.
я. в. круковскии с. м. ильченко
Омский институт МГУ К УДК 658.512
сетевая модель рыночной инфраструктуры
самоорганизации промышленных предприятий
В РАБОТЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ. В РАМКАХ СТРАТЕГИИ СЕТИЗАЦИИ КООПЕРАЦИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. ПРЕДЛОЖЕНА РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Введение. Современный период российской экономики, очевидно, обуславливает необходимость рационализации управления субъектами рынка в условиях нелинейной динамики множества социальных, экономических и политических факторов рыночного окружения. В настоящее время в экономической теории достаточно широко представлены концепции структурно-функционального управления большими экономическими системами, оперирующие, с точки зрения кибернетики, взаимосвязанной совокупностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Однако оптимальное управление, основанное на принципе достижения гомеостатического равновесия как основы экономического роста недостаточно эффективно в условиях реальной экономики, характеризуемой наличием множества внутренних и внешних взаимодействий и возмущений, присущих функционированию и развитию сложных экономических систем (СЭС). Современные системные исследования показывают [1; 7], что если в рамках гомеостатического подхода равновесное состояние является необходимым условием стационарного существования СЭС, то условием определяющим рациональное поведение СЭС в неравновесных состояниях, представляющих собой фазы перехода СЭС на более высокий уровень организации, является их самоорганизация и функциональная устойчивость. При этом очевидно, что эффективное развитие предприятий предполагает высокую степень специализации и кооперации субъектов формируемой ими рыночной инфраструктуры [3], - чем выше ее диверсификация, тем большее значение приобретает кооперация, как процесс
межорганизационного (МО) взаимодействия, способствующий возникновению самоорганизации и достижению более высокоорганизованной формы рыночных отношений. Поэтому следует обратить внимание на необходимость не непосредственного регулирования поведения объекта управления, а на формирование внутренних механизмов его самоорганизации [7], позволяющих координировать кооперативное взаимодействие в соответствии со стратегическими целями и задачи всей рыночной инфраструктуры. По мнению Й. Рюэгг-Штюрма, традиционные иерархические "...формы организации и управления во многих случаях не отвечают возросшим требованиям к современным предприятиям относительно их способности к быстрым изменениям, обучению и модернизации*, в виду чего особое внимание уделяется развитию сетевых структур [10]. Стратегия сетизации1 предполагает развитие управленческой логики МО кооперации новых организационных форм, путем объединения преимуществ иерархического контроля и рыночного самоорганизационного подхода.
1. Метаболистические процессы в МО-связях субъектов рынка. Процессы возникновения и развития жизнеспособных рыночных образований связаны с появлением кооперативных эффектов, созданием координирование взаимодействующих коллективов людей, групп, предприятий, объединяющих свои ресурсы для достижения общих целей. Дальнейшее развитие обычно направлено на упрочение сложившихся связей, создание механизмов их самоорганизации и трансформации в устойчивые организационные формы. Переход к сетевым