Можно констатировать, что этап становления психологической службы прошел успешно. Наблюдается устойчивая тенденция ее развития в решении задач психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов.
Поэтому исследование основных перспективных путей ее развития представляется актуальным и своевременным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной, - М.,
1999.
2. Энциклопедия юридической психологии. Под ред. А.М. Столяренко, -М., 2003.
3. Дебольский М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе: Лекция. - Вологда, 2005.
4. Прикладная юридическая психология: Под ред. А.М. Столяренко, - М.,
2001.
5. Совершенствование организации психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД В экстремальных условиях. Методические рекомендации. - Ростов-н/Д: Филиал ВНИИ МВД России по ЮФО, 2005.
А.В. Непомнящий, С.Ю. Фомин, Ю.В. Боженюк О ПОДХОДЕ К ПРОБЛЕМЕ КРЕДИТНОГО ЧАСА И МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ КАФЕДР И ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА
Суть сложившейся во многих вузах проблемы оптимизации учебной нагрузки преподавателя заключается в том, что один и тот же учебный план можно реализовать увеличивая нагрузку преподавателя за счет планирования занятий в малых группах или уменьшая ее за счет слияния групп в потоки, что соответственно отображается в соответствующем увеличении или уменьшении штата кафедры. Желая увеличить собственный штат, большинство кафедр стремится к увеличению нагрузки по своим курсам. А так как это тенденция общая, то реального увеличения штата каждая конкретная кафедра не всегда получает, поскольку наблюдается рост нагрузки в целом по вузу. Проблема может быть решена двумя путями: директивным - за счет распределения учебным управлением студентов по потокам и установления одинакового для всех специальностей соотношения между используемыми видами занятий (лекции, практические, лабораторные, курсовое проектирование и т.п.); демократическим - за счет введения системы планирования штатов, не учитывающей способы реализации учебного плана. Преимущество последнего пути заключается в создании некоторого механизма самоорганизации в области планирования учебного процесса, который не требовал бы внешнего контроля со стороны управляющих структур (ректората и учебного управления) и исключил бы тем самым причины возникновения конфликтных ситуаций. Для решения данной проблемы авторами используется понятие кредитного часа, но не в том его смысловом значении, которое существует в американских университетах, а модифицированном - применительно к системе расчета штатов для вузов, применяемой Минобразования и науки РФ. Т.е. здесь под кредитными понимаются часы учебных занятий, на проведение которых из федерального бюджета вузу выделяется кредит. Эти часы однозначно определены учебным планом и числом обучающихся студентов в академической группе и вузе в целом.
Исключение из рассмотрения собственно конкретной реализации этих часов, устраняет при формировании штатов и саму проблему.
Ниже приводится конкретная методика расчета штатного расписания вуза с применением понятия кредитного часа.
Основные положения
1. Число оплачиваемых из средств бюджета преподавателей вуза не зависит от конкретной реализации того или иного учебного плана подготовки бакалавров, специалистов, магистров и т.п., а определяется только по контингенту студентов, аспирантов и докторантов, на момент их зачисления в вуз.
2. Объем учебных занятий со студентами теоретически не может превышать объем часов, указанный в учебном плане подготовки, так как его превышение является нарушением государственного стандарта и преследуется по закону.
3. Все дисциплины учебного плана одинаково важны для подготовки выпускника.
4. Для изучения любой дисциплины может быть использован индивидуальный комплекс технических средств и организовано занятие в форме, адекватной лабораторной работе, применяемой при изучении технических дисциплин.
5. Текущий контроль успеваемости является одной из форм обратной связи в системе «учитель - обучаемый», поэтому он должен осуществляться непрерывно в процессе проведения занятий, так как в учебном плане не предусмотрены отдельные часы на проведение текущего контроля.
6. Для рубежного и итогового видов контроля, к которым относятся и прием зачетов по практике и итоговая аттестация выпускников, в учебном плане определены отдельные временные интервалы, вследствие чего распределение этой нагрузки среди преподавателей может быть унифицировано, поскольку унифицированы сами формы контроля.
7. В связи с отсутствием научно обоснованных данных о дифференциации и объективной оценке тяжести труда преподавателя в процессе проведения занятий различной формы (лекции, практические занятия, лабораторные занятия, консультации и т.п.) расчет учебной нагрузки преподавателя может проводиться только исходя из запланированного числа часов учебных занятий.
8. При существующей в вузе методике определения штатного расписания кафедр в качестве постоянной величины, фиксируемой Минобрнауки РФ по контингенту студентов и аспирантов, принимается количество штатных единиц ППС на университет в целом, не зависящее, как указано выше, от способов реализации учебного плана подготовки. Затем определяется суммарная учебная нагрузка по университету в целом, исходя из конкретных учебных планов и приказа о закреплении конкретных дисциплин за конкретными кафедрами. После этого общеуниверситетская нагрузка делится на число штатных единиц всего университета и получается усредненная нагрузка на одного преподавателя вуза. Последним шагом в расчете штата кафедры (факультета) является деление суммарной нагрузки кафедры на среднюю нагрузку одного преподавателя.
9. При вышеуказанной методике расчета штатов все импульсы самоорганизации приводят увеличению нагрузки на преподавателя.
Исходные данные:
1. На 8 человек студентов, зачисленных для обучения на дневную форму, вузу выделяется 1 ставка преподавателя. (На настоящий момент это число студентов различно для различных вузов, но здесь оно необходимо исключительно для иллюстрации методики. Каждый конкретный планировщик штатного расписания может использовать свои данные, например 10 или 12 студентгов на одного преподавателя.)
2. На 12 аспирантов или докторантов, зачисленных в очную аспирантуру вузу выделяется 1 ставка преподавателя.
3. На 35 студентов заочного отделения вузу выделяется 1 ставка преподавателя и одна ставка на 15 студентов вечернего отделения.
4. Вузу не выделяются штаты на подготовку магистров.
5. Объем учебных занятий за 4,5 года обучения по дневной форме (не учитывается 0,5 года дипломирования) составляет по госстандарту около 8260 часов. Из них 2750 часов выделяется на СРС, т.е. эти часы не могут быть использованы преподавателями для контакта со студентами в виде учебного занятия. Таким образом, объем часов на подготовку специалиста в форме аудиторных занятий составляет 5510 часов, что соответствует 1310 часов в год, 32 часа в неделю и, соответственно, 5,3 часа в день. Это - максимально возможная учебная нагрузка на преподавателя при составе учебной группы в 8 чел (без учета затрат на итоговую и выпускную аттестации).
6. По закону о высшем и послевузовском образовании учебная нагрузка не может превышать 900 часов в год, поэтому создание в вузе учебных групп по 8 чел. недопустимо, и за базовую учебную группу ведущие вузы страны принимают группу из 16 человек, а менее продвинутые, как это принято повсеместно, группу из 24 человек.
7. При комплектовании групп по 16 чел. в каждой, максимально возможная учебная нагрузка на преподавателя, в соответствии с учебным планом, теоретически не может превысить 655 часов в год, (65,5 часов в месяц, 16 час. в неделю и, соответственно, 2,7 часа в день). Единственно возможная добавка - это часы, выделяемые на итоговый контроль и выпускную аттестацию. Их сумма легко определяется, исходя из числа экзаменов, (не более 10 в год) и норм времени на выпускную аттестацию. Поскольку на выпускную аттестацию преподавателям выделяется 35 часов на выпускника, на группу в 16 чел. это составляет 460 часов, т.е. примерно 100 часов в год. При норме 0,5 часа на студента для проведения одного экзамена получаем еще одну добавку на группу студентов - 80 часов в год. Таким образом, при комплектовании групп по 16 человек и проведения занятий только с одной группой (без организации потоков из двух и более групп), что соответствует максимально возможной нагрузке преподавателя вуза, эта нагрузка составит 825 часов в год. При этом абсолютно не важно, с точки зрения часовой нагрузки, какой вид занятия используется: лекция, лекционно-практическое занятие, семинар, лабораторная работа, тренинг и т.п.) При комплектовании групп по 24 чел. максимально достижимая нагрузка составит соответственно 527 часов в год, 13 - в неделю и 2,2 часа - в день.
Промежуточные выводы.
1. Проблемы высокой учебной нагрузки в вузе реально нет, есть неадекватная реалиям система ее расчета, маскирующая действительность. Это легко увидеть, анализируя материалы к расписанию и личные карточки-расписания преподавателей, из которых следует, что реальная учебная нагрузка преподавателей вуза составляет в настоящее время в среднем не более 400 часов в год с учетом всех видов контроля.
2. Введение выпускающими кафедрами большого числа занятий лабораторного типа, вообще говоря, отнюдь не является злом, а соответствует основным - на настоящий момент самым прогрессивным идеям системы РИТМ и концепции личностно-ориентированного образования.
3. Введение в вузах так называемых индивидуальных занятий преподавателя со студентами по сути представляло собой чисто политическую акцию, приведшую к возможности создания иллюзорной нагрузки и к резкому снижению качества подготовки инженерных кадров за счет уменьшения реальной работы преподавателей со студентами по вузу в целом. Можно указать лишь чрезвычайно малое число ка-
федр, где эти «индивидуальные» занятия не были немедленно переведены по содержанию и методике проведения в разряд самостоятельной работы студентов с упразднением, тем самым, этого количества часов именно учебной работы.
4. Разрешение проблемной ситуации в вопросе формирования штатного расписания вуза можно осуществить путем введения понятия кредитных часов, т.е. часов учебных занятий, на проведение которых из федерального бюджета вузу выделяется кредит. Эти часы однозначно определены, как это показано выше, учебным планом и числом обучающихся студентов в академической группе и вузе в целом. Исключение из рассмотрения собственно конкретной реализации этих часов, устраняет при формировании штатов и саму проблему.
Методика введения кредитного часа для расчета и реализации штатного расписания в вузе может быть следующей.
1. Приказом ректора фиксируется число студентов в академической учебной группе на момент ее формирования в процессе приема на первый курс. Предлагается - 24 человека. Эта цифра ограничивает сверху возможную учебную нагрузку преподавателя вуза на уровне 527 часов в год. Снижение контингента студентов в конкретной группе за счет «отсева» в дальнейших расчетах нужно учитывать только по разделам «итоговый контроль» и «выпускная аттестация». Для студентов безотрывных форм обучения к этим разделам нужно добавить и промежуточный контроль в виде контрольных работ.
2. Кредитный час определяется как один академический час аудиторной работы преподавателя с группой студентов из 24 чел. Число кредитных часов, выделяемых для подготовки специалистов по конкретной специальности (также и бакалавров и магистров), равно общему числу аудиторных часов, указанных в учебном плане, (т.е. без учета числа часов на самостоятельную работу студентов) умноженному на число академических учебных групп по 24 чел. Это число групп, применяемое для определения кредитных часов, может быть по соглашению и дробным в случае, когда число студентов, обучающихся данной специальности, не кратно 24 из-за результатов отсева или перенабора. Также определяется и число кредитных часов, выделяемых для изучения конкретной дисциплины. (Можно было бы под кредитным часом понимать один час учебной работы в неделю, но при этом неизбежно возникают добавочные арифметические операции при определении нагрузки, лишние причины появления ошибок и, как следствие, непонимание действий администрации.)
3. Нагрузка конкретной кафедры и факультета определяется как сумма кредитных часов, переданных соответствующему подразделению для реализации в виде учебного процесса согласно приказу ректора о закреплении учебных дисциплин за кафедрами, а следовательно, и за факультетами.
4. Форма реализации кредитных часов (по видам занятий) осуществляется согласно учебному плану, который в соответствии с уставом вуза предлагается выпускающей кафедрой, согласовывается с деканами факультетов, участвующих в реализации плана и фиксируется приказом ректора после рекомендации ученого совета.
5. В этой схеме острыми вопросами остаются - формирование потоков из нескольких групп, что позволяет существенно снизить реальное число учебных часов, проводимых преподавателями со студентами, и защита от «вымывания» из учебных планов лабораторных занятий, проводимых с подгруппами из 12 чел., которые напротив приводят к росту нагрузки.
Первый вопрос о регламентации формирования потоков можно решить административным воздействием со стороны учебного управления, в котором будут учтены интересы всех кафедр, исходя из наличного аудиторного фонда. Можно пред-
ложить и более демократический подход - распределить фонд поточных аудиторий среди факультетов в соответствии с количеством обучаемых студентов и предложить факультетам самим решить какие курсы, в каких потоках читать. Здесь и возникнет, наконец, мотивационная база для «оживления» давно логически обоснованной идеи интеграции деятельности кафедр в рамках направлений подготовки бакалавриата. Для того, чтобы эта идея материализовалась, нельзя вводить при расчете штатов коэффициенты, снижающие количество кредитных часов кафедры при создании лекционных потоков. Жизнь преподавателей и без того нелегка, тем более, что прочесть лекцию в потоке гораздо сложнее чем перед группой в 24 человека.
Вопрос о вымывании лабораторных работ из учебных планов можно легко решить, напомнив о нижней границе объема учебной нагрузки, определенной законом о высшем и послевузовском образовании, т.е. путем введения приказом ректора этого официального нижнего предела, при переходе которого в сторону уменьшения нужно будет снижать заработную плату. Поскольку снижение нагрузки за счет лекций в потоке будет значительным, ее компенсация за счет лабораторных работ будет необходимостью.
Д.С. Никулина, Д.В. Аднодворцев
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА АЛЕКСИТИМИИ У СУБЪЕКТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ТРУДОГОЛИЗМА
В настоящее время в России интенсивно развивается рыночная экономика, растет количество частных предприятий и фирм, а также увеличивается доля лиц, занятых в деятельности различных государственных и частных организаций. И современные руководители, менеджеры, администраторы все чаще сталкиваются с такой проблемой, как трудоголизм сотрудников, то есть определенная форма зависимости от работы. Работа в организации требует от индивида большой самоотдачи и вложения своих ресурсов в трудовую деятельность. Работа может превратиться в щит от страха и тревог, от внешнего воздействия, что приводит к повышенной зависимости человека от нее. Эта зависимость и называется трудоголизмом, а человек -трудоголиком. Сам термин "трудоголизм" (workaholisme) изобрел американец Уэйн Отс, соединивший слова "труд" (work) и "алкоголик" (alcoholic), чтобы подчеркнуть сходство между двумя видами зависимости. Современная психология и психиатрия склонны рассматривать его как одну из форм аддиктивного (зависимого) поведения. Существуют различные формы зависимостей (или так называемые аддикции - по [2]), которые разделяются на химические и нехимические. К нехимическим относятся: азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная, аддикция отношений, ра-ботогольная аддикция (трудоголизм), аддикция к трате денег и др. К промежуточным формам зависимостей относится зависимость от еды. К химическим формам зависимости можно авторы относят алкогольную и наркоманическую, а также токсикоманию [2]. При этом авторы склонны признавать, что в основе всех этих форм зависимости лежит единое ядро, так называемая аддиктивная уязвимость, то есть те индивидные, личностные, социальные и демографические характеристики, которые приводят к развитию аддиктивного поведения и предрасполагают его [2, 8, 6].
Сотрудники, которых можно охарактеризовать как трудоголиков, склонны добровольно брать на себя слишком много обязанностей, проводить на работе очень много времени, сокращать время перерывов, выходных, отпусков, контактировать с работой в свое личное время и т.д. Казалось бы, это должно вызывать лишь уважение и приносить несомненную пользу предприятию, в котором работает такой со-